Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Э8. Несовершенная конкуренция, ее основные проявления и методы регулированияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Конкуренция - состязат-я работа м-ду товаропр-лями за наиболее выгодные сферы прилож-я капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный мех-зм стих-го регул-я пропорций обществ-го произв-ва. Конкуренция имеет важное знач-е в жизни общ-ва. Она стимул-ет деят-ть самост-х ед-ц. Ч-з нее товаропроизвод-ли как бы контролируют др. др. Их борьба за потр-ля приводит к сниж-ю цен, уменьш-ю изд-к произв-ва, улучш-ю кач-ва прод-ции, усил-ю научно-технич-го прогр-са. В то же время конкур-ция обостряет противоречия эк-х интересов, чрезвыч-но усил-ет экономич-ю дифференц-ю в общ-ве, обуславл-ет рост непроизводит-х изд-к, побуждает созд-е монополий. Сущ-ть и роль конк-ции ироявл-ся в след-х ее ф-циях конк-ции: 1. Обеспеч-с нацел-ти произв-ля на запросы потр-ля; 2. Стимул-е роста эфф-ти пр-ва, обеспечив-щее выжив-е произв-лей; 3. Дифференц-я товаропроизв-лей; 4. Давл-е на пр-во, распредел-е рес-сов между отр-лями народ-го хоз-ва в соотв-и со спросом и нормой прибыли; 5. Ликвид-я неконкурентоспос-х предпр-й, т.е. продажа, преобразов-е, слияние; 6. Стимул-е сниж-я цен и повыш-я кач-ва товара. Основанием для классификации конкур-х рынков явл-ся степень влияния суб-та на цену® ф - ры класс-ции: доля рынка, кол-во произв-лей, дифференциация товаров, свобода вхожд-я предпр-я на рынок и выхода из него, кол-во информации и т.д. В современной ЭТ выделяют 2 формы (К): 1) Совершенная К. это соперничество многочисленных произв-лей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции. 2) Несовершенная конкуренция – такое состояние экономической системы, когда лишь несколько крупных фирм производят основную массу определенного товара. Предпосылками несовершенной конкуренции явл-ся: 1) значительная доля рынка у отдельных производителей, 2) наличие барьеров проник-я в отрасль, 3) неоднородность продуктов, 4) несовершенство, неадекватность рыночной инф-ции. Несовершенная конкуренция бывает: а) монополистическая конкуренция, б) олигополия, в) чистая монополия. В отличие от совершенной она ограничена влиянием монополий и государства. Для монополистической К. хар-но: дифференциация продукции на основе различий в качестве, сервисе и рекламе, малые размеры и многочисленность фирм, несовершенная инф-я, низкие барьеры (диффер-я продукции). Олигополия хар-ся однородностью или разнородностью продукции, малочисл-тью и крупными размерами фирм, несовершенной инф-ей (субъективный фактор), крупные барьеры (т.к. крупные фирмы имеют экономию издержек на масштабе). Дуополия – олигополистическая ситуация, когда на рынке действуют только две конкурирующие между собой фирмы. Разновидности поведения олиг-й: 1) нескоординированная О., при которой фирмы не вступают ни в какие контакты друг с другом; 2) картель – сговор в установлении объема произ-ва и цен на таком ур., который обеспечивает максимальную прибыль для договаривающихся фирм (монопольную прибыль); 3) картелеподобная структура рынка (или игра по правилам) – фирмы сознательно делают свое повед-е понятным и предсказуемым для конкурентов, напр., лидерство в ценах, все крупные изм-я цен проводит самая круп.фирма, а затем за ней повторяют остальные. Монополия – наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции, для нее хар-но: уникальность продукции, единственная фирма-гигант, полная инф-я, непреодолимые барьеры. Основными барьерами, существующими в монополистической отрасли явл-ся: 1) преимущества крупного производства (экономия, обусловленная ростом масштаба произ-ва, т.е. крупные преимущ-ва в издержках); 2) легальные барьеры (монопольное владение источниками сырья, землей, правами на научно-технические достижения, санкционированные гос-вом исключительные права); 3) нечестная конкуренция (лишение доступа к сырью, кредитам, рынкам сбыта). Легальные барьеры: патенты – дает владельцу исключительное право на произ-во соотв-щей продукции в течение определенного времени. Лицензия - дает право на вступление в отрасль или на вид деят-ти. Монополист, устанавливая тот или иной объём выпускаемой продукции фактически за счёт этого устанавливает цену на рынке, т.е. спрос будет меняться в зависимости от объёма и от цены. (см. рис ниже) Фирма-монополист также может осущ-ть ценовую дискриминацию, т.е. устанавливать различные цены на одну и ту же продукцию для разных групп покупателей, причём разница в ценах не будет являться следствием разницы в издержках. Цен-я дискр-ция может проводиться при следующих усл-х:1.покуп-ль, приобретя продукцию не имеет возможности её перепродать; 2.сущ-ет возм-ть разделить всех потребителей данной продукции на сегменты, спрос на которых имеет разную степень эластичности. Простая монополия – монополист продает свою продукцию по одинаковой цене всем потребителям. Методы конкурентной борьбы. В совр. усл-ях исп-ся силовые м-ды конк-й борьбы. К ним отн-ся такие эк. м-ды, как лишение конк-нта сырья, рынков сбыта, кредитов, скупка патентов, сбивание цен, захват рынков раб-й силы, выпуск на рынок новых марок и видов изд-й и т.д. Действуют также м-ды прямого насилия поджоги, взрывы, убийства опасных конк-нтов, шпионаж, гос-е перевороты и т.д. Во всех странах примен-ся ценовые м-ды конк-й борьбы. К ним отн-ся примен-е монопольно высоких и монопольно низких цен, метод ценовой дискриминации (разные цены в разных местностях, демпинговые, бросовые цены) продажа товаров в рассрочку и лизинг (пользование средствами произв-ва вместо приобрет-я их в собств-ть). Появл-ся и м-ды неценовой конк-й борьбы. Эти методы в основном подразд-ся на 2 гр-пы: конк-ция по прод-ту и конк-ция по усл-ям продаж. Конк-ция по продукту - стремл-е захв-ть часть отрасл-го рынка конк-та путем выпуска прод-ции нового ассорт-та и кач-ва при сохран-ии примерно одной и той же цены. Конк-ция по усл-ям продаж - использ-е многочисл-ых ср-ств для привлеч-я покуп-й к товарам. Эта конк-ция включ. рекламу, услуги по сервисн. обслуж-ю, льготы при покупке для пост-х покуп-й. В рын. э. необх. гос. защита конк-ции. Осн. цель прим-я гос. ср-в защиты сост-т в том, чтобы доб-ся оптим. сочет-ия разл. видов конкур-и д/достиж-я совокупн. позитивных рез-ов. Отрицательные последствия несовершенной конкуренции. Монополия связана с целым рядом отрицательных последствий для экономики страны: завышенные цены; занижает эффективный объем предложения, сознательно идет на поддержание дефицита. Равновесный объем при совершенной конкуренции Q1, а цена P1, а монополист максимизирует прибыль при меньшем объеме выпуска Q2 (где MC=MR), этому оптим-му выпуску соответ-ет цена более высокая цена P2 (см рис. выше). Отсутствие выбора заставляет клиента фирмы монополиста мириться с высокими ценами, соглашаться с плохим качеством продукции, ее устарелостью (замедлением технического прогресса), отсутствием сервиса и другими проявлениями пренебрежения интересами потребителя. Хотя монополия имеет достаточно фин.возм-тей для НИОКР, но мало заинтересована в развитии произ-ва и товара, спорным явл-ся положение, что монополия сдерживает НТП, чтобы оставаться монополистом. В рын. Э. необх. гос. защита конкуренции. Осн. цель прим-я гос. ср-в защиты состоит в том, чтобы добиться оптим. сочетания разл. видов конкур-и д/достиж-я совокупных позитивных рез-ов. В рамках антимоноп. политики м. выделить два осн. напр-я: демонополизацию и регулирование деят-ти предпринимательских монополий. Политика демонополизации направлена на снижение (ограничение роста) степени монополизации рынка. Ее эфф-е проведение предполагает:1-разработку системы ограничений на слияния и иные межфирменные соглашения, ведущие к существенному росту уровня монополизации и ограничению конкуренции. Закон РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деят-ти на тов. рынках” запрещает соглашения м/у конкурирующими фирмами, занимающими в совокупности доминирующее положение на рынке, если их результатом может быть существенное ограничение конкуренции. В т. ч., запрещаются соглашения и согласованные действия. направленные на установление и поддержание цен, раздел рынков сбыта, ограничение доступа на рынок других фирм и т.д. Положение фирм может быть признано доминирующим, если доля на рынке товара превышает 35%. 2- проведение деконцентрации (разукрупнения) сложившихся предпринимательских монополий. Высокий уровень концентрации и спец-и пр-ва перестает быть эк-ки оправданным.3- содействие конкуренции в монополизированных отраслях. Ее проведение заключается в стимулировании созд-я новых предприятий в этих отраслях, в поощрении действующих предприятий других отраслей к пр-ву монополизированных видов продукции, в поощрении импорта такой продукции. Ср-ми осущ-я такой политики явл-ся налоговые и таможенные преференции, льготное кредитование предприятий. Объектом регулиров-я явл-ся: деят-ть естественных монополий; деят-ть предпринимательских монополий; ценовое регулирование по продукции предприятий монополистов. Отсутствие конкурентной среды делает неэф-ным использ-е рын. мех-змов в регулир-и деят-ти естественных монополий, поэтому гос. органы упр-я опред-ют уровень цен и тарифов, а также осн. параметры, хар-щие объем и ассортимент предлагаемых товаров и услуг. Регулир-е деят-ти предпринимательских монополий действующих на конкурентных рынках не заменяет, а защищает конкурентный рыночный мех-зм. Также применяется ценовое регулирование по продукции предприятий монополистов посредством установления твердых фиксированных цен или т.н. предельных цен, когда предприятию установлен макс.уровень, до кот-го оно м. повышать цену. Централизованное регулир-е цен блокирует действие конкурентного ценового механизма, препятствует нормальной работе рынка, т.е. ценовое регулирование не следует использовать как универсальное средство антимонопольной политики. Цели антимонопольной деятельности: развитие конкуренции и пресечение недобросовестной конкуренции и тем самым формирование рыночных отношений; ограничение и пресечение деятельности сложившихся монополий и недопущение образования новых; борьба с нарушениями закона, препятствующими развитию нормального рынка, в том числе с коррупцией; поддержка новых эк. структур; защита прав потребителей.
Э9. Специфические особенности факторных рынков. Производственная функция от одного фактора (общий, средний и предельный продукт). ФП – факторы пр-ва. Рынок – сов-ть продавцов и покупателей, взаимодействие кот-х приводит в итоге к возможности обмена. Для пр-ва прод-и или оказ-я услуг необх. исп-е след. ф-ров пр-ва: труд (рабочая сила), капитал, прир.ресурсы => сущ-ют рынки труда, капитала и прир.ресурсов, кот-е им. как общие черты (спрос, предложение, цена), так и специфические. Рынки ФП обладают спецификой: 1.Экономические агенты меняются местами. Нек-е виды ресурсов продают и покупают сами предприниматели (нефть, лес, станки). Земля, труд и капитал продаются домохоз-ми. Таким образом изменяются мотивы и стимулы обмена. 2.Спрос на ресурсы явл-ся производным от спроса на товары, производимые с пом. этого ресурса и зависит от производительности ФП. 3.Предложение ФП более ограничено, чем предложение товаров, поэтому предложение менее эластично. 4.Эласт-ть спроса и предлож. на ФП зависит от периода времени. Спрос эластичен на оборотные факторы и неэластичен на факторы с длит. характером. Предложение эластично в длит периоде и неэласт в кр\вр. 5.Цена на ФП имеет неск. видов: равновесная, номинальная, реальная. Распред-е ресурсов м/у отраслями и фирмами осущ-ется в соотв-и с ценами. Минимизация затрат на ед-цу продукта или оптимиз-я его объема при тех же затратах осущ-ся на осн. оптим. сочет-я ресурсов с учетом ур. цен. Зачастую сущ-ет мн-во продавцов ФП, кот-е не м. влиять на рын. уровень цен Пр-ая ф-я – ф-я, кот-я опред-ет кол-во продукта в завис-ти от кол-ва исполь. ФП: Q= f(a,b,c…), где Q-кол-во пр-ой прод-и, a,b,c… - используемые ФП. Пр\ая ф-я опред-ет максим. возм-ый объем выпуска прод-и, кот-й м. пр-ть фирма при каждом сочетании ФП. Общее кол-во продукта, пр-ое при опред. кол-ве переменного ФП и неизменности др. ФП есть совок. (общий) продукт этогоФП (ТР). Сред. продукт переменного ФП (АР) – отношение совок. продукта переменного ФП к использованному кол-ву ФП (напр. АРL=TP/L). Предельный продукт ФП (МР) есть прирост общ. продукта, достигнутый за счет приращения этого ФП на одну ед-цу. МР хар-ет предельную пр-ть переменного ФП. Пр\ая ф-я от одного фактора. Предприятие произв-т единст-й вид продукции и расходует единст-й вид ФП. Пример такого произв-ва довольно трудно найти в действит-ти. Даже если рассм-ть предпр-ие, оказывающее услуги на дому у клиентов без применения какого-л. оборуд-я и матер-в (массаж, репетиторство) и затрачивающее только труд работн-в, нам пришлось бы допустить, что работн-и обходят клиентов пешком (не исп-я услуг транспорта) и договар-ся с клиентами без помощи почты и телефона. Итак, предпр-е, затрачивая ФП в кол-ве х, может произв-ти продукт в кол-ве q. Пр\ая ф-я q = f(x) устан-ет связь между эт. велич-ми. Заметим, что здесь все объемные величины - это величины типа потока: объем затрат ФП измер-ся кол-вом ед-ц ФП в ед-цу времени, а объем выпуска – кол-вом ед-ц продукта в ед-цу времени. На рис. приведен график Пр\ой ф-и для рассм-го случая. Все точки, лежащие на графике, соотв-ют технически эффективным вариантам, в частности точки А и В. Точка С соответствует неэффективному, а точка D - недостижимому варианту.
Пр\ая ф-я в случае единст-го ФП устанавливающая завис-ть объема произв-ва от объема затрат единст-го ФП, может исп-ся не только в иллюстративных целях. Она полезна и тогда, когда может изм-ся расход лишь одного ФП, а затраты всех остал-х ФП по тем или иным причинам должны рассм-ся как фиксир-ые. В этих случаях интерес предст-ет завис-ть объема произв-ва от затрат единст-го переменного фактора.
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.196.141 (0.01 с.) |