Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анатолий Леонидович Гавриков

Поиск

РЕГИОНАЛЬНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ

 

Глобальные изменения общества и экономики привели к необходимости разработки более эффективных методов организации и управления вузами, действующими в рыночных условиях. В высшую профессиональную школу все более настойчиво проникают методы стратегического управления собственным развитием. Решение задач стратегического управления способствует формированию новой организационной культуры в вузе, сочетающей традиционные академические ценности с ценностями предпринимательскими.

Модель действий по стратегическому управлению вузом, предполагает наличие следующих этапных элементов:

· выявление проблем > моделирование ситуации;

· выявление необходимых изменений > формулирование идей развития;

· разработка стратегии изменений > формулирование базовых стратегий;

· использование различных способов воздействия > применение конкретных методов управления;

· воплощение стратегии в жизнь > управление изменениями.

Необходимость адекватного реагирования вуза на импульсы внешней среды связана с развитием высшей школы как открытой образовательной системы, которая осуществляет интенсивный взаимообмен и взаимодействие со средой; проявляет способность гибкого реагирования на меняющиеся социально-экономические реалии; предоставляет широкий спектр образовательных услуг, сочетающих обучение в рамках государственного стандарта с индивидуализированными образовательными программами.

С учетом вероятностного характера развития и неопределенности внешнего окружения университетский комплекс заинтересован в усилении своей конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

Инновационные принципы управления (инновационный менеджмент) научной и образовательной деятельностью предполагают реализацию полного инновационного цикла от получения новых знаний до их коммерческой реализации на профильных рынках. Новые знания, получаемые в ходе выполнения фундаментальных и поисковых исследований, должны реализовываться в научной и образовательной сферах деятельности университетов.

Здесь имеется ключевой момент, связанный с передачей нового знания. Модель передачи технологий становится важнейшим элементом системы стратегического планирования инновационного развития экономики. Основным способом передачи технологий, позволяющим сократить время доведения результатов фундаментальных и прикладных исследований до применения их в производстве является интеграция научных организаций с предприятиями в рамках единого инновационного цикла. С учетом «развала» отраслевой науки современные исследовательские университеты, университетские комплексы могут взять на себя задачу возродить системный подход к организации инновационной деятельности.

Предпринимательские университеты

В 1998 году профессор Калифорнийского университета (США) Бартон Кларк опубликовал книгу «Создание предпринимательских университетов: организационные пути трансформации», в которой ввел в научный оборот понятие «предпринимательский университет» (entrepreneurial university). Имеется в виду усиление управляющего ядра, диверсификация источников дохода, развитие гибкой периферии через структуры коммерциализации интеллектуального капитала, стимулирование академических начал и создание общеуниверситетской предпринимательской культуры.

Федеральной программой развития образования (ФПРО) предусмотрено создание на базе ведущих университетов и технических (технологических) вузов экспериментальных площадок в форме единых многоукладных университетских учебно-научно-инновационных комплексов. По сути, поставлена задача формирования облика нового университета предпринимательского типа — инновационного университета, в котором накопленный интеллектуальный потенциал эффективно реализуется в научной и образовательной сферах. При этом под интеллектуальным потенциалом в широком смысле понимается совокупность кадрового, материально-технического (ресурсного) потенциала и потенциала, содержащегося в новых научных результатах.

При всем многообразии возможных подходов к менеджменту вуза цель преобразований в настоящее время уже не вызывает сомнений — это обеспечение саморазвития университета. В связи с этим, наряду с термином предпринимательский университет, указывающим на метод, стал использоваться термин саморазвивающийся университет, отражающий цели преобразования.

Сегодня остаются актуальными вопросы, связанные с управлением инновационными процессами, оценкой инновационной деятельности. Новшества, инновации, нововведения можно считать элементами, способными радикально влиять на позитивные изменения в процессе управленческой деятельности. Инновационный процесс «отражает в себе формирование и развитие содержания и организации нового» и обладает следующими свойствами:

¤ новизна как относительная величина, определяющая соответствие нововведений данному историческому периоду, что позволяет инновациям обладать наиболее прогрессивными свойствами;

¤ потенциал повышения эффективности как способность инноваций обладать качествами и свойствами, существенно улучшающими функционирование системы или отдельных ее элементов;

¤ долговременность полезного эффекта как способность инноваций максимально длительное время сохранять признаки новизны и актуальности;

¤ согласованность с другими нововведениями и нормой как интегративное свойство.

Образовательный маркетинг

Университеты выделяются из всего множества вузов, тремя особенностями: множеством профилей, направлений подготовки; широким спектром научных направлений; требованием к университету как ведущему научно-методическому центру. Вместе с тем, в настоящее время проблема статуса и роли университета рассматривается в разных аспектах. Сильны тенденции уточнения понятия «классический университет» с позиций перевода его в элитарный статус с особой ролью в сфере науки и высшего образования. Другая тенденция состоит в придании университетам большего значения как исследовательским центрам. Указанные тенденции, с одной стороны, в большей степени затрагивают институциональный уровень представления университета, а с другой — отражают стремление самих университетов и их руководителей выделиться и создать особые условия для увеличения направляемых правительством России бюджетных средств.

Однако противоречия и проблемы внутри системы образования и вне ее порождают потребность в изучении региональных (территориальных) систем образования. В социально-экономической системе региона практическую экономическую деятельность ведут субъекты, многообразие которых настолько велико, что представить их взаимодействие в полном объеме чрезвычайно сложно. Традиционный характер взаимодействия этих субъектов отличается, как правило, недостаточной эффективностью. При этом социальный заказ в отношении системы образования на уровне региона формируется часто на основе стереотипных ориентаций, недостаточной и неквалифицированной информации, социально неадекватной рекламы. Так порождаются крупные перекосы в направлениях и объемах образовательной подготовки, усиливающие опасность структурной безработицы. Деятельность самих образовательных учреждений отмечена известным «консерватизмом», основывается прежде всего на долгосрочных фундаментальных когнитивных компонентах и преследует корпоративные или групповые цели в соответствии с узким пониманием их общей миссии и конкретных функций в своем регионе и стране в целом. Таким образом, именно на уровне региона и в масштабе территориальной образовательной системы воспроизводится противоречие между, с одной стороны, потребностью в устойчивом взаимодействии комплекса «экономика — образование — рынок труда» и, с другой стороны, корпоративно понимаемыми интересами и целями менеджмента в реальном секторе (зачастую скрываемыми). Разрешение противоречия заключается в осуществлении социально-ориентированного образовательного маркетинга в масштабе региона.

Примером может служить Новгородский регион. При пассивном следовании за внешними изменениями совершенно реально обозначалась перспектива углубления деградации реального сектора экономики, социальных институтов, включая систему общего образования и три отдельных отраслевых вуза (политехнический, педагогический и сельскохозяйственный). Однако внутрирегиональная ситуация предоставила альтернативную возможность. На фоне общеизвестных трудностей переходного периода область отличает последовательная экономическая стратегия. Сохранился эффективный научно-технический потенциал. Создана сеть малых и средних инновационных фирм. Система образования стала действовать в рамках современной, основанной на инновационных подходах, региональной программы развития образования. Параллельно вырабатывалась интеграционная стратегия реформирования профессионального образования с центральной идеей — созданием регионального классического университета. Концепция университета основывалась на том, что этот классический университет должен быть современным восприимчивым к инновациям, учитывающий и реализующий региональные запросы в профессиональной подготовке и в отраслевых прикладных исследованиях. При создании Новгородского университета вслед за интеграционными процессами на основе выбранной стратегии развития была произведена глубокая реструктуризация. При этом прежде были определены основные (общие) и конкретные функции подразделений (разработаны их положения), которые доминировали в вопросах выбора структурных решений.

Становление региональных университетов

Основываясь на приведенном опыте, можно утверждать, что становление региональных университетских комплексов имеет ряд особенностей:

· они призваны выполнять не только требования государственных образовательных стандартов подготовки специалистов различного профиля, но и принять на себя функции центра науки, культуры и образования территории;

· комплексы испытывают в своей деятельности противоречивое влияние со стороны различных групп и организаций федерального и регионального уровней, каждая из которых преследует собственные интересы, сбалансировать которые является достаточно сложной управленческой задачей;

· развитие потенциала и кадровых ресурсов региональных университетских комплексов тесно связано с потребностями региона, с необходимостью участия в разработке и реализации программ социально-экономического развития региона;

· комплексы имеют достаточно сложную содержательную и организационную структуры, обеспечивающие преемственность, непрерывность и многоуровневость профессионального образования;

· в отличие от классических университетов региональные университетские комплексы обязаны обеспечить не только фундаментальную научную подготовку, но и освоение выпускниками компетентностей, позволяющих им успешно осуществлять профессиональную деятельность в различных сферах.

Отличительной особенностью деятельности регионального университета является то, что в нем наряду с классическими университетскими видами профессионального образования — гуманитарным и естественнонаучным — поддерживается инженерное, сельскохозяйственное, медицинское и педагогическое образование. При этом в моделях управления университетом присутствует иерархичность. Для высшей школы традиционным является выделение кафедрального, факультетского и вузовского уровней управления. Однако в многопрофильном университете возникает потребность в выделении дополнительного уровня — уровня института как промежуточного между факультетским и университетским, что вызвано несколькими причинами. Во-первых, при множестве специальностей (образовательных программ) и неоднородном их составе целесообразна их группировка по направлениям и по отраслям для оптимизации организационных форм проведения учебного процесса и экономии ресурсов. Во-вторых, внешние взаимодействия в вопросах подготовки кадров осуществляются по отраслевому принципу. В-третьих, научные сообщества формируются по отраслям знаний, в рамках которых происходит общение ученых, выработка решений относительно направлений исследований и их финансирования. В-четвертых, подготовка кадров высшей квалификации посредством деятельности диссертационных советов также ведется по отраслевому принципу. В пятых, факультеты и их подразделения науки локализуются и обретают обособленное пространство и ресурсы.

Качество подготовки специалистов

Вопрос о системном обеспечении качества подготовки специалистов — это вопрос востребованности выпускников на рынке труда и, следовательно, эффективного развития вуза. Основополагающим положением обеспечения качества подготовки специалистов является то, что задача должна решаться на всех этапах «жизненного цикла» специалиста, включая анализ рынка труда, проектирование основных образовательных программ (ООП) подготовки специалистов в университете. Кроме того, этой цели должна быть подчинена разработка учебных планов и рабочих программ, подготовка методического, информационного и технического обеспечения учебного процесса, организация приема в университет, реализация учебного процесса, контроль знаний и проведение квалификационных испытаний, трудоустройство выпускников, стажировка и адаптация молодых специалистов в организациях и на предприятиях, послевузовское образование и повышение квалификации.

Подготовка высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, невозможна без системы менеджмента качества образования, возможность действия которой в настоящее время обеспечено государственными стандартами высшего профессионального образования второго поколения. В современной версии стандартов ISO 9000:2000 система менеджмента качества включает три подсистемы: систему управления качеством, систему обеспечения качества и систему улучшения качества.

Одной из важнейших задач обеспечения качества подготовки специалистов является создание системы критериев оценки полученных результатов. Решение этой задачи должно базироваться на системе критериев, используемых в рамках ежегодного конкурса «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов». Критерии следующие: роль руководства в организации работ по обеспечению качества подготовки специалистов; планирование в области качества подготовки специалистов; использование потенциала преподавателей, сотрудников, обучаемых для обеспечения качества подготовки специалистов; рациональное использование ресурсов; управление процессами обеспечения качества подготовки специалистов; удовлетворенность потребителей (трудовых ресурсов) качеством подготовки специалистов вуза; удовлетворенность преподавателей и сотрудников работой в вузе; влияние вуза на общество; результаты работы вуза.

Все сказанное выше подводит к главному выводу о том, что у российского сообщества имеется огромный потенциал развития, заключенный в инновационном характере деятельности во всех сферах политической, хозяйственной и социальной жизни.

А.Л. Гавриков

Экономика и образование сегодня, № 8, 2004, стр. 121-122


Григорий Ефимович Дунаевский

МОДЕЛИ СОЗДАНИЯ ВУЗОВСКИХ УЧЕБНО-НАУЧНО-ИННОВАЦИОННЫХ КОМПЛЕКСОВ И ИХ АПРОБАЦИЯ В ТОМСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Введение

Инновационная деятельность в ТГУ имеет значительную историю. Здесь с 1994 г. функционировал один из первых за Уралом Томский инновационный Центр Западной Сибири, почти десятилетие обеспечивающий экспертизу и нормативно-правовую поддержку вузовских проектов. В ТГУ с середины 90-х отрабатывались и другие крупные организационные формы инновационной деятельности, успешным примером которой является Институт медицинского материаловедения, где уже в то время были решены все вопросы серийного производства изделий, их сертификации, оказания услуг населению с применением созданных имплантантов и, что особенно важно сегодня, решены вопросы подготовки соответствующих кадров. В порядке применения уже накопленного опыта, в ТГУ в 2002 г. разработан инновационный блок к действующей здесь с 1997 г. программе " Академический университет", средства для создания соответствующего Центра коммерциализации привлечены из CRDF.

Вместе с тем, все эти формы носят частный характер. На наш взгляд, значительно более «универсальными» и перспективными формами содействия коммерциализации вузовских разработок являются учебно-научно-инновационные комплексы (УНИК).

Создание учебно-научно-инновационных комплексов предполагает большое разнообразие их моделей и нормативно - правовых форм. В одном случае и создателем, и производителем, и реализатором наукоемкого продукта является сам вуз, в другом случае участником процесса коммерциализации результата вузовского НИОКР могут выступать одно или несколько промышленных или аграрных предприятий различных форм собственности. В первом случае, как правило, серьезных организационных, либо нормативно-правовых затруднений не возникает, поскольку все этапы разработки, начиная от фундаментальной НИР, и завершая отгрузкой товара, проходят внутри одного юридического лица, то во втором неизбежен целый комплекс организационных, имущественно-финансовых, нормативно-правовых проблем, связанных и с несовершенством ныне действующего общероссийского и вузовского отраслевого законодательства, и с отсутствием достаточного опыта такого взаимодействия.

Данное сообщение посвящено построению и анализу модели инновационного взаимодействия вуза с предприятиями промышленной и аграрной сферы региона и ее реализации на примере инновационного взаимодействия ТГУ с крупными предприятиями промышленной и аграрной сферы Томской области.

В отличие от многочисленных и достаточно обсужденных примеров, когда в качестве предприятия - компаньона выступает малое предприятие, учрежденное (соучрежденное) вузом, либо его работниками, и реализующее одну-две маломасштабные разработки, более актуальным, на наш взгляд, является исследование взаимодействия вуза с крупными предприятиями промышленной либо аграрной сферы, где перспективы взаимодействия действительно могут дать возможность и создания прорывных технологий, и реализации их в масштабах, существенных для экономики региона.

Здесь следует подчеркнуть принципиальное отличие рассматриваемой нами модели от реализуемого в ряде вузов учебно-научно-инновационного комплекса, одного на весь вуз. Мы намеренно стараемся расширить постановку задачи, поскольку, как будет показано ниже, структура самих УНИК не однообразна, она предполагает самые различные сочетания учебной, научной и инновационной компонент, поэтому, рассматривая в дальнейшем университет как совокупность УНИК (рис. 1), следует иметь в виду не только их научно-предметное, отраслевое, но также и структурное, и нормативно-правовое разнообразие в пределах одного вуза. Что касается сервисных подразделений, то в данной модели их набор должен обеспечить содействие деятельности всех университетских УНИК по известному спектру инновационного сервиса (патентного, нормативно-правового, информационно-сетевого, выставочно-рекламного, издательско-полиграфического и т.д.).


Федеральный исследовательский университет

(структура инновационной деятельности)

Минобразования РФ Минэкономики РФ Минпромнауки РФ

 


Рисунок 1

Университет как совокупность УНИК

В силу вышеотмеченного разнообразия и разномасштабности форм, УНИК могут полностью размещаться внутри университетской структуры, включая только структурные подразделения вуза, либо могут в значительной мере находиться вне университета, включая в себя одно или несколько юридических лиц. Тем не менее, основу УНИК должны составлять вузовские научно-исследовательские подразделения (учебные институты, факультеты, НИИ, проблемные лаборатории, учебно-научные центры и т.п.). Новизна в их деятельности, связанная с созданием УНИК, коснется их взаимодействия друге другом, с внешними и внутривузовскими инновацион­ными структурами, а также, для научных подразделений - направленности НИОКР, для учебных структур - содержания их учебных программ.

При этом роль основных вузовских подразделений по сравнению с традиционной существенно расширяется, появляется целый ряд новых задач, таких, как инвентаризация (технологический аудит) разработок, решение вопросов оформления и использования объектов интеллектуальной собственности, оформление лицензионных соглашений; решение вопросов совместного использования имущества, материально-технической базы; поиск инвесторов, обучение инновационному и технологическому менеджменту.

Поскольку вариантов структуры УНИК может быть множество, ниже мы рассмотрим несколько наиболее, на наш взгляд, эффективных.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.89.181 (0.009 с.)