Модель формирования территорий инновационного развития на базе уник в регионе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модель формирования территорий инновационного развития на базе уник в регионе.



Территория инновационного развития (ТИР) – совокупность территориально ограниченных субъектов инновационной деятельности, организационной и инновационной инфраструктуры, необходимых для формирования инновационной составляющей социально-экономического развития региона. Структурная модель ТИР приведена на рис. 4. Деятельность ТИР направлена на решение трех стратегических задач:

- Формирование структуры производства и потребления инновационной продукции (рынка результатов инновационной деятельности) на основе участия (в том числе создания) в продуктово-технологических цепочках как национального, так и мирового уровней;

- Воспроизводство инновационного потенциала;

- Ресурсное обеспечение инновационной деятельности территории.

- Признаками территории инновационного развития являются:

- Превалирование доли инновационной продукции и услуг в совокупном результате экономической деятельности предприятий, входящих в ТИР;

- Географическая ограниченность территории (не обязательно совпадающая с границами муниципальных или иных административных образований) в регионе;

- Наличие общей инфраструктуры поддержки ИД.


 

Рис. 4. Структурная модель ТИР.


Центр стратегического управления сформирован на базе Координационного Совета ТИР, включающего представителей органов государственного управления, университетов, РАН, общественных промышленных союзов. Федеральные органы управления на основе подписанных соглашений участвуют в работе Совета через уполномоченных представителей.

Основными элементом управления инновационными проектами является террриториальный Центр трасфера технологий. Инфраструктура поддержки может формироваться на базе технического университета или института РАН. Субъектами инновационной деятельности на этапе генерации являются:

- Творческие коллективы университетов, институтов;

- Инновационно-активные предприятия;

- Инновационно-активное население.

Механизмы поддержки инновационной деятельности разделяются на следующие направления:

- Формирование спроса на инновационную продукцию через государственный заказ, предоставление льгот потребителям инновационной продукции;

- Формирование предложения инновационной продукции через программно целевое управление инновационной активностью, организацию малых инновационных предприятий (МИП);

- Формирование инфраструктуры поддержки ИД в виде бизнес-инкубаторов, инновационно-технологических центров (ИТЦ), технопарков, территорий инновационного развития, а также системы непрерывной подготовка специалистов для ИД.

Основными возобновляемым ресурсами ТИР являются:

- Кадровый ресурс в виде системы подготовки кадров для инновационной деятельности;

- Информационный ресурс в виде банков данных и процедур их использования;

- Инфраструктурный ресурс в виде системы поддержки и сопровождения инновационной деятельности;

- Административный ресурс в виде региональных инновационных стратегий и программ, нормативно-правовой базы, а также мер государственной поддержки.

В Свердловской области возможность присвоения статуса ТИР обсуждается для Кировского района гг. Екатеринбурга, городов Заречный, Новоуральск.

Центром управления ТИР может стать ассоциация технических вузов (или один крупный технический вуз в форме УНИК), осуществляющая стратегию развития в виде тройной спирали взаимообусловленных образовательного, научного и инновационного процессов, а также институты РАН и государственные исследовательские центры. Создание специализированной инфраструктуры содействия ИД в виде территориальных (региональных) центров трансфера технологий и охраны интеллектуальной собственности, венчурных и специализированных фондов обеспечит мониторинг рынков инновационной продукции и коммерциализацию результатов инновационной деятельности в соответствии имеющимся или предполагаемым спросом. На базе ТИР должны создаваться технопарки как центры инновационного предпринимательства мультиотраслевой направленности. Крупный отраслевой технический вуз, тесно связанный с отраслевыми предприятиями наукоемкой сферы на территории города или муниципального образования, является базой для формирования технополиса, решающего одновременно проблему отраслевого и регионального развития. Интеграция в виде исследовательских институтов, вузов и промышленных предприятий на базе единого замкнутого инновационного процесса на ограниченной территории позволяет создать наукоград.

Основные функции управления инновационной деятельностью в рамках ТИР:

· Разработка стратегии, политики и структуры научно- технической, инновационной и инвестиционной деятельности ТИР;

· Долгосрочное и краткосрочное планирование ИД;

· Проведение согласованной инвестиционной политики в рамках ТИР;

· Обеспечение инновационной и инвестиционной деятельности в научно-технической и образовательной сферах;

· Разработка процедуры и осуществление контроля за ИД;

· Контроль эффективности инвестиций;

· Учет и анализ экономических показателей ИД ТИР;

· Разработка и осуществление программы повышение эффективности ИД ТИР.

Региональная система подготовки и воспроизводства кадрового потенциала инфраструктуры инновационной деятельности

Наряду с правовыми, экономическими, институциональными проблемами, процесс формирования и развития рынка инновационных разработок в регионах сдерживается острой нехваткой специалистов и менеджеров инновационной деятельности. Для решения указанной проблемы на базе государственных образовательных стандартов необходима система многоуровневой модульной подготовки и переподготовки специалистов и менеджеров инновационной деятельности. Решающую роль в создании такой системы призвана сыграть высшая школа.

Первоочередными задачами создания системы подготовки специалистов и менеджеров инновационной деятельности являются следующие.

а) Повышение квалификации и профессиональная переподготовка научных сотрудников, специалистов научных подразделений и руководителей научных и образовательных организаций и учреждений в сфере коммерциализации технологий.

б) Кадровое обеспечение предпринимательского сектора – малых инновационных фирм (startup-компаний), технопарков, инновационно-технологических центров, а также центров передачи технологий).

в) Подготовка квалифицированных преподавателей и консультантов для образовательных структур, специализирующихся на подготовке специалистов и менеджеров для инновационной деятельности.

г) обучение работников региональных органов исполнительной власти, отвечающих за организацию и развитие инновационной деятельности в субъекте Российской Федерации.

д) Разработка полноценного учебного и учебно-методического обеспечения.

Главным приоритетом образовательных программ в сфере инновационной деятельности является ориентация на практическую подготовку менеджеров по управлению технологическими инновациями. Опыт подготовки менеджеров инновационной деятельности рядом российских образовательных учреждений, а также зарубежный опыт подготовки менеджеров по передаче технологий свидетельствует о том, что указанные образовательные программы должны быть направлены на обучение всему комплексу вопросов, необходимых для успешного превращения знаний, интеллектуальной собственности в эффективно действующий бизнес, и ориентированы в основном на подготовку и переподготовку профессионалов, уже имеющих, как правило, высшее техническое образование и опыт работы в науке, производстве или бизнесе.

Стратегический характер инновационных преобразований в РФ, специфика инновационной деятельности, а также невысокий уровень информированности в данной сфере руководителей предприятий, организаций и учреждений – основных потребителей кадров инновационной деятельности, а также инновационный характер образовательных программ в данной сфере диктуют необходимость создания подсистемы управления качеством подготовки специалистов и менеджеров инновационной деятельности. Основными элементами такой системы являются:

· мониторинг потребностей предприятий в специалистах инновационной деятельности и адаптация учебных программ;

· аттестация и сертификация специалистов и руководителей;

· общественная аккредитация учебных программ и учебных заведений.

Подсистема мониторинга потребностей предприятий и механизмов адаптации образовательных программ, основана на выборе соответствующих конкретному потребителю образовательных модулей, изменении веса тех или иных дисциплин, "настройке" активных методов обучения, а также проведении соответствующих стажировок. Создание систем аттестации и сертификации специалистов дает целый ряд преимуществ и образовательным учреждениям, таких как связь с рынком труда через процедуру формирования установленных требований со стороны отраслей и территориальных органов управления, быстрое реагирование на изменение потребностей рынка введением новых направлений подготовки, ответственность за качество подготовки через процедуру ведения реестра сертифицированных специалистов и контроля качества их профессиональной деятельности, а также возможность международного признания качества подготовки специалиста через построение структуры сертификации в соответствии с европейскими нормами и встраивания в систему высшего профессионального образования без существенных изменений и вложения дополнительных средств.

Кроме того, целесообразно введение дополнительного негосударственного механизма внешнего контроля качества образовательных программ в сфере инноватики в виде добровольной общественной аккредитации образовательных программ. Являясь добровольной, аккредитация не создает дополнительных формальных сложностей при лицензировании новых специальностей, открытии новых специализаций и программ дополнительного образования. Получив возможность постоянного "прямого" контакта с представителями (руководителями кадровых служб) работодателей, разработчики образовательных программ будут иметь более полную информацию о потребностях предприятий в образовательных услугах. Информация о прошедших аккредитацию образовательных программах может быть опубликована в изданиях объединений работодателей, таких как, например, региональные союзы промышленников и предпринимателей, что дает разработчикам программ дополнительную возможность продвижения образовательных продуктов.

При наличии в общественной организации, осуществляющей аккредитацию, признанной предприятиями системы контроля качества образовательных услуг, образовательное учреждение прошедшее контроль качества будет иметь сертификат, обеспечивающий дополнительное конкурентное преимущество на рынке образовательных услуг. Создание системы общественной аккредитации должно стимулировать у образовательных учреждений стремление "равняться на лучшего", создание собственных систем управления качеством и в итоге повышение качества и эффективности оказания образовательных услуг.

В настоящее время целевая подготовка специалистов в области инновационной деятельности в Уральском регионе ведется на базе кафедры «Инновационные технологии» УГТУ-УПИ и Центра инновационного бизнеса, входящего в инфраструктуру поддержки ИД УГТУ-УПИ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.235.248 (0.018 с.)