Программа экзамена по специальности 080301 «Коммерция (торговое дело)»



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа экзамена по специальности 080301 «Коммерция (торговое дело)»



Введение

Итоговая государственная аттестация является обязательной для выпускников и проводится с целью установления их уровня подготовки к выполнению профессиональных задач и соответствия подготовки требованиям ГОС ВПО. Итоговая государственная аттестация выпускников состоит из аттестационных испытаний следуюших видов: итоговый междисциплинарный экзамен и защита выпускной квалификационной работы (ВКР).

К итоговым аттестационным испытаниям по специальности 080301 «Коммерция (торговое дело)» допускаются студенты, завершившие в полном объеме освоение основной образовательной программы.

По основной образовательной программе создается государственная аттестационная комиссия (ГАК), ответственная за проведение государственной итоговой аттестации студентов-выпускников; принятие объективных решений о присвоении им по итогам государственной аттестации соответствующей степени и выдачи им документов о высшем профессиональном образовании.

 

Раздел 1. Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности 080301 «Коммерция (торговое дело)»

 

Итоговый междисциплинарный экзамен учитывает наряду с требованиями к содержанию отдельных дисциплин требования к выпускнику, преду­смотренные ГОС ВПО и включающие два взаимосвязанных состава основ­ных компетенций: общие (или универсальные) и профессиональные (или профессиональноориентированные).

1.1. Требования к итоговому междисциплинарному экзамену

Итоговый государственный междисциплинарный экзамен по специальности 080301 «Коммерция (торговое дело)» проводится согласно графику учебного процесса после преддипломной практики и имеет цель:

• проверить теоретические знания, практические навыки и умения, полученные за время обучения в вузе;

• установить степень подготовленности выпускника к профессиональной деятельности.

Итоговый междисциплинарный экзамен включает в себя вопросы по трем общепрофессиональном дисциплинам и четырем специальным дисциплинам.

Итоговый междисциплинарный экзамен принимается государственной экзаменационной комиссией (ГЭК), входящей в состав Государственной аттестационной комиссии. Государственная экзаменационная комиссия формируется из ведущих преподавателей кафедры «Экономика торговли», как правило, преподающих учебные дисциплины, включенные в состав итогового междисцип­линарного экзамена. В состав экзаменационной комиссии могут быть включены и специалисты предприятий, ведущие преподаватели и научные сотрудники других кафедр и вузов. Состав экзаменационной комиссии, включая ее пред­седателя и секретаря, утверждается приказом ректора Университета.

Ежегодно, за шесть месяцев до даты приема итогового междисциплинарного экзамена, на заседании кафедры обсуждается, корректируется и ут­верждается состав и содержание вопросов дисциплин, включенных в итого­вый междисциплинарный экзамен, а также предлагается состав ГЭК. Характер указанных коррек­тировок, а также регламент проведения итогового междис­циплинарного экзамена своевременно доводится до сведения студентов.

В период подготовки к экзамену студентам представляются необходимые консультации по каждой дисциплине, вошедшей в итоговый междисциплинарный экзамен.

К началу экзамена в аудитории должны быть подготовлены:

• приказ о составе государственной экзаменационной комиссии;

• сведения о студентах, сдающих экзамены;

• зачетные книжки студентов, сдающих итоговый междисциплинарный экзамен;

• комплект билетов для итогового междисциплинарного экзамена;
• протоколы заседаний ГАК (итоговый междисциплинарный экзамен).

Программа итогового междисциплинарного экзамена охватывает содержание общепрофессиональных дисциплин федерального компонента, специальных дисциплин.

Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080301 «Коммерция (торговое дело)» наряду с требованиями к содержанию отдельных дисциплин, учитывает также требования к дипломированному специалисту коммерции, предусмотренные государственным образовательным стандартом.

В программу включены разделы основных специальных дисциплин: «Таможенное дело» «Транспортное обеспечение коммерческой деятельности» «Товароведение и экспертиза товаров».

Экзаменационное испытание осуществляется по экзаменационному билету, включающему:

А) устный ответ на вопрос по общепрофессиональным дисциплинам;

Б) устный ответ на вопросы по специальным дисциплинам.

 

Программа экзамена по специальности 080301 «Коммерция (торговое дело)»

Дисциплина «Организация коммерческой деятельности (по отраслям и сферам применения)»

1. Сущность и содержание коммерческой деятельности.

2. Организация коммерческой деятельности на промышленном предприятии: специфика закупочной деятельности.

3. Специфика коммерческой деятельности на рынке услуг и средств производства.

4. Организационно-правовые формы коммерческих предприятий.

5. Информационное обеспечение управления коммерческой деятельностью предприятия. Автоматизация торговли.

6. Коммерческие риски: понятие, классификация, методы оценки и способы уменьшения.

7. Организация коммерческой деятельности на промышленном предприятии: специфика сбытовой деятельности.

8. Договоры в коммерческой деятельности: виды, порядок заключения и исполнения, ответственность за нарушение, изменение и расторжение.

9. Организация коммерческой деятельности на предприятии торговли.

10. Договор поставки: особенности, структура, порядок заключения и исполнения.

11. Коммерческая работа по оптовой продаже товаров. Методы оптовой продажи.

12. Формы торгово-посреднических структур на оптовом рынке товаров, организация и развитие их коммерческой деятельности.

13. Розничные торговые сети: классификация, показатели структуризации, стратегии выхода на региональные рынки.

14. Ассортиментная политика торгового предприятия.

15. Виды и средства рекламы в коммерческой деятельности.

16. Экономическая эффективность рекламной деятельности. Методы расчета экономической эффективности рекламы.

17. Аукционная торговля: сущность, виды и порядок проведения аукционов.

18. Виды биржевых сделок, их регистрация и оформление.

19. Выставки и ярмарки. Основные черты.

20. Формы расчетов между участниками коммерческой деятельности.

21. Лизинг: основные понятия, организационные формы, правовое регулирование. Сравнение аренды и лизинга.

22. Коммерческая концессия: основные понятия, организационные формы, правовое регулирование.

23. Факторинг: основные понятия, виды, правовое регулирование.

24. Комиссия: основные понятия, правовое регулирование.

25. Торговое обслуживание покупателей и основные элементы, определяющие его уровень. Мониторинг услуг предприятий розничной торговли на товарном рынке.

Дисциплина «Анализ коммерческой деятельности»

1. Финансирование коммерческой деятельности.

2. Анализ розничного товарооборота.

3. Основные направления анализа финансового состояния коммерческого предприятия.

4. Схема образования и распределения прибыли на промышленных и торговых предприятиях.

5. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятий торговли.

Дисциплина «Таможенное дело»

1. Таможенные режимы: выпуск для внутреннего потребления, экспорт, международный таможенный транзит.

2. Таможенные режимы: реэкспорт, реимпорт.

3. Виды таможенного контроля.

4. Таможенные платежи. Методы определения таможенной стоимости.

Дисциплина «Транспортное обеспечение коммерческой деятельности»

1. «Инкотермс-2010»: назначение, характеристика основных базисных условий поставки.

2. Основные факторы, определяющие выбор вида транспорта.

3. Смешанные и комбинированные перевозки.

4. Понятие грузов, их классификация.

Дисциплина «Товароведение и экспертиза товаров»

1. Основные понятия, общие принципы и правила классификации товаров.

2. Основные понятия, виды и показатели ассортимента товаров.

3. Номенклатура потребительских свойств и показателей качества товаров.

4. Контроль качества товаров в торговле в процессе приемки, на этапе подготовки к продаже.

5. Фальсификация товаров: понятие, виды, способы и средства (на примере отдельных групп и видов товаров).

6. Факторы, формирующие качество товара и конкурентоспособность товаров (на примере отдельных групп или видов товаров).

7. Цель, задачи, функции, виды и методы идентификации товаров.

Дисциплина «Организация, технология и проектирование торговых предприятий»

1. Оптовая и розничная торговля. Общие и отличительные черты.

2. Оптовая торговля и ее функции. Типы и виды оптовых предприятий.

3. Классификация розничных торговых предприятий по особенностям устройства. Виды и типы согласно требований ГОСТ Р.

4. Формы и методы розничной продажи потребительских товаров, их содержание и эффективность.

5. Понятие торгово-технологического процесса в магазине и его структура. Организация продажи товаров с использованием правил мерчендайзинга.

6. Товародвижение: понятие, цель, основные участники и факторы, определяющие рациональность процесса.

7. Товароснабжение в сфере торговле: понятие, задачи, рациональная организация.

8. Роль складов в процессе товародвижения: назначение, функции, классификация.

9. Складской технологический процесс и принципы его организации.

10. Принципы размещения предприятий розничной торговли. Методы определения оптимального места расположения предприятия.

Дисциплина «Коммерческая логистика»

1. Коммерческая логистика: понятия, сущность, функции, цели.

2. Задачи и функции закупочной логистики. Логистические операции процесса закупки.

3. Понятие и основные виды запасов. Определение оптимального объема заказываемой партии товаров.

4. Современные логистические концепции: JIT, КАNВАN и их производные. Сущность и специфика.

5. Понятие и функции распределительной логистики. Структура распределительных каналов. Посредники в логистике.

6. Концепция логистики.

7. История термина «логистика». Предпосылки возникновения.

8. Системы регулирования запасов.

9. Логистические потоки. Логистическая система.

10. Толкающие и тянущие системы управления материальными потоками в сферах производства и обращения.

11. Способы оптимизации материального потока: АВС-анализ, XYZ-анализ

Дисциплина «Маркетинг»

1. Бизнес-план: назначение, классификация, структура.

2. Внешняя и внутренняя среда маркетинга.

3. Сегментирование рынка и выбор целевых рынков.

4. Портфельные стратегии предприятия.

5. Разработка бюджета маркетинга.

6. Комплекс маркетинга: продукт, цена, продвижение и распределение.

7. Базовые стратегии роста предприятия.

8. Ценовая политика предприятия. Способы и методы ценообразования.

9. Стратегии достижения конкурентных преимуществ.

10. Покупательское поведение и факторы, влияющие на поведение покупателя.

11. Особенности маркетинга на рынке В2В.

12. Жизненный цикл товара. Процедура разработки нового товара.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Государственными образовательными стандартами по специальности «Коммерция (торговое дело)» (квалификация – специалист коммерции) предусмотрена государственная аттестация выпускников в виде защиты выпускной квалификационной работы.

Выполнение и защита выпускной квалификационной работы (ВКР) в высших учебных заведениях является обязательной составной частью процесса итоговой аттестации студентов, завершающейся выдачей выпускникам дипломов о высшем профессиональном образовании.

Выпускная квалификационная работа является самостоятельным исследованием студентов. Студент в процессе выполнения и защиты ВКР должен показать уровень готовности к реализации следующих видов деятельности и решению типовых задач:

а) коммерческо-организационная деятельность:

- выбор товаров и формирование товарного ассортимента;

- выбор покупателей и поставщиков;

- планирование и организация процесса закупки и продаж товаров;

- организация товародвижения;

- создание системы стимулирования сбыта;

- управление товарными запасами;

б) научно-исследовательская деятельность:

- исследование и анализ товарных рынков;

- исследование ассортимента и конкурентоспособности товаров;

- исследование и моделирование бизнес-технологий;

- анализ и оценка эффективности коммерческой деятельности;

- исследование информационно-методического обеспечения коммерческой деятельности с целью ее оптимизации;

в) проектно-аналитическая деятельность:

- проектирование информационного обеспечения коммерческой деятельности;

- прогнозирование конъюнктуры товарных рынков;

- прогнозирование и проектирование номенклатуры товаров;

- прогнозирование и разработка стратегии коммерческой деятельности предприятия на товарном рынке;

- проектирование процессов продвижения и реализации товаров на рынке;

- прогнозирование результатов коммерческой деятельности предприятия.

Для решения профессиональных задач бакалавр коммерции должен:

- владеть методами сбора, хранения, обработки и анализа информации, информационно-методического обеспечения, применяемыми в коммерческой деятельности;

- уметь анализировать и оценивать коммерческую деятельность, товарные рынки, продвижение товаров от производителей до потребителей;

- уметь прогнозировать результаты коммерческой деятельности, конъюнктуру товарных рынков, номенклатуру товаров;

- уметь разрабатывать стратегию коммерческой деятельности;

- владеть методами проектирования номенклатуры товаров, процессов их продвижения и реализации на рынке,

- уметь планировать коммерческую деятельность организации, предприятия, объемы закупки и продажи товаров, товарные запасы;

- уметь организовывать реализацию проектов и планов в области коммерции, закупку и оптовую продажу товаров, их продвижение и реализацию на рынке, формирование товарного ассортимента, выбор покупателей и поставщиков, коммерческие взаиморасчеты, управление товарными запасами и торговое обслуживание;

- уметь пользоваться системами моделей процессов коммерческой деятельности, выбирать (строить) модели бизнес-технологий.

В процессе выполнения выпускной квалификационной работы на заданную тему необходима обязательная конкретизация задач, которые должен уметь решать студент, применительно к избранной теме исследования.

Таким образом, ВКР бакалавра должна удовлетворять следующим требованиям:

– содержать изложение теоретических аспектов проблемы, поставленной в работе;

– использовать фактические данные предприятий и организаций различных организационно-правовых форм собственности, фактический материал в виде отчетных и плановых документов, таблиц, рисунков, диаграмм, схем и т.д.;

– содержать необходимые аналитические, прогнозные или плановые расчеты;

– использовать экономико-математические модели и компьютерные технологии;

– предлагать рекомендации по совершенствованию изучаемых процессов;

– строго соответствовать требованиям нормоконтроля по оформлению, изложенным в настоящих методических рекомендациях.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ

Выпускная квалификационная работа представляет собой законченную разработку актуальной коммерческой проблемы и должна обязательно включать в себя как теоретическую часть, где студент должен продемонстрировать знания основ коммерческой деятельности, так и практическую часть, в которой необходимо показать умение использовать для решения поставленных в работе задач методов изученных ранее научных дисциплин. В работе нужно также определить пути дальнейшего поиска, показать способность автора видеть перспективу исследования.

При выполнении выпускной квалификационной работы студент должен продемонстрировать навыки работы на персональном компьютере. Эти навыки могут быть подтверждены компьютерным сбором и обработкой статистической информации, выполнением графических построений, проведением математических расчетов, использованием программного обеспечения для решения конкретных поставленных задач, набором и печатью пояснительной записки к выпускной квалификационной работе.

Как правило, работа выполняется на основе практических материалов предприятий и организаций, где студент проходил практику, и в этом случае содержит рекомендации по совершенствованию реальных процессов.

В отдельных случаях работа может иметь теоретико-методологическую направленность. Тема такой работы по представлению руководителя утверждается на заседании кафедры.

Профессиональная готовность студента определяется умением отобрать необходимую информацию, обработать ее, сделать обоснованные обобщения, выводы, предвидеть последствия и аргументировать целесообразность реализации предлагаемых решений. При написании выпускной квалификационной работы роль руководителя сводится к консультированию по отдельным аспектам ее выполнения, вместе с тем руководитель решает вопрос о завершенности выпускной квалификационной работы.

Примерная тематика выпускных квалификационных работ

1. Организация и управление коммерческой деятельностью торгово-посреднических структур.

2. Организация и совершенствование коммерческой деятельности предприятий на региональном рынке.

3. Организация коммерческой деятельности производственного предприятия.

4. Организация и совершенствование коммерческой деятельности оптового торгового предприятия.

5. Совершенствование коммерческой деятельности торгового предприятия посредством создания торговых комплексов.

6. Анализ и управление коммерческой деятельностью торгового предприятия в условиях конкуренции.

7. Анализ и оценка эффективности коммерческой деятельности предприятия оптовой торговли.

8. Оценка эффективности коммерческой деятельности предприятия.

9. Анализ и оценка коммерческой деятельности торговых предприятий на товарных рынках (продовольственном, непродовольственном, конкретного товара).

10. Организация закупки и продажи товаров на предприятии розничной торговли с использованием правил мерчендайзинга.

11. Планирование и организация торгово-технологического процесса на предприятии розничной торговли и его результативность.

12. Совершенствование коммерческой деятельности на основе комплексного внедрения информационных технологий.

13. Организация коммерческой деятельности розничного торгового предприятия в условиях Интернет-среды.

14. Разработка сбытовой стратегии на примере предприятия-производителя.

15. Совершенствование системы управления сбытом готовой продукции.

16. Совершенствование сбытовой политики предприятия.

17. Реализация сбытовой стратегии фирмы на новой технологической основе на рынке электронной коммерции.

18. Оптимизация каналов распределения товаров и услуг на примере конкретной продукции.

19. Разработка ассортиментной политики предприятия на рынке продовольственных и (или) непродовольственных товаров.

20. Формирование ассортимента и управление товарными запасами на оптовых предприятиях.

21. Разработка стратегии вывода нового товара на рынок как перспективной ассортиментной позиции.

22. Совершенствование маркетинговой деятельности предприятия-произво-дителя.

23. Совершенствование маркетинговой деятельности торгового предприятия на конкретном рынке.

24. Совершенствование маркетинговой деятельности предприятия посредством оптимизации ассортиментной и ценовой политики.

25. Организация службы маркетинга коммерческого предприятия.

26. Совершенствование маркетинговой деятельности фирмы на основе внедрения Интернет-технологий.

27. Совершенствование политики продвижения фирмы на рынке строительных услуг и продуктов.

28. Организация продвижения товаров на примере розничной торговли.

29. Организация сбыта и продвижения товаров в сети магазинов.

30. Организация сбыта и продвижения товаров на промышленном предприятии.

31. Организация сбыта и продвижения продукции на оптовом предприятии.

32. Организация сбыта и продвижения товаров массового потребления посредством личных продаж.

33. Позиционирование товаров производственно-технического назначения.

34. Специфика позиционирования фирмы на рынке информационных услуг и продуктов (на примере конкретного предприятия).

35. Формирование и развитие конкурентных преимуществ торгового предприятия.

36. Оценка конкурентоспособности предприятия в сфере оказания строительных услуг на региональном рынке.

37. Определение конкурентных преимуществ фирмы на региональном рынке информационных услуг и продуктов (на примере рекламных услуг).

38. Анализ и прогноз развития товарного рынка как необходимое условие эффективной коммерческой деятельности торгового предприятия.

39. Исследование конъюнктуры потребительского рынка и ее влияние на коммерческую деятельность предприятия розничной торговли.

40. Совершенствование закупочной политики торговой фирмы как элемента коммерческой деятельности.

41. Оптимизация системы закупочной деятельности в оптовом торговом предприятии.

42. Закупка товаров и формирование коммерческих связей предприятиями розничной торговли на потребительском рынке.

43. Организация системы закупочной деятельности предприятия розничной торговли, обеспечивающей запросы и потребности потребительского рынка.

44. Разработка и применение логистических схем в сфере коммунальных услуг.

45. Оптимизация управления запасами в каналах распределения.

46. Управления запасами в коммерческой деятельности.

47. Управление товарными запасами на предприятии оптовой торговли.

48. Совершенствование коммерческой деятельности фирмы на основе внедрения логистической системы управления запасами.

49. Роль транспорта в коммерческой деятельности (на примере конкретной организации, предприятия).

50. Снижение издержек на транспортировку грузов как фактор улучшения коммерческой деятельности организации (предприятия).

51. Организация транспортного обеспечения коммерческой деятельности предприятия.

52. Организация управления технологическими процессами на предприятиях оптовой торговли.

53. Совершенствование технологии складских операций на основе логистики.

54. Оптимизация товарных потоков на складе.

55. Формы организации складского технологического процесса на оптовых предприятиях.

56. Техническая оснащенность предприятий розничной / оптовой торговли и эффективность использования новых видов оборудования.

57. Взаимосвязь торгово-технологического процесса с устройством и планировкой магазина.

58. Организация рациональной технологической планировки торговых залов магазинов.

59. Организация управления технологическими процессами в магазинах.

60. Основные направления совершенствования торгово-технологического процесса в магазине.

61. Организация и технология товароснабжения розничных торговых предприятий.

62. Организационно-технологические аспекты формирования торговых сетей и интегрированных торговых структур.

63. Формирование технической оснащенности розничных сетей и их влияние на эффективность коммерческой деятельности.

64. Изучение потребительских предпочтений как способ совершенствования коммерческой деятельности предприятия.

65. Организация торгового сервиса в сфере розничной торговли и его влияние на результаты коммерческой деятельности предприятия.

66. Коммерческая деятельность и сервисное обслуживание в торговле технически сложными изделиями.

67. Разработка сервисной политики предприятия как фактора повышения эффективности коммерческой деятельности в сфере автомобильных продаж.

68. Организация оптовой торговли на региональном рынке продовольственных товаров.

69. Развитие коммерческой деятельности муниципальных организаций на рынке услуг, оказываемых населению.

70. Совершенствование управленческого учета как фактор развития коммерческой деятельности фирмы.

71. Разработка комплексного обслуживания на предприятии общественного питания.

72. Организация коммерческой деятельности на региональном рынке страховых услуг.

73. Организация коммерческой деятельности в инфраструктуре регионального рынка информационных товаров и услуг.

74. Совершенствование системы управления персоналом с позиции повышения эффективности коммерческой деятельности предприятия.

75. Выставочно-ярмарочная торговля как форма организации коммерческой деятельности.

76. Информационная система обеспечения коммерческой деятельности торгового предприятия, ее роль и оценка эффективности.

77. Разработка Интернет-представительства с позиций совершенствования коммерческой деятельности оптового торгового предприятия.

78. Организация и развитие электронной торговли (на примере предприятия).

79. Внедрение автоматизированной системы управления коммерческой деятельности предприятия.

80. Разработка WEB-представительства фирмы как основа развития коммерческой деятельности.

81. ИТ-аутсорсинг на предприятиях розничной торговли.


Примеры планов (содержания) тем выпускных квалификационных
работ

Тема «Оптимизация товарных запасов оптового предприятия на примере ип…»

Введение

1 теоретические основы управления товарными запасами в оптовой торговле

1.1 Сущность, роль и функции оптовой торговли

1.2 Особенности коммерческой деятельности в сфере оптовой торговли

1.3 Анализ оптового товарооборота

1.4 Товарные запасы и их оптимизация

2 исследование системы управления товарными запасами на оптовом предприятии ип ….

2.1 Общая характеристика базового предприятия

2.2 Анализ товарооборота предприятия ИП …

2.3 Анализ товарных запасов предприятия ИП …в разрезе товарных групп

2.4 Разделение номенклатуры реализуемых товаров на группы с использованием АВС и XYZ-анализа

3 оценка системы управления товарными запасами на предприятии ип … и разработка предложений по ее совершенствованию

3.1 Анализ причин падения товарооборота за период 200_–200_гг.

3.2 Внедрение системы управления товарными запасами на основе логистики

3.3 Внедрение компьютерной программы расчета заказа с учетом различных факторов

Заключение

 

ОФОРМЛЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Рекомендуемый объем выпускной квалификационной работы – 95–100 страниц. Оформление должно соответствовать требованиям СТО ЮУрГУ 21–2008 «Стандарт организации. Система управления качеством образовательных процессов. Курсовая и выпускная квалификационная работа. Требования к содержанию и оформлению». Оформление библиографического списка производится согласно ГОСТ 7.1–2003 Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. Введен в действие 01.07.2004.

Текст выпускной квалификационной работы должен быть кратким, четким и не допускать различных толкований.

Выпускная квалификационная работа выполняется на стандартных листах формата А4. Рекомендуемые параметры при выполнении текстового документа средствами текстового редактора Microsoft Word:

– поля страницы: верхнее – 20 мм, нижнее – 26 мм (расстояние от края листа до номера страницы – 20 мм), левое – 25 мм, правое – 10 мм;

– тип шрифта – Times New Roman Cyr;

– размер шрифта – 14;

– абзац (отступ первой строки абзаца) – 0,7 см;

– режим – выравнивание по ширине;

– межстрочный интервал – 1,5.

Нумерацию страниц текстового документа выполняют только арабскими цифрами. Номер страницы в выпускной квалификационной работе проставляют в центре в нижней части листа без точки. Нумерация страниц должна быть сквозной для текста и приложений, начиная с титульного листа.

Вписывать в текстовые документы, изготовленные машинописным способом, отдельные слова, формулы, условные знаки (рукописным способом), а также выполнять иллюстрации следует черными чернилами, пастой или тушью того цвета, который выбран для написания основного текста документа.

Описки и графические неточности, обнаруженные в процессе вы­полнения документа, допускается исправлять закрашиванием белой краской типа «Штрих» или заклеивать полоской бумаги с дальнейшим нанесением на том же месте исправленного текста.

Первым листом текстового документа является титульный лист (приложение 1), вторым – задание на выпускную квалификационную работу (Приложение 2). Аннотацию помещают в пояснительной записке после задания (Приложение 3). Титульный лист и задание включают в общую нумерацию документа, но не нумеруют. Нумерация проставляется с третьего листа.

В документе на четвертом листе и, при необходимости, на последующих листах помещают оглавление, включающее номера и наименование глав и параграфов с указанием номеров листов (страниц).

Слово «ОГЛАВЛЕНИЕ» записывают в виде заголовка в центре листа прописными буквами. Пример оформления оглавления приведен в приложении 4.

Текст документа разделяют на разделы, подразделы. Каждый раздел (главу) документа следует начинать с нового листа (страницы). Каждый раздел и подраздел текста записывают с абзаца. Разделы, подразделы должны иметь заголовки.

Заголовки разделов и подразделов должны быть краткими, отражать содержание. Заголовки разделов, а также введение, заключение, библиографический список записываются с абзаца (красной строки) прописными буквами, выравнивание по левому краю. Заголовки подразделов записывают строчными буквами. Сокращение слов в заголовках запрещено.

Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовках не допускается. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Точку в конце заголовка не ставят.

Расстояние между заголовком раздела или подраздела и текстом должно быть не менее 15 мм. Расстояние между заголовками раздела и подраздела – 8 мм.

Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всего документа, обозначенные арабскими цифрами без точки, например «2» (второй раздел).

Подразделы должны иметь порядковые номера в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится, например «2.1». Разделам «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ» и «БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК» номера не присваиваются.

Внутри подразделов, пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления. Запись при этом производится с абзацного отступа. Для обозначения перечислений допускается использовать маркеры, дефис, строчные буквы русского алфавита (за исключением ё, з, о, г, ь, и, ы, ъ), после которых ставится круглая скобка; арабские цифры, после которых ставится круглая скобка.

Примеры оформления списков:

Ассортиментная политика торгового предприятия включает:

o формирование ассортимента;

o расширение ассортимента;

o упорядочение ассортимента.

Ассортиментная политика торгового предприятия включает:

- формирование ассортимента;

- расширение ассортимента;

- упорядочение ассортимента.

Ассортиментная политика торгового предприятия включает:

a) формирование ассортимента;

б) расширение ассортимента;

в) упорядочение ассортимента.

Ассортиментная политика торгового предприятия включает:

1) формирование ассортимента;

2) расширение ассортимента;

3) упорядочение ассортимента.

Сокращение слов в тексте и в поясняющих данных под иллюстрациями не допускается.

Текст выпускной квалификационной работы должен излагаться кратко, технически и стилистически грамотно, не допускается дословное воспроизведение текста литературных источников, не рекомендуется обширное описание общеизвестных материалов.

В тексте не допускается:

- применять обороты разговорной речи;

- применять для одного и того же понятия различные научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и терми­ны при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;

- применять произвольные словообразования;

- применять сокращения слов (кроме установленных правилами русской орфографией соответствующими государственными стандартами);

- сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в шапках и столбцах таблиц и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки.

Оформление рисунков. Все иллюстрации (схемы, чертежи, графики и пр.) именуются рисунками.

Количество рисунков, помещенных в тексте документа, определяется его содержанием и должно быть достаточным для того, чтобы придать излагаемому тексту ясность и конкретность.

Рисунки выполняют чернилами (пастой), которыми написан текст документа тушью того же цвета. Рисунки располагают в тексте документа после первой ссылки на них (возможно ближе к соответствующим частям текста).

Рисунки можно размещать как на отдельных листах (если рисунок достаточно велик), так и на страницах с написанным текстом в пространстве между строками, достаточном для помещения рисунка со всеми поясняющими данными и номером рисунка. Рисунки, размеры которых больше формата А4, учитывают как одну страницу и приводят в виде приложения.

Рисунки следует размещать так, чтобы их можно было рассматривать без поворота текстового документа, или с поворотом по часовой стрелке.

Все рисунки нумеруют в пределах всего документа арабскими цифрами сквозной нумерацией. Например – «Рисунок 1», «Рисунок 2» и т. д.

Допускается нумерация рисунков в пределах раздела. В этом случае номер рисунка состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой, например – «Рисунок 7.2» (второй рисунок седьмого раздела).

При ссылках на рисунки следует писать «...в соответствии с рисунком 2» при сквозной нумерации и «...в соответствии с рисунком 1.2» при нумерации в пределах раздела.

Если в документе приведен один рисунок, то он обозначается «Рисунок 1».

Рисунки должны иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок», его номер и наименование помещают ниже поясняющих данных и располагают следующим образом: Рисунок 1 – Организационная структура предприятия. Пример оформления рисунков приведен в приложении 5.

Оформление таблиц, формул. Таблицы нумеруют арабскими цифрами сквозной нумерацией, например «Таблица 1», «Таблица 2» и т. д. Если в документе одна таблица, она должна быть обозначена «Таблица 1».

Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой, например «Таблица 1.2» (вторая таблица первого раздела).

Надпись «Таблица» с указанием номера таблицы помещается в левом верхнем углу таблицы, после чего, через тире следует заголовок таблицы.

Переносы в заголовках таблиц не допускаются. Пример оформления таблицы приведен в приложении 6.

Разделять заголовки и подзаголовки шапки, столбцов и строк таблиц диагональными линиями не допускается.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.11.178 (0.045 с.)