Типология нововведений по признакам новшества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типология нововведений по признакам новшества



 

    Эмпирические признаки Проблемные признаки Материально-технические Социальные
Комплексные (по новшеству, по реализации)
Технические   Технологические   Материальные   Педагогические   Правовые   Социально-управленческие   Экономические
Инновационный потенциал радикальные комбинаторные совершенствующие
Место в производственном цикле обеспечивающие продуктивные
Отношение к предыдущему свойству заменяющие отменяющие возвратные открывающие ретровведения
Объем точечные системные стратегические  
Цели эффективность производства эффективность управления улучшение условий труда обогащение содержания труда качество продукции сохранение здоровья улучшение досуга улучшение образования экономия (материалов, энергии, труда, средств) экологические цели многоцелевые нововведения
Социальные последствия дающие социальные преимущества вызывающие социальные издержки

 

Большинство исследователей, которые занимались проблемами инноватики, неизбежно касались типологии нововведений и предлагали свои варианты их классификации. Чаще всего при этом в качестве критериев системного отбора ими используются такие существенные признаки, как уровень новизны, область применения, предметное содержание, общественное предназначение, характер и радиус действия инноваций. Хочу подчеркнуть: с одной стороны, количество критериев может быть разным (приводившиеся примеры объясняют причины этого), но с другой – что должно главенствовать во всех случаях – сколько бы их ни было, они обязаны обеспечивать реальные стыки теории с практикой, вооружать оценочный механизм «мерилом истинности».

В выборе критериев – это одна из самых больших трудностей, мешающих иметь некую универсальную типологию инноваций. Некоторые исследователи вообще отрицают возможность претендовать на «всеохватывающий» вариант систематизации видов. Например, С.Е.Крючкова множественность видов инноваций считает неизбежностью и множественности классификаций, построенных по разным основаниям и с разными целями, учитывая нелинейный характер их осуществления. Однако и этот автор одновременно подтверждает необходимость и стремление найти какой-то наиболее общий критерий, из которого может вытекать максимум производных. В роли такового предлагается сфера применения или область осуществления инноваций, где то или иное новшество реализуется и приобретает законченный вид, а сам инновационный процесс выступает в некоем единстве связей и отношений /17/. По данному критерию в числе прочих нововведений естественно и удобно выделять в отдельный вид и социальные инновации.

 

Источники

1. Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала. – М., 1997. – Ч.1. – С. 61.

2. Там же. – С. 61.

3. См.: Лапин Н.И. Актуальные проблемы исследований нововведений // Социальные факторы нововведений в организационных системах: Сб. трудов конференции. – М., 1980.

4. Маренков Н.Л. Инновации. – М., 2004. – С. 17.

5. Хамзина Г.Р. Локальная специфика изменений российского общества / Автореф. дис… докт. социол. наук. – Казань, 2006. – С. 24.

6. Маренков Н.Л. Указ соч. – С. 18.

7. См.: Мончев Н. Разработки и нововведения: Пер. с болг. – М., 1978.

8. Фоломьев А.Н., Гейгер Э.А. Менеджмент инноваций: Теория и практика. – М., 1998. – С. 12.

9. Там же. – С. 13-16.

10. Хучек М. Социально-экономическое содержание инновации на предприятии // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика..- 1995, – №1, – С. 62-71.

11. Киселева О.Н. Особенности использования организационно-управленческих инноваций в системе антикризисного управления предприятием / Автореф. дис… канд. экон. наук. – Саратов, 2007. – С. 10-12.

12. Ковальчук М.Лесков С. Для успеха инновационной экономики надо освоить парное катание // Известия. – 2008. – 26 декабря.

13. См.: Гриценко Г.А. Социальная инновация: Программа курса / Уральский гос. педагогический университет. – Екатеринбург, 2000; Подвойский В.П. Социальная инновация: Учебно-методический материал. – М.: МГСУ, 1998.

14. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (Социальные проблемы инноватики). – М., 1989. – С. 32-51.

15. Там же. – С. 46.

16. Гончаренко Л.П., Арутюнов Ю.А. Инновационная политика: Учебник. – М.: Кнорус. 2009. – С. 32.

17. Крючкова С.Е. Инновации: философско-методологический анализ / Автореф. дис… докт. филос. наук. – М., 2001. – С. 29-31.

 

Дидактический аутотренинг

 

Вопросы для проверки:

1. По каким основаниям, вы полагаете, было бы целесообразнее строить типологию нововведений?

2. Чем отличаются между собой внутриорганизационные и межорганизационные инновации?

3. Как традиционно делят материально-технические и социальные нововведения?

4. В чем двойной смысл так называемых «псевдоинновацией»? И можно ли в их разряд включать те, что принято обозначать как «ретроинновации»?

5. Какой новый тип инноваций появился или замечен вами в последние годы?

 

Экспертиза

Классифицируйте пять предложенных типов инноваций по известным вам основаниям.

Попутно ответьте, выдвинув необходимые аргументы:

а) Какой общественной потребностью вызвано их появление?

б) Каковы, по-вашему мнению, возможные социальные последствия (положительные и отрицательные), диффузный эффект этих нововведений?

1.

В Новокузнецке открылся единственный в стране Музей социальной службы. В народе он получил другое название: первые же посетители переименовали его в «музей богоугодных дел». Здесь собраны документы, фотографии, письма и личные вещи людей, которые по долгу службы или по велению души в разное время помогали сиротам, вдовам, калекам и нищим. Устроители музея с одинаковой долей благодарности и уважения рассказывают и о тех, кто внес в пользу нуждающихся щедрый многотысячные взнос, и о тех, кто поделился с ними куском хлеба в голодную годину.

(«Семья», 2003, №8)

2.

Дорогой юный друг! Сегодня у подростков Отрадного маленький праздник – выходит в свет первый номер их собственной газеты «ПППП» (Четыре Пэ). Расшифровывается эта аббревиатура просто – Подросток, Подъезд, Подвал, Подворотня. Комментарии, как говорится, излишни. Это и есть объекты нашего центра «Дети с улиц Отрадного». Кто-то уже успел прочитать название газеты как «ЧП – Чрезвычайное происшествие». Мы не отвергаем и такую трактовку названия, т.к. убеждены, что многое происходящее в среде подростков и вокруг них иначе как чрезвычайным происшествием и не назовешь.

Идея создания газеты, ее подготовка и выпуск принадлежат твоим сверстникам. Мы, взрослые, только подставили свое плечо. Для нас газета в первую очередь информатор и компас в мире местных подростковых проблем. Для вас – возможность высказаться и быть услышанными на любом уровне власти, поделиться со своими сверстниками наболевшим, успехами, радостями, попросить помощи и совета.

(Московская газета «4П», 2003, №1)

3.

Женщины, осужденные на длительные сроки тюремного заключения, на некоторое время могут уйти в монастырь. Такое решение приняла администрация шведской тюрьмы Кумла. Ранее эта возможность была лишь у арестантов мужского пола. Нововведение получило широкое одобрение среди нарушителей закона: в очереди на право попасть в монастырь стоит сегодня 159 человек.

(«Труд», 2007, 13 марта)

4.

Сотрудники тюменского ГАИ организовали специальные курсы для будущих мам. Им объясняют как правильно вести себя с малышом на дороге, чего ни в коем случае делать нельзя. Преподаватели говорят, что одна из главных задач – отучить всех, кто пришел на курсы, держать детей на руках во время поездки в автомобиле и заставить обязательно пристегиваться ремнем безопасности.

(ТВ, 2008, 2 апреля)

5.

Жители села Никольское Новгородской области протянули через ставшую в период паводка полноводной речку Пьяну полиэтиленовый шланг, чтобы перекачать молоко с одного берега на другой. Два молоковоза ставятся с двух сторон реки, между ними крепится труба на сваях, и идет перекачка с помощью насосов. Экономия и времени, и бензина.

(«АиФ», 2008, 2-8 апреля)

Антиквариат

Проблема самотождественности нововведения на каждой из последующих стадий его развития (допустим, от фотографии к голографии) не имеет пока однозначного теоретического решения.

Попробуйте сформировать и сформулировать собственное представление о границах между тем, что было новым в одном качестве, но стало принципиально иным и, следовательно, новым на базе «старого нового»:

1. Когда все-таки, на ваш взгляд, некий скачок в развитии нововведения превращает его в другое нововведение?

2. Какими могут быть критерии, которые позволили бы фиксировать «генетическую» связь нововведений и их типологизации, а соответственно, и определять возникновение явно отличимых по типу и смыслу новообразований?

И посмотрите с этой точки зрения еще на два сюжета: в какой степени и что именно развивают названные в них типичные ретроинновации? Есть ли за таким «антиквариатом» какой-то принципиально новый смысл и реальная перспектива?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.98.183 (0.015 с.)