Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация структуры управленияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Управление вузом, как процесс, реализуется через конкретную организационную структуру. На рис. 2 представлена принципиальная укрупненная модель организационной структуры университета, которая представляет собой совокупность элементов (структурных подразделений) с отражением устойчивых сложившихся организационных взаимосвязей между ними.
Рисунок 2 - Укрупненная организационная структура управления Модель иерархическая, трехуровневая. На 1-м уровне находится высший законодательный орган университета — Совет вуза и высшее исполнительное подразделение — ректорат. Этот уровень управления связан с принятием стратегических решений, созданием политики вуза в области мотивации и координации действий всех подразделений. На этом уровне реализуется значительная часть внешних связей. Многозначна роль ректората во главе с ректором. Он участвует как в решении стратегических вопросов, так и текущих задач, связанных с доведением заданий до среднего звена управления. Второй уровень организационной структуры включает факультеты, хозрасчетные структурные подразделения, административные и хозяйственные обслуживающие подразделения. Факультеты — основные структурные подразделения 2-го уровня. Их назначение — организация основной деятельности вуза — научного и образовательного процесса. Только в этом направлении оргструктура имеет детализацию до 3-го уровня — кафедр, каждая из которых является ключевым структурным подразделением, обеспечивающим образовательный процесс, развитие НИРС, НИР. Деятельность кафедры в структуре университета регулируется Положением, которое приведено в Приложении 1. Хозрасчетные структурные подразделения, расположенные на 2-м уровне иерархии, создаются для реализации конкретной функции на коммерческой основе. Деятельность таких подразделений регламентируется нормативными документами, действующими в вузе для всех подразделений, а источником их существования являются собственные заработные средства. Положение о хозрасчетном структурном подразделении приведено в Приложении 2. Функциональное назначение действующих сейчас в вузе хозрасчетных подразделений соответствует основной деятельности вуза. Они реализуют образовательный процесс: второе высшее, дополнительное образование, повышение квалификации, переподготовка; а также научные работы на договорной основе. Практика образования хозрасчетных подразделений не по профилю основной деятельности (например, торговля) не была положительной. Основная категория исполнителей — преподаватели — квалифицированно и профессионально работают в хозрасчетных структурах, созданных по профилю основной деятельности вуза. Административные (ОК, Архив, Библиотека, ПФО и др.) и хозяйственные (ОГЭ, ОГМ, гараж, столярная мастерская и др.) подразделения обслуживают и обеспечивают основную деятельность в вузе. В целом оргструктура вуза в описанном выше виде существует традиционно давно. Совет вуза считает ее приемлемо рациональной, поскольку она позволяет четко управлять (в том числе контролировать) материальными и денежными потоками, персоналом. Если говорить о функциональных связях между элементами представленной оргструктуры, то они чрезвычайно разнообразны; являются и горизонтальными, и вертикальными; совпадают и не совпадают с административной подчиненностью; связаны непосредственно с учебным процессом и с его обеспечением и обслуживанием. На рассмотренной традиционной оргструктуре в НГТУ реализована децентрализованная административно-функциональная система управления. Совершенно очевидно, что в такой сложной оргструктуре в условиях новых (рыночных) экономических отношений, расширения задач и усложнения функций централизация функций административного управления является тормозом в развитии вуза и неизбежно вступает в противоречие с требованиями времени и коллектива. Как основное направление совершенствования системы управления вузом администрация избрала ее изменение с целью максимального учета интересов подразделений и групп сотрудников. Это достигается расширением участия коллектива в управлении университетом и связано с демократизацией, децентрализацией, сокращением администрирования. В конечном итоге это означает передачу отдельных функций управления и целых групп функций от администрации к структурным подразделениям. НГТУ имеет 15-летний опыт работы в условиях децентрализации административных функций управления. Основная концепция при этом состояла в рассмотрении трудового коллектива вуза как сообщества единомышленников, каждый из которых независимо от занимаемой должности осознает и разделяет цели вуза; имеет право самостоятельно принимать решения, распоряжаться необходимой информацией и ресурсами для решения поставленной задачи в пределах своей компетенции. Указанная концепция реализуется в НГТУ путем преобразования каждого структурного подразделения на конкретном уровне оргструктуры в центр ответственности (ЦО). Кроме того, указанная концепция имеет свое практическое воплощение в каждом из положений, приведенных при приложениях. 3. Центры ответственности в университете Центр ответственности (ЦО) — структурное подразделение вуза, возглавляемое избранным (для основных подразделений) или назначенным (для обеспечивающих подразделений) руководителем. ЦО реализует возложенные на него функции в рамках общей миссии вуза; имеет право распоряжаться выделенными или самостоятельно заработанными материальными или денежными ресурсами; действует на основании общеуниверситетских правовых и нормативных актов. Руководителю ЦО делегировано право принятия решения в пределах своей компетенции и возложена ответственность за реализацию функций подразделения. Необходимые условия децентрализации управления и создания центров ответственности за-ключаются в следующем: 1. Регламентация задач и делегирование права принятия решений по уровням оргструктуры. 2. Выделение ресурсов для реализации делегированных функций и задач. 3. Разработка и утверждение нормативной базы, регулирующей взаимодействие структурных подразделений и уровней управления. 4. Определение меры ответственности. Важнейшее условие успешного функционирования центров ответственности — представление руководителю ЦО права принимать решения. Практика, сложившаяся в НГТУ, показывает, что по содержанию на средний уровень управления делегировано право принимать организационные, технические, экономические, социальные, учебно-научные (для деканатов, кафедр и хозрасчетных подразделений) решения, связанные с реализацией функций конкретного ЦО (см. рис. 3). Рисунок 3 - Классификация управленческих решений Содержательно принимаемые решения очень разнообразны: · по периоду действия решения могут быть оперативными и перспективными; · по степени новизны — рутинными и новаторскими; · по мотивации — инициативными и по предписанию сверху; · по наличию информации могут быть определенными и вероятностными. В НГТУ руководитель ЦО имеет право принимать решения по всему указанному спектру в пределах своей компетенции (см. рис. 3). Следует отметить, что ректорат и Ученый совет вуза работают по тому же спектру принимаемых решений, но на общеуниверситетском уровне (первый уровень оргструктуры управления). Укажем конкретные функции и задачи, решение которых делегировано центрам ответственности. I. Факультеты · Организация и управление образовательным процессом (учебные планы в рамках стандарта вуза, графики учебного процесса, правила приема, номенклатура специальностей, текущий контроль). · Кадровое обеспечение основной деятельности. · Организация НИР и НИРС. · Развитие факультета (в т. ч. МТБ) в рамках стратегии развития вуза. · Управление бюджетом. · Уровень персональной оплаты труда сотрудников.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 898; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.201.52 (0.01 с.) |