Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В социально-культурной сфере↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
17. Статус социального работника—организатора досуга Исключительно важным является вопрос о современном юридическом, экономическом социальном статусе специалиста — организатора досуга. Это связано не только с трансформацией прежнего понятия "культурно-просветительный работник", но и с объективно возрастающей ролью специалиста, непосредственно организующего контакты с семьей, трудовым коллективом, учреждениями культуры, школой и другими социальными институтами региона. В нынешних условиях происходит ярко выраженная дифференциация приоритетных ролевых функций субъектов (основных участников) социально-культурных процессов. Множество взаимодействующих в социально-культурной сфере субъектов (различных групп населения), профессионалов отдельных организаций включает три основные категории: 1) социальные заказчики, представляющие в своем лице потребителя социально-культурных благ и услуг; 2) менеджеры — организаторы социально-культурной сферы, являющиеся по существу основными фигурами в реализации многочисленных досуговых проектов и программ; 3) творческие работники, профессионалы и непрофессионалы, непосредственно занятые созданием социально-культурных ценностей, наполнением содержания досуговых проектов и программ. В каждой из названных категорий широко представлены как отдельные лица, так и многочисленные самодеятельные общности, инициативные группы, ассоциации и т.д. Кардинально меняется и традиционная целевая устайовка профессионального организатора-методиста. Социально-культурная деятельность объективно становится условием совершенствования социальной действительности, важной формой самовыражения, самореализации личности. Финансируемые за счет муниципальных, коммерческих, общественных структур досуговые программы предназначены для развития территориального своеобразия и самобытности культуры, поддержки новаторских социальных инициатив, новых форм творчества. Перемены в содержании и организации современной социально-культурной, досуговой деятельности требуют переосмысления и необходимой корректировки сущности самой специальности "КПР". Традиционное понятие "культурно-просветительный работник" сегодня уже не отражает качественно иных функций специалиста современной социально-культурной сферы. Традиционная просветительная направленность профессии не вписывается в ее новые контуры, востребованные практикой, не отвечает ее социально преобразующему, социально-педагогическому, социально-защитному характеру. Статус современного социального работника — организатора досуга не выдуман и не рожден спонтанно, а формируется под влиянием сегодняшних реалий. Приоритетное место в нем принадлежит деятель-ностному началу, активному, созидающему действию в тех или иных социальных вариантах. В последующие годы специальность культурно-просветительного работника трансформировалась в целый ряд родственных специальностей и специализаций: культуролога, социального педагога, экономиста социально-культурной сферы. Общим основанием этого ряда, в котором, по-видимому, ставить точку рано, является социально-культурная деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности или группы (студии, кружка, любительского объединения) в сфере досуга. В качественно новом социальном статусе специалиста доминирующими признаками являются его профессиональная компетентность и высокая квалификация в стимулировании и организации индивидуальной либо семейной, групповой досуговой деятельности. Вместе с тем социальный статус современного организатора досуга сложился в последние годы в условиях опыта, свободного от жесткой регламентации и администрирования. Этот статус определяется социальной ролью специалиста, а поскольку речь идет о множественности таких ролей, правомерно поставить вопрос о модификации самого статуса. Нельзя не учитывать своеобразие, специфические черты социально-культурной деятельности в процессе разработки и реализации тех или иных социально-культурных проектов или досуговых программ. Среди особенностей этой сферы общественной практики можно выделить многообразие действующих здесь субъектов, прежде всего специалистов, выполняющих те или иные ролевые социальные функции. В соответствии с содержанием и направленностью условно обозначим следующие основные социальные роли, в которых, как правило, выступает специалист социально-культурной сферы: менеджмент, предпринимательство, продюсерство в сфере организации досуга детей, подростков, молодежи, семейных общностей; посредничество в двух "ипостасях": в сфере общения людей (роль ведущего, или модератора) и в коммерческих отношениях (роль импресарио, антрепренера); реформаторство, инновационная творческая деятельность, связанная с разработкой и реализацией оригинальных творческих идей и проектов в сфере досуга; лидерство в малой группе, формальной или неформальной общности, связанное с выполнением функций педагога—корректора поведения детей, подростков, молодежи и взрослых. Менеджерство. Принципиально важным для характеристики менеджерской деятельности в социально-культурной сфере является выявление сущности самого понятия "социальный менеджмент". В течение предыдущих десятилетий в республиках бывшего Советского Союза широко употреблялся термин "социальное управление", в содержание которого вкладывались выработка стабильной социальной политики и контроль за реализацией социальных программ, хотя многие из них (например, Продовольственная прсмрамма, программа "Жилье—2000", энергетическая и др.) так и остались невыполненными. В современных условиях перехода к новым экономическим отношениям возникают и новые социальные отношения, формируются новые ценностные ориентации, установки. В связи с этим социальный менеджмент сегодня правомерно рассматривается по своим функциям как социальное управление периода перехода к рынку, развития новых форм собственности, приватизации и выработки соответствующей времени социальной политики. В нашем курсе под социально-менеджерской деятельностью в сфере культуры, искусства, досуга понимается активное участие в сооргани-зации, координации действий всех участников социально-культурного процесса. Элементы менеджерства частично присутствуют в деятельности любого специалиста социально-культурной сферы. По существу, менеджер выступает в качестве созидательного центра, основного персонажа внутри любой инициирующей группы. В практике социально-культурной деятельности в России пока недостаточно накоплено опытных знаний и навыков в области менеджмента досуга. Уже поэтому в менеджменте открывается неограниченный простор для свободного творческого самопроявления, для множества инвариантных форм самореализации менеджерской предпринимательской инициативы. Посредничество. По мнению многих исследователей, очрнь важной ролевой функцией специалиста социально-культурной сферы является посредничество. Роль посредника (в процессе организации концертно-зрелищной, развлекательной деятельности его часто называют администратором или-импресарио) в социально-культурной сфере исключительно велика и многогранна. Сущность этой ролевой функции, которая в одинаковой мере может выполняться и социальным работником, и социальным педагогом, и культурологом, и экономистом, — организация взаимодействия между творческой личностью, мастером, художником, носителем культурной информации и редких умений, с одной стороны, и аудиторией, публикой, коммерческими структурами — с другой. Особенность этой ролевой функции состоит в умении на основе дифференцированного подхода к различным социально-демографическим группам населения тонко и точно выстроить формы контакта с ними. К сожалению, роль импресарио до последнего времени была практически неразвита в социально-культурной деятельности. Сегодня она сводится лишь к попыткам отдельных предприимчивых организаторов, в частности администраторов, антрепренеров, работников малых и совместных предприятий, создать в соответствии с потребностями талантливых исполнителей, мастеров (певцов, музыкантов, экстрасенсов и т.п.) благоприятные условия для их творческого процесса. Но возможности практического использования ролевой функции импресарио в социально-культурной сфере значительно шире. Термин "ведущий" применительно к социально-культурной деятельности означает человека, возглавляющего на данный момент досу-говую общность, группу людей или массовую аудиторию. В соответствии с современными моделями организации досуга и общения, предполагающими тесное сотрудничество, сотворчество людей, такое понимание слова "ведущий" уже неприемлемо. Куда точнее, по утверждению В. Познера ("Неделя", 1989, № 5. С.11), английское слово "модератор"—посредник, способствующий общению людей. Его работа оценивается умением организовать и направлять общение аудитории, спор, дискуссию. В США, например, умение общаться, дискутировать культивируется с детских лет и имеет давние традиции. Во время публичных дебатов на разные темы и на разных уровнях перед американскими модераторами не стоит проблема стимулировать обсуждение, скорее возникает другая — управлять дискуссией, не дать ей "выйти из берегов". Аудитория очень легко идет на контакт, и с нею проще работать. Дискуссии вообще чрезвычайно плодотворное средство общения. Однако нет необходимости злоупотреблять дискуссионными формами, особенно в тех случаях, когда в жизни коллектива не стоит задача преодолевать психологические, идеологические и другие барьеры, когда нет столкновения мнений. В этих ситуациях социальным работникам — организаторам досуга не следует пренебрегать системой рейтингов, которая вносит определенное напряжение в деятельность рекреационных структур. Ведь в каждом городе, поселке городского типа помимо муниципальных культурно-до-суговых центров существует множество коммерческих, в том числе кооперативных, учреждений, предоставляющих свободу выбора форм досуга. Система рейтингов как объективный метод определения популярности досуговых программ может принести неожиданный результат: "суперважная", по мнению клубного организатора, досуговая программа привлечет лишь единицы посетителей, а третьестепенная, наоборот, соберет огромную заинтересованную аудиторию. Творческое соперничество между специалистами социально-культурной сферы, организаторами досуга, подстегиваемое периодическим применением системы рейтингов, поможет повысить качественный уровень развивающих, рекреативных программ. Реформаторство, или инновационная деятельность. В сфере организаторов социально-культурной деятельности за последние десятилетия сложилась довольно распространенная ролевая функция, которая условно может быть обозначена как функция новатора, или реформатора. Организаторами данного типа являются талантливые руководители и организаторы коллективной инициативы, самодеятельности людей в социокультурной сфере. него ™a^ZZ ° °П?еделить Реформаторов как субъектов актив-TySSSSSST Вм°ЗДеиствия на ™ и™ ™ой вид социально-куль-котоше ^а ±,тГ СННО К ЭТ°Й кате™Рии относятся подвижники, рами демокпя™ " последних лет были носителями и реализато- взавдту памяти Инициатив в социокультурной сфере: движения УннХлвиженГТ ИСТ°РИИ " KWP". Фольклорного" природоохранного движения, благотворительности и милосердия и т д Всякий паз ниеЦ?ейГвуУюш„ГОЙ " С°Циально-культуРной сфере SS^SS нов^рГе^ occ4S™l»f РОЛеВЗЯ ФУНКЦИЯ 0РганизатоРа досуга приобретает Д^го^оГХпУ ЧеННОСТЬ " °В/ЗИ С тем' что в социально-культурной, WnnT ка±Р„ TTPOM ВСеобщего притяжения становятся малые группы, камерные формы познавательной, культурно-творческой ое- на™н"кГнеДемГЬНОСТИ- ИмеННО ^ Л^а ^да^ ма^а, Гна^ий умений „ НС °™Раться на огромную сумму методических или ш^всегва о.аГК°В- Ц&ЛеВ°Й Установкой лидера-педагога всегда ^етей;Гп^ткОВ «ВаеТС^ Pa3M™e У конкРетной ^ности людей дов с помо^ ± ВЗРОСЛЫХ) ™орческих способностей, а также мето- НаибГеТ^ РЫХ э™ способности формируются и реализуются. тельно^тью ™ 3 И Эффективна такая структура управления дея- а^ьны^оГ» Т°"ДОСУГОВЫХ УчРежДений. которая учитывает соци- ГпреТпоч^еТя раб°Тающих в них ™Дей, их стремления, ориентации четкому Гполь^ ДУХ°ВНЫЙ НаСТрОЙ' Девиз' призывающей к челове- но^куГтупной сГеп™10 Человеческих существ, применим и к социаль- штеТтыс Р опг? Р ' К Сегодняш»емУ практическому опыту десятков, Современные ОРОВ соЦиально-культУрной деятельности. сУщнс^ти^ойппТЦеССЫ В ^^низации требуют Уточнения и nS^vZlT*"*™1 И Се обозначе™«- Д^о в том, что в прежнем Функции спе;и2г°"ПРОСВеТИТеЛЬНЫЙ Раб0™" уже не отражаются ы™«™руж™^СОп^Ш0*' КультУРной' досУ«>вой сферы. Здесь ности нопш«рти ' просветительская направленность его деятель-и^о сущему ТтавТСКаЯ °казывается второстепенной для профессии рёкреаши о/п'± 33 пределами внимания проблемы тво^ества, ?то та™„о^Г^НИЮ ЛЮДеЙ> СаМ°е Же главное заключается в том сутъ-сои^ь^п^°ЗНаЧеШе Цессии не отражает ее основную зов!ть понятая ^со?аГОП1Че'КуЮ- В ЭТ°Й СВЯЗИ Несообразнее исполь-генепяг,^ ™ социальныи педагог", "социальный работник" Их тия Ри шмоо!СЦИЯ ~ С°ЗДаНИе УСЛ°ВИЙ для наиболее полного развитее на^ения™; Сам°УтверЖДеНИЯ' самореализации различных задачи Цессии сУо^ "»ФСРе ^^ В ТаКОЙ Ф°РмУ™ровке сверх- =^~«^-^=.^^'^= S^^^^^^^^^SS^^^ ^=^-^^^^-== или разового посетителя клубного учреждения. Причем деятельность такого учреждения должна не дублировать, а дополнять деятельность других социальных институтов (производственного коллектива, семьи и др.). Генеральная ролевая функция специалиста социально-культурной сферы включает в себя ряд производных. Они соответствуют наиболее типичным проблемам и ситуациям практики, составляющим суть про- ! фессии. Выделим следующие функции: I 1. Участие в создании необходимых социально-экономических условий развития и рекреации в различных формах досуговой деятельности жителей социума. Именно эта функция является определяющей для специалистов социально-культурной сферы как для организаторов клубной работы, так и для руководителей художественной самодеятельности. Выпускники высшей школы призваны квалифицированно и компетентно решать проблемы, связанные с досуговым менеджментом и маркетингом, формированием и реализацией развивающих и рекреационных программ. Они должны быть общительными, способными к прогнозированию, выработке конструктивных решений, сопереживанию, эффективному взаимодействию с другими людьми, иметь навыки руководства малыми группами, неформальными общностями, стихийно складывающимися в сфере организованного и неорганизованного досуга. 2. Участие в нормативно-правовом обеспечении и защите конституционных свобод личности в условиях досуга. Различные формы социальных инициатив и самодеятельности населения должны стать для каждого человека условием свободной реализации его конституционных гарантий, школой политической культуры и демократии. На сегодня это одна из актуальных и не решаемых пока проблем. Специалисту социально-культурной сферы необходимо знать нормативные и правовые акты, имеющие отношение к сфере свободного времени, владеть информацией в области правового регулирования деятельности общественных организаций, добровольных обществ и любительских объединений, ориентироваться в социальной структуре региона и т.д. 3. Финансово-экономическое обеспечение 'учреждений досуга. Речь идет не столько о способности ориентироваться в существующих документах, регламентирующих финансовую деятельность, сколько о владении механизмом материального обеспечения самодеятельных инициатив, при котором не теряется воспитывающая суть досуговой деятельности. Будущее организации досуга — ориентация на те виды досуговой деятельности, которые не требуют больших материальных затрат, способствуют всестороннему развитию личности. 4. Обеспечение досуговых форм самодеятельности населения. Содержание этой функции заключается не только в разработке, корректировке и реализации социально-культурных, досуговых инициатив, программ, проектов, но и в развитии инициативы и самодеятельности населения, поскольку это и есть стратегическая линия и условие демократизации общественной жизни. Однако на местах социально-культурные инициативы населения нередко блокируются. Поэтому социальный педагог берет на себя в каком-то смысле охранительные функции по отношению к социально значимым инициативам населе- (нераспознанный участок) Сущность проблемы подготовки и переподготовки специалистов социально-культурной сферы состоит в преодолении ярко выраженных противоречий между: объективными потребностями современной досуговой среды в принципиально новом типе специалиста социально-культурной сферы и отсутствием учебного заведения, обеспечивающего подготовку такого специалиста; долго господствующей в учебном процессе авторитарной педагогической и нарождающейся, но недостаточно разработанной педагогической системой, включающей народную педагогику, педагогику формирующего развития и коррекции; схоластичной монологической методикой, которая обеспечивала "букет" трафаретных умений и навыков, и современными прогрессивными технологиями, основанными на диалоге, на педагогике сотрудничества, обеспечивающими гибкость и эластичность приемов с учетом современной социальной ситуации, индивидуальных особенностей обучаемого и требований новой профессии; огромным количеством социально значимых задач, возникающих в условиях социума и его открытой досуговой среды, и некомпетентностью многих штабных работников, персонально отвечающих за их решение. Программа подготовки специалиста социально-культурной сферы зависит от степени обоснованности трех главных условий: цели обучения (для чего учить), содержания обучения (чему учить) и принципов организации учебного процесса (как учить). Подготовка специалиста социально-культурной сферы, ориентированного на организацию досуга детей, подростков, взрослых, в целом семьи, базируется на принципиально новых подходах к социальному воспитанию, социализации личности в условиях свободного времени. В течение многих десятилетий мы пытались решить проблемы формирования личности, ограничивая процесс социального воспитания рамками трудового или учебного коллектива. И только в последние годы активизировались попытки преодолеть очевидную дискретность этого воспитательного процесса, распространив его и на досуг в детской, подростковой, семейной среде. Однако эффективность этой действительности не дала ощутимых результатов вследствие того, что на довольно сложную в организационном и социально-психологическом планах область свободного времени механически переносились методы и приемы, характерные для условий труда и обучения. Вместе с тем общество по-настоящему начало осмысливать истинную социальную значимость досуга, его реального, повседневного влияния на все сферы жизнедеятельности человека, включая труд и обучение и т.д. Говоря о современном социальном работнике, можно спорить о том, какое конкретное социальное, педагогическое, психологическое влияние он может оказать на сферу досуга семьи, ребенка или подростка в отдельности. Но совершенно очевидно, что социальному работнику — организатору досуга подвластно управление поведением и деятельностью личности в ее свободное время. Современная социокультурная ситуация с особой остротой выдвинула проблемы коренного изменения воспитательной деятельности среди детей, подростков, молодежи, глубоких преобразований семейного воспитания, воспитательной деятельности трудовых, учебных коллективов, работы по месту жительства — всей культурно-досуговой сферы. Бурный всплеск инициативы подростков, молодежи на фоне деструкции социальных ориентации приводит их к асоциальной деятельности, криминализации подростковых общностей, отчуждению юношества от государственных и общественных институтов, семьи. Корни этого явления произрастают из той социокультурной, экономической ситуации, которая сформировалась за длительный период. Драматизм сегодняшней подростковой ситуации обусловлен десятилетиями террора и застоя, социальной демагогии, социального неравенства общества, остаточным принципом по отношению к детству, культуре, образованию, а также запретительством, недооценкой интеллектуального, творческого труда. В контексте всей социальной жизни ребенка помимо "социальных корней" предстоит преодолеть сложившееся равнодушное, а зачастую агрессивное отношение к подрастающему поколению, внедряя в общество культуру взаимоотношений в семье, в детской, подростковой, взрослой среде. Для полноценного включения подростков в жизнь, для эффективного и творческого выполнения ими социальных функций членов общества, для подготовки личности к саморазвитию, самообразованию требуется качественно иная, эстетически и педагогически организованная система общественной помощи детям, женщинам. Следовательно, возникает потребность в принципиально ином подходе к кадровому обеспечению системы общественного воспитания в открытой социальной среде, предусматривающем педагогически организованную всестороннюю помощь подрастающему поколению. Эта проблема является межведомственной, общесоюзной, региональной. Однако сегодня такого социального работника в культурно-досуговой сфере нет. Действуют различные специалисты: заведующие детскими секторами культурно-просветительных учреждений, организаторы культурно-воспитательной работы по месту жительства, заместители директора по воспитательной работе в учебных Заведениях, кадры воспитателей в Дворцах и Домах детского творчества, общежитиях, работники социальных служб. Огромная армия изолированно действующих специалистов с низкой заработной платой и ограниченными функциями в системе взаимодействия социальных институтов не подготовлена к досуговой деятельности в социуме. Проблемы, существующие сегодня в досуговой и в целом социально-бытовой, семейной сфере, могут быть решены лишь с помощью квалифицированного специалиста — педагога, психолога, экономиста, юриста и т.д. Об этом, в частности, свидетельствуют результаты проведенного авторами в 1989 г. изучения состояния социально-культурной сферы Тираспольского хлопчатобумажного комбината (Молдова). Обследование группы женщин и членов их семей показало, что в качестве главных факторов, препятствующих эстетическому развитию ребенка в семье, женщины-работницы, а также мужчины считают: а) нехватку свободного времени; б) усталость после работы; В) нездоровье; г) недостаточную помощь со стороны мужа (жены); д) недостаточный кругозор в области эстетического воспитания; е) уверенность в том, что эстетическое воспитание детей — дело общественных институтов, но не семьи (этот фактор в большей мере отмечен мужчинами); ж) недостаточную работу учреждений культуры и искусства. Результаты исследований совпадают с ранее полученными авторами данными опроса семей в большой группе областей Российской Федерации, а также Грузии, Азербайджана, Латвии. Таким образом, жизнь выдвинула задачу подготовки особой катего- } рии организаторов досуга — социального педагога, работающего в,' специфических условиях открытой микросоциальной среды, специализирующегося на вопросах оказания помощи семье, организации разносторонней деятельности детей и взрослых в сфере досуга, решения воспитательно-образовательных задач, коррекции поведения и социальной реабилитации отдельных групп детей, подростков, молодежи, способного обеспечить допустимое и целесообразное общественно-педагогическое вмешательство в процесс социализации детей и подростков. Во многих цивилизованных государствах в настоящее время господствует своего рода "социально-педагогическая эра" (Г. Реет), отражая быстрое возрастание роли социальной педагогики. Одно из ее направлений — социальная работа в микрорайоне. Она включает комплекс социально-педагогических служб, а также видов, форм работы. Для этой сферы в большинстве стран готовятся специальные кадры. Спектр их деятельности очень широк и разнообразен: это социальные педагоги, социальные работники, работники "социальных клиник", педагоги свободного времени, семейные "советчики", педагоги по дошкольному воспитанию, "компенсаторному" образованию, урегулированию конфликтов с родителями, профориентации и т.п. i Цель подготовки специалиста—педагога и организатора социально-культурной сферы заключается в необходимости создания и функционирования благоприятной досуговой микросреды, способствующей социализации личности, ее развитию, ее "врастанию в человеческую культуру", преодолению дефицита общения, эмоционального отчуждения взрослых и подростков, установлению их взаимодоверия. В условиях децентрализации управления культурными процессами, разработки и осуществления региональной культурной политики специалист фактически формирует и реализует социально-куль-турный заказ населения в лице его основных демографических групп: семьи, женщин, детей, подростков и т.д., а также общественных инст-итутов: женсоветов, фондов, различных ассоциаций, движений и т.д. С повышением роли муниципальных органов, которые формируются как самая широкая государственно-общественная организация, активизируются меры по развитию материальной базы, условий, форм территориального самоуправления досуговой сферой, созданию более: благоприятных, чем прежде, возможностей для привлечения потенциальных партнеров к участию в социально-культурной деятельности, а также для качественно иной координации, финансирования этой деятельности со стороны ведомств, предприятий, организаций. Уже сегодня муниципальным органам дано единоличное право определения и выбора нужных району специалистов. Они централизованно (как это делают и конкретные государственные и общественные институты) формируют социальный заказ на подготовку кадров на принципиально иной экономической, организационной, практической основе. При приеме на работу преимуществами пользуются специалисты, имеющие высшее, среднее педагогическое, техническое, среднее культурно-просветительное образование, практический опыт работы с детьми и подростками, а также лица, прошедшие курс обучения в педагогических классах средней школы. Местом работы специалиста социально-культурной сферы являются детские, подростковые, семейные клубы, клубы по видам творчества, традиционные клубы, Дома и Дворцы культуры, социально-культурные и социально-педагогические комплексы, центры досуга, видеосалоны и другие культурно-досуговые структуры, а также образовательные, внешкольные учреждения системы просвещения, профессионально-технического образования, государственные, профсоюзные, молодежные и другие общественные организации. Для удовлетворения современных и.перспективных потребностей в подготовке специалистов необходимо учитывать специфические особенности конкретной досуговой среды, социально-культурных институтов, многообрази&, вариантность типов культурно-досугевых центров, функциональную специализацию социальных работников — организаторов досуга, а также общие требования к ним в условиях рыночных отношений и быстро прогрессирующих рекреационных технологических систем. Это может быть достигнуто путем более глубокой дифференциации учебного процесса, введения прогрессивных методик развивающего общения. Углублению профилированной подготовки кадров способствует более гибкая система высшего и среднего специального образования, характеризующаяся многообразием форм и каналов подготовки специалистов. При определении перспектив развития профилирующего образования важно предусмотреть, привлекая зарубежный опыт, возможности подготовки кадров в вузах культуры с увеличением до 5 лет срока обучения, подготовку специалистов, по своим задачам и функциям замыкающихся на культурно-досуговой сфере (культурологии, социологии, специалисты культурно-досуговой сферы, социальные педагоги — организаторы культурно-досуговой деятельности и др.), организацию подготовки специалистов для культурно-досуговой сферы в педагогических, физкультурных и других вузах, а также с сокращенным сроком обучения в вузах культуры специалистов на базе высшего непрофильного и среднего культурно-просветительного образования. Широкие перспективы открывают налаживание контактов с зарубежными, международными общественными, учебными, развивающими центрами, содействие росту молодых лидеров любительских движений, многочисленных досуговых инициатив. Особое значение приобретает непрерывная работа по повышению квалификации кадров социально-культурной сферы. Непрерывность повышения квалификации, необходимость обеспечения цельности и сбалансированности всех звеньев ее системы, а также охвата всех типов социально-культурных институтов и всех категорий занятых в них работников требуют дальнейших структурных изменений, в том числе пополнения системы новыми звеньями. Целесообразно, в частности, создать зональные или областные филиалы ЦИПК на базе институтов культуры и крупных культурно-досуговых центров, парков для обеспечения равномерного размещения верхнего звена повышения квалификации на территории республики и приближения его к конкретным местным нуждам: создание при крупнейших культурно-досуговых учреждениях центров по подготовке специалистов заранее обговоренного профиля, не организованного в учебных заведениях (в области эксплуатации и ремонта аттракционной техники, киновидеотехники, клубной социологической службы и т.д.); отработка четкой системы целенаправленной стажировки в лучших отечественных и зарубежных культурно-досуговых, рекреационных, экологических центрах. Во всей курсовой системе повышения квалификации организаторов КДД особое внимание важно уделить актуализации и более четкой специализации содержания и методов обучения с позиций современных требований. Для обеспечения роста профессионального уровня кадров куль-турно-досуговой сферы, преодоления их текучести, повышения престижа специалиста в области КДД, инициативы и творческого роста работников следует принять целый комплекс конкретных мер, включающих: повышение профессионального статуса и социально-правовой защищенности; дальнейшее совершенствование системы оплаты труда; создание оптимальных условий и режима труда; улучшение жилищно-бытовых условий; принятие гарантий, обеспечивающих реальное участие их в управлении делами клубов, парков, библиотек и других учреждений и в организации региональной сферы КДД вообще. Большую роль в решении этих задач должны сыграть самодеятельные профессиональные организации (например, творческий союз работников культуры, ассоциация парков, социальных педагогов, социальных работников и др.). 18. Функции менеджмента в социально-культурной деятельности Социально-культурная деятельность исключает элементы стихийного, рефлексивного регулирования. Не может происходить этот процесс и автоматически. Он нуждается в целенаправленном воздействии, где присутствуют все компоненты сознательного управления. Хотя сфера социально-культурного действия носит ярко выраженные черты творческого процесса и этот процесс невозможно запрограммировать, от умелого управления им в решающей степени зависит качество досуговых программ. В плановой системе хозяйствования досуговая, социально-культурная деятельность была лишена комме; шской направленности. Разнообразный досуг в значительной степей ч обеспечивался за счет общественных фондов государства, обслуживая известный тезис о необходимости всестороннего и гармоничного чзвития личности. В связи с переходом к рынку сократились бюджетные ассигнования на развитие культуры. Тем не менее сущность этого тезиса в качестве важнейшей общечеловеческой цели несомненно сохраняется. При этом не может не возникнуть вопрос о коммерческой стороне культуры и досуга, множества социально-культурных программ, способных в определенной степени являться источником прибыли. Экономика и культура всегда тесно связаны. Взаимодействие их относится к числу наименее исследованных и недостаточно обобщенных явлений. Существует ряд важных экономических факторов, влияющих на состояние и развитие культуры: рост эффективности производства, материально-техническое снабжение и т.д. В свою очередь, затраты на культуру дают не только социальный или интеллектуальный, но и экономический эффект. На современном этапе в сфере культуры сложилась и углубляется кризисная ситуация. В отличие от многих традиционных отраслей материального производства (промышленности, строительства и т.д.) здесь государственный монополизм и господство государственной собственности не утратили своих сил. ч Культура раньше была на стопроцентном государственном обеспечении. Но в связи с тем, что государственные бюджетные ассигнования из года в год катастрофически уменьшаются, растет доля вклада на поддержание культуры небюджетных средств из части прибыли коммерческих предприятий и фирм. Вхождение культуры как товара в структуру современной рыночной экономики зависит от учета ряда характерных особенностей этой сферы. Во-первых, здесь продолжается господство государственной собственности, хотя Основы законодательства Российской Федерации о культуре допускают все формы собственности на культурные ценности, здания, сооружения, оборудование и т.д. — государственную, акционерную, частную. Во-вторых, мы сегодня являемся свидетелями нарастающего интереса к национальным культурам и этническим традициям, а также усиления тенденций перехода от массовых, "митинговых" форм реализации свободного времени к формам более узким, камерным, групповым — студиям, клубам и объединениям по интересам. В-третьих, несмотря на расширение чисто коммерческих услуг (видеопотребление и видеотворчество, развитие компьютерных игр, видео- и аудиосистем), техническая оснащенность труда в сфере культуры и досуга оставляет желать лучшего. Наконец, в-четвертых, более половины работников культуры — люди с высшим и средним специальным образованием, причем значительную их часть составляют женщины, что остро ставит вопрос о рациональной организации труда и разумном сочетании общественных и семейных функций. Таким образом, социально-культурная деятельность является специфической областью применения труда и общих основ менеджмента, а учет этой специфики требует разработки соответствующего механизма хозяйствования и управления. В содержании современной социально-культурной деятельности функционируют и сосуществуют два основных сектора — коммерческий и некоммерческий. Разумеется, это деление условно, поскольку различные по направленности жанровые формы культурно-досуговых занятий и услуг характеризуются различными уровнями коммерциализации. Так, в структуре ежегодного денежного оборота на рынке альтернативных услуг в сфере культуры большую часть составляет оборот от видеообслуживания, дискотек, игорного и шоу бизнеса, эстрады и т.п. и в то же время сокращается посещаемость театров, кинотеатров, концертных залов. Тем не менее строгой привязки каждого объекта культуры к коммерческому или некоммерческому сектору не существует. Многие традиционно бюджетные учреждения культуры (государственные музеи, театры, цирки и др.) в поисках дополнительных средств используют и коммерческие проекты. Государство, выделяя средства на культуру
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.78.184 (0.02 с.) |