Бенчмаркинг как методология совершенствования управления российскими вузами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бенчмаркинг как методология совершенствования управления российскими вузами



 

Многие специалисты высказываются сегодня за необходимость организации институциональных научных исследований по актуальным направлениям, развитие системы повышения квалификации, подготовки и переподготовки управленческих кадров для вузов, развитие консалтинга (Евдокимова, Князев, 2003). Все эти меры должны быть хорошо продуманы и проработаны с участием ведущих экспертов, как отечественных, так, вероятно, и зарубежных. Совершенно ясно, что подобная программа профессионализации вузовского управления невозможна без формирования некого профессионального пространства или информационной среды университетского управления, которая объединила бы теорию и практику, экспертов и потребителей, обширные информационные базы данных и прочее. Необходим научный подход к накоплению, систематизации и анализу информации. Любой информации - российской и зарубежной - по вопросам, касающимся управления вузами, методов его совершенствования, существующей успешной практики их реализации и т.д. Лучший опыт должен быть учтен при выработке политики в области высшего образования, проведении модернизации и прочих мероприятий, направленных на совершенствование системы управления вузами и процесса их деятельности в целом.

В этой статье рассматривается широко распространенный за рубежом метод бенчмаркинга для оценки эффективности и поддержания конкурентоспособности организации. В его основе лежит количественный и качественный анализ информационных ресурсов, являющийся неотъемлемым атрибутом стратегического менеджмента. Стратегический менеджмент становится распространенной концепцией управления в ведущих российских вузах. Поэтому естественно встает вопрос о возможности применения метода бенчмаркинга в университетском управлении и о проблемах на этом пути в контексте российского образования.

Бенчмаркинг – это процесс выявления, изучения и адаптации лучшей практики и опыта других организаций для улучшения деятельности собственной организации (организации со схожими процессами, в своей отрасли, независимо от отраслевой принадлежности, в своей стране или за рубежом) (Евдокимова, 2005). Термин «лучшая практика» относится к подходам и методам, обеспечивающим получение выдающихся результатов, инновационным в плане использования технологий и ресурсов и получившим признание потребителей и экспертов (Evans, Lindsay, 2002).

Можно смело утверждать, что бенчмаркинг прекрасно вписывается во многие, в том числе упомянутые выше, методики совершенствования процессов как один из их элементов или шагов. Например, реинжинирингбизнес-процессов (БПР) предполагает кардинальное улучшение основных показателей деятельности компании путем моделирования, анализа и перепроектирования существующих бизнес-процессов (Ойхман, Попов, 1997). Статистика показывает, что методика БПР дает в среднем 5-10 процентов улучшений, в то время как дополнительное применение бенчмаркинга в этом процессе может способствовать увеличению этих показателей до 50-70 процентов (Evans, Lindsay, 2002).

Методологии бенчмаркинга в системе высшего образования посвящено довольно много литературы. Нельзя сказать, что «образовательный» бенчмаркинг кардинально отличается от промышленного, однако, следует учитывать накопленный в этой узкой сфере опыт и некоторые нюансы. Всеми специалистами признается тот факт, что слепой перенос практики применения методов управления, присущих бизнесу, в среду высшего образования, скорее всего, вызовет отторжение и неприятие этих методов академическими кругами. Многие из них просто не приемлемы в нашем контексте в силу специфики отрасли. Однако, опыт российских вузов и экспертов, на практике реализующих некоторые инструменты и принципы качества и непрерывного улучшения, говорит не только в пользу их применения, но и рекомендует их использование в обязательном порядке, если целью руководства является не только процветание, а даже просто выживание вуза в современном мире.

Ряд условий нынешнего времени делают бенчмаркинг не просто приемлемым в сфере высшего образования, но практически обязательным (Князев, Евдокимова, 2006). Во-первых, в связи с ростом потребностей акционеров (студентов, родителей, работодателей, государства и пр.) все более высокие стандарты и требования предъявляются системе высшего образования. Болонский процесс, охвативший Европейский Союз, теперь активно влияет и на Российскую систему высшего образования и ее стандарты. В данной ситуации вузы должны грамотно выбирать и применять методы совершенствования своей деятельности с учетом новых стандартов, оглядываясь на лучших. В эпоху информационного общества знание стремительно меняется и распространяется, не позволяя вузам удерживать статус-кво, не имея реального конкурентного преимущества. Появляются многочисленные провайдеры научно-образовательных услуг в лице новых вузов, корпоративных университетов, Интернет-провайдеров, использующих передовые технологии обучения, переманивающих заказчиков и теснящих вузы на рынке. Необходимо постоянно учиться у лучших и совершенствовать свою деятельность. Университетские лидеры могут использовать бенчмаркинг не только для совершенствования процессов, нот и как инструмент стратегического планирования и прогнозирования, поскольку он имеет дело с изучением и анализом среды, окружения, тенденций, поиском целей и ориентиров. К сожалению, «приходится констатировать, что стратегический подход к управлению – жизненно необходимый в условиях динамичных изменений – не стал доминирующей парадигмой, концептуальной основой для построения управленческой деятельности в российских вузах (Князев, 2004). Очень метко характеризует эту ситуацию высказывание американского специалиста по вопросам управления образованием Сюзан Такер: «Если вы всегда делаете то, что вы всегда делали, то вы всегда будете иметь то, что вы всегда имели» (Tucker, 1995).

Но самый, пожалуй, понятный аргумент в пользу методологии бенчмаркинга, это то, что несомненно легче и дешевле адаптировать чьи-то апробированные идеи, чем самим каждый раз «изобретать велосипед» и учится на собственных ошибках. Наша система высшего образования только выиграет, если будет использовать очевидные преимущества методики, заимствованной из бизнеса, и широко используемой в Западных университетах.

Для успешного проведения бенчмаркингового проекта в вузе необходимы, в первую очередь, понимание и поддержка руководства вуза, что обеспечит необходимые ресурсы и волевые решения в случае необходимости. Руководство должно быть ориентировано на возможные системные улучшения, а не на поиск виноватых и «козлов отпущения». Существенно также наличие у вуза миссии, четко определенных, разделяемых всеми конкретных целей улучшения через стратегическое или долгосрочное планирование. Огромное значение для успеха проекта имеет организационная культура вуза, культура работы «в команде», вовлеченность персонала в процесс принятия решений (Tacker, 1995). Конечно, как и любой другой, бенчмаркинговый проект требует хорошо разработанного плана и участия в нем квалифицированных специалистов.

Поскольку методология бенчмаркинга предполагает не простое копирование, а адаптацию практики партнера (Евдокимова, Князев, 2003), необходимо разобраться, какие элементы могут быть заимствованы и применимы в вашем вузе. При этом необходимо помнить, что метод или технология, успешно зарекомендовавшие себя в одной организации или отрасли, могут привести к диаметрально противоположным результатам при их использовании в ином контексте. Необходимо проанализировать все факторы, влияющие на процесс и его успешность, критерии эффективности, стратегические планы, цели, внешние условия и т.п.

Одним их основных факторов успеха любых инноваций и совершенствования по признанию практически всех авторов публикаций на эту тему является максимальная вовлеченность персонала в этот процесс. Еще более актуальным это становится в таких организациях как высшие учебные заведения, где академическая культура традиционно предполагает принцип коллегиальности принятия решений. Поэтому необходимо донести результаты проделанной и перспективы предстоящей работы до вузовской общественности, постараться максимально вовлечь ее в этот процесс.

Выявленный потенциал для улучшения реализуется посредством конкретных мероприятий, поэтому реальная ситуация со средствами, политическими мотивами, человеческими ресурсами и прочими факторами может уменьшить объем предполагаемых изменений. Определив оптимальное по стоимости решение о будущем состоянии, рабочая группа бенчмаркинга должна сосредоточить свои усилия на разработке плана его осуществления. При этом необходимо согласование с действующим планом работ вуза, когда определяется, уживаются ли рекомендуемые меры с существующими планами или необходима коренная переориентация.

Описанная выше технология, как отмечалось ранее, неоднократно апробирована зарубежными бизнес-компаниями, а также университетскими сообществами. Бенчмаркинговые подходы используются не только для краткосрочных программ повышения эффективности и совершенствования процессов, а встраиваются в повседневную практику. В этом, собственно, и есть большое преимущество метода бенчмаркинга. Созданные в рамках подобных проектов межвузовские сети и совместные базы данных являются благодатной основой для постоянного самосовершенствования.

В России преимущества данного подхода только начинают осознавать. Проектов по совершенствованию системы вузовского управления у нас в России было немало – многие фонды финансировали (и продолжают финансировать) подобные проекты (Евдокимова, Князев, 2003). Однако, как отмечает Князев, « анализ проектов по всему спектру программ, рассматривающих университетское управление как один из приоритетов деятельности, позволил выявить ряд существенных особенностей. В частности, обнаружились:

· дефицит системных проектов

· дефицит «командных» проектов

· дефицит «открытых» и сетевых проектов

· неэффективная диссеминация приобретенного опыта

· неэффективная капитализация проектного опыта» (Князев, 2004).

Оценивая перспективы использования методологии в российском контексте, можно констатировать, что существующие тенденции и состояние отечественной системы образования создают прекрасные предпосылки для использования методологии российскими вузами, как в индивидуальном порядке, так и на уровне профессиональных ассоциаций, сетей, а также при активной поддержке государства.

 

Литература

Евдокимова Я.Ш., Князев Е.А. Информационные ресурсы в стратегическом менеджменте// Университетское управление: практика и анализ», 2003. - №2 (25). - С. 7-17.

Евдокимова Я.Ш. Бенчмаркинг как методология совершенствования управления российскими вузами/ Университетское управление: практика и анализ, Екатеринбург, 2005. – № 4 (37). – С. 27-38.

Князев Е.А., Евдокимова Я.Ш. Бенчмаркинг для вузов: Учебно-методическое пособие. – М.: Университетская книга, Логос, 2006.– 208 с.

Князев Е.А. К вопросу о стратегическом управлении и консалтинге в высшей школе. Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. Серия Инновации в образовании. Выпуск 1 (5). Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 2004, с.43-52.

Ойхман В.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг бизнес-процессов. – М.: Финансы и статистика, 1997, 396 с.

Alstete Jeffrey. Benchmarking in Higher Education, 1995, 141 p.

Benchmarking in Higher Education/ edited by Norman Jackson and Helen Lund, 2000, 258 p.

James R. Evans, William M. Lindsay. The management and control of quality. -5th ed, 2002, 838 p.

Tucker Sue. Benchmarking: A guide for educators, 1995, 82 p.

 

 

Евдокимова Я.Ш.

Университетское управление: практика и анализ, № 4 2005. –– С. 27-38.


Евгений Анатольевич Князев



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.014 с.)