Распространение и признание опыта учебного округа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Распространение и признание опыта учебного округа



Идея и опыт создания учебного округа благодаря очевидной целесообразности достаточно быстро были поддержаны и использованы другими регионами России. К началу нового века учебные (образовательные) округа были созданы в более чем 30 субъектах Российской Федерации

Во второй половине 90-х годов университет с целью изучения опыта работы учебного округа посетили представители большого количества вузов из различных регионов России. Были делегации из Белоруссии и Приднестровья.

В пропаганде и распространении опыта, безусловно, ведущую роль сыграли издаваемый университетом федеральный журнал «Интеграция образования» и регулярно проводимые научно-практические конференции по интеграции региональных систем образования. В октябре 1999 г. состоялась вторая Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная проблемам интеграции в сфере образования, в октябре 2001 г. — третья, кроме того, регулярно проводились республиканские конференции по интеграции образовательных учреждений.

С 1999 г. начался новый этап в истории университетских образовательных комплексов. Вопросы их организации и функционирования оказались в центре внимания и педагогической (прежде всего вузовской) общественности, и органов государственного управления. Широкое распространение опыта учебного округа Мордовского университета сыграло определяющую роль в том, что 3 ноября 1999 г. на совещании у Председателя Правительства РФ В. В. Путина президент Российского союза ректоров В. А. Садовничий внес предложение о создании в регионах образовательных округов. По результатам совещания было сделано протокольное поручение Председателя Правительства, которое предписывало Минобразованию России совместно с Российским союзом ректоров рассмотреть предложение о создании в регионах Российской Федерации образовательных округов с целью координации учебно-воспитательной работы с детьми и молодежью, повышения преемственности между общеобразовательными учреждениями и высшими учебными заведениями и при необходимости представить в Правительство Российской Федерации соответствующие материалы.

1 марта 2000 г. состоялось заседание правления Российского союза ректоров с участием руководства Минобразования Российской Федерации, на котором обсуждался вопрос об учебных (университетских) округах. На заседании с изложением опыта Мордовского университета выступил его ректор. Правление отметило большое значение создания и практической деятельности университетских округов для реализации комплексного подхода к проблемам образования с учетом задач социально-экономического развития страны и каждого региона, одобрило опыт работы университетских округов и рекомендовало советам ректоров вузов провести консультации о возможности и целесообразности их создания в регионах. В ходе заседания были высказаны различные мнения о задачах и функциях образовательных (учебных) округов. И это понятно, поскольку многие вопросы, связанные с их деятельностью, были еще недостаточно отработаны. К тому же учитывался не только современный, но и дореволюционный опыт функционирования учебных округов. Поэтому неудивительно, что прозвучали мнения, значительно расширяющие сложившиеся к тому времени функции РУО.

Большую роль в пропаганде и распространении накопленного во многих регионах опыта работы университетских образовательных округов и комплексов сыграли проводимые в стране конференции, посвященные проблемам интеграции в сфере образования. 25 — 27 мая 2000 г. на базе Калмыцкого государственного университета состоялась научно-практическая конференция «О роли университетов в социально-экономическом развитии республик в составе Российской Федерации». На конференции были представлены нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность университетских образовательных округов и комплексов. В рекомендациях конференции записано: «Распространить среди университетов республик в составе Российской Федерации представленные на конференции нормативно-правовые документы комплексов при Мордовском государственном университете, Кабардино-Балкарском государственном университете, Петрозаводском государственном университете, других университетах».

Опыт работы учебного округа Мордовского университета и анализ моделей интеграции образовательных учреждений были изложены ректором университета в декабре 2000 г. на VI съезде Российского союза ректоров. Съезд указал на необходимость взвешенных подходов при организационной (административной) интеграции учебных заведений.

В апреле 2001 г. в г. Зальцбурге (Австрия) в рамках реализации проекта «Университеты» состоялся очередной симпозиум, который был посвящен проблеме повышения региональной роли российских университетов в условиях глобализации высшего образования. В данном проекте главное внимание уделяется процессам реформирования высшего образования в странах Центральной и Восточной Европы, России и СНГ. С момента начала реализации проекта было проведено 15 симпозиумов с участием руководителей и представителей правительств и университетов Северной Америки, Западной и Восточной Европы, России и стран СНГ.

В центре дискуссии, развернувшейся на апрельском симпозиуме 2001 г., был документ Минобразования Российской Федерации «Стратегия для России: образование». Дискуссия велась по трем направлениям:

— социальная и гражданская ответственность университетов;

— региональные университетские комплексы;

— научно-исследовательские университеты.

По теме «Региональные университетские комплексы» были сделаны доклады, раскрывающие три практических примера создания такого рода комплексов: США, Венгрии и Мордовии. Опыт Мордовского университета по созданию регионального учебного округа был освещен в докладе, с которым выступил его ректор.

1 — 2 октября 2001 г. на базе Мордовского университета состоялась 3-я Всероссийская научно-практическая конференция «Интеграция региональных систем образования», на которой в центре внимания были вопросы оптимального сочетания административной и академической интеграции образовательных учреждений.

В целях практической апробации различных моделей интеграции образовательных учреждений Минобразование РФ приступило к созданию федеральных площадок. В 2001 г. такой статус получили четыре вуза РФ: Мордовский университет — по проблеме «Региональный учебный округ при Мордовском университете — системообразующий элемент региональной системы образования», Казанский государственный университет, Казанский государственный технический университет и Казанский государственный технологический университет — по проблеме «Система университетских комплексов Республики Татарстан». НИИ регионологии при Мордовском университете Министерство образования России поручило разработку проекта «Модели и механизмы создания и развития уни­верситетских комплексов как академических и социокультурных центров».

4. Учебный округ и университетский комплекс

С ноября 1999 г., когда В. В. Путин дал поручение Министерству образования РФ рассмотреть предложение о создании в регионах образовательных округов, до сентября 2001 г., когда было принято постановление Правительства РФ «Об университетских комплексах», в проектах правительственных документов и принятых решениях усиливалось значение административной интеграции учебных заведений и гораздо меньшая роль отводилась академической интеграции. Само понятие «образовательный округ» постепенно было отодвинуто на второй план. Например, в одобренных в основном на заседании Правительства РФ 28 июля 2000 г. «Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу» (далее «Основные направления...») говорится о возможности использования трех моделей взаимодействия учебных заведений:

— создание комплекса университетского образовательного округа (не имеющего статуса юридического лица), в котором университет играет роль центра методического обеспечения образовательных учреждений различных уровней, повышения квалификации преподавателей в регионе, формирует развитую информационную образовательную среду, ведет целевую подготовку кадров для производственной и социальной сферы региона; при этом все учреждения, входящие в состав округа, сохраняют юридическую самостоятельность;

— формирование комплекса как юридического лица в форме объединения образовательных, научных, производственных и других структур различных форм собственности, сохраняющих статус юридических лиц;

— создание комплекса как единого юридического лица — автономного учебного заведения, в котором объединены подразделения, реализующие образовательные программы различных уровней (лицеи, гимназии, колледжи, институты, учреждения дополнительного профессионального образования), НИИ и КБ, производственные и другие подразделения, объекты социальной сферы.

Действовавшим к тому времени не только в Мордовии, но и в других регионах университетским образовательным (учебным) округам среди предложенных в «Основных направлениях...» моделей интеграции отведено достойное место. Первая модель комплекса — это университетский образовательный округ.

В подготовленном позже в соответствии с «Планом действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000 — 2002 годы» (далее «План действий...») проекте постановления Правительства «О создании университетских комплексов» в перечне трех моделей университетских комплексов образовательные округа поставлены на третье место.

1. Университетский комплекс — университет (единое юридическое лицо), состоящий из различных образовательных, научных, конструкторских, производственных и иных структурных подразделений.

2. Университетский комплекс — объединение образовательных, научных, конструкторских, инновационных и иных учреждений и организаций различных форм собственности, сохраняющих свою самостоятельность и образовавших ассоциацию (союз) с правами юридического лица.

3. Университетский комплекс — университетский образовательный округ (ассоциация, союз) без прав юридического лица, объединяющий образовательные учреждения и организации независимо от форм собственности, реализующие образовательные программы различных уровней.

В принятом в сентябре 2001 г. постановлении Правительства РФ «Об университетских комплексах» исчезли три предлагавшиеся ранее модели университетских комплексов. Основной моделью стал университетский комплекс как единое юридическое лицо, объединяющее образовательные учреждения, которые реализуют образовательные программы различных уровней, иные учреждения и некоммерческие организации или выделенные из их состава структурные подразделения. Что касается других форм интеграции, то постановление поручало Минобразованию РФ содействовать объединению образовательных учреждений, научных, конструкторских и иных некоммерческих организаций, сохраняющих свою самостоятельность, в ассоциации (союзы), в том числе созданию университетских образовательных округов.

Таким образом, возобладала точка зрения, в соответствии с которой университетские комплексы должны создаваться главным образом путем присоединения к университетам техникумов и профессионально-технических училищ (ПТУ). Подобная трансформация официальной позиции по возможным формам (моделям) университетских комплексов не могла быть не замеченной вузовской общественностью.

В одобренном на VI съезде Российского союза ректоров обращении было отмечено: «Следует изучить и всесторонне проверить на опыте целесообразность объединения учебных заведений различных типов в единые комплексы. Принципиально важно, чтобы такие объединения создавались с согласия самих учебных заведений, и, прежде всего университетов, не подменяли органы управления, не стали «службами спасения» при местных органах образования, а превратились в интеллектуальные центры своих регионов, консолидирующие научно-педагогическую общественность на ключевых проблемах науки, культуры, образования и воспитания, духовной жизни местных сообществ. Особо важно обеспечить создание университетских округов как составной части федеральных округов и движущей силы их интеллектуального и культурного развития».

Съезд имел все основания высказать беспокойство по поводу обеспечения оптимального сочетания административной и академической интеграции. В «Плане действий...» и в «Основных направлениях...» создание университетских комплексов рассматривается не только как механизм обеспечения преемственности в образовательном процессе и адаптации профессионального образования к изменениям рынка труда, но прежде всего как способ повышения уровня преподавания в колледжах и ПТУ и сокращения расходов на образование. В «Плане действий...» указано, что в целях повышения эффективности государственных расходов на образование Правительство Российской Федерации намерено реализовать ряд мер, направленных на реконструирование бюджетной сети, включая реорганизацию учебных заведений профессионального образования путем их интеграции с высшими учебными заведениями и создания университетских комплексов, а также начать реструктуризацию малокомплектных сельских школ. В «Основных направлениях...» более четко сформулированы цели созда­ния университетских комплексов. В документе подчеркнуто, что это обеспечит:

— повышение качества преподавания в колледжах и профессиональных училищах (преподаватели колледжей и училищ становятся членами вузовских кафедр, у них появляется круг профессионального общения и создаются перспективы профессионального роста); повышение социального статуса и социальной мобильности студентов и преподавателей колледжей и техникумов;

— повышение гибкости структуры профессионального образования, возможность быстрой адаптации к изменениям рынка труда;

— рост эффективности использования материальных и кадровых ресурсов, более быструю и гибкую адаптацию системы профессионального образования к изменениям рынка труда.

Таким образом, за короткий период из официальных документов исчезло исторически сложившееся в России понятие учебного округа, смешались понятия университетского образовательного округа и университетского комплекса.

На наш взгляд, не следует отождествлять понятия «университетский образовательный (а мы говорим «учебный») округ» и «университетский комплекс». Наша позиция по их разграничению была изложена в выступлении на VI съезде Российского союза ректоров. Она сводится к тому, что университетский комплекс — это, прежде всего крупный университет со своей структурой, с филиалами, факультетами и НИИ как центр науки, образования и культуры в регионе. Это центр, где концентрируются вузовское, послевузовское и дополнительное образование, а также значительный научный потенциал региона. Многие российские университеты представляют собой такие комплексы, в том числе Мордовский университет. Здесь обучается примерно 65 % всех студентов вузов Мордовии, работает 80 % всех докторов и кандидатов наук республики. Через университет проходит более 70 % обучающихся в Мордовии в системе дополнительного и послевузовского образования. Он поистине является университетским комплексом, представляющим собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих блоков, функционирующих для достижения поставленных перед университетом целей.

Ведущую роль с точки зрения формулировки и достижения целей, определения тактики и стратегии развития вуза имеет блок управления, включающий руководителей вузовского уровня и коллегиальные органы. По направлениям деятельности, на наш взгляд, можно выделить три основных блока: образовательный, научно-исследовательский, внеучебной работы со студентами. Остальные блоки призваны создавать условия для реализации основных направлений деятельности, их можно именовать как обеспечивающие:

— кадрового обеспечения;

— информационного обеспечения;

— материально-технического обеспечения;

— учебно-методического обеспечения;

— финансово-экономического обеспечения;

— социальный блок.

Понятие «учебный (образовательный) округ» значительно шире понятия «университетский комплекс». Последний является ядром учебного округа. Если университетский комплекс — это единое юридическое лицо и несколько учрежденных университетом юридических лиц (НИИ, издательство, учебно-опытное хозяйство и т. д.), то все субъекты учебного округа должны сохранить академическую самостоятельность, они не должны терять статуса юридического лица. Учебный округ — это академическое сообщество, которое формируется на добровольной основе организационно и экономически независимыми учебными, научными и другими учреждениями.

В определенной степени такое разграничение рассматриваемых понятий нашло отражение в постановлении Правительства РФ «Об университетских комплексах». В нем под университетским комплексом понимается созданная решением Правительства РФ на базе университета (академии) структура в виде единого юридического лица, объединившая в результате реорганизации образовательные учреждения, которые реализуют образовательные программы различных уровней, Таким образом, в этом документе образовательные округа уже не отнесены к университетским комплексам. Они лишь наравне с другими объединениями образовательных учреждений и других организаций, сохраняющих свою самостоятельность, могут содействовать в решении основных задач университетских комплексов.

В таком виде университетские комплексы вряд ли получат широкое распространение. Непрост сам утвержденный порядок их создания, сомнителен (практика в ряде регионов подтверждает это) эффект от присоединения к университетам (академиям) учебных заведений начального и среднего профессионального образования. Почему быстро пошел процесс создания университетских учебных (образовательных) округов? Причина, по которой идея учебного округа получила практически повсеместную поддержку, кроется в том, что все входящие в состав округа учебные заведения сохраняют свою самостоятельность и понимают взаимовыгодность академический интеграции. Они являются самостоятельными участниками регионального рынка образовательных услуг и интегрированы академически, координируя работу в учебно-методическом отношении. Каждый субъект округа отвечает за качество и результаты своей деятельности. И этим сохраняется конкурентная среда, что имеет огромное значение для повышения качества образования. Совсем другое дело, когда к университету присоединяются и административно подчиняются средние и начальные профессиональные учебные заведения, которые теряют право юридического лица.

Мы разделяем точку зрения, что поглощение учебного заведения одного уровня образования другим отрицательно сказывается на всех уровнях. Чаще всего страдает начальное и среднее профессиональное образование, что противоречит предусмотренному в «Концепции модернизации образования» их опережающему развитию и современным требованиям рынка трудовых ресурсов. Но и высшая школа в этом случае берет на себя несвойственные ей функции.

Университеты призваны готовить специалистов высшей квалификации и вести фундаментальные и прикладные исследования. Они как центры науки, образования и культуры вместе с другими вузами в любом регионе образуют вершину пирамиды образовательной системы. А вершина не может быть больше основания. От этого система теряет устойчивость. В этой системе интеграция образовательных учреждений должна быть учебно-методической, академической. Слияние совсем необязательно. Здесь не надо укреплять вертикаль власти. В практике отечественного образования такие примеры уже были, и они не оправдали себя.

Опыт работы образовательных округов показал, что для обеспечения преемственности учебных программ по уровням профессионального образования нет необходимости лишать начальные и средние профессиональные учебные заведения самостоятельности и что именно в учебных округах должна решаться поставленная в решениях Правительства по модернизации образования задача разработки сопряженных образовательных программ разных уровней профессионального образования, имеющих целью обеспечение повышения качества подготовки и сокращения образовательной траектории. Такая работа в учебных округах ведется уже давно, причем практически во всех регионах страны. Если ее еще подкрепить государственными образовательными стандартами, то не будет никакой нужды лишать средние профессиональные учебные заведения, особенно стабильно развивающиеся, статуса юридического лица и присоединять их к университетам.

В стране накоплен богатый опыт интеграции образовательных учреждений, и жизнь сама подскажет, какая модель университетского комплекса более эффективна в конкретных условиях. Главное, чтобы от этой интеграции повысилось качество образования и сохранилась конкуренция на рынке образовательных услуг.

5. Роль учебного округа университета в региональной системе образования

Учебный округ университета стал важным структурообразующим элементом системы образования республики. Изначально он был создан как структура академического самоуправления, объединяющая около 90 образовательных и научных учреждений с целью интеграции их научно-педагогического потенциала и социокультурных функций. За годы существования округа шло поэтапное его развитие.

На первом этапе главное внимание было сосредоточено на академической структуризации образовательных учреждений, оказании помощи в формировании гимназий, лицеев, университетизации высших учебных заведений.

На втором этапе приоритетными были две основные задачи: во-первых, трансляция передового опыта всем образовательным учреждениям и, во-вторых, научно-методическое обеспечение национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов.

На нынешнем этапе происходит углубление и расширение процессов интеграции. Они выходят за пределы сферы образования. С принятием Закона РФ «О некоммерческих организациях» и Гражданского кодекса Российской Федерации перед руководством РУО при университете встал вопрос о внесении изменений в основной нормативный документ, регламентирующий деятельность округа, — в действующий Устав. Были разработаны два варианта уставных документов. По первому предусматривалось предоставление РУО права юридического лица, по второму это право не предусматривалось. В соответствии с новым законодательством РУО организационно должен быть оформлен в виде ассоциации субъектов округа.

В сентябре 2000 г. в Саранске состоялось общее собрание субъектов Регионального учебного округа, которое приняло решение в целях совершенствования региональной системы образования, ее научно-методического обеспечения, академической интеграции образовательных учреждений, эффективного использования их интеллектуального потенциала и материальной базы, приведения организационно-правовой формы РУО в соответствие с действующим законодательством создать на базе округа ассоциацию «Региональный учебный округ при Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева», объединяющую не только учебные и научные учреждения, но и предприятия и организации производственной и социальной сферы.

На собрании были утверждены модель Регионального учебного округа без права юридического лица, договор о создании ассоциации и ее Устав (прил. 15). Ассоциация объединила не только учебные и научные учреждения, но и предприятия и организации производственной и соци­альной сферы. С принятием этих документов несколько изменилась структура управления округом (рис. 2).

 

Высшим органом управления является общее собрание членов округа. В структуре управления появился ученый совет, который осуществляет общее руководство деятельностью РУО. В новом Уставе записано, что председателем ученого совета является ректор университета. Сохранилась дирекция, осуществляющая текущее руководство РУО. Изменилась роль попечительского совета, который должен решать вопросы финансового и материально-технического обеспечения, организации конкурсов, олимпиад и т. д. В Уставе предусмотрено, что попечительский совет возглавляет один из руководителей представительной или исполнительной власти Республики Мордовия. В связи с созданием ученого совета упразднены научно-методический совет и блоки секций по направлениям, сохранены научно-методические секции по профилям образования и учебным предметам. Секции объединены в отделения по направлениям деятельности.

В настоящее время в составе РУО 23 научно-методические секции:

1) совершенствования управления образованием;

2) философии;

3) педагогики;

4) психологического обеспечения учебного процесса;

5) физического образования;

6) химического образования;

7) агроинженерного образования;

8) информатизации образования;

9) инженерного образования;

10) математического образования;

11) медицинского образования;

12) национального образования;

13) русской филологии;

14) иностранных языков и литературы;

15) культурологии;

16) среднего профессионального образования;

17) аграрного образования;

18) биологического образования;

19) географического образования;

20) экологического образования;

21) истории;

22) социологии;

23) довузовской подготовки.

Большую и крайне важную в современных условиях работу ведет секция информатизации образования, деятельность которой направлена на формирование информационного образовательного пространства республики. Университет в этом играет ведущую роль, поскольку обладает необходимым техническим, кадровым и методическим потенциалом.

В качестве примера подробно рассмотрим опыт работы трех секций РУО.

По инициативе секции национального образования традиционными стали встречи преподавателей и студентов филологического факультета с работниками Министерства образования РМ. На этих встречах, в частности, был проработан вопрос об открытии первой национальной гимназии на базе Саранской средней школы № 14. Секция и гимназия заключили двухсторонний договор о научно-методическом сотрудничестве. В качестве одной из основных задач своей деятельности секция национального образования РУО определила содействие разработке стратегии национального образования в республике. Члены секции принимают самое активное участие в проводимых Министерством образования РМ мероприятиях, посвященных вопросам совершенствования содержания образования в национальной школе. Результатом такого рода мероприятий стало то, что мордовские языки и литература вводятся как предметы образовательного цикла в детских садах, городских школах. Родилась обновленная программа совместной деятельности, предусматривающая создание нормативных документов, сквозных учебных планов I и программ силами преподавателей школ и вуза, выработку единых требований к содержанию обучения.

Совместно с учителями школ составлены новые программы по мордовской литературе для 5 — 11-х классов национальной школы. Завершается разработка новых программ по мордовским языкам, в которых усилен акцент на межпредметные связи и конкретное приложение знаний на практике. Программы ориентируют преподавателя на знакомство учащихся с национальной культурой, обычаями, традициями народов, что послужит целям не­посредственного приобщения детей к культурному и историческому наследию своего народа. Усиливается внимание к введению в содержание образования вопросов этикета, этимологии языка, краеведения, которые становятся обязательными элементами современного гуманитарного образования в национальной школе. В апреле 2001 г. на базе школы № 17 г. Рузаевка была проведена межреспубликанская олимпиада по мордовским языкам и литературе.

В работе секций принимали участие, как преподаватели всех районов Мордовии, так и представители Ульяновской и Самарской областей, Башкортостана, Татарстана, Чувашии. С участием преподавателей филологического факультета подготовлена программа «Мордовская школа в диаспоре: опыт, проблемы, перспективы».

Секция национального образования ведет большую издательскую работу. Преподаватели филологического факультета довольно эффективно занимались такой работой задолго до создания секции. Особых успехов добились в этом члены кафедр финно-угорских литератур, эрзянского языка, мокшанского языка. Главным в их практике было издание учебно-методических пособий для национальных школ по родным (мокшанскому и эрзянскому) языкам и литературе. Многие методические пособия для учителей школ написаны также преподавателями факультета. Практически все национальные школы Мордовии занимаются по учебникам и учебным пособиям, авторами которых являются ученые кафедр эрзянского языка, мокшанского языка и финно-угорских литератур.

Секция иностранных языков и литературы организует свою работу по следующим основным направлениям.

1. Проведение методических и научно-практических конференций по проблемам «Инновационные технологии обучения иностранным языкам и литературе»; «Билингвальный компонент в языковой подготовке филолога-словесника»; «Цивилизация и межкультурное образование в практике преподавателя иностранного языка»; «Неофилология — обучение деловому, профессиональному общению (межпредметная интеграция в практике обучения иностранным языкам») с участием Министерства образования РМ, преподавателей вузов, учителей школ города Саранска и республики.

2. Организация встреч одаренных учеников школ города с учителями иностранного языка.

3. Проведение открытых занятий по иностранным языкам преподавателями вузов в базовых школах с использованием нетрадиционных методов обучения.

4. Организация на базе кафедр факультета иностранных языков Мордовского университета книжных ярмарок-панорам «Преподавание иностранных языков и диалог культур»; заседаний «круглого стола» по концептуальным основам альтернативных учебников — отечественных и зарубежных.

5. Организация работы курсов по проекту «Теория и практика преподавания немецкого языка как иностранного» совместно с Институтом им. Гете и Университетом Касселя (ФРГ) с целью повышения квалификации и профессиональной подготовки учителей школ и преподавателей вузов (по окончании курсов выдается совместный сертификат Мордовского университета, Университета Касселя и Института им. Гете).

Члены секции русской филологии на протяжении 40 лет собирают диалектную лексику и фразеологию. Эта важная работа уже принесла свои плоды — вышли в свет 8 томов «Словаря русских говоров на территории Мордовии». Издания являются уникальным памятником русской народной речи второй половины XX в. и ценным научно-методическим пособием. Словарь получил высокую оценку не только в России, но и за рубежом, заслужив гранты Министерства образования РФ и Российского гуманитарного научного фонда. Работы подобного масштаба, как правило, ведутся на базе словарных секторов научно-исследовательских институтов при Академии наук РФ.

В новом Уставе РУО уточнены и существенно дополнены основные задачи секций:

— разработка способов оптимизации учебного процесса и повышения качества обучения;

— совершенствование образовательных технологий и внедрение новейших достижений педагогической науки в учебный процесс средней и высшей школы;

— разработка концепций и организация деятельности инновационных образовательных учреждений;

— разработка и подготовка к изданию учебных и методических материалов, пособий и учебников;

— оказание помощи образовательным учреждениям — субъектам РУО в разработке национально-региональных компонентов образовательных программ;

— изучение, обобщение и распространение передового опыта учебно-воспитательной работы;

— проведение научных исследований по вопросам интеграции и совершенствования учебно-воспитательного процесса;

— вовлечение педагогов и учащихся, студентов и преподавателей образовательных учреждений в научно-исследовательскую работу по проблемам образования;

— выполнение других работ, предусматриваемых рабочими планами и программами совместной деятельности подразделений РУО.

В настоящее время РУО имеет три филиала, которые созданы при вузах, с секциями, соответствующими их про­филю.

1. Рузаевский филиал РУО при Рузаевском институте машиностроения:

— секция инженерного образования.

2. Филиал РУО при Саранском кооперативном институте Московского университета потребительской кооперации с секциями:

— торгово-экономического образования;

— трвароведно-технологического образования.

3. Филиал при Мордовском республиканском институте образования с секциями:

— дошкольного воспитания и начального образования;

— начального профессионального образования;

— инноваций в общем образовании.

Новым элементом в структуре РУО являются учебно-научно-инновационные комплексы (УНИК) и учебно-научно-производственные комплексы (УНПК), куда входят подразделения университета (институты, факультеты, кафедры), другие образовательные учреждения (главным образом профессионального образования), научно-исследовательские институты и лаборатории, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, медицинские и другие учреждения. В состав УНИК и УНПК могут входить и входят предприятия, организации и учреждения, которые не являются субъектами РУО, поэтому они остаются за пределами учебного округа, но вместе с тем интегрируют университетский комплекс с округом. Взаимодействие между университетским комплексом, РУО, УНИК и УНПК можно представить в виде схемы, которая дана на рис. 3.

 

Рис. 3. Схема взаимодействия университетского комплекса,

регионального учебного округа, учебно-научно-инновационных

и учебно-научно-производственных комплексов

 

УНПК и УНИК, в которые входит Мордовский университет, существует несколько: светотехнический, медицинский, аграрный, строительный и др.

Так, в состав медицинского комплекса входят четыре медицинских училища: Саранское базовое, Ардатовское, Краснослободское, Темниковское; больницы: Республиканская клиническая, Республиканская психиатрическая, Детская республиканская № 2, Городская инфекционная клиническая, Клиническая больница № 4 г. Саранска, Больница скорой медицинской помощи г. Саранска, Детская республиканская больница № 1; диспансеры: Республиканский онкологический, Республиканский кожно-венерологический, Республиканский противотуберкулезный; Клинический родильный дом № 2 г. Саранска.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.22.250 (0.075 с.)