Индивидуальный и рыночный спрос. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индивидуальный и рыночный спрос.



На рынке выступает не один, а много покупателей. Переход от шкалы индивид-го спроса к шкале рыночного спроса м.б. легко осуществлён посредством суммиров-я величин спроса, предъявл-го каждым потреб-ем при разных возможных ценах. Кривая рыночного спроса Д образуется путём горизонт-го совмеще-я кривых индивид-го спроса Д1,Д2,Д3 всех потреб-ей на рынке.

Рис.2 Кривая рыночного спроса – сумма кривых индивидуального спроса.

Детерминанты спроса – это факторы измен-я спроса. Важнейшие неценовые детерминанты рыноч-го спроса: 1)Вкусы, предпочтения потребителей. 2)число потребителей на рынке. 3)Цены на сопряжённые товары. 4)Денежные доходы потреб-й. 5)Потреб-е ожидания относит-но будущих цен и доходов. Когда одна или более детерминант спроса изменяются, происходит смещение положения кривой спроса (вправо или влево), что назыв-ся изменением в спросе. Если потреб-ли желают и способны купить большее кол-во товара по возможной цене, то происходит увел-е спроса (смещение вправо). Уменьш-е спроса происходит тогда, когда из-за измен-я в его детерминанте(ах) потреб-ли покупают меньшее кол-во продукта (смещение влево).

Изменения величины спроса. Измен-е величины спроса (не путать с изменением спроса) означает передвиж-е с одной точки на другую точку на постоянной кривой спроса, то есть переход от одной комбинации «цена – количество продукта» к другой их комбинации. Причиной служит измен-е цены продукта.

Эластичность. Чтобы измерять реакцию спроса на измен-е цены используют показатель эластичности. Эластичность спроса по цене (ED) показ-ет, на сколько процентов увел-ся спрос, если цена сниз-ся на 1%. ED = процентное измен-е объема спроса / процентное изменение цены. Эласт-ть связана с измен-ем валового дохода. Пониж-ие цены на одну и туже величину - одну единицу- обусловливает различные измен-я в величине спроса. Причем, при коэффициенте эласт-ти, большем единицы, снижение цены приводит к росту валового дохода, а при эласт-ти, меньшей единицы, спрос измен-ся в относит-но меньшей степени, что и обусловливает снижение общей выручки.

Выделяют три основные типа эластичности: 1)Эластичный спрос: ED > 1. Увеличение цены обусловливает снижение выручки и снижение цены обусловливает увеличение расходов покупателей на данный товар. 2) Неэластичный спрос: ED < 1. Увеличение цены обусловливает увеличение выручки и наоборот. 3) Единичная эластичность: ED = 1. Изменение цены в ту или иную сторону вызывает пропорциональное изменение спроса, так что выручка остается неизменной.


P

 

D1

 

 

D2

Q

Рис. 2 Совершенно эластичный(D2) и совершенно неэластичный спрос (D1)

Факторы эластичности спроса: Количество заменителей товара. Чем больше заменителей, тем эластичнее спрос. Доля расходов на данный товар в бюджете потребителя. Чем выше доля расходов на данный товар в бюджете потребителя, тем более эластичен спрос на него. Категория товара. На товары первой необходимости спрос неэластичен. На предметы роскоши спрос эластичен. Фактор времени. Спрос тем эластичнее, чем длиннее период времени для принятия решения о покупке.

 

Э4. Закон предложения: издержки производства и другие детерминанты в его формировании.

Предложение можно определить как шкалу, показывающую разные количества продукта, которые производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного периода времени.

Объем предложения определяется общей суммой предложений товаров, продаваемых на рынке. Объем предложения QS = f (P1, P2, …, PX, K, C, Z, n), где P1, P2, …, PX – цены товаров, K – характер применяемых технологий, C – налоги и дотации, Z – природно-климатический условия, n – иные факторы.

Полагая что неценовые факторы неизменны, функцию предложения м. определить как QS=f(PХ).

Закон предложения – при прочих равных условиях повышение цены единицы товара ведет к возрастанию величины предложения и наоборот, т.е. существует прямая зависимость между ценой и величиной предложения.

Одним из основных факторов в формировании предложения выступают издержки (постоянные и переменные). Но сначала нужно сказать об эластичности. Эластичность предложения по цене – степень реагирования объема предложения на изменение цены единицы товара или услуги. Коэффициент эластичности предложения по цене ЕS=%ΔQS/%ΔP/ Эластичность предложения по цене существенно зависит от фактора времени. Чтобы имело место предложение товаров они должны быть произведены, а процесс производства занимает определенный промежуток времени. В связи с этим выделяют 3 временных периода, характеризующих способность производства отреагировать на изменение рыночной конъюнктуры: 1- мгновенный: реализации подлежит уже произведенный товар. Товар поступает в продажу по установившейся рыночной цене и ЕS=0, а кривая предложения S1 вертикальна. 2- краткосрочный период: за счет изменения переменных факторов производства (переменные издержки) производитель может отреагировать на изменение рыночной цены, ЕS>0. 3- долгосрочный период характерен тем, что производитель в состоянии изменить производственные мощности (т.е. и постоянные и переменные издержки поддаются изменениям). Эластичность предложения достигает максимального значения.

ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. При построении кривой предложения экономист исходит из допущения, что цена выступает самой значительной детерминантой величины предложения любого продукта. Однако кривая предложения, так же как и кривая спроса, связана с допущением "при прочих равных условиях". Иными словами, кривая предложения строится на предположении, согласно которому определенные неценовые детерминанты величины предложения даны заранее и не подвергаются изменениям. Если одна из этих неценовых детерминант предложения в действительности претерпевает изменения, положение кривой предложения также будет меняться.

К основным неценовым детерминантам предложения относятся следующие: 1) цены на ресурсы. Как отмечалось выше при объяснении закона предложения, существует самая тесная связь между издержками производства и предложением. Кривая предложения фирмы основывается на издержках производства; за дополнительные единицы продукта фирма должна установить более высокие цены, поскольку производство этих дополнительных единиц требует больших издержек. Отсюда следует, что снижение ресурсных цен снизит издержки производства и увеличит предложение, то есть переместит кривую предложения вправо. И наоборот, повышение цен на ресурсы увеличит издержки производства и сократит предложение, то есть сместит кривую предложения влево. Если цены на используемые фирмой ресурсы растут, то растут и издержки пр-во.2) технология производства. Совершенствование технологии означает, что открытие новых знаний позволяет более эффективно произвести единицу продукции, то есть с меньшей затратой ресурсов. При данных ценах на ресурсы снизятся производственные издержки и увеличится предложение. 3) налоги и дотации. Рост налогов можно рассматривать как рост издержек производства, который снижает предложение. Государственное субсидирование наоборот снижает производственные издержки фирмы, что будет способствовать расширению предложения. 4) динамика цен на товары-субституты и товары-комплименты. Рост цен на один из товаров-субститутов при прочих равных условиях вызывает уменьшение предложения другого. Если возросла цена на один из товаров-комплиментов, то увеличится предложение другого. 5 ) цены на другие товары. Изменения цен на другие товары также способны сместить кривую предложения продукта. 6) ожидания изменения цен. Ожидания изменений цены продукта в будущем также могут повлиять на желание производителя поставлять продукт на рынок в настоящее время. Однако трудно делать выводы о том, как скажутся ожидания, допустим, более высоких цен на нынешнюю кривую предложения продукта. 7) число продавцов на рынке.

Изменение предложения. Изменение в предложении выражается в смещении всей кривой предложения. Увеличение предложения смещает кривую вправо, уменьшение предложения смещает ее влево. Причиной изменения предложения служит изменение одной или более детерминант предложения. Перемещение одной (или более) из этих детерминант, или факторов изменения предложения, приведет к смещению кривой предложения продукта либо вправо, либо влево. Смещение вправо, с S к S1 на рисунке, означает увеличение предложения: производители при этом поставляют большее количество продукта по каждой из возможных цен, Смещение влево, с S к S2 на рисунке, указывает на сокращение предложения: поставщики предлагают меньшее количество продукта по каждой из возможных цен.

Следует различать изменение объема предложения и изменение предложения. Изменение объема предложения имеет место при изменении цены товара и неизменном характере зависимости объема предложения от цены — движение вдоль линии предложения(à1). Например, как видно на рис., при повышении цены с P1 до P2 объем предложения увеличивается с Q1 до Q2. Если же в силу изменения какого-либо другого фактора устанавливается новая зависимость между ценой и объемом предложения, т.е. изменяется сама функция предложения (à2), происходит сдвиг линии предложения с SS до S1S1 или S2S2, так что при прежней цене P2 объем предложения составит Q1, или — Q3. В первом случае говорят, что уменьшилось само предложение, а во втором об увеличении предложения.

 

 

Э 5. Экономический смысл понятия «рыночное равновесие» и условия его достижения. Различные конъюнктуры рынка и объёмы продаж.

Рыночное равновесие (Е) характ-ся равновесной ценой, которая уравнивает величину спроса и предложения на рынке, а также равновесным объемом продаж. Чтобы рассмотреть взаимодействие S и D, необх. совместить линии спроса и предложения на одном графике. На рис. 2.5,a) DD — линия спроса, SS — линия предложения. Абсциссы их точек хар-ют соотв-нно объемы спроса (QD) и объемы предложения (QS), а ординаты — цены спроса (PD) и цены предложения (PS). Рын. равновесие опред-ся координатами точки пересечения линий DD и SS, которым соответствуют объем QE и цена PE - Их наз-ют соотв-нно равновесным объемом (QD = QS) и равновесной ценой (РE = РD - РS).

В состоянии равновесия рынок сбалансирован, ни у продавцов, ни у покупателей нет внутренних побуждений к его нарушению. Напротив, при любой другой цене, отличной от PE, рынок не сбалансирован, а у покупателей и продавцов имеются эффективные стимулы к изменению сложившейся ситуации.

Пусть, напр, реальная рыночная цена P 1 > РE. При такой цене объем спроса составит QD 1, тогда как объем предложения — QS 1.

В этом случае избыток предложения (QS 1 - QD 1) будет оказывать понижающее давление на цену P 1. Если же реальная рын. цена окажется ниже равновесной, скажем на уровне P 2, объем спроса QD 2 окажется выше объема предложения QS 2. Здесь избыток спроса (QD 2 - QS 2) будет оказывать повышающее давление на цену P 2. В первом случае это давление будет оказываться через конкуренцию продавцов, во втором — через конкуренцию покупателей.

Такой подход к описанию равновесия часто называют равновесием по Вальрасу. Сущ-ет альтерн. подход, известный как равновесие по Маршаллу. Суть его в том, что равновесие на рынке склад-ся не под влиянием давления избытков спроса и предложения, а под влиянием превышения цены спроса над ценой предложения или, наоборот, цены предложения над ценой спроса, на что продавцы реагируют соответственно увеличением или сокращением объема предложения.

Равновесие по Маршаллу иллюстрирует рис. 2.5.б. Если объем предложения ниже равновесного уровня QE, цена спроса выше цены предложения, напр. при Q 1 PD 1 > PS 1, что побуждает продавцов ↑ Qs. Если QS > QE => PS 2 > PD 2 (напр. при Q 2) что заставляет продавцов ↓ QS. При QE PS = PD = PE. Маршалл оперировал понятиями "цена спроса" и цена предложения", поэтому ф-и DD и SS у него им. вид PD = PD(Q), PS = PS(Q), а условием равновесия являлось равенство PD(Q) = PS(Q)

Объемы спроса и предложения, как независимые переменные, откладывались по оси абсцисс.

Вальрас же сосредоточил внимание на объемах спроса и предложения при данных ценах. Поэтому функции спроса и предложения у него имеют вид QD = QD(P),QS = QS(P), а условием равновесия являлось равенство QD(P) = QS(P)

Конъюнктуры рынка: дефицит, равновесие, затоваривание. Любое отклонение от цены равновесия вызывает либо дефицит на рынке (при снижении цены против равновесной), либо излишек (при завышении цен). Вместе с тем, при наличии конкуренции одно лишь отклонение от равновесной цены приводит в действие рыночные силы, которые возвращают рынок в прежнее равновесное состояние.

Однако изменения спроса или предложения под воздействием неценовых факторов вызывают изменения параметров рыночного равновесия. Так, увеличение спроса приводит к росту рыночной равновесной цены и увеличению объема продаж, а снижение предложения - к снижению цены равновесия и сокращению количества продаваемых товаров на данном рынке.

Таким образом, рынок динамичен: под влиянием различных факторов (ценовых и неценовых) рыночное равновесие переходит в состояния либо дефицита, либо затоваривания, но затем опять стремиться к равновесию, при котором, все же, достигается наибольший объем продаж и степень удовлетворенности потребителей и продавцов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.118.194 (0.015 с.)