Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 18. Инновационный потенциал и возможности развитияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В этой завершающей раздел о человеке-инноваторе главе предстоит не только немного пофилософствовать, немного порассуждать по поводу научных понятий, но и чуть-чуть посожалеть о недовостребованном пока человеческом потенциале, об ускоряющемся, но все равно еще медленном продвижении коллективного разума к созиданию более совершенного будущего. Эти «немного» и «чуть-чуть», разумеется, относительны. Просто всегда хочется больше, чем имеешь, особенно если еще и видишь, что возможности наши действительно превышают достигнутое. И человек вправе воскликнуть: «Почему!» И человек совершенно оправданно может спросить: «Почему?». Очень хорошо, на мой взгляд, подступы к такой наступательной позиции обозначил американец Г. Эмерсон в своей знаменитой книге «Двенадцать принципов производительности», с перерывом в шестнадцать лет вышедшей и у нас в стране (второе издание – 1992 год). Понятие производительности или эффективности – то основное, что внес этот специалист в науку. Он трактовал эффективность как максимально выгодное соотношение между совокупными затратами и экономическими результатами. Выдвинутый им термин стал главным для рационализаторской (иными словами: инновационной) работы. Меня, однако, привлекает в давнем и в то же время неустаревшем исследовании яркая, образная параллель между инновационными возможностями человека и эффективной самодостаточностью окружающей его живой природы. Нельзя не видеть определенных тенденций, к которым людям стоит не только пристальнее приглядываться, но следовать в их фарватере, сознавая, что корни во всем едины, ресурсы схожи и сопоставимы. Ведь посмотрите, как рассуждает Г.Эмерсон /1/. Есть особая порода пауков, летающих на своей нити. В переводе с английского эта порода называется «воздушный шар». С каким презрением отнесся бы такой паук к нашим воздушным шарам, если бы только был способен заинтересоваться ими. В тихий солнечный день паук выпускает нить. Солнце нагревает ее, и она отвесно поднимается на воздух. Неизвестно, разыскивает ли паук, подобно парящим птицам, поднимающуюся воздушную струю, чтобы на этом месте выпустить свою нить, или же сама эта нить создает такую воздушную струю движением прилегающих нагретых молекул, но во всяком случае нить все поднимается и поднимается, пока паук не почувствует, что она может поднять и его. Тогда он открепляется от земли, взлетает вверх, и воздушные течения относят его в несколько часов за много миль, причем довольно тяжелое тело паука все время придерживается в воздухе тончайшей нитью, весящей в сто раз меньше. Здесь приспособление, нормализация (этим термином автор «Принципов» фактически заменяет адаптацию) окружающих условий достигает почти невероятной точности и тонкости. Учитывается все: и солнечный свет, и легчайший ветерок, и длина нити, и толщина ее. Но другие насекомые разрешают еще более удивительные задачи, чем летающий паук. По земле человек бегает медленнее водяного жука, в воде он плавает хуже его, по воздуху тоже летает хуже. Он не может взбираться по веревке так быстро и легко, как взбирается по своей нити паук, не может и построить такой мост, который можно было бы сравнить с паутиной, не может и летать на воздушных шарах так безопасно и удобно, как летает паук. Но все это только механические операции, а вот светлячок (по - научному – светляк) производит свет с помощью химических процессов. Он не стал приспособляться к дневному свету, нормализовать себя к его условиям, не захотел дневного, безличного рассеянного света, а захотел иметь ночью свой собственный свет. И действительно, он создает в бархатной темноте ночей свой собственный быстрый и перемежающийся свет, на один момент делающий своего носителя светящимся центром видимого мира. Светлячок не только отказался приспособляться к дневному свету и ночной тьме, но и переделал в своих целях весь порядок окружающего мира. Но и этим еще не кончается чудо. И у светляка, и у человека есть глаза, а в глазах есть тончайшие нервы, позволяющие воспринимать свет и сообщающие нам форму, окраску и отдаленность всех внешних предметов. Таким образом, делает вывод Г. Эмерсон, имеются два совершенно различных способа нормализации или приспособления условий: либо нормализовать себя, чтобы стать выше неизменных внешних факторов – земли, воды, воздуха, силы притяжения, колебания воды, либо нормализовать внешние факторы, чтобы личность человека стала осью, вокруг которой движется все остальное. Оба способа очень хороши и удобны; но человек, самый младший брат во всей семье природы, пытается достигать великих целей, не приспособляясь к окружению сам и не приспособляя его к себе. До самого последнего времени человек в лучшем случае подражал не светляку, а летающему пауку. Чтобы свободно ходить по каменистым путям, он придумал сапоги, чтобы скользить по льду, придумал коньки, чтобы двигаться по воде, придумал гребные и парусные суда. Но вот, наконец, он пробудился… Описывая далее, в какой последовательности и какой динамике человек дошел до строительства дорог, колесных экипажей, паровозов, автомашин и самолетов – словом, «до жизни такой», Г. Эмерсон касается тех самых принципов, которые безотносительно к реальному состоянию той прошлой уже жизни позволяют понять, тем не менее, суть и направление развития людских устремлений. Исследователь в своих размышлениях строит системное, непривычное для его поры научное здание. Ему ясны и многогранность процессов развития, поиска нового качества, и их взаимообусловленность. В иной, чем принято сейчас, терминологии в его концепции, по существу, присутствует системный подход. Он считал, что философия производительности нужна для того, чтобы возводить дороги, по которым любая организация могла бы двигаться с наименьшим трением и максимальной скоростью; чем сложнее и разветвленнее действующая система, тем необходимее ей эта философия /2/. Принципы, по которым строятся техника и практика производительности, полагал идеолог нововведений, можно сравнить с ребрами купола. Принципы – это ребра, но к кладке можно приступить еще тогда, когда эти ребра возведены лишь частично. Пользуясь соответствующими приборами, мы заполняем кирпичами расстояние между ребрами. По мере роста кладки постепенно растут и ребра, пока не сойдутся в верхней точке. При этом часть ребер может быть уже доведена доверху, а остальные могут быть еще не закончены: их нагрузку выдержат готовые ребра. Нужны, однако, нормализованные условия для точного, быстрого, полного учета и составления точных расписаний. Не составив хотя бы теоретического расписания, мы не можем знать, какие именно условия и до какой именно степени следует подвергнуть нормализации. А если не иметь теоретических норм, то как приступать к составлению надлежащих расписаний? Если человеческий прогресс так безнадежно медлителен, то, быть может, это объясняется именно тем, что расписания и условия связаны между собой теснейшими взаимозависимостями. Мы составляем слишком скромные расписания, расписания слишком короткого прицела, и потому слишком мало приспособляем или нормализуем внешние условия. Личинка признает только непосредственно очевидное. Только непосредственно очевидное признавали вплоть до последнего столетия и почти все люди. Эта врожденная привычка считаться только с очевидным все еще тяготеет над нами, как проклятье веков. Наши идеалы, наши расписания всегда были и остаются не слишком высокими, а слишком низкими. Восемнадцатичасовой поезд, связывающий два крупнейших американских города, до сих пор представляет собой удивительнейший пример расписания на длинную дистанцию; но автомобиль, ездящий по всем шоссейным дорогам – дорогам, которые далеко не так гладки, как рельсовый путь, движется, будучи сравнительно маленькой машиной, при своем единоличном управителе быстрее поезда. Он выдерживает более долгое путешествие. Таким образом, перед лицом автомобилизма наши восемнадцатичасовые поезда представляются слишком медлительными. Продолжая развивать этот, свойственный его времени образ, Эмерсон верит в грядущий прогресс. Несомненно, считает он, рано или поздно жиробус Бреннана, идущий по одному рельсу, не боящийся ни кривых, ни подъемов и потому сокращающий расстояние на одну пятую, будет где-нибудь, быть может, в Китае или Африке, покрывать за восемь часов то расстояние, на которое нашему скорому поезду требуется восемнадцать часов. И как бы заключает: самое трудное в деле планирования при нормализованных условиях – это рассчитать на будущее, не перескакивая через настоящее /3/. Столь длинная преамбула, помимо прочего, приводит к пониманию, по крайней мере, двух вещей: во-первых, внешне недопроявленного существования категории «инновационный потенциал» (ибо что, как не копившиеся потенциальные возможности людского сообщества предопределили перерастание количества в качество – скажем, сначала стали шить сапоги, чтобы предохранить ноги от каменистых троп, потом – прокладывать дороги, а еще позже – совершенствовать средства передвижения по ним) и, во-вторых, факта нахождения этих скрытых возможностей именно в настоящем – между прошлым (опытом) и будущим (неким искомым образом лучшего). Что касается первого, то тут, как ни странно, выявляется явно затянувшееся, опаздывающее созревание понятия «инновационный потенциал» как категории инноватики. Не случайно еще пятнадцать-двадцать лет назад эта позиция называлась «белым пятном» вполне оформившейся теоретической и практической дисциплины /4/. Несколько позднее сформировались те понятийные подходы, которые позволили более четко характеризовать категориальные особенности и варианты предлагаемых определений. Прозвучавшая среди других моя формулировка (см. главу «Сущность предмета и основные научные понятия») имела, по моему мнению, существенный «плюс» – инновационный потенциал выступал в ней как способность среды, коллектива и человека (подчеркну это) создавать и реализовывать возможности своего развития. «Человек» в данном случае понятие, которое можно трактовать в зависимости от контекста как широко (обобщенный, ассоциированный образ члена общества), так и более предметно, целенаправленно (реальный субъект инновационного процесса, инновационной организации). Допустим, в социологическом плане уровень человеческого потенциала, по версии Т.И.Заславской, системно дополняет структурные характеристики общества. Повышение или снижение этого потенциала служит фундаментальным критерием того, ведут ли осуществляемые преобразования к расцвету, обновлению общества или к его упадку, деградации. Человеческий потенциал – целостная характеристика жизнеспособности, готовности общества к саморазвитию, активному ответу на множественные вызовы современности, учитывающая личностные качества составляющих его индивидов /5/. В том же ключе рассматривает академик Заславская и обозначенный ею инновационно-реформаторский потенциал трансформируемого общества. При этом она выделяет три составных компонента: реформаторский, социально-инновационный и адаптационный. Под социально-инновационным потенциалом, что важно для нашего контекста, понимается готовность и способность массовых общественных групп к разного рода социальным нововведениям, освоению новых правил игры, обновлению базовых социальных практик. Причем особо подчеркивается, что данный потенциал зависит от интенсивности и социальной направленности действий широкого круга акторов, в основном принадлежащих средним слоям населения /6/. Акцент на представителях среднего класса, на мой взгляд, здесь скорее заявка на будущее, чем отражение реального уровня инновационной активности этого слоя в сегодняшней России. Во-первых, не секрет, что нынешняя практика малых и средних предприятий, организаций (за исключением немногих, специализирующихся непосредственно на инновационных разработках) весьма далека от целенаправленной работы с нововведениями, поскольку люди в них трудятся, как правило, в челночном режиме и времени на креатив у таких «бегунов в беличьем колесе» не хватает просто физически. Торговля и посредническая деятельность, но не производство чего-либо – неизбежная и очень ограниченная сфера их интересов. Ни научно-технический, ни тем более социальный прогресс тут не востребованы в сколько-нибудь значимых масштабах. Во-вторых, ни в этом слое, ни на уровне уже более крупных отраслевых и корпоративных структур (промышленных, транспортных и т.п.) не обнаруживается в достаточной мере ни инновационной психологии, ни готовых к нововведениям человеческих, финансовых, материально-технических и прочих ресурсов – то есть того самого инновационного потенциала. Вот, скажем, как характеризуют возможности такого рода проведенные в последние годы исследования. Совместно с министерскими структурами Институт стратегических инноваций, со слов его директора А.И.Николаева /7/, провел по 36 параметрам два крупных замера инновационного потенциала предприятий и научно-исследовательских организаций. В качестве экспертов выступали сами их руководители. По мнению опрошенных, увереннее всего можно говорить об определенной готовности к собственной инновационной деятельности с точки зрения: а) состояния оборудования (так считают 67,3% экспертов); б) наличия задела научно-технических разработок (56%); в) подготовки выпуска опытной партии и организации серийного производства (54,8%). Менее всего люди пригодны сегодня к решению задач по защите интеллектуальной собственности и к экспертизе проектов (потенциал готовности здесь от 11,1 до 17%). По данным И.Б.Гуркова /8/, опрос 2,5 тысячи человек (1998, 2000 и 2002 годы) подтвердил наличие прямой зависимости инновационных стратегий предприятий от человеческого фактора – целей и приоритетов руководителей, ведущих специалистов, настрой которых на внедрение инноваций в целом оказался очень невысоким. Преобладают главным образом новации «рутинные», означавшие скорее уступку необходимости, чем истинное творчество. У 60% предприятий инновационная деятельность практически отсутствовала, а еще 8% находились в состоянии перманентной реорганизации и вся новизна их практики заключалась только в этом. «Сбалансированных новаторов» (когда совершенствование технологий идет параллельно с новациями во всех других сферах) зафиксировано лишь 4%. Человеческое начало при всей декларируемой исследователями многоаспектности понятия «инновационный потенциал», на мой взгляд, остается в большинстве своем все-таки в тени, и это отражает отнюдь небезобидные потери смысла и ролевого значения в инновационном процессе непосредственно творцов идей и созидателей нововведений. Хотя, конечно, не во всех вариантах определения сути и классификационных признаков инновационного потенциала человек остается за кадром. Есть исследователи, которые делят инновационный потенциал на человекоориентированный и техникоориентированный, а есть те, кто в ресурсной составляющей инновационного потенциала отдает заслуженный приоритет человеческим ресурсам, которые выступают главной креативной силой при реализации нововведений /9/. Во всех подобных случаях определяющий мотив един: прерогатива в выборе решений закрепляется за человеком, инновационный процесс сосредоточен на возможностях творческой, социально активной личности (руководитель это или любой другой работник – непринципиально). Иное дело, что здесь, конечно, нельзя и абстрагироваться от готовности к инновационным изменениям среды, коллектива, окружающих инноватора-лидера. Нужен унисон, а не диссонанс условий, в которых будет совершаться инновационный процесс. Совокупные условия с точки зрения инновационного потенциала в известной мере структурируются. В качестве его составных могут выступать базовые ресурсы (о них только что упоминалось); внутренняя и внешняя среда; целевые установки реализуемого новшества. Причем последняя позиция, многими по-разному называемая, должна особенно реально и предметно оцениваться именно в сочетании с остальными компонентами, предназначенными к участию в нововведении. Как при строительстве ребер эмерсонского купола (вспомните!), тут важно, с одной стороны, не сбиться с проектного расписания, а с другой – четко знать, какие именно условия и до какой степени будут влиять на любые стадии процесса, какие из них следует качественно менять уже по ходу создания инновации. Иными словами, инновационный потенциал при наличии управляющего воздействия может менять свои качественные и количественные характеристики, и эта динамическая составляющая, естественно, неизменно остается в руках человека. Он должен оцениваться как «потенциальный актор потенциала» заранее, его возможности (в том числе психологические, физические, интеллектуальные) для определенных ситуаций нужно просчитывать с максимальной серьезностью и ответственностью. Ограниченность неких ресурсов временем и пространством может быть полностью или частично преодолена интенсификацией их использования, применением новых форм и методов организации работы, новых технологических средств. Однако совершенно очевидно, что всегда будет существовать и свой предел отклонений от оптимальных величин инновационного потенциала, с чем обязательно следует считаться. Видимо, не без учета этих мотивов А.И.Николаев сводит инновационный потенциал к системе факторов и условий, необходимых для осуществления инновационного процесса и инновационного развития /10/. Это определение близко к целому ряду других, в частности и моему, но в нем, полагаю, несколько размывается или уходит в тень та часть понятия «потенциал», которая предполагает статичную, поддающуюся количественным измерениям базу инновационных ресурсов. Между тем она, статичная величина, для оценки ресурсов обязательна в значительно большей степени, как представляется, чем часть динамическая, примерять которую приходится в основном для стадии реализации и диффузного развития новшества (то есть не для стартовых условий инновационного проекта). По оценке М.Ю.Елимовой, можно выделить прежде всего три варианта употребления термина «инновационный потенциал». Первый – инновационный потенциал новшества, оцениваемый по критериям: а) интенсивности-экстенсивности, т.е. степени соответствия роста конечных результатов росту затрат на новшество – оценка объекта; а также степени соответствия суммарной эффективности факторов, участвующих в инновационном процессе, затратам на поддержание этого процесса – оценка процесса; б) комплексности, т.е. по способности вносить изменения в другие подсистемы (например, технико-технологическую, управленческую, правовую, социально-психологическую); в) радикальности, т.е. возможности предоставления новых практических средств для удовлетворения новых или уже известных потребностей, новизне качественных изменений в способах человеческой деятельности. Второй – инновационный потенциал социокультурной среды, в которой осуществляется нововведение, ее экономических, институциональных, социальных, культурных характеристик. Это необходимое, но нередко недооцениваемое направление деятельности. За общими рассуждениями о «косности среды» нередко скрывается простое незнание ее инновационных характеристик и возможностей, равно как и неумение их использовать. Третий – инновационный потенциал организаций, участвующих в нововведении. Речь идет о максимально полном использовании профессионально-квалификационной подготовки специалистов, рабочих и организаторов для решения задач, возникающих при осуществлении нововведений. Кроме того, к инновационному потенциалу организаций относятся принятая в них научно-техническая политика, социально-психологический климат, установки в отношении нового и т. п. /11/. Примерно в том же русле инновационный потенциал организации оценивают и многие другие современные исследователи. К примеру, С.А.Шовгеня отмечает его типичную зависимость от параметров организационных структур управления, профессионально-квалификационного состава работников, внешних и внутренних условий хозяйствования и прочих факторов. Вместе с тем этот автор обращает внимание и на весьма заметную тенденцию, сложившуюся уже достаточно давно: за характеристики инновационного потенциала зачастую выдаются показатели, относящиеся к компонентам общего потенциала организации, предприятия. В таких случаях собственно инновационный потенциал не вычленяется, не замеряется и, как следствие, не развивается /12/. По существу, С.А.Шовгеня идет вслед за выводами, ранее сделанными в статье А.И.Николаева, где схематически показано (см. рис. 18.1) место инновационного потенциала в общем потенциале предприятия. Смысл подобного подхода сводится к двум принципиальным моментам. Один касается того, что инновационный потенциал составляет как бы ядро всего потенциала, органически входя в каждую его другую часть – производственно-технологическую, научно-техническую, финансово-экономическую и кадровую. Второй момент отражает сложные диалектические связи внутри общего потенциала и предлагает рассматривать инновационный потенциал (излагаю суть своими словами) как идентификатор реальных пропускных возможностей производства при планировании конечного результата любого из внедряемых новшеств /13/.
Рис. 18.1. Общий потенциал предприятия.
На мой взгляд, подобный анализ показывает, что в понимании инновационного потенциала порой происходит смешение разных, не всегда строго стыкующихся мотивов. В частности, я склонен был бы видеть в каких-то случаях то, что больше относится, допустим, к креативному потенциалу (возможности творческого самовыражения); где-то предпочел бы прямое указание на новые, прогрессивные технологии, потенциальные резервы управленческих и экономических структур, в которых человеческий фактор играет определяющую роль. Наверное, косвенного присутствия человека не всегда достаточно даже в «правильных» определениях. К примеру, у того же В. С. Дудченко инновационный потенциал предстает как способность воспринимать, использовать и порождать новшества, в конечном счете – способность решать проблемы новыми средствами /14/. Понятно, что за обозначенными действиями подразумевается человек. Почему же не назвать это его участие в явной форме? В статье М.А.Марушкиной и В.Л.Тамбовцева инновационный потенциал трактуется как ключевое понятие в анализе инновационного процесса. Оно охватывает, по их мнению, не только характеристики, определяющие степень развития технологии (гибкость технологии, новая техника), но и характеристики инновационного климата, инновационной деятельности, проектного потенциала, условий воспроизводства сырья, материалов и трудовых ресурсов. Человек в этом перечне опять присутствует косвенно, и лишь вот в этих строках находится хоть в каком-то виде место субъекту процесса: «Инновационный потенциал – это категория, выражающая способность существующей технологии и ее агентов создавать и реализовывать возможности развития» /15/. Полагаю, что можно согласиться, тем не менее, с большинством обобщенных характеристик, которые выделила в свое время М. Ю. Елимова: · инновационный потенциал как способность к креативно-деструктивной и рецептивной деятельности; · инновационный потенциал как готовность организации к саморазвитию; · инновационный потенциал как показатель гибкости и адаптивности элементов организационного механизма; · зависимость инновационного потенциала от характеристик и типа новшества; · связь инновационного потенциала с социокультурными характеристиками среды; · зависимость инновационного потенциала от степени идентификации работника с деятельностью, от статуса работника /16/. Так или иначе названные позиции вбирают в себя основные элементы-резонаторы определений инновационного потенциала, фигурировавших в данной главе. Но важно еще суметь преломить обобщенные характеристики на отдельно взятый субъект инновационного процесса. В том числе, когда это касается сложных диффузных социальных перемен в нелинейной среде. Не случайно П.Штомпка, детально препарировавший такого рода специфику и типажи инициаторов инноваций (см. главы 6, 14), в конечном итоге подчеркнул, что каждый из персональных или коллективных субъектов обладает весьма различным инновационным потенциалом в зависимости от своего внешнего или внутреннего положения и отношения к той социальной системе, нормативная структура которой становится объектом изменений /17/. Убежден, инновационный потенциал человека формируется и используется пока недостаточно продуктивно именно потому, что его взаимозависимости с практикой и деятельностной средой исследуются мало и неглубоко. Будь мы более строги и требовательны к результативности инноваций, то неизбежно серьезнее и основательнее заботились бы о воспроизводстве, саморазвитии и все большем наращивании ресурсных сил инноваторов. Собственно, задаваясь вопросом, какие причины мешают инновационности развития, аналитики с неотвратимостью упираются в отсутствие благоприятной среды и должных стимулов. Хотя вместе с тем наступило и общее понимание того, что среда для инноваций не может быть статичной и ей необходима активизирующая динамика. И прежде всего на основе государственных приоритетов развития /18/. В сфере экономики и производства – это, как официально установлено на ближайшие годы, энергосбережение, космос, ядерные исследования, медицинские и информационные технологии. А в области социальной стратегии предпочтение отдано приоритетным национальным проектам, которые концентрируют внимание на образовании, здравоохранении, проблемах сельской жизни, строительстве доступного жилья. Однако нельзя не сознавать: инновационная среда, по всем научным канонам, естественная составная часть инновационного потенциала, в котором решающая доля ресурсов остается за человеком. Стимулиоовать призыв в инноватику свежих, молодых сил – это и образовательная задача. В свою очередь, чтобы ее решить, надо позаботиться о том, кто будет молодежь обучать, передавать ей знания, а кроме того, попытаться ускорить воссоздание некогда крепких и авторитетных научных школ /19/. То есть со всей остротой актуализируется потребность в налаживании воспроизводства потерянных обществом инновационных ресурсов.
Источники 1. Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности: Пер. с англ. – М., 1992. – С. 146-155. 2. Там же. – С. 208. 3. Там же. – С. 153. 4. Елимова М.Ю. К определению понятия «инновационный потенциал» // Методика активизации инновационных процессов. – М., 1988. – С. 16. 5. Заславская Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации. – М., 2004. – С. 104-105. 6. Там же. – С. 270. 7. Николаев А.И. Инновационное развитие и инновационная культура // Проблемы теории и практики управления. – 2001. – №5. – С. 58-59. 8. Гурков И.Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность: Очерки развития российских предприятий. – М., 2003. – С. 150-156. 9. См.: Добров Г.М., Тонкаль В.Е., Савельев А.А. и др. Научно-технический потенциал: структура, динамика, эффективность. – Киев, 1987; Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. – М., 2001; Бородина Е. Человеческий капитал как основной источник экономического роста // Экономика Украины. – 2003. – №7. – С. 48-53 и др. 10. Николаев А.И. Указ соч. – С. 58. 11. Елимова М.Ю. Указ соч. – С. 17-18. 12. Шовгеня С.А. Инновационная культура организации // Социально-технологическая культура как феномен XXI века: Материалы международной научно-практической конференции: В 2 ч. – Белгород, 2006. – Ч.II. – С. 268-269. 13. Николаев А.И. Указ соч. – С. 58, 60. 14. Дудченко В.С. Программа инновационной игры. – Таллин, 1989. – С. 27. 15. Марушкина М.А., Тамбовцев В.Л. Уровневая модель в анализе инновационного процесса // Проблема интенсификации и диагностики нововведений. – М., 1984. – С. 31. 16. Елимова М. Ю. Указ. соч. – С. 21-22. 17. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества: Пер. с польск. – М., 2005. – С. 441. 18. Шаговая доступность новой жизни: Беседа с И.Ю. Юргенсом//Нг-сценарии. – 2009. – 30 июня. 19. Мохосоев И. Возродить науку лишь «рублем» не получится.// Известия. – 2008. – 8 сентября.
Дидактический аутотренинг
Вопросы для проверки: 1. Какое понимание категории «инновационный потенциал» вам ближе всего и почему? 2. Как соотносятся применительно к инновационному потенциалу человека прошлый опыт, практика настоящего и перспективы развития в будущем? 3. От чего зависят формирование и наращивание инновационного потенциала, эффективность его воспроизводства и саморазвития?
Тест для самооценки
В каждом человеке есть свой творческий потенциал. При определенных условиях он может раскрыться и подвигнуть владельца к действию, какому-нибудь нововведению. В пределах чисто умозрительной логики тут все понятно. Однако мало кто задумывается, в какой степени такой потенциал в нем существует и существует ли вообще. Попробуйте проэкзаменовать себя на сей счет, выявив и оценив хотя бы некоторые признаки своего инновационного будущего. Сыграйте роль думающей цыганки, искренне верящей в дарованный ей прогностический метод. Отметьте любым значком в квадратиках для ответа «да» или «нет». Сумма набранных «да» по предлагаемым позициям даст начальное, самое общее представление о вашей инновационной базе – творческих предрасположенностях возможностях. Итак, приступайте и старайтесь быть точными: – Есть ли у вас своя система сбора и систематизации информации по интересующим темам и проблемам? – Останавливает ли в этой информации что-то ваше внимание и не откладываете ли вы впрок какие-то идеи? – Замечаете ли вы за собой на работе и в быту стремление нестандартным образом решить обыденную, привычную задачу? – Предпочитаете ли вы принимать решения не интуитивно, а сугубо логическим путем? – Часто ли у вас возникает желание задать вопрос «почему?» и попытаться найти на него ответ? – Формируете ли вы для себя некие гипотезы – касаются ли они истории или сегодняшних событий и коллизий? – Прибегаете ли к помощи образов, фантазий в процессе размышлений о работе и жизни? – Часто ли у себя на работе вы являетесь инициатором новых идей, подходов, решений? – Удается ли вам сочетать в своей деятельности теоретические и практические знания? – Возникает ли у вас потребность разобраться в неопределенных и неоднозначных ситуациях, когда они мешают делу? – Пытались ли вы когда-нибудь выразить себя в художественных формах, увлечениях – музыке, живописи, фотоискусстве? – Считаете ли вы, что ваши ответы преимущественно совпадут с оценками, которые вам готовы дать по многим из названных позиций ваши коллеги, друзья, родственники? Можно полагать, что при наборе 75-80% «да» вам стоит с оптимизмом смотреть в будущее. Способности к инновациям у вас есть. Афоризм с прицепом Хотя мир в целом продвигается вперед, молодежи приходится всякий раз начинать сначала. И. Гёте
Студенту тут есть к чему «прицепиться». Во-первых, вряд ли так уж жестко надо воспринимать это «сначала». Во-вторых, стоит ли сводить все к фатализму – инновационный потенциал молодежи может быть востребован обществом больше или меньше, но растущее поколение всегда по природе своей нацелено на неизведанное. Задумайтесь: чего вам хочется и в чем прежде всего вы хотели бы обозначить новый путь? Тренируя в этом отношении свою мысль, не забудьте заглавный для нашей учебы гражданский и личный мотив. Бальзаковский Гобсек копил деньги. Но что такое деньги без инноваций? Без движения фантазии и социального развития? Призовите и нацельте себя копить идеи – и у нас всех появятся деньги. Любой новый Гобсек умрет от зависти. Копите идеи, товарищи и господа! РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. ИННОВАЦИОННЫЙ РЕСУРС ЖИЗНЕСБЕРЕЖЕНИЯ
Всякое новое начинается как ересь… Конрад Лоренц
Новизна комбинации создает Новизну результата. Эмиль Дюркгейм
В последнее время в России, насколько можно судить по действиям федеральных властей, произошло осознание двух принципиальных вещей. Во-первых, на правительственном уровне окончательно поняли (в том числе по ходу мирового экономического кризиса) необходимость резкого усиления в программах социально-экономического развития на ближайшие годы инновационного начала и инвестиционной активности. Во-вторых, по совокупности глобальных для страны причин (прежде всего это острейший демографический кризис со шлейфом очень неприятных социальных аномалий) и вместе с тем учитывая последствия очевидного промышленного спада, признана сверхактуальной задача форсировать беспрецедентные по нынешним российским меркам инновационные социальные проекты. Разумеется, эта констатация не является каким-то откровением. И свои потери народонаселения мы все прекрасно знаем: только за 1993-2006 годы количество россиян уменьшилось на 11 млн 250 тысяч человек. И о существовании колоссального разрыва с передовыми странами в области высоких технологий и социализации экономики нам известно давно. Да и подчеркнутые сегодняшним кризисом социальные болезни общества диагностируются не первый год и плохо поддаются консервативному, не очень решительному лечению. При этом, стоит напомнить, на объявленные руководством страны приоритетные национальные проекты (ПНП) по здравоохранению, образованию, строительству доступного жилья, развитию села на три года было выделено примерно 4 млрд долларов США (менее чем по 1,4 млрд в среднем по году). Коррекции, которые потом вносились, принципиально ничего не меняли. Правительство сохраняет докризисные социальные обязательства, и это своего рода инновационный прецедент, дающий право надеяться на благополучное продолжение заявленных программ. Однако есть два момента. Одинаково серьезных для инновационной практики. Первый: невооруженным глазом видна недостаточность субсидирования приоритетных проектов, рассчитанных на инновационное развитие страны. Накопленные до кр
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 542; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.62.10 (0.016 с.) |