Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление и развитие венчурного предпринимательства в России

Поиск

Сферой венчурного бизнеса являются два основных вида хо­зяйствующих субъектов: малые наукоемкие фирмы и представ­ляющие им капитал венчурные компании, а также венчурные центры крупных корпораций, различные промежуточные и но­вые формы.

Решение о финансировании того или иного научно-техничес­кого проекта, реализуемого, как правило, в рамках малой науко­емкой фирмы, принимается венчурной компанией на основе экспертизы, учитывающей три группы факторов:

1) техническая осуществимость нововведения;

2) экономические характеристики проекта;

3) деловые качества предпринимателя-новатора.


Причем последний фактор является определяющим при ре­шении вопроса об открытии финансирования проекта.

Особенно охотно венчурные компании предоставляют капи­тал двум категориям малых фирм:

• тем, которые выкуплены у владельцев управляющими, спо­собными детально оценить перспективы развития этих пред­приятий (так называемые «бай-аут»);. новым фирмам, основанным сотрудниками известных нау­коемких компаний, способных реализовать идеи и разра­ботки, подготовленные еще в стенах своей прежней фир­мы, разумеется, с ее согласия (так называемые «спин-оф»). В становлении венчурного бизнеса в России можно выде­лить основные периоды, представленные в табл. 2.3.

Для развития венчурного предпринимательства нужны три экономические составляющие:

1) свободный капитал;

2) среда, в которой функционирует бизнес и которая должна быть привлекательная для инвестиций;

3) приемлемая доходность самих инвестиций.

Что касается свободного капитала или источников инвести­рования для венчурных предприятий, то к основным долгосроч­ным источникам, из которых формируется венчурный капитал, традиционно относятся: правительственные и международные организации, организации, специализирующиеся на инвестици­ях, пенсионные и страховые фонды и частные инвесторы. Вто­рая группа — коммерческие банки, рынок ценных бумаг и т.д. Третья группа — это зарубежные, чаще государственные деньги, как правило, направляемые на работу с крупным бизнесом или на реструктуризацию долгов.

По инициативе ЕБРР в 1994 г. в России стали создаваться первые венчурные фонды. Всего было организовано 10 региональ­ных венчурных фондов, образовавших Российскую Ассоциацию Венчурного Инвестирования. Одновременно с ЕБРР Междуна­родная Финансовая Корпорация приняла участие в венчурных структурах. В настоящее время в России работает около 40 венчур­ных фондов, суммарные активы которых превышают 2 млрд долл.

При этом все фонды, работающие в России, зарегистрирова­ны за рубежом и финансируются исключительно иностранным капиталом, что представляет собой уникальное явление в миро­вой практике. Российским пенсионным и страховым компаниям (на Западе они являются одними из основных источников дол­госрочного венчурного капитала) запрещено инвестировать в


рисковые проекты, но зато разрешается инвестировать в госу­дарственные ценные бумаги.

Из всех агентов банки и действующие фонды наиболее под­готовлены для развития венчурной индустрии на территории Российской Федерации. Другим и не менее важным видом явля­ется необходимость изменений в законодательстве и принятие


ряда налоговых льгот для частных и иностранных инвесторов с целью увеличения количества источников венчурного капитала. Пенсионным и страховым компаниям также стоит предоставить возможность участвовать в развитии венчурной индустрии.

Среди основных факторов, способствующих активизации вен­чурной инновационной деятельности, необходимо выделить сле­дующие:

1) разработку системы законодательных и нормативных ак­тов, регулирующих венчурную инновационную деятельность;

2) развитие институтов финансовой поддержки венчурной инновационной деятельности;

3) создание инфраструктуры инновационной деятельности (информационное обеспечение; системы связи; финансовые, экономические, правовые консультационные услуги; консульти­рование в области маркетинга и рекламы);

4) решение вопросов стандартизации и управления качеством продукта;

5) развитие международного научно-технического сотрудни­чества.

Если рассматривать законодательную базу, регулирующую ин­новационную деятельность* то следует отметить, что сегодня не существует специального законодательства, посвященного вен­чурному предпринимательству, поэтому участникам венчурной деятельности надлежит использовать общие законы, регулирую­щие инновационную деятельность. Не существует и системы за­конодательных актов, способствующих ее активизации. Правовая незащищенность инновационного бизнеса, деятельность которо­го связана с большими рисками, делает инновационную сферу непривлекательной для российских и зарубежных инвесторов.

Как известно, вопросы правовой охраны интеллектуальной собственности относятся к числу важнейших в инновационной сфере. Они призваны обеспечить основу инновационного пред­принимательства и являются необходимым условием, без кото­рого инноватор не защищен в конкурентной среде.

Было принято пять законов:

1) патентный закон;

2) закон о товарных знаках;

3) закон о правовой охране программ для ЭВМ и баз данных;

4) закон о правовой охране топологий интегральных схем;

5) закон об авторском праве и смежПых правах. Несомненно, что принятием перечисленных законов был

продемонстрирован важнейший шаг в сторону создания систе-


мы правового обеспечения инновационной деятельности в це­лом. Тот факт, что большинство из них относится непосредст­венно к инновационной сфере, свидетельствует о возрастающем внимании законодательной власти к вопросам правового регу­лирования отношений между наукой и производством.

Ранее уже упоминалось, что законодательно был установлен ряд налоговых и иных льгот, направленных на стимулирование инноваций. На практике оказывается, что на фоне общих высо­ких налоговых ставок этот рычаг макроэкономического воздей­ствия на инновационную и инвестиционную активность не ра­ботает. Чутко реагируя на общий предпринимательский климат в стране, инновационный бизнес является по существу залож­ником общей макроэкономической ситуации. Высокие налоги выступают в качестве трудно преодолимого барьера для притока частных инвестиций и инвестиций государственных промыш­ленных предприятий в инновационную сферу.

Таким образом, несмотря на то что для достижения разветв­ленной системы правового обеспечения инновационной дея­тельности в России еще предстоит пройти большой путь, уже сегодня чрезвычайно актуальной становится проблема перехода от односторонних законодательных шагов к комплексному ре­шению вопросов законодательного регулирования инновацион­ного предпринимательства. Такой подход к развитию правовой системы инновационной деятельности позволит обрести проч­ный юридический фундамент не только российским предпри­ятиям, но и тем зарубежным компаниям и организациям, кото­рые хотели бы сотрудничать с российскими предпринимателями в области высоких технологий.

Вторым из перечисленных факторов, оказывающих влияние на развитие венчурной деятельности в России, являются инсти­туты финансовой поддержки. К ним относятся:

1) инновационные коммерческие банки;

2) инновационные фонды, формируемые на различных уров­нях;

3) другие финансовые структуры.

В настоящее время в России действует большое количество инновационных коммерческих банков. Участвовать в венчурной инновационной деятельности банк может несколькими путями:

1) предоставляя кредиты для финансирования венчурных ин­новационных проектов;

2) участвуя в организации венчурного инновационного фон­да, являясь источником формирования его финансовых средств;


3) непосредственно самому инвестировать финансовые сред­ства в венчурные инновационные проекты в полном объеме или частично. Банк берет на себя весь риск, связанный с реализаци­ей инновационного проекта, но также получает право полно­стью или частично распоряжаться результатами исследований или разработок;

4) предоставляя своим клиентам комплекс организационно-экономических услуг по инжиниринговому сопровождению про­цессов создания, организации выпуска и потребления продук­ции, включая оценку риска, определение стоимости, оценку на­учно-технического уровня новшества и его конкурентоспособ­ности и др.

Крупными коммерческими банками в России накоплен серь­езный финансовый потенциал, который при создании благо­приятной обстановки в стране они готовы вложить в инноваци­онную сферу, поэтому степень участия коммерческих банков в инновационной деятельности во многом зависит от политики, проводимой правительством.

Помимо инновационных банков широкое распространение получают инновационные фонды, формируемые на различных уровнях. В настоящее время в стране действует ряд фондов, ас­социаций и других организаций, способствующих развитию венчурной деятельности в России. К ним относятся Фонд тех­нологического развития, Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции, а также Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Пере­численные фонды способствуют развитию венчурного предпри­нимательства, предоставляя льготные кредиты, а также органи­зовывая на конкурсной основе получение грантов для реализа­ции венчурных инновационных проектов; ими также проводятся обучающие программы, направленные на развитие венчурной деятельности в России и появление высококвалифицированных инновационных венчурных предпринимателей. Эти фонды осу­ществляют экспертизу инновационных проектов и оказывают по­мощь в разработке бизнес-плана. Большую роль в становлении венчурной инновационной деятельности должны сыграть раз­личные ассоциации по поддержке малого бизнеса, а также соз­дание региональных фондов поддержки венчурной инновацион­ной деятельности.

Третьим фактором активизации инновационной венчурной деятельности является инновационная инфраструктура. Вопрос


создания инновационной инфраструктуры является одним из наиболее острых в данный момент. Инновационная инфраструк­тура должна охватывать и связывать воедино все сферы иннова­ционной деятельности. Существующая в советское время инфра­структура разрушена, а на создание новой, соответствующей рыночным условиям, нет денежных средств.

Традиционно инфраструктура являлась одной из самых сла­бо развитых составляющих в различных отраслях российской экономики. Что касается инновационной инфраструктуры, то ее приходится создавать практически с нуля. В начальный период реформ большие надежды возлагались на создание технопарков. В Министерстве науки и технической политики РФ разработана специальная программа развития технопарков, которые, по за­мыслу авторов, должны были активизировать инновационную деятельность. Однако скоро стало ясно, что в современных ус­ловиях подобные проекты малоэффективны в силу их огромной капиталоемкости. Стоимость услуг (аренда помещений, связь, консультирование и т.д.) оказывается слишком высокой в этом случае и недоступна изобретателю и начинающему предприни­мателю. Тем не менее создание образцовых технопарков (на­пример, в Санкт-Петербурге, Москве) позволяет накопить неко­торый опыт в осуществлении поддержки инновационной дея­тельности, что, несомненно, имеет положительное значение. Инновационные предприятия не остаются безучастными к сво­им трудностям, и многие из них объединяют усилия с целью защиты своих интересов. По этой причине возникли такие ор­ганизации, как Союз инновационных предприятий, Союз неза­висимых инжиниринговых организаций, Ассоциация технопар­ков, Ассоциация поддержки малых инновационных предпри­ятий, технологических центров и технополисов. Кроме специ­альных объединений важную роль по оказанию различного рода услуг инновационным предпринимателям играют ассоциации, союзы и другие общественные организации общего профиля. Так, Союз малых предприятий Москвы и Московской области создал банк данных об имеющихся разработках для поиска по­тенциальных инвесторов в производство перспективной продук­ции. Союз также оказывает помощь в регистрации предприятий, экспертизе разработок, патентовании, поиске партнеров и ис­точников финансовой помощи.

Большое значение для развития венчурной деятельности имеет доступность телекоммуникационных сетей. Для рядового


изобретателя или инновационного предпринимателя пользоваться услугами таких коммерческих сетей, как «ROSNET», «RELCOM», «ROSPAC», пока еще дорого, как и подключение к зарубежным компьютерным сетям. В настоящее время на уровне министерств обсуждается проект создания единой общероссийской сети, точ­нее, телекоммуникационной системы передачи данных «Наука». А тем временем большинству инноваторов остается лишь наде­яться на благоприятные сдвиги в области компьютеризации ин­новационного обеспечения их деятельности.

Помимо вышеперечисленных факторов, влияющих на ста­новление и развитие венчурной деятельности, следует выделить проблемы стандартизации и управления качеством.

При решении вопросов сертификации и контроля качества инновационной продукции гарантируется определенный уро­вень качества продукции и технологий. В рыночных условиях они представляют собой часть более широкого понятия — «управление качеством продукта» как совокупности форм и ме­тодов достижения определенных потребительских свойств това­ра, обеспечивающих определенную конкурентоспособность вы­пускающей его фирме при производстве и продвижении товара на рынок к потребителю.

Эта область предпринимательской деятельности — одна из значительных в конкурентной борьбе на современных рынках. Эффективное применение в инновационной деятельности ми­рового опыта управления качеством должно существенно повы­сить возможности выхода российских инновационных предпри­ятий на международные рынки.

Международное научно-техническое сотрудничество — еще один важнейший фактор, способствующий активизации инно­вационной венчурной деятельности в России. В условиях рос­сийской экономики международное сотрудничество способствует не только получению недостающих знаний, но и выступает до­полнительным источником финансовых средств, позволяющим в определенной степени облегчить ситуацию, создавшуюся в ре­зультате острого дефицита финансовых ресурсов внутри страны.

Долгосрочное международное сотрудничество возможно толь­ко тогда, когда оно строится на взаимовыгодной основе и про­явление интереса западными странами к возможностям разви­тия венчурного предпринимательства в России носит конструк­тивный характер.

В настоящее время международное сотрудничество в области венчурного предпринимательства проходит в подавляющем боль-


шинстве на межгосударственном уровне, имея форму межправи­тельственных соглашений и встреч, организуемых государствен­ными и общественными структурами.

Что касается прямого межфирменного сотрудничества на меж­фирменном уровне, то оно в значительной степени тормозится об­щей неблагоприятной макроэкономической обстановкой и имеет трудности, что стоят на пути отечественных частных инвестиций в венчурное предпринимательство. Столь слабый прогресс в сфе­ре прямого межфирменного сотрудничества с зарубежными парт­нерами связан с высокой степенью инновационного риска, кото­рый характерен для нынешней ситуации в России.

Для активизации венчурной деятельности в России необхо­дима разработка комплексного подхода, охватывающего зако­нодательную область, макроэкономическое регулирование, ин­ституциональное развитие, процессы стандартизации. Такой подход будет способствовать развитию венчурной деятельно­сти, повышению предпринимательской активности. Более того, активное развитие этих процессов как внутри страны, так и в международном масштабе послужит достижению важнейших государственных целей: оздоровлению инновационной сферы и ее соответствию мировому уровню, усилению конкурентоспо­собности российской экономики путем выхода на мировые наукоемкие рынки.

Выводы

1. Венчурное предпринимательство выступает в различных формах и связано с деятельностью инновационных фирм.

2. Для развития венчурной инновационной деятельности необходи­мо наличие двух основных условий — венчурное финансирование и выбор правильной организационной формы венчурной деятельности.

3. Основным способом финансирования разработок и внедрения инноваций должно стать венчурное инвестирование.

4. Венчурное инвестирование представляет собой инвестирование в акционерный капитал предприятия с одновременным участием в управ­лении им.

5. Объекты венчурного инвестирования — малые и средние частные или приватизированные предприятия.

6. Источниками венчурного финансирования являются:

• средства учредителей инновационного предприятия и его дело­вых партнеров;

• средства сторонних специализированных (венчурных) инвесторов и кредиторов.


Вопросы для повторения

1. В чем специфика венчурных фирм?

2. Расскажите об особенностях функционирования венчурных фирм.

3. Какова роль венчурных и эксплерентных фирм в инновационном процессе?

4. Что такое венчурное финансирование?

5. Назовите основные группы риска венчурного капитала.

6. Какие особенности имеет венчурное финансирование?

7. Дайте определение венчурного предпринимательства.

8. Какие элементы инновационной цепи затрагивает венчурное финансирование?

9. Каковы организационные формы венчурной деятельности?
Ю.Назовите основные этапы становления венчурного бизнеса в

России.

11. В чем особенность венчурного инвестирования развития бизнеса?

12.Перечислите основные позитивные факторы развития венчурно­го бизнеса в России.

13.Назовите перспективы венчурного предпринимательства в России.

14.Охарактеризуйте основные факторы, способствующие активиза­ции венчурной деятельности в России.

15.Чем отличается банковское кредитование от венчурного капитала?

 

 


Выбор инновационной Глава 3

Стратегии



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 567; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.154.172 (0.014 с.)