Э8. Несовершенная конкуренция, ее основные проявления и методы регулирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Э8. Несовершенная конкуренция, ее основные проявления и методы регулирования



Конкуренция - состязат-я работа м-ду товаропр-лями за наиболее выгодные сферы прилож-я капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действен­ный мех-зм стих-го регул-я пропорций об­ществ-го произв-ва. Конкуренция имеет важное знач-е в жизни общ-ва. Она стимул-ет деят-ть самост-х ед-ц. Ч-з нее товаропроизвод-ли как бы контролируют др. др. Их борьба за потр-ля приводит к сниж-ю цен, уменьш-ю изд-к произв-ва, улучш-ю ка­ч-ва прод-ции, усил-ю научно-технич-го прогр-­са. В то же время конкур-ция обостряет противоречия эк-х интересов, чрезвыч-но усил-ет эконо­мич-ю дифференц-ю в общ-ве, обуславл-ет рост непроизводит-х изд-к, побуждает созд-е монополий. Сущ-ть и роль конк-ции ироявл-ся в след-х ее ф-циях конк-ции: 1. Обеспеч-с нацел-ти произв-ля на запросы потр-ля; 2. Стимул-е роста эфф-ти пр-ва, обеспечив-щее выжив-е произв-лей; 3. Дифференц-я товаропроизв-лей; 4. Давл-е на пр-во, распредел-е рес-сов между отр-лями народ-го хоз-ва в соотв-и со спросом и нормой прибыли; 5. Ликвид-я неконкурентоспос-х предпр-й, т.е. продажа, преобразов-е, слияние; 6. Стимул-е сниж-я цен и повыш-я кач-ва товара. Основанием для классификации конкур-х рынков явл-ся степень влияния суб-та на цену® ф - ры класс-ции: доля рынка, кол-во произв-лей, дифференциация товаров, свобода вхожд-я предпр-я на рынок и выхода из него, кол-во информации и т.д.

В современной ЭТ выделяют 2 формы (К): 1) Совершенная К. это соперничество много­численных произв-лей, создающих примерно одина­ковые объемы идентичной продукции. 2) Несовершенная конкуренция – такое состояние экономической системы, когда лишь несколько крупных фирм производят основную массу определенного товара. Предпосылками несовершенной конкуренции явл-ся: 1) значительная доля рынка у отдельных производителей, 2) наличие барьеров проник-я в отрасль, 3) неоднородность продуктов, 4) несовершенство, неадекватность рыночной инф-ции.

Несовершенная конкуренция бывает: а) монополистическая конкуренция, б) олигополия, в) чистая монополия. В отличие от совершенной она ограничена влиянием монополий и государства.

Для монополистической К. хар-но: дифференциация продукции на основе различий в качестве, сервисе и рекламе, малые размеры и многочисленность фирм, несовершенная инф-я, низкие барьеры (диффер-я продукции).

Олигополия хар-ся однородностью или разнородностью продукции, малочисл-тью и крупными размерами фирм, несовершенной инф-ей (субъективный фактор), крупные барьеры (т.к. крупные фирмы имеют экономию издержек на масштабе). Дуополия – олигополистическая ситуация, когда на рынке действуют только две конкурирующие между собой фирмы. Разновидности поведения олиг-й: 1) нескоординированная О., при которой фирмы не вступают ни в какие контакты друг с другом; 2) картель – сговор в установлении объема произ-ва и цен на таком ур., который обеспечивает максимальную прибыль для договаривающихся фирм (монопольную прибыль); 3) картелеподобная структура рынка (или игра по правилам) – фирмы сознательно делают свое повед-е понятным и предсказуемым для конкурентов, напр., лидерство в ценах, все крупные изм-я цен проводит самая круп.фирма, а затем за ней повторяют остальные.

Монополия – наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции, для нее хар-но: уникальность продукции, единственная фирма-гигант, полная инф-я, непреодолимые барьеры. Основными барьерами, существующими в монополистической отрасли явл-ся: 1) преимущества крупного производства (экономия, обусловленная ростом масштаба произ-ва, т.е. крупные преимущ-ва в издержках); 2) легальные барьеры (монопольное владение источниками сырья, землей, правами на научно-технические достижения, санкционированные гос-вом исключительные права); 3) нечестная конкуренция (лишение доступа к сырью, кредитам, рынкам сбыта). Легальные барьеры: патенты – дает владельцу исключительное право на произ-во соотв-щей продукции в течение определенного времени. Лицензия - дает право на вступление в отрасль или на вид деят-ти. Монополист, устанавливая тот или иной объём выпускаемой продукции фактически за счёт этого устанавливает цену на рынке, т.е. спрос будет меняться в зависимости от объёма и от цены. (см. рис ниже)

Фирма-монополист также может осущ-ть ценовую дискриминацию, т.е. устанавливать различные цены на одну и ту же продукцию для разных групп покупателей, причём разница в ценах не будет являться следствием разницы в издержках. Цен-я дискр-ция может проводиться при следующих усл-х:1.покуп-ль, приобретя продукцию не имеет возможности её перепродать; 2.сущ-ет возм-ть разделить всех потребителей данной продукции на сегменты, спрос на которых имеет разную степень эластичности. Простая монополия – монополист продает свою продукцию по одинаковой цене всем потребителям.

Методы конкурентной борьбы. В совр. усл-ях исп-ся силовые м-ды конк-й борьбы. К ним отн-ся такие эк. м-ды, как лише­ние конк-нта сырья, рынков сбыта, кредитов, скупка патентов, сбивание цен, захват рынков раб-й силы, выпуск на рынок новых марок и видов изд-й и т.д. Действуют также м-ды прямого насилия поджоги, взры­вы, убийства опасных конк-нтов, шпионаж, гос-е перевороты и т.д.

Во всех странах примен-ся ценовые м-ды конк-й борьбы. К ним отн-ся примен-е монопольно высоких и монопольно низких цен, метод ценовой дискри­минации (разные цены в разных местностях, демпинговые, бросовые цены) продажа товаров в рассрочку и лизинг (пользование средствами произв-ва вместо приобрет-я их в собств-ть).

Появл-ся и м-ды неценовой конк-й борь­бы. Эти методы в основном подразд-ся на 2 гр-пы: конк-ция по прод-ту и конк-ция по усл-ям продаж. Конк-ция по продукту - стремл-е захв-ть часть отрасл-го рынка конк-та путем выпуска про­д-ции нового ассорт-та и кач-ва при сохран-ии примерно одной и той же цены. Конк-ция по усл-ям продаж - использ-е многочисл-ых ср-ств для привлеч-я покуп-й к товарам. Эта конк-ция включ. рекламу, услуги по сервисн. обслуж-ю, льготы при покупке для пост-х покуп-й.

В рын. э. необх. гос. защита конк-ции. Осн. цель прим-я гос. ср-в защиты сост-т в том, чтобы доб-ся оптим. сочет-ия разл. видов конкур-и д/достиж-я совокупн. позитивных рез-ов.

Отрицательные последствия несовершенной конкуренции. Монополия связана с целым рядом отрицательных последствий для экономики страны: завышенные цены; занижает эффективный объем предложения, сознательно идет на поддержание дефицита.

Равновесный объем при совершенной конкуренции Q1, а цена P1, а монополист максимизирует прибыль при меньшем объеме выпуска Q2 (где MC=MR), этому оптим-му выпуску соответ-ет цена более высокая цена P2 (см рис. выше). Отсутствие выбора заставляет клиента фирмы монополиста мириться с высокими ценами, соглашаться с плохим качеством продукции, ее устарелостью (замедлением технического прогресса), отсутствием сервиса и другими проявлениями пренебрежения интересами потребителя. Хотя монополия имеет достаточно фин.возм-тей для НИОКР, но мало заинтересована в развитии произ-ва и товара, спорным явл-ся положение, что монополия сдерживает НТП, чтобы оставаться монополистом.

В рын. Э. необх. гос. защита конкуренции. Осн. цель прим-я гос. ср-в защиты состоит в том, чтобы добиться оптим. сочетания разл. видов конкур-и д/достиж-я совокупных позитивных рез-ов. В рамках антимоноп. политики м. выделить два осн. напр-я: демонополизацию и регулирование деят-ти предпринимательских монополий. Политика демонополизации направлена на снижение (ограничение роста) степени монополизации рынка. Ее эфф-е проведение предполагает:1-разработку системы ограничений на слияния и иные межфирменные соглашения, ведущие к существенному росту уровня монополизации и ограничению конкуренции. Закон РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деят-ти на тов. рынках” запрещает соглашения м/у конкурирующими фирмами, занимающими в совокупности доминирующее положение на рынке, если их результатом может быть существенное ограничение конкуренции. В т. ч., запрещаются соглашения и согласованные действия. направленные на установление и поддержание цен, раздел рынков сбыта, ограничение доступа на рынок других фирм и т.д. Положение фирм может быть признано доминирующим, если доля на рынке товара превышает 35%. 2- проведение деконцентрации (разукрупнения) сложившихся предпринимательских монополий. Высокий уровень концентрации и спец-и пр-ва перестает быть эк-ки оправданным.3- содействие конкуренции в монополизированных отраслях. Ее проведение заключается в стимулировании созд-я новых предприятий в этих отраслях, в поощрении действующих предприятий других отраслей к пр-ву монополизированных видов продукции, в поощрении импорта такой продукции. Ср-ми осущ-я такой политики явл-ся налоговые и таможенные преференции, льготное кредитование предприятий. Объектом регулиров-я явл-ся: деят-ть естественных монополий; деят-ть предпринимательских монополий; ценовое регулирование по продукции предприятий монополистов. Отсутствие конкурентной среды делает неэф-ным использ-е рын. мех-змов в регулир-и деят-ти естественных монополий, поэтому гос. органы упр-я опред-ют уровень цен и тарифов, а также осн. параметры, хар-щие объем и ассортимент предлагаемых товаров и услуг. Регулир-е деят-ти предпринимательских монополий действующих на конкурентных рынках не заменяет, а защищает конкурентный рыночный мех-зм. Также применяется ценовое регулирование по продукции предприятий монополистов посредством установления твердых фиксированных цен или т.н. предельных цен, когда предприятию установлен макс.уровень, до кот-го оно м. повышать цену. Централизованное регулир-е цен блокирует действие конкурентного ценового механизма, препятствует нормальной работе рынка, т.е. ценовое регулирование не следует использовать как универсальное средство антимонопольной политики. Цели антимонопольной деятельности: развитие конкуренции и пресечение недобросовестной конкуренции и тем самым формирование рыночных отношений; ограничение и пресечение деятельности сложившихся монополий и недопущение образования новых; борьба с нарушениями закона, препятствующими развитию нормального рынка, в том числе с коррупцией; поддержка новых эк. структур; защита прав потребителей.

 

Э9. Специфические особенности факторных рынков. Производственная функция от одного фактора (общий, средний и предельный продукт). ФП – факторы пр-ва.

Рынок – сов-ть продавцов и покупателей, взаимодействие кот-х приводит в итоге к возможности обмена. Для пр-ва прод-и или оказ-я услуг необх. исп-е след. ф-ров пр-ва: труд (рабочая сила), капитал, прир.ресурсы => сущ-ют рынки труда, капитала и прир.ресурсов, кот-е им. как общие черты (спрос, предложение, цена), так и специфические.

Рынки ФП обладают спецификой:

1.Экономические агенты меняются местами. Нек-е виды ресурсов продают и покупают сами предприниматели (нефть, лес, станки). Земля, труд и капитал продаются домохоз-ми. Таким образом изменяются мотивы и стимулы обмена.

2.Спрос на ресурсы явл-ся производным от спроса на товары, производимые с пом. этого ресурса и зависит от производительности ФП.

3.Предложение ФП более ограничено, чем предложение товаров, поэтому предложение менее эластично.

4.Эласт-ть спроса и предлож. на ФП зависит от периода времени. Спрос эластичен на оборотные факторы и неэластичен на факторы с длит. характером. Предложение эластично в длит периоде и неэласт в кр\вр.

5.Цена на ФП имеет неск. видов: равновесная, номинальная, реальная.

Распред-е ресурсов м/у отраслями и фирмами осущ-ется в соотв-и с ценами. Минимизация затрат на ед-цу продукта или оптимиз-я его объема при тех же затратах осущ-ся на осн. оптим. сочет-я ресурсов с учетом ур. цен. Зачастую сущ-ет мн-во продавцов ФП, кот-е не м. влиять на рын. уровень цен

Пр-ая ф-я – ф-я, кот-я опред-ет кол-во продукта в завис-ти от кол-ва исполь. ФП: Q= f(a,b,c…), где Q-кол-во пр-ой прод-и, a,b,c… - используемые ФП.

Пр\ая ф-я опред-ет максим. возм-ый объем выпуска прод-и, кот-й м. пр-ть фирма при каждом сочетании ФП.

Общее кол-во продукта, пр-ое при опред. кол-ве переменного ФП и неизменности др. ФП есть совок. (общий) продукт этогоФП (ТР).

Сред. продукт переменного ФП (АР) – отношение совок. продукта переменного ФП к использованному кол-ву ФП (напр. АРL=TP/L).

Предельный продукт ФП (МР) есть прирост общ. продукта, достигнутый за счет приращения этого ФП на одну ед-цу.

МР хар-ет предельную пр-ть переменного ФП.

Пр\ая ф-я от одного фактора. Предприятие произв-т единст-й вид продукции и расходует единст-й вид ФП. Пример такого произв-ва довольно трудно найти в действит-ти. Даже если рассм-ть предпр-ие, оказывающее услуги на дому у клиентов без применения какого-л. оборуд-я и матер-в (массаж, репетиторство) и затрачивающее только труд работн-в, нам пришлось бы допустить, что работн-и обходят клиентов пешком (не исп-я услуг транспорта) и договар-ся с клиентами без помощи почты и телефона.

Итак, предпр-е, затрачивая ФП в кол-ве х, может произв-ти продукт в кол-ве q. Пр\ая ф-я q = f(x) устан-ет связь между эт. велич-ми. Заметим, что здесь все объемные величины - это величины типа потока: объем затрат ФП измер-ся кол-вом ед-ц ФП в ед-цу времени, а объем выпуска – кол-вом ед-ц продукта в ед-цу времени.

На рис. приведен график Пр\ой ф-и для рассм-го случая. Все точки, лежащие на графике, соотв-ют технически эффективным вариантам, в частности точки А и В. Точка С соответствует неэффективному, а точка D - недостижимому варианту.

 

 

Пр\ая ф-я в случае единст-го ФП устанавливающая завис-ть объема произв-ва от объема затрат единст-го ФП, может исп-ся не только в иллюстративных целях. Она полезна и тогда, когда может изм-ся расход лишь одного ФП, а затраты всех остал-х ФП по тем или иным причинам должны рассм-ся как фиксир-ые. В этих случаях интерес предст-ет завис-ть объема произв-ва от

затрат единст-го переменного фактора.
O
q
х
D
C
A
B

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.90.40.84 (0.034 с.)