ТОП 10:

Технологии оптимизации учебного процесса



Оптимизация учебного процесса необходима нам для повышения качества обучения при увеличении количества студентов, обучающихся у одного преподавателя. В первую очередь она предполагает совершенствование технологии и методики преподавания и качественное развитие профессорско-преподавательского состава. Назовем самые основные меры, направленные на совершенствование технологии преподавания:

· укрупнение потоков и оптимизация учебных планов

· внедрение методики чтения лекций в режиме презентаций

· внедрение активных методов обучения, подразумевающих групповую работу, на практических занятиях

· разработка методического обеспечения и создание необходимых условий для самостоятельной работы студентов

· обеспечение систематического контроля результатов работы студентов

Главные условия введения таких новшеств – централизация и системность, а также наличие методической базы и системы технологической поддержки преподавателей.

Одним из таких нововведений стало внедрение методики чтения лекций в режиме презентаций. На специальном сервере раздаточных материалов преподаватели размещают все материалы, которые они считают необходимым довести до студентов. При подготовке к лекции и практическим занятиям студенты с помощью удобной поисковой системы могут распечатать презентацию дома или в университете или работать с материалами другим способом. Для этой и аналогичных целей в учебном корпусе создана сеть сервисных центров. Администраторы через этот же сервер осуществляют контроль создания запланированных преподавателем презентаций и их соответствия требованиям.

Чтение лекций в таком режиме дает совершенно новое качество подачи материала, что позволяет укрупнить потоки, следовательно, снизить аудиторную нагрузку и высвободить время преподавателя для других видов работы, в частности, для организации и контроля самостоятельной работы студентов. Сейчас разрабатывается система материального стимулирования преподавателей, успешно осваивающих эту и другие новые технологии.

Один из наиболее ресурсоемких аспектов качества обучения - методическое обеспечение образовательной программы. Управление учебно-методическим обеспечением также осуществляется в университете на основе экономических и оптимизационных подходов. Одним из ключевых моментов при этом является объединение всех дисциплин, входящих в учебные планы, в группы по признаку общего ядра содержания для формирование единых учебно-методических комплексов. Во ВГУЭС объединение проводилось на основании разработанного Положения о базовом учебно-методическом комплексе (БУМК), которое имеет статус внутривузовского стандарта. Основные принципы объединения дисциплин в группы следующие:

· Дисциплины, как правило, имеют одинаковое (или близкое по смыслу) название;

· Дисциплины имеют во многом одинаковое или близкое содержание;

· Дисциплины закреплены за одной и той же кафедрой;

· Дисциплины, для учебно-методического обеспечения которых принципиально может быть использован один и тот же комплект учебных и учебно-методических материалов.

· Наиболее значимым является последний принцип.

Каждая группа дисциплин, для которой создается единый базовый учебно-методический комплект, получает собственный идентификационный номер в базе данных. В группе выделяется главная, наиболее объемная и значимая дисциплина, которой присваивается статус «корневой». Остальные дисциплины в группе имеют подчиненное значение. Поскольку дисциплины, входящие в группу, могут быть по нагрузке закреплены за разными преподавателями, вводится институт ответственных за БУМК. Ответственным за единый базовый учебно-методический комплекс для группы дисциплин назначается наиболее авторитетный специалист, как правило, выполняющий учебную нагрузку по «корневой» дисциплине. Выполнение функций ответственного за БУМК учитывается в индивидуальном плане преподавателя в соответствии с утвержденными нормативами. В обязанности ответственного за БУМК входит координация методической работы всех преподавателей, ведущих занятия по дисциплинам БУМК, планирование развития учебно-методического комплекса.

Следует обратить внимание, что единый комплекс формируется для всех форм обучения, без выделения их специфики. Это принципиальная позиция, поскольку университет ориентируется на постепенный переход к зачетно-кредитной системе, при которой в основу оценивания достижений студента положены результаты его самостоятельной работы, а не времени, проведенного в аудиториях. Следовательно, методическое обеспечение должно создаваться для полноценного руководства самостоятельной работой студентов всех форм обучения, а значит, методологически не дифференцируется в зависимости от ныне существующих форм обучения.

Чтобы не потерять качество подготовки, очень важно уделять серьезное внимание организации самостоятельной работы студентов, создавать для этого все необходимые условия. На этом пути одна из важнейших задач для вуза – развитие библиотеки. За последнее десятилетие мы превратили свою библиотеку из самой отсталой в самую передовую, оснащённую самыми современными средствами. Полностью баркодированный книжный фонд, в читальных залах - современные компьютеры с LCD-мониторами, с выходом в сеть Интернет и доступом к электронным каталогам библиотеки ВГУЭС и многих крупнейших библиотек мира.

Все пользователи библиотеки имеют читательские билеты со штрихкодами. Это позволяет нам проводить анализ использования литературы. По спросу на литературу мы можем оценить качество работы как преподавателей, так и студентов. Анализ информации о спросе имеет также очень большое значение в планировании развития библиотечных фондов и совершенствовании организации обслуживания клиентов.

Сейчас, переходя к принципиально новой стратегии комплектования библиотечных фондов и обслуживания студентов, мы отказались от практики закупки учебников сотнями экземпляров. Во-первых, многие учебники очень быстро устаревают, во-вторых, не хватит никаких средств на приобретение больших партий книг одного наименования и, в конечном итоге, будет страдать качественное разнообразие библиотечного фонда. Поэтому плановые закупки учебников одного наименования составляют, как правило, 5-6 экземпляров, которые поступают в читальные залы библиотеки. Библиотека университета является подписчиком полнотекстовых электронных баз данных научной периодики и учебной литературы на русском и английском языках, использование материалов которых позволяет существенно повысить уровень курсовых и дипломных работ.

Полученные результаты позволили повысить эффективность и качество учебного процесса, а также наладить постоянный контроль процесса обучения. Если студенты обеспечены базовыми учебниками и методической литературой, могут пользоваться современной литературой и электронными средствами информации, то серьезно меняются функции преподавателя и эффективность его труда, появляется больше времени на методическую работу и совершенствование системы контроля знаний.

Контроль результатов обучения должен быть постоянным, систематическим и осуществляться на всех этапах. Оценку знаний только в период сессий нельзя считать достаточной, потому что в полной мере повлиять на сложившийся результат вуз уже не в состоянии. Мы хотим мотивировать студентов как можно больше работать в течение семестра. Традиционная структура графика учебного процесса, при которой учебный год разделен на части (семестры), каждая из которых заканчивается тотальным контролем – экзаменационной сессией, является неотъемлемым элементом отживающей классно-урочной системы. При такой организации фиксированной величиной является время обучения, а сам образовательный процесс оказывается ограниченным по сроку освоения программы. В такой системе трудно ориентироваться на результаты обучения, поскольку каждый студент за отведенное для освоения программы либо ее отдельной части время усваивает ровно столько материала, сколько позволяют его индивидуальные способности, личные особенности и реальные возможности.

Мощным мотивационным инструментом для решения задачи трансформации студента из объекта образовательного процесса в субъект является рейтинговая система оценивания знаний, которая уже внедрена и успешно используется во ВГУЭС. Все студенты знают, когда и в каком количестве баллов будет оцениваться тот или иной вид их труда, какие критерии оценки предъявляются, какие контрольные мероприятия и в какие сроки предстоит пройти. В конце обучения студент вполне адекватно может самостоятельно спрогнозировать свою итоговую оценку по дисциплине. Таким образом, у него формируется деловой подход к планированию собственных учебных достижений и управлению ими.

Еще одно преимущество рейтинговой системы – накопительный характер результата, стимулирующий студента постоянно наращивать свой багаж учебных достижений, результатов – следовательно, работать больше и лучше. В отличие от традиционной четырехбалльной системы стобалльная рейтинговая система позволяет выразить результаты обучения студентов в числовой количественной форме, а не в качественной, оценочной. Следовательно, такая форма выражения результатов более приспособлена для анализа, дает более широкие возможности для управления успеваемостью. Не говоря уже о том, что более подробная стобалльная шкала дает больше возможности для дифференциации студентов, а значит, повышает их мотивацию к достижению успеха в учебе. Рейтинговая система, помимо прочих преимуществ, несет огромную воспитательную миссию, оказывая существенное влияние на формирование личностных качеств и общих компетенций студента в процессе его обучения в вузе. В рейтинговой системе существование студента-объекта невозможно, студент обязан иметь активную позицию.

Таким образом, и преподаватели, и студенты ВГУЭС высоко оценивают используемую ими рейтинговую систему как эффективный инструмент управления результатами обучения.

Принятый нами курс на повышение роли самостоятельной работы студентов также требует непрерывного контроля. При увеличении количества студентов, обучаемых одним преподавателем, другого пути, кроме как автоматизировать этот контроль, просто нет. Поэтому в качестве основной технологии контроля знаний на всех этапах, кроме, пожалуй, защиты выпускной квалификационной работы, избрана технология автоматизированного компьютерного тестирования.В университете используется собственная сетевая система тестирования, администрирование которой осуществляется в рамках интегрированной информационной среды вуза. Сейчас в арсенале имеется около 500 апробированных тестов по дисциплинам учебных планов образовательных программ ВПО. На зимней и летней сессиях 2004-2005 учебного года была успешно апробирована технология массового приема экзаменов в тестовой форме: мощность сети позволяла тестировать одновременно до 150 студентов, всего за период зимней сессии было проведено около 5000 сеансов по 57 дисциплинам, в летнюю сессию – 8000 сеансов по 87 дисциплинам. В ближайшее время мы планируем распространить эту технологию на все дисциплины, по которым есть комплекты тестовых материалов. Основная проблема – качество тестов, и мы стараемся ее профессионально решать. Все преподаватели, работающие с этой методикой, проходят сертификационный курс внутрифирменного обучения, содержание которого касается не столько эксплуатации системы тестирования, сколько методических вопросов – вопросы эксплуатации решают технические исполнители. Начата подготовка к сертификации качества тестов. Наш опыт показывает, что тестирование не только облегчает труд преподавателя, но и позволяет существенно повысить объективность оценки.

Существенную помощь преподавателю в работе со студентами оказывает университетская сетевая информационная система «Успеваемость». Преподаватель на каждой аттестации проставляет баллы студентам, которые они набрали на протяжении всего семестра. Таким образом, создается электронная ведомость, которая в конце семестра распечатывается и подписывается в установленном порядке. Использование программного продукта в течение всего семестра значительно сокращает затраты времени на создание ведомостей, которые раньше заполнялись вручную. В итоге преподаватель получает полную картину успеваемости студентов не только одной группы, но и всего потока, изучавшего одну дисциплину. Главное значение ИС «Успеваемость» состоит в том, что она дает преподавателям и администрации возможность анализировать текущую и промежуточную успеваемость студентов в любом разрезе. Это помогает преподавателю проводить мониторинг учебных достижений отдельных студентов и групп, контролировать ход выполнения программы дисциплины и своевременно принимать решения, корректировать задания и т.д.

Создаваемые и используемые во ВГУЭС информационные ресурсы создают необходимую базу для перепроектирования учебного процесса в соответствии с требованиями компетентностного подхода к обучению и его результатам. Как реализуется новая образовательная парадигма применительно к задачам управления образовательным процессом? Остановимся на таких важнейших инструментах как кредит-система (система зачетных единиц) и модульная организация учебного процесса.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.176.125 (0.008 с.)