ТОП 10:

Этап 1. Создавайте ощущение срочности



Изменение не происходит спонтанно, для этого нужно обдуманное действие. Поэтому необходимо вывести коллектив из его “зоны комфорта”. Отправной посылкой для этого следует считать то, что для выживания учреждения нет ничего более опасного, чем отправиться в неизведанное. Поэтому создавайте кризис и драму. Это особенно необходимо, поскольку поведение педагогов не выглядит поощряющим для изменений: они больше сосредоточены на каждодневном эффекте своей работы в своих учебных аудиториях и меньше – на проблемах институциональных. Любое изменение, несомненно, потребует дополнительных усилий. Людей нужно убедить совершать их.

Этап 2. Формируйте мощную руководящую коалицию

При децентрализованной структуре власти университетов полный консенсус практически невозможен, и к нему не надо стремиться. Безусловно, активная поддержка руководителя вуза важна, но команда находящейся у власти коалиции должна опираться на реальных лидеров, стремящихся к переменам, и избегать вмешательств меньших энтузиастов, хотя они могут и быть более влиятельными сотрудниками.

“Остерегайся старых слонов” – очень яркое выражение. Лишь своим присутствием где-то “старые слоны” не дают дорогу прогрессу. По той же самой причине, чтобы проводить изменения более эффективно, рекомендуется работать вне рамок обычной иерархии и административных протоколов.

Этап 3. Формируйте видение

Видение будущего очень помогает определить направление, в котором надо двигаться. Безусловно, видение должно полагаться на аналитическое мышление. Но из-за того, что чаще всего “будущие территории” неизвестны, должно выручаать воображение. Следует рассматривать подлежащие решению проблемы в более широком контексте, выходящем за границы того, что выполнимо именно в данный момент и с помощью имеющихся именно сейчас ресурсов.

Этап 4. Распространяйте свое видение

Когда видение перемен, видение будущего широко распространяется, когда информация об этом повторяется вновь и вновь, срабатывает сплачивающий новых сторонников эффект.

Этап 5. Устраняйте препятствия на пути видения

Стремительные прорывы на пути инноваций часто задерживаются одним или двумя руководителями во властной иерархии университета. И в этих условиях необычайно важно своевременное применение эффективных приемов по управлению человеческими ресурсами. И в самом деле, плохо продуманная система поощрения и плохая политика продвижения могут легко давать неправильные сигналы: стандартная уравнительная шкала зарплаты, узкие должностные рамки, продвижение не тех людей и страх за свою должность в неизвестном будущем – всё это может губительно сказаться на инновационном поведении.

Этап 6. Планируйте краткосрочные победы

Маленькие победы играют роль отметок на сложном пройденном пути. Они помогут избавить от усталости и сохранить стимулы для дальнейшего движения вперед.

Этап 7. Не провозглашайте победу слишком быстро

Изменения нужно понимать как никогда не заканчивающийся процесс. К новым трудностям нужно подходить с новой силой, с нарастающей энергией. Кроме того, лучше не пробуждать старые очаги сопротивления процессу перемен.

Этап 8. Закрепляйте изменения в корпоративной культуре

Через демонстрацию достижений и побед на пути изменений создается инновационная организационная культура. Вместе с тем, не следует забывать, что чаще всего лишь следующее поколение лидеров может в достаточной мере освободиться от старых привычек или влиятельных групп, чтобы получить максимальную пользу от начатых реформ. В любом случае, реформы требуют времени.

Без сомнения, в университетах, более чем в каких-либо других организациях нужно избегать жестких или резких изменений, насаждаемых сверху: иерархическая власть обычно слишком слаба для этого. В связи с этим, наиболее приемлемым способом является адаптационный подход: нужно работать гибко и шаг за шагом; руководством к действию должен быть не подробный план, а более широкое конечное видение.

Лидерам, которым суждено возглавить процесс изменений, Коттер дает ряд тактических индивидуальных поведенческих советов:

- определите для себя свои цели;

- определите тех, кто действительно имеет влияние;

- поймите их отношение к вашим целям;

- оцените расклад их и ваших сил;

- определите, когда и где воспользоваться этим.

В любом случае, это означает общение, умение слушать, тщательную подготовку, разрешение конфликтов и, когда необходимо, способность к символическому поведению руководителя.

 

Литература

Kotter J.P.: “Leading change: why transformations efforts fail”. Harvard Business Review, March-April, 59–67 (1995)

 

Е.А.Князев, К.Таверньи

Развитие стратегического подхода к управлению в российских университетах.

Под ред. Е.А. Князева. - Казань: Унипресс, 2001. – С.192-197.

 


Николай Петрович Макаркин

УЧЕБНЫЙ ОКРУГ УНИВЕРСИТЕТА КАК ЦЕНТР ИНТЕГРАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

1. Краткий обзор интеграционных процессов в сфере образования.

Во все времена университеты были центрами формирования и притяжения интеллектуального потенциала общества, и поэтому они всегда играли и играют важную роль в интеграции образовательных, научных, культурных и других связанных с образованием государственных и общественных структур. Особенно заметна эта их роль в регионах страны.

Практика выработала различные формы (модели) интеграции образовательных учреждений как по вертикали, так и по горизонтали. Получили распространение и формы смешанной интеграции, когда сочетается вертикальная и горизонтальная интеграция. Горизонтальная интеграция может быть классифицирована по уровням: международная, федеральная и региональная. По глубине или степени интеграции можно выделить две модели: с сохранением юридической самостоятельности субъектов интеграции (мы именуем это академической интеграцией) и без сохранения юридической самостоятельности (административная или организационная интеграция). Можно отдельно выделить также вертикальную интеграцию учебных планов, образовательных программ различного уровня. В данном случае речь идет о содержательной интеграции. Кроме того, можно говорить об интеграции между учебными заведениями, т. е. внутри образовательного сообщества, и об интеграции учебных заведений с научными, производственными и другими организациями.

В России имеется богатый опыт интеграции образовательных учреждений. Глубоким пониманием необходимости объединения общего и высшего образования было продиктовано создание при Московском университете Ломоносовской гимназии. Еще ранее, в 1724 г., при создании Академии наук Петром I была реализована идея интеграции образования и науки. При Академии наук были открыты два учебных заведения: университет и гимназия. Позднее, в 1803 г., в России появились более масштабные интеграционные структуры внутри образовательного сообщества в виде учебных округов университетов. В начале XIX в.в. России было 6 учебных округов, но по мере открытия новых университетов их количество выросло до 12. Во главе каждого округа стоял университет, управление округом осуществлял попечитель — ректор университета, при котором действовал попечительский совет.

Вторая половина прошлого века особенно богата многообразием форм интеграции в сфере образования. Модным стало закрепление общеобразовательных школ за производственными предприятиями и организациями. Появились подшефные школы, которым оказывалась помощь в развитии материальной базы, в решении социальных вопросов. Многие образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования входили в состав государственных предприятий и организаций. Были созданы заводы-втузы. Это пример полной интеграции образования и производства.

К вертикальной интеграции относятся широко известные формы совместной академической деятельности: школа — вуз; школа — начальное или среднее профессиональное учебное заведение (СПУЗ); школа — СПУЗ — вуз.

Широкую известность получила работа Московского, Новосибирского и других университетов с одаренными детьми из школ разных регионов страны. Например, в Новосибирском университете с 1963 г. действует специализированная средняя школа-интернат физико-математического и химико-биологического профиля. На ее базе в 1988 г. образован специализированный учебно-научный центр.

Примером интеграции по данной модели является создание при Ярославском государственном педагогическом институте приказом Минобразования России в октябре 1994 г. учебно-педагогического комплекса, объединившего в форме ассоциации пединститут и педагогические колледжи. С 1989 г. подобная модель интеграции реализуется в Кемеровском государственном университете, где был создан центр непрерывного образования. В его структуру на основе системы договоров вошли как вузовские подразделения, так и образовательные учреждения различных типов, видов и форм собственности.

Горизонтальная академическая интеграция учебных заведений происходит в форме различных ассоциативных объединений образовательных учреждений. Появились советы ректоров вузов, директоров средних профессиональных учебных заведений, Российский союз ректоров, многочисленные ассоциации учебных заведений и т. д.

Более редкой является административная интеграция учебных заведений по горизонтали с потерей ими юридической самостоятельности. Подобным примером является организация Саратовского государственного аграрного университета имени Н.И.Вавилова путем слияния трех вузов: агроинженерного университета, сельскохозяйственной академии и академии ветеринарной медицины и биотехнологии. Другой пример — создание на базе педагогического и политехнического институтов и сельскохозяйственной академии Новгородского государственного университета. К сожалению, подобных примеров мало.

В 90-е годы прошлого века после возрождения Мордовским университетом в 1993 г. учебных (образовательных) округов университетов в регионах России началась активная работа по созданию подобных интеграционных структур, которых в настоящее время в субъектах РФ насчитывается более 30. Это незаметное в то время в масштабах страны событие впоследствии стало широко известно и сыграло большую роль в консолидации образовательного сообщества в регионах. Во многих субъектах РФ подобные образовательные структуры, несомненно, усилили роль университетов как центров образования, науки и культуры, способствовали формированию целостных региональных систем образования. И, прежде всего под влиянием этого события родилась и получила развитие идея университетских комплексов.

В последнее время заметно активизировалось создание в субъектах Российской Федерации различных моделей смешанной интеграции, когда объединение происходит как по вертикали, так и по горизонтали. Произошло это под влиянием обсуждения в образовательной среде и на различных государственных уровнях проблем модернизации образования, среди которых важное место занимает и проблема интеграции образовательных учреждений. В сентябре 2001 г. вышло специальное постановление Правительства Российской Федерации «Об университетских комплексах», которым дополняется типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования РФ и определяется порядок создания университетских комплексов. Постановление предусматривает два варианта смешанной интеграции в рамках университетских комплексов. Первый предполагает создание университетского комплекса как единого юридического лица, объединяющего образовательные учреждения, которые реализуют образовательные программы различных уровней, иные учреждения и некоммерческие организации или выделенные из их состава структурные подразделения. Второй предусматривает объединение образовательных учреждений, научных и других организаций с сохранением самостоятельности в ассоциации и союзы. Ко второму варианту отнесены и университетские образовательные округа. Необходимость интеграции образовательных учреждений и создания университетских комплексов подтверждена в одобренной Правительством России в декабре 2001 г, «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» (далее «Концепция модернизации образования»). В ней предусматриваются «отработка различных моделей интеграции начального и среднего, среднего и высшего профессионального образования, обеспечение реальной многоуровневости высшего образования, создание университетских комплексов».

2. Первые годы становления учебного округа университета

Возрождение университетского учебного округа в Мордовии произошло совершенно в иных условиях и с абсолютно иными целями, нежели преследовали дореволюционные университетские округа России. Во-первых, новый округ действует в рамках одного субъекта РФ, в то время как дореволюционные округа охватывали учебные заведения нескольких губерний Российской империи. Во-вторых, попечитель и попечительские советы дореволюционных округов выполняли широкий круг административных и контрольных функций, все учебные заведения округа — приходские и уездные училища, гимназии — были подведомственны университету. Новый учебный округ представляет собой добровольное самоуправляемое объединение учебных заведений, сохраняющих свою юридическую самостоятельность.

Появление первого в новейшей истории Регионального учебного округа (РУО) при Мордовском университете было продиктовано практической необходимостью, прежде всего учебно-методического сближения учебных заведений региона, различающихся по уровню и направлению подготовки кадров и по ведомственной подчиненности. В период создания учебного округа государственные вузы финансировались из бюджета страны через 23 министерства и ведомства, а средние профессиональные учебные заведения находились в ведении 34 министерств и ведомств. Подобная ведомственная разобщенность кроме явной финансовой нецелесообразности мешала учебно-методической интеграции учебных заведений. Учебный округ и был призван компенсировать негативные последствия этой разобщенности, обеспечить целостность региональной системы образования.

Появлению учебного округа университета способствовали два крайне благоприятных условия. Первое — это особое, ведущее положение университета в системе профессионального и общего образования Мордовии как республиканского центра образования, науки и культуры. Второе — это большой опыт предшествующего сотрудничества ученых и преподавателей университета с педагогическими коллективами школ, училищ, техникумов республики. Свою роль в укреплении этого сотрудничества сыграло участие ученых университета в разработке научных рекомендаций по комплексной программе Госкомвуза РФ «Университеты России» по двум ее направлениям: «Университеты как центры науки, культуры и образования» и «Университеты как учебно-методические центры». Интеграционные процессы шли активно в различных формах: в педагогической подготовке студентов в средних школах, училищах и техникумах; в разработке и издании учебно-методической литературы (пособий и учебников) для средних учебных заведений; в отборе и подготовке абитуриентов для факультетов университета и т. д.

Идея создания регионального учебного округа на первом этапе многими руководителями учебных заведений была встречена настороженно — слишком велики были опасения потерять свою самостоятельность. Созданию такой обстановки способствовали многие публикации в местных газетах, в которых журналисты, не вникая в суть предлагаемой модели интеграции образовательных учреждений, писали об экспансионистских устремлениях университета. Достаточно привести некоторые названия этих публикаций: «РУО прибирает к рукам все органы образования республики», «Ректор-попечитель собирает под одной крышей все вузы» и т. п.

Обсуждение и настойчивое разъяснение целей и задач предложенной интеграционной структуры позволило 28 января 1993 г. провести учредительную конференцию руководителей и преподавателей учебных заведений, представителей исполнительной и законодательной власти Республики Мордовия, на которой было принято решение об утверждении Регионального учебного округа при Мордовском государственном университете.

Первым Уставом РУО была утверждена структура органов управления учебным округом, которая определяла организационно-правовые условия его деятельности. Высшим представительным органом РУО являлась конференция, утверждающая и вносящая изменения в Устав, определяющая концепцию и основные направления развития округа, избирающая коллегиальные органы управления, формирующая внебюджетный фонд округа. Попечительский совет возглавил ректор университета. В его состав входили: руководители субъектов округа, представители законодательной и исполнительной власти республики, органов управления образованием, заказчики на продукцию округа, спонсоры. Главные задачи совета — ориентировать деятельность его субъектов и органов самоуправления на качественное обновление образовательной системы республики; участвовать в разработке проектов законов, программ развития образования; определять приоритетные направления деятельности РУО; принимать в состав округа новых субъектов; поощрять лучших авторов учебников, программ и пособий; решать другие вопросы развития и функционирования округа.

Руководство работой совета осуществлял избранный им президиум, реализующий интеграцию деятельности субъектов округа по качественному обновлению образовательной системы республики; разработку проектов законов и директивных документов по развитию образовательной системы; утверждающий годовые и перспективные планы работы округа; формирующий внебюджетный фонд округа и утверждающий направления его рационального использования. Президиум совета выносил также решения о поощрении авторов лучших учебников, учебно-методических материалов и пособий, решал другие вопросы деятельности округа и его субъектов.

Для выполнения исполнительских функций при попечительском совете была создана дирекция, в задачи которой входили: информационное обеспечение и обслуживание совета, его президиума и председателя; подготовка проектов планов и решений совета и организация их исполнения; участие в изучении, обобщении и распространении опыта работы субъектов округа; координация издательской деятельности РУО; учет формирования и использования внебюджетного фонда; выполнение других поручений попечительского совета округа. На первом этапе вся текущая организаторская работа в РУО проводилась дирекцией, во главе которой стоял неутомимый труженик, участник Великой Отечественной войны, человек, отдавший системе образования многие десятки лет, — профессор Иван Леонтьевич Наумченко. Благодаря его энтузиазму и работоспособности в сравнительно короткий срок удалось задействовать интеграционный потенциал учебного округа.

Непосредственно интеграционная работа в РУО проводилась его научно-методическим советом и входящими в него секциями по профилям и предметам образования.

Первоначальная структура РУО университета показана на рисунке1.

 

Будучи органом непосредственного управления научной, учебно-методической и редакционно-издательской деятельностью образовательных учреждений и их педагогических коллективов, научно-методический совет выполнял такие важные функции, как;

— организация разработки учебными заведениями новых поколений образовательных программ, отвечающих требованиям национально-региональных компонентов;

— совершенствование форм и методов учебно-воспитательной, научной и другой деятельности в инновационных учебных заведениях округа;

— разработка концептуальных положений в области оптимизации учебного процесса и повышения качества обучения;

— проведение научных исследований по вопросам совершенствования как интеграционной работы в целом, так и учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях различных типов;

— научное обоснование и практическое решение вопросов совершенствования республиканской системы переподготовки и повышения квалификации преподавателей;

— изучение, обобщение и распространение передового опыта интеграции в рамках РУО и учебно-воспитательной работы его субъектов;

— подготовка и издание учебно-методической литературы, пособий и учебников для инновационных учебных заведений, вошедших в РУО.

Наряду с этим в содержание научно-методической деятельности совета были включены такие сложные и значительные по объему задачи, как руководство многосторонней деятельностью научно-методических секций учебного округа по профилям и предметам образования, на которых лежала основная тяжесть повседневной работы, выполняемой учебным округом. Сформированные и укомплектованные по принципу добровольного вхождения в их состав ученых, методистов и преподавателей учебных заведений региона всех типов, а также представителей науки, культуры, здравоохранения, других ведомств, эти секции выполняли ряд ответственных функций. Среди них:

— соотнесение планов и содержания организационно-методической, научно-исследовательской и другой деятельности субъектов округа с направлениями интеграции образования и с планами работы попечительского, научно-методического советов и дирекции округа;

— постоянное изучение тенденций развития образования в мировой и российской практике и использование их в целях рационализации учебного процесса и подготовки специалистов;

— разработка преемственных программ и учебных планов субъектов округа на основе дифференцированных требований по видам обучения, а также единых учебных программ по профилям образования;

— совершенствование методологии, методики и техники обучения и унификация требований, предъявляемых к качеству знаний обучаемых;

— гуманизация и гуманитаризация образования;

— вовлечение учащихся и преподавателей в различные виды научно-исследовательской работы;

— изучение, обобщение и распространение передового опыта работы субъектов округа;

— подготовка и издание учебно-методических материалов, пособий и учебников в помощь учителям и учащимся инновационных учебных заведений.

Общее количество преподавателей учебных заведений, методистов, руководителей органов образования, учителей и воспитателей, участвующих в работе научно-методических секций, составляло более 300 чел.

Деятельность Регионального учебного округа университета не могла быть не замечена органами управления образованием и в целом образовательным сообществом России. По решению Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию 16 — 18 мая 1995 г. на базе Мордовского университета была проведена первая Всероссийская научно-практическая конференция «Интеграция региональных систем образования». В работе конференции приняли участие руководители Госкомвуза и Министерства образования России, представители 20 субъектов РФ. Конференция в своих рекомендациях сумела концентрированно сформулировать основные вопросы, решение которых направлено на усиление интеграционных процессов в сфере образования и по многим из которых в последующем были приняты соответствующие решения на федеральном и региональном уровнях. Конференция указала на необходимость преодоления исторически сложившейся жесткой ведомственности, которая не способствует обретению качества общероссийским образовательным пространством, тормозит интеграцию образовательных систем. Тем самым было, по существу, поддержано высказанное в докладе ректора университета предложение о целесообразности создания единого федерального органа государственного управления образованием путем объединения Госкомитета по высшему образованию и Министерства образования РФ, что через несколько лет и было осуществлено. В качестве важного направления интеграции региональных систем образования названо формирование учебно-научных и иных образовательных комплексов, региональным академическим сообществам и органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано рассмотреть возможность создания территориальных учебных округов во главе с университетами (академиями)

На конференции был одобрен и рекомендован для широкого использования опыт создания регионального учебного округа Мордовского университета. Высшие учебные заведения, и, прежде всего полипрофильные университеты, определены в качестве центральных звеньев интеграции региональных систем образования. Создание университетских учебных округов по примеру Регионального учебного округа Мордовского университета признано одной из перспективных форм выполнения университетами роли ведущих интеграторов региональных систем образования. Госкомвузу России, Минобразованию России, Правительству Республики Мордовия рекомендовано совместно рассмотреть и принять постановление «О работе и перспективах развития учебного округа Мордовского университета». Эта рекомендация конференции была реализована 12 июля 1995 г., когда было принято совместное решение Госкомвуза и Минобразования России, Государственного Собрания и Правительства Мордовии «О работе и перспективах развития Регионального учебного округа Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева» (прил. 14). Совместный документ одобрил опыт организации и работы учебного округа университета как экспериментальной формы академического самоуправления региональной системы образования на территории субъекта Российской Федерации и предусмотрел целый ряд организационно-экономических мер, направленных на дальнейшее развитие учебного округа.

1 декабря 1995 г. попечительский совет округа принял важное для развития интеграционного опыта решение об издании научно-методического бюллетеня «Интеграция образования», который впоследствии получил статус федерального научно-методического журнала.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.172.213 (0.014 с.)