Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В социально-культурной сфере

Поиск

17. Статус социального работника—организатора досуга

Исключительно важным является вопрос о современном юридическом, экономическом социальном статусе специалиста — организатора досуга. Это связано не только с трансформацией прежнего понятия "культурно-просветительный работник", но и с объективно возрастающей ролью специалиста, непосредственно организующего контакты с семьей, трудовым коллективом, учреждениями культуры, школой и другими социальными институтами региона.

В нынешних условиях происходит ярко выраженная дифференциация приоритетных ролевых функций субъектов (основных участников) социально-культурных процессов. Множество взаимодействующих в социально-культурной сфере субъектов (различных групп населения), профессионалов отдельных организаций включает три основные категории:

1) социальные заказчики, представляющие в своем лице потребителя социально-культурных благ и услуг;

2) менеджеры — организаторы социально-культурной сферы, являющиеся по существу основными фигурами в реализации многочисленных досуговых проектов и программ;

3) творческие работники, профессионалы и непрофессионалы, непосредственно занятые созданием социально-культурных ценностей, наполнением содержания досуговых проектов и программ.

В каждой из названных категорий широко представлены как отдельные лица, так и многочисленные самодеятельные общности, инициативные группы, ассоциации и т.д. Кардинально меняется и традиционная целевая устайовка профессионального организатора-методиста.

Социально-культурная деятельность объективно становится условием совершенствования социальной действительности, важной формой самовыражения, самореализации личности. Финансируемые за счет муниципальных, коммерческих, общественных структур досуговые программы предназначены для развития территориального своеобразия и самобытности культуры, поддержки новаторских социальных инициатив, новых форм творчества.

Перемены в содержании и организации современной социально-культурной, досуговой деятельности требуют переосмысления и необходимой корректировки сущности самой специальности "КПР". Традиционное понятие "культурно-просветительный работник" сегодня уже

не отражает качественно иных функций специалиста современной социально-культурной сферы. Традиционная просветительная направленность профессии не вписывается в ее новые контуры, востребованные практикой, не отвечает ее социально преобразующему, социально-педагогическому, социально-защитному характеру.

Статус современного социального работника — организатора досуга не выдуман и не рожден спонтанно, а формируется под влиянием сегодняшних реалий. Приоритетное место в нем принадлежит деятель-ностному началу, активному, созидающему действию в тех или иных социальных вариантах. В последующие годы специальность культурно-просветительного работника трансформировалась в целый ряд родственных специальностей и специализаций: культуролога, социального педагога, экономиста социально-культурной сферы. Общим основанием этого ряда, в котором, по-видимому, ставить точку рано, является социально-культурная деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности или группы (студии, кружка, любительского объединения) в сфере досуга.

В качественно новом социальном статусе специалиста доминирующими признаками являются его профессиональная компетентность и высокая квалификация в стимулировании и организации индивидуальной либо семейной, групповой досуговой деятельности. Вместе с тем социальный статус современного организатора досуга сложился в последние годы в условиях опыта, свободного от жесткой регламентации и администрирования. Этот статус определяется социальной ролью специалиста, а поскольку речь идет о множественности таких ролей, правомерно поставить вопрос о модификации самого статуса.

Нельзя не учитывать своеобразие, специфические черты социально-культурной деятельности в процессе разработки и реализации тех или иных социально-культурных проектов или досуговых программ. Среди особенностей этой сферы общественной практики можно выделить многообразие действующих здесь субъектов, прежде всего специалистов, выполняющих те или иные ролевые социальные функции. В соответствии с содержанием и направленностью условно обозначим следующие основные социальные роли, в которых, как правило, выступает специалист социально-культурной сферы:

менеджмент, предпринимательство, продюсерство в сфере организации досуга детей, подростков, молодежи, семейных общностей;

посредничество в двух "ипостасях": в сфере общения людей (роль ведущего, или модератора) и в коммерческих отношениях (роль импресарио, антрепренера);

реформаторство, инновационная творческая деятельность, связанная с разработкой и реализацией оригинальных творческих идей и проектов в сфере досуга;

лидерство в малой группе, формальной или неформальной общности, связанное с выполнением функций педагога—корректора поведения детей, подростков, молодежи и взрослых.

Менеджерство. Принципиально важным для характеристики менеджерской деятельности в социально-культурной сфере является выявление сущности самого понятия "социальный менеджмент".

В течение предыдущих десятилетий в республиках бывшего Советского Союза широко употреблялся термин "социальное управление", в содержание которого вкладывались выработка стабильной социальной политики и контроль за реализацией социальных программ, хотя многие из них (например, Продовольственная прсмрамма, программа "Жилье—2000", энергетическая и др.) так и остались невыполненными. В современных условиях перехода к новым экономическим отношениям возникают и новые социальные отношения, формируются новые ценностные ориентации, установки.

В связи с этим социальный менеджмент сегодня правомерно рассматривается по своим функциям как социальное управление периода перехода к рынку, развития новых форм собственности, приватизации и выработки соответствующей времени социальной политики.

В нашем курсе под социально-менеджерской деятельностью в сфере культуры, искусства, досуга понимается активное участие в сооргани-зации, координации действий всех участников социально-культурного процесса. Элементы менеджерства частично присутствуют в деятельности любого специалиста социально-культурной сферы. По существу, менеджер выступает в качестве созидательного центра, основного персонажа внутри любой инициирующей группы. В практике социально-культурной деятельности в России пока недостаточно накоплено опытных знаний и навыков в области менеджмента досуга. Уже поэтому в менеджменте открывается неограниченный простор для свободного творческого самопроявления, для множества инвариантных форм самореализации менеджерской предпринимательской инициативы.

Посредничество. По мнению многих исследователей, очрнь важной ролевой функцией специалиста социально-культурной сферы является посредничество. Роль посредника (в процессе организации концертно-зрелищной, развлекательной деятельности его часто называют администратором или-импресарио) в социально-культурной сфере исключительно велика и многогранна. Сущность этой ролевой функции, которая в одинаковой мере может выполняться и социальным работником, и социальным педагогом, и культурологом, и экономистом, — организация взаимодействия между творческой личностью, мастером, художником, носителем культурной информации и редких умений, с одной стороны, и аудиторией, публикой, коммерческими структурами — с другой.

Особенность этой ролевой функции состоит в умении на основе дифференцированного подхода к различным социально-демографическим группам населения тонко и точно выстроить формы контакта с ними. К сожалению, роль импресарио до последнего времени была практически неразвита в социально-культурной деятельности. Сегодня она сводится лишь к попыткам отдельных предприимчивых организаторов, в частности администраторов, антрепренеров, работников малых и совместных предприятий, создать в соответствии с потребностями

талантливых исполнителей, мастеров (певцов, музыкантов, экстрасенсов и т.п.) благоприятные условия для их творческого процесса. Но возможности практического использования ролевой функции импресарио в социально-культурной сфере значительно шире.

Термин "ведущий" применительно к социально-культурной деятельности означает человека, возглавляющего на данный момент досу-говую общность, группу людей или массовую аудиторию. В соответствии с современными моделями организации досуга и общения, предполагающими тесное сотрудничество, сотворчество людей, такое понимание слова "ведущий" уже неприемлемо. Куда точнее, по утверждению В. Познера ("Неделя", 1989, № 5. С.11), английское слово "модератор"—посредник, способствующий общению людей.

Его работа оценивается умением организовать и направлять общение аудитории, спор, дискуссию. В США, например, умение общаться, дискутировать культивируется с детских лет и имеет давние традиции. Во время публичных дебатов на разные темы и на разных уровнях перед американскими модераторами не стоит проблема стимулировать обсуждение, скорее возникает другая — управлять дискуссией, не дать ей "выйти из берегов". Аудитория очень легко идет на контакт, и с нею проще работать.

Дискуссии вообще чрезвычайно плодотворное средство общения. Однако нет необходимости злоупотреблять дискуссионными формами, особенно в тех случаях, когда в жизни коллектива не стоит задача преодолевать психологические, идеологические и другие барьеры, когда нет столкновения мнений.

В этих ситуациях социальным работникам — организаторам досуга не следует пренебрегать системой рейтингов, которая вносит определенное напряжение в деятельность рекреационных структур. Ведь в каждом городе, поселке городского типа помимо муниципальных культурно-до-суговых центров существует множество коммерческих, в том числе кооперативных, учреждений, предоставляющих свободу выбора форм досуга.

Система рейтингов как объективный метод определения популярности досуговых программ может принести неожиданный результат: "суперважная", по мнению клубного организатора, досуговая программа привлечет лишь единицы посетителей, а третьестепенная, наоборот, соберет огромную заинтересованную аудиторию.

Творческое соперничество между специалистами социально-культурной сферы, организаторами досуга, подстегиваемое периодическим применением системы рейтингов, поможет повысить качественный уровень развивающих, рекреативных программ.

Реформаторство, или инновационная деятельность. В сфере организаторов социально-культурной деятельности за последние десятилетия сложилась довольно распространенная ролевая функция, которая условно может быть обозначена как функция новатора, или реформатора. Организаторами данного типа являются талантливые руководители и организаторы коллективной инициативы, самодеятельности людей в социокультурной сфере.

него ™a^ZZ ° °П?еделить Реформаторов как субъектов актив-TySSSSSST Вм°ЗДеиствия на и™ ™ой вид социально-куль-котоше ^а ±,тГ СННО К ЭТ°Й кате™Рии относятся подвижники, рами демокпя™ " последних лет были носителями и реализато-

взавдту памяти Инициатив в социокультурной сфере: движения УннХлвиженГТ ИСТ°РИИ " KWP". Фольклорного" природоохранного движения, благотворительности и милосердия и т д Всякий паз

ниеЦ?ейГвуУюш„ГОЙ " С°Циально-культуРной сфере SS^SS нов^рГе^

occ4S™l»f РОЛеВЗЯ ФУНКЦИЯ 0РганизатоРа досуга приобретает Д^го^оГХпУ ЧеННОСТЬ " °В/ЗИ С тем' что в социально-культурной, WnnT ка±Р„ TTPOM ВСеобщего притяжения становятся малые группы, камерные формы познавательной, культурно-творческой ое-

на™н"кГнеДемГЬНОСТИ- ИмеННО ^ Л^а ^да^ ма^а,

Гна^ий умений „ НС °™Раться на огромную сумму методических

или ш^всегва о.аГК°В- Ц&ЛеВ°Й Установкой лидера-педагога всегда

^етей;Гп^ткОВ «ВаеТС^ Pa3M™e У конкРетной ^ности людей

дов с помо^ ± ВЗРОСЛЫХ) ™орческих способностей, а также мето-

НаибГеТ^ РЫХ э™ способности формируются и реализуются.

тельно^тью ™ 3 И Эффективна такая структура управления дея-

а^ьны^оГ» Т°"ДОСУГОВЫХ УчРежДений. которая учитывает соци-

ГпреТпоч^еТя раб°Тающих в них ™Дей, их стремления, ориентации

четкому Гполь^ ДУХ°ВНЫЙ НаСТрОЙ' Девиз' призывающей к челове-

но^куГтупной сГеп™10 Человеческих существ, применим и к социаль-

штеТтыс Р опг? Р ' К Сегодняш»емУ практическому опыту десятков,

Современные ОРОВ соЦиально-культУрной деятельности. сУщнс^ти^ойппТЦеССЫ В ^^низации требуют Уточнения и nS^vZlT*"*™1 И Се обозначе™«- Д^о в том, что в прежнем Функции спе;и2г°"ПРОСВеТИТеЛЬНЫЙ Раб0™" уже не отражаются ы™«™руж™^СОп^Ш0*' КультУРной' досУ«>вой сферы. Здесь ности нопш«рти ' просветительская направленность его деятель-и^о сущему ТтавТСКаЯ °казывается второстепенной для профессии рёкреаши о/п'± 33 пределами внимания проблемы тво^ества,

?то та™„о^Г^НИЮ ЛЮДеЙ> СаМ°е Же главное заключается в том сутъ-сои^ь^п^°ЗНаЧеШе Цессии не отражает ее основную зов!ть понятая ^со?аГОП1Че'КуЮ- В ЭТ°Й СВЯЗИ Несообразнее исполь-генепяг,^ ™ социальныи педагог", "социальный работник" Их

тия Ри шмоо!СЦИЯ ~ С°ЗДаНИе УСЛ°ВИЙ для наиболее полного развитее на^ения™; Сам°УтверЖДеНИЯ' самореализации различных задачи Цессии сУо^ "»ФСРе ^^ В ТаКОЙ Ф°РмУ™ровке сверх-

=^~«^-^=.^^'^= S^^^^^^^^^SS^^^ ^=^-^^^^-==

или разового посетителя клубного учреждения. Причем деятельность

такого учреждения должна не дублировать, а дополнять деятельность других социальных институтов (производственного коллектива, семьи и др.).

Генеральная ролевая функция специалиста социально-культурной сферы включает в себя ряд производных. Они соответствуют наиболее типичным проблемам и ситуациям практики, составляющим суть про-

! фессии. Выделим следующие функции:

I 1. Участие в создании необходимых социально-экономических условий развития и рекреации в различных формах досуговой деятельности жителей социума. Именно эта функция является определяющей для специалистов социально-культурной сферы как для организаторов клубной работы, так и для руководителей художественной самодеятельности. Выпускники высшей школы призваны квалифицированно и компетентно решать проблемы, связанные с досуговым менеджментом и маркетингом, формированием и реализацией развивающих и рекреационных программ. Они должны быть общительными, способными к прогнозированию, выработке конструктивных решений, сопереживанию, эффективному взаимодействию с другими людьми, иметь навыки руководства малыми группами, неформальными общностями, стихийно складывающимися в сфере организованного и неорганизованного досуга.

2. Участие в нормативно-правовом обеспечении и защите конституционных свобод личности в условиях досуга. Различные формы социальных инициатив и самодеятельности населения должны стать для каждого человека условием свободной реализации его конституционных гарантий, школой политической культуры и демократии. На сегодня это одна из актуальных и не решаемых пока проблем. Специалисту социально-культурной сферы необходимо знать нормативные и правовые акты, имеющие отношение к сфере свободного времени, владеть информацией в области правового регулирования деятельности общественных организаций, добровольных обществ и любительских объединений, ориентироваться в социальной структуре региона и т.д.

3. Финансово-экономическое обеспечение 'учреждений досуга. Речь идет не столько о способности ориентироваться в существующих документах, регламентирующих финансовую деятельность, сколько о владении механизмом материального обеспечения самодеятельных инициатив, при котором не теряется воспитывающая суть досуговой деятельности. Будущее организации досуга — ориентация на те виды досуговой деятельности, которые не требуют больших материальных затрат, способствуют всестороннему развитию личности.

4. Обеспечение досуговых форм самодеятельности населения. Содержание этой функции заключается не только в разработке, корректировке и реализации социально-культурных, досуговых инициатив, программ, проектов, но и в развитии инициативы и самодеятельности населения, поскольку это и есть стратегическая линия и условие демократизации общественной жизни. Однако на местах социально-культурные инициативы населения нередко блокируются. Поэтому социальный педагог берет на себя в каком-то смысле охранительные функции по отношению к социально значимым инициативам населе-

(нераспознанный участок)

Сущность проблемы подготовки и переподготовки специалистов социально-культурной сферы состоит в преодолении ярко выраженных противоречий между:

объективными потребностями современной досуговой среды в принципиально новом типе специалиста социально-культурной сферы и отсутствием учебного заведения, обеспечивающего подготовку такого специалиста;

долго господствующей в учебном процессе авторитарной педагогической и нарождающейся, но недостаточно разработанной педагогической системой, включающей народную педагогику, педагогику формирующего развития и коррекции;

схоластичной монологической методикой, которая обеспечивала "букет" трафаретных умений и навыков, и современными прогрессивными технологиями, основанными на диалоге, на педагогике сотрудничества, обеспечивающими гибкость и эластичность приемов с учетом современной социальной ситуации, индивидуальных особенностей обучаемого и требований новой профессии;

огромным количеством социально значимых задач, возникающих в условиях социума и его открытой досуговой среды, и некомпетентностью многих штабных работников, персонально отвечающих за их решение.

Программа подготовки специалиста социально-культурной сферы зависит от степени обоснованности трех главных условий: цели обучения (для чего учить), содержания обучения (чему учить) и принципов организации учебного процесса (как учить).

Подготовка специалиста социально-культурной сферы, ориентированного на организацию досуга детей, подростков, взрослых, в целом семьи, базируется на принципиально новых подходах к социальному воспитанию, социализации личности в условиях свободного времени. В течение многих десятилетий мы пытались решить проблемы формирования личности, ограничивая процесс социального воспитания рамками трудового или учебного коллектива. И только в последние годы активизировались попытки преодолеть очевидную дискретность этого воспитательного процесса, распространив его и на досуг в детской, подростковой, семейной среде. Однако эффективность этой действительности не дала ощутимых результатов вследствие того, что на довольно сложную в организационном и социально-психологическом планах область свободного времени механически переносились методы и приемы, характерные для условий труда и обучения. Вместе с тем общество по-настоящему начало осмысливать истинную социальную значимость досуга, его реального, повседневного влияния на все сферы жизнедеятельности человека, включая труд и обучение и т.д.

Говоря о современном социальном работнике, можно спорить о том, какое конкретное социальное, педагогическое, психологическое влияние он может оказать на сферу досуга семьи, ребенка или подростка в отдельности. Но совершенно очевидно, что социальному работнику — организатору досуга подвластно управление поведением и деятельностью личности в ее свободное время.

Современная социокультурная ситуация с особой остротой выдвинула проблемы коренного изменения воспитательной деятельности среди детей, подростков, молодежи, глубоких преобразований семейного воспитания, воспитательной деятельности трудовых, учебных коллективов, работы по месту жительства — всей культурно-досуговой сферы.

Бурный всплеск инициативы подростков, молодежи на фоне деструкции социальных ориентации приводит их к асоциальной деятельности, криминализации подростковых общностей, отчуждению юношества от государственных и общественных институтов, семьи.

Корни этого явления произрастают из той социокультурной, экономической ситуации, которая сформировалась за длительный период. Драматизм сегодняшней подростковой ситуации обусловлен десятилетиями террора и застоя, социальной демагогии, социального неравенства общества, остаточным принципом по отношению к детству, культуре, образованию, а также запретительством, недооценкой интеллектуального, творческого труда.

В контексте всей социальной жизни ребенка помимо "социальных корней" предстоит преодолеть сложившееся равнодушное, а зачастую агрессивное отношение к подрастающему поколению, внедряя в общество культуру взаимоотношений в семье, в детской, подростковой, взрослой среде.

Для полноценного включения подростков в жизнь, для эффективного и творческого выполнения ими социальных функций членов общества, для подготовки личности к саморазвитию, самообразованию требуется качественно иная, эстетически и педагогически организованная система общественной помощи детям, женщинам. Следовательно, возникает потребность в принципиально ином подходе к кадровому обеспечению системы общественного воспитания в открытой социальной среде, предусматривающем педагогически организованную всестороннюю помощь подрастающему поколению. Эта проблема является межведомственной, общесоюзной, региональной.

Однако сегодня такого социального работника в культурно-досуговой сфере нет. Действуют различные специалисты: заведующие детскими секторами культурно-просветительных учреждений, организаторы культурно-воспитательной работы по месту жительства, заместители директора по воспитательной работе в учебных Заведениях, кадры воспитателей в Дворцах и Домах детского творчества, общежитиях, работники социальных служб. Огромная армия изолированно действующих специалистов с низкой заработной платой и ограниченными функциями в системе взаимодействия социальных институтов не подготовлена к досуговой деятельности в социуме.

Проблемы, существующие сегодня в досуговой и в целом социально-бытовой, семейной сфере, могут быть решены лишь с помощью квалифицированного специалиста — педагога, психолога, экономиста, юриста и т.д. Об этом, в частности, свидетельствуют результаты проведенного авторами в 1989 г. изучения состояния социально-культурной сферы Тираспольского хлопчатобумажного комбината (Молдова). Обследование группы женщин и членов их семей показало, что в

качестве главных факторов, препятствующих эстетическому развитию ребенка в семье, женщины-работницы, а также мужчины считают: а) нехватку свободного времени; б) усталость после работы; В) нездоровье; г) недостаточную помощь со стороны мужа (жены); д) недостаточный кругозор в области эстетического воспитания; е) уверенность в том, что эстетическое воспитание детей — дело общественных институтов, но не семьи (этот фактор в большей мере отмечен мужчинами); ж) недостаточную работу учреждений культуры и искусства.

Результаты исследований совпадают с ранее полученными авторами данными опроса семей в большой группе областей Российской Федерации, а также Грузии, Азербайджана, Латвии.

Таким образом, жизнь выдвинула задачу подготовки особой катего- } рии организаторов досуга — социального педагога, работающего в,' специфических условиях открытой микросоциальной среды, специализирующегося на вопросах оказания помощи семье, организации разносторонней деятельности детей и взрослых в сфере досуга, решения воспитательно-образовательных задач, коррекции поведения и социальной реабилитации отдельных групп детей, подростков, молодежи, способного обеспечить допустимое и целесообразное общественно-педагогическое вмешательство в процесс социализации детей и подростков.

Во многих цивилизованных государствах в настоящее время господствует своего рода "социально-педагогическая эра" (Г. Реет), отражая быстрое возрастание роли социальной педагогики. Одно из ее направлений — социальная работа в микрорайоне. Она включает комплекс социально-педагогических служб, а также видов, форм работы. Для этой сферы в большинстве стран готовятся специальные кадры. Спектр их деятельности очень широк и разнообразен: это социальные педагоги, социальные работники, работники "социальных клиник", педагоги свободного времени, семейные "советчики", педагоги по дошкольному воспитанию, "компенсаторному" образованию, урегулированию конфликтов с родителями, профориентации и т.п.

i Цель подготовки специалиста—педагога и организатора социально-культурной сферы заключается в необходимости создания и функционирования благоприятной досуговой микросреды, способствующей социализации личности, ее развитию, ее "врастанию в человеческую культуру", преодолению дефицита общения, эмоционального отчуждения взрослых и подростков, установлению их взаимодоверия.

В условиях децентрализации управления культурными процессами, разработки и осуществления региональной культурной политики специалист фактически формирует и реализует социально-куль-турный заказ населения в лице его основных демографических групп: семьи, женщин, детей, подростков и т.д., а также общественных инст-итутов: женсоветов, фондов, различных ассоциаций, движений и т.д.

С повышением роли муниципальных органов, которые формируются как самая широкая государственно-общественная организация, активизируются меры по развитию материальной базы, условий, форм территориального самоуправления досуговой сферой, созданию более: благоприятных, чем прежде, возможностей для привлечения потенциальных

партнеров к участию в социально-культурной деятельности, а также для качественно иной координации, финансирования этой деятельности со стороны ведомств, предприятий, организаций. Уже сегодня муниципальным органам дано единоличное право определения и выбора нужных району специалистов. Они централизованно (как это делают и конкретные государственные и общественные институты) формируют социальный заказ на подготовку кадров на принципиально иной экономической, организационной, практической основе. При приеме на работу преимуществами пользуются специалисты, имеющие высшее, среднее педагогическое, техническое, среднее культурно-просветительное образование, практический опыт работы с детьми и подростками, а также лица, прошедшие курс обучения в педагогических классах средней школы.

Местом работы специалиста социально-культурной сферы являются детские, подростковые, семейные клубы, клубы по видам творчества, традиционные клубы, Дома и Дворцы культуры, социально-культурные и социально-педагогические комплексы, центры досуга, видеосалоны и другие культурно-досуговые структуры, а также образовательные, внешкольные учреждения системы просвещения, профессионально-технического образования, государственные, профсоюзные, молодежные и другие общественные организации.

Для удовлетворения современных и.перспективных потребностей в подготовке специалистов необходимо учитывать специфические особенности конкретной досуговой среды, социально-культурных институтов, многообрази&, вариантность типов культурно-досугевых центров, функциональную специализацию социальных работников — организаторов досуга, а также общие требования к ним в условиях рыночных отношений и быстро прогрессирующих рекреационных технологических систем. Это может быть достигнуто путем более глубокой дифференциации учебного процесса, введения прогрессивных методик развивающего общения.

Углублению профилированной подготовки кадров способствует более гибкая система высшего и среднего специального образования, характеризующаяся многообразием форм и каналов подготовки специалистов. При определении перспектив развития профилирующего образования важно предусмотреть, привлекая зарубежный опыт, возможности подготовки кадров в вузах культуры с увеличением до 5 лет срока обучения, подготовку специалистов, по своим задачам и функциям замыкающихся на культурно-досуговой сфере (культурологии, социологии, специалисты культурно-досуговой сферы, социальные педагоги — организаторы культурно-досуговой деятельности и др.), организацию подготовки специалистов для культурно-досуговой сферы в педагогических, физкультурных и других вузах, а также с сокращенным сроком обучения в вузах культуры специалистов на базе высшего непрофильного и среднего культурно-просветительного образования.

Широкие перспективы открывают налаживание контактов с зарубежными, международными общественными, учебными, развивающими центрами, содействие росту молодых лидеров любительских движений, многочисленных досуговых инициатив.

Особое значение приобретает непрерывная работа по повышению квалификации кадров социально-культурной сферы. Непрерывность повышения квалификации, необходимость обеспечения цельности и сбалансированности всех звеньев ее системы, а также охвата всех типов социально-культурных институтов и всех категорий занятых в них работников требуют дальнейших структурных изменений, в том числе пополнения системы новыми звеньями.

Целесообразно, в частности, создать зональные или областные филиалы ЦИПК на базе институтов культуры и крупных культурно-досуговых центров, парков для обеспечения равномерного размещения верхнего звена повышения квалификации на территории республики и приближения его к конкретным местным нуждам: создание при крупнейших культурно-досуговых учреждениях центров по подготовке специалистов заранее обговоренного профиля, не организованного в учебных заведениях (в области эксплуатации и ремонта аттракционной техники, киновидеотехники, клубной социологической службы и т.д.); отработка четкой системы целенаправленной стажировки в лучших отечественных и зарубежных культурно-досуговых, рекреационных, экологических центрах.

Во всей курсовой системе повышения квалификации организаторов КДД особое внимание важно уделить актуализации и более четкой специализации содержания и методов обучения с позиций современных требований.

Для обеспечения роста профессионального уровня кадров куль-турно-досуговой сферы, преодоления их текучести, повышения престижа специалиста в области КДД, инициативы и творческого роста работников следует принять целый комплекс конкретных мер, включающих:

повышение профессионального статуса и социально-правовой защищенности;

дальнейшее совершенствование системы оплаты труда;

создание оптимальных условий и режима труда;

улучшение жилищно-бытовых условий;

принятие гарантий, обеспечивающих реальное участие их в управлении делами клубов, парков, библиотек и других учреждений и в организации региональной сферы КДД вообще.

Большую роль в решении этих задач должны сыграть самодеятельные профессиональные организации (например, творческий союз работников культуры, ассоциация парков, социальных педагогов, социальных работников и др.).

18. Функции менеджмента

в социально-культурной деятельности

Социально-культурная деятельность исключает элементы стихийного, рефлексивного регулирования. Не может происходить этот процесс и автоматически. Он нуждается в целенаправленном воздействии,

где присутствуют все компоненты сознательного управления. Хотя сфера социально-культурного действия носит ярко выраженные черты творческого процесса и этот процесс невозможно запрограммировать, от умелого управления им в решающей степени зависит качество досуговых программ.

В плановой системе хозяйствования досуговая, социально-культурная деятельность была лишена комме; шской направленности. Разнообразный досуг в значительной степей ч обеспечивался за счет общественных фондов государства, обслуживая известный тезис о необходимости всестороннего и гармоничного чзвития личности. В связи с переходом к рынку сократились бюджетные ассигнования на развитие культуры. Тем не менее сущность этого тезиса в качестве важнейшей общечеловеческой цели несомненно сохраняется. При этом не может не возникнуть вопрос о коммерческой стороне культуры и досуга, множества социально-культурных программ, способных в определенной степени являться источником прибыли.

Экономика и культура всегда тесно связаны. Взаимодействие их относится к числу наименее исследованных и недостаточно обобщенных явлений. Существует ряд важных экономических факторов, влияющих на состояние и развитие культуры: рост эффективности производства, материально-техническое снабжение и т.д. В свою очередь, затраты на культуру дают не только социальный или интеллектуальный, но и экономический эффект.

На современном этапе в сфере культуры сложилась и углубляется кризисная ситуация. В отличие от многих традиционных отраслей материального производства (промышленности, строительства и т.д.) здесь государственный монополизм и господство государственной собственности не утратили своих сил. ч

Культура раньше была на стопроцентном государственном обеспечении. Но в связи с тем, что государственные бюджетные ассигнования из года в год катастрофически уменьшаются, растет доля вклада на поддержание культуры небюджетных средств из части прибыли коммерческих предприятий и фирм.

Вхождение культуры как товара в структуру современной рыночной экономики зависит от учета ряда характерных особенностей этой сферы. Во-первых, здесь продолжается господство государственной собственности, хотя Основы законодательства Российской Федерации о культуре допускают все формы собственности на культурные ценности, здания, сооружения, оборудование и т.д. — государственную, акционерную, частную. Во-вторых, мы сегодня являемся свидетелями нарастающего интереса к национальным культурам и этническим традициям, а также усиления тенденций перехода от массовых, "митинговых" форм реализации свободного времени к формам более узким, камерным, групповым — студиям, клубам и объединениям по интересам. В-третьих, несмотря на расширение чисто коммерческих услуг (видеопотребление и видеотворчество, развитие компьютерных игр, видео- и аудиосистем), техническая оснащенность труда в сфере культуры и досуга оставляет желать лучшего. Наконец, в-четвертых, более половины работников культуры —

люди с высшим и средним специальным образованием, причем значительную их часть составляют женщины, что остро ставит вопрос о рациональной организации труда и разумном сочетании общественных и семейных функций.

Таким образом, социально-культурная деятельность является специфической областью применения труда и общих основ менеджмента, а учет этой специфики требует разработки соответствующего механизма хозяйствования и управления.

В содержании современной социально-культурной деятельности функционируют и сосуществуют два основных сектора — коммерческий и некоммерческий. Разумеется, это деление условно, поскольку различные по направленности жанровые формы культурно-досуговых занятий и услуг характеризуются различными уровнями коммерциализации. Так, в структуре ежегодного денежного оборота на рынке альтернативных услуг в сфере культуры большую часть составляет оборот от видеообслуживания, дискотек, игорного и шоу бизнеса, эстрады и т.п. и в то же время сокращается посещаемость театров, кинотеатров, концертных залов. Тем не менее строгой привязки каждого объекта культуры к коммерческому или некоммерческому сектору не существует. Многие традиционно бюджетные учреждения культуры (государственные музеи, театры, цирки и др.) в поисках дополнительных средств используют и коммерческие проекты.

Государство, выделяя средства на культуру



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.78.184 (0.02 с.)