Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Э.16. Необходимость и инструменты монетарной политики государства, воздействие на функционирование экономических субъектов.

Поиск

МП (денежно - кредитная политика (ДКП)) – наиболее приемлемый для демократического общества инструмент государственного регулирования национальной экономики. Она (МП) заключатся в разработке и осуществлении системы мероприятий, с помощью которых регулируются ДК процесссы страны. Высшая цель монетарн. политики заключается в обеспечении стабильности цен, полн. занятости и росте реального объема ВНП. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которое осуществляется довольно медленно, рассчитана на годы и не является быстр. реакцией на изменение конъюнктуры. В связи с этим текущая монетарная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, чем указанная выше глобальная задача, напр., на фиксацию кол-ва денег в обращении, определенного уровня банковских резервов или нормы % и т. п. ДК система играет настолько важную роль в жизни общества, что нарушение ее функционирования может повлечь катастрофические последствия для всей экономики (инфляция, падение производства и т. д.) поэтому во всех странах она находится под жестким контролем государства. Используя различные методы, государство добивается такого ее состояния, к-е соответствует интересам развития всей экономики, эффективному решению постоянно возникающих экономических задач.

Цели кр–ден политики:
1)устойчивые темпы роста национального производства; 2)стабильные цены; 3)высокий уровень занятости населения;

4)равновесие платежного баланса.

Кред–ден политика осущ-ся Центральным банком страны.

На первом этапе ЦБ воздействует на предложение денег, уровень процентных ставок, объем кредитов. На втором – изменения в данных факторах передаются в сферу производства, способствуя достижению конечных целей.

Инструменты ДКП. В мировой экономической практике используются следующие инструменты регулирования денежной массы в обращении.

1. операции на открытом рынке, т. е. на вторичном рынке казначейских ценных бум.

2. политика учетной ставки, т. е. регулирование % по займам коммерческих банков у ЦБ

3. изменение норматива обязательных резервов.

Операции на открытом рынке - это купля - продажа гос ценбум. В этих операциях участвуют несколько субъектов рыночной экономики: государство, действующее через ЦБ; коммерческие банки и население. В зависимости от экономической конъюнктуры – положение, сложившееся на текущий момент в экономике, - каждый из указанных субъектов может выступать либо продавцом, либо покупателем ценных бумаг. Инициатором этих операций всегда является государство, а коммерч. банки и население становится их участниками. Инициируя операции на открытом. рынке, государство добивается либо уменьшения, либо увеличения предложения денежной массы и, следовательно, либо стимулирует рост экономики, либо сдерживает его.

Пример: предположим, в стране начали появляться условия для возникновения инфляции. В целях ее предотвращения правительство дает указания ЦБ начать продажу государственных ценных бумаг (гарантирующие высокую доходность, для их большей привлекательности). Продавая ценных бумаг, государство изымает часть денег из обращения, в результате, во1-х, происходит сокращение совокупной денежной массы, что является сдерживающим фактором инфляционных процесссов; во-2-х уменьшаются возможности банков кредитовать промышленные компании, что вызывает уменьшение деловой активности.

Если в экономике наблюдается спад произв-ва. Вследствие чего коммерческие банки испытывают острую нехватку денежных ресурсов, гос-во через ЦБ начинает скупать у них ценные бумаги. Осуществляя операции по скупке ценных бумаг, гос-во не только увеличивает финансовые возможности банков, но и совокупную денежную массу в обращении, стимулируя рост деловой активности.

Изменение резервной массы. Резервная норма - часть банковских депозитов (вкладов населения и др. вкладов) в ЦБ. Т. е. это своеобразный неприкосновенный запас денежных средств, которое коммерческие банки не имеют права использовать для осуществления своих операций. Она устанавливается государством с помощью ЦБ и в течение фин. года может несколько раз изменятся. При этом резервная норма м. б. различной в зависимости от режимов и целей предоставления банковских кредитов. Прежде всего, через регулирование нормы обязательного резервирования, государство увеличивает или уменьшает совокупную денежную массу в стране. При повышении резервной нормы возможности коммерческих банков кредитовать экономику уменьшается. Предложение денег сокращается. Что вызывает рост % по кредитам, уменьшение спроса на заемные средства и замедление эк-го роста. Последнее является важнейшим средством в борьбе с инфляцией.

Когда надо преодолеть кризисные явления в экономике, правительство уменьшает резервные нормы, вследствие чего кредитные возможности коммерческих банков возрастают. Растет предложение денег, ссудный % понижается, спрос на заемные средства возрастает, и экономика выходит из застоя. Начинается экономический рост. Резервная норма служит “страховкой” каждого вкладчика.

Изменение учетной ставки. Учетная ставка - это % по ссудам, которые предоставляет ЦБ коммерческим банкам. Реагируя на изменение экономической конъюнктуры, ЦБ может как увеличивать, так и уменьшать учетную ставку, и, следовательно, увеличивать или уменьшать денежное предложение. При уменьшении учетн. ставки спрос на деньги ЦБ-ка со стороны коммерч-х банков повышается. Коммерческие банки стараются взять больше кредита, увеличивать свои финансовые возможности. Если учетная ставка повышается, то спрос на кредиты ЦБ уменьшается и финансовые возможности сокращается.

Измене-е ЦБ учетной ставки, ее увеличение или уменьшение называется политикой “дорогих” и “дешёвых” денег. Политика дорогих денег (учетная ставка растет) проводится правительством, если необходимо снизить инфляцию. Рост учет ставки снижает желание коммерч-х банков получить кредиты и тем самым уменьшать денежное предложение в стране. ЦБ влияет на увеличение учетной ставки коммерч-х банков, в результате чего многие фирмы, лишившись возможности получить кредит, сокращают производство. Проводя политику дорогих денег, правительство ценой падения производства и роста безработицы снижает темпы инфляции.

Политика дешев. денег (учетная ставка снижается) проводится, если необходимо замедлить спад производства. В результате происходит “накачка” экономики деньгами, что может вызвать рост инфляции.

Т. о., эк.е последствия регулирования нормы учетн. ставки двойственны.(главный недостаток МП-ее ассиметричность)

Среди этих методов МП наиболее эффективным является операции на откр. рынке, т. к. позволяет за небольшой промежуток времени существенно повлиять на совокупность денежной массы, два других метода - маневрирование резервными требованиями и учетной ставкой - оказать существенное воздействие на ден. обращение не может. В зависимости от экономической конъюнктуры и степени разлаженности финансовой системы, могут применятся дополнит. инструменты ДКП:

1.проведение денежной реформы применятся, когда темп информации ежегодно составляет тысячи %, деньги обесцениваются и теряют свою покупательную способность. В процессе стар. деньги изымаются из обращения, а новых выпускается столько, сколько необходимо для обращения товаров без инфляционного развития. Эта крайняя мера примен-ся в исключит. случаях, тем не менее, она явл-ся важн. элементом ДКП.

2.в качестве дополнительных мер воздействия на ДК ситуацию правительства часто использует и регулирование операций комм. банков на фондовом рынке, т. е. ограничение деятельности банков по скупке акций; ограничивается использование ими заемных средств для расчетов по этим операциям.

3.ограничение потребительского кредита. В этих целях ЦБ обязывает коммерческие банки, предоставлявшие кредиты частн. лицам, делать “специальные” вклады в резервный фонд. Этим государство сдерживает желание банков предоставлять потребительские кредиты.

В системе ДКП гос-ва имеется всегда ряд косвенных инструментов регулирования денежной массы, среди которых особ. значение имеют такие, как “государственная регистрация банков” и “амортизационная политика”.

В качестве обязательного условия регистрации и получения лицензии коммерч. банк обязан предоставить доказательства наличия у него уставн. капитала в определенном фиксированном размере. Увеличивая или уменьшая размер уставн. капитала, гос-во увеличивает или уменьшает кол-во экономических субъектов, которые могут заниматься кредитн. эмиссией.

Регулируя норму амортизации, гос-во косвенно способствует увеличению или уменьшению ден. массы. Ускоренная амортизация дает возможность предпр-ям быстро возвращать вложенные в факторы производства денежные средства и использовать их для производства.

Т. о., необходимость МП заключается в создании благоприятных условий развития экономики через регулирование денежной массы в обращении. Соразмерно существ-щей ситуации выбираются определенные инструменты ее регулирования. К основным проблемам денежного обращения в соврем Р относятся: 1) влияние иностранных валют (оч. значит-но); слабая (частичная) конвертируемость рубля; отсутствие доверия к национальной денежной единице→недостаточно удовлетворены инвестиционные потребности экономики; сбережения внутри страны есть, но они не работают, капитал идет за рубеж(со стороны домохоз-в-вывоз капитала ч-з туризм, п/п-покупают цен бум и помещают свои капиталы за рубеж). Проблема - остановить утечку и привлечь иностранные инвестиции. 2)Проблема инфляции (огромные масштабы экономики, размытая государственная структура: множество субъектов, все разные по возможностям, потенциалу, потребностям; участие в вооруженных конфликтах - постоянные причины инфляции для Р). Необходимо помнить: антиинфляционная политика - одновременное сдерживание экономического роста.

Эмиссии - выпуск в обращение денежных знаков и ценных бумаг и рестрикции - кредитн. политика, преследующая ограничение возможностей получения кредита в целях предотвращения утечки золотых запасов за границу, избегания краха банков и инфляционных процессов.

Ставка рефинансирования – 13%

Норматив обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте – 0,5

Норматив обязательных резервов по обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации – 0,5

Норматив обязательных резервов по иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валюте – 0,5

Коэффициент усреднения обязательных резервов кредитных организаций – 0,6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.131 (0.008 с.)