Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Э18. Задачи и функции гос-ва в экономике. Разграничение полномочий между различными уровнями управления.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Проблемы, связанные с местом, ролью, функциями гос-ва в экономике, занимали ученых с самого возникновения экономической науки. Представители кейнсианского подхода выступают за активное макроэкономическое вмешательство правительства в экономику. Отличие их подхода к роли гос-ва состоит в подчеркивании важности того факта, что кризисы возникают вследствие неблагоприятной структуры финансовых потоков экономических субъектов. Поэтому фискальная и денежная политика д. б. направлены не столько на регулирование совокупного спроса, сколько на обеспечение адекватной структуры и объема финансовых потоков. Вот почему важна не только фискальная политика, но и деятельность Центрального банка. Отказ ЦБ от осуществления такой деятельности и его переориентация на стабильность денежной массы (как это требуется монетаристами и новыми классиками) может привести к краху всей финансовой системы. Классический подход характеризуется ограниченным вмешательством гос-ва в экономику. В экономике действуют объективные и стихийные зоны, которые поддерживают экономическую систему в равновесии при невмешательстве гос-ва. Гос-ная политика должна была способствовать росту производительных сил общества, направлена на поддержание порядка, охраны частной собственности и конкуренции. Был выведен принцип «невидимой руки» в экономике. Т.е. основное в концепции классиков: минимум вмешательства гос-ва, воздействие только через денежно-кредитные инструменты. Институциональный подход предполагает усиление роли гос-ва. Автономное развитие экономики приводит к социальным конфликтам. Необходимо осуществлять тотальное огосударствление собственности, централизованное планирование, тотальный контроль за экономикой, соц. гарантии. Экономический дирижизм: гос-во – экономический центр, гос-во осуществляет регулирование на основе индикативного планирования. Гос-во решает 2 типа задач: 1) аллокационные (повышение экономической эффективности). Аллокация - рациональное размещение ограниченных ресурсов. Принцип Парето-улучшения – это такое изменение в ходе экономических процессов, которое повышает уровень благосостояния хотя бы одного из их участников, если при этом не допускается снижение уровня благосостояния ни одного из др. участников). Парето-оптимизации - достижение всех возможных Парето-улучшений. Парето-оптимальное состояние наилучшим образом отвечает интересам каждого при условии, что исходное распределение ресурсов между индивидами задано и не подлежит изменению, иначе как по их взаимному согласию; 2) задачи социальной гармонизации. Распределение готового продукта и доходов. Перераспределение предполагает улучшение положения одних индивидов за счет ухудшения положения др., а значит связано с конфликтами интересов. К функциям гос-ва в экономике относятся: 1. антимонопольная политика гос-ва; 2. регулирующая политика; 3. стабилизационная функция; 4.перераспределение (дохода и богатства); 5. организация денежного обращения; 6. представление национальных интересов. Также здесь необходимо отметить стабилизационную политику - это процесс восстановления стабильного положения экономики. Цели стабилизационной политики – противодействие цикличности, поддержание экономического роста в заранее заданных пределах; поддержание высшего уровня занятости; сдерживание инфляции; достижение положительного сальдо платежного баланса. Суть стабилизационной политики - воздействие гос-ва на совокупный спрос и (или) совокупное предложение с целью поддержания их динамичного равновесия при желаемых значениях занятости, уровня цен и роста дохода. Правительство проводит стимулирующую экономическую политику в периоды депрессии и сдерживающую политику в периоды подъема. Разграничение полномочий между различными уровнями управления. Это одно из направлений административной реформы. Цель процесса передачи и разграничения полномочий - создание стройной системы управления, исключающей параллелизм и дублирование функций, что ведет к значительному сокращению административного персонала. Разграничение и передача полномочий м. б. как комплекса управленческих функций, так и отдельных функций. При этом может осуществляться как по вертикали на основе централизации (вверх) и децентрализации (вниз) по уровням власти. Также по горизонтали на основе специализации и разделения труда между исполнителями. Разграничение функций и полномочий между центральным и местными уровнями управления предполагает предоставление последним больше прав в области эк-го регулирования процессами локального значения. Разделение функций управления должно соответствовать принципу макс-й эффект-ти, т.е. следует четко опред-ть цели и задачи, которые более присущи тому или иному уровню упр-я, и где будет наибольший эффект от их реализации. Полномочия необходимо распределять так между органами гос-ной власти и органами местного самоуправления, чтобы создать условия для оптимального распределения ресурсов. Э 19. Человеческий и социальный капитал организации. Социальное партнерство. Тема теории чел. капитала актуальна в наше время, несмотря на то, что технический прогресс все больше внедряется в нашу жизнь. В производстве труд людей постепенно заменяется трудом машин. Но человек всегда будет выше всей техники, так как он является ее непосредственным творцом. Только опытная квалифиц-ная рабочая сила способна управлять высоко технолог-им процессом. Кроме этого, необходимо знание деловой конъюнктуры, рыночных возможностей, способов их практического применения, но и в этом случае нам необходимы знания человека, его «капитал», используемый в процессе производства для создания богатства общества. Чтобы рассматривать теорию чел. капитала, необходимо для начала выяснить суть некоторых понятий. Чел. капитал - в экон-ой науке - способность людей к участию в процессе производства. Чел капитал подразделяется на: 1.Общий чел. капитал - знания, умения, навыки, которые могут быть реализованы на различных рабочих местах, в различных организациях. 2.Специфический чел. капитал - знания, умения, навыки, которые могут быть использованы только на определенном рабочем месте, только в конкретной фирме. 3.Чел интеллектуальный капитал - капитал, воплощенный в людях в форме их образования, квалификации, профес-ных знаний, опыта. Итак, под чел капиталом в экономике понимается имеющий у человека запас знаний, здоровья, навыков, опыта, кот-е использ-ся индивидом для получения дохода. Чел. капитал, являясь частью совокупного капитала представляет собой накопленные затраты на общее образование, специальную подготовку, здравоохранение, перемещение рабочей силы. Например, И.В. Ильинский выделяет следующие составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры. Таким образом, по его мнению, формула чел. капитала принимает след-й вид: ЧК = Кз + Кк + Ко, где ЧК - человеческий капитал; Ко - капитал образования; Кз - капитал здоровья; Кк - капитал культуры. Кз представляет собой инвестиции в человека, осущест-ые с целью формирования, поддержания и совершенст-ния его здоровья и работоспособ-ти. И.В. Ильинский в понятии капитала здоровья выделяет базовый и приобретенный капитал. Первый определяется совокупностью физиологических свойств человека, получаемых наследственным путём. Приобретенный капитал образуется в процессе формирования и потребления физических свойств человека, осуществляемом в производст-ой деят-ти. Стоимость чел. капитала экономисты определяют как на макро - так и на микроуровнях. Микроуровень - это стоимость затрат фирмы по восстановлению чел. капитала фирмы. А именно:- повышение квалификации уже принятых работников;- мед. обследование;- оплата больничных листов нетрудоспособности; - затраты по охране труда; - добровольное мед. страхование, оплаченное фирмой; - оплата медец-их и других соц-ных услуг за работника фирмы. На макроуровне рассматриваются соц-ные трансферты, оказываемые населению, как в натуральной, так и в денежной форме, а так же льготное налогообложение, которое является целевыми затратами государства. Вывод: Чел. капитал - капитал, представленный в индивидууме потенциальной способностью приносить доход, основанной на врожденных интеллектуальных способностях и таланте, а также знаний и практических навыков, полученных в процессе обучения, образования и практической деят-ти человека. Соц-й капитал – это способность индивидов распоряжаться ограниченными ресурсами на основании своего членства в определенной социальной сети или более широкой социальной структуре… Способность к накоплению соц. капитала не является индивидуальной характер-кой личности, она является особенностью той сети отношений, которую выстраивает индивид. Т. о.,соц. капитал – продукт включенности человека в социальную структуру». Соц. капитал содержится в таких элементах общественной организации, как соц-ные сети(межличностное общение), соц-ные нормы (поддерживающие соц сети и поощряющие сотрудничество) и доверие, создающие условия для координации и кооперации ради взаимной выгоды. Соц капитал-один из факторов эффективной деят-ти организации. Для соц-го капитала характерны 3 основные черты: целесообразность, сознательность, формирование на основе существующих соц-х структур.(соц капитал формируется в определен-х соц-х структурах и представляет собой источник реализации определенной цели). Т.о, соц капитал- сознательное пользование индивида, организации, социальной группы социальными сетями,к-е благодаря доверию, общим нормам и правилам становятся средствами достижения цели. Социальное партнерство - это система цивилизованных общественных отношений, обеспечивающая согласование и защиту интересов работников, работодателей, предпринимателей на основе договоров, соглашений, достижения консенсуса по важнейшим направлениям соц-но-эконом-го и полит-кого развития. Соц партнерство по своей сущности нацелено на формирование консенсуса, на снижение напряженности во взаимоотношениях между различными социальными группами. Соц партнерство - это не только перераспределение ресурсов для решения социальных проблем. Объектом общей ответственности оказываются не только социальные проблемы сами по себе, но и способы их решения. Соц партнерство - социальное действие, основанное на чувстве человеческой солидарности и разделяемой ответственности за проблему. Можно выделить следующие ключевые моменты соц. партнерства: - социальная проблема; - интересы партнеров; - правовая обоснованность партнерства; - возможности и сильные стороны партнеров; - правила взаимодействия и взаимного контроля; - наличие информационного поля, освещающего процессы социального партнерства; - наличие проекта как способа соорганизации сторон; - постоянство и стабильность процесса социального партнерства; - инновационные пути решения социальных проблем. Узловой момент, вокруг которого формируется социальное партнерство, - это социальная проблема.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.106.43 (0.007 с.) |