ТОП 10:

РАЗДЕЛ 4. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ



СОВРЕМЕННЫМ УНИВЕРСИТЕТОМ.

 

Александр Олегович Грудзинский

ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ИННОВАЦИОННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Значительный резерв возможностей для решения актуальных проблем современного российского высшего образования скрыт в системе внутриуниверситетского управления. Сохраняющая черты «командно-административных», механистических методов управленческая система российского вуза, оставшаяся в наследство от советского периода, уже не соответствует реалиям инновационного, динамично меняющегося общества, основанного на знаниях. Для эффективного решения задач инновационного общества механизм управления вузом должен быть модернизирован на принципах так называемого «органического менеджмента», то есть на принципах опоры на инициативу сотрудников и на понимание целей и задач развития вуза всем основным коллективом. Отстраненность профессорско-преподавательского состава от решения проблем ресурсного обеспечения научно-образовательного процесса должна быть преодолена. Эта отстраненность была порождена прежней системой директивного государственного заказа. В настоящее время государственный научно-образовательный заказ играет роль государственного регулятора и гаранта образовательных прав населения, но при этом государство является лишь одним из заказчиков на научно-образовательном рынке. Глобальный научно-образовательный рынок является сильно диверсифицированным и быстро меняется во времени. В этих условиях некий единый центр управления вуза не в состоянии принимать эффективные решения по всем возможным направлениям деятельности. Существенно большая, чем ранее, часть научно-педагогического состава вуза должна активно включиться в процесс взаимодействия с рынком для принятия эффективных решений как по развитию вуза в целом, так и по обеспечению финансового благополучия самих сотрудников.

Общественное развитие, преследующее целью повышение уровня жизни индивидуумов и, соответственно, сопровождающееся возрастанием сложности задач, не может быть осуществлено с помощью уровня трудозатрат, соответствующего прежнему состоянию общества. Поэтому переход на новые принципы университетской организации и управления, безусловно, подразумевает интенсификацию труда научно-образовательного сообщества, которое должно теперь уметь решать как классические задачи развития фундаментальной науки и фундаментального образования, так и новые задачи экономики, основанной на знаниях. Это означает, во-первых, что преподаватели и сотрудники должны быть готовы к освоению новых видов деятельности и увеличению объема работы. А во-вторых, это означает, что перестройка системы управления вуза не должна привести к слому тех организационных структур, которые эффективно решали и продолжают решать традиционные задачи поддержания фундаментальных исследований и образования, и в частности, роста научно-педагогических школ. Модернизированная система управления должна дополнить традиционные структуры новыми формами организации и предложить принципы органичного взаимодействия традиционных и инновационных структур.

Это, безусловно, является сложной управленческой проблемой. Один из вариантов ее решения предложен Нижегородским университетом, разрабатывающим и применяющим его в течение более чем десятилетия. Речь идет о проектно-ориентированном подходе к управлению инновационным университетом[i],[ii],[iii]. Однако прежде, чем перейти к изложению идеи проектно-ориентированной организации университета рассмотрим ряд главных новых направлений деятельности вуза, которые трудно обеспечить в рамках старых организационных схем.

Функции инновационного университета

В конце XX начале XXI веков – в период зарождения общества знаний – в общественном лексиконе появился целый ряд непривычных терминов, характеризующих новые черты деятельности университетов: «коммерциализация технологий», «коммерциализация знаний», «предпринимательский университет», «трансфер технологий», «трансфер знаний», «инновационный университет». В июле 2006 года в Санкт-Петербурге «Группа восьми» приняла документ, суммирующий новые тенденции мирового образования, сформировавшиеся за последние два десятилетия. Этот документ называется «Образование для инновационных обществ в XXI веке»[iv]. Название документа вводит еще один важный термин и высвечивает новую грань современного социума, определяя его как «инновационное общество». Страны-участники «Группы восьми» заявляют: «Мы будем способствовать формированию глобального инновационного общества посредством развития и интеграции всех трех элементов «треугольника знаний» (образование, исследования и инновации), крупномасштабного инвестирования в человеческие ресурсы, развития профессиональных навыков и научных исследований, а также путем поддержки модернизации систем образования, с тем чтобы они в большей степени соответствовали потребностям глобальной экономики, основанной на знаниях». Определения новых вышеупомянутых терминов, включая «инновационное общество», нельзя найти в классических толковых словарях. Понятия, стоящие за этими терминами, выкристаллизовываются и уточняются прямо сейчас в ходе научных дискуссий, происходящих в мировом сообществе. Можно сказать, что определение современного общества как «инновационное» отражает фундаментально новое его свойство. Свойство, которое не было присуще прежним обществам, в частности, индустриальному обществу, в котором жило старшее поколение всего земного шара. Это свойство ускоренной внутренней социальной трансформации и ускоренного научно-технического и экономического развития. Научно-техническая и экономическая составляющие инновационного общества формируется, прежде всего, высокотехнологическими корпорациями и научно-образовательными организациями. Под последними обычно понимаются в основном университеты. В России в этом случае следует говорить о высших учебных заведениях, а также институтах Академии наук.

Для того чтобы обозначить университет, который способствует ускоренному развитию социума, то есть функционированию инновационного общества за счет интенсивной и масштабной передачи новых, сгенерированных в университете знаний, включая технологии в самых разных (естественно-научных, технических и социально-гуманитарных) областях человеческой деятельности, введен термин «инновационный университет».

Передачу знаний в общество принято называть термином «трансфер знаний». Понятие «трансфер знаний» является расширением понятия «трансфер технологий», которое появилось в последние десятилетия ушедшего века. Под трансфером технологий в то время понимался организационный процесс передачи научно-технического «know-how» из научной лаборатории в производство в условиях рыночной экономики. Отражением этого понятия в плановой советской системе хозяйства был термин «внедрение изобретений». Наличие системы трансфера знаний, включающей организационную подсистему трансфера технологий, считается главной отличительной чертой инновационного университета. Можно возразить, что наука (генерация новых знаний) и образование (доведение знаний до людей) всегда были и остаются основной функцией университета. Новое состоит в том, что общество, основанное на знании, не только требует значительно более быстрого использования достижений науки в практике, но и рождает технологии, ускоряющие этот процесс. Можно даже образно говорить о необходимости «зеленого коридора» от новой идеи к новому товару или другому новому приложению. Эти всё более ясно проявляющие себя потребности должны обеспечиваться и соответствующими новациями в сфере образования, что создает и новые предпосылки взаимодействия высокотехнологичных корпораций и университетов. Поэтому организационной основой трансфера знаний является сотрудничество «университет – предприятие», а сочетание слов «Research&Business» (исследования и бизнес), указывающее конкретного потребителя результатов исследований, все чаще заменяет традиционную несколько абстрактно звучащую пару терминов «Research&Development» (исследования и разработки). В целом трансфер знаний - это система мероприятий по организации многоканального и многоуровневого интерфейса между университетом и его внешним окружением и, в первую очередь, с предприятиями высоких технологий. Вышеизложенная концепция трансфера знаний и совокупность организационных мероприятий по ее реализации, предложенные Нижегородским государственным университетом, прошли экспертизу на высоком международном уровне. Сформулированная таким образом концепция была положена в основу заявки ННГУ на проект по программе Темпус Европейского союза, которая в 2006 году была отобрана для финансирования. Нижегородский университет получил право на выполнение трехгодичного проекта по университетскому менеджменту «Университетский трансфер знаний для устойчивого роста» (контракт UM_JEP-26017-2005).

С функцией трансфера знаний тесно связана более широкая и, можно сказать, основополагающая функция инновационного университета - функция информационного интегратора в обществе, основанном на знании или, другими словами, функция «интегратора знаний»[v].

Отличительной чертой экономики, основанной на знании, является тот факт, что не только и не столько природные ресурсы и дешевые рабочие руки определяют в настоящее время истинную силу (конкурентоспособность) современного общества, сколько ее задает ресурс, ставший символом нового этапа развития мирового социума. Силу современной экономики в значительной степени определяет знание, то есть, другими словами, интеллект нации. Центром воспроизводства интеллектуального потенциала общества является университет. Его новая социально-экономическая роль в глобальном обществе знаний еще только осознается. Две глобальных задачи определяют новый статус университета в обществе и государстве. Это, во-первых, новая задача массового высшего образования в целях общего интеллектуального развития нации и осуществления лучшего интеллектуального решения на каждом рабочем месте, и, во-вторых, уже рассмотренная задача трансфера знаний с целью скорейшего и тотального внедрения и распространения инновационных технологий в самых разных областях деятельности.

Разумеется, университет не единственное общественное предприятие по производству и распространению знаний. Образовательные учреждения других уровней, научно-исследовательские институты, производственные корпорации (особенно высокотехнологические компании), органы власти, культурные учреждения также генерируют новые знания в своих областях. Однако в центре этой деятельности стоит университет как единственная организация, где происходит воспроизводство той интеллектуальной элиты, которая затем работает в других отраслях производства знаний.

Все это определяет новую функцию университета в современных условиях - функцию интегратора знаний. Мы понимаем под «интегратором» организацию, реализующую процессы взаимодействия частей сложной системы в целях обеспечения ее развития. В данном случае мы рассматриваем информационное взаимодействие, под которым понимаются процессы совместной генерации, обмена и трансфера знаний. Университет становится ведущим участником и организационным посредником для кооперации образовательных и научных структур с производством, культурными учреждениями, властными структурами. Целью кооперации является объединение усилий для решения междисциплинарных задач образования и науки, а также внедренческая инновационная деятельность. Проведем аналогии с другими интеграторами сложных социально-экономических систем. В первую очередь следует упомянуть государство, которое в системе регулируемой рыночной экономики играет роль экономического интегратора. Оглядываясь в советское прошлое России, можно отметить роль партийной организационной структуры как властно-идеологического интегратора, позволявшего решать в экстремальных случаях задачи взаимодействия самых разных типов организаций (научно-образовательных, культурных, производственных и т.д.) через партийные органы. Инновационное общество выдвинуло на первый план социальной жизни «власть знания», органами которой, безусловно, в первую очередь являются университеты.

Выполняя функции интегратора, университет предоставляет собственные внутренние возможности для организационного взаимодействия, а также генерирует внешние организационные сети информационного взаимодействия. Следует особо подчеркнуть, что функция интегратора означает не только множество двухсторонних взаимодействий с разными партнерскими организациями, но, и в первую очередь, предоставление возможности взаимодействия партнерских организаций между собой на интеллектуальном университетском базисе, который выступает и как участник, и как посредник, а иногда и как катализатор взаимодействия.

Остановимся еще на одной новой функции инновационного университета, уже упомянутой в связи с обсуждением функции интегратора знаний. Это функция массового высшего образования. В связи с реализацией этой функции новое звучание приобретает проблема обеспечения качества образования. В последние несколько лет тема качества образования все громче обсуждается на различных форумах европейского научно-образовательного сообщества. В тоже время в России принято гордиться высоким качеством нашего высшего образования. Значит ли это, что российский инновационный университет должен игнорировать попытки не только европейского, но и в целом мирового сообщества определить общие подходы к гарантии качества высшего образования? Разумеется, нет. Дело в том, что представления о высоком качестве российского образования относятся, во-первых, к прошлому периоду, с которым нас разделяют уже десятилетия, во-вторых, к относительно узкой группе специальностей подготовки естественно-научного и технического профиля, в-третьих, фактически только к одной форме – форме очного обучения и, наконец, к ограниченной группе ведущих вузов страны.

Глобальные процессы трансформации не только российского, но и мирового сообщества придали проблеме качества образования новое звучание. Следует признать, что образование гораздо большего в процентном отношении количества людей, чем ранее, (то есть массовое высшее образование) стало совершенно необходимым инструментом создания инновационного общества. Необходимость осуществления массового высшего образования потребовала целый ряд, ранее не использовавшихся форм учебного процесса. Это ускоренные формы второго образования, новые формы заочного и вечернего образования, параллельное образование, многоступенчатое образование, многочисленные формы переподготовки и повышения квалификации на основе концепции «образование в течение всей жизни», дистанционное обучение на основе использования информационных технологий и другие. Подходы к обеспечению качества инновационных форм образования требуют специальной проработки. Кроме того, образовательное пространство стало глобальным. В связи с этим возникли вопросы создания международной системы критериев качества образования и его контроля. Таким образом, функция массового образования и сопутствующая функция контроля качества образования – это тот новый дополнительный вид деятельности, который требует нестандартных организационных решений внутри инновационного университета. Нижегородский университет, ставит во главу своей работы главный инструмент обеспечения качества – образование, основанное на научных исследованиях. В то же время ННГУ активно применяет новые формы обучения и включился в создание инновационной системы обеспечения качества образования европейского образца[vi]. Решение организационных вопросов обеспечения качества обучения в ННГУ проводится с помощью европейских партнеров в рамках выполняемого в настоящее время трехгодичного проекта Темпус «Всеобщий менеджмент качества для университетов» (контракт UM_JEP-24069-2003).

Отметим одну из граней уже рассмотренной новой функции университета - функции трансфера знаний, которая настолько важна, что может в контексте глобализации мирового сообщества рассматриваться как самостоятельное направление деятельности инновационного университета. Речь идет о международном трансфере технологий, и экспорте образования. Говоря об экспорте образования, следует признать, что для ведущих университетов зарубежных стран это является традиционной функцией. Что же касается России, то здесь новизна заключается в том, что, во-первых, эти задачи должны решать не только университеты из узкого списка, определенного в советское время, а все инновационные университеты. А во-вторых, в том, что механизм российского экспорта образования, как и вся экономика, перешел от сформированного на идеологических принципах государственного заказа на рыночные рельсы[vii].

В тоже время международный трансфер технологий – это достаточно новая функция вузов, которая возникла в связи с глобализацией и возникновением конкуренции не просто между отдельными странами, а их объединениями. Ярким примером такого экономического противостояния является конкуренция Европейского союза с США. Для обеспечения адекватного конкурентного ответа в сфере высоких технологий Европейский союз признал необходимым создать собственную систему внедрения передовых разработок (то есть систему трансфера технологий), которая носит общеевропейский характер и не ограничивает взаимодействие «университет-предприятие» государственными границами. Эта система носит название Рамочные программы (РП) по научно-технологическому сотрудничеству. В настоящее время Европейский союз приступает к выполнению 7-й Рамочной программы. Российские университеты и научно-исследовательские учреждения имеют право на участие в РП. Однако реализация международного трансфера технологий является сложной организационно-управленческой проблемой для российских ученых (особенно из регионов), не имеющих опыта международного сотрудничества, в частности, в сфере интеллектуальной собственности. Нижегородский университет уже почти десятилетие участвует в создании системы поддержки участия российских ученых в Рамочных программах[viii]. Накопленный соответствующий опыт также положен нами в основу новой системы управления инновационным университетом.

2006 год дал еще один яркий пример новой, ранее никогда перед российскими вузами не ставившейся задачи. Это задача выполнения масштабной инновационной образовательной программы в рамках национального проекта «Образование». Нижегородский университет в числе 17 вузов страны получил право на выполнение инновационного проекта. Его название «Образовательно-научный центр «Информационно-телекоммуникационные системы: физические основы и математическое обеспечение». Целью инновационного проекта ННГУ является повышение качества и увеличение масштабов подготовки специалистов на основе интеграции образовательной, научной и инновационной деятельности[ix]. Выполнение таких масштабных проектов – это еще одна функция инновационных университетов, которая, безусловно, требует новых управленческих подходов.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.74.184 (0.015 с.)