Эффективность торговой деятельности и основные её показатели



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эффективность торговой деятельности и основные её показатели



 

Для того чтобы дать определение эффективности торговли, необходимо рассмотреть, что понимается под эффективностью в общем смысле. Эффективность - это относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемый как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение. Следовательно, эффективность торговой деятельности можно определить как совокупность последовательно выполняемых торгово-организационных операций, приводящих к получению максимально возможной прибыли.

Торгово-операционные операции условно можно разделить на несколько этапов:

• изучение спроса и определение потребностей в товарах;

• выявление поставщиков товаров и установление с ними хозяйственных связей;

• коммерческая деятельность по оптовой продаже товаров;

• коммерческая деятельность по розничной продаже товаров;

• формирование ассортимента и управление товарными запасами;

• рекламно-информационная деятельность;

• оказание торговых услуг.

Результативность функционирования этих этапов чаще всего оценивается показателями прибыли и рентабельности по организации в целом, которые в свою очередь существенно зависят от организации технологических процессов, их ритмичности, эффективности использования отдельных видов имущественного потенциала, т.е. динамики финансово-хозяйственной деятельности. Следовательно, для достижения поставленных организацией целей необходимо изучать составные части торгово-организационных операций (этапов) с целью выявления тенденций хозяйственной деятельности, приводящих к тому или иному результату, то есть анализировать процессы финансово-хозяйственной деятельности.

Традиционно под финансовым анализом в торговле, как и в других отраслях, понимают метод оценки и прогнозирования финансового состояния организации на основе публичной финансовой отчетности. Такой анализ считается внешним, так как он базируется на общедоступной информации.

Анализ различных факторов торговли служит исходной отправной точкой прогнозирования, планирования, управления организацией и протекающими в ней процессами.

Одной из ветвей экономического анализа, связанного с изучением торговой деятельности организации является анализ хозяйственной деятельности организации. Такой анализ направлен на выявление величины и изменения во времени экономических показателей, характеризующих организацию, обращение, потребление товаров, услуг, эффективность использования ресурсов.

В ходе анализа выявляются причины и возможные последствия изучаемых факторов, с помощью которых можно принимать управленческие решения с учетом постановки стратегических целей деятельности организации, адекватных рыночным условиям.

Основными компонентами финансово-экономического анализа деятельности организации являются:

• анализ бухгалтерской отчетности;

• горизонтальный анализ;

• вертикальный анализ;

• трендовый анализ;

• расчет финансовых коэффициентов.

Финансовый анализ является существенным элементом финансового менеджмента. Практически все пользователи финансовых отчетов организаций применяют методы финансового анализа для принятия решений.

Собственники анализируют финансовые отчеты с целью повышения доходности капитала, обеспечения стабильности положения фирмы. Кредиторы и инвесторы анализируют финансовые отчеты, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам. Качество принимаемых решений в значительной степени зависит от качества их аналитического обоснования.

Для оценки управления деятельностью организации наука и практика выработали специальные инструменты, называемые экономическими показателями. Экономические показатели – это микромодели экономических явлений. Отражая динамику и противоречия происходящих процессов, они подвержены изменениям и колебаниям и могут приближаться или отдаляться от своего главного предназначения – измерения о оценки сущности экономического явления, поэтому для анализа эффективной деятельности организации необходимо знать природу каждого экономического показателя.

Именно поэтому, для эффективной деятельности торговой организации необходимо систематически анализировать ключевые параметры, дающие объективную и точную картину финансового состояния организации, ее прибыли и убытки, с тем, чтобы своевременно осуществлять корректирующие действия в случае развития негативных событий, способных привести организацию к банкротству.

Экономическая эффективность – сложная категория экономической науки. Она пронизывает все сферы практической деятельности человека, является основой построения количественных критериев ценности принимаемых решений, используется для формирования материально-структурной, функциональной и системной характеристик хозяйственной деятельности. Можно сказать, что такие наиболее существенные характеристики хозяйственной деятельности, как целостность, многосторонность, динамичность, многомерность и взаимосвязанность ее различных сторон, находят свое адекватное отражение через категорию эффективности.

В настоящее время наиболее полное и последовательное исследование экономической эффективности хозяйственной деятельности дается в теории комплексного экономического анализа. Анализу эффективности посвящены все разделы текущего, оперативного и перспективного анализа. Оценивается эффективность хозяйственной деятельности, выявляются факторы ее изменения, неиспользованные возможности и резервы повышения.

Эффективность хозяйственной деятельности измеряется одним из двух способов, отражающих результативность работы предприятия относительно либо величины авансированных ресурсов, либо величины их потребления в процессе производства. Эти показатели характеризуют степень деловой активности предприятия:

Соотношение между динамикой продукции и динамикой затрат определяет характер экономического роста. Экономический рост производства может быть достигнут как экстенсивным, так и интенсивным способом. Превышение темпов роста продукции над темпами роста ресурсов или затрат свидетельствует о наличии интенсивности в экономическом росте.

Для оценки эффективности хозяйственной деятельности также используются показатели рентабельности – прибыльности или доходности капитала, ресурсов или продукции.

Деловая активность предприятия в финансовом аспекте проявляется, прежде всего, в скорости оборота его средств. Рентабельность предприятия отражает степень прибыльности его деятельности. Анализ деловой активности и рентабельности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов оборачиваемости и рентабельности, которые являются относительными показателями финансовых результатов деятельности предприятия.

В данной формуле намеренно не конкретизирован показатель прибыли, поскольку в качестве него может быть взят прибыль от реализации продукции, балансовая прибыль, чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов. Если рентабельность средств или их источников вычисляется на основании прибыли от реализации и тем самым достигается сопоставимость с рентабельностью продаж, то между рассматриваемыми финансовыми коэффициентами существует определенная взаимосвязь:

Эта формула показывает, что прибыльность средств предприятия или источников обусловлена как ценообразовательной политикой предприятия и уровнем затрат на производство реализованной продукции (они комплексно отражаются в показателе рентабельности продаж), так и деловой активностью предприятия, измеряемой оборачиваемостью средств или их источников. Формула указывает пути повышения рентабельности средств или их источников (по сути дела, степени прибыльности использования капитала предприятия или его составных частей): при низкой прибыльности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота капитала и его элементов и, наоборот, определяемая теми или иными причинами низкая деловая активность предприятия может быт компенсирована только снижением затрат на производство продукции или ростом цен на продукцию, т. е. Повышением рентабельности продаж.

В формулах конкретизирован также показатель средней за период величины средств предприятия или их источников. В качестве данного показателя могут быть использованы итог баланса, величины мобильных средств, готовой продукции, дебиторской задолженности, кредиторской задолженности, основных средств и прочих внеоборотных активов, собственных средств, перманентного капитала и т. д.

Рассмотрим наиболее важные финансовые коэффициенты рентабельности и деловой активности, получаемые при различных вариантах знаменателя относительного показателя. Ниже приводятся вначале все формулы коэффициентов по аналитическому блоку, затем комментарии экономического смысла динамики показателей.

Символом R обозначен блок анализа рентабельности, А – анализ деловой активности; символ К означает комментарий к блоку анализа.

Коэффициенты рентабельности

1R) - Рентабельность продаж - показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост коэффициента рентабельности продаж является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции или снижения затрат на производство при постоянных ценах. Уменьшение - свидетельствует о снижении цен при постоянных затратах на производство или о росте затрат на производство при постоянных ценах, т. е. о снижении спроса на продукцию предприятия.

Коэффициенты деловой активности

• 1А) - Коэффициент общей оборачиваемости капитала отражает скорость оборота (в количестве оборотов за период) всего капитала предприятия. Рост данного коэффициента означает ускорение кругооборота средств предприятия или инфляционный рост цен (в случае снижения коэффициента рентабельности всего капитала фирмы или рентабельности основных средств и прочих внеоборотных активов)

Аналогично предыдущему данный показатель можно уточнить, заменив в числителе выручку от реализации затратами на продажу.

• 5А) – Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности – показывает скорость оборота дебиторской задолженности. Если данный коэффициент рассчитывается по сумме погашенной дебиторской задолженности, то его рост может отражать сокращение продаж в кредит, а снижение – увеличение объема коммерческого кредита, предоставляемого покупателям.

• 7А – Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности – показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого предприятию. Рост данного коэффициента означает увеличение скорости оплаты задолженности предприятия, снижение – рост покупок в кредит.

Проанализировать эффективность услуг розничной торговли можно также с помощью следующих показателей:

1. Конверсия;

2. Средний чек;

3. Продажи с квадратного метра торговой площади;

4. Объем продаж (выручки) в рублях и натуральных показателях;

5. Возвраты;

6. Зарплатоемкость.

1. Конверсия (превращение) — это соотношение количества совершивших покупку к общему количеству зашедших в магазин посетителей. Например, за торговый день в магазин зашло 178 человек, количество покупок (чеков) за этот же день 51. Делим 51 на 178, умножаем на 100% и получаем 28,6%. Конверсия является показателем профессионализма ваших продавцов-консультантов. Чем она выше, тем лучше работает торговый персонал. Отслеживать конверсию необходимо каждый месяц —нужно понимать динамику изменения этого показателя. Необходимо также учитывать сезонность и предпраздничные пики (или спады) в продажах товара.

Конверсия увеличивается:

· во время проведения распродаж;

· во время проведения рекламных и стимулирующих мероприятий;

· при появлении новых товаров, коллекций;

· после прохождения продавцами тренингов по техникам общения и продаж;

· в большинстве магазинов — в выходные дни (суббота, воскресенье);

· в теплое время года.

Конверсия снижается:

· в период «низкого сезона»;

· при неверном позиционировании товара;

· в будние дни (до обеденного перерыва);

· при приеме на работу неэффективного продавца;

· в холодное время года.

Средние уровни конверсии в российской розничной торговле:

· продукты питания — 100%;

· одежда и обувь — 30%;

· автосалоны — 5%;

· мебельные салоны, магазины бытовой техники — 20%;

· премиальные магазины, товары по высокой цене — 10%;

· интернет-магазины — 10%.

Работает общее правило: чем дороже ваши товары, чем больше срок пользования (период замены) товара, тем ниже конверсия. Редко кто покупает кухню каждый месяц или меняет автомобиль раз в квартал. А вот продукты питания покупатели приобретают иногда ежедневно.

Каждый месяц необходимо контролировать показатель конверсии, вплоть до его включения в структуру системы премирования. Необходимо контролировать также, не пробивает ли продавец одному клиенту разные чеки, если тот покупает несколько единиц товара. Иногда таким нехитрым способом продавцы искусственно завышают показатели. Так должны насторожить следующие результаты:

· одинаковый показатель конверсии каждый период;

· снижение конверсии.

Если вы заметили один из перечисленных пунктов, начинайте анализ возможных причин.

2. Средний чек — показатель правильного определения ассортимента, его глубины и ширины, а также он является показателем эффективности работы торгового персонала. Рассчитывается как соотношение выручки (в рублях) за отчетный период к количеству совершенных покупок (количество чеков). Для понимания состояния дел руководителю магазина важна динамика среднего чека. Если она положительная — магазин эффективен, если нулевая или отрицательная — следует анализировать причины. Важно при работе с показателем «средний чек» учитывать уровень инфляции (отнимать его значение от первичного значения среднего чека), изменение закупочной цены и наценки на товар. Сумма среднего чека может изменяться в сторону уменьшения во время проведения распродажи и увеличиваться, если ваши продавцы-консультанты каждому клиенту предлагают дополнительный ассортимент к выбранному товару (перчатки к сумке, средство для выведения пятен к паре туфель, кресло к дивану, автопылесос к автомобилю). При анализе показателя среднего чекапросматривайте копии чеков — интересно узнать среднее количество товаров в одной покупке. Вы можете увидеть закономерности выбора покупателей и использовать эти знания при планировании стимулирующих мероприятий.

3. Продажи с квадратного метра необходимо отслеживать для того, чтобы понимать, насколько эффективно используется торговая площадь. Разделите сумму выручки за отчетный период в рублях на площадь торгового зала в квадратных метрах. Площадь склада, парковки не учитывайте. Только торговую площадь. Например, вы арендуете торговый зал в 174 квадратных метра. За месяц вы продали на сумму 568 913 рублей. Значит, каждый метр приносит вам 3 269,7 рубля в месяц. Кроме того, посчитайте цифры за все предыдущие отчетные периоды. Можно составить, например, такую таблицу (табл. 2).

Таблица 2. Пример расчета и анализа показателя «Продажа с кв. м».

Отчетный период Выручка, рублей Продажа с квадратных метров Динамика по отношению к предыдущему периоду, %
Апрель 2013 746 200 4 288,5 12,3
Май 2013 515 896 2 964,9 -30,8
Июнь 2013 627 810 3 608,1 21,6

 

Вопрос, возникающий сразу: почему в мае продажи так резко упали? Это связано с большим числом праздничных дней, массовым уходом покупателей в отпуска или с тем, что в магазине работал продавец-новичок? Или причина в том, что рядом с вами открылся магазин-конкурент и весь май он предлагал аналогичные товары со скидкой? Или вы опоздали с закупкой нового товара и в течение мая торговали остатками и неходовыми артикулами? Если у вас ведется регулярная статистика эффективности работы магазина, вы можете оперативно оценивать результаты работы и не менее оперативно принимать решения. Также ведение отчетности снижает риск того, что вы будете обмануты наемными сотрудниками, когда вам начнут в виде оправдания низких продаж жаловаться на цены, погоду, происки конкурентов и еще неизвестно на что. Вы же, имея на руках статистику и понимая, что происходит на самом деле, будете чувствовать свою управленческую безопасность.

4. Объем продаж (выручки) следует учитывать не только в рублях, но и в натуральных единицах (штуках, литрах, метрах и т. д.) Это позволит вам своевременно увидеть снижение объемов продаж. Если ориентироваться только на денежные показатели, то можно не увидеть снижение объемов, например из-за изменения цены или по причине наступления низкого сезона.

5. Количество возвратов анализируется вместе с причинами. В среднем по розничному магазину возвращается не более 5% купленного товара. Число возвращений товара растет в следующих случаях:

· низкое техническое качество (мебель ломается от малейшего механического воздействия, белье рвется после первой стирки);

· персонал таким образом ворует наличные из кассы;

· персонал при работе с клиентом слишком настойчиво предлагал купить; покупатель согласился, а дома передумал;

· покупатель был введен в заблуждение продавцом относительно свойств товара;

· при продаже торговым персоналом не выявлены реальные потребности клиента;

· при продаже не отработаны все возражения и сомнения покупателя.

Все описанные случаи свидетельствуют о том, что вам необходимо будет провести внутреннее расследование и принять меры по снижению числа возвратов.

6. Показатель зарплатоемкости. Чтобы его посчитать, нужно сумму фонда оплаты труда в рублях (вся начисленная и выплаченная персоналу зарплата плюс налоги и платежи во внебюджетные фонды) поделить на сумму выручки в рублях за тот же отчетный период и умножить полученный результат на 100%.

Зарплатоемкость — очень важный показатель. Он позволяет вам реально оценивать рост издержек и общую эффективность розничного бизнеса. Для России нормальная зарплатоемкость в розничной торговле составляет не более 10%. Если ваш результат меньше — вы все организовали верно. Если же у вас показатель больше 10%, то нужно полностью проанализировать свои издержки, а именно:

· количество продавцов;

· количество административных сотрудников (директор, закупщик, уборщица, рекламист и т. д.);

· уровень оклада;

· уровень премии;

· оборот (текучесть) персонала: если у вас слишком часто меняются сотрудники, то бизнес находится под угрозой, нормальный показатель текучести — не более 10% в год;

· наценку на товар;

· политику предоставления скидок;

· затраты на закупку товара;

· затраты по кредитам и займам;

· затраты на аренду;

· другие издержки.

Зарплатоемкость косвенно является способом быстро оценить общую результативность магазина. Динамика этого показателя не должна отличаться от динамики выручки или прибыли. Если ваша выручка снижается, а зарплатоемкость растет, значит, вы неэффективно организовали бизнес-процессы и бизнес в целом под угрозой.

 


 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.217.174 (0.012 с.)