Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оценка инновационных рисков.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Риск есть затраты усилий и средств при неопределенном соотношении выигрыша и потерь, шанса на удачу и краха. Риск велик, если шансы малы. Риск различают по величине, т.е. по степени по степени вероятности достижения желаемого результата, по сферам принятия решений. Активный риск происходит от предпринимательства, от инициативы. Пассивный риск - от безделья, ибо неизменность и застой тоже опасны. При нововведениях мы имеем дело с рисками, происходящими от профессиональной активной деятельности. Инновационные риски можно разделить на две группы: имеющие поисковый характер и связанные с вероятностью верного выбора новой идеи, новшества; реализационные риски, возникающие неизбежно при переводе новшества в производственное нововведение. Любым инвестициям капитала свойственен риск из-за высокой неопределенности будущих условий инвестирования. Существует несколько основных рисков по объекту инновации. Рыночный риск определен вероятностью потери капитала в связи с движением спроса и предложения на продукцию инновации и цен на факторы производства. Бизнес (производственный) - риск выражается в ошибках при эффективности оценки новшества, длительности инвестиционного периода, производственного и хозяйственного циклов, выборе системы организации и управления, подборе и подготовке персонала. Финансовый риск связан со снижением стоимости денег и обесцениванием активов в период инвестирования и коммерческой реализации новшеств. Степень риска - управляемая величина. Степень управляемости сильно зависит от общей политической и социально-политической ситуации в стране. Риск политической нестабильности особенно тяжел, так как не подлежит страхованию. Повышенные риски сопровождают кризисные ситуации в экономике. Антипод риска - гарантии. Последние бывают двух видов: гарантии достижения ожидаемого результата и гарантии компенсации потерь. Первые могут быть обеспечены как повышением усилий и средств, так и мерами против возникновения отклонений в движении к ожидаемому результату. Гарантии компенсации способны полностью или частично вернуть денежные и материальные потери от неудач. Указанные гарантии трудно реализовать в условиях кризисной экономики, когда фискальная нагрузка на производство исключительно велика и трудно прогнозируема (налоговый риск). Кроме того, чтобы успешно справляться с рисковым инновационным бизнесом, надо иметь надежную социальную инфраструктуру: обязательность в деловых отношениях (деловой риск), тщательность в работе, способность к быстрым точным решениям и смене сферы занятий (психологический риск). Основными характеристиками инновационного проекта являются элементы денежного потока и ставка процента. Учет риска связан с целенаправленными изменениями одного из этих параметров. Принятие инновационных решений основано не только на денежных измерениях, но и на использовании ряда критериев. В частности используется имитационная модель риска в экспертной оценке пессимистического, реального и оптимистического вариантов реализации инновационного проекта. По каждому варианту рассчитываются: показатель NPV; размах вариации RNpV=NPV0- NPVн(где н - наибольшее измерение NPV); среднеквадратическое отклонение σ NPV =∑(NPVi-NPV)2Pi (где NPVi - приведенная стоимость по каждому 1 варианту),
NPV=∑NPViPi - среднее значение NPV, взвешенное по экспертно I присвоенным 1 вероятностям Pi. Из сравниваемых вариантов более рискованным считается тот, у которого больше вариационный размах RNPV или среднее квадратическое отклонение σ NPV. Модель изменения денежного потока заключается в экспертной оценке возможных изменений величины ежегодного денежного потока, что приводит к расчету нового значения NPV. Выбирается тот вариант (альтернативные проект), у которого после корректировки значение NPV больше. Инфляционные риски являются наиболее важными, особенно при долгосрочных инвестициях в производство, поскольку трудно защитить от инфляции временно свободные заемные и временно накапливаемые инвестиционные средства, а также учесть неопределенность инфляционно растущей в разные периоды проекта выгоды, упускаемой в данном проекте по сравнению с альтернативным вложением средств. Инфляционный риск можно снизить более точным прогнозом спроса и предложения на рынке (прогноз доходов) и детальным расчетом потребности в финансовых средствах, строго уравновешенных займами и доходом в каждый период времени. Риск, связанный с упущенной выгодой, зависит не столько от общего уровня инфляции, сколько от неопределенности ее изменения в каждый отдельный период инновации. Важным условием преодоления сомнений предпринимателя (инвестора) в целесообразности производственных инноваций является перераспределение рисков между предпринимателем, продавцом новшества, кредитором и страховщиком. В основе такого перераспределения рисков лежит адекватное распределение между ними результата инновации в долгосрочном периоде. 3.3. Моделирование инновационных процессов Что такое инновационный процесс? На самом деле - это весьма интересный и не уж простой вопрос, каким он кажется на первый взгляд. Информация, которую я использую, далеко не нова, большая ее часть приходится на конец 1980-х, начало 1990 годов, собиралась она пусть и целенаправленно, но из случайных, хотя и любопытных, зарубежных источников. На научную полноту и истину в последней инстанции не кому-нибудь - да сослужит пользу, претендует, но, полагаю, может послужить отправной точкой для дискуссии, Итак, на вопрос о том, что такое инновационный процесс ответ кажется ясным. Это процесс последовательного превращения идеи в товар через этапы фундаментальных, прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, наконец, сбыта. Можно также сказать, что инновационный процесс - это процесс коммерциализации технологий1. Можно сказать и по-другому, но суть остается одна - инновационный процесс здесь - это линейная последовательность определенных действий. Именно такая последовательность кочует из одной российской публикации в другую, именно так и представляют себе инновационный процесс многие наши ученые и организаторы науки. Может, есть и другой подход. Сноска (1) - статья Роя Росвелла в журнале Technovation, в библиотеке ИНИОНа. "Изменение характера инновационного процесса". Линейный подход к определению инновационного процесса Росвелл относит к 1950-ым - середине 1960-х годов, к первому поколению инновационного процесса. Вот как определяет это поколение: "I поколение: 1955 - середина 1960-х годов. Модель, которая подталкивается технологиями (technology push-model). Простой линейно-последовательный процесс с упором на роль НИОКР и отношением к рынку лишь как к потребителю результатов технологической активности производства". Первое поколение инновационного процесса можно иллюстрировать следующей схемой: Фундаментальные Прикладные Опытный исследования исследования образец
Маркетинг Промышленный Производство образец
Сбыт
Схема: первое поколение инновационного процесса Или вот такой схемой: Фундаментальные исследования Использование основных (базовых) научных принципов. Прикладные исследования Применение базовых принципов в тех или иных специальных приложениях. Разработки Разработка принципов использования результатов прикладных исследований в продукте или процессе. Реализация Использование продукта\процесса для выполнения определенной задачи или серийного производства продукции.
Схема: первое поколение инновационного процесса
Чаще всего в отечественных публикациях приходится встречать именно такие и им подобные схемы. То есть схемы примерно полувековой, а скоро - тысячелетней, давности. Второе поколение инновационного процесса, по Росвеллу, относится к концу 1960-х началу 1970-х годов. "II поколение: конец 1960-х начало 1970-х годов. Та же линейно-последовательная модель, но с упором на важность рынка, на потребности которого реагируют НИОКР (need pull model)" Итак, инновационный процесс второго поколения подталкивается необходимостью - матерью всех изобретений. Иллюстрируем его на следующей схеме:
Открытие Идеи или изобретение Возможность Разработка Использование Новая среда продукции
Потребности Идеи и спрос Схема: второе поколение инновационного процесса Вот какое пояснение к данной схеме дает Алан ВебЗ: "Радар был изобретен на основе того факта, что присутствие самолета изменяет радиосигнал. Его изобретение было вызвано необходимостью засекать присутствие самолетов противника в воздухе. Для изобретения использовалась технология генерирования радиоволн. Был разработан новый продукт - радар, использование которого изменило мир техники и, в свою очередь, породило необходимость защиты от радара. Таким образом, была открыта технология "стеле", которая была использована для создания "самолетов-невидимок". От себя добавим, что эта технология также изменила среду, и появились новые радары, которые успешно распознают "невидимок". "III поколение: начало 1970-х середина 1980-х годов. Сопряженная модель (coupling model). В значительной степени комбинация I и II поколений с акцентом на связи технологических способностей и возможностей с потребностями рынка". Полагаю, что третье поколение инновационного процесса можно проиллюстрировать следующей схемой:
Новая потребность Потребности общества и рынка
Концепция идеи Разработка Производство Маркетинг и Рынок продажа
Возможности Уровень развития технологии и производства новой технологии
Схема: Третье поколение инновационного процесса. Интерактивная модель инновационного процесса (по Gardner and Rothwell, 1985)
Ну вот, мы добрались и до японских новаторов. Ибо, по Росвеллу: "IV поколение: середина 1980-х годов - настоящее время - это японская модель передового опыта. Отличается тем, что акцентируется внимание на параллельную деятельность интегрированных групп и внешние горизонтальные и вертикальные связи". На мой взгляд, главное здесь - параллельная деятельность. Одновременная работа над идеей нескольких групп специалистов, действующих в нескольких направлениях. Это убыстряет решение задачи, ибо скорость реализации технической идеи и превращения ее в готовую продукцию в современном мире - это все! Вот как эту модель применяют в Техасе для подготовки инженеров. Это касается инновационного подхода к высшему техническому образованию, к подготовке кадров. Как вы думаете, если спросить любого ректора любого российского технического вуза (университетами их теперь называют), кого он выпускает, то каков будет ответ? Правильно, любой ректор скажет, что выпускает инженеров. Но, придя на работу, что многие из них слышат? Правильно, забудь все, чему тебя учили в вузе, и давай-ка, принимайся за работу. Не слишком преувеличу, если скажу, что молодой специалист - это птенец, который только что вылупился из гнезда и которому еще многому нужно учиться на практике. Таким образом, подготовка просто инженера не очень-то эффективна. Думаю, что это многие понимали и понимают. Итак, в Техасском университете в Остине должность декана, профессора, создателя частного института Инноваций, творчества и капитала и т.д. и т.п. занимает почти что миллиардер, основатель фирмы Teledyne, ученый и крупный организатор американской науки русского происхождения Джордж Козмецкий. Он также пришел к выводу о неэффективности существующей системы подготовки инженерных кадров и разработал свою систему. Двумя словами, он решил выпускать не отдельных инженеров, а команды специалистов, полностью укомплектованные и готовые как к созданию собственной фирмы, так и к работе в крупных корпорациях. Суть практической подготовки заключается в следующем (пример на основе реального материала): Для практических занятий формируется группа, например, из инженеров-механиков, технологов, программистов, экономистов и т.д. Группе демонстрируется японский промышленный робот и ставится задача в сжатые сроки создать и продать нечто подобное. Пока механики работают над конструкцией, экономисты ведут маркетинг, узнают, кому из местных предпринимателей робот нужен и по какой цене. Если конструкция не ладится, группа увозится километров за сто и живет в кемпинге полностью за свой счет. Материальный фактор, как правило, подстегивает творческое воображение, и конструкция создается быстрее. В металле, разумеется, на производственной базе университета, робот создается через 10-12 недель. Покупатели (реальные) на него есть. Вот так они там, в Техасе и готовят кадры. Наконец, пятое поколение инновационного процесса. "V поколение: настоящее время - будущее. Модель стратегических сетей (strategic networking model). Стратегическая интеграция и установление связей. Отличается тем, что к параллельному процессу добавляются новые функции. Это процесс ведения НИОКР с использованием систем вычислительной техники й информатики, с помощью которых устанавливаются стратегические связи. Новаторы обмениваются электронными данными с поставщиками, партнерами и даже потребителями". Во-первых, маркетингом дело не заканчивается, а начинается. Маркетинг продолжается на всем пути от фундаментальных исследований до послепродажного обслуживания готовой продукции. Вспомните, совсем недавно по нашим телеканалам шла реклама не то фирмы LG, не то Samsung. На всю страну объявлялось, что какая-то (думаю, что обе) из фирм привлекают к разработке новой продукции идеи Нобелевских лауреатов. Еще вспомните, что знаменитую таблетку "Виагра" изобрели как попутный продукт фундаментальных исследований и в кратчайшие сроки, едва успев получить Нобелевскую премию, запустили на рынок. На здоровье! Как ускорить процесс изобретения понятно. Для этого в нашей стране разработана прекрасная теория, технология, алгоритм, называемый ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Изобретатели, которые в данный момент бьются над решением сложной задачи, могут посетить сайт в Новосибирске и решить технические проблемы в режиме on-line. Хороший пример стратегической сети. А вот как помочь новаторам превратить свои идеи в товар, да еще конкурентоспособный на мировом рынке, да еще такой, который в любой стране мира "оторвут с руками"?
4. Экспертиза инновационных проектов 4.1. Задачи и основные приёмы экспертизы Задачей экспертизы является оценка научного и технического уровня проекта, возможностей его выполнения и эффективности. На основании экспертизы принимаются решения о целесообразности и объеме финансирования. Процедуры оценки проектов, юридического оформления соглашений и контрактов, а также формы и методы контроля за их исполнением действуют во всех странах с развитой рыночной экономикой. Большое внимание уделяется срокам проведения экспертиз, согласований, продолжительности периода от подачи заявок и предложений до открытия финансирования или предоставления льгот и субсидий. Совершенствуются методы контроля за ходом реализации проектов, использованием средств по целевому назначению, увеличивается число обязательных условий, которым должен соответствовать проект. Существуют три основных метода экспертизы инновационных проектов, финансируемых из бюджета: · описательный; · сравнение положений «до» и «после"»; · сопоставительная экспертиза. Описательный метод получил широкое распространение во многих странах. Его суть состоит в том, что рассматривается потенциальное воздействие результатов осуществляемых проектов на ситуацию на определенном рынке товаров и услуг. Он позволяет учитывать, например, взаимодействие сферы НИОКР с патентным правом, налоговым законодательством, образованием, подготовкой и переподготовкой кадров. Описательный метод позволяет обобщить получаемые результаты, прогнозировать и учитывать побочные процессы. Основным недостатком метода является то, что он не позволяет корректно сопоставить два и более альтернативных варианта. Метод сравнения положений «до» и «после» позволяет принимать во внимание не только количественные, но и качественные показатели различных проектов. Однако этому методу присуща высокая вероятность субъективной интерпретации информации и прогнозов. Сопоставительная экспертиза состоит в сравнении положения предприятий и организаций, получающих государственное финансирование с теми, кто его не получает. В этом методе обращается внимание на сравнимость потенциальных результатов осуществляемого проекта, что удовлетворяет требованиям проверки экономической обоснованности конкретных решений по финансированию краткосрочных и быстроокупаемых проектов. Метод сопоставительной экспертизы применяется в США и других странах с развитой рыночной экономикой. Вместе с тем, этот метод также имеет недостатки, в частности, он не применим при выработке долгосрочных приоритетов государственной политики. Плюсы и минусы различных методов экспертизы инновационных проектов обусловливают их комбинированное применение. Специальной комиссией ОЭСР рекомендовано руководствоваться следующими принципами проведения экспертиз: 1. Наличие независимой группы исследователей, выступающих арбитрами в спорных ситуациях по результатам экспертизы, по подбору специалистов ее проводящих и методам контроля. 2. При расчете добавленной стоимости деятельность в области исследований и нововведений рассматривается как производственная. 3. Осуществлять предварительное прогнозирование и планирование расходов на среднесрочную перспективу, чтобы иметь возможность определить предполагаемую эффективность и время для контроля. 4. Увязывать методы контроля с перспективами развития системы руководства научно-технической политикой на государственном уровне. В ряде стран, например, во Франции, экспертная оценка проектов и контроль за их исполнением проводятся теми организациями, которые осуществляют их финансирование. Обязательными параметрами являются: сроки завершения отдельных этапов работ и всего проекта и степень риска, связанного с осуществлением проекта. В связи с этим во Франции сроки проведения крупномасштабных прикладных исследований колеблются от 8 до 15 лет. При экспертизе проектов должно быть учтено потенциальное воздействие результатов исследований или разработок на социальную, экономическую и экологическую среду. К каждой экспертной группе может быть подключен высококвалифицированный представитель заказчика экспертизы. Эксперты имеют право требовать любую информацию, касающуюся разрабатываемого проекта. В странах с развитой рыночной экономикой работа экспертов не ограничивается только оценкой проектов, но может предусматривать и контроль за ходом работ. При этом методы контроля должны соответствовать уровню проводимых экспертиз. Экспертиза содержит не только количественную, но и качественную оценку проектов. При принятии решений учитываются оценки, высказанные каждым членом экспертной группы. В России выделение ассигнований для финансирования капитальных вложений, затрат на научные исследования и разработки и прочих текущих затрат по федеральным научно-техническим программам, утвержденным Правительством Российской Федерации осуществляется целевым назначением государственному заказчику через Федеральный бюджет на очередной финансовый год. Реализация федеральных научно-технических программ осуществляется на основе Государственных контрактов, которые заключаются государственными заказчиками с исполнителями программ, отбираемых на конкурсной основе. Экспертизу проектов в области гуманитарных и общественных наук проводят Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ) и Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ). В РГНФ экспертная оценка формализуется в виде ответов на вопросы экспертной анкеты и предусматривает следующие варианты итогового заключения эксперта: 5 - проект заслуживает безусловной поддержки; 4 - проект заслуживает поддержки; 3 - проект может быть поддержан; 2 - проект не заслуживает поддержки; 1 - проект не заслуживает рассмотрения экспертным советом. В экспертной анкете учитывается наличие или отсутствие обстоятельств, затрудняющих объективную экспертизу. Это может быть связано с "конфликтом интересов". Ситуация "конфликта интересов" может быть связана с тем, что: не совпадают научные интересы эксперта и содержания проекта; эксперт состоял или состоит в партнерских, финансовых, родственных отношениях с руководителем или исполнителями проекта; в отношениях научного руководства с руководителем (или с одним из основных исполнителей проекта). Экспертная оценка дается на основе анализа научного содержания проекта и научного потенциала автора (или авторского коллектива). При анализе изложения замысла проекта учитывается: 1. Четкость изложения замысла проекта (четкая, нечеткая); 2. Четкость определения цели и методов исследования (четко, нечетко); 3. Качественные характеристики проекта (проект имеет: фундаментальный характер; междисциплинарный или системный характер; прикладной характер); 4. Научный задел (имеются: существенный научный и методологический задел в решении сформулированной в проекте проблемы; публикации по заданной теме; научно-методическая проработка решения проблемы отсутствует). 5. Новизна постановки проблемы (автором впервые сформулирована и научно обоснована проблема исследования; автором предложены оригинальные подходы к решению проблемы; сформулированная в проекте проблема исследования известна науке и автором не предложены оригинальные подходы к решению проблемы). Научный потенциал авторского коллектива оценивается с учетом анализа научного содержания проекта (автор (участники) в состоянии выполнить заявленную работу); эксперт сомневается в возможности выполнить заявленную работу. Таким образом, эксперт должен дать не только описание проекта, но и оценить его актуальность для данной отрасли знаний; относится ли проект к приоритетным направлениям исследований; новизну поставленной проблемы; перспективы развития проекта; качественный состав участников и обосновать по вышеприведенной системе оценку проекта. Для экспериментально-лабораторных исследований предусматриваются ответы на следующие вопросы: подготовлены ли программы исследований; подготовлены ил анкеты для опроса; проведено ли пилотажное исследование. РФФИ проводит экспертизу на основе сравнительного анализа нескольких проектов. Экспертиза предусматривает три уровня. Первый уровень - предварительное рассмотрение проекта и решение следующих задач: · отбор проектов для участия во втором уровне экспертизы; · составление мотивированных заключений по отклоненным проектам; · определение экспертов по каждому проекту, прошедшему на индивидуальный уровень экспертизы. Формализация результатов экспертизы осуществляется на рейтинговой основе. Рейтинг индивидуального проекта устанавливается на втором уровне экспертизы. На третьем уровне дается заключение по проекту (могут быть внесены коррективы в общий рейтинг проекта, принимаются решения о финансировании). Индивидуальный рейтинг проекта рассчитывается по формуле: R = г1 + г2 + гЗ где R- общий рейтинг проекта; rl - учитывает научную ценность проекта; г2 - учитывает реальность выполнения проекта в срок; гЗ - корректирует суммарную оценку rl и г2. R может принимать значения от 2 до 13. rl оценивает вероятность того, что выполнение проекта может привести к новым принципиальным результатам; обеспечить существенное продвижение в рамках данного направления; оказать влияние на прогресс в данной или смежной научной области. г2 учитывает научный уровень руководителя и потенциал возглавляемого им коллектива; научный задел и публикации по теме; информационное, лабораторное и материальное обеспечение проекта; корректность распределения задачи по этапам, результатам и срокам работы. Например, в rl оценка "2" может означать "достаточную полезность проекта", оценка "5" - заявка на выдающийся результат. Эксперт оформляет анкету, в которой обосновываются соответствующие оценки. Конкурсы экономических исследований в России проводятся Консорциумом Экономических исследований и образования, созданным в 1995 году Фондом Евразия, Фондом Форда, Институтом "Открытое общество" Фонда Сороса, Благотворительными трастами ПЬЮ и Всемирным банком. Целью Консорциума является объединение усилий организаций-учредителей по развитию исследовательского потенциала в сфере экономики путем создания инфраструктуры для проведения научно-исследовательской работы, а также содействие реформе экономического образования на территории СНГ. Фонд Евразия - американская некоммерческая организация, предоставляющая гранты на поддержку проектов в области экономической и демократической реформы в СНГ. Фонд Форда - частная благотворительная организация, основанная Генри Фордом и его сыном Эдселом, которая содействует процессам демократизации и экономических преобразований в Восточной Европе. Всемирный Банк - международная организация, предоставляющая займы, фанты и кредиты на поддержку экономических реформ и процесса стабилизации по всему миру. Институт "Открытое общество" Фонда Сороса работает на правах благотворительного фонда, поддерживает много проектов в различных областях и сам является инициатором проектов. Благотворительные трасты Пью - американская благотворительная организация. Трасты предоставляют финансовую поддержку в форме грантов. В 1995-1996 годах программами Консорциума управлял Фонд Евразия. Российская программа экономических исследований ориентирована на поддержку исследований, направленных на решение проблем российской экономики переходного периода. Финансирование проектов осуществляется в форме индивидуальных грантов российским экономистам. Основными целями являются: · поддержка и распространение новых научных методов и идей; · поощрение прикладных исследований, связанных с решением проблем экономики переходного периода; · развитие исследовательского потенциала путем создания условий для научной работы молодых специалистов; · содействие укреплению связей внутри научного экономического сообщества на территории России; · создание условий для включения российских исследователей в мировое экономическое сообщество. Первым этапом экспертизы является предварительное рассмотрение заявок, которое проводилось в 1996 году Директором и Главным научным консультантом Консорциума. Второй этап экспертизы проводится Международным Экспертным комитетом Программы (МЭК) Участники, прошедшие первый и второй этапы отбора (группа финалистов), представляют проекты своих исследований на научном семинаре Программы. Гранты присуждаются Фондом Евразия по итогам всех трех этапов на основании рекомендаций МЭК. Рассмотренные приемы экспертизы основаны на балльной оценке. Таким образом, задачей экспертизы является оценка проекта: возможен и эффективен ли он. Экспертиза может проводиться тремя методами: описательным, сравнения положений «до» и «после», сопоставительным. При экспертизе проектов нужно иметь ввиду, как разработка отразится на социальной, экономической и экологической сфере. Экспертиза должна быть объективной без «конфликтов интересов». Экспертная оценка даётся на основе анализа проекта. И потом принимается решение о внедрении проекта. 4.2. Методы отбора инновационных проектов. За выбор качественного инновационного проекта ответственна экспертиза. Основное внимание следует обратить на то, что инновационные проекты, представленные инвесторам, должны быть сопоставимы и подвергаться анализу с помощью единой системы показателей. Это значит, что информационная база, точность и методы определения стоимостных и натуральных показателей рассматриваются по вариантам. Обеспечение многовариантности мероприятий является одним из важнейших принципов менеджмента. Без анализа' зарубежного опыта, непосредственных конкурентов нечего тратить впустую инвестиции. Следует напомнить соотношение 1:10:100:1000, где один доллар - «экономия» на принятии упрощенного решения на стадии его формирования, а 10, 100, 1000 - потери на последующих стадиях жизненного цикла решения. В условиях рыночной экономики вариант инновационного проекта выбирается с учетом интересов инвесторов и непосредственных исполнителей. Сопоставимость представленных проектов определяется: • по объему работ, производимых с применением новых методов (технологий, оборудования и т.п.); • качественным параметрам инноваций; • фактору времени; • уровню цен, тарифов. • условиям оплаты труда. Стоимостные показатели по вариантам определяются с учетом инфляционного фактора. Варианты инновационных проектов должны иметь одинаковую маркетинговую проработку, одинаковый подход к оценке риска инновационных вложений и неопределенности исходной информации. Сопоставимость вариантов расчет по исходной информации обеспечивается путем приведения к одному объему производимой продукции, как правило, по новому варианту; к одним срокам, уровню качества. При сравнении вариантов необходимо соблюдение принципов системного подхода. Здесь требуется учесть важнейшее свойство систем - эмерджентности, которое обуславливает неравенство совокупного эффекта от комплекса мероприятий и величины эффектов от раздельного их проведения. При сравнении инновационных вариантов применяется принцип комплексного подхода, требующий учета всей совокупности мероприятий, которые необходимо осуществить при реализации данного варианта решения. Наиболее важным моментом - является то, что одинаковые по величине затраты, осуществляемые в разное время, экономически неравнозначны. Значительная продолжительность жизненного цикла инноваций приводит к экономической неравноценности осуществляемых в разное время затрат и получаемых результатов. Это противоречие устраняется с помощью так называемого метода приведенной стоимости или иначе дисконтирования, то есть приведением затрат и результатов к одному моменту времени. В качестве такого момента времени можно принять, например, год начала реализации инноваций. Дисконтирование основано на том, что любая сумма, которая будет получена в будущем, в настоящее время обладает меньшей ценностью. С помощью дисконтирования в финансовых вычислениях учитывается фактор времени. Идея дисконтирования состоит в том, что для фирмы предпочтительнее получить деньги сегодня, а не завтра, поскольку, будучи инвестированы в инновации, они завтра уже принесут определенный дополнительный доход. Кроме того, откладывать получение денег на будущее рискованно: при неблагоприятных обстоятельствах они принесут меньший доход, чем ожидалось, а то и совсем не поступят. Рассмотрим условный пример. Если сегодня вы инвестируете в инновации 1 млрд. рублей, рассчитывая получить 10% дохода, то через год стоимость ваших инвестиций составит 1,1 млрд. рублей -
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 545; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.188.174 (0.013 с.) |