Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные приемы управления рисками инновационных проектов

Поиск

Управление рисками инновационных проектов предполагает решение следующих задач:

• обнаружение рисков;

• оценку рисков (частоту возникновения, масштабы и по­следствия рисков);

• воздействие на потенциальные риски;

• контроль рисков (сбор и анализ информации о возни­кающих в процессе реализации проекта рисках, действия, направленные на ликвидацию рисков, и др.).

Классические модели теории принятия решения предусматри­вают такие ситуации:

игровую — состояние окружающего мира определяется воз­-
можными действиями рационального противника/конку­
рента;


рисковую — состояние окружающей среды характеризуется определенными, известными лицу, принимающему реше­ние, вероятностями;

неопределенности — критерии/вероятности, характеризую­щие события окружающего мира, неизвестны либо объек­тивно не даны.

Возможны перечисленные ниже варианты принятия решений в условиях рисковой ситуации:

. уклонение от риска — субъект, принимающий решение, стремится максимально избежать возможных рисков, по­этому он готов нести большие издержки на различные ме­роприятия по контролю и страховке рисков;

предпочтение риска — субъект охотно идет навстречу рис­ку, он принимает лишь минимальные меры по его страхо­ванию и готов сам нести ответственность за его последст­вия. Эта стратегия характерна для тех индивидуумов, ко­торые ожидают в результате спекулятивных рисков выгод­ные доходы. Ее часто применяют молодые, растущие пред­приятия;

безразличие к риску — ^субъект, принимающий решение, стремится к оптимизации затрат на риск и старается взве­шенно применять различные инструменты и методы стра­хования и ликвидации риска.

Распределение рисков между участниками проектов, как пра­вило, закрепляется в проектном контракте.

Важно иметь в виду, что поведение в рисковой ситуации за­висит в основным от уровня информированности того или иного участника проекта относительно различных сторон и аспектов реализации проектов.

Для того чтобы управлять рисками, необходимо их оценивать.

При обнаружении риска прежде всего следует определить существование зон риска для проводимой работы, а при их на­личии хотя бы качественно оценить важность этих рисков.

Алгоритм метода экспертной оценки экономических рисков включает в себя:

• разработку перечня возможных рисков по всем этапам и ключевым событиям реализуемого решения;

• определение опасности каждого риска для возможности реализации принимаемого управленческого решения идостижения поставленной цели;

• нахождение вероятности риска.


Опасность риска целесообразнее определять в процентах или долях единицы таким образом, чтобы сумма показателей по эта­пам и событиям реализуемого проекта или иного решения со­ставляла 100% или единицу. Это позволит провести предвари­тельный анализ структуры возможных опасностей риска, выде­лив наиболее важные с данной точки зрения этапы для дальней­шего контроля за их происхождением. Опасность можно также трактовать как существенность последствий наступления риска на каком-нибудь этапе, связанную с возможностью исправления ошибки.

Допустима и балльная оценка опасности рисков. Однако ее применение не позволяет провести структурный анализ.

Предварительный анализ является самым ответственным. Вы­явленные и исправленные на данном этапе ошибки не нанесут существенного вреда предприятию, так как финансовый ущерб будет ограничен суммой средств, затраченных, например, на раз­работку изделия, технологии, исследование рынка сбыта.

Текущий анализ осуществляется уже в процессе изготовления новой продукции. К этому этапу предприятие затрачивает на новый проект значительно больше средств, чем до его запуска в производство. Они включают в себя кроме перечисленных рас­ходы на оснастку, закупку необходимых основных фондов (обо­рудования, инвентаря, инструментов и т.д.), материальных ре­сурсов (основных и вспомогательных материалов, комплектую­щих изделий и т.п.), затраты на оплату труда (заработная плата с начислениями) и др.

Если производимый инновационный продукт не отвечает требованиям, предъявляемым к его качеству, то возникают сле­дующие ситуации:

1) товар остался у производителя, но есть возможность его реализации другому покупателю:

• по той же цене (понесенные затраты будут компенсирова­ны в полной мере, и предприятие получит запланирован­ную прибыль);

• по сниженной цене (размер фактической прибыли от реа­лизации данной продукции может оказаться меньше за­планированного, или ее может не быть вовсе, или поне­сенные затраты не будут компенсированы полностью — в зависимости от снижения цены);

• по запланированной или заниженной цене, но с дополни­тельными затратами на исправление брака или доведение


изделия до проектного уровня качества. Размер прибыли на­ходится в зависимости от величины дополнительных затрат; 2) товар у производителя, но вследствие его низкого качества возможность реализации отсутствует. В этом случае есть два вы­хода:

• продажа по цене возможного использования (незначитель­но компенсируются затраты на производство);

• реализация утилизированных материалов (дополнительные затраты на утилизацию и некоторая компенсация затра­ченных средств).

Отсюда очевидно большое значение непрерывного текущего анализа и контроля новой продукции и ее реализации на потре­бительском рынке.

Последний этап анализа связан с выявлением причин и фак­торов, как негативных (низкого качества), так и позитивных (соот­ветствие стандартам, ТУ, мировому уровню), оценкой их влия­ния на качество продукции и затраты.

Обнаруженная на данном этапе некачественная продукция наносит производителю наибольший ущерб. Он складывается из величины производственной себестоимости, коммерческих рас­ходов, затрат на гарантийный ремонт или замену некачествен­ной продукции, оплату штрафов и 'неустоек (если они преду­смотрены договором поставки). Реальный ущерб больше мате­риального вследствие действия морального фактора, наносящего производителю большой вред. В перспективе же длительное про­изводство низкокачественного изделия приведет к падению спро­са на продукцию фирмы.

Комплексный итоговый проектный анализ необходимо разде­лить на этапы — контрольные точки. Это позволит своевремен­но выявить негативные ситуации и тенденции и избежать по­вышения издержек фирмы и риска банкротства.

С точки зрения объекта анализ может характеризовать раз­личные его стороны. Тогда состав анализа будет, например, сле­дующим:

1) коммерческий;

2) технический;

3) организационный;

4) социальный;

5) экологический;

6) экономический.

 


Эти виды должны обязательно присутствовать при анализе новой продукции. Они позволяют увидеть ее с различных сто­рон и позиций:

. со стороны возможности сбыта и потребности в ней рынка;

• с позиции ее технических преимуществ или технической
новизны и выгоды по сравнению с аналогами;

. с точки зрения возможности организационного осуществ­ления производства;

. с позиции социальной значимости для данного предпри­ятия, потребителя, региона, отрасли и государства в целом;

. со стороны экологических последствий осуществления дан­ного проекта для региона, в котором располагается пред­приятие-изготовитель, или потребителей новой продукции;

• с точки зрения экономической выгоды для производителя
и потребителя.

Подобный анализ проводится с помощью количественных и качественных, формальных и неформальных методов и приемов, свойственных каждому конкретному его виду.

В организационном, социальном и экологическом направле­ниях широко используются качественный подход и неформаль­ные методы. Это не исключает применения расчетных приемов для вычисления необходимых показателей и графического метода.

Коммерческий и технический виды анализа базируются на со­четании качественного и количественного подходов с примене­нием неформальных и формальных методов, а также графиче­ского.

В экономическом анализе, основанном преимущественно на методах количественного анализа, широко используется качест­венный подход, т.е. в нем сочетаются как формальные, так и неформальные методы с преимуществом первых. Для иллюстра­ции результатов и в качестве средства сравнительного анализа широко применяется графический метод.

Наличие и сочетание подходов и методов зависят от ряда причин. Основными из них являются:

• Цели и задачи анализа;

• наличие и особенности информационной базы анализа.

Степень риска зависит от тяжести воздействия того или ино­го риска на исход проекта (табл. 5.2). Кроме того, учитываются вероятности наступления возможных рисков. Области (зоны риска) группируются в зависимости от величины потерь.


 


Иначе говоря,

зона критического риска характеризуется опасностью потерь, которые заведомо превышают величину ожидаемой прибыли и даже могут привести к потере всех средств, вложенных в проект.

Количественным показателем степени риска целесообразно выбрать математически выраженную вероятность его возникно­вения1 (меру его учтенной неопределенности, вероятности дос­тижения требуемого результата или отклонения от него). Графи­чески это можно представить в виде кривой частот (вероятно­стей) потерь, т.е. зависимости частоты возникновения потерь от их размера, показывающей, насколько вероятно возникновение определенного уровня потерь в пределах от и до (граничный ин­тервал) (см. рис. 5.2).

Точка 1: AR (возможные потери прибыли) = 0 и Rq опреде­ляют вероятность Р потерь прибыли, близких к нулю (Р = Р\)- Вероятность таких потерь максимальна, но меньше единицы.

Точка 2: (AR = Rq, P = Р^) характеризует величину возмож­ных потерь, близких к ожидаемой прибыли, вероятность кото­рых оценивается как Pj. Точки 1 и 2 являются границей зоны допустимого риска.

Зона критического риска характеризуется опасностью потерь, которые превышают величину ожидаемой прибыли и могут при­вести к потере вложенных в проект или сделку средств.

1 Райзберг БЛ, Лазовский Л.Ш. Курс экономики. — М.: ИНФРА-М, 1997. — С. 569; Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. — М.: Финансы и статистика, 1996. — С. 32.


При принятии управленческого решения о допустимости и целесообразности риска важно определить вероятность того, что потери не превысят приемлемого уровня. Как правило, степень риска с учетом вероятности его насту­пления выражают в качественных показателях (см. табл. 5.2). Таким образом, разработка и реализация инновационных про­ектов подвержена влиянию различных факторов.

Для снижения риска инновационных проектов важно провес­ти маркетинговые исследования, что позволит определить спрос на инновационную продукцию.

При обосновании решения о внедрении инновационного проекта (выборе одного из проектов, замене старого, уже реали­зуемого, новым) может быть применен показатель дисперсии (о2) или среднее квадратическое отклонение (о) прибыли. Чем меньше ее разброс, т.е. отклонение по каждому проекту от средней


величины, тем более предсказуем результат. Предсказуемость результата снижает степень риска. При нулевой дисперсии риск полностью отсутствует. Принятие управленческого решения зависит от поведения индивидуумов и групп, занятых коммерческой деятельностью. Поэтому разработчики инновационных проектов должны хорошо знать потенциальных заказчиков, их планы, поведение и вы­бирать соответствующую маркетинговую стратегию. Важно обес­печить информированность участников проекта относительно аспектов его разработки и реализации. Риск может быть снижен путем проведения проектного ана­лиза новой продукции (коммерческого, технического, организа­ционного, социального, экологического, экономического), что имеет значение для разработки инновационного проекта.

В крупных инновационных проектах особое значение имеют риски сроков. Они могут привести к такой ситуации, когда сроки сдачи проекта не будут соблюдены, что приведет к дополни­тельным расходам (задержка платежей, потеря процентов и т.п.; повышение проектных затрат).

Таким образом, все инновационные проекты (исследовательские и венчурные) подвергаются экспертизе, результаты которой учитываются при принятии решения о финансировании проектов.

Выводы

1. Риск инновационных проектов — неопределенность, связанная с принятием решений, реализация которых происходит только с течением времени.

2. Риск невостребованности инновационной продукции — вероят­ность потерь вследствие возможности отказа потребителя от продукции предприятия-изготовителя.

3. Причины риска невостребованности продукции могут быть внут­ренними и внешними.

4. Задачи управления рисками: обнаружение; оценка; воздействие на потенциальные риски; контроль риска.

5. Варианты принятия решений: уклонение от риска; предпочтение риска; безразличие к риску.

Вопросы для повторения

1. Почему инновационные проекты являются рискованными?

2. Каковы внутренние причины риска инновационных проектов?

3. Каковы внешние причины риска инновационных проектов?

4. Каковы причины риска международных инновационных проектов?

5. По каким принципам различаются риски инновационных проектов?

6. Какие варианты решений могут быть приняты в рисковой ситуации?




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 524; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.181.181 (0.011 с.)