Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Красноярск – город инноваций и партнерства

Поиск

Под таким девизом в декабре 2005 года здесь проходил первый социальный форум. В нем участвовали специалисты, приглашенные из Москвы, Новосибирска, Красноярска, и гости «с улицы» – любые желающие, готовые высказаться по новым проектам развития города.

Помимо дискуссионных площадок был открыт «социальный электронный супермаркет» – реально действующие отделения пенсионного фонда, фонда социального страхования, почты, социальной защиты, банковских учреждений, в которых давали квалифицированные консультации и советы.

(ИА «Regnum-KNews»)

В Москве их будет десять

Сразу после подписания президентом страны Федерального закона об инновационных предприятиях при зузах в столичном правительстве взялись за проекты их создания. Рассматривается и встречная ини­циатива ученых, профессоров, инвестиционных организаций. Плани­руется появление десяти вузовских хозяйствующих субъектов, кото­рые будут заниматься разработкой новейших инновационных технологий, сотрудничать с московским правительством и бизнесом в этой и дру­гих исследовательских областях.

("Московская промышленная газета", 2009, 29 сентября)

 

Идеи в нацпроекты

Предложения «на посошок». Если есть желание, как у посетителей социального форума в Красноярске, то напишите:

Какие идеи, темы, проблемы в русле приоритетных национальных проектов нуждаются, на ваш взгляд, в первоочередной разработке будущими социальными технопарками?

1. ____________________________________________

2. ____________________________________________

3. ____________________________________________

Спасибо за участие. Причем не только в этом тренинге, но и всех остальных, помещенных в книге.

И думайте, дерзайте постоянно.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Программа модернизации российской жизни, провозглашенная руководством страны, целиком построена на идеологии инновационного развития. Ближайшие десятилетия отечественный научно-технический и социально-экономический потенциал будет сосредоточен на реализации стратегических задач, которые имеют целью радикально ускорить технологическое и техническое перевооружение производства, коммуникаций человеческого общения и управления социальными связями.

Ожидаемый качественный прорыв призван ликвидировать отставание России в инновационных областях, доведенное до кризисной точки ситуацией 1990-х годов. Однако важно, чтобы радикальным шагам сопутствовало понимание того, что для создания и распространения инноваций нужны не только развитые наука, производство, продвинутый потребитель новой продукции, но и стимулы, побуждающие людей приводить инновации в действие, привлекать необходимые финансовые средства, формировать благоприятные социальные условия и ориентации на научно-технический прогресс. Если такая ориентация положительная, то общество в конечном счете будет способно наладить себе инновационную систему, адекватную быстро меняющимся возможностям и потребностям.

Современная жизнь крайне динамична. Это установленный факт. И позволю себе сказать, «тормозить» она не собирается. Более того, все ускоряется. Как остроумно заметил немецкий профессор Ричард Мюнх, цивилизация ускоряется посредством бесконечной диалектики знания и незнания, решения и создания проблем, освобождения и захвата, равенства и неравенства. Общество попадает вследствие этого под растущее давление инноваций и далеко заходящего риска.

Понимание риска, впрочем, разное. Глобальные проблемы современности с неизбежностью требуют социальной активности, научно-технического прогресса. Они стали главным импульсом в лавинообразном росте сегодняшней инновационной деятельности. Информационный взрыв и инновационный взрыв воспринимаются в результате почти тождественно. Но там,где «взрывают», пусть и с созидательной целью, не исключены и по-своему естественны малые и большие разрушения. Не случайно ученые со столь же нарастающим беспокойством оценивают перспективу нынешних тенденций развития человечества и считают, что в первой половине нового столетия при сохранении сложившейся ситуации можно ожидать катастрофических последствий для цивилизации.

Академик Н.Н.Моисеев эти кризисные явления связывал именно с форсированием производительных сил, достижениями науки и техники. И выход он видел – вот парадоксы диалектики! – тоже в развитии все тех же составляющих цивилизационного процесса. Клин клином – и никак иначе. То есть призыв развиваться еще больше, но в согласии с законами природы. А чтобы поиски выхода не опоздали, необходимы уже сейчас предельное напряжение творческого потенциала, бесчисленное количество открытий и изобретений.

Большой ученый незадолго до смерти высказал даже крамольную мысль: в присутствии студентов и преподавателей хочу подчеркнуть, заявил он, что новая цивилизация, по моему мнению, должна начаться не с новой экономики, а с новых научных знаний и с новых образовательных программ.

Разумеется, глобальные проблемы человечества беспокоят далеко не всех, и «бесчисленные» нововведения, которые создадут, не исключено, решающие изменения в социоприродной среде, своим возникновением будут обязаны – опять же парадокс – не столько эпохальным научно-техническим открытиям и изобретениям, сколько инновационному прогрессу, обновлению в организации общественного производства, политическом устройстве общества, образе жизни в целом. К России в данном случае это имеет особое отношение, ибо с этим связаны и государственная политика последних лет, и сам смысл приоритетных национальных проектов, которым в моей книге отведен завершающий ее раздел. Характер и динамика изменений в стране должны наконец приобрести нормальную логику развития и прийти в соответствие с людскими приземленными потребностями на основе колоссального жизненного потенциала, до сих пор не востребованного в разумных, гуманистически мотивированных формах и пределах.

Нельзя не учитывать, что социологические опросы 2009 года показали очевидную отчужденность большинства россиян от идей модернизации и инновационного развития. По данным ВЦИОМ, почти 60% граждан не знают, какие группы могут стать движущей силой инноваций, а 23% уверены, что таковых нет вообще. О скептическом отношении населения к модернизационным планам сообщает и фонд «Общественное мнение»: даже среди самых активных и состоятельных граждан лишь около трети верят, что модернизация даст положительные результаты. Социологи Левада-Центра объясняют столь массовый скепсис именно тем, что люди считают себя исключенными из общественных процессов модернизации.

Ученые с патриотической, надо полагать, гордостью то и дело констатируют, что Россия располагает огромным интеллектуальным потенциалом, потрясающим запасом природных богатств, генетическим, географическим и каким еще угодно замечательным потенциалом. Только что в дидактическом аутотренинге последней главы со ссылкой на доклад академика Г.В. Осипова говорилось, что треть всех величайших научных открытий ХХ века сделана учеными бывшего СССР и России. По оценке отечественного экономиста А.И.Неклессы, сумма всех тех открытий и изобретений, научных заделов, которые имеются сегодня в стране, измеряется многими десятками миллиардов долларов. Почему все провисает?

Один из ответов: нужно активнее пользоваться теми средствами социального продвижения, которые наработаны в общественных структурах. Изучить, например, как поставлено продвижение новомодных религиозных сект, политической рекламы или новых торговых технологий!

Другой ответ, который бы я предложил в развитие первого: пришло время не просто целенаправленно продвигать нововведения, необходимо создавать масштабную государственную систему их эксплуатации. Подходы к созданию технопарка, включая и социальные, лишь заявка пока на приближение к этому.

Некоторое время назад К.Оппенлендер (ФРГ), комментируя предпосылки к новой инновационной политике, выделял три движущие силы прогресса – инноватора, организацию и окружающую среду. И при этом называл в качестве объединяющего начала Совет по инновациям при канцлере Германии. Кроме того, он ссылался на опыт внутренней политики всемирно известной фирмы «Сименс», создавшей свою систему формирования и использования инновационного потенциала. Усилия ее руководства направлены прежде всего на тренировку изобретательности сотрудников, работу инновационных групп, утверждение в каждом психологии инноватора.

Попытки создавать нечто схожее есть и у нас. Свои инновационные советы существуют в Москве, Петербурге, Белгороде, Красноярске, других городах. Очень масштабно программируется инновационная деятельность в Московской области, где лидерами в этой области являются такие наукограды, как Королев, Реутов, Дзержинск, Дубна и другие. Вопрос, однако, в координации их усилий и затрат. В конечной эффективности научных разработок.

Известно уже давно, что даже маленькое движение в рамках чистой науки при хорошей технической и социокультурной «раскрутке» дает огромный диффузный резонанс в плане последствий. Потрясающие социальные инновации могут быть сделаны с помощью какого-нибудь ничтожного научного открытия, главное – построить формы его социального применения и инвестирования. В этом случае научные исследования – это ядрышки совершенно диковинных социальных приращений. А сейчас такой потенциал используется на одну десятую, не более: прогресс бежит вперед, и многие социокультурные и социотехнологические последствия элементарно не успевают реализовываться.

Вывод такого рода мы вправе трансформировать и на всю затронутую проблематику. Организация нового дела, экспериментальная проверка инновационных идей нуждаются в четком системном руководстве и разумных решениях. То есть во всем том, что определяет социально-технологическую культуру нового века и новых российских общественных приоритетов.

Во всех разделах своей книги в той или иной степени я касался этих проблем. Позиции и опыт социальных работников, социальных учреждений здесь, как легко было убедиться, разнятся. Одни пытаются бороться с нарастающими сложностями традиционными методами, без новаций. Вторые предпочитают новое, но уже апробированное, проверенное в других местах. Третьи идут на риск, эксперименты, пытаются приспособить разработки науки, инноваторов. Таких гораздо меньше – тонкий слой, как золотая фольга, где счет на микроны.

Можно ли этот слой наращивать – и тем более системно, последовательно? В первую очередь – с учетом постоянной учебы, формирования новой профессиональной психологии. Фирма «Сименс» тренирует своих сотрудников, внедряет в их повседневность инновационные навыки. Почему нельзя то же самое применять для социальных работников? Способности, как и мускулы, растут в процессе тренировки… Слабость (в том числе и материальная) системы российских социальных учреждений – не оправдание, чтобы вовсе не заниматься наращиванием инновационного потенциала.

Отдельная тема – молодые специалисты и руководители социальных учреждений, отраслей и предприятий социальной сферы. Им проще начинать работать по-новому, не имея за плечами прошлых стандартов, иного мышления. Ведь легче становиться, если следовать известному управленческому афоризму, «частью решения», а не частью проблемы». Хотя эту тему можно трактовать и шире: предусмотреть во всех вузах не просто факультативы, курсы по инноватике, а профильную специализацию студентов и получение ими профессии «организатор инновационной деятельности» («новодел»). Такую специализацию можно и дифференцировать: организатор инноваций в социальной сфере, в образовательной сфере.

Особый акцент на социальной сфере оправдан, ибо в ее традициях методы и приемы организации, свойственные массовому производству, разработке техники. Но надо ломать стереотипы. Скажем, выпускник вуза – специалист по социальной работе должен выходить из стен учебного заведения социальным инноватором. Его дипломная тема обязана иметь статус инновационного социального проекта. Это очень актуально!

Вопрос о месте молодых в процессе модернизации российского общества вообще выдвигается все больше на передний план, поскольку самобытность наших условий вряд ли имеет аналоги в мировой практике. Мои коллеги не раз отмечали, что значительная часть сегодняшней молодежи является носителем представлений своих родителей и дедов о социальной справедливости, государственных правовых гарантиях на труд, бесплатное образование и здравоохранение, социальную защиту. Сформировался даже достаточно устойчивый и своеобразный «генетический код», способный обострять и усложнять существующие общественные противоречия. И на этом фоне, конечно же, нельзя ограничиваться сугубо частными, прикладными социальными инновациями, на уровне лимитированной своими специфическими рамками социальной работы.

Инноваторы, понятно, есть во всех сферах, и в любой из них свои трудности. И эти трудности надо учиться преодолевать, знать цели и критерии их оценки. Только тогда ясен будет смысл того, что и ради чего делает инноватор.

В свое время писатель Юрий Тынянов предупреждал: нельзя судить пулю по цвету, вкусу, запаху, она судима с точки зрения ее динамики. Далее он прилаживал эту сентенцию к анализу литературного произведения, а я использую ее применительно к инновациям. Так вот, обособляя трудности в судьбе некоего социального нововведения, мы не должны ставить его вне исторических или более локальных временных проекций; тогда с помощью ретроспективного анализа, сравнения социального опыта могут быть быстрее достигнуты как нужная цель, так и определенное самоутверждение инноватора – социального работника.

Вне общественного контекста бесполезно искать знак равенства между «новым» и «хорошим» – на этот внутренний настрой человека тоже указывал Тынянов-исследователь. Вся суть «новой формы», по его мнению, в новом принципе конструкции, в новом использовании отношений конструктивного фактора и факторов подчиненных. Взаимодействие такого рода факторов должно неизменно разнообразиться, видоизменяться, чтобы быть динамичным. Принцип убойной пули!

Не буду заканчивать, однако, на столь агрессивной ноте. Напомню лучше классическую формулу, пригодную для сторонников любых стратегий, идеологий или отраслевых откровений. Она звучит вполне банально: подлинные взаимосвязи нового со старым открываются лишь тогда, когда это новое приобретает уже завершенную форму. Оставлю за скобками, само приобретает или благодаря чьим-то самоотверженным усилиям. Ведь чему-то мы уже научились!

В конце концов, надеюсь, определенные уроки по ходу наших совместных занятий с этой книгой извлечены. И если извлечены, то расставить самим читающим оставшиеся точки не составит, полагаю, особого труда. При всем том, конечно, что за страницами учебника остается настежь открытый и бессрочный главный урок – урок жизни. Вечная целина для инноваторов.

 


ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ

СЛОВАРЬ

 

Адаптация – приспособление человека, личности к условиям внешней среды, к обстановке в коллективе, группе, принятие чьих-то позиций, норм поведения, приоритетов инновационной политики.

Алгоритм – набор, процедура действий, которые идут в намеченной последовательности и нацелены на получение определенных результатов.

Аномия – отсутствие четкой системы социальных норм, разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестает соответствовать идеальным общественным установлениям.

Антология – (гр., букв. – букет цветов) – подборка наиболее характерных, представительных авторских работ.

Ассоциация – объединение, союз людей или организаций для выполнения какой-либо задачи, ведения какого-либо дела. Группа-ассоциация имеет сложившуюся структуру, но деятельность ее членов носит преимущественно индивидуальный характер.

Венчур – тип внедренческой фирмы, созданной с помощью рискового капитала и призванной работать с нововведениями.

Демаркация – установление границ на местности или в зоне условного размежевания интересов.

Детерминированность – свойство однозначности, определенности. Детерминантами в математике называют определители, с помощью которых находятся решения линейных систем уравнений.

Диверсификация – разнообразие, разностороннее развитие. По отношению к производству – одновременное развитие многих, не связанных друг с другом видов и направлений деятельности.

Доминанта – главенствующая идея, основной признак или важнейшая составная часть чего-либо.

Дуализм – двойственность, раздвоенность. В философии Декарта, Канта признание духа и материи, идеального и материального двумя самостоятельными, независимыми началами.

Идентификация – уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо.

Императив – повеление, настоятельное требование (в частности – действовать по правилам, чьим-то установлениям).

Инновация –есть воплощенное в жизнь новшество (идея), зафиксированное в сознании и практике человека изменение существующих реалий. В стратегическом значении – продукт управляемого человеком развития, который целенаправленно используется обществом и его структурами для достижения прогресса в той или иной сфере жизнедеятельности.

Институционализация – учреждение каких-либо новых общественных институтов, правовое и организационное закрепление тех или иных общественных отношений. Институциональный – связанный с общественными институтами.

Интерпретация – истолкование, разъяснение смысла, значения чего-либо.

Константа – постоянная величина, неизменность.

Коллектив – группа, объединение людей, отличающиеся общественно значимой направленностью дел, высоким уровнем профессиональной подготовки, организационным и психологическим единством. Макрогруппа в рамках формальной или неформальной организации.

Конформизм – пассивное приспособление, отсутствие своего мнения. Конформист — человек, выражающий внешнее согласие с чужой позицией из-за боязни оказаться «не таким, как все».

Кооперация – сотрудничество; группа людей, которой свойственно единство целей и действия, но в которой в то же время нет еще достаточно выраженных психологических связей.

Корпоративность – отношения людей, сформированные общностью профессиональных и социальных интересов, потребностей, которые могут приобретать разные организационно-правовые формы и складываться в разных территориальных и отраслевых границах.

Корреляция – соотношение, соответствие, взаимосвязь, взаимообусловленность предметов, явлений, понятий, людских настроений и желаний.

Креатив – отражение созданных определенными людьми и в рамках общих для них протекций, обстоятельств социальных продуктов и производных от них условий.

Маркетинг – изучение рыночного спроса, ценообразования, планирование товарного ассортимента в целях обеспечения конкурентоспособности организации и стимулирования ее инновационного развития.

Инноватор – нововводитель, нововнедритель: человек, реализующий новую идею, вносящий определенное изменение в существующую среду.

Новатор – (лат. novator – обновитель) – человек, вносящий новые, прогрессивные идеи, принципы, приемы в какой-либо области деятельности.

Новация – (лат. novatio – обновление, изменение) – слово, изначально имевшее в виду прекращение обязательства по соглашению сторон путем замены его новым обязательством; например, выдача векселя взамен ранее выданного обязательства. В наше время является синонимом слова «новшество».

Онтология – философское учение о сущем, бытии; в отечественной науке традиционно рассматривается в единстве с теорией познания и логикой.

Парадигма – пример, образец, используемые для доказательства, сравнения, определения неких общих характерных черт исторического периода, этапа развития какой-либо области знания, техники, социальной жизни.

Переменная – в эксперименте или исследовании признак, который может принимать различные значения (например, пол, возраст, социальная группа, доход, род занятий).

Постулат – то же, что и аксиома, выступающая в роли истины, не требующей доказательства. Маленький нюанс: постулат – требуемая истина.

Редукция – сведение сложного к простому, а если буквально, от латинского корня, – то возвращение, отодвигание назад.

Рекреация – восстановление и укрепление физических, а в каких-то ситуациях и интеллектуальных сил человека.

Репродукция – воспроизведение чего-либо с помощью изобразительных, технических, биологических и прочих средств.

Рефлексия – самопознание личностью своего внутреннего состояния, умение представлять себя на месте другого человека, мысленно проигрывать ситуацию за него. Реакция нервных, мыслительных центров на возникающие внешние события.

Ротация – круговое движение, часто ассоциируемое с тиражированием текста на печатной машине соответствующей конструкции.

Самоорганизация – способность сложных систем к упорядочению своей внутренней структуры.

Синергетика – научное направление междисциплинарных исследований, использующее нелинейное мышление для выявления общих закономерностей самоорганизации, становления устойчивых системных образований естественного и искусственного происхождения.

Социализация – самостоятельное усвоение человеком жизненного опыта, самообретение им социальных качеств, необходимых для достойной адаптации в общественной среде. Способы формирования умений, соответствующих социальным ролям.

Стратификация – порядок, согласно которому неравенство с большой вероятностью передается от одного поколения к другому, формируя различные слои (страты) общества.

Тезаурус – полный набор систематизированных данных о какой-либо области знания, позволяющий человеку ориентироваться в информационной среде.

Толстовство – направление общественной мысли и общественного движения в России конца XIX – начала ХХ веков. В их основе учение писателя Л.Н.Толстого, в котором он идеализировал патриархальный строй жизни и рассматривал исторический процесс с точки зрения вечных, изначальных понятий нравственного и религиозного сознания человека.

Топология – раздел математики, изучающий наиболее общие свойства геометрических фигур, не изменяющиеся при любых непрерывных преобразованиях.

Трансфер – перевод, передача, обмен, в которых участвуют разные категории предметной и социальной среды.

Трансформация – преобразование, превращение, в определенных случаях передача меняющихся параметров, качеств материального, электрофизического и социоприродного свойства.

Эволюция – процесс изменения, развития, естественного и последовательного приобретения нового качества.

Эвристика – наука, изучающая закономерности построения новых действий в новой ситуации. Эвристическая деятельность – форма активного отношения к действительности, в основе которого логическое мышление и творчество человека.

Эксклюзив – принадлежащие именно этому владельцу информация, право, общественный продукт и т. п.

Экспонента – показательная математическая функция с независимым переменным, в социологии – та независимая переменная, которая в процессе эксперимента или исследования объясняет происходящее или вызывает изменения в изучаемом явлении.

Энтропия – количественная мера неопределенности ситуации, упорядоченности системы и ее способности пребывать в таком состоянии.

 


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Аверин Ю., Дмитриева Е., Волкова О. Социологические исследования: место и роль в коммуникативных кампаниях, методология и методика проведения. – М., 2006.

Аверьянов Л.Я. В поисках своей идеи (Часть вторая). – М., 2003.

Александров Е. А. Основы теории эвристических решений. – М., 1975.

Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. – Новосибирск, 1986.

Ангеловски К. Учителя и инновации: Пер. с макед. – М., 1991.

Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. – Казань, 1991.

Аньшин В. М. Маркетинг нововведений: Учеб. пособие. – М., 1994.

Валдайцев С. В. Оценка бизнеса и инновации. – М., 1997.

Вилинов А.М. Управление социальными системами на основе творчества. – М., 2001.

Волчкова А. П. Управление инновационным процессом в современной школе: организационно-педагогический аспект / Автореф. дис… канд. пед. наук. – М., 1999.

Гапоненко Н. Инновации и инновационная политика на этапе перехода к новому технологическому порядку // Вопросы экономики. – 1997. – № 9.

Гинзбург Я.С. Эксперименты в разработке и внедрении нововведений / Автореф. дис… канд. экон. наук. — Новосибирск, 1983.

Гранин Д.А. Эта странная жизнь. – СПб., 2004.

Гребнев Е. Т. Управленческие нововведения. – М., 1985.

Дмитриев А.Г., Усманов Б.Ф., Шелейкова Н.И. Социальные инновации: сущность, практика осуществления. Учебно-методическое пособие. – М., 1992.

Добрынина О.Х., Хван А.А., Кулакова И.В. Психологическое обеспечение инновационной деятельности // Психологическое обеспечение инновационных процессов. – Новокузнецк, 1993.

Дудченко В.С. Инновационные технологии: Учебно-методическое пособие. – М., 1996.

Елфимов М. Возникновение нового: Философский очерк. – М., 1983.

Ефросинин В.В, Методика проектирования и реализации инновационной педагогической технологии как средства повышения качества образования / Автореф. дис… канд. пед. наук. – Тольятти, 1999.

Ильяева И.А. Общение: от Сократа до наших дней (философско-социологический анализ): Монография. – Белгород, 2005.

Инновации в образовании глазами социолога. – Екатеринбург, 1996.

Инновационный менеджмент / Под ред. С. Д. Ильенковой. – М., 1997.

Князева Л.В., Лаврененко И.М., Усманов Б.Ф. Генерирование и оценка идей по реализации региональной социальной политики. – М., 1998.

Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение. – М., 1997.

Кретов Б.И. Личность и инновационные процессы в современном российском обществе. – М., 1993.

Кривоносова Л.А. Управление качеством жизни населения. – Хабаровск, 2005.

Кун Т. Структура научных революции: Пер. с англ. – М., 2003.

Лопатин В. А. Опыт инноваций // Психологический журнал. – 1984. – № 4.

Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление качеством: Учеб.пособие. – М., 2003.

Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996.

Мартынов С.Д. Профессионалы в управлении. – Л., 1991.

Маршак А.Л. Социология инноватики как прикладная наука: к постановке вопроса // Интеллектуальный ресурс как важнейший фактор управления отечественной промышленностью: Сб. статей. – М., 1996.

Мошняга В.П. Международные принципы и государственно-регио-нальные особенности социальной работы: Учебное пособие. – М., 2000.

Мюллер И. Эвристические методы в инженерных разработках: Пер. с нем. – М., 1984.

Оппенлендер К.Х. Необходимость и предпосылки новой инновационной политики // Вопросы экономики. – 1996. –— № 10.

Перепелица П.С., Рыбалко В.В. Психология изобретательской деятельности. – Киев, 1981.

Петраков А.М. Информационные составляющие экономических моделей качества нововведений // Информация и российское общество. Тезисы доклада 1-го Международного конгресса. – М., 1998.

Поляков С.Д. Основы теории инновационных процессов в сфере воспитания / Автореф. дис… док. пед. наук. – М., 1994.

Робер М., Тильман Ф. Психология индивида и группы: Пер.с фран. – М., 1988.

Рудинова Ю.И. Подготовка молодого учителя к инновационной деятельности в школе / Автореф. дис… канд. пед. наук. – СПб., 1999.

Соколов В.Н. Педагогическая эвристика: Введение в теорию и методику эвристической деятельности: Учеб. пособие. – М., 1995.

Социальная инноватика в управлении: вопросы и ответы, структурно-логические схемы: Учеб. пособие для вузов / Иванов В.Н., Мельников С.Б., Мельникова Н.С. и др. – 2-е изд., доп. и перераб. – М., 2004.

Статистика науки и инноваций: Краткий терминологический словарь. – М., 1996.

Сукисян М.А. Власть и управление в России: диалектика традиций и инноваций в теории и практике государственного строительства. – М., 1996.

Тард Г. Социальная логика: Пер. с фран. – СПб., 1996.

Твисс Б. Управление научно-техническими нововедениями. – М., 1989.

Тичи Н., Девонна М. А. Лидеры реорганизации: Пер. с англ. – М., 1990.

Тынянов Ю. Н. Архаисты и новаторы. – Л., 1929.

Тюрина В.Ю. Инновационная способность и инновационная восприимчивость: Конспект лекций. – Саратов, 1994.

Уайлд Д. Оптимальное проектирование: Пер. с англ. – М., 1981.

Уайт П. Управление исследованиями и разработками: Пер. с англ. – М., 1982.

Устинов В.А. Управление инновационной деятельностью в процессе создания новой техники, освоения производства новой продукции. – М., 1995.

Фостер Р. Обновление производства: атакующие выигрывают: Пер. с англ. – М., 1987.

Холостова Е.И. Социальная работа: Учеб. пособие. – 5-е изд. – М., 2007.

Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр. – М., 1991.

Цыганов А.А. Совершенствование организационно-экономического механизма управления инновационной деятельностью / Автореф. дис...канд. экон. наук. – М., 1999.

Чупров В.И. Социальная инновация // Социологическая энциклопедия: В 2-т – М., 2003. – Т.2. – С.456-457.

Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера. – М., 1999.

Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: Методическое пособие. – М., 1991.

Яковец Ю.В. Эпохальные инновации XXI века. – М., 2004.

 


ОТВЕТЫ НА УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ

 

Не все вопросы, которые заданы в «Дидактическом аутотренинга» по ходу освоения учебного материала, нуждаются в ответах-подсказках. В большинстве случаев справиться с заданиями помогают или само содержание книжных глав, или предполагаемый методикой обучения диалог преподавателя со студентами, совместный их разбор «тренировочных полетов.

К небольшому числу «проверяемых» ответов автором учебного пособия отнесены следующие:

1. «Ключ с правом передачи» — стр. /_/.

Задача для инноватора при выборе технологии управления

Ответ: Есть два варианта уменьшения «слонов»: а) можно, условно говоря, отойти от объекта на большое расстояние (абстрагироваться от реальных его масштабов), и «слон» а определенной дистанции, как зрительно это бывает на натуре, покажется сразу совсем небольшим — и такая иллюзорная метаморфоза «успокоит» волнения, хотя с точки зрения практики оставит все на нуле; б) чтобы сделать макрозадачу решаемой, поддающейся «фокусировке», надо разделить ее на части, «порезать» объект на куски — и последовательно решать ставшие более доступными и соразмерными нашим возможностям микрозадачи («большие, но вчера»); в этом варианте «слон» превращается уже в не страшное своими объемами инновационное задание.

2. «Нить Ариадны» — стр. /__/.

Ответ: Кратчайший путь для передвижения социального работника от дома к дому, где находятся его пожилые клиенты, соответствует «змейке» на обозначенном ниже рисунке.


3. «Тренировка»— стр. /___/.

Ответ на первое задание: В наборе букв пропущена согласная «я». Внимательный аналитик должен был заметить, что в этой своеобразной головоломке в качестве базовых взяты начальные буквы каждого очередного слова, элементам предложения, которое содержит сам вопрос задания.

Ответ на второе задание: Каждый медвежонок после «нововведения» носил бинтовую повязку, поэтому маленьким пациентам было ясно, что зверятам необходимо оставаться в больнице, чтобы поправиться, выздороветь. Фокус с бинтами, согласитесь, гениально простое решение!

 

 


 

Усманов Борис Фатыхович

 

Социальная инноватика. Учебное пособие.

Третье издание, переработанное и дополненное.

В авторской редакции.

 

 

_____________________________________________________________

ЛР №100035 от 12.08.97 г.

_____________________________________________________________

Подписано в печать 28.04.2007

Формат 60х84 1/16 Усл. п.л. Уч.-изд.л.

Тираж экз. 500 Заказ

_____________________________________________________________

Московский гуманитарный университет, 111395, г.Москва, ул.Юности, д.5/1


[*] Имеется в виду, в частности, «Руководство Фраскатти» (принятый в 1993 году документ ОЭСР)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.198 (0.015 с.)