![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование и Развитие инновационной инфраструктуры территории на базе вузовСтр 1 из 29Следующая ⇒
В Российской Федерации существует целый ряд регионов с высоким экономическим потенциалом – г. Москва и Московская область, г. С-Петербург, Нижнегородская, Самарская, Свердловская, Томская, Новосибирская области. Из них ряд субъектов Федерации являются донорными экспортоориентированными экономиками. В число областей-доноров, обладающих высоким научно-техническим потенциалом, который может стать основой для развития инновационного сектора национальной экономики входит Свердловская область. Свердловская область является одним из крупнейших научных центров Российской Федерации. В сфере науки и научного обслуживания занято 33,2 тыс. человек. Различными видами научной, научно-технической и проектно-изыскательской деятельности занимается 1394 организации (включая малые предприятия). Научная деятельность Свердловской области представлена Уральским отделением РАН (22 учреждения - 4129 сотрудников), наукой высших учебных заведений (31 ВУЗ - 6960 научных сотрудников), отраслевой наукой (92 института - 18857 сотрудников), заводской наукой (4135 сотрудников). Практически все организации расположены в г. Екатеринбурге. Проблема заключается в «старении» исследовательских кадров и, следовательно, уменьшении кадровой базы для предпринимательской активности в научно-техническом секторе. Кроме того, большая часть отраслевых институтов приватизированы и не ведут исследовательской деятельности, либо занимаются только проектными работами. В целом сохранили свой научно-технический потенциал не более 5 отраслевых институтов (менее 2000 сотрудников). Заводские подразделения прикладных исследований базируются на предприятиях ОПК, ориентированы на модернизацию старых разработок и не участвуют в развитии рынка инновационного предпринимательства. Объем выполненных научно-исследовательских работ в области составил в 2001 году 3,15 млрд. рублей, в том числе прикладных исследований и разработок – 2,81 млрд. Проблемой является невысокий уровень и ежегодное снижение патентной активности исследователей на 30-40%. Наукоемкость промышленной продукции, произведенной в области составляет 1,5% (пороговым критерием, позволяющим отнести производство к наукоемкому является 4-5%). Необходимо обратить внимание на источники финансирования исследований и разработок. В развитых странах сложилось устойчивое соотношение доли государственных расходов на НИОКР к частным 1/(5-7), то есть частный капитал инвестирует в фундаментальную и прикладную науку в 5-7 раз больше, чем государство. В России это соотношение 5/4. Увеличение расходов на науку до уровня 3-4% ВВП, как в индустриально развитых странах, необходимо, но для этого надо снизить долю государства и резко повысить вклад частного капитала в структуре финансирования.
В основу реализации инновационной политики России положен принцип системности, то есть единства субъектов инновационной деятельности (ИД), организационно-институциональной структуры, инновационной инфраструктуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления государственной инновационной политики. В соответствии со сложившейся мировой практикой организации инновационной деятельности институциональную основу национальной и региональной инновационных систем могут составлять два типа подсистем: - Научно-технологические территориально распределенные кластеры на базе национальных и транснациональных вертикально интегрированных корпораций в высокотехнологичных отраслях народного хозяйства (машиностроение, производство электронных компонентов и систем, связь и телекоммуникации, производство композиционных материалов нового поколения, биохимическая промышленность, фармацевтика, производство информационных технологий и пр.) и оборонно-промышленном комплексе (ОПК); - Региональные инновационные системы, характеризующиеся высокой степенью территориальной интеграции предприятий наукоемкого бизнеса в виде университетов, исследовательских комплексов, технополисов, технопарков, территорий инновационного развития. Модель инновационной системы индустриально развитых стран (ЕС, США и Япония) основывается на научных исследованиях крупных корпораций, о чем свидетельствуют данные таблицы 1 [1,2]. Таблица 1 - Источники финансирования исследований и разработок экономически развитых стран за 1999 г и России за 2000г.
Из данных таблицы 1 видно, что основной стратегией инновационного развития является активизация деятельности наукоемких технологических кластеров на базе крупных корпораций, имеющих внутренние ресурсы для проведения не только прикладных, но и фундаментальных научных исследований. Более того, в США 0,5% частных компаний получают 84% бюджетного финансирования на исследования и разработки [3], в России доля организаций частного сектора, получивших бюджетные средства на НИОКР составляет менее 0,01% от общего числа организаций, выполняющих исследования и разработки. Причинами резкого превышения доли государственных затрат на исследования и разработки в России по сравнению с развитыми странами являются: - Сохранение институциональной основы науки и высшего образования в собственности государства; - Сохранение в практически неизменном виде структуры управления научными исследованиями в России (по сравнению с СССР); - Существенные законодательные ограничения на прямое финансирование НИОКР частных организаций из бюджета; - Незавершившиеся процессы формирования вертикально интегрированных корпораций в России в наукоемкой сфере, высокая интенсивность слияний и поглощений, дестабилизирующих инновационные процессы; - Направленность на производство углеводородного сырья и продукции первых технологических переделов в наиболее крупных корпорациях России (Газпром, ЮКОС, ЛУКОЙЛ, СУАЛ, УГМК, ТМК и др.); - Контроль государства над основными предприятиями ОПК и формируемыми в настоящее время высокотехнологичными холдингами по производству военной техники и вооружений, отсутствие четкой стратегии конверсии военных разработок в гражданское производство. Понимание необходимости системного подхода к активизации инновационной деятельности со стороны бизнеса и власти на территории только начинает складываться. Бизнес видит в инновационной деятельности способ увеличения конкурентоспособности за счет выпуска новой продукции на рынки и повышения эффективности производства; власти – обеспечить диверсификацию производительных сил с увеличением доли производимой продукции высоких переделов, обеспечить социально-экономическую стабильность территории, а также увеличить занятость и востребованность в экономике кадров высшей квалификации. Традиционно рынок инновационной продукции формируется не только деятельностью крупных фирм и корпораций, но и активностью предприятий малого инновационного бизнеса. В Свердловской области в 2001 г. было зарегистрировано всего 85 инновационно-активных промышленных предприятий. Общее число зарегистрированных малых предприятий в сфере науки и научного обслуживания, являющихся основой инновационной активности – более 1000, однако результаты от инновационной деятельности в виде продаж инновационной продукции, а также выполнении исследований и разработок в валовом региональном доходе ничтожны и составляют 0,05%. Приведенные данные свидетельствуют о том, что инновационный потенциал промышленности России в рыночной среде только начинает складываться и не может быть в ближайшие годы источником инновационного рывка из-за отсутствия финансовых ресурсов, кадров, структуры управления и сопровождения инновационной деятельности, ориентации на экстенсивную стратегию развития. Таким образом, в ближайшее время центрами системной интеграции инновационной активности в России могут быть территории и сохранившаяся система вузовской и академической науки. При этом роль вузов в построении региональной инновационной системы связана с развитием следующих направлений деятельности:
- воспроизводство научно-технического (интеллектуального) потенциала, необходимого для разработки и коммерциализации инноваций; - производство инновационной продукции и услуг собственными силами; - инкубирование и генерация предприятий малого наукоемкого бизнеса, связанных с вузом; - формирование инновационной инфраструктуры поддержки ИД, обслуживающей потребности региональной инновационной системы; - подготовка кадров для ИД; - формирование инновационной культуры в бизнес-среде. Активность вузов в развитии всех вышеуказанных видов деятельности позволит сформировать центры инновационной активности региона и институциональную основу региональной инновационной системы.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.52.125 (0.008 с.) |