Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эффективность затрат на инновационную деятельность

Поиск

Осуществление инновационной деятельности связано с внут­ренними и внешними затратами.

Внутренние затраты (текущие и капитальные) распределя­ются по источникам финансирования:

• собственные средства организации;

• средства бюджета;

• средства внебюджетных фондов;

• средства организаций предпринимательского сектора. Внутренние текущие затраты на исследования и разработки

распределяются по видам работ:

• фундаментальные исследования;

• прикладные исследования;

• разработки.

По секторам деятельности:

• государственный;


 


• предпринимательский;

• сектор высшего образования;

• частный бесприбыльный сектор.

Для оценки эффективности затрат на инновационную дея­тельность необходимо решить проблему оценки ее результатов. Следует различать эффективность затрат на инновационную деятельность у производителей (продавцов) и у покупателей.

В соответствии с «Положением о составе затрат» расходы на подготовку и освоение производства новых видов продукции се­рийного и массового производства, а также технологических процессов не относятся на себестоимость продукции и возме­щаются за счет внебюджетных фондов финансирования отрас­левых и межотраслевых НИОКР и мероприятий по освоению новых видов продукции (внебюджетные фонды финансирования НИОКР). Порядок образования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов НИОКР определяется соответствующими решениями Правительства РФ. Внебюджетные фонды формируются за счет добровольных отчислений предприятий и организаций независимо от форм соб­ственности в размере 1,5% от себестоимости продукции. Сред­ства внебюджетных фондов идут на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созда­нию новых видов наукоемкой продукции, сырья и материалов, разработки новых и совершенствование применяемых техноло­гий, работ по повышению технического уровня продукции, ра­бот в области охраны труда и техники безопасности, разработок нормативных и инструктивных материалов и др. Средства, по­лучаемые из внебюджетных фондов, используются строго по це­левому назначению и отражаются на счете 96 «Целевые финан­сирования и поступления».

Затраты, связанные с изобретательством, включают:

• расходы на проведение опытно-экспериментальных работ;

• расходы на изготовление моделей и образцов;

• расходы на организацию выставок, конкурсов и других ме­роприятий по маркетингу;

• выплату авторских вознаграждений.

Затраты на создание новой техники зависят от срока начала и завершения соответствующих работ, поэтому в год окончания НИОКР учитываются затраты этого года, включая затраты про­шлых лет, общие затраты на создание новой техники.

326
Общие затраты (3) на создание новой техники можно пред­ставить как произведение средних затрат в расчете на один об­разец (3,) на количество созданных образцов:

Покажем некоторые приемы анализа влияния факторов на изменение общих затрат. Пример МЛ Средние затраты на разработку одного образца составили в базовом году 2200 тыс. руб., в текущем году - 2160 тыс. руб. Число созданных образцов - соответственно 200 и 250. Тогда

Выражение (12.3) - это двухфакторная мультипликативная модель, в которой 3/ - качест­венный показатель, а щ - объемный (количественный). Определим, как повлияли эти факторы на изменение общих затрат на создание образцов. В теории индексного анализа изменение качественного показателя рассматривают при сохра­нении объемного показателя на уровне отчетного периода, а изменение объемного показателя -при сохранении качественного показателя на уровне базового периода. В нашем примере общий индекс затрат на разработку образцов:

Общие затраты на создание образцов увеличились (Дз - 540 000 - 440 000) на 100 млн руб. Средние затраты на создание одного образца (качественный показатель берется в расчете на единицу) снизились на 40 000 руб. Под влиянием этого фактора общие затраты изменились сле­дующим образом:




 


 


Нетрудно убедиться, что итоги гр. 1 и 3 соответствуют итогам гр. 5 и 6, т.е. результат расчета индекса переменного состава с разложением на внутрипроизводственные и структурные факторы совладает с расчетом по приведенной выше методике.

Индекс фиксированного состава покажет влияние изменения затрат по отдельным образцам на изменение общих средних затрат:

Изменение затрат на изготовление одного образца при их структуре на уровне отчетного периода могло бы привести к повышению общих средних затрат на 254 тыс. руб. Однако в текущем периоде снизилась доля образцов с более высокими затратами на изготовление одного образца. Изменение структуры числа изготовленных образцов следующим образом повлияло на изме­нение общих средних затрат:

Это значит, что за счет структурных сдвигов общие средние затраты снизились на 294 тыс. руб. Таким образом, изменение общих средних на изготовление одного образца составляет (+ 254) + (- 294) = - 40 тыс. руб.

Покупатель, приобретая новшества, совершенствует свою материально-техническую базу, технологию производства и управления. Он несет затраты, связанные с покупкой новшеств, их транспортировкой, освоением и др. Эффективностью затрат на использование новшеств можно управлять через следующие пока­затели:

• затраты на освоение новшеств; общие затраты на производство и реализацию продукции; выручку от реализации продукции, произведенной с применением новшеств; прибыль от реализации продукции, произведенной с применением новшеств; выручку от реализации всей продукции; стоимость нематериальных активов (среднюю за период); стоимость основных фондов (среднюю за период); чистую прибыль; среднюю списочную численность персонала.

Приведенные показатели позволяют построить систему взаимосвязанных факторов-сомно­жителей для проведения факторного индексного анализа:

 




 




 


что близко к значению гр. 4, табл. 12.4, расхождение - за счет округлений в расчетах.

Таким образом, прибыль увеличилась за счет повышения рен­табельности продукции, рентабельности нематериальных активов и увеличения объема основных фондов.

Выводы

1. Результаты инновационной деятельности могут иметь конкрет­ную вещественную форму или неовеществленную форму.

2. Создатели новшеств приобретают на них авторские и смежные с ними права, с чем связано понятие интеллектуальной собственности.

3. Объекты интеллектуальной собственности могут приносить доход и включаются в состав нематериальных активов.

4. Охранными документами на изобретения являются патенты, ав­торские права.

5. Средством индивидуализации продукции служит товарный знак.

6. Ноу-хау представляют собой полностью или частично конфиден­циальные знания, опыт, навыки, включающие сведения технического, экономического, административного, финансового и другого характера. Коммерческая передача ноу-хау оформляется лицензионными согла­шениями.

7. Следствием инновационной деятельности являются также промыш­ленные образцы.

8. Права на изобретения, товарные знаки и другие результаты ин­новационной деятельности оформляются лицензией.

9. Материальными результатами инновационной деятельности яв­ляются созданные и освоенные машины, оборудование, приборы, сред­ства автоматизации.

10.Выход на рынок технологий свидетельствует об эффективности инновационной деятельности.

11.Следует различать эффективность затрат на инновационную деятельность у производителей и покупателей новшеств.


Вопросы для повторения

1. Назовите основные материальные и нематериальные результаты инновационной деятельности.

2. Раскройте содержание понятия «интеллектуальная собственность».

3. Какими законодательными документами охраняется интеллекту­альная собственность?

4. Дайте определение патента.

5. Какие задачи решает товарный знак?

6. Раскройте понятие ноу-хау.

7. Что такое промышленные образцы?

8. Какие задачи решает лицензия?

9. В чем заключается значение лицензионной торговли?
10.Назовите организационные формы продажи лицензий на внеш­нем рынке.

11.Каково различие понятий «лицензиатор» и «лицензиат»?

12.Какую роль выполняют процентные или текущие отчисления (роялти)?

13.Что такое паушальный платеж?

14.В чем особенности технологии как товара?

15.Как рассчитывается роялти?

16. Как определяется экспортная конкурентоспособность?

17.Охарактеризуйте внутренние и внешние затраты на осуществле­ние инновационной деятельности.

18.Какие затраты связаны с изобретательством?

19.Как анализируют общие затраты на создание новой техники? 20.Какое значение имеет индексный метод в анализе эффективно­сти инновационной деятельности?


Библиографический список

1. Беляев АЛ. Социальные технологии в менеджменте //Истоки российского менеджмента, ГАУ. — М.: Луч, 1997. — С. 51—63.

2. Бродский М.Н., Бродский Г.М. Право и экономика: Инвестиционное кон­сультирование. — СПб., 1999. — 496 с.

3. Вишняков А., Гебхардт П., Кирсанов К. Инновационный менеджмент //Рос­сийский экономический журнал, 1993. — Вып. 10. — С. 72—78.

4. Водачек Л., Водачкоеа О. Стратегия управления инновациями на предпри­ятии. — М.: Экономика, 1989.

5. Годин В.В., Корнеев И.К. Управление информационными ресурсами: 17-я модульная программа для менеджеров «Управление развитием организа­ции». Модуль 17. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 432 с.

6. Гохберг Л.М., Гудкова А.А., Миндели Л.Э., Пиния Л.К., Соколов А.В. Органи­зационная структура российской науки. — М.: ЦИСН, 2000. — 317 с.

7. Гохберг Л. М., Кузнецова И.А. Технологические инновации в промышленно­сти и сфере услуг. — М.: ЦИСН, 2001.

Ъ.Дворицин М.Д., Юсим В.Н. Технодинамика: основы теории формирования и развития технологических систем. — М.: Международный фонд развития науки, ДИКСИ, 1993. - 320 с.

9. Иващенко Н.П. Производственно-экономические системы в промышленно­сти России. - М.: ТЕИС, 2000.

Ш.Идрисов А.Б. Планирование и анализ эффективности инвестиций. — М.: Проинвестконсалтинг, 1995. — 157 с.

11. Инновационный процесс в странах развитого капитализма (методы, формы,
механизм) /Под ред. И.Е. Рудаковой. -^М.: Изд-во МГУ, 1991.

12. Инновационный менеджмент /Под ред. С.Д. Ильенковой. — М.: ЮНИТИ, 2000.
13.Инновационный менеджмент: Справ, пособие /Под ред. П.М. Завлина, А.К. Ка­
занцева, Л.Э. Миндели. - М.: ЦИСН, 1998.

ХА.Кирсанов К.А., Сиверин Д.А. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. — М.: Инст. молодежи, 1997. — 180 с.

15. Круглова Н.Ю. Инвестиционный менеджмент /Под ред. Д.С. Львова. — М.: Ступень, 1996.

16.Лем С Сумма технологий. — М.: МИР, 1968. — 608 с.

П.Менеджмент организаций /Под ред. проф. З.П. Румянцевой, НА. Солома-тина. - М.: ИНФРА-М, 1995.

ШНаука и технология в России: Прогноз до 2010 г. /Под ред. Л.М. Гохберга, Л.М. Миндели. — М.: Центр исследований и статистика науки, 2000. — 116 с.

19. Статистика науки и инновации. Краткий терминологический словарь /Под ред. Л.М. Гохберга. - М.: ЦИСН, 1996.

20.7висс Б. Управление научно-техническими нововведениями. — М.: Эконо­мика, 1989.

И.Хизрич Р., Питере М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха. — Вып. 3.: Финансирование нового предприятия: Пер. с англ. - М., 1992. - С. 53, 55.

22. Энциклопедия рынка. Многотомный пятиязычный словарь-справочник. Тер­мины — эквиваленты — дефиниции — регистры. Том 1—3. — М.: РОСБИ, 1994. - 652 с; 1995. - 684 с.

ЪЗ.Ягудин СЮ. Малые формы инновационной деятельности первичных орга­низаций ВОИР //Теория и практика изобретательства и рационализации и патентно-лицензионной работы. Материалы семинара. — М.: Российский Дом знаний, 1991.

ТА.Ягудин СЮ. Венчурное предпринимательство. Франчайзинг: Учеб. пособие. — М.: МЭСИ, 2001. - 130 с.


Основные термины

----------------------------------------------

Инновационная деятельность — деятельность по доведению научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, пригод­ного в практическом использовании. В полном объеме инноваци­онная деятельность включает все виды научной деятельности, проектно-конструкторские, технологические, опытные разработки, деятельность по освоению новшеств в производстве и у их потре­бителей — реализацию инноваций.

Инновационный процесс — процесс преобразования научных знаний в инновации.

Инновация (нововведение) — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовер-шенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Государственная инновационная политика — определение органами государственной власти Российской Федерации и органами госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации целей ин­новационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов.

Инновационный менеджмент — совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.

Инновационная политика — комплекс мер, направленных на разви­тие инновационной деятельности.

Инновационный потенциал (государства, региона, отрасли, организа­ции) — совокупность различных видов ресурсов, включая матери­альные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.

Инновационный процесс — процесс преобразования научных знаний в инновацию. Главная его черта — обязательное завершение иннова­ций, т.е. получение результата, пригодного для практической реали­зации.

Интеллектуальная собственность — исключительное право физического или юридического лица на результаты интеллектуальной деятель­ности и приравненные к ним средства индивидуализации юриди­ческого лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ


 


и услуг (фирменное наименование, товарный знак и т.п.). Боль­шинство объектов интеллектуальной собственности как результа­ты творческого труда имеют авторов, чьи имена сопровождают данные объекты. Товарные знаки и иные обозначения индивидуа­лизируют субъекты и продукты обычного труда — товары, услуги.

Инновационная сфера — область деятельности производителей и по­требителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций.

Инновационная инфраструктура — организации, способствующие осу­ществлению инновационной деятельности (инновационно-техно­логические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры и другие специализированные организации).

Инновационная программа (федеральная, межгосударственная, регио­нальная, межрегиональная, отраслевая) — комплекс инновацион­ных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, испол­нителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффек­тивное решение задач по освоению и распространению принци­пиально новых видов продукции (технологий)

Интегральный эффект (чистый приведенный эффект) — один из важ­нейших показателей оценки эффективности инноваций. Опреде­ляется как разность между результатами и инновационными затра­тами за расчетный период, приведенными к одному году, обычно начальному.

Норма рентабельности (внутренняя норма доходности) — один из важ­нейших показателей оценки эффективности инновационных ин­вестиций. Характеризует уровень доходности конкретного инно­вационного решения.

Ноу-хау — совокупность технических, технологических, коммерческих, организационных знаний, необходимых для организации произ­водства. В отличие от секторов производства ноу-хау не патенту­ется, так как в значительной части состоит из определенных прие­мов, навыков, производственного опыта. Ноу-хау наряду с патен­тами, товарными знаками, авторскими правами считается собст­венностью предприятия, фирмы. В качестве товара ноу-хау сопут­ствует продаже патентов и лицензий, но может реализоваться са­мостоятельно. Обмен ноу-хау может осуществляться путем пере­дачи технической документации, организации обучения персона­ла, участия специалистов в производственном процессе.

Период окупаемости — показатель эффективности инновационных инвестиций, характеризующий срок, в течение которого они пол­ностью окупятся. Рассчитывается делением общей суммы инве­стиций в инновации на среднегодовой денежный поток, приве­денный к настоящей стоимости.

Экономическая эффективность инноваций — отношение экономиче­ского эффекта от внедрения инноваций к обусловившим его за­тратам.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 460; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.195.254 (0.011 с.)