ТОП 10:

Издержки и экономическая эффективность



Для начала вспомним, что в традиционной системе управления вузом главным показателем при планировании и определении результатов работы учебных подразделений является «нагрузка». Деканат и заведующие кафедр всегда бились за «нагрузку» для своих преподавателей, поскольку от ее объема зависело выделение всех ресурсов, включая штаты, помещения и т.д. Искусственное завышение нагрузки приводило к необоснованному удорожанию учебного процесса.

Во ВГУЭС решили пойти другим путем - от наличия средств, которыми можно распорядиться. В первую очередь нам необходимо было создать механизм, который бы позволял организовать использование имеющихся средств с максимальной отдачей, обеспечивая наивысшее качество в рамках этих средств. В основе такого механизма лежит передача учебным подразделениям полной ответственности за экономическую эффективность учебных программ и соответствующих полномочий. Главными действующими лицами в университете становятся заведующие кафедрами и директора институтов, как с точки зрения эффективного планирования и организации учебного процесса, так и распоряжения финансовыми средствами по результатам работы (в том числе заработной платы).

Таким образом, финансовые средства в университете направляются на кафедры, которые обосновывают теперь не абстрактную учебную нагрузку, а вполне конкретные планы, а потом отчитываются, насколько эффективно сработала кафедра в целом и преподаватели в отдельности. Реализуется своеобразный принцип самоуправления: преподаватели стимулируют заведующих кафедрами эффективнее использовать полученные средства и не делать ненужной работы вроде изобретения бессмысленного, никому не интересного курса или написания бесполезной методички.

Эффективность работы всей системы закладывается уже на этапе планирования учебного процесса. Весь объем бюджетных и внебюджетных средств, поступающих на обучение одного студента по каждой специальности, должен быть распределен между кафедрами в соответствии с их вкладом в подготовку студентов по данной специальности. Причем кафедра, отвечающая за подготовку учебного плана, должна иметь высокую экономическую заинтересованность в составлении такого плана, который был бы наиболее экономически выгоден для вуза в целом. При составлении неэффективных планов кафедра, принимающая часть нагрузки от выпускающей, не должна пострадать. Дополнительные расходы должен нести тот, кто такой план составил. Эти принципы воплощаются во вполне конкретный механизм распределения средств между кафедрами на этапе планирования нагрузки. Основная идея состоит в том, что кафедры обмениваются не только часами, но и преподавательскими ставками, которые выделяются государством на обучение студентов. То есть принцип финансирования вузов трансформируется в механизм распределения средств на кафедры. При этом учебный план кафедры сравнивается с некоторым эталонным по экономическим параметрам, и если план требует больше затрат, то эти затраты покрываются за счет кафедры, составившей такой план.

Для технологической поддержки разработки основных образовательных программ высшего профессионального образования разработана и успешно эксплуатируется автоматизированная информационная система «Учебный план», работа которой во многом повторяет логику составления учебного плана при неавтоматизированной работе. Однако имеются и отличия, связанные с новыми возможностями анализа и более строгой последовательностью и регламентацией действий. Необходимо отметить, что автоматизация работы по составлению учебных планов невозможна без серьезной информационной поддержки в виде интегрированной информационной системы вуза. База данных преподаваемых в вузе дисциплин – необходимый элемент автоматизированного рабочего места. Здесь в систематизированном виде хранится информация о преподаваемых и когда-либо преподававшихся в вузе дисциплинах. Формы таблиц данных, используемых при решении задачи составления учебного плана, и схема основных связей между ними приведены на рис. 1.

Рисунок 1 - Фрагмент глобальной информационной базы данных университета

С помощью этого инструментария ведется процесс постоянного совершенствования реализуемых образовательных программ в направлении их оптимизации и повышения уровня качества содержания обучения: исключается дублирование дисциплин разными кафедрами, а также дисциплины, цели обучения по которым не соответствуют конечным целям программы (или приводятся в соответствие), упорядочивается логическая последовательность дисциплин в учебных планах.

Информационная система помогает органично встроить новую образовательную программу в уже реализуемый бизнес-процесс. Внутривузовские стандарты требуют на этапе разработки учебного плана минимизировать число вновь вводимых дисциплин, а база данных (каталог) преподаваемых в вузе дисциплин с детальным описанием (аннотация с обязательным включением целей обучения и описания междисциплинарных связей, программа, сведения о преподавателях) позволяют из уже разработанных и действующих курсов, как из «кирпичиков», составить практически любую образовательную программу, развернув в обратном порядке дерево целей программы от квалификационной характеристики выпускника до целей обучения по каждой конкретной дисциплине.

Анализ издержек, проводимый во ВГУЭС в течение нескольких лет, показал, что нельзя судить об экономической целесообразности образовательной программы только на основе ее востребованности (численности набора) и приносимого дохода. Например, в нашем университете самой востребованной и высокодоходной является основная образовательная программа высшего профессионального образования по специальности «Дизайн». Однако одновременно она является и самой затратной в университете, и если бы не своевременно предпринятые меры, ей грозила участь стать дотационной.

Таким образом, неотъемлемой частью анализа издержек является определение себестоимости образовательных программ. Для этой цели в университете разработана и успешно используется методика определения затрат на подготовку специалиста в государственном вузе, опирающаяся на интегрированную информационную среду университета, которая позволяет определять стоимость специальности и сумму затрат на подготовку специалиста, просчитывать рентабельность подготовки специалиста, гибко использовать политику ценообразования в вузе. В результате мы имеем возможность не только оперативно отслеживать возникновение затрат на каждом этапе, но и оптимизировать их.

Осознав, что в новых экономических условиях система организации учебного процесса таит в себе огромный ресурс сокращения издержек, мы провели анализ всех учебных программ и дисциплин. Выявив среди них дублирующие и неэффективные, мы в результате сократили количество интегрированных курсов с 6000 до 1200 (курсы объединялись на основе общей основы содержания, это отдельная и довольно непростая работа). Этот шаг помог не только консолидировать академические программы, но и сократить издержки. Подобный анализ затрат проводится нами по каждому академическому и обеспечивающему подразделению.

Как известно, одним из ключевых факторов экономической эффективности является производительность труда. Можем ли мы это понятие применить к оказанию образовательных услуг? С целым рядом оговорок определим производительность труда в нашей сфере как количество образовательных услуг, оказанных одним преподавателем за единицу времени. Условимся также, что образовательная услуга, в особенности в свете новой образовательной парадигмы, оказывается не вообще всем, а каждому конкретному студенту – клиенту. Иными словами, число услуг пропорционально числу клиентов (в нашем случае - студентов). Приходим к тому, что производительность труда преподавателя в вузе находится в пропорциональной зависимости от числа студентов, которых преподаватель обучает. А это не что иное как штатный коэффициент. Этот показатель обычно характеризует так называемую внутреннюю эффективность образовательной деятельности вуза. Считается, что чем выше штатный коэффициент (т.е. меньше значение знаменателя), тем выше внутренняя эффективность, но ведь и производительность труда преподавателей при этом ниже, а издержки, следовательно, выше!

В европейских и североамериканских вузах, как правило, штатный коэффициент составляет примерно 1/30 и колеблется в зависимости от специальностей и направлений подготовки (для гуманитарных специальностей он может достигать 1/50). По некоторым данным, в среднем по российским вузам штатный коэффициент на сегодня составляет 1/18, в то время как в 1993 году он составлял 1/11. Соответственно, настолько же ниже производительность труда российских преподавателей, что является показателем организации учебного процесса.

Во ВГУЭС средний штатный коэффициент сегодня составляет 1/21, и мы планируем его увеличивать. Каким образом можно добиться увеличения штатного коэффициента при улучшении качества? Ключ к решению этого вопроса лежит в области технологий. С одной стороны, технологий эффективного управления учебным процессом и его оптимизации, с другой стороны – современных технологий обучения и преподавания, позволяющих преподавателю за одно и то же время оказывать качественные образовательные услуги большому числу студентов и тем самым обеспечивать рост своей заработной платы. Рассмотрим, как это реализуется во ВГУЭС.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.187.81 (0.004 с.)