Финансирование венчурной деятельно-сти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансирование венчурной деятельно-сти



При венчурном финансировании финансовые организации выступают в роли участников финан-сируемого проекта, и их успех (или убытки) зависит от успеха (или неудачи) реализации проекта.

Механизм финансирования венчурной деятельно-сти принципиально отличается от традиционного механизма принятия решений, что выражается в следующих особенностях:

• при венчурном финансировании заранее учитывается возможность необязательного воз-врата финансовых средств;

• венчурное финансирование направлено пре-имущественно на малый бизнес, как наиболее мобильно развивающийся сектор экономики;

• предметом венчурного финансирования в большинстве случаев являются высокотехноло-гичные инновации, производство наукоемкой продукции.

Венчурному финансированию присущи следующие ключевые черты:

1. высокая степень рисков инвесторов;

2. средний и длительный срок вложений, но не стратегический;

3. высокий доход от инвестиций в форме прироста капитала, а не в виде дивидендов;

4. отсутствие гарантий (залога, заклада) для инвестора;

5. объектом являются малые и средние инноваци-онные организации, имеющие высокий потенциал роста;

6. инвестирование осуществляется через специ-ально созданный венчурный фонд, который организуется и возглавляется венчурным капита-листом;

7. непосредственное управление инвестициями осуществляется посредником – венчурным капи-талистом, который не рискует собственными средствами;

8. возврат инвестиций осуществляется при выходе предприятия на фондовый рынок с акциями, как правило, путем продажи инвестором своей доли акций с наращенной стоимостью.

Посредниками между венчурными инвесторами и организациями, получающими финансовые сред-ства, выступают венчурные фонды.

Венчурные фонды – это финансовые посредни-ки, аккумулирующие средства инвесторов, и предоставляющие их на долевой основе венчурным организациям, с целью инвестирования в проекты с повышенным уровнем риска, основанные на новых технологиях и находящиеся на начальных стадиях существования.

Венчурные фонды могут являться юридическими лицами или объединениями венчурных инвесторов без образования юридического лица.

На этапе становления венчурной индустрии для привлечения частного капитала необходимо создание венчурных фондов с прямым долевым участием в них государства. Государственные средства, инвестируемые в венчурные фонды. Будут снижать риски частных инвесторов, входя-щих в эти фонды, и будут способствовать привле-чению частных средств в венчурную деятельность. Такая форма государственного содействия на начальной стадии становления венчурной индустрии признана одной из наиболее эффек-тивной практически во всех странах.

В общем виде можно выделить следующие типы венчурных фондов с участием государственных средств:

1. венчурные фонды, капитал которых полностью принадлежит государству;

2. государственно-частные венчурные фонды, в которых участвует как государственный, так и частный капитал, причем инициатива по созданию фонда принадлежит государству

 

 

39. Становление венчурной деятельности в Республике Беларусь.*

В республике имеется достаточный научно-технический потенциал, который создает хорошие предпосылки для создания венчурной индустрии. Несмотря на это Республика Беларусь значительно отстала от других стран в этом направлении. Как отмечают ряд авторов, основными причинами неразвитости венчурного предпринимательства являются следующие:

• отсутствие экономических стимулов для при-влечения прямых инвестиций в высокотехноло-гичный сектор;

• недостаточная государственная поддержка венчурного предпринимательства;

• правовые пробелы (отсутствие законодатель-ства, регулирующего деятельность венчурных организаций, фондов, институтов, инфраструкту-ры);

• недостаточное наличие квалифицированных кадров, необходимых для управления венчурными организациями, фондами и иными венчурными институтами;

• низкий уровень инвестиционной и инновацион-ной культуры предпринимателей;

• не стимулирующая создание венчурных орга-низаций налоговая среда;

• неразвитость инновационной инфраструктуры;

• неразвитость фондового рынка;

• низкая капитализация страхового и банковского сектора.

Основной преградой для развития венчурного инвестирования является отсутствие соответству-ющего законодательства. Оно должно определить, кто возьмет на себя риски в случае невыполнения проектов. В развитых странах эти риски берет на себя государство. Однако это противоречит действующему в республике закону о бюджете, который не предполагает рисков невозвращения средств, направляемых на финансирование проектов из республиканского бюджета.

О необходимости развития в Беларуси венчурной деятельности в последнее время было заявлено неоднократно. Свидетельством этого служит Указ Президента Республики Беларусь №1 от 03 января 2007 года, которым было утверждено Положение о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры, в котором впервые в белорусском законодательстве появилось понятие венчурной организации.

Проект Указа «О Белорусской венчурной компа-нии» предполагает учреждение фонда (БВК), основными задачами которого будет:

• финансовая поддержка венчурного инвестиро-вания,

• участие от имени государства в создании и управлении венчурными фондами с участием государственного капитала,

• контроль за целевым и эффективным использо-ванием государственного капитала в венчурной деятельности,

• содействие и поддержка развития предприни-мательства в сфере создания и производства высокотехнологичных товаров и услуг,

• содействие привлечению иностранных инве-стиций.

Капитал Белорусской венчурной компании будет первоначально сформирован за счет бюджетных средств. Белорусская венчурная компания, дей-ствуя как «фонд фондов», будет участвовать в уставном капитале иных венчурных компаний. Это позволит государству определять стратегию их деятельности при помощи рыночных механизмов.

Формировать венчурный капитал фондов, направ-ляемый на рисковые инвестиции, потенциально возможно также за счет:

• средств республиканского и местного бюджетов;

• финансовых ресурсов республиканских мини-стерств и ведомств;

• части прибыли Национального банка;

• доходов от приватизации государственной собственности;

• средств различных финансовых фондов, в том числе Белорусского инновационного фонда, а также пенсионных фондов;

• добровольно перечисляемой прибыли органи-заций, освобождаемой от налогов;

• добровольных пожертвований физических лиц;

• денежных средств зарубежных партнеров и международных организаций;

• поступлений от уставной деятельности венчур-ных фондов.

Создание национальной системы венчурного финансирования полностью соответствует миро-вым тенденциям инновационного развития. В результате создаваемый в республике рынок рисковых инвестиций должен базироваться на сосуществовании и взаимодействии двух основных субъектов: венчурных фондов и инновационных организаций.

Прямая государственная поддержка венчурного инновационного бизнеса принимает две формы: государственное инвестирование напрямую в инновационные компании и инвестирование государственных средств через фонд фондов в частные фонды. В нашей стране успех возможен, в первую очередь, благодаря фондовым механиз-мам.

Создание системы венчурного финансирования в Республике Беларусь соответствует мировым тенденциям инновационного развития, направлено на формирование Национальной инновационной системы и укрепление финансового рынка страны. Создание правовых и организационных условий для развития венчурного финансирования и венчурного предпринимательства является одним из направлений по достижению целей, реализации приоритетов инновационного развития Республики Беларусь в соответствии с Государственной программой инновационного развития республик Беларусь на 2007-2010 годы.

 

40.

41. Типы стратегий инновационного поведения организаций: виолентная, патиентная, эксплерентная, коммутантная *

инновационная стратегия – это взаимосвязанный комплекс действий по достижению поставленных целей для укрепления жизнеспособности органи-зации по отношению к ее конкурентам.

наиболее приемлемыми в условиях рыночных отношений являются наступательная, защитная, а также совмещенная (защитно-наступательная) стратегии.

Стратегическое поведение организаций-инноваторов в зависимости от их целей можно подразделить на четыре вида:

1) виолентное (силовое) поведение Фунда-ментальный источник сил организаций-виолентов — массовое производство продукции хорошего (среднего) качества по низким ценам. За счет этого обеспечивается большой запас конкуренто-способности.

Продукция виолентов обладает высоким каче-ством, связанным с высоким уровнем стандарти-зации, унификации и технологичности, низкими ценами, свойственными массовому производству. Их постоянная проблема – загрузка мощностей.

Их девиз: «дешево, но прилично» (но не «дорого и плохо»)

2) патиентное поведение заключается в приспособлении к узким сегментам широкого рынка (нишам) путем специализированного выпуска новой или модернизированной продукции с уникальными характеристиками. Патиентная (нишевая) стратегия типична для организаций, вставших на путь узкой специализации для ограниченного круга потребителей. Свои дорогие и высококачественные товары они адресуют тем, кого не устраивает обычная продукция. Они стремятся уклониться от прямой конкуренции с ведущими корпорациями. Эти организации (фир-мы) называют «хитрыми лисами» экономики.

Их девиз: «Дорого, зато хорошо».

3) эксплерентное поведениеОрганизации-эксплеренты – первопроходцы в поиске и реали-зации революционных решений. Они являются двигателями научно-технического прогресса.

Сила эксплерентов обусловлена внедрением принципиальных нововведений, прорывных инноваций, они извлекают выгоду из первона-чального присутствия на рынке с новым товаром, обладающим очень высокой конкурентоспособно-стью. Они в 85 случаях из 100 терпят крах, но за счет 15 случаев получают огромный технический, финансовый и моральный успех.

Девиз эксплерентов: «Лучше и дешевле, если получится».

4) коммутантное поведение, путь повышения потребительской ценности не за счет сверхвысо-кого качества (как у «патиента»), а за счет индивидуализации услуги. Коммутантная (соеди-няющая) стратегия преобладает при обычном бизнесе в местных (локальных) масштабах. Часто ориентирована на удовлетворение местных национальных потребностей. Сила местной не специализированной организации в ее лучшей приспособленности к удовлетворению небольших по объему (а нередко и кратковременных) нужд конкретного клиента.

Роль «серых мышей» в инновационном процессе двояка: они содействуют, с одной стороны, диф-фузии нововведений (содействуют продвижению новых продуктов и технологий, в массовом порядке создавая на их основе новые услуги), с другой – их рутинизации (за счет склонности к имитационной деятельности и за счет организации новых услуг на основе новых технологий). Инновационный процесс, таким образом, расширяется и ус-коряется.

Лозунг коммутантов: «Вы доплачиваете за то, что я решаю именно Ваши проблемы».

Анализ показывает, что труднее всего организаци-ям, придерживающимся стратегии эксплерента, так как им для выживания приходится одновремен-но повышать качество товаров и снижать себестои-мость. Чтобы удержаться в данном сегменте рынка при отсутствии возможности совершенствования технологии или организации производства, органи-зации часто приходится идти на снижение цены товара и уменьшение доли прибыли. Коммутанты и патиенты при сохранении на прежнем уровне затрат производства повышают качество выпускаемых товаров путем внедрения инноваций. Виоленты реализуют стратегию внедрения инноваций в совершенствование технологии, организацию производства и управления.

 

 

42.

43.Основы интеллектуального потенциала организации.*

Интеллектуальный потенциал организации можно рассматривать как ее готовность к генерированию и освоению инноваций. Интеллектуальный потенциал организации складывается из накопленного объема знаний, интеллектуального уровня сотрудников, опыта инновационной деятельности.

Интеллектуальный потенциал следует рассматривать как фактор активизации инновационной деятельности организации.

В структуре интеллектуального потенциала условно выделены элементы: человеческий, организационный, потребительский потенциалы и интеллектуальная собственность.

Выделяют следующие особенности развития интеллектуального потенциала организации:

1. способность интеллектуального потенциала к саморазвитию;

2. ценность интеллектуального потенциала и его непрерывное развитие повышается за счет посто-янных инвестиций в образование и обучение (профессиональную квалификацию) сотрудников организации и приобретение ими связанных с работой знаний, умений и рабочего опыта;

3. развитие интеллектуального потенциала пер-сонала напрямую связано с умелым руководством и формированием условий для свободной и продуктивной мыслительной деятельности, твор-ческой атмосферы.

Интеллектуальный потенциал тесным образом связан с человеческими ресурсами и инновацион-ной деятельностью организации. Особенности интеллектуального потенциала также заключаются в том, что он – результат взаимодействия людей друг с другом, людей и информационных ресурсов, а также людей и элементов физического капитала в процессе производства. Наконец, важной отличительной особенностью интеллекту-ального потенциала является то, что он несет в себе потенциальные возможности организации развиваться и непрерывно адаптироваться к изменениям рынка, а также способствует приоб-ретению новых конкурентных преимуществ, соответствующих реальным потребностям совре-менного рынка.

Состав показателей при оценке интеллектуального уровня организации должен учитывать:

• новизну выпускаемой продукции,

• новизну используемых технологий производства,

• новизну технологий продажи,

• участие организации в профильных выставках, конференциях,

• образовательный уровень персонала.

Оценивая интеллектуальный уровень организации, можно опираться на базовый набор показателей:

1. Имеющийся объем знаний.

1.1. Новизна выпускаемой продукции.

1.2. Новизна используемых технологий.

1.3. Новизна используемого оборудования.

2. Интеллектуальный уровень сотрудников.

2.1. Квалификационная оценка менеджмента.

2.2. Квалификационная оценка инженерных служб.

2.3. Квалификационная оценка рабочих кадров.

3. Опыт инновационной деятельности.

3.1. Инновационная сложность ранее выполненных разработок.

3.2. Масштаб ранее выполненных опытных работ.

3.3. Масштаб имеющихся инженерных проектов.

Анализ интеллектуального потенциала организации означает рассмотрение нематериальных активов компании, их оформление, фиксирование состояния на текущий момент и оценку их стоимости.

Организации, способные накапливать интеллекту-альный потенциал и, как следствие интеллекту-альный капитал, распространять и передавать знания, обеспечивая стратегический успех орга-низации, получили название «обучающихся организаций».

Они не только способны к самообучению, но и создают предпосылки изменения потенциала знаний в окружающей среде, воспроизводящей другие «обучающиеся» организации. В «обучаю-щихся организациях» наиболее полно использует-ся синергетический эффект организационного знания, многократно усиливая сумму индивиду-альных и коллективных его составляющих.

Российские исследователи считают, что «обучаю-щаяся организация» – это не новая модель по-строения и развития компании, а скорее комбина-ция передовых управленческих инструментов, сведенных воедино.

 

 

44. Понятие проекта, виды и особенности инновационных проектов.*

Существующие подходы к определению понятия «инновационный проект» рассматривают его как:

• форму целевого управления инновационной деятельностью,

• процесс осуществления инноваций,

• комплект документов.

В соответствии с нормативными документами Республики Беларусь инновационный проект определяется как комплекс работ по созданию и реализации инноваций (от исследований до практического использования полученных резуль-татов). Целью проекта является создание и освоение новых технологий и/или видов продукции (услуг), а также разработка новых решений производственного, организационного и социаль-но-экономического характера.

Проекты могут выполняться самостоятельно или быть составной частью государственных, отрасле-вых, региональных и межгосударственных научно-технических программ.

Инновационному проекту присущи свои особенно-сти:

1) его коммерческая ценность выявляется лишь в процессе реализации, и цена инновационного проекта определяется уже с учетом возможных последствий его использования, что придает ему рисковый характер.

2) инновационный проект нельзя использовать для накопления, ибо со временем он теряет свою ценность и является низколиквидным товаром.

3) инновационный проект носит, как правило, индивидуальный характер и отражает набор потребительских свойств интеллектуальной собственности.

Классификация инновационных проектов осу-ществляется на основе классификации инноваций и тесно связана с масштабом распространения инноваций, уровнем утверждения, финансирова-ния проектов и т.д.

Единый состав проектной документации разработки инновационного проекта не установлен. Но при этом инновационный проект любого уровня должен отражать следующие моменты:

1) Содержание и актуальность проблемы;

2) Резюме руководителя проекта;

3) Дерево целей проекта, построенное на основе маркетинговых исследований и структуризации проблемы;

4) Система мероприятий по реализации дерева целей проекта;

5) Комплексное обоснование проекта;

6) Комплексное обеспечение проекта;

7) Характеристика научно-технических средств;

8) Экспертное заключение проекта;

9) Механизм реализации проекта и система мотивации.

Инновационные проекты обладают следующими отличительными характеристиками:

• высокая степень неопределенности получаемых научно-технических результатов;

• длительность периода разработки и донесения продукта до конечного потребителя;

• высокая степень риска достижения коммерче-ского успеха;

• значительный объем необходимых инвестиций;

• в случае успешной реализации обладают высокой доходностью;

• цикличностьразвития инновационных процес-сов.

Все инновационные проекты с определенной условностью можно подразделить на венчурные проекты и технологически ориентированные проекты.

Венчурные проекты ориентированы на венчур-ную деятельность, направленную на создание новых видов техники и технологий, новых видов услуг и доведение их до коммерческого успеха, освоения новых «ниш» на рынке. Венчурные проекты обладают одной из самых высоких норм прибыли (у удачно реализованных норма прибыли составляет до 100 %), но и высокой степенью риска: только 3-5 % от общего числа проектов достигают такой высокой нормы прибыли и успешно продвигаются на рынок.

Технологически ориентированные проекты обладают значительно более низкой степенью новизны, низким уровнем риска, более высокой вероятностью достижения коммерческого успеха, меньшей доходностью проекта.

 

45.

46.

47.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 725; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.235.244 (0.047 с.)