Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности управления исследовательскими проектами

Поиск

Исследовательские проекты оказывают влияние на развитие науки, экономики страны, решение социальных проблем, эко­логическую ситуацию, поэтому чрезвычайно важно создать эф­фективную систему управления исследовательскими проектами.

Рассмотрим на примере проектов естественно-научного и технического профилей направления управления исследователь­скими проектами. В табл. 4.1 представлена классификация фак­торов, влияющих на возможный полезный эффект исследова­тельских проектов.

Прежде всего успех исследовательских инновационных про­ектов зависит от притока в организации, занимающиеся иссле­дованиями и разработками, талантливых молодых ученых.

Безусловно, личные качества отдельного участника исследо­вательского проекта, например руководителя научного коллекти­ва, играют решающую роль в обеспечении успеха инновацион­ного проекта.

Выбор руководителя исследовательского проекта имеет огром­ное значение для эффективной работы по исследовательскому проекту. С точки зрения личных и деловых качеств руководи­тель проекта должен обладать обширной эрудицией и способно­стями в области своей специальности.

Это в полной мере относится к высшему менеджменту орга­низации, обеспечивающему научное руководство ею. Именно высший менеджмент организации, занимающейся выполнением исследований и разработок, должен обладать чертами характера, позволяющими охватывать весь комплекс проблем, связанных с созданием условий для выполнения исследований и разработок по инновационному проекту.

Научные руководители инновационных проектов освобожда­ются от выполнения административно-хозяйственных функций и других видов работ, связанных с текущей деятельностью орга­низации. Это позволит сосредоточить их усилия на главной задаче — обеспечении научного руководства исследовательским проектом.


Таблица 4.1 Факторы и условия, влияющие на эффективность исследований и разработок

 

Общий фактор Частный фактор Условия, обеспечивающие результат исследований и разработок
1 2 3
1. Талантли- вость руко- водителей научных на- правлений 1.1. Руководство орга- низации Выдающиеся способности; прогностическое мышление; четкие идейные позиции; организаторские способности; умение руководить
1.2. Особые деловые и личные качества научного работника коллективом; характер; чувство ответственности; инициативность; деловитость; опыт работы в области исследований и разработок
2. Организа- ция 2.1. Кадры Соответствие структуры кадров поставленным задачам; наличие технического и вспомогательного персонала
2.2. Наличие оборудования Современное оборудование (для выполнения темы); специализиро- ванные лаборатории; опытная база
2.3. Рабочая обста- новка Освобождение творческих кадров от выполнения административно- хозяйственных функций; поручение ответственных заданий моло- дым, способным работникам
2.4. Планирование Составление и проверка исполнения со стороны руководства; ис­следования и разработки; подведение итогов
3. Тема   3.1. Выбор темы Формулирование темы, обеспечивающей большой научный задел;
3.2. Обоснование ак- туальности экономическая или научная перспективность; участие в выборе те- мы представителей заказчика или заинтересованных инвесторов; конкурентоспособность на внутреннем и мировом рынках научно-технической продукции
4. Информа- ция 4.1. Уровень научных достижений к мо- менту начала ис­следований Знание достижений в соответствующей области исследований; изу- чение специальной литературы; обмен информацией при личных встречах


 


Руководителям проектов необходимо творчески и вместе с тем критически мыслить, обладать фантазией и определенной степенью честолюбия при наличии внутренней скромности по отношению к выдающимся деятелям науки и техники, чувством ответственности и оптимизмом, быть инициативными, энергич­ными, иметь дар импровизации и способность к участию в кол­лективной работе, а также практический опыт.

Организация работы оказывает большое влияние на дости­жение цели проекта. Важнейшим элементом здесь является со­ответствующая материально-техническая база организаций, вы­полняющих инновационный проект.

Рабочая обстановка и психологический климат являются од­ним из факторов достижения цели инновационного проекта, ведь благоприятный психологический климат свидетельствует о качестве руководства, позволяет избежать текучести кадров. По­следнее является предпосылкой формирования и сохранения научных традиций и является ценнейшим достоянием организа­ций, занимающихся исследованиями и разработками, поэтому одна из первейших обязанностей высшего менеджмента — со­хранение и приумножение таких традиций. Именно богатый на­учный и практический опыт способствует достижению научных результатов исследований и разработок, имеющих теоретическое и практическое значение.

Освобождение творческих работников от необходимости вы­полнения функций, непосредственно не связанных с выполне­нием исследований и разработок, способствует созданию нор­мальной рабочей обстановки, что обеспечивает эффективность исследований и разработок. Это может быть достигнуто путем закрепления за научным руководителем соответствующего вспо­могательного персонала.

Руководитель исследовательского проекта должен иметь воз­можность уделять не менее 80% своего времени:

• анализу научно-технической информации;

• руководству исполнителями проекта;

• оценке научной и практической значимости результатов исследований и разработок;

• планированию работ;

• составлению научных отчетов;

• написанию книг и монографий.

Эффективное управление исследовательскими проектами обес­печивается путем их планирования и проведения работ на договор­ной основе.


Для исследовательского проекта, как отмечалось выше, од­ной из сложных задач является выбор темы. Есть некоторые различия в критериях выбора тем по фундаментальным и при­кладным исследованиям.

Темы фундаментальных исследований связаны с новыми об­ластями науки. Эффект фундаментальных исследований прояв­ляется не сразу. Однако он может наступить в будущем и при­вести к невиданному прогрессу науки и техники. Сначала дается предварительная общая формулировка темы, поскольку конкрет­ные пути исследования еще не известны. В таком случае опре­деление направления исследования уточняется на основе первых выводов, вытекающих из анализа сущности наблюдаемого явле­ния (эксперименты, измерения). При этом анализ исследуемого явления, возможно, приведет к иным результатам, чем ожидалось. На это следует обратить особое внимание, так как именно здесь скорее всего произойдет открытие.

Темы прикладных исследований, как правило, выполняются по заказу. Например, при включении в план тем, в разработке ко­торых заинтересованы промышленные министерства, в процессе их формулирования должны принимать участие представители заказчика.

Экономический эффект прикладных исследований в значи­тельной степени зависит of того, насколько тема удовлетворяет требованиям времени. Это значит, что успех разработки темы определяется временем начала работы над темой.

Идеально, если для выполнения темы уже есть определенный задел. Тогда после завершения исследований можно начать се­рийное производство продукции, когда на рынке еще нет кон­курирующей продукции. При выборе темы исследований и раз­работок важно учитывать наличие качественной информации о ми­ровом уровне развития соответствующей области науки, потому что только знание достижений в той или иной области исследова­ний обеспечивает обоснованный выбор темы.

Наличие и качество информации достигается путем исполь­зования современных информационных технологий, что может оказать влияние на результаты исследований и разработок.

Вместе с тем информация естественно-научная и техническая различается по характеру и специфике своего содержания, весо­мости (значению для темы) и своевременности. Наиболее цен­ной во временнбм отношении является информация, получаемая в процессе проведения собственных научных исследований (от­крытия, изобретения, научные концепции, методы и др.).


Большой ценностью обладает информация при контакте уче­ных на конференциях и других научных мероприятиях, ведь в ходе таких встреч дается определенная оценка обсуждаемых проблем.

Важную информацию получают из сообщений прессы (еже­дневные и еженедельные издания) и информационных агентств, в ней может быть сообщение о новшествах.

Следует отметить и важность собственных публикаций, особен­но в отечественных и зарубежных изданиях, пользующихся из­вестностью в международных научных кругах, так как публика­ция научных результатов проводимых исследований способству­ет налаживанию обратной связи с коллегами, присылающими свои замечания и конкретные предложения по затронутым во­просам. Это позволяет обеспечить научный и технический при­оритет ученого и организации, в которой он работает.

При подготовке научных публикаций необходимо следить за тем, чтобы они, с одной стороны, не стимулировали деятельность конкурентов, а также не разглашали бы секретные сведения.

Большое значение имеют научные книги и реферативные журналы, каталоги и образцы продукции, посещение ярмарок, выставок.

В получении естественно-научной и технической информа­ции должны принимать непосредственное участие руководители научных подразделений.

Система сбора, хранения и классификация информации (спе­циальная литература, схемы, стандарты, данные по методике проведения исследований и расчетов) строятся так, чтобы обес­печивать возможность ее получения исследователями. Создание такой системы обеспечит эффективное управление научно-иссле­довательскими работами.

Эффективность управления исследовательскими проектами в значительной мере зависит от учета фактора времени.

Организация труда на отдельных стадиях исследований и разработок должна способствовать соблюдению сроков выпол­нения работ.

В процессе управления исследованиями и разработками осо­бое внимание обращается на методы принятия решений и их реа­лизацию.

Концентрация усилий на наиболее актуальных и важных те­мах способствует успеху организаций, занимающихся исследо­ваниями и разработками.


 


Особенности самого процесса исследований и разработок не позволяют оценивать эффективность управления им с формаль­ной позиции: с формальной стороны эффективность представ­ляет собой отношение полученного эффекта к затратам.

Выше отмечено, что для исследовательских проектов харак­терна неповторяемость отдельного процесса (например, путей решения конкретной задачи в области исследований и разрабо­ток). Кроме того, продукт НИР подвержен быстрому процессу обесценения, который является следствием морального износа, прежде всего технической информации. Это обусловлено тем, что происходит непрерывное замещение устаревшей информа­ции новой.

Результаты научных исследований и разработок вначале об­ладают потенциальным экономическим эффектом.

Вместе с тем решение любой исследовательской проблемы связано с затратами времени и зависит от множества факторов (квалификация работников, наличие необходимой информации и оборудования, другие факторы), поэтому при управлении ис­следовательским проектом нужно учитывать творческую эффек­тивность.

Творческая эффективность связана с особенностями самой научной деятельности, решающей задачу поиска. Результаты ис­следования могут быть отрицательными или неоднозначными. Однако важен поиск кратчайшего пути решения проблемы (при условии, что она четко сформулирована), следовательно, пока­затель эффективности исследований (Яэф) может быть опреде­лен таким образом:

Менеджер исследовательского проекта должен своевременно выявлять ненужные работы.

Важно выбрать оптимальную стратегию исследовательских работ.

Возможны качественный и количественный методы оценки эффективности управления научной деятельностью.

При качественном методе оценивается соответствие результа­тов научных работ поставленной задаче и способы их реализации.


Способы реализации научных работ могут быть различны и зависят от характера деятельности и использования результатов при:

• определении перспектив развития информационных тех­нологий и электроники;

• разработке новых производственных технологий;

• разработке новых материалов и химических продуктов;

• разработке новой техники;

• использовании в учебном процессе в вузах и других учеб­ных заведениях;

• получении авторских свидетельств на открытия и изобре­тения;

• подготовке монографий, статей;

• выступлении с научными докладами.

При качественном методе оценки учитывается мнение авто­ритетных ученых и специалистов в соответствующих областях науки, научных советов, рецензии, отзывы, ссылки в специаль­ной литературе на научную продукцию сотрудников.

Качественный метод дополняет количественный:

• число выполненных исследовательских работ;

• объем публикаций в печатных листах, в том числе в раз­личных изданиях (центральных, внутренних и т.д.);. количество поданных патентных заявок;

• количество полученных патентов;

• объем публикаций на одного научного работника и др.

Эффективность исследовательских проектов в значительной степени зависит от созданных условий труда.

Условия труда комплекс внешних влияний, которые через органы ощущения обусловливают самочувствие, работоспособ­ность и здоровье работников при выполнении ими своих обя­занностей (от психологического климата до состава вдыхаемого воздуха)1, ведь рабочая и внеслужебная обстановка оказывают влияние на физическое и психическое состояние сотрудников и отражаются на эффективности их труда. Под условиями труда понимают психологический климат, помещение, вентиляцию, рабочее место, окраску стен, температуру и т.д.

Руководство организации, инновационный менеджер долж­ны уделять большое внимание созданию на каждом рабочем

1 Завлин П.Н. и др. Труд в сфере науки /Под ред. B.C. Соминского. — М.: Эко­номика, 1973. - С. 174.


месте комфортных условий труда, что является важнейшим эле­ментом мотивации научного труда.

Эффективность управления научно-исследовательской рабо­той нужно оценивать с учетом созданного психологического кли­мата. Психологический климат характеризуется наличием отно­шений между членами коллектива:

. хороших;

• удовлетворительных;

• сносных;

• напряженных (в коллективе происходят ссоры, конфликты, идет борьба интересов).

Следует также учитывать, что научный труд является творче­ским и наименее регламентированным по сравнению с другими видами деятельности. Испорченное настроение здесь в большей степени влияет на результаты работы, чем в других сферах дея­тельности.

Выявление причин и предотвращение конфликтных ситуа­ций имеет в организациях научно-технической сферы большое значение.

Однако в научных организациях могут возникать споры по поводу идей и суждений, которые совершенно естественны. Нуж­но иметь в виду, что людям свойственно ошибаться. Важно не допустить перерастания столкновений мнений, идей в конфликт. Руководитель научной организации должен обеспечивать рав­новесие в управляемой системе. Его принципиальность, автори­тет помогают создать творческую и доброжелательную обстановку в коллективе. Талантливый руководитель является хорошим пси­хологом и коллегой. Споры и обсуждения повышают продук­тивность научно-исследовательской работы.

На эффективность управления научно-исследовательской ра­ботой влияют также технические и производственные факторы.

Большое значение имеет и помещение: теснота и скученность не могут обеспечить эффективную работу работников организа­ций, занятых исследованиями и разработками. Сотрудников же­лательно размещать в комнатах с учетом их личных желаний и психологической совместимости.

Эффективное управление исследованиями и разработками предполагает слаженную, планомерную работу специалистов мно­гих профессий, выполняющих различные функции.

Экономическая эффективность исследований и разработок определяется путем сопоставления затрат с достигнутыми резуль­татами.


Выводы

1. Различают исследовательские и венчурные инновационные про­екты.

2. Исследовательский проект не повторяется; обладает научной но­визной; имеет заранее сформулированную цель, начало и конец; огра­ничен временем и средствами; сложен; требует привлечения специали­стов различных областей знаний; может финансироваться из государст­венного бюджета и путем получения грантов.

3. Венчурный инновационный проект представляет собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, а также ра­бот по производству и эксплуатации новшеств и нововведений; созда­нию новой технической или социально-экономической системы.

Вопросы для повторения

1. Что представляет собой инновационный проект?

2. Чем отличается исследовательский проект от венчурного?

3. Из каких источников финансируются исследовательские про­екты?

4. Дайте определение инициативного проекта и раскройте его со­держание.

5. Какие цели преследует проект развития материально-техничес­кой базы научных исследований?

6. Раскройте содержание проекта создания информационных сис­тем и баз данных.

7. Раскройте содержание издательского проекта.

8. Охарактеризуйте группы инновационных проектов.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 955; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.164.82 (0.013 с.)