Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выход на рынок технологий как результат инновационной деятельности

Поиск

Результаты инновационной деятельности на внутреннем и внешнем рынках могут быть представлены путем передачи на­учно-технических знаний и опыта для оказаний научно-техни­ческих услуг, новых технологий. Рассмотрим некоторые аспекты, связанные с выходом на лицензионный рынок.

Передача технологий может происходить как в пределах од­ной страны, так и на международном уровне.

Лицензионная торговля — основная форма международной торговли. Она охватывает сделки с ноу-хау, с патентами на изо­бретения. Кроме того, возможны лицензии на передачу прав использования патентов без соответствующего ноу-хау.

Один из факторов быстрого развития лицензионной торгов­ли — высокая доходность лицензионных операций. Это объяс­няется и тем, что они менее рискованны по сравнению с пря­мым инвестированием.

Организационные формы и практика продажи лицензий на внешнем рынке могут быть различны. Так, промышленные фир­мы для осуществления операций по продаже лицензий создают лицензионные (патентные) отделы, отделения заграничного лицен­зирования и дочерние компании по заграничному лицензированию. В крупных компаниях, выполняющих в большом объеме научно-исследовательские работы и патентующих свои изобретения, об­разуются лицензионные отделы (секторы), выполняющие сле­дующие функции:

• изучение торговли патентами и лицензиями;

• сбор и предоставление информации техническим службам, производственным отделениям и отделам, экономическим службам;


• выявление фирм, проявляющих интерес к покупке лицен­зий;

• обеспечение патентной охраны результатов научных ис­следований и технических достижений своей фирмы;

. проведение операций по купле-продаже патентов и лицен­зий.

Работники лицензионного отдела выезжают на предприятия лицензиата и изучают его возможности по организации выпуска лицензируемой продукции; определяют на месте потребности ли­цензиата в сырье, материалах, оборудовании, квалифицирован­ной рабочей силе; проверяют состояние предприятий, методы работы, качество выпускаемой продукции.

Лицензионные отделы могут быть встроенными и самостоя­тельными. Встроенные отделы (секторы) входят обычно в юри­дическую службу (отдел), техническую службу (отдел) или в об­щеэкономическую службу (отдел). Самостоятельный лицензион­ный отдел находится в ведении одного из членов высшего руко­водства фирмы (президента, генерального директора, помощни­ка президента). Самостоятельные отделы могут быть централи­зованными и децентрализованными.

Отделения заграничного лицензирования создаются, как пра­вило, в крупных фирмах или компаниях. В отличие от отделов отделения имеют хозяйственную самостоятельность. Политику в области лицензирования разрабатывает руководство фирмы (пре­зидент, вице-президент, правление директоров), а также руко­водство дочерних фирм и отделений по экспортным операциям.

Основная функция дочерних компаний по заграничному ли­цензированию состоит в осуществлении операций по продаже лицензий.

Специализированные фирмы, осуществляющие научно-исследо­вательскую деятельность как коммерческую, занимаются скуп­кой патентов и идей, их доработкой и разработкой и выступают на рынке с широким ассортиментом научно-технических зна­ний, имеющих разную степень готовности для непосредственно­го промышленного применения.

Посредниками в торговле патентами и лицензиями выступают лицензионные, или патентные, агенты (брокеры). Их услугами поль­зуются индивидуальные патентообладатели, мелкие и средние фирмы, а также крупные фирмы, не осуществляющие в боль­ших масштабах научно-исследовательские работы.

Отношения между продавцом (лицензиатором) или покупате­лем лицензий (лицензиатом), с одной стороны, и агентом — с

 


другой, регулируются на основе лицензионного агентского со­глашения.

В международной торговле широко распространены лицензи­онные соглашения, которые предусматривают комплексную пере­дачу одного или нескольких патентов и связанного с ними ноу-хау. Возможны беспатентные изобретения и ноу-хау.

Лицензионные соглашения, помимо передачи технических знаний, могут предусматривать оказание лицензиатором инжи­ниринговых услуг по организации лицензионного производства, поставки оборудования и т.п. Лицензионные соглашения отра­жают целый комплекс взаимоотношений, связанных с органи­зацией производства лицензируемой продукции или с использо­ванием лицензируемого процесса. Кроме научно-технических аспектов комплекс отражает финансовые отношения, производ­ственные отношения по реализации продукции и др.

Типовые лицензионные соглашения разрабатываются различ­ными организациями (комиссиями ООН, отраслевыми ассоциа­циями промышленных фирм и др.). Типичными являются со­глашения, предоставляющие лицензиату право на запатентован­ное изобретение или технологический процесс вместе с техни­ческими знаниями, опытом, ноу-хау, а также с правом исполь­зования товарного знака.

В качестве возмещения за использование предмета соглашения лицензиат уплачивает определенное вознаграждение. Различают:

• лицензионные вознаграждения, размер которых определя­ют на основе фактического экономического результата ис­пользования лицензии (это могут быть периодические процентные отношения, участие в прибылях);

• лицензионные вознаграждения, размер которых непосред­ственно не связан с фактическим использованием лицен­зий, а заранее устанавливается и указывается в договоре с учетом возможного экономического эффекта и ожидаемых прибылей лицензиата на основе использования лицензии (первоначальный платеж наличными; паушальный платеж; передача ценных бумаг лицензиата; передача встречной технической документации).

Периодические процентные отношения или текущие отно­шения (роялти) устанавливаются в виде определенных фиксиро­ванных ставок (в процентах) и выплачиваются лицензиатом че­рез определенные промежутки времени (ежегодно, ежекварталь­но, ежемесячно или к определенной дате).


Принципы расчета процентных отношений следующие:

• со стоимости производимой по лицензии продукции;

• с суммы продаж лицензируемой продукции;

• с единицы выпускаемых или реализуемых изделий в виде процента к цене или себестоимости;

• на специально обусловленной базе (например, с установ­ленной мощности запатентованного оборудования, с объема переработанного по запатентованному способу сырья и т.п.). Ставки текущих отчислений дифференцированы в зависимо­сти от вида лицензии, срока действия соглашения, объема произ­водства лицензируемой продукции, ее реализационных цен, экс­портных или внутренних продаж.

В лицензионное соглашение включается оговорка о мини­мальной сумме вознаграждения, которая в любом случае должна быть выплачена лицензиатом. Уровень ставок текущих отчислений в современной практике колеблется от 2 до 10%. Чаще встречаются ставки в 3—5%.

Твердо зафиксированная в соглашении сумма лицензионно­го вознаграждения называется паушальным платежом. Этот пла­теж устанавливается в следующих случаях:

• при передаче лицензии вместе с поставками оборудования (эта сделка носит единовременный характер, что требует единовременного определения ее стоимости);

• при продаже лицензии на базе секрета производства (как гарантия от убытков в случае его разглашения);

• когда в стране лицензиата имеются затруднения в отно­шении перевода прибылей и др.

Паушальный платеж может производиться в разовом поряд­ке и в рассрочку (например, 50% — после подписания соглаше­ния; 40% — после поставки оборудования и передачи техниче­ской документации; 10% — после пуска оборудования).

Первоначальный платеж наличными предусматривает оплату лицензиатом установленной в соглашении суммы в виде едино­временного взноса или по частям в течение установленного в соглашении срока или по выполнении определенных условий.

В настоящее время наметилась тенденция к сокращению сро­ка действия лицензионных соглашений, что связано с быстрым моральным старением машин и оборудования и государствен­ным регулированием лицензионных сделок во многих промышленно развитых странах, не допускающих длительных сроков их действия. Наиболее распространены соглашения со сроком дей­ствия 5—10 лет.


Результаты инновационной деятельности, являющиеся объек­том лицензионных сделок и нелицензионной продажи ноу-хау, — специфический товар мирового рынка.

Такой товар, как технология, нужно рассматривать с учетом:

• потребительной стоимости;

• труда по созданию;

• процесса потребления технологических знаний. Технологические знания являются нематериальным продуктом,

его полезность не определяется формой материального носителя (техническая документация, опыт и т.п.). Она заключается в со­здании условий для повышения эффективности производства, выпуска новых видов продукции и ускорения ее реализации.

Каждое новое техническое решение, относящееся к произ­водству, является уникальным и неповторимым, поэтому каж­дый отдельный технологический товар нельзя непосредственно связывать с другим товаром, хотя последний может относиться к той же отрасли производства. Сравнивать технологии можно только через полезный эффект от их использования.

Затраты труда на производство нематериального продукта отличаются от затрат труда на производство материальных носи­телей знаний. Прежде всего труд по созданию новой технологии как один из видов научного труда носит творческий характер. Затраты труда по созданию технологии отличаются от затрат тру­да по ее непосредственному внедрению в производство. Послед­ние включают работы по проектированию и строительству пред­приятий, обучение персонала, организацию и управление и др.

Специфика потребительной стоимости и труда по созданию технологии предопределяет особенности потребления этого то­вара. Технологические знания используются в производствен­ном процессе, однако характер их потребления обусловливает то, что труд по созданию технологических знаний не переносится на продукт предприятия, создаваемый с помощью этих знаний.

На использование технологии влияют:

• темпы устаревания технологии и замены ее новой, более совершенной;

• скорость распространения данных технологий, что обуслов­ливает исчезновение дополнительного дохода лицензиата.

Все изложенное выше влияет на формирование цен на ли­цензии, ноу-хау. Особенности формирования цен на лицензии (ноу-хау) состоят в следующем:


 

Одним из важных показателей качества научно-технических разработок является их экспортная конкурентоспособность, оп­ределяемая следующим образом:

• цена не определяется затратами труда на создание техно­логии;

• предельным значением цены лицензии и ноу-хау является сумма дополнительной прибыли, полученной лицензиатом за период потребления технологии;

• действительная цена лицензии (ноу-хау) составляет часть дополнительной прибыли, полученной всеми лицензиатами;

• цена лицензии (ноу-хау) является монопольной ценой;

• цена складывается из ежегодных отчислений от дохода лицензиата в течение периода действия соглашения, т.е. из роялти.

Информация о фактической прибыли лицензиата в связи с использованием данной лицензии или ноу-хау составляет ком­мерческую тайну. Наиболее распространен расчет роялти в процентах от стои­мости продаж лицензионной продукции:

Производственный риск связан с тем, что предприятие лицен­зиата не реализует тех показателей, которые планируются в со­ответствии с данной лицензией или «ноу-хау». Вероятность про­изводственного риска зависит от степени разработанности новой технологии.

Коммерческий риск при приобретении лицензии и ноу-хау воз­никает в силу того, что лицензиат не всегда может реализовать произведенную продукцию и, следовательно, не обязательно по­лучит расчетную сумму дополнительной прибыли.

Базой международной торговли лицензиями и ноу-хау явля­ется патентная деятельность стран — экспортеров технологии. Ведущая роль в патентовании изобретений принадлежит про-мышленно развитым странам. Первое место по числу заявок на патенты и выданных патентов занимает Япония, второе — США.

Промышленно развитые страны являются привлекательным рынком технологий.


Число и распределение патентных заявок, поданных в зару­бежных странах, свидетельствует о перспективных рынках для экспортеров технологий.

Наличие значительной разницы между числом зарубежных заявок национальных фирм и заявок, поданных внутри страны, свидетельствует об отставании уровня научно-технических реше­ний в данной стране. А это исключает зарубежное патентование части национальных изобретений.

Показателем конкурентоспособности научно-технических разработок является степень охвата НИОКР отраслей промыш­ленности.

Таким образом,

эффективность инновационной деятельности определяется так­же конкурентоспособностью технических разработок.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.136.95 (0.013 с.)