Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Э. 20. Модернизация экономики России. Создание зон особого экономического развития (оэз).

Поиск

Экон. политика росс. государства должна обеспечивать высо­кие и устойчивые темпы роста, опережающего темпы роста мировой эк-ки. Причем в стране нужен не просто экономич. рост — нужно новое качество роста, то есть создание и освоение соврем.технол., позволя­ющих занять достойное место в мировом разделении труда. Рост м.б. обеспечен только сочетанием накопления капитальных и интеллектуальных ресурсов, повыш. эфф-сти их использ-я. Ключевыми здесь явл. предпринимат. инициатива и снятие искусственных ограничений для ее раскрытия; создание благоприятного инвестиционного климата, способствующего привлечению отеч. и иностр. капитала. Для всего этого, в свою очередь, необходимы: - гарантия прав частной собственности; - обеспеч. рыночной конкуренции и недопущение монополизации рынков; - формиров.адекватных соврем-м задачам институтов рын. инфраструктуры, и прежде всего надежных фин. учреждений. Необх-мо обеспечить усл-я для своб. движения по стране товаров, капитала, рабочей силы.

Модернизация эк-ки: Речь идет о формир. благопр. инвестиц-го и предприним-го климата, об обеспеч. высокого уровня экон. свободы. Ключевыми элементами явл. обеспеч. гарантий прав собственности, обеспеч. равных и справедливых условий конкуренции, снятие административных барьеров на пути ведения бизнеса, движения труда и капитала, ответственная бюджетная и денежная политика. Символами экон. модерн. наст. времени явл. «эк-ка знаний», «эк-ка разнообразия», «глобализ-я эк-ки».

В наст. время под полит. модерн-ей подразумевается формир-е, развитие и распростр-е политич. институтов, кот. в наибольш. степени способны улучшить позиционир-е гос-ва в м/нар. экон. и полит. отнош-х.

Под экон. модернизацией понимаютсяструктурные, технологические и институциональные изменения в национальной эк-ке, направленные на повышение ее глобальной конкурентоспособности.

Буквально «модернизация» означает обновление, ликвидацию отсталости, выход на современный, сравнимый с передовыми странами уровень развития.

Речь идет, во-первых, об освоении пр-ва продуктов соврем. технологич. уровня в масштабах, позволяющих росс. компаниям занять достойные позиции на мировых рынках. Во-вторых, это обновление производств-го аппарата, замена устаревшего оборудов-я и технологий на соврем., более производительные. В-третьих, это органическое включение в новейшие мировые инновац. процессы, скорейшее использ-е последних достижений, в т.ч. новейших разработок в обл. организации и управления. Только при этом условии страна может извлекать полезный эффект из неизбежных процессов глобализации, не становиться их жертвой. В-четвертых, это переподготовка, переквалификация или замена кадров, переобучение и перевоспитание людей, усвоение иного образа мышления, соответствующего требованиям времени. В-пятых, это осуществление структурных сдвигов в эк-ке, формир. производств. структуры, отвечающей критериям развитой индустриальной страны. Это предполагает повышение в ВВП и экспорте доли продуктов с высокой добавленной стоимостью, в том числе продуктов новой информационной эк-ки, уход от однобокой сырьевой ориентации экспорта. Возникает вопрос, насколько необходимы эти сдвиги, нельзя ли жить без них, лишь бы росло благосостояние народа, благо природных ресурсов России хватит надолго. Структурные сдвиги действительно не могут быть самоцелью. Однако, устойчивый рост благосост. граждан, процветание страны, ее достойное место в мировом сообществе достигаются ныне, как показывает опыт, лишь в том случае, если структура эк-ки страны нацелена на инновац-е разв-е, на использ. науки и образования как факторов роста.

Модернизация эк-ки, диверсификация ее реального сектора не могут быть осуществлены спонтанно, на основе исключительно механизмов рыночного саморегулирования. Единственный проверенный способ обновления материальной базы эк-ки - структурная политика, суть которой сводится к установлению государством приоритетных направлений экономического развития и к применению адекватных средств их реализации. Приорит-ми напр-ми частно-гос-го взаимод-я яв-ся:

Произв-я и транспортная инфраструктуры (строительство и эксплуатация дорог, электр.сетей, портов, трубопроводов); жилищно-коммунальное хозяйство; финансир-е науч-х исслед-ий, имеющих перспективы коммерциализации, и развитие инновационной инфраструктуры; професс.образов-е и система переподготовки кадров;здравоохранение и социальные услуги; информационно-консульта-ционная поддержка предпринимательской деят-ти.

Эфф-ными инструментами взаимодействия гос-ва и бизнеса должны стать: создание и функц-ние особых экон-х зон; формир-ие и использ-е Инвестиционного фонда РФ; реализация принципов и мех-мов, предусмотренных ФЗ"О концессионных соглашениях";

Повыш.эфф-сти деят-сти госу-ых институтов развития, в том числе банков развития;

развитие инновационной инфраструктуры, в том числе создание технико-внедренческих парков, произв-х кластеров; госу-ая поддержка деят-ти венчурных инновационных фондов, финансирующих высокотехнологичные и наукоемкие проекты; повы-шение результативности мех-мов поддержки лизинга.

Важным инструментом стимулирования предприни-мательской деят-ти должна стать гос-ая поддержка технико-внедренческих парков, предусм-ющая создание инфраструктуры, предоставление необх-ой методической поддержки и распр-е лучшей практики.

Основными напр-ми деят-ти ОАО "Российский банк развития" должны стать:

Долгоср.кредитование инвестиц. проектов;

Предост-е гарантий по долгоср.кредитам комм. банков, выдаваемых ими для фин-я проектов и программ общенац. значения;

экспертиза, отбор и анализ эфф-ти инвестиционных проектов с привлечением при необходимости ведущих зарубежных экспертов;

осущ-е гос-ой поддержки малого предприним-ва;

развитие финансового лизинга машин и оборуд-я;

привлеч-е иностр.инвестиций, прежде всего, ресурсов м/н и региональных банков развития.

Банк должен стать эффективным инструментом финансирования и осуществления проектов, направленных на стимулирование НТП, совершенствование отраслевой структуры эк-ки, реализацию ряда социальных задач в таких сферах, как образование и здравоох-е.

Предусматривается создание системы фондов поддержки инновационной деятельности, включая фонды стартового финансирования и венчурного предпринимательства, в том числе фонда инноваций в сфере информационных технологий и венчурного инновационного фонда.

В области инноваций важнейшими направлениями частно-государственного партнерства должны стать реализация мер по вовлечению в инновационный процесс высших образовательных учреждений, определение приоритетов государственного финансирования фундаментальных и прикладных исследований с участием представителей бизнеса, общерос., отраслевых и региональных советов по технологической политике.

Особая роль в решении стоящих перед Правительством РФ задач по привлеч-ю инвестиций, диверсификации и выводу российской эк-ки на инновационный путь развития отводится созданию особых экономических зон (ОЭЗ), способствующих развитию обрабатывающих секторов, отраслей высоких технологий и пр-ва новых видов продукции, социально-экон-ому развитию регионов, созданию новых высококвалиф-х раб.мест. ОЭЗ - определяемая Правительством Российской Федерации часть тер-ии РФ, на которой действует особый режим осуществления предпр.деятельности. В соотв-ии с положениями Фед.закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» в РФ могут создаваться особые эк.зоны 4 типов: промышленно-производственные (Липецкая область (г.Липецк), Татарстан (г. Елабуга), технико-внедренческие (Санкт-Петербург, Москва(г.Зеленоград), Московская область (г.Дубна), Томская область (г. Томск), туристско-рекреационные (Респ-ка Бурятия, Респ-ка Алтай), портовые. Также выделяют игровые ОЭЗ. Основными целями создания ОЭЗ являются: развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики; производство новых видов продукции, развитие импортозамещающих производств; развитие транспортной инфраструктуры; развитие туризма и санаторно-курортной сферы. Процедура созд. ОЭЗ - 5 основных этапов: 1. объявление конкурса на создание ОЭЗ. Организатором конкурса выступает Минэкономразвития России, кот. издает приказ о провед. конкурса и публикует его в СМИ. 2. этап подачи заявок претендентами на создание ОЭЗ. Заявки на создание особой зоны подаются в Минэкономразвития РФ высшими исполнительными органами гос. власти субъектов РФ совместно с исполнительно-распорядительными органами мун. образ., на террит.и кот.планир-ся создать ОЭЗ. 3. подведение итогов конкурса. Федеральное агентство по упр-ю ОЭЗ проводит в установленном порядке отбор заявок на создание ОЭЗ одного типа. Вскрытые конвертов с заявками, оценку поданных заявок и определение победителей конкурса осуществляют комиссии по отбору заявок на создание ОЭЗ, созданные при Федеральном агентстве по управлению ОЭЗ. По результатам конкурса объявл. победители – региональные и муниципальные образования, на территории которых будут созданы особые зоны. 4. Утверждение результатов конкурса и нормативное закрепление решения конкурсных комиссий о созд. ОЭЗ на конкретных террит. оформл-ся постановлением Правительства РФ. 5. заключение соглашения о создании ОЭЗ между Правительством РФ, высшим исполнит.органом субъекта РФ и исполнит. органом мун. образования, на террит.кот. создается ОЭЗ, в течение 13 с даты принятия Правит-м РФ постан о созд ОЭЗ. Преимущество для бизнеса в ОЭЗ: Федеральный Закон «Об ОЭЗ в РФ» устанавливает особый режим ведения бизнеса на территории, в связи с чем выстраивается система льгот и преференций для инвесторов, вкладывающих деньги в развитие особых экономических зон (особый административный режим, особый налоговый режим, особый таможенный режим, заключение с инвестором договора аренды земельного участка на терр. ОЭЗ с правом последующего выкупа, предоставление инвесторам правовых гарантий защиты их прав.

Руководитель Фед.агентства по управ-ию ОЭЗ на совещании с резидентами 21 января 2009 обсудил меры поддержки, которые РосОЭЗ намерено оказывать резидентам в период кризиса - договоренности с рядом банков о выделении резидентам кредитов. Он сообщил, что на реализацию проектов в российских ОЭЗ в 2008-м году затрачено 16,6 млрд рублей инвестиций. Общий объем заявленных инвестиций достиг 112 млрд рублей. К концу года перевыполнены все основные показатели: почти в 3 раза выросло число резидентов (155), в 2 раза - объем инвестиций, в четыре раза – кол-во созданных рабочих мест (около 6 тыс.), в десять раз увеличился объем выпущенной прод-ции (11 млрд рублей). Набранный темп реализации обшегос.проекта будет выдерживаться, в частности до конца 2009 года число резидентов по стране в целом должно увеличиться до 300.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.86.6 (0.006 с.)