Технологии производства интеллектуального продукта



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технологии производства интеллектуального продукта



Среди технологий производства интеллектуального продукта

выделяют информационные и социальные технологии, техноло­гии туризма и зрелищ, технологии исследований и проектиро-


вания, креативные технологии и технологии познания (самопо­знания), технологии аудита, консалтинга, маркетинга, контрол­линга, финансового анализа, слияния и поглощения, лизинга и др. Рассмотрим элементы этих технологий на примерах.

Информационные технологии являются инструментом реше­ния задач управления организацией. Управленческие структуры, в которых серьезно занимаются тем, чтобы их персонал получал аккуратную, своевременную и полезную информацию на всех уровнях, более успешны, чем те, которые не следят за этим.

Информация в данном случае рассматривается как внутри­фирменный ресурс, самостоятельный фактор производства. Ис­ходным материалом информационных технологий является ин­формация в качестве продукта, это тоже информация, но суще­ственно новая по своему содержанию. Технология переработки информации — совокупность методов и способов работы персо­нала с информацией. Содержание такой работы включает раз­личные операции, в том числе выполняемые с применением различных средств организационной и компьютерной техники. В составе операций — сбор, передача, накопление, обработка, хра­нение, представление и использование информации.

Технологизации управления информацией подвержены все из указанных операций. Информационные технологии должны обеспечивать качество производимого информационного продук­та, включающего данные, знания, программные средства их об­работки.

В результате применения информационных технологий к ин­формационным ресурсам создается некоторая новая информа­ция, или информация в новой форме. Эта продукция информа­ционной системы и информационной технологии представляет­ся информационными продуктами и услугами.

Информационная услуга — получение и предоставление в рас­поряжение пользователя информационного продукта. Информа­ционный продукт выступает в виде специфической услуги, когда ее некоторое содержание предоставляется потребителю как товар.

И информационный продукт, и информационная услуга — это информация, некоторое сообщение либо предоставление средств для получения информации (например, предоставление в аренду компьютера).

Материальная основа информационного продукта, услуги — послание, носитель информации (экран, бумага, диск и т.п.), пре­доставление в аренду вычислительных и коммуникационных устройств.


Информационный продукт, или информационная услуга, -специфическая услуга, когда некоторое информационное содер­жание в виде совокупности данных, сформированное произво­дителем для распространения в вещественной или невеществен­ной форме, предоставляется в пользование потребителю. Ин­формационный продукт воплощает представление производите­ля (информационная модель) о конкретной предметной облас­ти, для которой он создан. Информационный продукт зафикси­рован на материальном носителе.

К информационным продуктам и услугам относятся:

• связь;

• информация — вид информационного продукта, вклю­чающий данные, знания, а также программные средства их обработки для познавательных целей.

На рынке имеются следующие виды информации. Деловая информация — биржевая, финансовая, политическая и хозяйственная информация (котировки ценных бумаг, валют­ные курсы, данные о рыночной ситуации и т.д.), статистическая информация (социальная, демографическая, экологическая и т.д.), коммерческая информация (по компаниям, продуктам, ценам, вакансиям и т.п.), управленческие данные и сообщения, оценки и рекомендации по принятию решений, рекламные сообщения.

Информация для специалистов, или профессиональная ин­формация, — специальные данные для юристов, врачей, метео­рологов и т.д., научно-техническая информация, доступ к пер­воисточникам.

Потребительская информация — новости и литература (ин­формация служб новостей, электронные журналы, справочники, энциклопедии), бытовая и потребительская информация (распи­сание транспорта, заказ товаров и услуг и т.п.), развлекательная информация (игры, телетекст, видеотекст, объекты художествен­ной культуры в виде текстовой, визуальной и аудиопродукции).

Услуги образования — компьютерные и некомпьютерные учеб­ники, методические материалы, игры и т.п. для всех форм и ступеней образования.

Обеспечивающие информационные системы и средства — про­граммные продукты, технические средства, разработка и сопро­вождение информационных систем и технологий; научно-техни­ческая продукция в виде проектных, технологических, методи­ческих разработок, консультирование по различным аспектам информационной индустрии, подготовка источников информа­ции в виде баз данных.


Развлечения — вид информационного продукта, представляю­щий результат творческой деятельности людей, который предна­значается для обеспечения досуга и получения удовольствия.

Основная тенденция в области создания информационных продуктов и услуг — усложнение и интеграция всех видов ин­формационных продукта и услуг, слияние информации и средств развлечения.

Сопоставление основных компонентов материальных и ин­формационных технологий для сравнения их сходств приведено в табл. 9.2.

Информационные технологии реализуются в автоматизиро­ванном и традиционном (бумажном) видах. Объем автоматиза­ции и тип и характер использования технических средств зави­сят от характера конкретной технологии.

Автоматизация — замена деятельности человека работой машин и механизмов. Степень автоматизации может меняться в широких пределах, от систем, в которых процесс управления пол­ностью осуществляется человеком, до таких, где он реализуется автоматически.

Автоматизация управления, а значит, и автоматизация тех­нологий необходимы в следующих случаях:

• физиологические и психологические возможности челове­ка для управления данным процессом недостаточны;

• система управления находится в среде, опасной для жизни человека;

• участие в управлении процессом требует от него слишком высокой квалификации;


• процесс, которым надо управлять, переживает критиче­скую или аварийную ситуацию.

Автоматизированная информационная технология предполагает существование комплекса соответствующих технических средств, реализующих информационный процесс и системы управления этим комплексом технических средств (как правило, это про­граммные средства и организационно-методическое обеспечение, увязывающее действия персонала и технических средств в еди­ный технологический процесс).

Новая информационная технология (компьютерная информа­ционная технология) — информационная технология с «друже­ственным» интерфейсом работы пользователя, использующая пер­сональные компьютеры и телекоммуникационные средства. Ин­струментарием новой информационной технологии является один или несколько взаимосвязанных программных продуктов для определенного типа компьютера, технология работы в кото­ром позволяет достичь поставленную пользователем цель.

При покупке информационных продуктов большинство по­купателей руководствуются качественными критериями и инст­рукцией. Основные характеристики новых информационных технологий приведены в табл. 9.3Г

Таким образом, базовыми компонентами современных инфор­мационных технологий являются:

• технологические средства, чаще всего компьютеры;

• коммуникационная техника;


. средства организационной техники;

• программное обеспечение;

• организационно-методические материалы;

• персонал, объединенный в технологическую цепочку.

Целью любой информационной технологии является полу­чение нужной информации требуемого качества на заданном носителе. При этом существует ограниченная возможность по обработке данных, трудоемкости процессов преобразования ин­формационных ресурсов, передачи информационного продукта (услуг). Сравнительная характеристика информационных про­дуктов и услуг приведена в табл. 9.4.

Социальные технологии (СТ) — уникальный ресурс повыше­ния эффективности управленческий деятельности творческого процесса. Особенно их использование результативно при управ­лении людьми, персоналом фирмы или ее структурного подраз­деления.

Разработка социальных технологий значительно отстает от запросов практики и нуждается в основательном исследовании.

Упорядочение организационных структур в процессе приме­нения социальных технологий, «инструментализации» норм не только не противоречат дальнейшему развертыванию демокра-

 

 


тии, становлению гражданского общества, принятию альтерна­тивных решений, но, наоборот, являются их необходимой пред­посылкой, позволяющей привести в движение подлинные ре­зервы гласности и учета потребностей и интересов людей.

Локальные исследования на отдельных предприятиях России в советский период показывали, что внедрение социальных тех­нологий, направленных прежде всего на более полное использо­вание творческих и интеллектуальных способностей человека, увеличивает производство продукции на 25—30%, а при реали­зации. отдельных социальных и социально-психологических ре­зервов — на 40—60%. Стало очевидным, например, что приори­тет Японии во многих отраслях промышленности был достигнут за счет комплексного изучения личности и коллективной орга­низации труда.

Анализ показывает, что сущность социальных технологий мо­жет быть раскрыта через понятие «цель», «социальные связи», «человеческий ресурс», «социальные признаки», «операции», «про­цедуры» и в целом охарактеризована как система выявления, раскрытия и использования потенциалов социальной системы (хозяйственной организации) в целях ее оптимального функцио­нирования с учетом интересов" и потребностей большинства ра­ботников с помощью совокупности методов, приемов, средств социального воздействия.

Технологизация управления социальными процессами по­зволяет решить следующие задачи:

• зафиксировать перечень оптимально необходимых операций, обеспечивающих регулирование социального процесса;

• обеспечить стандартизацию процесса управления за счет сокращения количества операций, снижения издержек на подготовку персонала;

• найти оптимальные формы объединения действий заказ­чиков и исполнителей;

• сократить время на выполнение отдельных задач;

• четко определить границы действия каждого исполнителя;

• использовать механизмы стимулирования и ответственно­сти, максимально сократить число спонтанных и ошибочных действий;

• создавать постоянные информационные потоки;

• по мере освоения первоначально поставленных в техноло­гии задач наращивать сложность и развивать их в меру возможностей субъекта управления;


• измерить и определить алгоритмы социальных действий, создающих устойчивость социальным процессам;

• повысить уровень социологической культуры, создать объ­ективные условия вовлечения людей в социальное управ­ление.

Наряду с позитивными последствиями, непродуманная прак­тика использования СТ может вызвать негативные изменения:

• увеличение консерватизма мышления, укрепление стереотипов в поведении и управлении;

• противостояние новым, творческим идеям, решениям и др.
Поэтому необходимо обновление процедур, что позволяет

концентрировать в них накапливаемые новый опыт, идеи и со­временные достижения научной мысли. Отсюда СТ следует по­нимать не столько как жесткую регламентацию в организации и развитии социальной системы (фирмы), сколько как средство стимулирования ее к саморазвитию в сторону прогресса.

СТ должны обладать такими свойствами, как простота, гиб­кость, надежность, экономичность, удобство освоения, привле­кательность цели, гармоничность. Процесс технологизации в социальной сфере фирмы, акцио­нерного общества и т.п. проходит три этапа — от познаватель­ного восприятия, инициативного и экспериментального поиска до системного использования ресурсов. Разработка, конструиро­вание СТ предполагает несколько уровней (фаз).

Теоретический — связан с определением цели, объекта тех­нологизации, расщеплением социального объекта на состав­ляющие и выяснением социальных связей.

Методический — характеризуется выбором методов, средств получения информации, ее обработки, анализа, принципов ее трансформации в конкретные выводы и рекомендации.

Процедурный — нацелен на организацию практической дея­тельности по разработке СТ.

Реализация СТ включает ряд процедур, каждая из которых — совокупность конкретных операций:

• диагностика реального состояния хозяйственной системы (фирмы), выявление болевых точек, уточнение социальных связей, целей и задач;

• разработка возможных вариантов достижения цели, анализ альтернатив;

• выбор решения на основе использования деловых игр, по­строения имитационных моделей, опросов общественного мнения, проведение социального эксперимента и др.;


• определение оптимально необходимых операций, обеспе­чивающих регулирование социального процесса;

• подготовка сценария действия и его утверждения, опреде­ление форм взаимодействия объекта и субъекта технологи­зации;

• составление сметы затрат (экономических, технологических,

трудовых);

• определение потребности в правовом, политическом обес­печении каждого из этапов разработки и освоения СТ;

• организация информационного обеспечения;

• контроль за ходом реализации программы технологизации, формы и методы диагностики на промежуточных этапах ее освоения, оценка эффективности применения социальных технологий.

Механизм внедрения и оценки СТ состоит из организации работы исполнителей (в соответствии с объемом, определенным в проекте СТ); координации различных субъектов (отдельных исполнителей или групп); контроля деятельности субъектов управления; социальной диагностики результатов внедрения СТ; анализа процесса технологизации; корректировки целей; органи­зации информационного обслуживания процесса внедрения и др.

СТ по характеру решаемых задач разделяют (классифицируют) на частные и универсальные, стратегические и текущие {такти­ческие). Опыт разработки и реализации крупных социальных про­ектов свидетельствует, что наличие в корпорации, фирме своей стратегии при всей сложности и напряженности их хозяйствен­ного развития дает им возможность достигать высокой социаль­ной стабильности и здорового социально-экономического кли­мата в коллективе.

Создание стратегических социальных технологий во многом зависит от качества социологического исследования, которое преследует цель не только выявить социальные, экономические закономерности в контексте исторического времени, но и раз­ложить действующие в его процессах социальные, политические и экономические силы, субъекты на составляющие, выявить их последовательность, определить приоритеты. Объектом анализа в таком исследовании является общество в целом, особенно его процессы, имеющие организационно-управленческую специфику.

В общественной (социальной) практике сложились два типа управляющего воздействиясаморегулирующий, который склады­вается из аппарата генетического наследования, обычаев, тради-

 


ций, норм морали, религиозных верований и т.п. и сознательной деятельности институтов управления. Второй тип управляющего воздействия на социально-экономические системы через различ­ные технологии более действен, эффективен и надежен. Признаки технологизации:

• разграничение, разделение, расчленение социального про­цесса на этапы, фазы, операции;

• координация и поэтапность действий, направленных на по­лучение прогнозируемого результата;

• однозначность выполнения процедур и операций.

Технологизация возможна при следующих условиях. Управ­ляемый объект должен обладать определенной степенью слож­ности: известны элементы его структуры, особенности их строе­ния и закономерности функционирования. Субъекту управления (менеджеру) необходимо обладать соответствующими способно­стями, чтобы формализовать реальные процессы и представить их в виде показателей, операций, процедур, создать инноваци­онную среду для воспроизводства и обеспечить необходимый уровень управления и другой характер СТ, чьи особенности обу­словлены внутренней природой самого объекта технологизации и социальной установки (личности) организации на ее разра­ботку и внедрение.

Технологизации подвержен и сам процесс познания. В докла­де «Пополнение и синтез знаний «профессор МГУ, д-р техн. наук Д. Б. Юдин рассматривает вопросы технологической поддержки творческих процессов. Представляется, что синтез логики интуи­ции — перспективный подход к математической и технологиче­ской поддержке выбора решений в сложных проблемных облас­тях. Технической основой такого синтеза могут быть элементы имитирования логических и эмоциональных реакций человека в решении задач выбора, осуществляемых с помощью компьюте­ра. Исходя из понятий логики интуиции, их роли в творческих процессах, реализуемых в сознании человека на интеллектуаль­ном (логическом) и эмоциональном (интуитивном) уровнях, де­лается попытка объяснить гипотетическую технологию взаимо­действия исходных активностей познания с его результатом. По сути это попытка объединить два подхода к познанию мира — формально-математического и эволюционно-генетического.

Теоретическая основа работы в рассматриваемом направле­нии — труды ученых-естественников, философов, нейрофизио­логов, искусствоведов, науковедов (Фрейд, Пуанкаре, Гедель,


Гаусс, Пойа, Павлов, Балли, Маслов, Симонов, Ротенберг, Пав-люк, Робинсон и др.).

Классификация элементов технологии познания как творче­ского процесса приведена на рис. 9.2.

Творить — значит решать математические проблемы, позна­вать закономерности природы и живого мира, создавать симфо­нии, художественные полотна и поэмы, утверждающие глубокие идеи, разрабатывать устройства, удовлетворяющие заданным тре­бованиям, устанавливать условия, гарантирующие совместимость интересов различных людей и коллективов, формировать ком­бинации известных утверждений, фактов, альтернатив. Пуанкаре пишет:

Творить — значит не создавать бесполезных комбинаций, а

создавать полезные, которых ничтожное меньшинство. Творить —

это уметь распознавать, уметь выбирать.


Анализ различных описаний процессов творчества, процес­сов решения сложных задач выбора приводит к следующему вы­воду: творческий процесс состоит из трех этапов.

Первый этап— сознательная работа по предварительной по­становке задачи, т.е. по характеристике множества допустимых альтернатив и оценке концепции выбора. Если поставленная за­дача оказывается чрезмерно сложной и не поддается за обозри­мое время логическому решению известными методами, созна­тельные размышления над задачей прекращаются. Кажущийся отдых обычно заполняется бессознательной работой.

Второй этап— это работа подсознания, корректирование (упрощение) постановки и поиски подходов к решению. В зави­симости от сложности проблемы для разных профессионалов она длится дни, недели, месяцы. В литературе обсуждаются слу­чаи, когда второй этап длился годы.

Работа подсознания приводит через некоторое время к вне­запному озарению, к тому, что люди искусства называют вдох­новением. Из комбинаций альтернатив, формируемых механиз­мом подсознания, в поле зрения попадают лишь наиболее близ­кие к решению задачи, глубоко воздействующие на органы чувств. Эстетические чувства гармонии знакомы всем творче­ским работникам, авторам открытий и изобретений.

Третий этап творчества— сознательное осмысливание интуи­тивно полученных выводов. Этот этап базируется на гипотезе Пуанкаре:

Среди многочисленных комбинаций, образованных нашим подсознанием, большинство безынтересно и бесполезно и потому они не способны воздействовать на наше эстетическое чувство; они никогда не будут нами осознаны. Только некоторые являют­ся гармоничными и поэтому одновременно красивыми и полез­ными. Они способны возбудить нашу специальную геометриче­скую интуицию, которая привлечет к ним наше внимание и та­ким образом даст им возможность стать осознанными.

До сих пор неизвестны механизмы подсознания и озарения, обусловливающие интеллектуальную и эмоциональную компо­ненты творческой деятельности. Изучение этих механизмов — актуальнейшая задача. Ее анализ наметит пути повышения эф­фективности науки и творческих возможностей человека. Со­вместная работа нейрофизиологов и математиков в этом на­правлении сулит прорывы в естествознании, технике и социаль­ных науках.


По мнению ученых, аппарат подсознания в познавательной деятельности человека проявляет себя активнее в творческих про­цессах, нежели его сознание.

Постановка и решение задач управления — результат взаи­модействия логики и интуиции. Интуиция играет роль в выборе рациональной постановки задачи. Процесс решения поставлен­ной задачи определяется главным образом логикой. Логическое и интуитивное соображения, используемые в каждой проблем­ной области, — это знания, они, следовательно, могут быть представлены в виде соответствующих функций выбора. Интуи­тивные решения — результат озарения, для которого пока не ясны подходы, позволяющие его вызвать или ускорить.

Уравновешивание и формализация механизмов подсознания и взаимодействия подсознания и сознания — актуальнейшая за­дача. Решение ее потребует значительных усилий и времени главным образом из-за трудностей в организации согласованной работы профессионалов различных специальностей. Однако уже современные методы пополнения и синтеза знаний позволяют при правдоподобных предположениях о свойствах функции вы­бора механизма подсознания сделать шаг в разработке систем поддержки творческих процессов в различных проблемных об­ластях.

9.6. Технологизация и эффективность

Технологизация в менеджменте исходя из условий его конку­рентоспособности должна способствовать формированию таких технологий управления, которые были бы оптимальны по кри­териям эффективности их создания и применения.

Возникновение древнейших технологий — это процесс, ко­торый нам трудно понять. Их прикладной характер и целенаправ­ленная структура не подлежат сомнению, а между тем у них не было индивидуальных создателей или изобретателей. «Теорети­ческой базой» пратехнологии служил миф или суеверие, и о тех­нических замыслах древних обществ можно говорить лишь в переносном смысле. Процесс рождения новых технологий был чрезвычайно медленным, превышающим по длительности жизнь многих поколений и напоминающим ползучий переход от одной технологии (способу производства) к другой, когда происходив­шие на протяжении жизни отдельных поколений перемены практически равнялись нулю. Этот тип становления технологий


не исчез окончательно и, подталкивая человечество, отнюдь не является результатом чьего-либо сознательного намерения.

О праначалах эволюции мы ничего не знаем наверняка. Но главные закономерности биологической и технологической эво­люции изобилуют поразительными совпадениями: львиная доля нарождающихся технологий в техноэволюции развивалась, ими­тируя по подобию биологические аналоги природы (прочность, конструкции, формы и др.). Чаще всего невозможно определить, в какой мере данная форма продиктована стремлением конст­руктора, а в какой — спросом потребителя. Мы встречаемся здесь с циклическими процессами, в которых причины стано­вятся следствиями, а следствия — причинами, где действуют многочисленные обратные связи. Отличает их то, что человек свободен в выборе материала технологии, а эволюция (природа) обречена всегда иметь дело с тем, что ей дано. Но эволюция су­мела выжать из столь ограниченного исходного материала бук­вально все, что было возможно. В результате «технология» жи­вой материи по сей день побивает нашу человеческую, инже­нерную технологию, поддерживаемую всеми ресурсами коллек­тивно добытого теоретического знания.

Эволюция технодинамики выявила определенные соотноше­ния, по которым общество может предвидеть и выбирать на­правления развития технологий, вытекающих из их сущности. Таким соотношением, как показывает практика, стала величина затрат живого или прошлого (овеществленного) труда, исчис­ленная на единицу продукции, т.е. удельная величина.

Методически правомерно рассматривать живой и прошлый (овеществленный) труд в технологических процессах, а также их сумму как непрерывные функции, изменяющиеся во времени. Изменение такого соотношения обусловлено процессом роста производительности труда, отражающего прогрессивность тех­нологий, их эффективность. Анализ показывает следующее:

• рост производительности труда может осуществляться за счет увеличения прошлого труда при снижении живого, но рост производительности при этом ограничен;

• рост производительности труда может происходить при сни­жении прошлого труда, при этом рост производительности труда неограничен.

Наблюдаемые явления свидетельствуют о наличии таких эле­ментов в структуре технологического процесса, которые влияют на его результат.


Каждая технология для своего осуществления нуждается в обеспечении кадрового потенциала предприятия, т.е. в наличии определенного уровня знаний, умений, навыков поведения пер­сонала, занятого в их обслуживании и процессом использования.

Источник формирования кадрового потенциала — трудовые

ресурсы.

Трудовые ресурсы — потенциально трудоспособное населе­ние, которым располагает общество.

Работа — целесообразная функциональная деятельность че­ловека (труд) за вознаграждение по созданию в единицу време­ни полезного продукта (товара, услуги).

Выделение таких элементов позволяет определить принци­пиальный тип технологических решений, наиболее характерных для изменения типа самих элементов структуры.

Элементами могут быть технологические этапы, фрагменты, операции, т.е. значительные части технологического процесса, выполняемого на одном рабочем месте при постоянстве предме­та труда, орудий труда и характера воздействия на предмет тру­да. Такое представление элементов технологии позволяет выде­лить из любого технологического процесса элементы, совершен­ствование которых связано с новыми альтернативными принци­пиальными типами управленческих (технических) решений. Различают следующие пути технологического развития:

процессный путь — совершенствование технологического процесса как заданной динамики совокупного труда;

рационалистический путь — за счет аппаратной интенси­фикации операций технологии (рационалистические);

эвристический путь — принципиально не ограниченный условиями процессного и аппаратного развития (замена процесса).

Место выявленных путей развития технологических процес­сов в общей схеме воспроизводства социально-экономических систем показано на рис. 9.3.

Пути развития производственных технологий определяются по экономическим критериям. Основа оценок эффективности — анализ динамики трудовых затрат при развитии технологий.

Технодинамический процесс, как и любая другая динамиче­ская система, развивается в определенных направлениях, выте­кающих из его природы.

Из принятого определения развития технологического про­цесса следует, что пути этого развития должны вытекать из воз-


можных вариантов динамики живого и прошлого труда и прин­ципиальных технических возможностей их обеспечения.

Методически правомерно рассматривать живой и прошлый труд в технологических процессах, отнесенные к единице про­дукции, а также их сумму как непрерывные функции, изме­няющиеся во времени. Такие функции будут характеризовать усредненные значения рассматриваемых величин. Обозначим: Tg — затраты живого труда в единице продукции, Тр — затраты прошлого труда в единице продукции.

Изменение живого и прошлого труда обусловлено процессом роста производительности труда. Оно может идти различными путями, которые и определяют варианты развития технологиче­ских процессов. По К. Марксу,

... повышение производительности труда заключается именно в том, что доля живого труда уменьшается, а доля прошлого труда увеличивается, но увеличивается так, что общая сумма труда, за­ключающаяся в товаре, уменьшается, что, следовательно, количе­ство живого труда уменьшается больше, чем увеличивается коли­чество прошлого труда.

 


Варианты развития технологических процессов согласно оп­ределению характеризуются изменением как доли, так и абсо­лютных значений величины живого и прошлого труда в единице продукции. Анализируя определение, получаем три следующих основных условия, при которых оно справедливо:

Разделим первую функцию на вторую. Получим функцию Tg/Tp.

Эта функция убывающая, так как представляет собой отно­шение убывающей функции и возрастающей. Производная от этой функции будет меньше нуля, т.е. первые два условия экви­валентны требованию

Первый вариант предполагает убывание затрат как живого, так и прошлого труда. Такой тип развития реальных технологи­ческих процессов не связан с ограничениями, накладываемыми на динамику удельных долей живого и прошлого труда, так как вне зависимости от того, будет ли уменьшаться доля живого труда или даже увеличиваться, это развитие экономически вы­сокоэффективно .

 


Вариант такого развития представлен на рис. 9.4, б. Сумма затрат живого и прошлого труда в данном случае мо­жет стремиться к нулю, т.е. этот вариант соответствует возможно­сти неограниченного развития всего технологического процесса.

Во втором варианте требования (9.1) и (9.2) могут выпол­няться лишь до определенного момента времени f, после чего суммарные затраты живого и прошлого труда начнут возрастать. Вариант такого рода развития представлен на рис. 9.4, в, рост производительности идет только до момента времени f, т.е. это вариант ограниченного развития. Таким образом,

повышение производительности совокупного труда может происходить в двух случаях.

В первом случаерост производительности осуществляется за счет увеличения прошлого труда при снижении живого. Рост производительности ограничен.

Во втором случаерост производительности труда проис­ходит при снижении прошлого труда. Здесь развитие неогра­ниченное.

Для того чтобы определить и оценить реальные направления развития технологических процессов, необходимо рассмотреть, какими техническими решениями, уменьшающими затраты со­вокупного труда на единицу продукта, должны обеспечиваться выявленные варианты динамики живого и прошлого труда.

В структуре технологического процесса имеются элементы, изменения которых по-разному влияют на результат технологи­ческого процесса, причем характер влияния соответствует вари­антам динамики трудовых затрат. Выделение этих элементов по­зволяет определить принципиальный тип технических решений, наиболее характерный для изменения каждого типа элементов структуры (рабочий ход, технологический переход, вспомога­тельный ход, холостой ход и т.п.).

Объекты технологизации выступают как социальные отноше­ния (процессы) и как система инструментальных технических средств. Технология становится неотъемлемым элементом куль­туры управления и в известной степени мерой развития челове­ка. Технология выступает в виде стандартов, запретов, правил, норм, а также апробированных средств, способов и приемов це­лесообразной человеческой деятельности, позволяющих достиг­нуть заданных результатов.


По мере расширения прикладных функций научного знания проявляется возможность технологизировать те виды деятельно­сти, которые прежде были этому недоступны. Поэтому в по­следнее время получили распространение такие термины, как


«технология управления», «технология общения» и др. Объектом технологизации могут стать самые разные сферы человеческой деятельности, в том числе межличностные отношения Через призму технологизации можно рассмотреть всю совокупность используемых обществом средств эффективного функциониро­вания от высших органов власти до специфических социальных институтов.

Технолог - это импресарио и интерпретатор знаний, в кото­рые ему надо вложить свой ум, опыт, умение и навыки Он апеллирует и к предметной сфере своей науки, и к широкому практическому опыту, к уже достигнутому уровню технологии к квалификации других специалистов, тех, кто, как ожидается будет использовать созданную им технологию.

Критерии эффективности разработанной технологии: просто­та, гибкость, надежность, экономичность, удобство эксплуатации

Технологизация как процесс не предсказуема, что обуслов­лено свойством неопределенности формируемого продукта со­держание которого, с одной стороны, уточняется по ходу разра­ботки, а с другой - позволяет познать другие побочные эффек­ты и проявления технологии.

Последствия процесса создания технологий образно выразил С. Лем:

Технология - это обусловленные состоянием знаний и об­щественной эффективностью способы достижения целей по­ставленных обществом, в том числе и таких, которые никто приступая к делу, не имел в виду. Порой, и довольно часто' путь технологии открывал случай: искали когда-то философ­ский камень, а нашли фосфор. Однако роль намерения, роль сознательно поставленной цели в совокупности действий при­водящих к созданию технологий, растет по мере прогресса науки. Правда, случайности могут достигать затем апокалипти­ческих размеров.

Применимы ли эти слова С. Лема к современным условиям развития экономики, определить однозначно нельзя но воз­можности бурно прогрессирующих информационных техноло­гии создают непредсказуемые в начале века условия для функ­ционирования общества. Если для развития технологий это яв­ление типично, то в деятельности людей ничего нельзя предви­деть и предугадать абсолютно, так как синергия технологизации непредсказуема и неисчерпаема.


Выводы

1. Технология — это совокупность приемов и способов обработки и переработки различных сред. Понятие технологии рассматривается в связи с конкретной областью применения.

2. Все технологии являются производственными и объектно-ориен­тированными.

3. Язык описания технологии — средство изображения интеллекту­альной сущности технологии для ее анализа, сохранения и представле­ния для имущественной принадлежности автора.

4. Инновационный менеджмент связан с развитием и совершенст­вованием технологий.

5. Технологизация — способ самопознания общества, применяемый в процессах его деятельности путем распространения технологий на элементы системы менеджмента и практики.

6. Пространство технологий — совокупность технологий конкрет­ного объекта технологизации.

7. Управление — достижение гармонии в настройке взаимодействия конгломерата технологий объекта управления.

Вопросы для повторения

1. Дайте определение тех



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.218.88 (0.016 с.)