Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Татьяна Михайловна Чурекова, Юрий Александрович ЗахаровСодержание книги
Поиск на нашем сайте
НЕПРЕРЫВНОСТЬ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ В СТРУКТУРЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА
Образованность общества считается основой решения социальных и экономических проблем, сохранения и развития науки, культуры, национальных традиций, укрепления государства и обеспечения его безопасности. В национальной доктрине образования в РФ идет речь о крупномасштабном эксперименте — объединении университетов, вузов, техникумов, колледжей, гимназий, лицеев, школ в единую образовательную систему, в основе которой — непрерывность и преемственность. Создание таких систем стало самостоятельным направлением социальной образовательной практики, реализующим решение одной из важнейших задач общественного развития. Актуализация проблемы непрерывного образования является сегодня исторической необходимостью, отражает определенный этап в развитии образования. Образование — основа сохранения, передачи и умножения интеллектуального потенциала, единения национального сознания, нравственного, психического и физического здоровья нации. Создаваемая образовательная система решает важнейшую задачу — развитие каждого человека как личности через обеспечение непрерывного образовательного процесса, начиная с детских дошкольных учреждений до профессиональной подготовки и переквалификации. Именно такой подход заложен в основу созданной в 1989 г. на базе Кемеровского государственного университета полифункциональной модели «Региональный центр непрерывного образования». Это, видимо, первый и в настоящее время один из крупнейших подобного рода образовательных центров России, входящий в Кузбасский университетский комплекс и интегрирующий довузовское, вузовское и поствузовское образование, со взаимообусловленными звеньями, многоукладными, вариативными, более дифференцированными по уровням образования. Способность отслеживать происходящее, динамично менять свой облик — решающая характеристика современного вуза. Более того, качество жизни учебного заведения в наши дни уже не столько связано с обновлением содержания и форм его традиционной деятельности, сколько со способностью к взаимодействию с динамично пульсирующей периферией, которая в конечном итоге и является гарантией его благополучия. Развитие периферии, таким образом, становится важнейшей стратегической задачей вуза, условием согласования его академического потенциала с требованиями жизни. В КемГУ создана охватывающая своим влиянием около 80 % Кузбасса региональная образовательная сеть, с географически рационально расположенными филиалами в крупнейших городах субрегионов (Анжеро-Судженск, Белово, Прокопьевск, Новокузнецк), и представительствами (Мариинск, Междуреченск), при которых также созданы и функционируют отделения Центра непрерывного образования. В структуре РЦНО более 50 образовательных учреждений, объединяющих около 30 тысяч дошкольников и школьников. Школа и вуз всегда были связаны непростыми узами взаимозависимости, сегодня эти связи приобрели некоторые новые черты. И одной из них является преемственность, которая обусловливает поступательное движение педагогического процесса во всех звеньях системы непрерывного образования, что позволяет обеспечить мотивационную, предметную, операциональную (культура учебной деятельности и самообразования, информационная культура, современный стиль научного мышления) готовность обучающихся к переходу на новые ступени образования и самообразования. Управление РЦНО осуществляется через совет руководителей (в составе — ректор, проректор, зав. кафедрой педагогики, начальник департамента образования администрации области, начальник управления образования администрации города, директора образовательных учреждений), возглавляемый ректором КемГУ, генеральным директором РЦНО, и Методический совет (в составе — проректор, научные руководители образовательных профилей, зам. директоров ОУ по научно-экспериментальной работе), возглавляемый проректором РЦНО. Система взаимодействия РЦНО КемГУ с образовательными учреждениями определяется договором. К сожалению, с точки зрения управления, до сих пор не преодолена ведомственность, не используется практика соучредительства образовательных учреждений. Тем не менее, данная система является открытой, достаточно динамичной и включает следующие направления: 1. Разработка концепций (программ) развития образовательных учреждений, организационно-нормативного обеспечения их деятельности — образовательные учреждения РЦНО аттестованы и аккредитованы как инновационные. 2. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, включающее разработку нового содержания образования для дошкольников (программа «Детская картина мира» стала лауреатом конкурса инновационных проектов, организованного МО РФ и Международным фондом «Культурная инициатива»), для школьников: по литературе, химии, биологии, экологии, истории, экономике, правоведению, английскому, немецкому, французскому языкам. На сегодняшний день учащимся РЦНО предложено более 90 спецкурсов, которые по результатам социологического опроса гимназистов и лицеистов получили высокую оценку. В образовательных учреждениях РЦНО вместе с филиалами работает около 300 преподавателей КемГУ. 3. Научно-методическая работа с администрацией, воспитателями и учителями образовательных учреждений городов и районов области через методические советы, семинары, посещение и анализ уроков, индивидуальные консультации, ежегодные научно-практические конференции. 4. Учебно-исследовательская работа с учащимися: спецкурсы по общеразвивающим и профильным дисциплинам; археологическая, биологическая, экологическая, фольклорная, лингвистическая, культурологическая практики; научные рефераты и доклады учащихся с последующим выступлением на научно-практических конференциях школьников областного, российского и международного уровней; олимпиады, конкурсы и т. п. 5. Большое внимание уделяется работе с одаренными детьми, для них разрабатываются индивидуальные образовательные программы. 6. Разработка и реализация этико-эстетической и физической программы развития личности ребенка. Традиционными стали совместные праздники, которые проходят в университете или в одном из учебных заведений: «Здравствуйте, это мы», «Лицейско-гимназическая весна», «Ассамблея звезд», конкурсы поэтов, состязания юных эрудитов и т. п. Все это дает возможность ребятам ощутить себя членом большой, дружной, творческой семьи РЦНО. 7. Разработка программ психологического и валеологического сопровождения ребенка в воспитательно-образовательном процессе с целью создания более комфортных условий для развития и самореализации в системе непрерывного образования. Рассматривая Региональный центр непрерывного образования КемГУ как педагогическую систему, мы определили основную цель — создание условий для: · постоянного, целеустремленного, творческого развития обучаемого; · улучшения его деятельности, направленной на саморазвитие и самосовершенствование посредством овладения новейшими достижениями науки, передового опыта, собственной поисковой деятельности, свободного выбора своей образовательной траектории, траектории движения, своей сферы инициативы и ответственности. Разработанная учеными КемГУ концепция РЦНО определяет следующие функции непрерывного образования: компенсаторную, адаптивную, интегративную, но первостепенное значение приобретает функция самореализации личности (социальной, учебной, профессиональной), реализуемая через: · раннюю дифференциацию и профилизацию обучения; · преемственность обучения и воспитания в организационном (создание образовательных моделей и комплексов), содержательном (учебные планы, программы) и методическом (использование методов, максимально активизирующих познавательную деятельность детей и учащихся) аспектах; · педагогику сотрудничества, коммуникативное взаимодействие воспитателя — ребенка, учителя — учащегося — преподавателя вуза, где решаются задачи: информационная, развивающая, воспитательная; · изучение внутреннего мира ребенка, его индивидуальности, психологических и интеллектуальных возможностей, диагностику способностей и построение на этой основе оптимальных условий для формирования личности при развивающем характере обучения; · организацию индивидуальной научно-исследовательской работы старшеклассников под руководством ученых Кемеровского госуниверситета. В образовательных учреждениях Центра приоритет отдается следующим видам учебной деятельности: · исследовательская, теоретико-познавательная (постановка проблемы, выдвижение и проверка гипотез, генерация идей, проведение или моделирование эксперимента и т. п.); · дискуссионная (выявление и сопоставление точек зрения, позиций, подбор и предъявление аргументации и т. д.); · моделирующая — в предметно-содержательном (имитационно-игровом) и социально-психологическом (ролевом) плане; · рефлексивная — в гносеологическом и эмоционально-личностном плане (интеллектуальная и эмоциональная рефлексия). Для реализации поставленных целей и задач мы использовали такие формы взаимодействия со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса как: · совместное проектирование содержания учебных дисциплин с учетом государственных образовательных стандартов, которое дает возможность оперативной корректировки содержания обучения; · регулярное обсуждение вопросов совершенствования преподавания на заседаниях кафедр, проблемных семинарах, научно-практических конференциях, что позволяет внедрять инновационные педагогические технологии; · издание совместных учебно-методических пособий для учащихся профильных классов; · проведение общих (для учащихся и студентов) учебных практик, научно-практических конференций, деловых игр, проблемных семинаров, коллоквиумов — все эти формы развивают творческую активность, исследовательские качества, способствуют закреплению и отработке полученных знаний в деятельности, приближенной к профессиональной; · промежуточный рейтинговый контроль, проводимый преподавателями университета, повышающий заинтересованность учащихся в получении конкурентоспособных знаний.
Совместная деятельность университета, гимназий, лицеев также предполагает: · гибкую систему индивидуальных занятий, которые способны реализовать практически любую потребность ученика в подготовке по избранному направлению; · постоянное формирование и целенаправленную реализацию личностной установки ученика на свободный и ответственный выбор, в том числе и профессиональный; · взаимодействие с психологами Центра, которые последовательно (совместно со школьными психологами) формируют у школьников ясное ощущение самоценности и общественной значимости собственной личности, под контролем которых осуществляется обучение и развитие личности ученика, проходящего путь от изучения самого себя — через диагностику, самодиагностику и самоконтроль — к самопрогнозу, т. е. осознанию способов и методов реализации собственных возможностей. Функционирование РЦНО позволяет образовательным учреждениям осуществлять свою деятельность на системной основе, адекватно их образовательно-культурной и социально-экономической направленности, реализуя принципы преемственности и непрерывности, целостности и согласованности, гуманизации и гуманитаризации, психологической комфортности, вариативности и креативности. Как результат взаимной работы четыре гимназии Центра в 2000 г. стали лауреатами Всероссийского конкурса «Школа века»; Городской классический лицей — дважды лауреат фонда Сороса, победитель международных олимпиад в области физики, химии, информатики, истории, вошел в перечень 100 лучших школ России, также как и 41 гимназия; 21 гимназия — лауреат Всероссийского конкурса молодежных театральных коллективов на французском языке, обладатель Золотой маски; гимназия № 12 г. Ленинска-Кузнецкого по итогам Всероссийского конкурса культурно-образовательных инициатив получила статус «Федеральной экспериментальной площадки; многопрофильный лицей г. Междуреченска — победитель Всероссийского конкурса «Лидер образования», обладатель Золотого жезла; Детско-юношеский центр — лауреат Всероссийского конкурса «На подиуме у Зайцева» и т. д. Учащиеся образовательных учреждений РЦНО ежегодно на областных олимпиадах занимают от 45 % до 84 % призовых мест по естественнонаучным и гуманитарным дисциплинам, они лауреаты республиканских конференций «Юность. Наука. Культура», «Шаг в будущее», «Юниор», «Сахаровские чтения», призеры Всероссийской предметной олимпиады, телекоммуникационной викторины по биологии и экологии, многопредметной олимпиады «Олимпийский марафон» и т. д.; стабильно реализуется практически 100 %-е поступление выпускников образовательных учреждений РЦНО в вузы области, России; в том числе до 65 % — в КемГУ, что составляет в среднем более 30 % от поступивших на 1 курс головного университета. По данным деканатов, выпускники гимназий и классического лицея РЦНО КемГУ составляют, как правило, интеллектуальное творческое ядро студенческих групп и с первого курса активно включаются в учебную, научно-исследовательскую (есть публикации в сборниках молодых ученых и аспирантов), общественную деятельность университета, показывают достаточно высокий уровень качественной успеваемости (85–100 %). Более 30 % лауреатов областной, правительственной, президентской стипендии — это выпускники образовательных учреждений РЦНО. Они — активные участники областных студенческих олимпиад (48 % от общего числа участников), восемь человек из 15 (53,3 %) — победители в личном первенстве. Задача вуза — востребовать «актуальное развитие» выпускников школ нового типа, создать им условия для реализации и развития своих способностей. В КемГУ такая работа на ряде факультетов начата: · комплектуются отдельные группы (юридический факультет, факультеты романо-германской филологии, истории и международных отношений, филологии и журналистики); · создается гибкая система зачетов, экзаменов, позволяющая обеспечить создание дифференцированных, вплоть до сугубо индивидуальных программ обучения. В системе работы РЦНО просматривается поствузовский этап бывших лицеистов и гимназистов: почти 50 % из них оканчивают университет с красным дипломом, работают на кафедрах вузов Кузбасса, в учебных заведениях РЦНО, учатся в аспирантуре.
Чурекова Т.М., Захаров Ю.А. «Университетское управление: практика и анализ», №2, 2003 г.
РАЗДЕЛ 7. ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УНИВЕРСИТЕТА. Галина Ивановна Мальцева ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ Формирование корпоративной культуры вуза, адекватной изменениям внешней среды, является одним из ключевых факторов на пути к успеху. Несмотря на большое количество зарубежной и отечественной научной и практической литературы о феномене корпоративной культуры как обязательного атрибута любой современной организации, до сих пор нет однозначного определения данного понятия. Важным в понимании термина «корпоративный» является то, что он возник от латинского слова «corporatio» - объединение, сообщество, а не от «корпорации» как организационно-правового типа предприятия. Следовательно, корпоративную культуру вуза целесообразно рассматривать в двух аспектах: как часть культуры всего образовательного сообщества, обладающей совокупностью мировоззренческих и нравственно-этических ценностей, накопленных высшей школой за всю историю ее существования, и как культуру отдельной организации, делающую вуз уникальным. Корпоративная культура определяет место вуза в окружающей среде и ее отношение к вузу, формирует его историю, правила коммуникации и принятия решений, внутренние ритуалы и легенды, модели поведения сотрудников во внешней среде и внутри вуза, определяет неписаные законы, нормы и правила, которые объединяют вузовское сообщество и нацеливают на достижение общих целей. Культура каждого вуза, как и характер человека, индивидуальна и оказывает влияние на поведение, мнения и действия сотрудников. В свою очередь, и сами сотрудники, обладая собственными ценностями, жизненным опытом, мнениями, воздействуют на культуру вуза, формируя ее. Корпоративная культура – комплекс разделяемых всеми членами организации ценностей, представлений, понятий и убеждений, а также поведенческих норм и артефактов, которые создает организация по мере преодоления препятствий внутреннего и внешнего характера на пути к успеху и процветанию. В буклете Владивостокского университета экономики и сервиса (ВГУЭС) «Корпоративная культура», предназначенного для пользования персоналом университета, приведено следующее определение: «Корпоративная культура – это: - создание уникальной атмосферы взаимопонимания и сотрудничества, поддержки и заинтересованности в успехах друг друга, единения, теплоты и внимания к каждому; - формирование коллектива единомышленников, работающих во имя единой идеи и для утверждения авторитета всего вузовского коллектива; - верность вузовским идеалам и традициям, уважительное отношение к вузовской символике, готовность прийти на выручку друг другу и коллективу в целом в любой ситуации. Сегодня формирование корпоративности, преданности идее и традициям коллектива, уверенности в значимости, общественной полезности и перспективности дела, к которому ты причастен, есть непреложное условие успешной деятельности университета, всех его сотрудников и студентов». Если определять корпоративную культуру как способ существования организации, то станет ясно, что она будет меняться вместе со сменой внешних условий. Именно это обстоятельство послужило причиной тому, что вопрос формирования новой корпоративной культуры стал актуальным для нашего университета. Необходимость не просто выживания, а развития университета в новых, рыночных условиях потребовала постановки и решения новых стратегических задач и, соответственно, изменения корпоративной культуры. Процесс формирования корпоративной культуры в вузе можно рассмотреть через выделение основных ее функций: - мобилизация коллектива на реализацию миссии и достижение вузом своих целей; - создание и поддержание у сотрудников чувства причастности к общему делу; - поддержание ценностей, присущих вузу, и воспитание сотрудников в духе преданности вузовским идеалам и традициям; - формирование позитивного имиджа вуза; - содействие социализации новых сотрудников и студентов; - формирование и контроль норм и правил поведения Опишем эти функции на примере ВГУЭС.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.129.141 (0.015 с.) |