Глава 11. Инновационный опыт социальных работников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 11. Инновационный опыт социальных работников



 

Приходится признать, что социальная работа в нынешних российских условиях имеет труднозащитимую и пока малоперспективную диспозицию. Она, эта диспозиция, сродни положению морской эскадры, зажатой неприятелем в бухте, берега которой обезлюдели и объяты пожаром. Блокированные корабли построены грамотно, расположены как требует военное искусство, но помощи с суши ждать бесполезно (даже пресной воды подвезти некому), а выход в море стережет превосходящий количеством вражеский флот. На судах полно раненых, покалеченных – им пытаются помогать самоотверженные одиночки – врачи и санитары, на ходу придумывающие спасительные варианты. Надо выстоять, продержаться хотя бы полдня – глядишь, подоспеют вызванные боевые резервы… Гипербола, конечно. Однако в ней много похожего, если помыслить образами, на ситуацию и заботы отечественных социальных работников.

Бедный российский бюджет переходного периода, сложности с инвестированием в социальную работу, низкая заработная плата профессионалов-социономов отнюдь не располагают к налаживанию инновационной практики. Известны и теоретически обоснованы направления, формы деятельности, но глубокая блокада и по «линии берега» (местные субсидии), и на «внешнем рейде» (федеральные программы, фонды) делает ресурс социальной помощи, поддержки малоимущих, инвалидов, стариков, детей крайне неубедительным. Даже с учетом сдвигов в лучшую сторону в последнее время. В такой ситуации аномалией становятся не некие «мертвые зоны», где никаких нововведений нет и быть не может, а скорее их антиподы – «островки нового», где обнаруживаются вдруг инновационные прорывы, социальные успехи.

Философия социальной инновационной практики в этих условиях обязана сохранять, тем не менее, не только оптимизм, но и конструктивное начало. Именно наличие в большинстве стран негативной специфики заставило президента Международной федерации социальной работы Э.Энвалла в преддверии нового тысячелетия призвать своих коллег стать носителями перемен, «агентами изменений». Но эти перемены, по его представлению, должны быть направленными. Изменения, не следующие определенному направлению, ведут к хаосу и подавлению. Между хаосом же и порядком находится то, что сегодняшние ученые называют сложностью. Эта сложность – суть профессиональной практики в области социальной работы, та именно суть, которая и может сделать возможными перемены /1/.

Президент федерации привел пример социальной инновации, по существу, на грани едва ли не жертвенного риска. В чилийском городе Консепсьон социальный работник Марлена Сандоваль создала детский приют (он назывался CERSO – Центр образования и психологической реабилитации), который взял на себя опеку над 30 девочками, волею судьбы вынужденными зарабатывать на хлеб себе и своим родным уличной проституцией. Разработанные принципы и методики дали свой результат, но бороться центру приходилось не просто с социальным пороком (пороком не девочек – общества), надо было выдержать нападения и угрозы убить автора проекта.

Из примеров подобного рода Э.Энвалл выводит вопрос, который исторически социальные работники всегда себе задавали: что мы хотим изменить – индивида или его окружение? Ответ предполагает возможность принять вызов и посвятить себя делу широкой социальной интеграции – задача социального контроля на уровне бедняков и маргиналов может быть лишь частью профессиональной социальной работы. В целом же надо стремиться к изменению общества (чтобы оно перестало выталкивать своих членов) и изменению индивида, помогая ему осознать и мобилизовать собственные силы и способности. Чтобы быть агентами перемен, нужно меняться самим и развивать способности клиентов. Добавлять то, что необходимо для перемен /2/.

С моей точки зрения, в России такой подход постепенно приучает к мысли о том, что социальные работники и их инновационные усилия должны оцениваться одинаково достойно и на привычном для них микроуровне человеческих контактов и услуг (сугубо прикладная сфера); и на мезоуровне, где складываются в рыночной среде корпоративные социальные связи, создается симбиоз ресурсов государственного, частного и муниципального секторов; и на макроуровне, который пока плохо ассоциирует опыт, проблемы и заказы социальной работы как одной из отраслей социальной сферы государства и общества.

Несомненно, деление на уровни не должно мешать восприятию социальной работы как целостной системы, предполагающей и собственное инновационное развитие, и обеспечение результативности новых форм и методов решения жизненноважных задач клиентов. Отмечающие эту системность специалисты /3/ подчеркивают, что социальная работа включает в себя разнообразные рычаги влияния на проблемы человека в течение всех этапов его социализации, в том числе различные виды социальной помощи – материальную, психологическую, педагогическую, юридическую, духовную и т.д. Здесь присутствует объемный комплекс содержательных направлений и срезов, каждый из которых может иметь свои технологические и инновационные особенности. И здесь же идет естественная дифференциация на социальную индивидуальную работу или работу со случаем (case work), социальную групповую работу, социальную общинную (коммунальную) работу.

В сложившейся инновационной практике разрыв между «маломасштабной» социальной работой и некими государственными стратегическими целями инновационной политики ощущается особенно остро, общественное сознание никак не может преодолеть свое выборочное и во многом ложное отношение к гражданским приоритетам. Тезис о том, что качество, зрелость общества проявляются прежде всего в его заботе о стариках, детях, обездоленных, при дефиците бюджетных средств государством легко забывается, а сильным мира сего, как правило, нет дела до социально незащищенных слоев населения, которые обречены в подавляющем большинстве на вымученный властью и обществом минимум.

И все-таки даже при относительном балансе внимания на любом из трех уровней социальной работы создаются условия развития и механизмы обновления, которые в том или ином масштабе времени и социального пространства обеспечивают таки свой инновационный эффект.

Основной мотив нововведений – при отмеченной ограниченности ресурсов для социальной работы – поиск компенсационных форм погашения долгов населению по обязательствам государства. Звучит вызывающе и банально одновременно. Но это жизнь, и сопутствующая ей столь неординарная тема, видоизменяясь, будет существовать, тем не менее, еще достаточно долго.

Пенсионное обеспечение стоит как бы рядом с социальной работой и, строго говоря, не ее предмет. Однако с пенсионерами (по старости, по инвалидности) социономам работать приходится много. Возникла с середины 1990-х годов и просуществовала до начала нового века острейшая проблема, связанная с несвоевременной выплатой пенсий. В том числе и из-за накопившихся недоплат в Пенсионный фонд со стороны предприятий, фирм. Жалобы за жалобами – социальные работники забили тревогу.

В Пензе нашли выход, придумали инновацию – создали с участием правительства области и фирмы «Гарант» специальную социальную структуру, организовавшую за счет предприятий-должников выдачу людям в погашение задержанных пенсий продуктов питания, промышленных товаров и услуг. Средняя стоимость полученных на одного пенсионера товаров и услуг составила примерно 135 рублей в месяц. В зависимости от динамики выплат пенсий число клиентов колебалось в диапазоне 5-10% от общей численности пенсионеров /4/.

Подобную же проблему министерство социальной защиты Башкортостана разрешило с помощью другой инновации. В порядке эксперимента была организована выплата пенсий именными социальными чеками, погашаемыми республиканскими налоговыми обязательствами. Чеки по заявлению желающих выдавали отделения почтовой связи в счет причитающихся пенсионных сумм /5/.

Повторю, подобные инновации теперь не актуальны, они ушли, хотелось бы предполагать, в прошлое. Однако пенсионеры и ветераны со всеми их повседневными заботами остаются постоянным объектом внимания социальных служб. И можно найти немало примеров новоделания, включая и использование вторичного опыта, привезенного из самых разных мест мира.

Весьма показательна, скажем, практика создания в Пермской области так называемых «Теплых домов», идея которых родилась в еврейских общинах Израиля. По форме организации – это миниклуб пожилых людей в определенной квартире, руководит которым ее хозяин по договору. Если необходимо, ту же руководящую роль может выполнять любой местный социальный работник. По сравнению с более затратными дневными центрами для пенсионеров, как показал опыт первых восьми «теплых домов» в шести городах области, адаптированная новация не требует больших денег на содержание и хорошо помогает общению, приобретению новых друзей, что в таком возрасте уже не столь просто. Люди в коллективе единомышленников легче переносят свои проблемы, потери, переживания. Существенно и то, что условия дома позволяют быть его гостями детям и внукам пожилых «постояльцев» клуба /6/.

Комплексно подошли к решению задач по уходу за инвалидами и участниками войны – представителями самой почтенной ветеранской когорты в городе Рязани. Здешний центр занятости населения заключил договора с администрациями школ и профессиональных лицеев на организацию временной занятости подростков. Было создано 136 рабочих мест по уходу за стариками. За три месяца 2005 года в этой работе участвовали более 50 учащихся, а во втором квартале количество желающих значительно увеличилось /7/.

На разных уровнях и с разной степенью эффективности внедряются инновации в такой комплексной сфере, как «социальное здоровье населения» – ведь тут сходятся медицинская и социально-психологическая реабилитация, работа в девиантной среде социальных педагогов и психологов, социальный контроль за престарелыми, малоимущими, трудными подростками и многодетными семьями, а также еще целый ряд объектов социальной работы. Разграничить в этом комплексе, отделить друг от друга какие-то части далеко не всегда бывает легко. Одна проблема пересекается со второй, третьей и мера важности каждой в общем-то условна.

Взять, допустим, давнее, но очень актуальное для сегодняшних нацпроектов новшество: в больнице села Небылого (Владимирская область) местная администрация вместе с медицинским персоналом открыли «социальные палаты» для длительного проживания в них одиноких стариков, нуждающихся в медицинской помощи и постоянном уходе. А суть как раз в том, что брали сюда за скромную плату из пенсий именно тех, у кого нет родных и близких и кто является потенциальным подшефным социальной службы. В деревне нет штатных социальных работников, и их функцию выполнял персонал больницы. Дешево и сердито: старые люди получают не просто медуслуги, им обеспечивается и психологический комфорт – в отличие от домов-интернатов, лишающих ветеранов уюта родной местности, родного дома, во владимирском варианте все окружающее остается своим, знакомым и это снимает с души моральную тяжесть /8/.

Социальная помощь на селе – это вообще огромная проблема. Тут менее всего действует столь важный для нынешней российской социальной политики лозунг «Назад – к человеку!» Но возвращаться-то все равно надо. Пусть разными способами, но с ожидаемым результатом. В том числе с помощью мобильной сельской социальной службы, которая для одних мест давно имеет прецеденты (допустим, Пензенская область), а для других (Пермская область, ныне – край) только предлагается исследователями как инновационный прорыв.

Этот вариант, согласно анализу Т.И.Марголиной и Е.В.Смирновой/9/ был, крайне нужен, в частности, селу Платошино. Там проживало более 2600 человек, из которых: пенсионеров – 332, инвалидов – 159, детей-инвалидов – 10, одиноких матерей – 52, ветеранов войны – 62, репрессированных – 10, одиноких престарелых, неспособных к самообслуживанию – 7, опекаемых – 14… И при этом в сельской администрации нет социальных работников, специалистов по пенсионному обеспечению, а значит, все нуждающиеся в помощи жители вынуждены обращаться за социальной поддержкой в районный центр. Понятно, с какими вытекающими отсюда последствиями им приходится сталкиваться. Предложенным нововведением для села запланировали раз в месяц выезд мобильной социальной службы в составе: специалиста управления социальной поддержки населения, психолога, юриста, представителя пенсионного фонда, сотрудника социальной аптеки, а также бригады по оказанию бытовых услуг (фотограф, швея, обувной мастер и т.д.).

Некоторое время назад в стране стали возникать совершенно новые для российских условий кризисные социальные центры – приюты для семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Один из первых был создан в карельской столице Петрозаводске. Семьи с детьми, столкнувшиеся с материальными, жилищно-бытовыми, психологическими проблемами, могут получить в Республиканском центре социальной помощи «Сампо» бесплатно питание и кров, квалифицированную консультацию психологов, юристов, социальных работников. Особенно это касается таких сложных случаев, когда семья неожиданно лишается арендованной квартиры или когда дети подвергаются насилию со стороны кого-то из родителей. Тут нужна не просто помощь, а экстренное вмешательство специалистов, властей. Кстати, очень быстро выяснилось, что имеющих повод сюда попасть намного больше, чем может принять приют. И по мнению руководства центра, чтобы полностью обеспечить потребности населения в такого рода социальных услугах, следует организовать аналогичные центры в каждом районе /10/.

Ежегодно в России, по оценке специалистов МВД, мигрирует несколько десятков тысяч беспризорных детей. Причины – от неблагополучия в семье до болезней и наркотиков. Поиск здесь радикальных средств крайне затруднен, поэтому с особым пристрастием приветствовалось создание центров реабилитации, работающих на стыке медицины, психологии и педагогики. Они обеспечивают обследование детей, профилактику развития недугов, коррекцию психики и поведения.

Показательный пример такого нововведения – комплекс для детей и подростков в Юго-Западном округе столицы. В нем на момент создания собрали сто специалистов, оснастили каждое профильное направление первоклассным диагностическим и лечебным оборудованием. Но главное – свой новый взгляд на вещи, которые еще вчера считались второстепенными, новые методики и формы социально-педагогический и медико-санитарной реабилитации.

Взять, скажем, настольную книгу медсестры. Это и дневник, и программа действий, и справочник. Здесь весь набор оздоровительных мероприятий с подробными рекомендациями, нормативы, способы определения осанки, остроты зрения, плоскостопия и т. п. Полная разработка технологии работы.

В этом уникальном реабилитационном учреждении быстро утвердились оригинальные подходы к задачам детской нейропсихологии и неврологии (обязательная диагностика базовых функций и методы тренинга), к роли физкультуры в развитии интеллекта школьника, к формированию личности ребенка, находящегося в пограничном состоянии между здоровьем и болезнью /11/.

Возвращением детей из категории девиантного (отклоняющегося) поведения в разряд социально благополучных и физически здоровых занимаются, естественно, не только специализированные и столь хорошо оснащенные учреждения, как московский комплекс на Юго-Западе. Время от времени возникают (с участием или без участия социальных работников) мобильные социальные инновации, цель которых установить контроль за уличным поведением подростков, наладить профилактику наркомании, пьянства и других асоциальных явлений.

В Брянске организовали в конце 1990-х вечерние родительские патрули. Отцы и матери подростков взяли под опеку «злачные места» – подъезды, подвалы, чердаки и те точки микрорайонов, где чаще всего возникают криминальные ситуации. Лишь за один год патрулями было задержано свыше 13 тысяч нарушителей, раскрыто около 300 преступлений /12/.

С более локальной целью в Вологде накануне 2000 года начали работать молодежные «бармалейские патрули». Они проверяли стены и двери домов на предмет писания детьми слов ненормативной лексики. Для уличенных в «художествах» разработали систему родительских и общественных наказаний /13/.

Если научно квалифицировать такие инновационные методы работы, как в Брянске или Вологде, то они должны быть отнесены именно к разряду мобильной социальной работы. Ее проявление отражает, с одной стороны, неэффективность борьбы с известными социальными болячками и рост числа бездомных, безработных и праздношатающихся среди молодежи, а с другой – наличие значительного числа молодых людей не столько склонных к девиантному поведению, сколько тяготеющих к потенциально агрессивным формам молодежной субкультуры – рокерам, фанатам всех мастей, радикальным группировкам, защищающим то или иное новомодное течение.

Своим рождением мобильная социальная работа во многом обязана энтузиастам из США, которые на улицах крупных городов и в местах проведения молодежных тусовок вели поиск объектов социальной реабилитации, исследовали среду обитания нуждающихся в помощи молодых людей, старались навести мосты и мостики для солидарного взаимодействия с ними. Благодаря такому нововведению социальная работа переместилась из различных ведомств и учреждений, центров и консультационных пунктов на улицы, стала действительно активно влиять на социальную адаптацию «неблагополучной» молодежи /14/.

Инновации, связанные с социальными аспектами оздоровления и воспитания молодого поколения, при всей своей относительной эффективности не дают должного суммарного результата. По причине в том числе и противоестественного разрыва между учреждениями, работающими с обычными детьми, и различными социальными образованиями, предназначенными осуществлять коррекцию отклоняющегося развития и поведения. Так полагают специалисты Института педагогики социальной работы. По их мнению, необходимо принципиальное реформирование порядка помощи детям и защиты их прав – обновление всей деятельности на основе подлинно системного подхода, а не сохранение той видимости «системы», которая и на государственном, и на региональном уровнях представляет собой пестрый набор слабо скоординированных между собой организаций и учреждений. Инновированная система должна включать три главных звена: а) оказание целостной мультидисциплинарной профилактической поддержки и коррекционно-реабилитационной помощи; б) контроль за соблюдением прав детей; в) собственно защиту прав несовершеннолетних /15/.

Актуальность системной реализации инновационной концепции социального здоровья населения подчеркивает в своем модельном проекте группа авторов – ученых и практиков /16/. По их представлению, все местные
сообщества – каждое на соответствующей муниципальной территории, а не только федеральный центр, должны обеспечивать тотальное социальное оздоровление. Модель, выстраиваемая с учетом мирового опыта и мировых стандартов, которые вполне могут быть адаптированы к условиям России, предполагает взять на вооружение апробированные в развитых странах инновационные технологии (рис. 11.1).

Глобальная тема социального здоровья граждан может стать со временем едва ли не основной для социальных работников, и к этой мысли, полагаю, теория и практика еще вернутся. А сейчас о той стороне социальной реабилитации, которую далеко не всегда у нас жалуют. Речь об осужденных, о воспитательной и оздоровительной работе в местах лишения свободы.

 

 

Схема 11.1. Структурно-функциональная модель укрепления социального здоровья населения в местном сообществе.

 

Почему такая работа нужна, доказывать, надеюсь, не надо. Она имеет непосредственное отношение к «редукции преступности» – так квалифицирует И.В.Бестужев-Лада ослабление преступности как социального явления за счет нахождения подобающих профилактических решений и, в частности, инновационных /17/. Не буду, однако, теоретизировать – сразу факты.

В 1998-1999 годах отечественная периодика запестрела заголовками «Вуз за решеткой», «В тюрьме готовят юристов», «На свободу – с университетским значком»… Обозначилась необычная социальная инновация, у истоков которой целый букет причин. Выделю основную, сформулированную тогдашним начальником екатеринбургской колонии № 2 и кандидатом педагогических наук С. Ветошкиным: «Образование – важнейшая часть общей культуры человека, а уровень культуры – это, согласитесь, и уровень правосознания. Главная наша задача ведь не карательная, а воспитательная. Мы должны оступившегося человека сделать полноценным членом общества» /18/.

Не следует видеть за подобными словами ложный пафос. На фоне бесчисленных рецидивов и аномалий привычному к ним сознанию трудно «смириться» с социально здоровыми мыслями. Но смириться надо, ибо иначе никогда нам не выбраться из долговой ямы, на дне которой общество столь долго смиренно копит социальные пороки.

Так вот, в Екатеринбурге – не знаю, первыми ли – организовали вуз в колонии для осужденных на базе Социального института Уральского государственного профессионально-педагогического университета. Занятия здесь шли в очно-заочной форме. В год пять сессий, когда читаются лекции и проводятся семинары, сдаются экзамены и зачеты. Между сессиями студенты занимаются самостоятельно, пишут рефераты. Учеба платная, но цены льготные.

Любопытно, что существует специализация «социальная работа в пенитенциарных учреждениях». Выпускник с таким дипломом, впрочем, необязательно должен трудиться только в системе исполнения наказаний, ему не заказан путь и в органы соцзащиты, любые другие структуры, где требуются социальные работники.

Уже в процессе обучения студенты – прекрасные помощники вопитателям-администраторам. По оценке Центра социальной реабилитации, роль учащихся в укреплении морально-психологической атмосферы в колонии очень высока, она хорошо вписывается в общую программу ресоциализации, основу которой составляет система образования. Именно система, ибо в нее, кроме вуза, входят еще школа, ПТУ и колледж (горно-металлургический).

Существенно и то, что в данном случае это не какая-то особая, привилегированная колония. Тут те же типичные проблемы, как и везде. Но здесь не «мстят», а пытаются вернуть оступившегося человека в общество вполне морально, духовно здоровым. И именно в этом надо искать инновационный смысл и пафос.

Своя специфика отношений и свои учебные дисциплины были определены для студентов-колонистов Самарским филиалом Современного гуманитарного университета. Заочный курс обучения будущие экономисты из ИК-5 должны проходить пять лет /19/. В Красноярске под эгидой ЮНЕСКО вузовская программа для заключенных была запущена на базе Московского университета экономики, статистики и информатики /20/. Тверской филиал этого же университета в колонии № 4 города Торжка организовал дистанционное обучение. Все решившиеся учиться осужденные пожелали стать юристами. Это, похоже, первый случай подготовки специалистов по юриспруденции в тюрьме /21/.

Довольно экзотично выглядит другая инновация в пенитенциарных учреждениях: женские конкурсы красоты. Праздник для подопечных колонии ЖХ-385/2 в мордовском поселке Явас одними из первых устроили с согласия администрации журналисты газеты «Республика молодая» /22/. Нет необходимости рассказывать о самом сценарии соревнования, все последующие годы в разных колониях страны приобретавший свой колор. Подчеркну опять же стремление пробудить у осужденных женщин интерес к возвращению в нормальную жизнь, желание задуматься об иной для себя судьбе, нежели хождение годами в зоне, имея на плечах ватник отнюдь не «от Кардена».

Отмечу по пути и не совсем адекватную тональность публикаций в отечественной прессе. Подобие юмора (больше похожего на издевательско-менторский сленг), сопровождающее информацию о конкурсах, явно не к месту, когда речь идет о достаточно деликатной и уж точно – социально небезобидной теме (характерны в первую очередь заголовки: «Красотки за решеткой», «Мисс очарование» общего режима»). «Мастера» пера, по-моему, заведомо пренебрегают истинным смыслом нововведений, игнорируют их подлинное значение и совсем не думают о том, что их «информационным сопровождением» легко погубить полезное новшество, намного укоротить «длину его волн».

Кстати говоря, газетная тональность в этом информационном жанре не изменялась по меньшей мере на протяжении нескольких лет.

Вот один из сравнительно недавних уже примеров. Сообщается, что в мужской колонии строгого режима №9 научились и успешно вяжут носки и варежки для детдома. Заголовок: «На все руки от скуки». Делать нечего – стали вязать, заскучали – заметку написали… Конечно, когда нет другой работы, мужикам коротать срок за вязанием – занятие в известной мере вынужденное. Но в заметке ведь есть и нормальные человеческие мотивы выбора: многие осужденные знают, что такое безотцовщина, есть среди них и воспитанники детских домов, интернатов, да и у самих колонистов дети на воле остались, некоторые из них растут в сиротских учреждениях. Более того, в посылки к варежкам и носкам осужденные добавляют шоколадки, купленные на свои деньги в ларьке, а спустя какое-то время взялись за реставрацию столов, стульев, кроватей петрозаводского детдома №2 /23/. Нельзя забывать, что человек и в колонии человек и шерстяная нить в варежках детдомовцам – это для него и ниточка, пусть слабенькая, к потерянной пока в жизни естественной и желаемой опоре.

У нынешнего дефицита инноваций в социальной работе существуют, подчеркну еще раз, объективные и закономерные причины. Переход к рынку, «свободной» экономике чреват сложностями для любой страны. По крайней мере, это не только мотив чисто российский, как порой кому-то кажется.

Один из ведущих американских специалистов по проблемам социальной работы Г. Каргер, оценивая возможности социономов на фоне тенденций в мировой экономике, вынужден был констатировать, что в складывающихся условиях многие социальные и человеческие потребности, которые ранее удовлетворялись в государственном секторе, все более до определенного момента станут удовлетворяться частными организациями, а правительственные программы, соответственно, будут сокращаться. Находясь под влиянием рыночной психологии, политики потребовали большей конкуренции в обществе. И эта ориентация, помимо прочего, приводит к приватизации социальных услуг, их переводу от государства на контрактную основу /24/.

Не буду развивать столь откровенно сформулированный тезис. Он легко проецируется на Россию, на трудности наших социальных работников, поскольку за скромностью правительственных программ стоит ничто иное, как, во-первых, обеднение бедных, лишающихся еще больше возможности получать услуги социальных работников (с наличием у них инноваций или без оных), во-вторых, смещение профессионального внимания в сторону людей с полным кошельком – у них же, богатых, свои ценности и потребности, мало в чем совпадающие с традиционными ценностями социальных работников и приоритетами инновационной социальной практики.

Разумеется, сложности экономической ситуации и наличие общезначимых негативных тенденций не снимают самой важности инновационного поиска. Зарубежные параллели подтверждают поступательное движение «идей для людей» (ради и во имя людей), и некоторые из них, не исключено, могут оказаться полезными в инновационной практике российских социальных работников.

К примеру, в США сложилась своя система социальной работы с неполными семьями и, в частности, оформились группы самопомощи и группы поддержки, объединенные в организацию «Родители без партнера» (более 200 тысяч членов). Группы поддержки на уровне социально-территориальных сообществ состоят из 12-15 человек. Они организуют обмен педагогическим опытом, помощь в проведении выходных дней и отпусков, юридические консультации по различным жизненным проблемам и т. п.

В ФРГ государство ставит перед социальными работниками задачу преодоления их клиентами зависимости от социальной помощи, включения некогда безработных в процессы на рынке труда. Будущее строится на самоуправлении сферой социального обеспечения, развитии системы независимой благотворительной помощи /25/.

Профессор В.А.Луков описывает и другую особенность немецкого опыта. В Дортмунде, крупном индустриальном центре, местные социальные работники на вопрос о самом значительном социальном нововведении последнего времени назвали строительство в метро лифтов для инвалидов. Остальные идеи и проекты были меньше по масштабам. Один, например, основывался на наблюдении, что городские дети видят многих домашних животных лишь по телевизору. Чтобы познакомить своих чад с такими животными в живом общении, была снята в аренду ферма за городом. Туда поместили несколько пони, коз, кур, прочие экземпляры, а также установили две ставки социальных работников для обеспечения предусмотренной под это технологии обучающего труда и общения на ферме. Как замечает В.А.Луков, при нашей привычке к глобализму социальных идей такой приземленный вариант (30 детей неделю находятся в контакте с животными, потом им на смену приезжает следующая группа) усваивается не сразу. Между тем он исключительно эффективен в силу своей корректности, обозримости результатов и реальности ответа на насущную общественную потребность /26/.

К развивающимся инновационным методам социальной работы в Норвегии относятся Центры добровольцев (налаживание связей между людьми, которые хотят помочь, и теми, кто нуждается в помощи), приюты для женщин (убежище и лечение для тех, кто подвергается насилию в семьях), альтернативные полиции социальные службы, работающие с конфликтующими сторонами (обсуждение условий гражданского контракта, в результате которого преступник, например, выполняет определенную работу для пострадавшего). Часть подобных форм отрабатывается в порядке инновационного эксперимента /27/.

Во Франции после своего избрания президентом страны Ж. Ширак в рамках предвыборных обещаний о помощи обездоленным пошел на радикальное нововведение: создал совершенно новое министерство – по проблемам интеграции и борьбы с социальным отторжением. Чистка пригородов Парижа и других крупных городов от антисоциальных элементов, попытка расселения бездомных, высылки незаконных иммигрантов не во всем были удачными. Более результативными на какое-то время оказались профилактические меры против попрошаек, профессиональных нищих, бомжей. Боязнь перейти репрессивный Рубикон, конъюнктурные политические мотивы помешали нормальному инновационному началу /28/, но сама идея иметь структуру для социального оздоровления, на мой взгляд, содержит свое рациональное зерно.

Выбор инновационных проекций в социальной работе достаточно велик, несмотря на отмеченные ранее закономерности и объективные сложности. Остается уповать на профессионализм и силу духа отечественных социальных работников, которым стоит, по-моему, канонизировать несколько уже устоявшихся коллективных наблюдений:

а) социальная работа на каждом из своих иерархических уровней сопряжена с инновационным процессом, она не может делать самоцелью задачу контролировать рождение перемен (в виду многочисленности их источников), но может сопутствовать процессу перемен и обязана этому следовать;

б) нововведение в области социальной работы на микроуровне, в максимальном приближении к потребностям человека, с практической точки зрения намного эффективнее, чем глобальные социальные проекты с размытым диффузным эффектом;

в) следование новому трансформирует, но не уничтожает базовые ценности социальной работы, практическая инноватика была и остается естественным накопителем прогрессирующего системного качества этой экономически и организационно самой уязвимой отрасли социальной сферы.

 

Источники

1. Энвалл Э. Социальные изменения и совершенствование социальной работы // Обучение социальной работе: состояние и перспективы. – М., 1997. – С. 18.

2. Там же. – С. 19-21.

3. Социальная работа: теория и организация / Под ред. П.П.Украинец – Минск, 2005. – С. 149.

4. См.: Пензенская правда. – 1998. – 1 октября; Сиротский Е. Г. До стабильности еще далеко, но социальных эксцессов можно избежать // Губерния. – 1998. – № 1. – С. 62-64.

5. Известия. – 1997. – 25 января.

6. См.: Гуревич Н.В. Методология и методика работы по социальной адаптации пожилых людей в современных условиях // Новые социальные технологии: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Пермь, 2004. – С. 62-65.

7. Парламентская газета. – 2005. – 12 мая.

8. Российская газета. – 1996. – 28 сентября.

9. Смирнова Е.В., Марголина Т.И. Организация мобильной социальной службы в с.Платошино как инновационная форма социального обслуживания на селе // Новые социальные технологии… – Пермь, 2004. – С. 110-112.

10. Известия. – 2003. – 17 июня.

11. Известия. – 1995. – 5 сентября.

12. Правда. – 1998. – 18 февраля.

13. Россия. – 1999. – 3 декабря.

14. Колков В. В. Социальная безопасность: Учебное пособие. Часть 1. – М., 1998. – С. 42-43.

15. Северный А. А. Системный подход: три звена // Социальная работа. – 1999. – № 1/12. – С. 39-40.

16. Акбаев З.А., Душенков П.А., Иванов В.Н. и др. Социальное здоровье граждан – забота и местного сообщества // Муниципальный мир. – 1999. – № 2. – С.15-22.

17. Бестужев-Лада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. – М., 1993. – С. 203.

18. Труд. – 1998. – 10 декабря.

19. Труд. – 1999. – 8 сентября.

20. Труд. – 1999. – 12 ноября.

21. Новые известия. – 1999. – 9 декабря.

22. НГ-регионы. – 1999. – 17 декабря; Труд. – 1999. – 10 декабря.

23. Труд. – 2005. – 18 марта.

24. Каргер Г.Я. Изменения в экономике и перспективы развития социальной работы // Обучение социальной работе: состояние и перспективы. – М., 1997. – С. 36-37.

25. Основы социальной работы: Учебник. – М., 1997. – С. 340.

26. Луков В. А. Социальное проектирование. – М., 1997. – С. 45-46.

27. Основы социальной работы… – С. 356.

28. Известия. – 1995. – 1 августа.

 

Дидактический аутотренинг

 

Вопросы для проверки:

1. Насколько, по вашим представлениям, инновационна нынешняя социальная работа в стране и как вы оцениваете ее перспективы?

2. Что вам кажется главным, с точки зрения социального работника, в поиске изменений на микроуровне человеческих контактов и услуг?

3. Как вы видите возможности симбиоза, взаимодействия социальных учреждений и рыночной, предпринимательской среды?

4. Какой должна быть государственная стратегия в инновационном преобразовании социальной работы?

Нить Ариадны

К сюжету из древнегреческого мифа задание, понятно, никакого отношения не имеет. Все проще. Социальному работнику предстоит обслуживать пожилых клиентов в 12 домах микрорайона. Ходить туда надо каждый день, и поэтому желательно определить самый короткий и во всех смыслах экономный маршрут передвижения от дома к дому – получить в руку своеобразную путеводную нить.

 

Найдите по рисунку этот кратчайший путь.

 

Адреса впрок

1. Назовите отечественные издания, где чаще всего вам удается найти материалы об инновациях в социальной работе.

2. Вспомните и систематизируйте наиболее яркие факты из социальной практики последних лет. Выделите те из них, которые могут быть предложены в качестве базовых для социальных инноваций.

3. Придумайте пять дел, которые вы могли бы сделать сами или вместе со своими товарищами в социальных учреждениях вашего района, города.

Опорная точка



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 570; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.124.8 (0.081 с.)