Тема 4. Финансово-кредитное обеспечение инновационной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Финансово-кредитное обеспечение инновационной деятельности



Формы и источники финансирования инноваций

4.2 Собственные источники финансирования инноваций и бюджетное финансирование

Долговое финансирование инноваций

Венчурное финансирование инвестиционных проектов

 

 

4.1

Эффективное управления инновационной деятельностью предполагает расчет потребностей в тех средствах, которые нужны для реализации инновационного проекта и анализ возможных источников финансирования.

Все инновационные проекты независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений до их утверждения подлежат экспертизе в соответствии с законодательством РФ. Порядок проведения государственной экспертизы ИП определяется Правительством страны.

Формами финансирования инноваций являются долевое, долговое и безвозмездное финансирование. Детальная классификация форм и источников финансирования ИП на территории РФ показана в таблице 1.

 

 

Финансирование инвестиционных проектов

Формы финансирования Источники финансирования
Собственные финансовые ресурсы Прибыль; Амортизационные отчисления; Средства, выплачиваемые страховыми компаниями в виде возмещения потерь от стихийных бедствий, аварий и пр.
Заемные финансовые ресурсы Облигационные займы; Банковские кредиты; Бюджетные кредиты.
Бюджетное финансирование Государственные бюджет РФ; Республиканские бюджеты; Местные бюджеты и внебюджетные фонды.
Лизинговое финансирование Финансовый лизинг; Оперативный лизинг.
Венчурное финансирование Государственные дотации; Средства крупных компаний, в т.ч. банков; Финансовые вложения отдельных граждан (“ангелов”)
Проектное финансирование Капитал крупных финансово-промышленных групп; Финансовые ресурсы банков.
Краткосрочное финансирование “стартовых” инвестиционных возможностей малого бизнеса путем развития системы франчайзинга Финансовые ресурсы крупных предприятий, имеющих известную торговую марку, признание в деловом мире.
Ипотечное финансирование Денежные средства государства; Ипотечные кредиты, предоставляемые банками населению и хозяйствующим субъектам; Прибыль финансовых компаний от продажи ипотечных кредитов (обязательств) на вторичном рынке.
Иностранные инвестиции Капитал иностранных юр. и физ. лиц.
Международные инвестиции Средства международных фондов, Всемирного банка, страховых компаний и др.

4.2

Важное место в системе источников финансирования ИП занимает собственный капитал фирмы. Первоначальную сумму собственного капитала организации, авансированную в формирование ее активов для старта хозяйственной деятельности, составляет уставный (или складочный) капитал.

В процессе эффективной хозяйственной деятельности коммерческих организаций собственный капитал возрастает за счет капитализированной прибыли, которая характеризует часть прибыли (разницы между доходами и расходами) организации, не использованную на потребление акционерами и персоналом. Именно эта часть прибыли обеспечивает инновационное развитие.

Наряду с рассмотренными, внутренним источником формирования собственного капитала являются амортизационные отчисления, которые не увеличивают величину собственного капитала, но служат способом реинвестирования денежных средств в бизнес.

Собственный капитал, направляемый на финансирование инноваций может привлекаться из внешних источников путем:

• Мобилизации дополнительного паевого капитала (путем взносов средств учредителей в уставный или складочный капитал);

• Привлечения дополнительного акционерного капитала в результате повторной эмиссии и реализации акций;

• Безвозмездной финансовой помощи от юридических лиц и го­сударства;

• Конверсии заемных средств в собственные (например, обмен корпоративных облигаций на акции);

• Прочих внешних финансовых источников (эмиссионный доход, образуемый при повторной продаже акций).

Собственному капиталу свойственны: ограниченность объема привлечения и существенного расширения; высокая стоимость.

Если прибыль и амортизационные отчисления позволяют предприятию в той или иной мере обеспечивать свою финансовую устойчивость и осуществлять инновации, то бюджетные источники финансирования носят более глобальный целенаправленный характер и позволяют в большей степени достигать сближения интересов конкретных организаций и государства, предприятий и регионов.

Важной сферой государственного бюджетного финансирования являются, во-первых, развитие производственной и социальной инфраструктуры в регионах; во-вторых, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности населения.

Прежде всего, государство заинтересовано в создании благоприятных стартовых условий для начинающих предпринимателей. Последние, как правило, не имеют материальных и финансовых ресурсов создания производственной инфраструктуры для своей организации: дорог, средств связи, тепло, вода, энергоснабжения и т.п. Именно государство должно способствовать созданию благоприятных “стартовых” условий развития инвестиционного бизнеса, ориентированного в большей степени на долгосрочное долговое финансирование.

В настоящее время бюджетное финансирование (со стороны государства) осуществляется по двум направлениям: во-первых, в рамках федеральной инвестиционной программы, во-вторых, в рамках программы конкурсного распределения инвестиционных ресурсов.

Такая практика распространена также на региональном уровне, где учитываются экономические и социальные последствия реализации инвестиционного проекта для жителей конкретного региона, как субъекта РФ.

Одной из наиболее распространенных форм финансирования инновационных проектов являются гос. кредиты, источниками которых выступают облигационные займы, банковские и /или/ бюджетные кредиты. В Российской Федерации в силу ряда причин применяется главным образом краткосрочное кредитование ИП. В общем объеме кредитных вложений коммерческих банков, страховых компаний и прочих финансовых организаций доля долгосрочных кредитов составляет менее 5%. На практике большинство коммерческих банков и других кредитных учреждений предпочитает проекты со сроком окупаемости не более двух лет.

Для получения кредита заемщики должны предоставлять финансово-кредитным организациям технико-экономическое обоснование проекта, бизнес-план, в котором должны содержаться вопросы сбыта продукции, информация о ее потенциальных потребителях к др.

Средства федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации могут предоставляться инвестиционным компаниям на возмездной и безвозмездной основе.

Расходы на финансирование государственных капитальных вложений предусматриваются:

q в федеральном бюджете - при условии, что эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих федеральных целевых программ, а также на основании предложений Президента РФ либо Правительства РФ;

q в бюджетах субъектов Российской Федерации - при условии, эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих региональных целевые программ, а также на основании предложений органов исполнительной власти субъектов РФ.

4.3

Долгосрочные займы привлекаются для формирования недостающего объема инвестиционных ресурсов это основная форма долгового финансирования инноваций.

Исходя из целей и специфики инвестиционной и хозяйственной деятельности, организация применяет конкретные формы привлечения долгосрочных заемных средств.

Основными видами долгосрочного банковского кредита являются ипотечный (под залог основных фондов), ролловерный (с пересматриваемой процентной ставкой) и консорциумный кредит (привлечение к кредитованию союза банков - консорциума).

Одним из источников привлечения заемных средств на долгосрочной основе является эмиссия организацией собственных (корпоративных) облигаций. К этому источнику формирования заемного капитала могут соглас­но законодательству прибегать организации в форме акционерных и других видов хозяйственных обществ. Акционерные общества могут выпускать облигации только после того, как полностью оплачены выпущенные акции.

Эмитируемые организацией облигации могут иметь различные виды. По особенностям регистрации и обращения облигации делятся на именные и на предъявителя.

К основным условиям эмиссии облигаций относятся:

- номинал облигации

- вид облигации

- период обращения облигаций

- среднегодовой уровень доходности облигации (среднегодовая ставка
процента по ней)

- порядок выплаты процентного дохода

- порядок погашения облигации

- условия досрочного выкупа облигаций и др.

Видом долгосрочного заемного финансирования является так же финансовый лизинг. Лизинг – один из способов ускоренного обновления основных средств, позволяющий предприятию получать средства производства без значительных единовременных выплат. Вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенных условиях с правом выкупа имущества лизингополучателем называется лизингом.

К краткосрочным финансовым обязательствам относятся все ви ды краткосрочного заемного капитала со сроком его использования до одного года.

Основными формами этих обязательств являются краткосрочные кредиты банков и краткосрочные заемные средства (как предусмотренные к погашению в предстоящем периоде, так и не погашенные в установленный срок), включающие различные виды кредиторской задолженности организации (по товарам, работам и услугам, по выданным векселям, полученным авансам, по расчетам с бюджетом и внебюджетным фондами, по оплате труда, с дочерними организациями с другими кредиторами), другие краткосрочные финансовые обязательства.

4.4

Венчурное финансирование осуществляется в двух основных формах – путем приобретения акций новых фирм либо посредством предоставления кредита различного вида, обычно с правом конверсии в акции.

Венчурный капитал представляет собой вложение средств не только крупных компаний, но и банков, государства, страховых, пенсионных и других фондов, в сферы с повышенной степенью риска, в новый расширяющийся или претерпевающий резкие изменения бизнес.

В отличие от других форм инвестирования, данная форма обладает рядом специфических черт, а именно:

1. Долевое участие инвестора в капитале компании в прямой или опосредованной форме.

2. Предоставление средств на длительный срок.

3. Активная роль инвестора в управлении финансируемой фирмой.

В США, стране с высоким уровнем развития рискового капитала, его основными сферами приложения являются начальные этапы развития бизнеса (подготовительный и стартовый периоды), на которые приходится 39,2% венчурных инвестиций.

Рассмотрим виды венчурных предприятий:

1. Собственно рисковый бизнес

2. Внутренние рисковые проекты крупных корпораций.

В свою очередь собственно рисковый бизнес делится на два основных вида хозяйствующих субъектов:

Первый вид – независимые малые инновационные фирмы.

Второй вид – предоставляющие им капитал финансовые учреждения.

Малые инновационные фирмы основывают ученые, инженеры, изобретатели, стремящиеся с расчетом на материальную выгоду воплотить в жизнь новейшие достижения науки и техники. Первоначальным капиталом таких фирм могут служить личные сбережения основателя, но их обычно не хватает для реализации имеющихся идей. В таких ситуациях приходится обращаться в одну или несколько специализированных финансовых компаний, готовых предоставить рисковый капитал. Подобных компаний в середине 80-х годов, например, в США существовало более 500.

Специфика рискового предпринимательства заключается, прежде всего, в том, что средства предоставляются на безвозвратной, беспроцентной основе, не требуется и обычного при кредитовании обеспечения. Переданные в распоряжение венчурной фирмы ресурсы не подлежат изъятию в течение всего срока действия договора. Возврат вложенных средств и реализация прибыли происходит в момент выхода ценных бумаг фирмы на открытый рынок.

Величина прибыли определяется разностью между курсовой стоимостью принадлежащей рисковому инвестору доли акций фирмы-новатора и суммой вложенных им в проект средств. Эта доля оговаривается в заключенном контракте и может доходить до 80%. По существу, финансовое учреждение становится совладельцем фирмы-новатора, а предоставленные средства - взносом в уставный фонд предприятия, частью собственных средств последнего.

Для российской экономики привлекательно венчурное предпринимательство.

Успехи рискового предпринимательства в разработке научно-технических новшеств заставили отдельные крупные промышленные предприятия Военно-промышленного комплекса (ВПК) Российской Федерации, как и за рубежом, пойти на внутренние рисковые проекты или внутренние венчуры. Они представляют собой небольшое подразделение, организуемое для разработки и производства новых типов наукоемкой продукции и наделяемое значительной автономией в рамках крупных корпораций. Отбор и финансирование предложений, поступающих от сотрудников корпорации или независимых изобретателей, ведутся специализированными службами. В случае одобрения проекта автор идеи возглавляет внутренний венчур. Такое подразделение функционирует при минимальном административно-хозяйственном вмешательстве со стороны руководства.

В течение обусловленного срока внутренний венчур должен провести разработку новшества и подготовить новый продукт или изделие к запуску в массовое производство. Как правило, это производство нетрадиционного для данной фирмы изделия.

Внутренний рисковый проект должен служить и изысканию новых рынков. Если проект окажется успешным, подразделение может быть реорганизовано для массового выпуска данного изделия в рамках той же фирмы, продано другой или передано другим подразделениям.

Своеобразной промежуточной формой между чисто рисковым бизнесом и внутренними рисковыми проектами является организация совместных предприятий нового типа, представляющих собой объединение мелкой наукоемкой фирмы и крупной компании. В рамках такого объединения мелкая фирма ведет разработку нового изделия, а крупная компания оказывает финансовую поддержку, предоставляет исследовательское оборудование, обеспечивает каналы сбыта, организует сервис и послепродажное обслуживание клиентов.

Главным стимулом для венчурных вложений является их высокая доходность в случае удачи. Для уменьшения риска разрабатываются типовые схемы финансирования. За этот срок фирма-эксплерент должна добиться успеха, если ему суждено быть. Например, финансирование рассчитано на 48 месяцев. Капиталовложения делятся на пять временных отрезков, исходя из двух правил:

1. Каждое новое вложение осуществляется только в том случае, если предыдущее себя оправдало. Это означает, что эксплерент существенно продвинулся в создании или коммерсализации продукта.

2. Каждое новое вложение больше предыдущего и осуществляется на более выгодных для эксплерента условиях.

Примерные планы контрольных работ по дисциплине

ТЕМА 1. Инновационный менеджмент как объект управления

Введение.

1. Современное состояние и задачи инновационного менеджмента

1.1. Основные черты инновационного менеджмента.

1.2. Проблемы инновационного менеджмента.

1.3. Становление инновационного менеджмента в России и его задачи.

2. Инновационный менеджмент как объект управления.

2.1. Этапы жизненного цикла инноваций.

2.2. Классификация инноваций и инновационных процессов.

2.3. Элементы инноваций и их сущность.

2.4 Объективная необходимость управления инновации в условиях рынка.

3. Управление инновационным процессов.

3.1. Планирование инновационного процесса.

3.2 Организация инновационного процесса.

3.3. Разработка и проведение кадровой политики в инновационном процессе.

3.4 Контроль в инновационном процессе.

4. Опыт управления инновационной деятельностью в конкретном производстве.

Заключение.

 

ТЕМА 2. Инновационный процесс и основные его направления.

Введение.

1 Сущность инновационного процесса и его роль в системе управления.

2. Нововведение как объект инновационного менеджмента.

3 Основные направления инновационной деятельности:

3 1 Рынок новшеств.

3 2. Рынок чистой конкуренции нововведений.

3.3 Рынок инвестиций.

4. Концепции организации научно-технической деятельности.

5. Опыт изучения инновационного процесса и основных направлений в конкретном производстве.

Заключение.

 

ТЕМА З.Инновационный проект: основные этапы их функционирования и реализации.

Введение

Сущность инновационного проекта и его основные этапы.

1.1. Сущности и содержание инновационного проекта.

1.2. Этапы инновационного проекта и их характеристика.

1.3. Этап инвестиционного замысла.

1.4. Этап исследования инвестиционного замысла.

1 5. Этап технико-экономического обоснованного проекта.

1.6. Этап строительно-монтажных и пускательных работ.

2. Эффективность инновационного проекта и их основные формы.

3. Методы выбора инновационного проекта для реализации.

4. Основные критерии для оценки инвестиционного проекта.

5. Опыт изучения основных этапов и функционирования инновационного проекта в конкретном производстве.

Заключение.

МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО, ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ МАТЕРИАЛА И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРОРАБОТКИ

1. Сформулируйте сущность и содержание инновационного менеджмента.

2. Назовите основные этапы развития теории инноватики и ее основные концепции.

3. Каким образом предпринимательская инновационная деятельность трансформируется в новый технологический общественный уклад? Приведите примеры.

4. Приведите примеры нововведений, ставших объектами инновационного менеджмента.

5. Приведите примеры классификации и кодирования инноваций.

6. В чем состоит специфика принятия управленческих решений в инновационном менеджменте?

7. Какова роль государства в регулировании инновационной деятельности?

8. Каковы основные характеристики инновационных процессов?

9. В чем состоит логический и циклический характер инновационных процессов?

10. Назовите основные организационные формы инновационной деятельности.

11. Какие виды организационных структур используются в инновационном менеджменте?

12. Какие факторы оказывают влияние на выбор инновационной стратегии организации?

13. Сформулируйте основные типы инновационных стратегий.

14. Дайте определение инновационного потенциала организации и сформулируйте ее основные составляющие.

15. Какие выделяются методы управления инновационными проектами?

16. Кто является руководителем экспертизы инновационных проектов?

17. Что включает информационное обеспечение инновационной деятельности и статистика инноваций?

18. Сформулируйте основные принципы и основные этапы проведения НИОКР?

19. Что включает в себя организационно-техническая подготовка производства новшеств?

20. Назовите прогрессивные производственные технологии.

21. Назовите основные составляющие бизнес-плана.

22. Различные типы производств, выделяемые современным менеджментом.

23. Инновационная деятельность как объект инвестирования.

24. Основные показатели эффективности инновационной деятельности.

25. В чем состоит специфика управления персоналом в современных организациях?

26. Роль руководителя в подготовке и проведении инновационных процессов.

 

Тестовое задание для текущего контроля знаний по дисциплине

1. Инновация это:

a) прибыльное (рентабельное) использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, административного или иного характера;

b) фундаментальные исследования и разработка теоретического подхода к решению проблемы, финансирующиеся из бюджета на безвозвратной основе;

c) подготовка инвестиционного предложения для потенциального инвестора.

2. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его повседневного использования называется:

a) жизненный цикл инновации;

b) инвестиционный цикл;

c) проектный период.

 

3. Инновационная деятельность направлена на:

a) строительство, реконструкцию или расширение действующих предприятий, зданий, сооружений и других видов основных фондов, предназначенных для производства новых продуктов и услуг;

b) практическое использование научного, научно-технического результата и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшения производимого продукта, способа его производства и удовлетворения общества в конкурентоспособных товарах;

c) осуществление инвестиций в объекты нематериальной сферы.

 

4. Разновидность изменений по И.Шумпетеру не включает:

a) изменения общественных формаций и традиционных потребительских предпочтений;

b) внедрение продукции с новыми свойствами;

c) использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля – продажа);

d) использование нового сырья;

e) изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;

f) появление новых рынков сбыта.

 

5. Источники инноваций не включают:

a) новые знания, научного или ненаучного характера;

b) неожиданное событие, которым может быть неожиданный успех или неожиданная неудача;

c) несоответствие между реальностью и ее отражением во мнениях и оценках людей;

d) изменения в восприятии и в ценностных установках;

e) бюджетное планирование и прогнозирование.

 

6. Предпринимателей, первыми освоивших новшество называют:

a) новаторы

b) ранние реципиенты

c) раннее большинство

d) отстающие

 

7. Фирмы, первые внедрившие новшество в массовое производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль есть:

1. новаторы

2. ранние реципиенты

3. раннее большинство

4. отстающие

 

8. Классификация инноваций по типу новшества не включает:

a) продуктовые инновации

b) материально-технические инновации

c) экономические инновации

d) правовые инновации

e) организационно-управленческие инновации

 

9. Рост прибыли за счёт повышения цены на новые продукты или модификацию прежних, а так же за счет увеличения объема продаж обеспечивают:

a) инновации-процессы

b) инновации-продукты

 

10. Рост экономических показателей за счет совершенствования подготовки исходных материалов и параметров процесса за счет снижения издержек производства обеспечивают:

a) инновации-процессы

b) инновации-продукты

 

11. Создание принципиально новых видов продукции, технологий, новых методов управления характерно для:

a) улучшающих инноваций

b) радикальных инноваций

c) комбинаторных инноваций

 

12. Идеи сравнительно высокой степени новизны, в частности, разработка нового поколения продуктов за счёт концентрации ресурсов характерна для:

a) радикальных инноваций

b) улучшающих инноваций

c) комбинаторных инноваций

 

13. Полное вытеснение устаревшего продукта новым и тем самым обеспечение более эффективного выполнения соответствующих функций предполагают:

a) открывающие инновации

b) замещающие инновации

c) возвратные инновации

d) отменяющие инновации

 

14. Исключение какой-либо операции или выпуск какого-либо продукта, не предполагающий ничего взамен предполагают:

a) отменяющие инновации

b) открывающие инновации

c) замещающие инновации

d) возвратные инновации

 

15. Создание средств или продуктов, не имеющих сопоставимых аналогов или функциональных предшественников предполагают:

a) замещающие инновации

b) возвратные инновации

c) открывающие инновации

d) отменяющие инновации

 

16. Признаком классификации инноваций на точечные, системные и стратегические является:

a) социальные последствия

b) объем применения

c) эффективность

 

17. По особенностям механизма осуществления выделяют:

a) производственные, управленческие инновации и инновации в сфере условий труда

b) инновации, вызывающие социальные издержки и новые виды монотонного труда

c) диффузные и единичные, завершенные и незавершенные, успешные и неуспешные инновации

 

18. Первым этапом создания новшества является:

a) экспериментальные разработки в лабораториях и экспериментальных производствах, определение технических параметров, проектирование изделий, изготовление, испытание, доводка;

b) исследования прикладного характера и создание экспериментальных моделей;

c) фундаментальные исследования и разработка теоретического подхода к решению проблемы, финансирующиеся из бюджета на безвозвратной основе

 

19. Жизненный цикл новшества не включает:

a) зарождение

b) освоение

c) диффузию

d) рутинизацию

e) ликвидацию

 

20. Процесс введения и использования новшества для достижения организационной цели в условиях динамично меняющейся среды называется:

a) инвестиционным процессом

b) инновационным процессом

c) коммерциализацией новшества

 

21. Одним из этапов исследования инвестиционных возможностей является:

a) оценка рисков, связанных с осуществлением проекта;

b) оценка предполагаемого объема инвестиций по укрупненным нормативам и предварительную оценку их коммерческой эффективности;

c) проведение полномасштабного маркетингового исследования;

d) формирование сметно-финансовой документации.

 

22. Составной частью ТЭО проекта является:

a) оценка уровня базовых, текущих и прогнозных цен на продукцию (услуги);

b) подготовка контрактной документации на проектно-изыскательские работы;

c) подготовка предложений по организационно-правовой форме реализации проекта и составу участников;

d) подготовка программы выпуска продукции (реализации услуг).

 

23. Финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников оцениваются в рамках определения:

a) бюджетной эффективности инвестиций

b) коммерческой эффективности инвестиций

c) народнохозяйственной эффективности инвестиций

 

24. Затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение оцениваются в рамках определения:

a) бюджетной эффективности инвестиций

b) коммерческой эффективности инвестиций

c) народнохозяйственной эффективности инвестиций

 

25. Чистый дисконтированный доход или интегральный эффект это:

a) абсолютная величина превышения доходов по проекту над инвестиционными затратами, приведенными к единому моменту времени путем дисконтирования;

b) чистая прибыль от реализации инвестиционного проекта;

c) отношение суммы приведенного эффекта к величине инвестиционных затрат.

 

26. Проект эффективен, если:

a)

b)

c)

 

27. Формула расчета индекса рентабельности инвестиций при неоднократных вложениях капиталаимеет вид:

a)

b)

c)

 

28. Ставка дисконтирования, использование которой обеспечивает равенство текущей стоимости ожидаемых денежных потоков и текущей стоимости инвестиционных вложений называется:

a) индексом рентабельности инвестиций

b) внутренней нормой доходности

c) средней ценой инвестированного капитала

 

29. Временной период в течение которого прогнозируемые поступления денежных средств составят равную сумму с величиной инвестиционных затрат называется:

a) горизонтом расчета

b) сроком окупаемости проекта

c) жизненным циклом проекта

 

30. Инновационный менеджмент это:

a) определение потребности в ресурсах для реализации различных фаз инновационного цикла, постановка задач перед сотрудниками организа­ции, организация работы;

b) совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом;

c) контроль, анализ, корректировка действий, накопление опыта.

 

31. Какая форма участия организации на рынке новшеств сформулирована некорректно:

a) развитие собственной научной, научно-технической и экспериментальной базы для проведения НИОКР;

b) проведение исследований на кооперационных началах с другими организациями;

c) оформление заказов на проведение научно-исследовательских и (или) экспериментальных работ государственной организации;

d) приобретение лицензий на право производства товаров или услуг;

e) приобретение нематериальных активов путем выпуска акций, облигаций, привлечения иностранного капитала и организации совместного производства.

32) Какие бывают формы скрытого сопротивления изменениям?

a) снижение производительности труда

b) забастовка

c) падение трудовой дисциплины

d) прямое противодействие изменениям

 

33) В чем основное преимущество такого метода преодоления сопротивления изменениям, как обучение и предоставление информации?

a) сопротивление относительно быстро ликвидируется и не требует больших затрат

b) лучшее понимание сотрудниками причин проведения изменений

c) сопротивление ликвидируется благодаря осознанию причастности к принятию решения об изменениях

 

 

Примерный перечень вопросов к зачету

1. Содержание, цели и задачи дисциплины "Инновационный менеджмент".

2. Значимость активизации инновационной политики.

3. Основные понятия инновационного менеджмента.

4. Формы инновационного процесса и диффузия инноваций.

5. Отличия инновационного процесса от стабильного.

6. Понятие новшества и нововведения. Виды нововведений.

7. Формы инновационного процесса (внутри-, межорганизационный и расширенный).

8. Классификация инноваций по уровню новизны, стадии жизненного цикла товара.

9. Классификация инноваций по масштабу новизны, отрасли народного хозяйства.

10. Классификация инноваций по сфере применения инноваций, частоте применения.

11. Классификация инноваций по форме новшества, по виду эффекта по подсистеме инновационного менеджмента.

12. Организационные формы инновационной деятельности виды научных организаций (гос.сектор, предпринимательские, высшее образование).

13. Организационные формы инновационной деятельности венчурный бизнес.

14. Характеристика фирмы эксплерента.

15. Характеристика фирмы патиента.

16. Характеристика фирмы – виолента.

17. Характеристика фирмы-коммутанта.

18. Место фирм эксплерентов, патиентов, коммутантов, виолентов на логистической кривой.

19. Характеристика стабильной, плодотворной и изменчивой технологии
20. Формирование инновационных подразделений и роли специалистов в инновационной деятельности.

21. Финансово-промышленные группы как новые организационные структуры.

22. Принципы формирования финансово-промышленных групп.

23. Организация технологического процесса в финансово-промышленных группах.

24. Мотивация участников технологической цепочки в финансово-промышленных группах.

25. Контроль функционирования технологического процесса в финансово-промышленных группах.

26. Понятие и смысл расчета показателя взаимодействия.

27. Понятие и смысл расчета показателя взаимодействия с поправкой на предприятие.

28. Понятие, значение и порядок разработки инновационной стратегии.

29. Типы инновационных стратегий и их связь с типом инновационной организации (круговая диаграмма приспособление к рынку-изменение рынка, локальный рынок-глобальный рынок).

30. Матрица Издержки-Потребительная ценность.

31. Проведение SWOT анализа.

32. Зависимость стратегии от стадии жизненного цикла продукта.

33. Методы выбора инновационной стратегии.

34. Последовательность подготовки информации для принятия решения по формированию научно-технической политики.

35. Использование сетевого планирования в инновационном менеджменте.

36. Понятие исследовательского проекта и его содержание.

37. Оформление инновационных проектов.

38. Управление инновационным проектом.

39. Последовательность этапов инновационного проекта.

40. Критерии отбора инновационных проектов.

41. Риски и их учет в инновационной деятельности.

42. Государственная поддержка инновационной деятельности.

43. Федеральные и региональные органы управления, вырабатывающие и проводящие инновационную политику.

44. Приоритетные направления финансирования инновационной деятельности.

45. Инновационные цели, идеи, проекты, программы.

46. Задачи, содержание и планирование подготовки производства
47. Организация освоения новой продукции.

48. Функционально - стоимостной анализ.

49. Характеристика результатов инновационной деятельности. Интеллектуальная собственность.

50. Лицензирование и порядок передачи технологии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 664; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.27.178 (0.373 с.)