ТОП 10:

Автономная некоммерческая организация



Автономная некоммерческая организация

высшего профессионального образования

«СМОЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

Экономический факультет

Кафедра Экономики и менеджмента

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент»

Профиль подготовки: «Финансовый менеджмент»

Квалификация (степень) выпускника:

«Бакалавр»

Форма обучения:

Очная и заочная

Санкт-Петербург

Г.


Методические указания по прохождению учебной практики по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент». СПб.: Смольный институт РАО, 2013.

 

Составитель: к.э.н., Давыдова А.А.

 

Рецензент: профессор кафедры «Экономика и менеджмент» СУРАО д.э.н., профессор Грунин О.А.

 

Методические указания по прохождению учебной практики обсуждены на заседании кафедры «Экономика и менеджмент» протокол № 8 от 16 апреля 2013г.

Рекомендовано к изданию в качестве методических указаний методической комиссией кафедры «Экономика и менеджмент» СУРАО. Протокол №1 от 13.09.2013

 

 

Методические указания предназначено для студентов, осваивающих ООП по направлению «080200.62 – Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр») (для очной и заочной форм обучения).

Указания содержат программно-методическое обеспечение учебной практики студентов: структуру программы практик, содержание учебной практики, рекомендации для студента и руководителей практики от института и организации, требования к оформлению отчетной документации, критерии оценки прохождения практики и представления отчета.

В содержании методических указаний отражены основные разделы учебных дисциплин, необходимые для формирования и развития общекультурных, профессиональных и специальных компетенций, расширения и углубления теоретических знаний бакалавров и приобретения практических навыков управления отраслевыми организациями.

 

 
 
 


 

Содержание

 

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 4

1.2. Цель и задачи практики. 4

1.3. Формы проведения практики. 5

1.4. Базы практики. 5

1.5. Руководство практикой. 6

1.7. Материально-техническое обеспечение практики. 8

1.8. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы на практике. 8

2.1. Учебная практика (первый этап) 9

2.1.1. Место практики в структуре ООП ВПО.. 9

2.1.2. Компетенции студента, формируемые в результате практики. 10

2.2.3. Основные виды работ на практике. 10

2.2. Учебная практика (второй этап) 12

2.2.1. Место практики в структуре ООП ВПО.. 12

2.2.3. Основные виды работ на практике. 12

РАЗДЕЛ III. СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТНОСТИ ПО ПРАКТИКЕ (ДНЕВНИК, ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ, ОТЗЫВ-ХАРАКТЕРИСТИКА) 13

3.1. Содержание и оформление направления, дневника по практике, отзыва-характеристики 13

3.2. Общие требования, структура и оформление отчета. 14

РАЗДЕЛ IV. АТТЕСТАЦИЯ ПО ИТОГАМ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ.. 15

РАЗДЕЛ V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ 16

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 17

 

 

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1.Направление «080200.62 - Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр») утверждено приказом Министерства об­разования и науки Российской Федерации от 20.05.2010 г. № 544 в связи с переходом на уровневую систему подготовки спе­циалистов и введению федеральных государственных образова­тельных стандартов (ФГОС), ориентированных на компетентностный подход к трактовке качества результатов образования.

Практика студентов института является составной частью ос­новной образовательной программы высшего профессионального образования и представляет собой одну из форм организации учебного процесса, заключающуюся в профессионально-практической подготовке обучающихся на базах практики, содействует закреплению теоретических знаний, установлению необходимых деловых контактов института с предприятиями, организациями и учреждениями.

Раздел основной образовательной программы бакалавриата «Учебная практика» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Учебная практика проводится для приобретения студентами практических навыков работы по направлению подготовки, формирования умений прини­мать самостоятельные решения на конкретных участках работы в реальных условиях, формирования у студентов целостного представления о содержании, видах и формах профессиональной деятельности.

Для прохождения учебной практики обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения предметов «Информационные системы в экономике», «Экономическая теория», «Теория менеджмента», «Информационные технологии в менеджменте».

Основные навыки, полученные в ходе прохождения учебной практики, могут быть использованы в дальнейшем при изучении блока дисциплин профессионального цикла, а также при прохождении производственной практики.

Практика в организациях осуществляется на основе договоров между институтом и организациями о прохождении практики студентов.

Обучающимся в институте, имеющим стаж практической работы по профилю подготовки свыше 3-х лет и работающих в настоящее время, может быть зачтена учебная практика по решению кафедры экономики и менеджмент на основе промежуточной аттестации. Освобождение от практики оформляется приказом. Обучающиеся, освобожденные от прохождения учебной практики, представляют на выпускающую кафедру заявление, справку с места работы, письменный отчет.

Сроки проведения практики устанавливаются в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса на соответствующий учебный год.

Общая трудоемкость учебной практики составляет 54 академических часа во втором семестре и 54 академических часа в четвертом семестре.

 

 

Вид практики Форма обучения Курс/Семестры Сроки Всего часов Трудоемкость зач. ед.
Учебная практика 1 очная 1/2 1 неделя 1,5
заочная (полная) 2/4 1 неделя 1,5
Учебная практика 2 очная 2/4 1 неделя 1,5
заочная (полная) 3/6 1 неделя 1,5
Общая трудоемкость:

 

Цель и задачи практики

1.Цель учебной практики: ознакомление студентов с деятельностью конкретного предприятия и формирование у них навыков анализа и принятия управленческих решений.

Задачи практики:

­ общее ознакомление с деятельностью, организационно-правовой формой и системой управления предприятия, организации;

­ изучение организационной структуры предприятия и функций отдельных подразделений;

­ изучение работы, функций и должностных обязанностей персонала;

­ изучение законодательных актов, регулирующих деятельность организации;

­ изучение нормативных документов по вопросам управления в организации;

­ осмысление содержания профессии менеджера, ее особенностей и отличий от профессий других специалистов;

­ закрепление и расширение теоретических и практических навыков применительно к профилю будущей работы, сбор материалов для написания рефератов, курсовых работ.

Задачи учебной практики соотносятся со следующими видами и задачами профессиональной деятельности, определяемыми ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200.62 Менеджмент:

- организационно-управленческая;

- информационно-аналитическая.

 

После прохождения учебной практики студент должен обладать следующими компетенциями:

ОК-1, ОК-5, ОК-7, ОК-9, ОК-11, ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-7, ПК-10, ПКП-4, ПКП-5, ПКП-6, ПКВ-2.

В результате прохождения учебной практики студенты должны:

знать:

- роли, функции и задачи менеджера в современной организации;

- основные виды и процедуры внутриорганизационного контроля;

- виды управленческих решений и методы их принятия;

- назначение, структуру и содержание основных финансовых отчетов организации;

- особенности управления персоналом в современных организациях;

- процедуру стратегического планирования в организации.

уметь

- проводить анализ отрасли (рынка), используя различные методы и модели;

- использовать разные методы для анализа внешней и внутренней среды;

- анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые

- элементы и оценивать их влияние на организацию;

- анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию;

- калькулировать и анализировать себестоимость продукции и принимать обоснованные решения на основе данных управленческого учета;

- разрабатывать базовые и функциональные стратегии развития организации.

владеть:

- экономическими методами анализа поведения потребителей, производителей, собственников ресурсов и государств;

- методами реализации основных управленческих функций;

- методами анализа финансовой отчетности и финансового прогнозирования;

- методами формулирования и реализации стратегий на уровне организации;

- методологией экономического исследования.

 

Формы проведения практики

Основной формой прохождения учебной практики является непосредственное участие студента в организационном процессе конкретного предприятия. Прохождение всех видов практики обязательно на базе конкретного предприятия, причем желательно одного, что позволит студенту выявить факторы и их динамику, а также их влияние на функционирование и развитие организации.

 

Базы практики

Базами учебной практики для направления подготовки 080200.62 Менеджмент могут выступать:

- муниципальные организации;

- государственные организации;

- коммерческие организации;

- некоммерческие организации;

- аналитические подразделения предприятий различных сфер деятельности (отделы логистики, маркетинга, рекламы, исследований и конъюнктуры рынка и др.).

Предпочтение отдается тем организациям, которые имеют возможности для реализации целей и задач практики в более полном объеме. Основанием для назначения конкретной организации базой практики является наличие заключенного договора между институтом и организацией на прохождение практики группой студентов или индивидуальных договоров на основании писем-заявок организаций.

При выборе базы практики для студентов необходимо руководствоваться, прежде всего:

- направлением его подготовки;

- будущей темой выпускной квалификационной работы студента.

А также учитывать то, какие определенные практические навыки должен получить будущий выпускник на рабочем месте для выполнения конкретной работы в рамках выбранного направления подготовки.

При прохождении практики студенты могут занимать должности, определенные штатным расписанием предприятия, например: менеджер (ассистент менеджера) по управлению персоналом, менеджер (ассистент менеджера) по продажам, менеджер (ассистент менеджера) отдела снабжения, руководитель (ассистент руководителя) отдела маркетинга, руководитель (ассистент руководителя) рекламного отдела, менеджер (ассистент менеджера) клиентской группы и др.

 

Руководство практикой

Непосредственное руководство практикой осуществляет ответственный по кафедре преподаватель, а также со­трудник учреждения – руководитель практики от организации.

Конкретное содержание практики студентов планируется руководством подразделения принимающей организации.

Руководитель практики от АНО ВПО «Смольный институт РАО» выдает задание на учебную практику, следит за правильной организацией практики и консультирует студента по вопросам, свя­занным с подго­товкой и написанием отчета по практике.

Инструктаж для студентов перед началом практики является важным организационным мероприятием, так как от него зависит чёткость начала и окончания практики, выполнение программы практики, дисциплина студентов и отношение студентов к данному виду учебного процесса. Инструктаж для студентов проводят преподаватели-руководители, ответственные за практику.

РАЗДЕЛ III. СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТНОСТИ ПО ПРАКТИКЕ (ДНЕВНИК, ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ, ОТЗЫВ-ХАРАКТЕРИСТИКА)

3.1. Содержание и оформление направления, дневника по практике, отзыва-характеристики

До начала практики студент получает у руководителя практики от института индивидуальное задание (приложение 1).

В бланке «Направление» отмечаются даты прибытия и выбытия с предприятия «прибыл на практику……………201_г.» и «выбыл с практики…………..201_г.» указывают даты дня начала практики и дня окончания практики (приложение 2).

Студенты при прохождении учебной практики обязаны вести дневник по установленной форме (приложение 3).

В дневник записывается календарный план прохождения практики (в соответствии с содержанием практики и индивидуальным заданием). В дальнейшем в дневник записываются все реально выполняемые студентом виды работ. Записи делаются каждый день. В дневнике также отмечается участие в общественной работе, производственные экскурсии, присутствие на производственных совещаниях, научно-исследовательская работа в период практики.

Дневник должен быть оформлен надлежащим образом. Студент заносит полную информацию соответственно указанным графам. В графу «Краткое содержание выполненных работ» ежедневно заносится информация о деятельности студента на практике.

По окончании периода практики студент подает дневник на подпись руководителю практики от организации и проставляет печать организации. Дневник по окончании периода прохождения практики сдается в трехдневный срок на кафедру экономики и управления вместе с отчетом по практике.

Отзыв-характеристику дает руководитель практики от Организации (приложение 4). В отзыве-характеристике отмечается степень теоретической и практической подготовки студента и качество выполнения обязанностей на практикуемой должности, участие в научно-исследовательской работе, трудовая дисциплина и недостатки, если они имели место.

 

3.2. Общие требования, структура и оформление отчета

 

Результаты практики студент обобщает в виде письменного отчета. Отчет по практике является основным документом студента, отражающим, выполненную им работу во время практики, получен­ные им организа­ционные и технические навыки и знания.

Отчет составляется в соответствии с программой практики и включает материалы, отражающие общие сведения о базе предпри­ятия, выполненную работу по изучению организационной структуры управления предприятия, задач и функций различных отделов, динамики основных технико-экономи­ческих показателей и т.д.

Отчет должен быть оформлен на рабочем месте и полностью завершен к моменту окончания практики. Основой отчета являются самостоятельно выполняемые работы студентом в соответствии с программой практики.

В отчете описывается методика проведения исследова­ний, отра­жаются результаты выполнения индивидуального задания, полученного от руководителя. В заключение отчета приводятся краткие выводы о результа­тах практики, предлагаются рекомендации по улучшению эффективности деятельности предприятия.

Изложение в отчете должно быть сжатым, ясным и сопровождаться цифровыми данными, схемами, графиками и диаграммами. Цифровой мате­риал необходимо оформлять в виде таблиц. Сложные отчетные и плановые формы и расчеты могут быть оформ­лены как приложения к отчету с обязательной ссылкой на них в тексте.

В отчете должно быть отражено:

- название, организационно-правовая форма, вид деятельности организации (отраслевая принадлежность, производимая или реализуемая продукция, оказываемые услуги);

- место расположения организации;

- история создания и развития организации: время образования, основные этапы развития);

- законодательные и нормативные документы, регулирующие деятельность организации (Гражданский Кодек РФ, Трудовой Кодекс РФ, Закон об акционерных обществах, Закон об обществах с ограниченной ответственностью и др.);

- структура управления организации;

- функционально-должностные обязанности менеджеров различных уровней в организации;

- основные потребители товаров или услуг организации;

- основные конкуренты;

- основные партнеры по бизнесу (поставщики, банки и др.) и т.п. в соответствии с видами работ и индивидуальным заданием студента.

 

Материал в отчете представляется в следующей последовательности:

- титульный лист;

- содержание отчета;

- отчет о выполнении программы по отдельным разделам;

- приложения.

Изложение материалов в отчете должно быть последовательно, лаконично, логически связано. Отчет выполняется на компьютере одной стороне листа А-4. Таблицы и схемы могут быть выполнены на листах иного формата, но должны быть аккуратно сложены по формату А-4.

Отчет может состоять из двух частей: основной и приложений. Объем основной части отчета составляет 25-30 страниц текста. Вторая часть представляет собой приложения к отчету и может включать схемы, графики, таблицы, документацию организации и т.д.

Основная часть и приложения к отчету нумеруются сплошной нумерацией. Титульный лист не нумеруется.

На последнем листе отчетастудент ставит свою подпись и дату окончания работы над отчетом. Последний лист основного текста скрепляется печатью организации – места прохождения практики и подписью непосредственного руководителя практики от организации с обязательным письменным указанием об ознакомлении с содержанием отчета, даты ознакомления.

Титульный лист отчета оформляется по единой форме, представленной в программе практики (приложение 5).

Допускается ис­пользование цветных рисунков, схем и диаграмм.

Текст оформляется в соответствии с требованиями делопроизводства, печатается через 1,5 интервала. Сверху страницы делается отступ примерно 20 мм, слева – 25 мм, справа 15 мм, снизу 20 мм. Абзацные отступы должны быть равны 5 знакам.

Нумерация страниц должна быть сквозной. Номер проставляется арабскими цифрами в нижнем правом углу страницы.

Текст должен быть разделен на разделы и подразделы (заголовки 1-го и 2-го уровней), в случае необходимости – пункты, подпункты (заголовки 3-го и 4-го уровней). Все заголовки иерархически нумеруются. Номер помещается перед на­званием, после каждой группы цифр ставится точка. В конце заголовка точка не ставится.

Заголовки одного уровня оформляются одинаково по всему тексту. Каж­дый раздел (заголовок 1-го уровня) следует начинать с новой страницы. Заголовок 1-го уровня следует располагать в середине строки и набирать прописными буквами. Заголовки 2-го уровня

уровня и ниже следует начинать с аб­зацного отступа и печатать с прописной буквы. Переносы в заголовках не допускаются.

Заголовки следует отделять от окружающего текста промежутком размером не менее чем в 15 мм снизу и 30 мм сверху. Подчеркивание заголовков не допускается.

При компьютерном наборе основной текст следует набирать шрифтом Times New Roman с обычным начертанием. Заголовки 1-го и 2-го уровней следует набирать с полужирным начертанием, заголовки 3-го и 4-го уровней – обычным. Названия рисунков и таблиц рекомендуется набирать 12 шрифтом с полужирным начертанием. Размер абзацного отступа составляет 5 знаков.

Все рисунки, таблицы, формулы нумеруются. Нумерация рисунков, таб­лиц и формул может быть либо сквозной по всему тексту, например «Таб­лица 7», либо по разделам, например «Рис. 2.5», что означает рисунок 5 в раз­деле 2. Номер формулы располагается справа от нее в скобках.

Каждый рисунок должен иметь название, состоящее из слова «Рис.», номера рисунка с точкой и текстовой части. Название таблицы состоит из слова «Таблица», номера таблицы с точкой и текстовой части.

Название рисунка располагается под рисунком по центру. Название таб­лицы располагается над таблицей справа. Все названия должны распола­гаться без отрыва от соответствующего объекта.

Если рисунок или таблица продолжается на нескольких страницах, каж­дая, начиная со второй, часть снабжается названием вида «Таблица 1.2. Продолжение». На последней части вместо слова «Продолжение» рекоменду­ется записывать «Окончание».

На каждый рисунок, таблицу и приложение в тексте должна быть ссылка в скобках, например (рис. 3.4) Ссылки на формулы даются при необ­ходимости, номер формулы помещается в скобки, например «Y из формулы (3)».

Приложения идентифицируются номерами или буквами, например «Приложение 1» или «Приложение А». На следующей строке, при не­обходи­мости, помещается название приложения, которое оформляется как за­голо­вок 1-го уровня без нумерации.

 

РАЗДЕЛ V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ

1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами о поправках к Конституции РФ № 6-ФКЗ и № 7-ФКЗ от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета от 21.01.2009 №7.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. №197-ФЗ (в ред. 29.12.2010 г.)// Российская газета от 31.12.2001 №256.

3. Маршев, В. И. История управленческой мысли [Текст]: учебник / В. И. Маршев.- М. : ИНФРА-М, 2011.

4. Кравченко, А. И. История менеджмента [Текст]: учебное пособие для вузов / А. И. Кравченко.- М.: КНОРУС, 2010.

5. Шевчук, Д. А. История менеджмента [Текст] : учебное пособие / Д. А. Шевчук. – Эксмо, 2009.

6. Балашов А.И., Котляров И.Д., Санина А.Г. Управление человеческими ресурсами: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2012. – 320 с.: ил.- (Серия «Учебное пособие»).

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

СМОЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Российской академии образования

ДНЕВНИК

Прохождения практики

 

 

студента (ки) _________________________________________________________________

 

____________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

 

 

Учебная группа №___________________________

 

Месяц, год поступления в институт __________________________

 

 

Направление «Менеджмент»

 

 

СПб 20___г.


Содержание:

 

 

  Учебная практика   стр
Общие сведения о практике……………………………………………………  
Индивидуальные задания на период практики……………………………….  
Записи о работах, выполненных во время прохождения практики…………  
Отзыв-характеристика…………………………………………………………..  
Рецензия преподавателя на отчет о практике…………………………………  
Отчет о прохождении практики  

Приложение 1.

Общие сведения о практике

q Место практики  
q Должность  
q Начало практики  
q Окончание практики  
q Руководитель от СУ РАО  
q Руководитель от организации (ф.и.о., должность)

(ф.и.о., должность)

 

 

2. Индивидуальные задания на период практики
 
   
   
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Подпись руководителя от института ____________________________

 

Приложение 2.

Автономная некоммерческая организация

Высшего профессионального образования

Смольный институт РАО

 

НАПРАВЛЕНИЕ

На учебную практику

Студент (ка) ______________________________________________________

фамилия, имя, отчество

ИНСТИТУТА СУРАО направление «Менеджмент» курса ______________

 

направляется для прохождения учебной практики на _______________

____________________________________________

наименование предприятия, адрес не в СПб

 

Срок практики с ______________ по ________________гг.

 

Руководитель практики от института __________________________/_____________/ Декан Экономического факультета ____________________________ А. Л. Михайлов

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Приложение 3.

Приложение 4.

Отзыв - характеристика

(Отзыв-характеристику дает руководитель практики от организации. В отзыве-характеристике отмечается уровень теоретической и практической подготовки студента при выполнении обязанностей на практикуемой должности, степень проявления инициативы и творчества, трудовая дисциплина, упущения и недостатки)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Оценка _________________________________

 

Руководитель от организации _______________________________________

м.п.

«___»___________________г.

Приложение 5.

СМОЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Российской академии образования

 

ОТЧЕТ

О прохождение практики

 

Вид практики_________учебная_________________________________

 

Выполнил студент _______________________________________________________

фамилия, имя, отчество

 

Направление подготовки ____Менеджмент_________

 

№ группы ______________________________________________________________

 

Подпись студента: __________ Дата сдачи отчета: «___» ____________201 __ г.

подпись

 

 

Отчет принят:________________ _________________________________________

Ф.И.О. ответственного лица, должность

 

«____»____________________ 201 __ г.

Оценка __________________________________________ _____________

Ф.И.О. преподавателя-экзаменатора подпись

 

«____»____________________ 201 __ г.

 

 

 

СПб 20___г.

 

 

Редактор и технический редактор

Корректор

Сдано в набор Подписано к печати Формат бумаги Объем Зак.

Тип. 2013

 

Автономная некоммерческая организация

высшего профессионального образования

«СМОЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

Экономический факультет







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.113.29 (0.051 с.)