Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Семья как изначальный социально-культурный институтСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Семья была и остается традиционно ведущим социально-культурным институтом. Центр тяжести социально-культурной деятельности переносится на семейно-бытовую среду, создание благоприятной морально-психологической обстановки в ближайшем окружении каждого ребенка, подростка, взрослого. Это приводит к улучшению общей досуговой ситуации, снижению правонарушений, насыщению содержания досуга новыми, нетрадиционными формами, сближению семей, установлению более тесных дружеских отношений в социуме. Семейному досугу свойственно отсутствие жестких стандартов, норм, регламентации, свобода выбора видов и способов досуговой деятельности. Социально-культурная деятельность позволяет раскрыть и освоить огромный духовный, воспитательный потенциал, заложенный в самой природе семейной общности. Семья занимает важнейшее место в социальных связях человека. История развития общества — это история развития семьи и как социального института, который эволюционирует и претерпевает существенные изменения вместе с обществом. Сегодня семья — ведущий социально-культурный институт, призванный быть действенным инструментом гуманизации, консолидации общества, социализации личности, преодоления межнациональных конфликтов, достижения гражданского согласия. В процессе социально-культурной деятельности нельзя не учитывать многообразие типов современной семьи: полные и неполные; многодетные, одно-, двухдетные, бездетные; молодые и "патриархальные" (включающие несколько поколений); неблагополучные ("трудные"), нездоровые, маргинальные семьи; асоциальные семьи; межнациональные и моноэтнические. Для каждого типа семьи существуют определенные критерии выявления и отбора. Перед обществом стоит актуальная задача: полноценно включить семью в воспитательно-образовательную систему. Однако пока семья изучена слабо, нет научного подхода к решению проблем, происходящих в современной семье. В результате оказались ослабленными семейно-бытовые отношения, семья лишилась исторически сложившегося фундамента в духовном, нравственном воспитании детей. Дети оторваны от семейных забот, от трудовых и нравственных традиций семьи, что приводит к потере духовной близости между детьми и родителями, усугубляет последствия тяжелых социально-бытовых условий. Почти утрачены идеи народной педагогики, заботы о воспитании, рожденные народной мудростью. Идеи добра, гуманизма, почтительного отношения к старшему поколению, бережного отношения к памяти предков заменились педагогикой мероприятий для детей, но без семьи, без жителей социума. Развлекательно-образовательная система воспитания способствовала развитию у ребенка равнодушия, пассивности в социально-политической жизни общества. Семья оказалась отстраненной от участия в воспитательном процессе, организованном социально-культурными институтами. Микросреда, община, которая веками была главной социальной воспитывающей силой, не влияет на развитие детей. В связи с этим теряются такие общечеловеческие ценности, как гордость, честь, достоинство, добро, сострадание, целомудрие, патриотизм, взаимопомощь между соседями и др. Встает проблема возвращения семье изначального предназначения — быть духовным наставником и воспитателем детей. Круг проблем современной семьи чрезвычайно широк, что не может не отражаться на ее участии в социально-культурной деятельности. Это прежде всего социально-экономические проблемы семьи, связанные с ее потребительским бюджетом и уровнем жизни, катастрофическим ростом количества малообеспеченных семей, семей, живущих ниже черты бедности. Экономические трудности современных детей, особенно неполных, трудных, многодетных и молодых, настолько остры, что на их фоне эффективность государственной системы материальной помощи малообеспеченным семьям выгладит крайне неутешительно. Среди социально-бытовых проблем семьи, непосредственно влияющих на ее активность в сфере досуга, выделяются жилищные проблемы, условия проживания. Не менее существенное значение имеют разумное распределение домашнего труда между членами семьи, внутрисемейные отношения представителей разных поколений, детей и родителей, межсемейные отношения. По данным социологического исследования населения, проведенного при участии авторов на экспериментальных площадках ВНИК "Школа–микрорайон" в течение 1989—1991 гг., можно судить о некоторых закономерностях семейного досуга, о степени включенности городских и сельских семей в различные виды социально-культурной деятельности — на базе социально-культурных институтов, тех или иных досуговых общностей, на индивидуальном уровне. 3/4 общего числа опрошенных (1881 человек) — семейные люди, причем большинство имеют одного или двоих детей. Результаты исследования существенно расширяют представления о досуговой деятельности как важном факторе преодоления прогрессирующей социальной пассивности определенной части семей, нейтрализации внутрисемейных конфликтов, восстановления дефицита взаимного доверия, создания благоприятных возможностей для реализации множества альтернативных, в том числе домашних, видов досуга. Несомненно, что в системе досуговых ориентации семьи идет процесс перемещения от сферы непосредственного потребления духовных благ к сфере досуговой деятельности, которая помогает саморазвитию и самоутверждению семьи, обеспечивает ей право на свободу воли и выбора, свою систему ценностей. Установлено, что активная роль в выборе досуговых занятий принадлежит женщине. Более 70% мужчин на вопрос о том, кто в семье планирует те или иные виды досуговых занятий, ответили, что это делают женщины. В тоже время лишь 22% опрошенных удовлетворены тем, как они и их семьи проводят свободное время. Остается довольно широким спектр нереализованных потребностей женщин и в целом семьи в сфере досуга. Речь, в частности, идет о встречах с интересными людьми, общении в клубах по интересам, семейных выездах на экскурсии, на природу и т.п. Особенно удручающи данные о посещении концертов, выставок, театров: почти или никогда их не посещают 29% опрошенных семей, посещают один-два раза в полгода 39%. Высок процент женщин, никогда не посещающих клубные учреждения, — 38,6%, почти не посещающих 11,4%, посещающих 1—2 раза в полгода 8,9%. Более половины опрошенных не занимаются физической культурой и спортом. Свободное время в основном тратится на домашние дела. Известно, что духовная культура супругов выступает как гуманистическая основа семьи, один из факторов крепости семейных уз, воспитания молодого поколения. Однако исследования конкретных реалий выявляют безрадостную картину духовной, эмоциональной обедненности семьи. 20—25% младших школьников и лишь 2% старшеклассников общаются с родителями на темы искусства. Уходит из семьи великая по своей воспитательной, развивающей роли традиция — чтение вслух. Лишь в одной из десяти опрошенных семей родители вместе с детьми читают книги вслух, обсуждают прочитанное. Среди причин, препятствующих эстетическому развитию ребенка в семье, женщины-работницы, а также мужчины отмечают нехватку свободного времени, усталость после работы, нездоровье, недостаточную помощь одного из супругов, низкий уровень эстетического воспитания, уверенность в том, что эстетическое воспитание — дело общественных институтов (эту мысль в большей мере высказали мужчины), слабую работу учреждений культуры и искусства. Чрезмерные, физические и психологические перегрузки женщин выливаются в психологический дискомфорт, отрицательно влияют на атмосферу семьи, крепость семейных уз, воспитание детей. По данным социологов, лишь 31 % опрошенных оценивают свои взаимоотношения в семье как счастливые. В каждой шестой городской семье ссоры происходят раз в неделю, стали привычным фоном супружеских отношений. Одним из ведущих факторов, влияющих на сплочение семьи, являются нормальные семейные отношения. Социологами, педагогами, криминалистами установлено, что многие семьи служат источником криминогенной обстановки. Социологи Тюмени выявили несколько тысяч семей, где дети растут как трава, спят на грудах тряпья, не знают простыней. Бездуховность супругов, низкая досуговая квалификация приводят к забвению материнского и отцовского долга, пьянству, наркомании и как результат — к умственной и физической патологии детей. (нераспознанный участок) Здесь, с одной стороны, не могут не учитываться современные реальные условия и возможности и собственные права социальных работников — организаторов семейного досуга, а с другой — конкретно и полно отражается их собственная гражданская, нравственная позиция. Культурно-досуговая сфера благодаря активной концентрации на ней внимания всех заинтересованных государственно-общественных институтов может стать реальным фактором совершенствования самой структуры досуговых потребностей и досуговых занятий семьи, необходимым пространством неформального общения и взаимодействия детей и взрослых в семье, формирования определенных семейных общностей по интересам и характеру досуговых занятий. В результате осуществления социально-культурных, досуговых программ (муниципальных, межведомственных, отраслевых и т.д.), как показывают исследования, проведенные МГИК, иногда довольно существенно сужается спектр невостребованных и нереализованных духовных запросов семьи и отдельных ее членов, а также корректируются содержание и направленность досуговых потребностей и занятий. В основе организации среды семейного досуга главенствующее место занимает социально-культурная деятельность. В отличие от многих областей социальной среды с ярко выраженной поисковой, исследовательской направленностью в социально-культурной сфере приоритет отдается активному деятельному подходу в семейном воспитании, реализации семьи как ведущего субъекта разносторонней содержательной деятельности в сфере культуры и досуга, как первичного института культуры, здоровья, гуманизма, нравственности. Сферу семейного досуга мы рассматриваем и оцениваем через парадигму действия, которая практически переносится нами на каждую семью. Социально-культурная деятельность, по существу, представляет собой бесконечное поле для политического, социального, культурного творчества каждой семьи, развития творческих традиций народной семейной педагогики. В современной обстановке, когда экономические, социальные, межнациональные катаклизмы, лихорадящие общество, не оставляют в стороне практически ни одну семью, социально-культурная, досуговая деятельность в состоянии выполнить важнейшую общественную миссию: оставаясь незаменимым средством досуговых, культурно-творческих контактов, межсемейных, межнациональных отношений, она может эффективно реализовать себя как фактор гражданского мира в масштабах и государства в целом, и самого малого социума. В куль-турно-досуговой сфере, объединяющей семьи и граждан разных социальных групп, профессий, национальностей, совершенно естественно, закономерно и эффективно работает механизм согласия, а не конфронтации. Этот механизм находит благодатную почву в многочисленных досуговых, в том числе неформальных, семейных общностях, в актах милосердия и благотворительных акциях, в сотрудничестве разных возрастов и поколений, в обширной социально-профилактической и реабилитационной работе. Механизм согласия достаточно эффективен для того, чтобы снять возможные очаги напряженности как в отдельных семьях, так и в крупных многонаселенных общностях. Резервы многочисленных социально-культурных институтов в их воздействии на семью и сферу семейного досуга используется далеко не в полной мере. Отсюда противоречия между подлинными возможностями этих институтов и степенью их реализации в семейной среде, между досуговыми интересами, предпочтениями семьи и реальными экономическими, материальными условиями их удовлетворения. Для решения этих противоречий необходимо, во-первых, максимально использовать все резервы социально-культурных институтов, приближенных к семье; во-вторых, добиться координации их деятельности в комплексном воздействии на семью. Необходима четкая согласованность всех учреждений и организаций социума, не "развертывающих" семью на свои мероприятия, а планомерно, общими усилиями объединяющих семьи для проведения совместной деятельности. Каждая семья, бесспорно, отдает предпочтение досуговым совместным с детьми занятиям. В то же время матери занимаются с детьми в несколько раз больше, чем отцы. В досуговой деятельности преобладает ориентация главным образом на детские, а не на общесемейные формы и виды. Общесемейный досуг, таким образом, еще не стал устойчивой привычкой. Между тем современная семья испытывает острую потребность в многообразии, альтернативности мышления и поведения. Она отличается все более усложненной структурой досуговой деятельности и социально-психологических отношений, тяготений к нестандартным досуговым занятиям. Однако далеко не каждый культурно-досуговый центр оправдывает эти ожидания. В условиях перехода общества к рыночным отношениям и новым формам собственности семья, женщина в семье, сфера материнства и детства особенно остро нуждаются в продуманной программе материальной, экономической и социальной поддержки, социально-психологической реабилитации. Драматизм современной экономической, социокультурной ситуации во многом и обусловлен именно недооценкой, невниманием к нуждам семьи, матери, ребенка. Уже в организации общественного дошкольного воспитания детей открываются большие возможности для индивидуальной и коллективной инициативы. Об этом свидетельствует опыт создания альтернативных, инвариантных типов дошкольных общностей (семейных, кооперативных, частных и др.) с учетом региональных особенностей микрорайона, молодежного жилого комплекса и т.д. и уровня профилизации дошкольного воспитания. В условиях рыночных отношений и развития новых форм собственности семьям-пользователям предоставляется право широкого выбора предпочтительной формы раннего развития их детей— эстетического, физического, а также свободы участия в самых различных формах предпринимательства в досуговой сфере. Социально-культурная деятельность дает необходимый эффект только в том случае, если она направлена на семью как общность. Такая постановка работы, когда клубы юных техников, станции юных туристов и другие внешкольные учреждения ориентируются только на детей, центры культуры и досуга проводят мероприятия для взрослых, театры ставят спектакли детские или только взрослых и т.п., вряд ли является социально и педагогически оправданной в современных условиях. Усилия всех служб необходимо направить на семью как коллектив, на организацию совместной социально ориентированной досуговой деятельности родителей и детей. Формы работы социально-культурных институтов с семьей разно-образны. Ставшие традиционными семейные праздники, семейные клубы индивидуальные формы обогащаются новым содержанием, опираются на интересы семьи. Большое распространение получила организация традиционных форм семейного досуга в русском народном стиле: молодецкие игры, ярмарки, посиделки, кружки прикладного творчества. Для детей и взрослых "Умелые руки", изобразительного искусства, фольклорные ансамбли и оркестры народных инструментов. Решению проблемы дефицита общения родителей и детей способствуют клубы семейного общения, подростковые клубы, театры, библиотеки и другие центры. Развитию внутрисемейных контактов способствует создание ролевых объединений типа "Старший брат", "Старшая сестра", "Мать и дитя". Хорошо зарекомендовали себя конференции отцов, мужские клубы, встречи, консультации, корректные беседы медиков, психологов, педагогов, совместный труд в мастерских, походы, экскурсии и т.д. Особая ценность семейных досуговых форм состоит в том, что в них активно включены и интенсивно задействованы различные механизмы общения: семья-дети, семья—семья, дети—дети, дети—подростки-взрослые. Одновременность этих контактов придает семейному досугу эмоциональную привлекательность, душевность, теплоту. Внутрисемейные досуговые отношения уже сами по себе несут реабилитирующую Функцию, активно воздействуют на создание благоприятного психологического климата в семье. Ориентация на организацию совместной общественно-полезной и досуговой деятельности взрослых и детей положительно скажется на укреплении и сплочении семьи. Уже в настоящее время есть все предпосылки для выведения семейных клубов на орбиту классического семейного воспитания, превращения их в основную ячейку педагогического, социально-культурного всеобуча населения. В этих целях правомерна постановка перед муниципальными органами вопроса о дополнительном материально-финансовом стимулировании действующих семейных клубов. Заслуживает внимания практика организации совместно с органами культуры и народного образования региональных, общесоюзных, телевизионных конкурсов и встреч семейных клубов разного профиля на базе выставочных комплексов, парков, зон отдыха, культурно-досуговых центров, некоторые вузы и училища культуры создают на основе самоокупаемости центры (пункты) по оказанию консультативной помощи семье по проблемам культуры и досуга, здоровому образу жизни. Ориентируясь в целом на семью как носителя досуговых традиций социума, необходимо учитывать все возрастные категории жителей — от дошкольников до пенсионеров. Особое внимание в структуре семейного досуга требуют, в силу их физиологических и психологических особенностей, подростки. Как в школе, профучилище, так и в сфере свободного времени они стремятся самоутвердиться, проявить свои склонности и интересы. Именно поэтому необходимо создание любительских объединений и подростковых клубов по интересам в социуме. С целью занятости подростков и молодежи в вечернее время целесообразно создание при клубе по месту жительства молодежного досугового центра с кафе, дискоклубом и широким спектром видов занятий для подростков и молодежи. Хотя бы частичное решение проблемы занятости этих категорий жителей микрорайона в вечернее время в значительной степени должно способствовать снижению числа нарушений ими общественного порядка. Особую актуальность Ъ организации семейного досуга микрорайона приобретает родительская общественность. В этом отношении не оправдывает себя практика создания родительских комитетов в каждом из учебно-воспитательных учреждений, находящихся на территории микрорайона. Эти органы родительской общественности начинают работать "на себя", замыкают свою деятельность, как правило, стенами данного учреждения. Более эффективным и целесообразным представляется опыт создания единого родительского общественного органа микрорайона, объединяющего усилия родительских активов школ, дошкольных и внешкольных учреждений, других социальных институтов. Деятельность такого общественного формирования способствует повышению активности взрослых жителей социума, ответственности родителей за организацию досуга как собственных детей, так и всего детского населения микрорайона. Подобная "общная" система организации досуга в социуме хорошо зарекомендовала себя в практическом опыте деятельности семей США, Канады и других западных стран. Эффективность использования социального потенциала семьи во многом зависит от уровня педагогической культуры родителей. Повышению его способствуют усилия школы, социальных служб, клуба, библиотеки и других центров. Педагогически оправданной остается идея объединения усилий всех социально-культурных институтов в педагогическом просвещении родителей, организация психолого-педагогических семинаров в жилой среде. К их работе могут быть привлечены учителя школ, социальные педагоги, воспитатели дошкольных учреждений, психологи, медики, юристы, работники внешкольных учреждений, преподаватели и студенты вузов. Целенаправленная, планомерная работа семинара с четко разработанной программой и учетом возрастных особенностей детей и подростков позволит охватить значительное количество родителей, будет способствовать повышению их педагогической культуры. В психолого-педагогической подготовке нуждаются, наряду с родителями, и организаторы семейного досуга: социальные работники, социальные педагоги, культурологи, социологи. Кроме того, производственники, студенты, пенсионеры, работающие с детьми и подростками, также испытывают затруднения в своей педагогической деятельности. Они могут получить ответы на интересующие их вопросы в консультационном пункте. Такой пункт создается при школе, досуговом центре, подростковом клубе или библиотеке. Работа консультационного пункта (нераспознанный участок) налоговых льгот, кредитов, приоритетной передачи зданий и другими способами стимулировать деятельность государственных и других (общественных, частных) предприятий и организаций культуры и искусства, развивать их материально-техническую базу. При необходимости местные органы могут принять долевое участие в финансировании негосударственных социально-культурных объектов. Огромный социальный смысл в государственной политике приобретает гуманитаризация всей образовательной системы, включая всеобщее эстетическое и массовое начальное художественное образование. Приоритетом государственной поддержки пользуются школы искусств, студии, курсы, другие специальные учреждения, бесплатные библиотечные услуги и любительское искусство сохранены для всех слоев населения. Именно государство вместе с меценатами, спонсорами, благотворительными фондами и организациями способно взять покровительство над юными талантами, творческой молодежью, дебютантами, начинающими коллективами, не посягая на их творческую независимость. Государственный патронаж в области культуры распространяется на наименее экономически и социально защищенные слои и группы населения. Органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления в обязательном порядке обеспечивают права, свободы и самостоятельность всех субъектов социально-культурной деятельности, защищают эти права и свободы законодательной и иной нормативной деятельностью. Для преодоления возможного монополизма в сфере производства и распространения культурных ценностей государство оказывает содействие созданию альтернативных социально-культурных организаций, предприятий, ассоциаций, творческих союзов и иных объединений. Государственные органы осуществляют покровительство над юными талантами, творческой молодежью, дебютантами, начинающими творческими коллективами, не посягая на их творческую независимость. Государство берет на себя ответственность за выявление, учет, изучение, реставрацию и охрану памятников истории и культуры. Федеральные и местные органы управления своей важной функцией считают содействие сохранности и использованию таких памятников, находящихся в частной и коллективной собственности, постановку особо значимых из них на государственных учет. Государство обладает приоритетным правом приобретения культурных ценностей, находящихся в частном владении, с помощью закона регулирует права и обязанности владельцев. Принципиальным для выяснения сущности социально-культурной деятельности является вопрос о соотношении культурной и социальной политики государства. Как известно, это взаимодействие носит двусторонний характер. Культурная политика преследует социальные цели, культура призвана практически участвовать в делах общества, решать общественные задачи. В то же время общество в своей социальной политике кровно заинтересовано в росте культурного потенциала, повышении социального статуса учреждений и институтов, задействованных в сфере культуры. Один из центральных вопросов в характеристике и оценке государственной политики в социально-культурной сфере — вопрос о соотношении прав и обязанностей личности и государства. Как известно, развитие досуговой сферы напрямую связано с высвобождением из-под административно-бюрократического контроля, регламентирования со стороны государственных органов. Но свободное развитие социально-культурной сферы зависит и от того, насколько свободен сам человек в своей социально-культурной деятельности — в своем отдыхе, творчестве, в выборе ценностей, в своем праве объединятся с другими людьми на основе общих интересов, участия в совместных делах и т.д. На государство возлагаются широкие обязанности по отношению к социально-культурной сфере, но в то же время оно не правомочно допускать здесь административное вмешательство, жесткую регламентацию — именно такой принцип закладывается в фундамент государственной социально-культурной политики. Государство объективно обязано всячески поощрять создание и развитие различных параллельных и альтернативных ему и друг другу общественных, неформальных коммерческих, предпринимательских инициатив и структур в социально-культурной сфере, включая, например, организацию негосударственных центров досуга, театров, учебных заведений, научных учреждений, издательств и т.д. Творчески одаренные люди, в первую очередь дети, а также социально и экономически ослабленные группы населения, практически лишенные доступа к духовным ценностям, остро нуждаются в особой протекции со стороны государства. Мы часто не задумываемся о социальных последствиях принимаемых государством мер, поскольку социально-культурную деятельность нельзя выделить как обособленное автономное направление, а следует рассматривать как часть единого процесса социальной деятельности. Эффективность государственной политики непосредственно зависит от мер, принимаемых государственными структурами в отношении сферы культуры и досуга, действующих внутри нее социально-политических и экономических, хозяйственных механизмов. Эта сторона социально-культурной политики длительное время у нас недооценивалась и по-настоящему не рассматривалась. В течение многих десятилетий соотношение культурных и социальных начал постоянно оказывалось деформированным. В соответствии с жестким и однонаправленным социальным, заказом функция культуры практически сводилась лишь к обслуживанию социальной политики, к участию в решении идейно-воспитательных задач. Вместо возвышения это приводило к падению социальной эффективности культурной сферы, вместо наращивания культурного потенциала — к его кризису. Во множестве решений и постановлений, принимавшихся в доперестроечный период по вопросам культуры и досуга, не было глубокого понимания их комплексности, да и самого представления о том, что такие проблемы — проблемы социальные, не было. На практике это вылилось в массу документов по работе клубов, библиотек, парков, музеев, не связанных единой социально и экономически обоснованной концепцией. По существу, можно утверждать, что единой, целенаправленной, научно выверенной государственной политики в социально-культурной сфере у нас не существовало. Такая политика в ее подлинном виде, наполненная пониманием своего истинного смысла и социальных последствий, содержащая в себе общие положения, вытекающие из международных деклараций, конвенций, соглашений, складывается впервые. Зарубежная практика свидетельствует, насколько непросто определиться не только с приоритетными направлениями социально-культурной политики, но и с механизмами ее реализации. Законодательство, гарантирующее охрану и развитие духовных ценностей, права на свободу выбора культурно-досуговых занятий, сформировалось во многим странах в достаточно завершенном виде лишь во второй половине XX в. Уделяя большое внимание расширению круга профессий, так или иначе связанных с активизацией сферы культуры и досуга, общественные силы США, Франции, Швеции и других западных стран рассматривают интенсивную государственную политику в сфере культуры и досуга как важную гарантию стабилизации общества и развития производительных сил. Аналогичные попытки целенаправленного использования государственным аппаратом экономических, правовых, организационных и других рычагов для проведения эффективных культурных программ предпринимались и в странах Восточной Европы. В то же время ни одна страна мира не может пока представить эталон законченной, не требующей постоянных радикальных изменений государственной социально-культурной политики. Повсюду эта сфера остается ареной столкновения альтернативных подходов, модных течений и концепций, поиска инновационных решений и дополнительных ресурсов. Переломить определяющие тенденции в среде как хозяйственных руководителей, так и работников культуры в пользу сознательной поддержки перестройки и обновления культурно-досуговой сферы краткосрочными, хотя бы и масштабными мерами сегодня невозможно. Единственный путь, который может привести к эффективному решению организационных, экономических, методических и других проблем в этой сфере, — последовательная, поэтапная различающаяся по регионам, но имеющая общие начала социально-культурная политика в рамках каждого социума (трудового, учебного коллектива, жилого микрорайона, территории и др.). Ее ядром является политика государства. Государственная культурная политика определяется с учетом целей культурно-досуговой деятельности различных слоев населения. Культурно-досуговая деятельность — основа реализации социальных функций клубов, Домов культуры, парков, библиотек и других воспитательных институтов. Поэтому постоянная работа по качественному улучшению содержания и форм этой деятельности призвана обеспечить ее соответствие динамично развивающимся духовным потребностям людей, повышение полноты и оперативности удовлетворения досуговых запросов детей, молодежи, взрослых. Все это так или иначе скажется на повышении социального престижа культурно-досуговых учреждений. Для достижения этих целей необходимо отказаться от попыток жесткого нормирования удельного веса отдельных "разделов " развития, от усредненности, шаблонности и однообразия культурно-досуговых форм. В основу отбора содержания и форм культурно-досуговой деятельности необходимо положить структуру и характер запросов трудящихся и всего населения. Целесообразно разработать и обеспечить функционирование оперативной системы постоянного включения в практику культурно-досуговой деятельности новых, нетрадиционных и нестандартных форм просвещения, творчества, развлечение людей. Отсутствие сегодня этих форм во многих культурно-досуговых центрах отрицательно сказывается на их престиже у населения. В условиях рынка исключительно острой является проблема материально-технического снабжения досуговых центров. Государство призвано обеспечить правовые гарантии закрепленного за ними в законе права на первоочередное приобретение необходимого реквизита, дефицитного оборудования, инструментов. Государство обладает исключительными правами в деле охраны национального культурного достояния и целостности национально значимых музейных коллекций, библиотечных и архивных фондов. Только государство вправе регулировать вывоз, ввоз и распределение культурных ценностей. Оно полномочно устанавливать правовой статус национальных культурных центров для расположенных на территории России уникальных учреждений культуры. Государство в своей политике призвано гарантировать общедоступность культурных ценностей и социально-культурной деятельности для всех граждан. В этих целях оно обязано преодолеть или существенно ограничить монополизацию всех сфер социально-культурной деятельности, в первую очередь осуществить демонополизацию каналов тиражирования и распространения духовных ценностей, системы художественного образования, деятельности творческих союзов и т.д. Государство должно быть заинтересовано в создании и развитии многочисленных альтернативных структур культурной жизни — государственных и частных издательств, театров, центров досуга, учебных заведений, научных учреждений и т.д. Демонополизация коснулась в значительной мере и сферы международных культурных связей. Уже сегодня не только традиционные государственные органы, но и большое число коммерческих предприятий, фирм, кооперативов, частных лиц являются постоянными субъектами международного культурного сотрудничества. Формируя общественно-государственную систему руководства и социального управления культурными процессами, государство рано или поздно столкнется с объективной необходимостью увеличить ассигнования на культуру, обеспечить их стабильность за счет отчислений от национального дохода, создать самоуправляемые фонды культуры, другие альтернативные источники ее финансирования. Принципиально новые возможности открывает перспектива осуществления муниципальной политики развития культурно-досуговой сферы в исторически сложившихся и вновь складывающихся социально-экономических регионах. Под регионами в данном случае понимаются не только сугубо традиционные территориальные образования, но и такие единицы, которые, исходя из экономической либо политической целесообразности, образуются или выделяются нетрадиционными способами. Правовой статус таких нетрадиционно образованных регионов зависит от размеров, значения территории и состава населения. В основе муниципальной социально-культурной политике лежит программа социально-культурного развития региона, которая тесно соприкасается с другими комплексными программами: "Досуг", "Культура", "Здоровье", "Спорт" и т.д. Эти программы определяют подход и тактику общественных сил региона в решении проблем культуры и досуга. Социально-культурная среда в региональных программах включает в себя сложно организованную систему видов профессиональной и непрофессиональной деятельности, главная задача которой — обеспечить максимальное удовлетворение возрастающих потребностей людей в социальной защите, здоровом отдыхе и разумном досуге, развитие этих потребностей и интересов. Муниципальная политика раскрывается в долгосрочных программах социально-культурного развития региона. Среди них выделяются: взаимодействие трудовой, общественной, политической и культурно-досуговой деятельности в интересах социализации, повышения социальной активности личности; активизация самодеятельного участия населения и трудовых коллективов в развитии культурно-досуговой сферы региона; доступность духовных ценностей и культурной деятельности для каждого гражданина; интеграция содержательного, организационно-методического и материального обеспечения социально-культурной деятельности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1399; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.12.61 (0.018 с.) |