ТОП 10:

Ресурсное обеспечение децентрализации управления



Подчеркнем, что именно наличие ресурсов делает децентрализованную систему управления и концепцию центров ответственности работоспособной.

Традиционно в НГТУ в аспекте обеспечения децентрализации управления рассматриваются три вида ресурсов: материальные (площади), денежные и кадровые. Подбор сотрудников подразделения осуществляют самостоятельно, но в пределах имеющихся фондов на оплату труда. Хозрасчетные ЦО при их создании получают в качестве ресурса площади. Денежные средства они зарабатывают самостоятельно.

Факультеты, кафедры, административные и хозяйственные подразделения наделяются площадями в пределах утвержденных нормативов. Каждый из этих ЦО получает централизованные бюджетные и внебюджетные средства в соответствии с действующим в вузе Положением о внебюджетной деятельности в НГТУ (Приложение 5).

Кроме того, указанные ЦО могут зарабатывать собственные средства и активно реализуют это право. Стимулом в этом отношении и гарантом согласования интересов является утвержденное в нормативных документах процентное распределение зарабатываемых подразделением денежных средств. Пример такого распределения, действующего в вузе по образовательным услугам, приведен в таблице 1.

 

Таблица 1 - Процентное распределение средств за обучение

ФОТ с начислением, % Фонд развития МТБ факультета, % Резервный фонд НГТУ, % Централизованный бюджет, % Источник доходов, для которого действует распределение
Обучение на 1–4 курсах
Обучение на 5–6 курсах
Все курсы по коммерческим специальностям
Индивидуальный договор с предприятием, 5–6 курсы
Заочное обучение, все курсы
Подготовительный семестр для выпускников ССУЗ

 

Следует отметить, что вопрос о распределении собственных средств между уровнями управления является первостепенным и достаточно деликатным.

Каждый вуз принимает собственное решение по этому вопросу, опираясь на мнение своего коллектива, сложившуюся практику взаимоотношений и в зависимости от поставленных целей развития образовательного учреждения.

Есть вузы, которые, декларируя децентрализацию управления, тем не менее, направляют в централизованный бюджет администрации все сто процентов собственных доходов учебного заведения независимо от характера источника этих доходов.

Руководство НГТУ в этом вопросе реализует следующий принцип:

уровень (процент) отчислений в централизованный фонд всегда должен определяться объемом тех функций, которые берет на себя администрация.

Только при таком количественном и содержательном обосновании уровня отчислений в централизованный фонд в коллективе вуза не будет разногласий по поводу того, много или мало «берет» на себя администрация.

Внебюджетная деятельность НГТУ регулируется положением, которое приведено в Приложении 5.

Согласно действующему положению, в частности, от образовательных услуг отчисляется 30 %; от сданных в аренду неучебных площадей — 100 %.

Аналогичное процентное распределение средств утверждено по всем возможным видам услуг и деятельности, которые могут иметь место в университете.

Подсистемы управления

В НГТУ выделены и реализуются следующие подсистемы управления:

· управление учебным процессом и научной деятельностью;

· управление обеспечением основной деятельности;

· управление персоналом;

· управление финансами и, в частности, бюджетом.

В условиях децентрализации указанные подсистемы присутствуют на всех уровнях управления. Работа в каждой подсистеме согласуется с миссией вуза и соответствует по объему ресурсному обеспечению децентрализации управления.

Отметим, что последняя из перечисленных подсистем — управление финансами — обеспечивает текущую и перспективную деятельность всех вышеуказанных подсистем на любом уровне управления.

В связи с этим управление финансами приобретает организационную структуру, согласованную с общей децентрализованной системой управления, регулируется общим сводом нормативных актов университета.

Принципиальная схема формирования интегрального бюджета вуза в условиях децентрализации представлена на рис. 5.

 

Рисунок 5 - Бюджетное управление в условиях децентрализации

Интегральный бюджет вуза на текущий год — есть конкретизация его стратегического плана развития, который соответствует миссии и поставленным целям.

При разработке бюджета все звенья оргструктуры, как центры ответственности, планируют свою деятельность. Финансовым обеспечением каждого плана является соответствующий бюджет. Поэтому каждый ЦО формирует бюджет под свой план на текущий период. Ректорат, отвечая за реализацию общеуниверсальных задач текущего периода, силами соответствующих служб формирует централизованный раздел бюджета университета.

Все локальные бюджеты объединяются в интегральный бюджет вуза.

Подобная принципиальная схема формирования интегрального бюджета может быть реализована только в условиях децентрализации функций управления и создания ЦО.

Блок бюджетного управления (рис. 5) в виде развернутой схемы изображен на рис. 6. Представленная последовательность действий реализуется администрацией 1-го уровня управления (ректоратом, Ученым советом вуза). Блок планирования бюджета отсутствует, так как на практике реализуется специализированными административными службами 2-го уровня. Функции учета, контроля, анализа и регулирования по принятому укрупненному составу параметров выполняются высшим исполнительным звеном оргструктуры — ректоратом и, при необходимости, Ученым советом. Он же принимает и утверждает финансовый отчет по бюджету за конкретный период. Указанный процесс носит цикличный характер, период бюджетирования — год.

 

Рисунок 6 - Схема управления бюджетом с точки зрения администрации

По сложившейся практике в НГТУ финансовый год начинается с 1 марта, т. к. к этому времени вуз, как правило, уже получает утвержденные обязательства федерального бюджета по финансированию основной деятельности.

Заключение

Децентрализация функций административного управления — объективная необходимость настоящего времени, обязательное условие успешной реализации стратегии и развития вуза.

Реализовать идею децентрализации можно с сохранением традиционной сложившейся оргструктуры учебного заведения на основе следующих принципов.

1. Делегирование реализуемых функций, решаемых задач и права принятия решения должно быть обеспечено необходимыми ресурсами.

2. Должна быть создана правовая база, которая регулирует и согласует интересы всех участников процесса управления и исполнителей.

3. Должна быть определена ответственность руководителей за результаты принимаемых решений и контроль управленческой и исполнительской дисциплины по всей оргструктуре вуза.

В комплексе указанные принципы реализуются через созданные в действующей оргструктуре центры ответственности. В НГТУ в настоящее время создана децентрализованная система административного управления. Она обеспечена необходимой апробированной нормативной базой. Реально работает ресурсное обеспечение центров ответственности.

В качестве проблемы следует отметить недостаточность централизованных средств (бюджетных и внебюджетных) для обеспечения ресурсами административных отделов и хозяйственных служб с тем, чтобы они функционировали как центры ответственности в полном объеме.

В НГТУ реально работает схема формирования интегрального бюджета университета с децентрализованной системой управления.

Ближайшие задачи:

· усиление роли кафедры как подразделения, обеспечивающего образовательный процесс, развитие НИРС, НИР;

· акцентирование внимания на таких звеньях управления, как управление учебным процессом и научной деятельностью (содержательный аспект);

· накопление опыта работы действующей системы децентрализации управления;

· совершенствование нормативной базы с целью усиления мотивации сотрудников на достижение общей цели;

· управление персоналом.

 

Пустовой Н.В., Востриков А.С.

«Университетское управление: практика и анализ», № 4, 2003


РАЗДЕЛ 5. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЧЕСКИХ ОРИЕНТИРОВ СОВРЕМЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.106.142 (0.009 с.)