Глава 10. Отраслевая специфика социальной инноватики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 10. Отраслевая специфика социальной инноватики



 

Все проблемы нововведений так или иначе объективно отражают условия среды, в которой складывается инновационный процесс. Ситуация и настрой в отрасли – одна из подобных проекций. А социальная сфера в целом, с обозначенными в типологическом ряду отраслевыми состояниями – это тот общий фон, где проявляют себя известные уже нам факторы развития и торможения.

В данном случае, чтобы продолжить тему, мне представляется полезным условно трансформировать типологию социальных инноваций под параметры системных отношений в социальной сфере, как их видит Э.Ф.Макаревич: «человек и труд», «человек и здравоохранение», «человек и образование», «человек и культура», «человек и пенсионное обеспечение»… Таким способом «очеловеченные» отрасли выступают уже не просто некими производителями социального продукта, а подконтрольными обществу государственными сегментами, задачи которых «не допустить того, чтобы жизнь для основной массы людей была ниже определенного уровня» /1/.

Важно, наконец, осознать (использую мысль С.А.Кузьмина), что качество социального продукта имеет гораздо большее влияние на состояние общества и взаимоотношения его сограждан, чем об этом принято думать. Причем связь тут носит обоюдный характер. Чем хуже и допотопнее, архаичнее социальный продукт, тем менее благополучно и социально устойчиво общество, тем менее высок и престижен социальный статус производителей этого продукта /2/.

Влияние элементов непромышленной сферы на уровне социума, между тем, не просто функционально. Посмотрите, как воздействуют врач на пациента, учитель на ученика и его родителей, социальный работник на подшефных стариков и инвалидов… А кем и чем готовится выбор молодыми своей профессии, формируется прочность супружеских, семейных отношений? Кто помогает сохранять граждански крепкую общественную и бытовую мораль? Нет сомнений, во всем, что определяет нравственное здоровье российских граждан, согласимся с С.А.Кузьминым, присутствует опосредованный результат той невидимой идеологической работы, которую проводят (или недостаточно проводят), наряду с выполнением своих прямых функций – производством социального продукта, представители социальной сферы /3/. И когда мы оцениваем инновационный потенциал и инновационную эффективность социальных отраслей, конечно же, должны считаться не только с очевидными внешними признаками благополучия или неблагополучия официального отраслевого продукта.

Показательно признание специалистов по управлению, которые отличительной особенностью нынешнего времени называют то, что вектор эффективности в оценке деятельности всех субъектов управления в любой сфере жизни (экономической, политической, духовной, культурной) сдвигается в сторону социальных показателей, выступающих (внимание!) как интегральные, а сама управленческая система становится многофункциональной и соответствует (еще раз внимание!) структуре социальной сферы /4/.

И что меня особо удовлетворяет, в числе факторов, характеризующих названную учеными-управленцами структуру, фигурируют обозначения, показатели, весьма близкие предложенному мною ранее пониманию типологии социальных инноваций. Ведь среди этих факторов: доход на душу населения и на семью, потребительская корзина, трудовая занятость, доступ к образованию, медицинское обслуживание, качество питания, демографическая и экологическая ситуация, состояние преступности и личной безопасности, социальных связей и социальных коммуникаций, поддержка малообеспеченных групп населения, состояние культурной среды и ее материально-техническая база, а также ряд других однородных позиций /5/.

Именно в русле таких, в общем-то именно отраслевых проекций строит прогнозное (программное) обоснование социальных нововведений И.В. Бестужев-Лада. В его цитировавшейся уже многографии десять ипостасей с абсолютно однотипными адресами /6/. Тут социальная организация труда, стабилизация семьи, модернизация школы, сфера науки и культуры, социальная организация здравоохранения, оптимизация расселения, спасение природы, редукция преступности. Впрочем, есть одно существенное отличие (социальная организация власти) и одно поменьше (дезалкоголизация общества). Но это уже «детали».

Выбор отраслевого принципа в программировании инновационной деятельности, разумеется, должен быть равноценен анализу результатов этой деятельности, оценке практической инноватики. Кроме того, прогнозировать и планировать нововведения можно опять же только с опорой на известный уже опыт. Если профессор Бестужев-Лада, допустим, обосновывает инновационную стратегию в организации здравоохранения, то он, естественно, исследует корни этой системы – причем и за рамками чисто российской практики. Если речь у него заходит о модернизации школы (образования), то в расчет берется не просто ретроспекция обновления, а весь спектр обучающего комплекса – от детского сада (предначальной школы) до вуза, включая подсистемы повышения квалификации и переподготовки кадров, общего самообразования взрослых /7/.

Анализируя инновационный процесс последних лет по отраслевому принципу, нельзя не отметить, что при некотором сходстве в самой направленности поисковой деятельности внутри каждой из отраслей организация и результативность нововведений имеют очень большой разброс. Во-первых, совершенно разнятся условия и возможности территорий. Во-вторых, неравномерны пропорции финансирования местных отраслевых программ как на федеральном, так и на региональном уровнях. В-третьих, существенно отличается интеллектуальный, творческий потенциал структур управления, инновационных организаций, коллективов, групп.

По оценке В.П. Горегляда /8/, в 2005 году одним из препятствий на пути инноваций был предельно высокий уровень дифференциации регионов по душевым объемам производства и показателям социального развития. Валовый региональный продукт на душу населения отличается в разных регионах порой в 20 раз.

Расчеты по методике Всемирного банка индекса экономики знаний (ИЭЗ), куда входит и индекс инноваций, показывают очень большой разброс в показателях даже у тех российских регионов, которые имеют подушевой валовой региональный продукт на уровне, превышающем средний по стране/9/. К примеру, ИЭЗ в Москве (8,94), Санкт-Петербурге (8,06) почти в три раза превосходят показатели Магаданской и Сахалинской областей. Индексы инноваций в Томской области (7,43), Республике Татарстан (6,60) значительно опережают уровень Мурманской области (4,17) или Республики Саха-Якутия (3,89).

Ничего неожиданного в этом нет. В какой-то мере инновационный голод в отдельных звеньях – слепок все еще кризисного состояния общества, о чем все постоянно говорят. Вопрос, однако, в том, можно ли в таких обстоятельствах и за счет чего именно подтолкнуть стрелку инновационного барометра хоть чуть-чуть к отметке «ясно». То, что не все пасмурно и безнадежно в социальной сфере, показывают относительно многочисленные, но – повторюсь – разрозненные, неконсолидированные для общего пользования положительные примеры.

Нельзя, допустим, отрицать определенное движение в области образования: инновационный опыт здесь старательно раздвигает границы внутриотраслевых ведомств (школа, ПТУ, вуз) и уже больше ориентирован на непрерывность обучающего процесса – почти по прогнозному сценарию И. В. Бестужева-Лады. Именно такую модель, с которой мне пришлось в свое время познакомиться, предложила Бурятия. Она стала действовать после утверждения в 1993 году республиканской программы реформирования профессионального образования. Для внедрения инновационной системной модели в учебные заведения был создан специальный научно-исследовательский центр, который тогда возглавил разработчик этой модели, настоящий новатор В.А.Тыхеев.

Реализуется республиканская система непрерывного профессионального образования (НПО) с помощью учебного комплекса по подготовке специалистов разного уровня образования. Отличительной особенностью обучения является приобретение профессиональных знаний и умений за счет последовательного восхождения на все более высокий уровень знаний по ступеням. Каждая ступень отражает структурно-логическую взаимосвязь общеобразовательных, фундаментальных и специальных дисциплин и имеет определенную целевую установку (см. схему 10.1).

Первая ступень (три года на базе 9 классов или один год на базе 11 классов) – уровень начального профессионального образования, обладатель которого способен к качественному исполнению работ по известным образцам. Статус эквивалентен выпускнику ПТУ с широкой общеобразовательной подготовкой.

Вторая ступень (два года) – уровень среднего профессионального образования, обладатель которого способен к творческому воспроизведению аналогов. Статус эквивалентен выпускнику среднего специального учебного заведения с усиленной фундаментальной подготовкой.

Третья ступень имеет два направления.

Первое (два года) – уровень высшего профессионального образования, обладатель которого способен к реконструкции и совершенствованию существующего. Этот специалист эквивалентен выпускнику вуза с научно-практической подготовкой.

Второе – уровень бакалавра (один год) и затем (два года) уровень магистра. Выпускники этого направления приобретают углубленную теоретическую и фундаментальную подготовку по специальности для научной и педагогической деятельности.

На каждой ступени связь теории и практики, преемственность фундаментальной и профессиональной составляющих учебного процесса осуществляются посредством выполнения курсовых проектов и работ по специальности с последующим прохождением производственного обучения на реальных объектах.

Завершается каждая ступень обучения комплексной выпускной дипломной работой по специальности и аттестацией. Аттестация на первой и второй ступенях является конкурсным экзаменом для перехода на следующий уровень образования. Студенты, не прошедшие аттестацию, с соответствующим квалификационным документом направляются на производство. В дальнейшем они после дополнительной теоретической подготовки и успешной повторной аттестации могут продолжить учебу на следующей ступени или повысить производственную квалификацию в соответствующей структуре.


 

Схема 10.1

 

Модель непрерывного профессионального образования

 

 

Ступенчатость НПО дает основание формировать контингент первой ступени комплекса, руководствуясь иными, нетрадиционными критериями. Зачисляются в студенты те, у кого высокий уровень мотивации выбора, ориентированности и осведомленности о данной специальности.

На Алтае статус краевой экспериментальной площадки получила школа гуманитарного образования философа и педагога А. Попова. В основе инновации – проект «школы самоопределения», принципы развивающего обучения. Хотя инновационное образование в Барнауле поддерживается не всеми власть имущими, в отечественной педагогике алтайское нововведение признано и дает свои результаты/10/.

В Ростове-на-Дону приобрела известность своей инновационной смелостью муниципальная средняя школа №76. Во-первых, она перешла на автономное финансирование, используя для этого систему дополнительных платных услуг школьникам. Во-вторых, несколько лет назад взяла на свой баланс детский сад, завершив таки образом создание первого в городе комплекса непрерывного образования – от дошкольного до вузовского.

Детский сад имеет специальный класс адаптивной подготовки к школе. Затем следует обучение в начальной школе, где предусмотрены классы повышенного педагогического внимания. По окончании девятого класса часть учеников переходит в обычный десятый класс, а другая часть поступает в экономико-правовой колледж, открытый при средней школе на базе Института экономики, управления и права РГПУ. Через два года завершившие программу колледжа выпускники школы сразу же зачисляются на третий курс института. И благодаря этой системе уже в двадцать лет молодые люди заканчивают вуз и получают диплом о высшем образовании /11/.

Обобщая подобные примеры и суммируя накопленный в стране опыт, исследователи констатируют, что в российской системе инновационная суть школьного обучения ориентирована сегодня главным образом на новые организационно-правовые формы образовательных учреждений, комплексов и центров, профильных и специализированных школ; происходит дифференциация учебной работы в соответствии с уровнями подготовленности, интересами и способностями обучающихся, с учетом профессиональной ориентации молодежи и ожиданий родителей; по обновленным критериям формируются учебные программы и психологический климат в школе, призванные наиболее полно обеспечить потребности учащихся к самоопределению в изменившейся социально-экономической среде. Вместе с тем отмечаются и серьезные побочные явления в инновационных учебных заведения. В большинстве своем модифицируются формы обучения, но не его содержание, глубина, ценностные ориентиры /12/. Потери возникают прежде всего в воспитательном процессе, на фоне реорганизаций уходит в тень или забывается та существенная вещь, что в школе, да и в вузе, молодой человек проходит в первую очередь социальное обучение (социализируется), получает установки на всю жизнь от «правильных» людей, своих учителей /13/.

Не только на федеральном отраслевом уровне, но и в каждой местной отрасли, либо в комплексе, в рамках единой территориальной программы развития, идет отработка инновационных моделей, социальных технологий применительно к специфике того или иного направления социальной сферы.

В подмосковном Дзержинском городская стратегия развития четко поделена на профильные составные, в каждой из которых заложены программа нововведения и финансовая ее база (доля городского бюджета плюс сторонние инвестиции). В своем исследовании проблем социального самообеспечения Н. Г.Козенко показывает развернутую картину работавшего здесь модельного принципа/14/. Назову лишь некоторые отмеченные автором позиции, иллюстрирующие отраслевую принадлежность городских инноваций:

· инвестиционный проект «Чистая вода», дающий городским жителям систему очистки артезианской питьевой воды при радикальном снижении энергетических и трудовых затрат;

· программа «Народный телефон», позволившая за счет привлечения денег населения за короткий срок восполнить дефицит в шесть с половиной тысяч номеров, создать задел на вырост и выйти на европейский стандарт;

· проект «Сентоза-2», парк развлечений (по типу острова Сентозы рядом с Сингапуром) – в Дзержинском он распложен на живописном водоеме карьерного происхождения: сначала появились лыжные трассы, автостоянка, супермаркет, классный общепит, затем аттракционы, фонтаны;

· единая телекоммуникационная система (оптико-волоконная кабельная технология) – с ее помощью жителям обеспечивается выход на все медийные и информационные каналы, в том числе телевизионные спутниковые, радио, телефон, мировые компьютерные сети.

Тогдашнему меру города Виктору Доркину принадлежат философски простая мысль: «Есть такая вещь – саморазвитие. Стоит запустить механизм, а он потом сам раскручивается, неизбежно приводит к новым этапам» /15/. Мысль хороша и применительно к инновационному процессу вообще, поскольку, на мой взгляд, развитие живет, подпитывается нововведением. Но в ней присутствует, быть может, и гораздо более важный момент. Ни масштабы территории, ни масштабы отрасли (местной или федеральной) сами по себе ничего не меняют в природе инноваций – новое только тогда особо ценно, когда гармонично встраивается в общие цивилизационные рамки.

Та же единая телекоммуникационная система в Дзержинском – не просто дань естественным потребностям местного сообщества и возможностям наукограда, каковым по типу является это поселение. Нововведение отвечает действующим европейским и мировым стандартам – вот что главное. И это совсем не то, что с телефонным стандартом: там игра в догонялки, новое в системе – сама форма решения проблемы телефонизации города посредством добровольных инвестиций населения. Телекоммуникации – не вчерашний, а сегодняшний форпост. Хотя прогресс электроники и программирования стремителен, и уже завтра информационную отрасль ждет новая революция.

Эта реплика – не то что к слову. Какое-то время назад мировой компьютерный магнат Билл Гейтс заявил: «Мир стоит на пороге новой технологической революции, когда сегодняшняя компьютерная, телевизионная и телефонная техника объединяется в единый информационный суперкомплекс, работающий в Интернете». По его словам, прототип такой уже создан в лабораториях «Майкрософта». Средство связи само по себе самодовлеющего значения теперь иметь не будет – не только компьютер, но любой телефон или телевизор, начиненный соответствующим программным продуктом, введет своего хозяина на Всемирную паутину /16/.

Кстати, примерно об этом же (некоем условном электронном комбайне) писал значительно позже выхода своей книги о прогностике нововведений И. В.Бестужев-Лада. С одной стороны, он признает за такой формой телекоммуникаций «интеллектульно-психологический переворот, выводящий человека почти на уровень кибернетического организма», но с другой – предупреждает: если «человек неделями и годами будет безвылазно сидеть перед дисплеем своего электронного комбайна (ТВ + персональный компьютер + видеофон), то он рискует оказаться одиночкой Маугли в своих электронных джунглях с серьезными сдвигами по части психики и интеллекта. Не забудем, что гомо сапиенс – животное общественное и становится человеком только в человеческом обществе» /17/.

Тот же отраслевой принцип, что и в Дзержинском, заметен в Домодедовском районе Подмосковья. Динамичным своим развитием он обязан, полагают специалисты, программному подходу. Здесь действует от 20 до 30 социально-экономических целевых программ. И каждая имеет реальные источники финансирования. На прочную материальную базу опирается и концепция развития района, которая включает в себя и наиболее перспективные инновационные проекты.

Задолго до появления нынешних национальных проектов в социальной сфере здесь был создан свой муниципальный банк, взявший на себя прохождение (отличительный факт!) бюджетных денег народного образования, здравоохранения, культуры, коммунального хозяйства и т.п., контроль за финансированием строительства. С помощью банка заупустили социальную программу «Достойная жизнь», под гарантии предприятий выдаются кредиты работникам на покупку мебели, бытовой техники, на строительство квартир, индивидуальных домов. Изменена вся экономика ЖКХ под нужды населения, власти ввели реальные для людей цены, внедрили новые долговечные отделочные и кровельные материалы, более надежные и дешевые технологии. Раньше многих других районов в Домодедово заключено трехстороннее соглашение о социальном партнерстве между муниципальными властями, профсоюзами и работодателями, предусматривающее регулирование трудовых и социальных отношений в условиях рынка (в частности социальную защиту, профилактику безработицы) /18/.

Условия рынка не очень благоволят социальной сфере, тем более когда она корнями своими уходит в иные традиции. Эта нерадостная тенденция проглядывает в любом городе или районе. На периферии, в отличие от околостоличного центра, с подобной тенденцией инноваторам бороться особенно трудно. Однако результаты поиска обнаруживаются.

Типичная ситуация на фоне разрушительных событий начала 1990-х годов создалась в Шадринске Курганской области. Уникальность же факта в том, что при тотальном отказе других предприятий от своего соцкультбыта местный автоагрегатный завод и муниципалитет города смогли смоделировать условия и средства, позволившие сохранить и даже приумножить объекты жилья, образования, культуры, спорта. Были найдены достаточно эффективный способ взаимодействия заводского и городского бюджетов, пригодная под социальные цели реструктуризация и вполне адаптивные инновационные формы организации.

Руководство автоагрегатного – совместно с выигравшей тендер на реформирование предприятия фирмой «АТ Карни» – нашло оптимальный выход. Суть его в обоюдной заинтересованности всех сторон – городских властей, профсоюзной организации и заводчан, в руках которых контрольный пакет акций созданного ОАО.

Жилой фонд на основании соответствующего постановления правительства передается на баланс города. Но – в нормальном состоянии, с обслуживающей базой и достаточными оборотными средствами. Финансирование его на договорных началах делится между местной городской администрацией и заводской. Для чего ЖКО завода выделяется в муниципальное унитарное предприятие «Жилсервис», с правом юридического лица и обслуживающего непосредственно городское коммунальное хозяйство. Была выбрана поэтапная схема совместного финансирования жилья.

Правда, тут сразу же обнаружилась серьезная дилемма, связанная с предоставлением жилья. Но и здесь наметилось несколько деловых подходов. В заводском списке было 500 очередников. Включая и пенсионеров. Особенно привлекательным для всех показался вариант паевого строительства. Этим путем и пошли. И первым был сдан 72-квартирный кооперативный дом, возведенный как раз при участии застройщиков-заводчан.

Что касается стадиона, дворца культуры и базы отдыха, то пришли к выводу: приемлемее всего создание на их основе некоммерческих организаций – совместных партнерств. Учредителями их становятся завод, город и профсоюзный комитет ОАО. Это усиливает ответственность каждой из сторон. К тому же равнозначнее делятся расходы по содержанию соцкультобъектов – пропорционально социальному заказу учредителей. Скажем, городская доля составляет примерно 40 процентов годовых расходов. Завод берет на себя предоставление привычных услуг своим работникам. Проведение мероприятий сторонними организациями дает, помимо партнерских взносов, дополнительные средства – где-то порядка 20 процентов. Теперь финансирование осуществляется не путем покрытия понесенных прямых убытков, а за фактическое выполнение проведенной работы.

По детским дошкольным учреждениям при реструктуризации выбран принципиально иной путь. Три из них преобразованы в самостоятельные организации с правом юридического лица. Остальные переданы на городской баланс или перепрофилированы. И в данном случае с городской администрацией найден взаимоприемлемый компромисс. Так, если один из детских садов на 80 процентов комплектуется детьми работников бюджетной сферы, то в этой же пропорции осуществляется и дотирование. В другом детсаду открыта школьная группа, которая является филиалом лицея № 1. Между прочим, такой дифференцированный подход позволяет добиться более экономичного содержания – равного для всех сторон. И это при том, что использование внешних и внутренних ресурсов – среди них рационализация бюджетных отчислений, улучшение механизма использования средств, оплаты специалистов в соответствии со временем пребывания детей в саду, особенностями возрастных групп – дает возможность как для снижения расходов, так и для дальнейшей реструктуризации самой сферы.

Из медсанчасти был создан филиал городской поликлиники с амбулаторным лечением заводчан. Санаторий-профилакторий, где открыто медицинское учреждение с правом юридического лица, нацелен как на обслуживание работников предприятия, так и на оздоровление студентов – на 30-40 процентов за счет средств социального страхования /19/.

Для нынешнего модернизационного этапа развития страны особо значимым представляется опыт именно социально ориентированного решения производственно-отраслевых задач. И характерен здесь, на мой взгляд, пример Кузбасса – признанного лидера в категории энергетических инноваций /20/. В шахтерском крае реализуется уже четвертая по счету профильная программа «Обеспечение энергоэффективности и энергосбережение на территории Кемеровской области до 2011 года». При этом 2009 год был объявлен стартовым на пути к ликвидации безучетного энергопотребления в муниципальных образованиях.

Масштабные затраты на реформирование ЖКХ, утепление домов, установку приборов по учету расходов тепла, внедрение проектов малой высокоэффективной энергетики (в том числе на селе), инновационных технологий по сжиганию высококалорийных углей себя вполне оправдали и оправдывают. Только в последние три года экономия на топливе и тепле превысила полмиллиарда рублей. Причем при ежегодном вводе миллиона квадратных метров нового жилья общие расходы на отопление отнюдь не выросли, а даже сократились. Население области от этого выигрывает вдвойне: во-первых, материально и во-вторых, морально – имея возможность реально оценить свое участие в инновационных программах.

Полагаю, в чем-то сходные, а в чем-то разнохарактерные эти примеры позволяют выделить несколько особенностей, важных при анализе, систематизации и оценке результативности отраслевого инновационного процесса:

1. Социальная сфера имеет федеральную, региональную и местную отраслевую структуру. Соответственно, для нововведений каждого из этих уровней существуют свои функциональные задачи и система финансирования.

2. Чем ближе социальная инновация к местному отраслевому уровню, тем сильнее ощущается в инновационном процессе присутствие человеческого фактора и тем теснее межотраслевые зависимости и диффузный эффект (эффект «длинных волн»).

3. Персонификация, адресность социальных нововведений первостепенны там, где участники инновационного процесса непосредственно воздействуют на человеческое начало (образование, здравоохранение, жилищно – коммунальное хозяйство, социальная работа).

4. С точки зрения организации инновационной деятельности определенным преимуществом в отраслевых структурах обладают профильные программы социального развития. Но с точки зрения практики чем предметнее тема и ближе она к человеку, тем и осязаемее ее результат.

Выводы больше методологические, однако они приближают к пониманию того, что и в социальной сфере (самой гуманной) есть отрасли и направления, где внимание к человеку равносильно самоцели (или самоценности). Во всяком случае так можно без обиняков говорить о социальной работе и ее инновационной составляющей, о чем пойдет речь в следующей главе.

 

Источники

1. Макаревич Э. Ф. Общественные связи как институт социальных изменений / Автореф. дис… док. социол. наук. – М., 1999. – С. 21.

2. Кузьмин С. А. Социальные системы: опыт структурного анализа. – М., 1996. – С. 74.

3. Там же. – С. 73.

4. Социальный менеджмент: Учебник / Под ред. В.Н.Иванова, В. И. Патрушева. – М. – Самара, 1998. – С. 77.

5. Там же. – С. 77-78.

6. См.: Бестужев-Лада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. – М., 1993. – С. 106-229.

7. Там же. – С. 153.

8. Горегляд В.П. Инновационный путь развития // ЭКО. – 2005. – №2. – С. 8.

9. См.: Ферова И.С., Старцева Ю.М., Инюхина Е.В. Составляющие индекса «экономики знаний» // ЭКО. – 2006. – №12. – С. 59-60.

10. Известия. – 2000. – 26 января.

11. Ростов официальный. – 2001. – 29 августа.

12. См., напр.: Бирюков Д. В. Инновационные процессы в сфере общего государственного образования России как объект социологического анализа и управления / Автореф. дис… канд. социол. наук. – М., 1998. – С. 12; Горбачева О.В. Инновационные процессы в современной общеобразовательной школе России // Материалы Всероссийской научной конференции «Современное российское общество: состояние и перспективы». – Казань, 2006. – Т.IV. – С. 102.

13. См.: Самоваров А. «Правильные» люди // Литературная газета. – 2005. – 18-24 мая.

14. См.: Козенко Н.Г. Социальное самообеспечение как принцип и направление развития местного самоуправления / Дис… канд. социол. наук. – М., 1999. – С. 82-84.

15. Там же. – С. 84.

16. Мир за неделю. – 1999. – 16-23 октября.

17. Бестужев-Лада И. В. Альтернативная цивилизация: актуальность социологического осмысления // Социология на пороге XXI века: Основные направления исследований. – М., 1999. – С. 41.

18. Козенко Н. Г. Указ. соч. – С. 84-85.

19. Афанасьева Л. Негоже жить одним днем // Муниципальная власть. – 1998. – № 5. – С. 45-46.

20. См.: Сорокин С. Беречь по-шахтерски // Труд. – 2009. – 26 августа.

 

Дидактический аутотренинг

 

Вопросы для проверки:

1. Как вы видите отраслевую специфику социальных нововведений? Есть ли она вообще или же свойства инноваций абсолютно универсальны?

2. В какой из отраслей социальной сферы, на ваш взгляд, преобладает инновационная активность? Чем это объясняется?

3. Какие профильные темы, по-вашему, должны быть приоритетными в городских и районных инновационных программах?

4. Можно ли считать социальную работу в полной мере самостоятельной отраслью социальной сферы?

 

Командировка на свой риск

Предлагаю выбрать любой удобный для себя адрес и провести свободное экспресс-исследование по канонам творческой командировки. Объектом могут быть, к примеру, городские отраслевые составляющие – образование, здравоохранение, социальная работа…

Цель командировки: изучить состояние инновационной деятельности на уровне городской бюджетной отрасли и ее структур.

Программа изучения может включать: а) наличие или отсутствие нововведений за выбранный календарный период, механизмы и средства инновационного развития; б) анализ инновационной деятельности отраслевых специалистов и наиболее «продвинутых» объектов (допустим, школы или центра реабилитации детей и подростков); в) определение перспектив и стимулов инновационной работы в городской отрасли.

Отчет о командировке студент-исследователь вправе составить в произвольной форме и при желании сделать его предметом обсуждения в студенческой группе. Но если он может лечь в основу курсовой работы, то собранный материал следует сразу излагать в соответствии с рекомендуемой кафедрой схемой. Так, согласитесь, рациональнее.

Независимо от результатов командировки (ведь что-то может и не получиться, как планируешь), полагаю, она многое даст для закрепления учебного материала и развития собственных аналитических навыков. Дерзайте!

Дайджест

Спокойно подумать, «половить» ассоциации-идеи помогает любая социальная информация. Примеры инноватики, которые помещены в этой рубрике, на мой взгляд, весьма многозначны для практики. Хотя они и появились в разное время и в разных странах, но видимые в них параллели легко пересекаются. Согласны?

 

В Финляндии введен «отцовский отпуск»…

Уход в отпуск – не событие даже для известного политика, который все время на виду. Но обстоятельства, при которых это законное право уже дважды осуществил премьер-министр Финляндии Пааво Липпонен, каждый раз приковывали к нему интерес всей страны. Дело в том, что глава правительства использовал совершенно новое для граждан Суоми временное освобождение от работы по уходу за новорожденным – для лиц мужского пола.

В августе 1998 года Липпонен сразу же за введением «послеродового отпуска для мужчин» решил на себе опробовать эту законодательную норму, принятую во имя защиты интересов брака и семьи. Иными словами, взвалил на себя нелегкие обязанности в течение трех недель ухаживать за своей малюткой дочкой, «высвободив» таким образом маму ребенка для общественно полезного труда. Ведь закон предоставляет такой оплачиваемый отпуск только для одного из родителей.

Не прошло и двух лет, как Пяйви Липпонен, которая моложе 58-летнего мужа на 26 годков, опять осчастливила его прибавлением в семействе: снова дочка, да какая – 4 килограмма при росте 53 сантиметра. И опять последовал «мужской отпуск»!

Вопросы семьи, заботы о потомстве, возврат к простым общечеловеческим ценностям становятся сегодня на первое место в стране, где рождаемость недостаточна, а население стареет пугающе быстрыми темпами. Получается, Липпонен лучше других политиков оценил эти обстоятельства.

(«Труд-7», 2000, 20 апреля)

 

…В Республике Коми определяют «образцовых мам»

Социальный проект «Образцовая мать» стартовал в Усинске. Его
цель – повысить престиж женщины-матери. Из общего числа участниц конкурса жюри отдаст предпочтение тем, кто успешно реализует себя в семейной жизни и профессиональной сфере, воспитывает детей достойными представителями общества, занимает активную жизненную позицию.

(«Семья», 2005, №48)

Из Германии в Сибирь – на перевоспитание…

Пять лет назад в сибирскую глубинку приехали немецкие скауты, чтобы вместе с местными ребятами совершить путешествие на плотах по таежной речке Уй. Рассказали о чудесных местах и сибирском гостеприимстве у себя на родине. Вот тогда и созрело решение отучить немецких мальчишек от дурных привычек и привить им любовь к труду в далеких российских деревнях.

Для этого был разработан проект «Сопереживание в Сибири», предусматривающий поездки в Омскую область, Седельниковский район малолетних преступников и сопровождающих их социальных педагогов. Один пример результативности перевоспитания уже есть: тринадцатилетний парень из под Эссена после пребывания в сибирском селе больше не хочет курить травку и воровать.

(«Российская газета», 2002, 26 марта)

 

…В Сибири врачи придумали «поркотерапию»

С сенсационным докладом ученые из Новосибирска выступили на международной конференции «Новые методы лечения и реабилитации в наркологии». Его научное название – метод болевого воздействия при лечении аддиктивного поведения и других проявлений авитальной активности.

Смысл нововведения в следующем: алкоголизм, наркомания, депрессия, попытки самоубийства, психосоматические заболевания – это все уход от жизни, утрата вкуса к ней. Причина – снижение выработки эндорфинов, «гормонов счастья». А если человека с такими дефектами как следует выпороть, у него активизируются эндорфиновые рецепторы, происходит выброс эндорфинов и возвращается вкус к жизни.

Метод испытан практически – на наркоманах-добровольцах. Результаты хорошие и отличные.

(«Известия», 2005, 25 марта)

 

 

Штраф за двойки в британских школах…

Родители нерадивых учеников должны платить школе 500 фунтов стерлингов в год. Такое предложение внес член комиссии лондонских школ Тим Бригхауз. Он считает, что деньги могли бы пойти не только на оплату дополнительных уроков, но и на организацию работы различных кружков, на поощрение успехов в учебе. «Это заставило бы родителей наконец заняться собственными детьми, – подчеркнул Бригхауз. – Число неуспевающих растет с каждым годом. Мы вынуждены заниматься проблемами бездомных, наркоманов и преступников, и обратите внимание на закономерность: дети, которые не могут справиться со школьными проблемами, превращаются во взрослых, которые не умеют найти свое место в мире».

(«Первое сентября», 2004, 17 февраля)

 

…В московских школах отличников поощряют жетонами

Оригинальный способ повышения успеваемости школьников придумали в Юго-Восточном округе столицы. Учеников, получающих отличные отметки, еженедельно премируют бесплатными билетами в один из досуговых центров. Чтобы получить подарочный сертификат на одно посещение развлекательного комплекса, нужно иметь минимум четыре пятерки за неделю. К билету прилагаются десять жетонов для игровых автоматов.

По свидетельству учителей, в школах не только резко возросла успеваемость, но и повысился интерес к самой учебе. Предполагается, что к концу учебного года подобный метод пробуждения тяги к знаниям возьмут на вооружение 40 школ.

(«Московский комсомолец», 2005, 3 июня)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.33.41 (0.093 с.)