Характерные особенности наукоемких отраслей.Их эффективность.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характерные особенности наукоемких отраслей.Их эффективность.



К наукоемким отраслям принято относить совокуп-ность организаций и производств, характеризую-щихся высоким динамизмом развития, уровнем конкурентоспособности выпускаемой продукции, являющихся носителями прогрессивных технологий и оказывающих комплексное влияние на развитие традиционных отраслей и сферы услуг, уровня жизни и сферы обитания, но, в свою очередь, зависящих от степени использования результатов разработок, проведенных в сопряженных научных исследованиях, и фазы цикла развития отрасли.

Наукоемким отраслям присущи следующие харак-терные особенности:

1. создают основу для использования новых технологий и прогрессивного оборудования в традиционных отраслях,;

2. являясь носителями новых форм организации производства, менеджмента и маркетинга, влияют на развитие традиционных отраслей; новые технологии принятия решений возникают, апро-бируются в наукоемких отраслях и передаются в традиционные;

3. обеспечивают развитие гибких, технологически прогрессивных отраслей, которые развиваются в соответствии со стратегическими направлениями развития экономики; комплекс таких стратегиче-ских отраслей становится двигателем экономиче-ского роста и формирует новый тип экономики;

4. не имеют постоянного состава – перечень наукоемких отраслей меняется в зависимости от степени зрелости применяемых технологий;

5. оказывают влияние на занятость населения – небольшое увеличение численности занятых в наукоемких отраслях вызывает кратное увеличе-ние численности занятых в сопряженных отраслях, производствах и сфере услуг. Этот эффект полу-чил название «круги на воде»;

6. отличаются от традиционных отраслей своей зависимостью от ресурсного обеспечения научных исследований, степенью использования накоп-ленного научного потенциала.

В соответствии с классификацией OECD (ОЭСР – организации экономического сотрудничества и развития) к высокотехнологичным отраслям относятся только 4 отрасли:

• аэрокосмическая;

• производство компьютерное и офисной техники;

• выпуск телекоммуникационного оборудования;

• фармацевтика.

Методы и критерии оценки круга наукоемких отраслей.

Для определения круга наукоемких отраслей необходима их оценка на основе совокупности качественных и количественных критериев.

Качественные критерии целесообразно определять исходя из связи наукоемких отраслей с другими отраслями, сферами производства и услуг, влияния на экономический рост, формирования мирового рынка научно-технической продукции. В зависимости от степени зрелости базовых технологий качественные характеристики, отличающие наукоемкие отрасли от традиционных, изменяются.

Несмотря на изменчивость круга наукоемких отраслей, можно выделить качественные крите-рии, по которым отрасли относят к наукоемким:

­ прогрессивность отрасли, ее способность определять стратегическое направление развития экономики в целом;

­ более высокие темпы развития по сравнению с базовыми отраслями;

­ ускоренный перелив инвестиций и рост занятых;

­ качественно новые технологии, применяемые в производстве, организации, менеджменте, марке-тинге, наукоемкой продукции;

­ комплексное влияние на развитие традиционных отраслей и сферы;

­ высокая конкурентоспособность выпускаемой продукции, расширение сегмента наукоемкой продукции на мировом рынке;

­ тесная зависимость от развития соответствую-щих научных направлений;

­ информационный ресурс является одним из важнейших при определении развития отрасли;

­ динамичность перечня наукоемких отраслей, зависимость от степени зрелости базовых техно-логий и фазы цикла развития отрасли.

При оценке наукоемких отраслей и продуктов используется такой показатель, как наукоем-кость.

Показатель наукоемкости может быть рассчитан двумя способами:

как отношение объема затрат на НИОКР к общему объему продаж:

где ННИОКР – показатель наукоемкости, рассчитанный по уровню интенсивности использования затрат на НИОКР;

ЗНИОКР – затраты на НИОКР;

ОР – объем продаж данной отрасли.

 как отношение численности научно-технических работников к общей численности занятых в отрас-ли:

где Нч.н.р. – показатель наукоемкости, рассчитанный по уровню концентрации научно-технических работ-ников в отрасли;

Чн.р. – численность научных и научно-технических работников в отрасли;

Чобщ – общая численность занятых в данной отрасли.Превышение этого показателя по сравне-нию с его средним значением по отрасли позволяет относить продукцию, производство или отрасль к наукоемким.

 

22.Тенденции в научной и инновационной сферах РБ.Таргетирование развития наукоемких отраслей.*

Таргетирование - процесс разработки и реали-зации комплекса мер, направленных на укрепле-ние конкурентоспособности промышленности на мировом и внутреннем рынках на основе создания условий для благоприятного развития стратегиче-ских отраслей.Таргетирование наукоемких отрас-лей призвано решить следующие задачи:

1. научно обосновать круг наукоемких отраслей, развитие которых имеет особое значение для экономики;

2. сконцентрировать полученные из разных источников финансовые средства, привлечь инвесторов для развития этих отраслей;

3. снизить степень риска вложений средств для частных предпринимателей, разрабатывающих и производящих высокотехнологичную продукцию.

Целью таргетирования является формирование условий, при которых проведение структурной перестройки позволит наукоемким отраслям стать источником, «исходной точкой» роста традицион-ных отраслей и сферы услуг, создать развитый экспортный потенциал, обеспечить воспроизвод-ство на новом технологическом уровне.

Политика таргетирования наукоемких отраслей должна проводиться с учетом особенностей моделей развития каждой из отраслей. Важным в политике является акцент на формировании системы мер по созданию благоприятных условий для вложения частных инвестиций и разделения повышенного риска с государственными и другими специальными структурами.

Анализ мирового опыта показывает, что таргети-рование должно быть направлено на обеспечение реализации основных условий и движущих сил развития экономики, таких как:

• разработка страной национальной инновацион-ной стратегии и следование ей в рамках обозна-ченного мотивационного механизма, способству-ющего высокотехнологичному росту экономики;

• развитие привлекательности страны для ино-странных инвесторов и снижение возможных рисков для их вложений;

• наличие в стране социально-экономической инфраструктуры и особенно высокого уровня образования населения;

• создание высокой технологической инфра-структуры (количество, размеры и уровень науч-но-исследовательских организаций и опытных кадров, их способность генерировать и реализо-вывать научные идеи)

 

23.

24.Инновационные бизнес-инкубаторы: их характеристика, цель создания, модели развития.*

Инкубаторы предназначены для создания благоприятных условий для находящихся на стадии возникновения и становления новых инновацион-ных организаций, оказания им помощи на самых ранних стадиях их развития путем предоставления информационных, консультационных услуг, аренды помещения и оборудования, других услуг.

Инкубатор занимает, как правило, одно или несколько зданий. Инкубаторы также часто называют инновационными центрами. Создаются они как один из компонентов научного парка, его начальная ступень, но бывает, что организацией инкубатора дело и заканчивается.

 

Инкубационный период организации клиента длится обычно от 2 до 5 лет, после чего инно-вационная организация покидает инкубатор и начинает самостоятельную деятельность.

Свое предназначение инкубатор бизнеса осуществляет посредством выполнения следующих функций:

1. обеспечение систем поддержки организаций за счет оказания:

­ материальной поддержки (осязаемой) – на льготных условиях аренда помещений, лабора-торий, оборудования, опытного производства, консультационных, рекламных, информационных услуг;

­ нематериальной (неосязаемой) поддержки – обеспечение доступа начинающих малых органи-заций к интеллектуальному потенциалу универси-тета, полезным связям с органами власти, крупными корпорациями, рекомендации и гарантии доступа к финансовым источникам.

2. достижение успешной стратегии коммерци-ализации рисковой технологии. Инкубатор, за счет создания тепличных условий на начальном этапе становления организации, должен подготовить ее к действиям в рыночных условиях. и контракты.

3. бизнес-образовательная функция. Обучение в свободной обстановке или организация бесплатных семинаров, обеспечение условий для овладения практическими навыками бизнеса студентами и выпускниками университета.

три модели бизнес-инкубаторов.

Отличительной особенностью бизнес-инкубаторв 1-го поколения было то, что они представляли собой некоммерческие, бесприбыльные организации.

Цели создания инкубаторов 2-го поколения сместились в сторону коммерциализации иссле-дований и разработок, обеспечения трансфера знаний и технологий, обеспечения конкуренто-способности в региональном и национальном масштабе. В рамках 2-го поколения начался переход к специализированным инкубаторам.

Отличительной особенностью инкубаторов 3-го поколения является их ориентация не просто на самоокупаемость, а на производство прибыли.

Виртуальный инкубатор – это новая форма «инкубационного метода выращивания» малых организаций, основанная на применении совре-менных информационных технологий, и позволяющая организовать содействие развитию бизнеса, и в первую очередь начинающего, в малых городах, совмещая традиционные услуги бизнес-инкубации с Интернет-ресурсами и неограниченными возможностями глобальной сети. Кроме того, создание такого инкубатора сопряжено с намного более скромными инвестициями. Вирту-альный бизнес-инкубатор представляет собой сочетание одновременно консалтинговой органи-зации, предоставляющей важные услуги начинающему бизнесу и управляющей компании, которые «опекают» поддерживаемые организа-ции.

Инкубаторы бизнеса могут функционировать и вне технопарков как самостоятельно существующие организации. В этом случае между этими иннова-ционными структурами можно выделить ряд отличительных особенностей:

• инкубаторы бизнеса поддерживают исклю-чительно вновь создаваемые и находящиеся на ранней стадии развития организации;

• если технопарки предназначены для поддержки только инновационной технологической деятельно-сти, то инкубаторы могут создаваться и для традиционных отраслей и видов деятельности (сельского хозяйства, искусства);

• инкубаторы поддерживают не только организа-ции высоких технологий, но и малый бизнес самого широкого спектра;

• инкубаторы не имеют земли, а, следовательно, и программ привлечения на нее филиалов и представительств крупных корпораций, сдачи в аренду участков под строительство офисов и др. помещений самими клиентскими организациями;

• политика постоянного обновления клиентов в них соблюдается жестче, чем в технопарках.

 

 

25.

 

26.

27.Кластеры: понятие, сущность и их влияние на конкурентоспособность экономики. *

Кластер представляет собой группу географиче-ски локализованных взаимосвязанных компаний, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений и других организаций, взаи-модополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Наиболее развитые кластеры имеют пять принципиальных характеристик: 1.Наличие конкурентоспособных предприятий. 2. Наличие связей и взаимодействия между участни-ками кластеров.3.Географическая концентрация и близость. 4.Широкий набор участников и наличие «критической массы». 5.Наличие в регионе конкурентных преимуществ для развития кластера. Концепция кластеров к\спос-ых отраслей объясняет формир-ие преим-в нац-ной эк-ки за счет того, что 1 конкурентоспос-ая отрасль помо-гает созданию др. отраслей за сч. взаимоукреп-ляющихся связей с целью выпуска конкуренто-спос-ой прод-ии, услуг.При формировании кла-стера осн. отрасль, цель кот.- создать конкурен-тосп-уюпрод-ию, выступает самым требователь-ным контролёром при использ-ии сырья, матер-ов, услуг,предост-х др.отраслями и произв-ми, т.к. предпр-ия и отрасли, вход-ие в кластер имеют общую цель, у них активно распр-сяновыетехнологии, новые модели мен-та и маркетинга, идёт активный обмен результатами НИОКР. 1. Повышение производительности и конкурентоспособности компаний и секторов экономики. 2. повышение инновационного потен-циала. 3. повышение конкурентоспособности и экономическое развитие регионов. 4. С точки зрения социально-экономического развития регионов развитие кластеров положительно влияет на уровень и структуру занятости, уровень заработной платы в регионе.

 

 

28. Технологический трансфер: понятие, роль и место в инновационном процессе.*

Трансфер технологий может быть определен как движение технологических возможностей от поставщика к потенциальным потребителям. Термин же «трансфер» предполагает не только передачу информации о новшестве, но и ее освоение при активном позитивном участии и источника этой информации (например, автора изобретения), и реципиента, приемника и реали-затора информации о новой технологии, и конеч-ного пользователя продукта, производимого с помощью этой технологии.

Поэтому основной акцент при трансфере техноло-гии делается не столько на технологии как таковой, сколько на субъектах – участниках этого процесса.

Первичное различие между трансфером и ком-мерциализацией выражается в следующем:

1. коммерциализация технологии предполагает обязательное получение прибыли и не обязательно связана с подключением третьих лиц (кроме источника технологии и конечного пользователя);

2. трансфер технологии предполагает обязатель-ную передачу технологии реципиенту, который и осуществляет ее промышленное освоение, но это не обязательно связано с извлечением прибыли, как источником технологии, так и ее реципиентом (в частности, это относится к экологическим технологиям).

Технологический трансфер можно опре-делить как систему экономических отношений, обуславливающих превращение технологии, разработанной в одной организации, в коммерческий продукт или процесс, используемый другой организацией.

Формы трансфера технологий могут быть следую-щими:

­ передача патентов на изобретения;

­ патентное лицензирование;

­ торговля беспатентными изобретениями;

­ передача технической документации;

­ передача ноу-хау;

­ передача технологических сведений, сопут-ствующих приобретению или аренде (лизингу) оборудования и машин;

­ информационный обмен в персональных кон-тактах на семинарах, симпозиумах, выставках и т.п.;

­ инжиниринг;

­ научные исследования и разработки при обмене учеными и специалистами;

­ проведение различными организациями сов-местных исследований и разработок;

­ организация совместного производства и/или совместных предприятий.

Процесс, в ходе которого в результате фундамен-тальных и прикладных исследований в универси-тетах и научно-исследовательских институтах, приобретается ноу-хау, которое впоследствии переводится в промышленные организации и внедряется как продукт или процесс, получил название «классического» технологического трансфера.

Если поставщик и покупатель знают своих потен-циальных партнеров и информированы об их интересах и предложениях, то контакт между поставщиком и покупателем может быть прямым. Такая форма трансфера называется прямой.

Встречаются следующие формы прямого техноло-гического трансфера:

• от университетов – промышленным организа-циям;

• от НИИ – промышленным организациям;

• личный технологический трансфер при найме персонала;

• обмен между промышленными организациями и их филиалами путем заказов и доставок;

• между сотрудничающими промышленными организациями, когда последние формируют стратегические объединения;

• от учреждений технологического трансфера – промышленным организациям;

• ярмарки, выставки, съезды.

По степени участия сторон в технологическом трансфере моно выделить:

• активную передачу, когда между передающей и принимающей стороной обязательно выступает посредником какая-либо нейтральная организация, которая берет на себя обязанности помочь передающему найти более выгодного покупателя технологии;

• пассивную передачу, когда производитель технологии сам ищет себе партнера, беря на себя все риски, как инициирования инноваций, так и их коммерческой реализации.

Передача технологий — не единовременный акт, а растянутый во времени процесс, включающий четыре стадии:

1. осознание, на которой нужно найти ответы на вопрос: какова технология и имеет ли она потен-циальное применение?;

2. изучение – рассматриваются аргументы «за» и «против» технологии, определяются альтернативы;

3. развитие – изучаются необходимые модифика-ции, определяется соотношение ожидаемых затрат и результатов;

4. эксплуатация – оценивается соотношение реальных затрат и результатов.

С точки зрения коммерциализации и ожидаемого эффекта рассматривают некоммерческий и ком-мерческий трансфер технологий.

Некоммерческий трансфер технологий чаще всего используется в области научных исследований фундаментального характера. Он обычно сопро-вождается небольшими расходами (особенно валютными) и может поддерживаться как по государственной линии, так и на основе деловых и личных контактов. Такой трансфер осуществляется свободно и не нуждается в договорно-правовом оформлении и регламентации.

Объектами некоммерческого трансфера технологий являются:

• свободная научно-техническая информация (научно-техническая и учебная литература спра-вочники, обзоры, стандарты, описания патентов, каталоги, проспекты и т.п.);

• международные конференции, сессии, симпо-зиумы, выставки;

• обучение и стажировка ученых и специалистов на безвозмездной основе или на условиях пари-тетного возмещения расходов сторонами;

Коммерческий трансфер технологий оформляется в виде договора – лицензионного, о научно-техническом сотрудничестве, о совместном произ-водстве, о купле-продаже.

Объектами коммерческого трансфера технологий являются:

• объекты промышленной собственности (патенты на изобретения, свидетельства на промышленные образцы и на полезные модели), за исключением товарных знаков, знаков обслуживания и коммерческих наименований, если они не являют-ся частью сделок по передаче технологии.

• ноу-хау и технический опыт в виде технико-экономических обоснований, моделей, образцов, инструкций, чертежей, спецификаций, технологи-ческого инструмента, услуг консультантов (инжи-ниринг) и подготовки кадров.

• технические и технологические знания и опыт.

К особенностям коммерческого трансфера техно-логий относятся:

1. высокая степень монополизации, поддержи-ваемая принятой системой охраны прав про-мышленной собственности;

2. слабость позиции покупателя (в отличие от потребительского рынка – это рынок продавца);

3. высокая норма прибыли (большая разница

 

 

29.

30.

31.

32.Интеллектуальная собственность: понятие и характерные особенности.*

Инновации как конечный результат творческого труда, получивший реализацию в новой продукции или технологии, т.е. как творение человеческого интеллекта, являются объектами интеллектуальной собственности.

Собирательное понятие интеллектуальная собственность (от латинского термина «intellectus» – «понимание», «познание») подразумевает исключительное право владеть и распоряжаться определенной формой собственности, связанной с результатами интеллектуальной деятельности физического или юридического лица в области науки, технологий, производства и пр., обеспечивающее их владельцу или пользователю определенные экономические выгоды.

Например, интеллектуальная собственность на стадии фундаментальных и поисковых исследова-ний выступает в форме новых научных знаний, теорий, научных открытий и т.п., объединенных понятием результата научной деятельности.

Результатом научной или интеллектуальной деятельности человека является интеллектуальный продукт. Он может быть представлен в виде научного отчета, полезной модели, рационализа-торского предложения, нового сорта растений и т.д. Использование интеллектуального продукта в деятельности организации, т.е. введение его в экономический (хозяйственный) оборот, предпо-лагает оформление отношений собственности. Документ о принадлежности интеллектуального продукта юридическому или физическому лицу выдается в соответствии с действующим законо-дательством.

С позиций законодательства интеллектуальной собственностью признается право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ или услуг.

Своеобразие объектов интеллектуальной соб-ственности заключается в следующем:

1. интеллектуальная собственность устанавливает правовой режим охраны нематериальных объек-тов, позволяя обладателю права вводить объект в экономический оборот;

2. результаты интеллектуальной собственности не уничтожаются в процессе потребления, не под-вергаются амортизации, физическому износу;

3. интеллектуальная собственность не является одним из видов собственности в классическом ее понимании;

4. для объектов интеллектуальной собственности механизмы возникновения исключительных прав, способы их фиксации и правовой охраны различ-ны.

Исходя из последней особенности, интеллекту-альная собственность включает несколько специ-альных правовых отраслей:

• патентное право;

• право на средства индивидуализации участников экономического оборота и производимой ими продукции (работ, услуг), включая фирменные наименования, наименования мест происхождения товаров, товарные знаки и знаки обслуживания;

• авторское право и правовой режим засекречи-вания (ноу-хау).

 

33.

34. методы оценки стоимости объектов интеллектуальной собственности. Роялти и паушальный платеж..*

Объект интеллектуальной собственности (ОИС) представляет собой материализованный результат интеллектуальной деятельности. ОИС по форме является вещью и охраняется вещественным правом, по содержанию – результатом интеллек-туальной деятельности человека, охраняемым исключительным правом. Большинство объектов интеллектуальной собственности охраняется одновременно исключительным и вещественным правом.

Интеллектуальная собственность, объектами которой могут выступать результаты инновацион-ной деятельности, делится на несколько состав-ляющих:

Под промышленной собственностью понима-ется та часть интеллектуальной собственности, которая относится к научно-техническим творениям человека. «Промышленная собственность» – это юридическое понятие, установленное Парижской конвенцией по охране промышленной собственности (ст. 1), и охватывает права на такие нематериальные объекты, как изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения или наименования места происхождения товара и др.

Наиболее распространенными объектами про-мышленной собственности являются изобретения, полезные модели и промышленные образцы.

Изобретением признается техническое решение в любой области, относящееся к продукту (устройство, вещество, штамм микроорганизма, культура клеток растений или животных) или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств).

Правовая охрана изобретения осуществляется с помощью патента – документа, удостоверяющего авторство изобретения и предоставляющего его владельцу исключительное (монопольное) право на использование изобретения в течение срока 20 лет (ст. 1 Закона Республики Беларусь «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы»).

Обладание патентом означает, что никто не имеет права использовать данную интеллектуальную собственность (изобретение) без согласия вла-дельца патента, а согласие может даваться путем выдачи лицензии.

Чтобы изобретению предоставлялась правовая охрана, оно должно отвечать следующим крите-риям: быть новым, иметь изобретательский уровень, быть промышленно применимым.

К изобретениям не относятся:

• открытия,

• научные теории и математические методы;

• решения, касающиеся только внешнего вида изделий и направленные на удовлетворение эстетических потребностей;

• правила и методы игр, интеллектуальной или хозяйственной деятельности;

• программы для ЭВМ.

Не предоставляется правовая охрана в качестве изобретения сортам растений, породам животных; топологиям интегральных микросхем; решениям, противоречащим общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Полезной моделью признается техническое решение, относящееся к устройствам и являющее-ся новым и промышленно применимым. Полезная модель признается соответствующей условиям патентоспособности, если она является новой и промышленно применимой.

Промышленным образцом признается художественное или художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид и являющееся новым и оригинальным (ст. 4 Закона Республики Беларусь «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы»).

Патент выдается на новые, оригинальные и промышленно применимые (поддающиеся много-кратному воспроизведению) образцы.

Промышленный образец признается новым, если совокупность его существенных признаков неиз-вестна из сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета промышленного образца. Промышленный образец признается ориги-нальным, если его существенные признаки обу-словливают творческий характер особенностей изделия.

В управлении инновационными процессами все большее значение приобретают вопросы защиты таких объектов промышленной собственности как товарные знаки и знаки обслуживания, а также фирменные наименования.

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслужи-вания» товарным знаком (знаком обслужива-ния) является обозначение, способствующее отличию товаров или услуг одних юридических или физических лиц от однородных товаров или услуг других юридических или физических лиц.

В качестве товарных знаков могут быть зареги-стрированы словесные, буквенные, изобразитель-ные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Словесный товарный знак в особом графическом изображении называется логотипом.

Организация может владеть несколькими товар-ными знаками и использовать их для идентифи-кации различных классов своей продукции. При этом каждая организация имеет специальное наименование, так называемое фирменное наименование, которое состоит из двух частей: произвольной части, являющейся собственно наименованием, и обязательной части, которая однозначно определяет его организационно-правовую форму.

Исключительное право на фирменное наименова-ние возникает в момент регистрации юридического лица. Право на фирменное наименование относится к числу имущественных прав, оно не может быть отделено от субъекта хозяйствования. Поэтому невозможно продажа фирменного наиме-нования без продажи самой организации.

Наряду с промышленной собственностью важной составляющей интеллектуальной собственности является авторское право. Правовая защита результатов инновационной деятельности, которые представляют собой произведения науки, литературы и искусства независимо от их назна-чения и достоинств, способа выражения осу-ществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных пра-вах». В соответствии со статьями 6, 7 данного закона авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, находящиеся в какой-либо объективной форме. Объектами авторского права являются:

• литературные произведения (включая компью-терные программы и базы данных);

• научные произведения (статьи, монографии, отчеты);

• драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

• хореографические произведения и пантомимы;

• музыкальные произведения с текстом или без текста;

• аудиовизуальные произведения;

• произведения живописи, графики, скульптуры и другие произведения изобразительного искусства;

• произведения декоративно-прикладного искус-ства;

• произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

• фотографические произведения;

• карты, планы, эскизы и иные произведения, относящиеся к архитектуре, географии, топогра-фии, другим наукам и технике;

• другие произведения.

Субъектами смежных прав являются исполнители, производители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания.

Авторское право не распространяется на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, систе-мы, способы, предлагаемые решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, официальные документы, государственные символы и знаки, произведения народного творчества.

Следует помнить, что авторское право на произ-ведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено.

Автору произведения принадлежат:

1) личные неимущественные права – право авторства; право на имя; право на неприкосно-венность произведения; право на обнародование произведения;

2) имущественные права – право на распростра-нение произведения, его воспроизведение, импорт, публичное исполнение, право на передачу в эфир.

Документированная информация, доступ к которой ограничивается, называется конфиденци-альной информацией. Особое место среди различных вдов конфиденциальной информации занимают ноу-хау.

Особым объектом правовой защиты является ноу-хау (ноу-хау – от англ. know-how, букв, «знаю, как») – техническая и коммерческая информация (сведения производственного, технического, экономического, организационного и другого характера), которая не является общеизвестной, защищается ее обладателей от свободного доступа посторонних (представляет собой коммерческую тайну) и обещает при использовании дополнительный доход

Понятие ноу-хау можно разделить на две основные составляющие:

• промышленные секреты (или секреты произ-водства) – конфиденциальная информация о производственных способах, методах, процессах);

• коммерческие секреты – конфиденциальная информация о способах и методах осуществления коммерческих операций (способы организации продаж, методах проведений рекламы, найма персонала и т.д.).

Специфической особенностью объектов интеллек-туальной собственности является их двойственный характер. С одной стороны, ОИС имеют вещественную форму (промышленный образец, товарный знак), которая имеет стоимость. С другой стороны ОИС имеет правовой статус, выраженный в форме патента, свидетельства, договора, которые также имеют стоимость и являются потенциальным источником дохода от использования имущественных прав. ОИС в составе активов организации могут быть учетной единицей имущественных прав в стоимостной оценке.

35.

 

36. Венчурная деятельность: сущность, субъекты, особенности.*

Венчурное предпринимательство зародилось в США в 30-40-е гг. ХХ века, когда в качестве венчурных инвесторов выступали состоятельные люди, вкладывающие собственные средства в начинающийся или расширяющийся бизнес.

В современной экономике венчурная деятельность представляет собой мощную мировую индустрию и зарекомендовала себя как один из наиболее действенных инструментов поддержки и развития реального сектора экономики.

Основная цель деятельности венчурных организа-ций состоит в аккумулировании средств инвесторов для последующего инвестирования в высоко-доходные проекты.

Название «венчурный» происходит от англ. venture – рискованное предприятие или начинание. Отсюда венчур – небольшая коммерческая научно-техническая организация, специализиру-ющаяся на создании, освоении в производстве и внедрении новых видов продукции, применении новых технологий. Характерным для нее является использование нововведений, реализация много-обещающих, но рискованных проектов, быстрое обновление оборудования и частая смена выпус-каемой продукции.

Венчурные организации – небольшие органи-зации, создаваемые для апробации, доработки и доведения до промышленной реализации риско-ванных новаций. Распространены в наукоемких отраслях экономики, где специализируются на проведении научных исследований и инженерных разработках. Создаются обычно на договорной основе на средства нескольких юридических (физических) лиц либо на инвестиции крупных компаний, банков. Операции, осуществляемые венчурными фирмами (организациями), связаны в основном с кредитованием и финансированием научно-технических разработок и изобретений и характеризуются повышенной степенью риска .

Финансовые ресурсы, которые инвестируются в венчурные организации с высокой долей риска и, как правило, на достаточно длительный срок, представляют собой венчурный капитал.

Венчурный капитал – инвестиции в венчурные (рисковые) проекты освоения новых технологий, видов продукции или услуг. Их принципиальная особенность заключается в необязательности возврата. Первоначальным источником венчурного капитала служат личные сбережения учредителей и займы. Главный стимул финансирования – получение вкладчиком учредительного дохода, доли прибыли от реализации идеи, проекта.

Венчурная деятельность – это деятельность по финансированию и реализации венчурных проектов. Венчурная деятельность – это сложный процесс, в который включается:

1. деятельность венчурных фондов по аккумули-рованию средств индивидуальных инвесторов и по инвестировании. Этих ресурсов в реализацию венчурных проектов;

2. деятельность предпринимателей и венчурных фирм по реализации венчурных проектов, профи-нансированных венчурным фондом.

Целью венчурной деятельности является получение высокого дохода от инвестиций, который обычно инвесторы получают не в виде дивидендов, а в виде возврата инвестиций при продаже после нескольких лет успешного развития своей доли в венчурной фирме партнерам по бизнесу, на открытом рынке или крупной компании, рабо-тающей в той же области.

Венчурный проект – это проект, направленный на разработку, создание, реализацию новых идей, нового продукта, новой технологии, техники и др., являющийся разновидностью инновационных проектов, обладающий очень высокой степенью новизны и повышенным уровнем риска его реали-зации.

Среди других инновационных проектов венчурный проект выделяется следующими характерными признаками:

1. очень высокая степень новизны используемых решений;

2. повышенный риск реализации;

3. срок реализации

Венчурное инвестирование является наиболее действенным механизмом финансирования высо-котехнологичных инновационных проектов, которые, с одной стороны, сопряжены с высокими рисками, а с другой, могут приносить очень высокую прибыль.

Субъектами венчурной деятельности выступают:



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.71.247 (0.031 с.)