Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общественно-добровольные формированияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В сфере организации социально-культурной, в частности досуговой, деятельности в последние годы появилось множество однородных, параллельных структурных элементов — институтов, действующих автономно и самостоятельно. Особенно это относится к многочисленным общественно-добровольным формированиям типа социально-культурных фондов, движений, инициатив. При этом многочисленность организационных субъектов не всегда приводит к адекватному качественному обогащению и многообразию досуга и видов досуговой деятельности, не способствует ощутимым переменам в структуре и технологиях социально-культурной сферы. Увеличение количества общественно-добровольных формирований далеко не во всех случаях сопровождается расширением ассортимента предложений услуг рекреационного характера. Тем не менее сам по себе факт появления большого числа общественно-добровольных формирований и инициатив дает основание рассматривать их как реальную социальную силу, обладающую качественными чертами самодвижения, саморазвития, самоорганизации. Общественно-добровольные движения, инициативы и начинания, непрерывно возникающие в рамках свободного времени людей, — сегодня один из самых привычных, постоянных элементов культурной среды каждого города и села. Они являются и результатом, и необходимым условием непосредственного общения разных поколений, детей, подростков, взрослых. Их возникновение обусловлено живой потребностью человека участвовать в общественно-полезных делах. По сути дела, мы имеем перед собой коллективные усилия многих десятков, сотен тысяч людей, чья социально-культурная активность, с одной стороны, не ограничивается узкими семейными рамками, чисто домашним кругом, а с другой — по тем или иным причинам носит стихийный, спонтанный характер и не всегда "вписывается" в деятельность существующих социально-культурных институтов. Нет такой социальной группы, отдельного человека в нашей стране, чей образ жизни не был бы связан с общественными формированиями — массовыми движениями, организациями, фондами и т.д. В своей совокупности они захватывают почти все взрослое население страны. Практически каждый человек является членом какого-либо одного, а чаще — нескольких фондов, движений, объединений. Государство гарантирует общественным формированиям все условия для успешного выполнения ими своих уставных задач. Общественные формирования дают человеку возможность применить свои силы и способности в различных видах социально-культурной деятельности, начиная с выполнения простейших поручений и обязанностей. Массовые общественные формирования (фонды, движения и объединения) тесно связаны с политической, экономической, духовной жизнью людей. Чрезвычайно важная сторона их деятельности — это их непрерывно возрастающие социально-культурные функции. Эти функции осуществляются как на общегосударственном уровне, так и в муниципальном, местном, локальном масштабе — в производственной,.учебно-воспитательной, бытовой, досуговой сферах. При этом одни общественные формирования по характеру своей деятельности связаны с ней целиком или в большей степени, другие — в меньшей степени или косвенно. Каждое общественное формирование, фонд, движение имеет свое социокультурное назначение, действует в своей сфере, в рамках только ему присущих функций, которые и отличают его от других организаций. Но эта обособленность относительна. То непосредственно и прямо, то опосредованно каждое из них имеет "выход" в социально-культурную, досуговую среду, обладает широкими возможностями для творческих связей и сотрудничества с государственными, общественными, коммерческими структурами. Организационные формы их взаимодействия в сфере досуга, просвещения, спорта, туризма, искусства разнообразны. Это выработка и реализация на том или ином региональном уровне совместных социально-культурных инициатив в рациональном использовании свободного времени населения; проведение совместных мероприятий; широкое представительство общественных формирований в государственных, муниципальных структурах, органах управления социально-культурной сферой; помощь общественным формированиям со стороны государственных органов и учреждений в реализации их социально-культурных функций. Как показывают исследования, уровни взаимосвязей государственных и общественных структур в социально-культурной сфере далеко не одинаковы. Можно выделить несколько наиболее характерных показателей: связи прочны и постоянны; связи содержательны и предметны; контакты носят эпизодический характер; партнеры почти не сотрудничают; партнеры работают обособленно. Причинами эпизодичности контактов между социально-культурными институтами и общественными формированиями региона являются, как правило, отсутствие достаточно полного представления о целях, содержании и формах сотрудничества, малый опыт самой работы, отсутствие плана, недостаточность внимания со стороны муниципальных органов. В процессе развития и укрепления сотрудничества учреждений культуры, общественных организаций и добровольных обществ в сфере культурно-просветительной работы выделяются две существенные тенденции. С одной стороны, у общественных формирований выделяются сугубо свои обязанности в выполнении социально-культурных функций, что обусловлено профилем и характером этих формирований. С другой стороны, усиливается единство их совместных, согласованных и скоординированных действий на базе общих, совпадающих функций. Каждое общественное формирование, опираясь на свое основное социальное назначение, связанное с той или иной сферой общественной жизни, выступает с теми или иными досуговыми инициативами совместно с социально-культурными институтами, близкими им по направлению или возрастным, социальным, профессиональным категориям населения. Одной из наиболее массовых общественных организаций, объединяющей многочисленные слои трудящихся, являются профсоюзы. Долгое время господствовали идеологические штампы о неуклонном росте культуры рабочих, о процессе культурного сближения классов и социальных групп, огульное приписывание рабочему классу черт, непомерно возвышающих этот класс над другими классами и слоями общества. В то же время историки проходили мимо негативных явлений, таких, как рост числа алкоголиков, высокая текучесть кадров, размывание квалификационного уровня рабочего класса и самого существенного — серьезной деформации его национальной социально-классовой структуры. Поскольку о качественных сдвигах в культурном росте рабочего класса на фоне низкой производительности труда, большой доли тяжелого ручного труда, высокого уровня занятости женщин на производстве не могло быть и речи, многие исследователи ограничивались анализом количественных изменений: рост уровня образованности, развитие сети клубов, школ, библиотек, количество участников художественной самодеятельности и т.д. Необходимо серьезно разобраться в глубоких качественных изменениях, происходящих в деятельности профсоюзных организаций на современном этапе, дать современное объяснение этим процессам, сформулировать конкретные выводы и рекомендации, столь необходимые сегодня, когда профсоюзы возвращаются к своим исконным функциям. Существует определенная закономерность взаимодействия трудящихся и профсоюзов: чем выше общая и политическая культура работающих, тем активнее позиция профсоюзного органа, а значит, и больше возможностей влиять на формирование благоприятных условий труда, быта и отдыха, защиту интересов людей. Любое несоответствие элементов этого механизма, как известно, приводит к конфликту между трудящимися и их профсоюзами. Поэтому изучать явления, которые позволяют не только предупреждать, но и разрешать эти конфликты и противоречия, сегодня актуально и необходимо. Профсоюзные организации проводят большую работу по созданию необходимых условий для развития уровня культуры трудящихся, по эффективному использованию материально-технического и кадрового потенциала культурно-досуговой сферы. Со второй половины 80-х гг. обновлена нормативно-правовая база деятельности профсоюзных клубов и библиотек, на развитие досуговой сферы стало выделяться больше средств из профсоюзного бюджета. Возросли объем и качество платных услуг населения. Профсоюзы были заняты поиском эффективных форм кооперирования сил и средств различных организаций и учреждений в рациональном использовании материальной базы досуга, эксплуатации досуговых центров на долевых началах. Многое было сделано и для решения кадровой проблемы. Совершенствовалось материальное стимулирование труда работников культуры. Учреждения культуры эффективно используют свое право самостоятельно определять структуру и штаты, оплачивать труд специалистов, проводить платные мероприятия и самостоятельно расходовать полученные за это средства на производственное и социальное развитие и оплату труда. В системе подготовки и повышения квалификации работников культуры много внимания уделяется проблемному обучению, поиску эффективных форм организации учебного процесса. Достигнуты некоторые позитивные сдвиги в развитии художественного творчества и воспитания у трудящихся культуры межнациональных отношений. Проделана значительная работа по оживлению подлинно народных, национальных фольклорных ансамблей, в художественную самодеятельность включились самобытные исполнители, семейные коллективы, многое делается для развития самодеятельных молодежных эстрадных ансамблей и групп. Профсоюзным организациям удалось учесть в культурно-воспитательной работе обострение межнациональных отношений и во многом смягчить его. Национально-культурные центры, создаваемые при непосредственном участии профсоюзов и трудовых коллективов, организация неповторимых по колориту национальных и межнациональных праздников и массовых гуляний придают большинству форм и жанров досуга и творчества ярко выраженную направленность на воспитание у трудящихся культуры межнационального общения и уважительного отношения к языку, обычаям и традициям разных народов. Несмотря на комплекс принятых мер, профсоюзам не удалось избежать обострения кризисных тенденций в культурно-досуговой сфере, преодолеть остаточный принцип выделения средств на культуру. Строительство и ремонт учреждений культуры затягиваются на долгие годы, плохо обеспечиваются они необходимым оборудованием — инструментами, инвентарем. Отказ некоторых трудовых коллективов финансировать их деятельность, неудачи в использовании культурно-спортивных комплексов для преодоления ведомственной разобщенности, объединения материальных ресурсов, финансовых средств и организаторских усилий различных организаций и учреждений сделали нищенским состояние материальных баз клубов, библиотек, музеев, театров. Не произошло кардинального улучшения и в решении кадровой проблемы. Не только в сельской местности, но и в городской резко снизился удельный вес дипломированных специалистов, высокой осталась текучесть кадров, недостаточно справляются со своими обязанностями методические службы организации досуга и самодеятельного творчества, далеко не всегда и не везде используется набор эффективных методов и приемов повышения квалификации. Сохраняется влияние административно-командных методов регулирования процессов досуга и самодеятельного творчества, остаются сильными тенденции жесткой регламентации, силового давления на практических работников на местах. Остается устойчивой зависимость самодеятельного коллектива от внимания и поддержки профкома, его взаимодействия с администрацией, компетентности и инициативы клубного руководителя, состояния и использования материальной базы, контактов с творческими союзами и т.д. Наблюдаются значительный спад в традиционных жанрах самодеятельности и ощутимое сокращение числа ее участников. Перед лицом необходимости существенного обновления межнациональных отношений в современных условиях многие профсоюзные органы не определили своих позиций, проявляют растерянность, излишнюю осторожность, приверженность руководящих структур старым идеологизированным стереотипам и подходам. Профсоюзам с большим трудом удается принципиальный переход от роли "участника и организатора" культурного развития трудящихся к роли непосредственного защитника человека труда в культурном процессе. Вопросы материальной базы досуга успешно решаются профсоюзами только на основе жестких договорных отношений и контроля за их соблюдением. Проблема закрепления кадров при существующей их текучести может быть решена через преодоление "экстенсивного", "затратного" характера работы действующей системы учебных заведений и центров повышения квалификации в сфере культуры. Наиболее перспективным является создание таких социальных и экономических условий для специалистов, при которых возможно их привлечение в культурно-досуговые центры на конкурсной или контрактной основе. Благодаря социально-культурной деятельности, осуществляемой общественными движениями, начинаниями и инициативами, в культурной среде социума постоянно пополняется сплав житейского опыта, всевозможных знаний — от технических и агрономических до астрологии и изобретений, культурно-бытовых обычаев и традиций, общепринятых и новых форм художественного творчества и т.д. Создание социально-культурной среды предполагает обеспечение благоприятного психологического климата, высокого эмоционального тонуса для повседневного досугового общения, творчества, развлечений детей, подростков, взрослых, семей. Расширение границ социально-культурной среды неизбежно сопровождается постепенным привлечением все большего числа субъектов в лице фирм, предприятий, учреждений, общественных фондов региона к участию в стимулировании культурной жизни, создании необходимых условий для организации досуга населения. Увеличение числа субъектов, втянутых в воспитательную досуговую деятельность, связано с тем, что в нынешних условиях более интенсивными становятся социально-культурные связи, взаимный обмен досу-говым потенциалом между городом и селом. С одной стороны, сельская местность все больше приобретает в глазах городских семей, некоторых родителей, детей и подростков значительную ценность в качестве рекреационной зоны; развитие садово-огороднической деятельности, создание лагерей, пансионатов и баз отдыха городских предприятий в сельской местности, бесспорно, увеличивает нагрузку на сельскую социокультурную инфраструктуру. В связи с этим правомерно ставится вопрос о планомерном привлечении средств как горожан, так и городских предприятий для развития сельской социально-культурной инфраструктуры — сооружения объектов культуры и спорта, расширения диапазона активных форм рационального использования свободного времени и др. Актуальной задачей было и остается обеспечение вариативности условий для реализации социально-культурной деятельности в регионе. Решение этой проблемы осуществляется также различными методами. Одним из них является профилизация социально-культурных центров, расположенных в микрорайоне: Домов музыки, ремесел, науки и техники, рекреационно-оздоровительных центров и т.д. Вариативность тесно связана и со специфическими условиями города и села. В городских условиях формы социально-культурного комплекса или центра носят более выраженный урбанизированный характер (компьютерные центры, Дома технического творчества и др.). В сельской местности используются природно-ландшафтные преимущества. Широкие возможности открывает развитие индивидуальной трудовой деятельности, арендных отношений, создание различных форм кооперации в социально-культурной сфере. Вариативность достигается и посредством гибкого сочетания домашних и внедомашних форм социально-культурной деятельности. Одним из действенных направлений взаимодействия здесь является социально-культурная ось "социальный работник — семья — досуговый центр". Такое взаимодействие выступает эффективным средством формирования социально-культурной среды, единой социально-территориальной общности, коллективного общественного мнения по актуальным для жителей проблемам, повышения социальной активности детей, подростков и взрослых. Многие исследователи справедливо подчеркивают особое значение общественно-добровольных формирований и инициатив для культурной среды средних и малых городов, сельских поселений. Через развитие самостоятельного культуротворчества, движений в защиту историко-культурных памятников, окружающей среды, детства и т.д. в этих регионах практически утверждается их местная, локальная самобытность. Результатом развития социально-культурных движений и инициатив здесь может стать и действительно становится уверенное преодоление своеобразного комплекса провинциальности[7]. Примечательна оценка роли инициативного движения в культуротворческих процессах, которую дает французский исследователь В. Боан: "Рост числа успешных мероприятий местного масштаба со скромным бюджетом является прямым ответом на реальные нужды общины и в каком-то смысле спонтанной, нередко агрессивной реакцией на сверхгигантские культурные центры, которые порождают лишь ничем не заполненную пустоту"[8]. По мере дальнейшего ослабления административного нажима и давления централизованных структур усиливаются местные, региональные акценты в практике общественно-добровольных формирований, расширяются благоприятные условия как для выработки, так и для реализации полноценного социально-культурного заказа. На этой стадии у представителей культурного актива рождаются интереснейшие проектные идеи, для осуществления которых особенно нужны люди с высокой деловой инициативой. Общественно-добровольные формирования как субъект инноваций в сфере культуры и досуга нуждаются в достаточно глубоких социально-педагогических исследованиях. Многие психологические, экономические, этнические аспекты этого интересного общественного явления остаются пока не раскрытыми. Одной из ключевых проблем курса является выбор оптимальных путей и способов взаимодействия государственных структур и общественных сил (групп, кругов, формирований, отдельных лиц) в процессе социально-культурной деятельности. При этом следует отметить, что общественные группы и формирования представляют сегодня не только реальную социальную силу, но и достаточно мощный культуротворческий потенциал общества. В социально-культурной сфере на уровне государства и отдельно взятого региона вместе с досуговыми учреждениями сотрудничает множество международных, общероссийских и региональных (местных) добровольных обществ, фондов, ассоциаций, движений. Все они совместно с государственными структурами активно участвуют в формировании в России целостного и мощного социального комплекса по оказанию медико-социальной, психологической, социально-педагогической, социально-правовой, реабилитационной, профилактической, социально-бытовой помощи семье, материнству, детству. Разнообразная, современная, квалифицированная и доступная социальная помощь оказывается нуждающимся в ней людям независимо от возраста, материального положения, социального статуса и других показателей. В основе этой помощи лежит осознание обществом кризисного состояния семьи, опасных тенденций изменения демократической ситуации в Российской Федерации. Хотя многие общественные формирования разных территорий носят различные названия, по-разному подходят к решению семейных, демографических и сугубо досуговых проблем, все они в своей социальной деятельности руководствуются принципом гуманизма и милосердия. Сферы их социально-культурной деятельности очень разнообразны. Здесь и стремление видеть себя в числе лидеров, возглавляющих проведение политических, социально-экономических, культурных реформ в обществе, и практическое участие в реализации программ милосердия, борьбы за права человека, в воссоздании историко-культурных памятников, охране окружающей среды. Отсюда неоднозначность в оценках и подходах ко многим современным явлениям, альтернативность мнений по тем или иным актуальным проблемам. В составе общественных формирований можно встретить сотни тысяч людей разных возрастов и профессий: старшеклассников, студентов, молодых рабочих и специалистов, работников искусства, домохозяек, пенсионеров. Для большинства общественных формирований характерно активное сотрудничество в социально-культурной сфере. Пожелания и предложения, своего рода "социально-культурный заказ" различных инициатив, движений, фондов, ассоциаций диктуются местными условиями, программными требованиями каждой организации, их конкретным отношением к путям выхода общества из серьезного политического, экономического и духовного кризиса. Эти формирования, без которых нельзя представит себе полноценную организацию социально-культурной деятельности в регионе, можно классифицировать главным образом по функциональному, признаку. Первую группу составляют государственные и общественные службы социальной защиты и социальной помощи семье, материнству, детству: соответствующие структуры (отделы, управления) муниципальных органов; координационные общественные советы содействия семье, материнству, детству; государственно-общественные центры (комплексы) социальной помощи детям, подросткам, семьям, инвалидам, престарелым; благотворительные фонды и движения, фонды социализации, попечительские организации; городские консультации и службы по вопросам семьи и брака; региональные союзы родителей, подростков, детей-инвалидов и т.д. Вторая группа объединяет многочисленную сеть центров и служб социально-медицинской реабилитации, включающую: центры социального выживания, социально-медицинские центры, комплексы, консультации; социальные и семейные гостиные; наркологические службы и центры; социально-педагогические центры адаптации, реадаптации и реабилитации воспитанников и выпускников детских домов и школ-интернатов. В третьей группе представлены центры и службы психологической помощи детям, подросткам, семьям, одиноким, престарелым, инвалидам; центры психологического здоровья; психодиагностические кабинеты; телефоны и службы доверия; центры психокоординации и др. Четвертая группа — государственно-общественная система содержания воспитания детей-сирот. Она включает в себя различные учреждения интернатного типа (интернатуры): детские дома, школы-интернаты и специальные интернаты, социальные (в том числе детские) приюты, дома ребенка, приюты-убежища для бездомных детей, семейные детдома, спецприемники-распределители с реабилитационными функциями, центры усыновления для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, центры здоровья для детей-сирот и т.д. ^ В пятую группу входят неформальные группы и объединения, в которых ассоциируются различные социальные и возрастные категории населения: объединения социальной инициативы (политические, экологические, национально-культурные, культурозащитные и т.п.); объединения, отличающиеся демонстративным характером и эпатажным поведением (металлисты, фанаты, хиппи, панки, рокеры, люберы, качки, мажоры и др.); объединения любительские и клубы по интересам (спорт, оздоровление, восточные единоборства, народная медицина, йога, авторская песня, филателия и т.д.). К шестой группе относятся общества и ассоциации, объединяющие профессиональных работников, занятых в сфере социальной защиты и социальной помощи: Всероссийская ассоциация работников социальных служб; ассоциация социальных педагогов; Российская ассоциация школ социальных работников; Всероссийское общество Красного Креста; ассоциация "Семья и здоровье" и др. Седьмую группу образуют общества и объединения лиц, нуждающихся в социальной помощи и социальной защите: Всероссийское общество инвалидов; Всероссийское общество слепых, Всероссийское общество трезвости и здоровья; Союз женщин-инвалидов и т.д. Наконец, к восьмой группе представлены разнообразные учебно-развивающие и социально-просветительные центры и институты: государственные и коммерческие учебные центры социального развития и творчества; социально-педагогические и психокоординационные колледжи и лицеи; очно-заочные и экстернатные формы подготовки и переподготовки кадров социальных работников и педагогов—организаторов досуговой деятельности. Кроме общественных формирований с ярко выраженной социально-защитной направленностью, постоянно функционирует большое число общественных организаций, фондов и движений, гарантирующих широкое поле для социального, научно-технического, художественного и прикладного творчества, приложения творческих сил и знаний различных групп населения. По существу эти формирования являются поприщем активной социальной деятельности для каждого человека, его участия в сфере научных исследований, изобретательства и рационализаторства, литературы и искусства. Главной их особенностью является социально развивающее начало. Их социальная значимость состоит в том, что здесь человек развивает свои склонности и способности, удовлетворяет свои интересы, как правило, в тех сферах, которые не связаны непосредственно с его профессиональной деятельностью. Участие в общественных формированиях дает возможность каждому человеку разумно использовать скромный бюджет своего свободного времени. Классификация добровольных обществ, фондов, движений и творческих союзов основана на специфических особенностях профиля и содержания работы, состава участников, форм и методов деятельности. Многие из общественных формирований имеют сеть собственных культурных центров и филиалов, клубов, библиотек, выпускают свои периодические издания, активно сотрудничают с государственными и общественными структурами. Среди них прежде всего выделяются научные, научно-технические и научно-просветительные общества и объединения: философское, математическое, физическое, педагогическое, психологическое, научно-медицинские, научно-технические и другие отраслевые общества, общество рационализаторов и изобретателей, общества охраны природы, охраны па-мятников истории и культуры. Научные общества являются добровольными объединениями ученых, специалистов и других лиц, ведущих большую исследовательскую и популяризаторскую работу. Главная их цель — обмен информацией, издание трудов, в том числе отраслевых журналов и ежегодных сборников, координация исследований. Они активно пропагандируют науку, используя в этих целях культурно-досуговую сферу; участвуют в организации различных научных выставок и экспедиций; представляют отечественную науку в международных научных организациях, на международных научных конгрессах и симпозиумах. Научно-технические общества традиционно создавались по производственному признаку. Свою историю они ведут от Русского технического общества (возникшего в России в 1866 г.), в котором сотрудничали многие известные русские ученые — Д. И. Менделеев, А. С. Попов, Н. Е. Жуковский, А. М. Бутлеров и др. Главная задача членов научно-технических обществ — содействие внедрению достижений науки и техники в практику. Они помогают осваивать образцы новой продукции, вводить в действие механизированные, поточные и автоматические линии, автоматические системы управления технологическими процессами, проводить отраслевые научно-практические конференции. Научно-технические общества являются инициаторами и организаторами различных мероприятий по экономической пропаганде, народных университетов технического прогресса, школ передового опыта, выставок новой техники. Общества рационализаторов и изобретателей привлекают широкие слои населения к техническому творчеству, осуществляют общественный контроль за своевременным рассмотрением, разработкой и использованием изобретений и рационализаторских предложений, оказывают правовую и техническую (консультационную) помощь авторам разработок, заботятся о повышении уровня их знаний. Члены общества входят в состав общественных конструкторских и патентных бюро, комплексных творческих бригад. Общество издает свои журналы, информационные бюллетени. Научно-просветительное общество "Знание" призвано распространять общественно-политические и научные знания. Учрежденное в 1947 г. общество объединяет ученых, специалистов, преподавателей вузов, деятелей культуры. С учреждениями культуры, через средства массовой информации оно организует по всем отраслям знаний публичные лекции, творческие отчеты ученых и научных коллективов, проводит конференции и семинары, выпускает много изданий и научно-популярных фильмов. В ведении общества находятся также Политехнический музей и Центральная политехническая библиотека, центральные и местные лектории, планетарии, Дома научно-технической пропаганды. Сегодня популярны самые разнообразные общественные институты социально-культурной деятельности, помогающие "раздвинуть рамки окружающего мира", обеспечивающие "наиболее активное и прямое самовыражение, реализацию своих убеждений, воздействие на окружающий мир", позволяющие людям "устанавливать... свободные и доверительно искренние отношения"[9]. Истоки подобной популярности общественных институтов в ценностной открытости, естественном, непроизвольном характере, в их способности дать возможность человеку проявить поисковую активность, реализовать заложенную в нем от природы потребность в поиске. Действующая система общественных организаций, фондов, движений и других институтов служит, по существу, благоприятной средой, питающей социально-культурную активность людей, дающей простор инициативе, поиску, творчеству. Такая среда позволяет поддерживать максимально высокий уровень спонтанной активности людей в сфере культуры и досуга. Тесно связана с социально-культурной сферой и общественная организация "За социальную экологию человека через массовое творчество", более известная как "синее движение". Возникло это движение в 1981 г. По своему содержанию и характеру это социально-культурное объединение, охватывающее большое число ученых, специалистов, студенчество, научную молодежь, включает в себя более 60 структурных подразделений, функционирующих на хозрасчетной основе, — любительских объединений и клубов по интересам, многочисленных ассоциаций и кооперативных фирм. "Синее движение" активно участвует в массовых просветительских акциях (праздниках, вечерах, дискуссиях и т.д.) и выступает в поддержку программы ООН "За развитие культуры в 1988—1995 гг.", программ ЮНЕСКО и др. С социально-культурной сферой активно взаимодействует и сотрудничает Общество охраны природы. Основное назначение это старейшее в России общество видит в том, чтобы содействовать государственным и общественным организациям в рациональном использовании и воспроизводстве природных ресурсов, защите окружающей среды от загрязнений и нарушений экологического равновесия, контроле за соблюдением законодательства об охране природы. Совместная программа мероприятий социально-культурных институтов и первичных организаций общества объединяется общей темой — "Человек и природа". В ее реализации участвуют охотники и рыболовы, туристы, автолюбители, самодеятельные художники и фотографы, учащиеся школ и техникумов, домохозяйки, владельцы садовых участков и др. Еще один влиятельный социально-культурный институт — Общество охраны памятников истории и культуры — ведет активную работу по защите, ремонту, реставрации памятников, выявляет их и проводит первичный учет. Его местные организации руководят общественной инспекцией, оказывают большую помощь в финансировании реставрационных работ, издают тематические сборники, журналы, информационные бюллетени. Члены Общества выступают с лекциями и докладами в учреждениях культуры, участвуют в организации праздников, обрядов, ритуалов, концертов фольклорных самодеятельных коллективов. В России действует широкая сеть добровольных физкультурно-спор-тивных клубов и обществ, деятельность которых сосредоточена на подготовке талантливых спортсменов в рамках единой государственной спортивной классификации и осуществлении многопрофильной программы массовой физкультурно-оздоровительной работы среди различных возрастных, социальных, профессиональных и других групп населения. Вместе с учреждениями культуры физкультурно-спортивные общества и клубь ведут пропагандистскую работу. Многочисленна сеть и других общественных формирований социально-культурное профиля. Это общества книголюбов, филателистов, кино- и фотолюбителей, охотников и рыболовов, автолюбителей, туристов, творческие союзы и организации, объединяющие различные слои художественной интеллигенции: писателей, художников, архитекторов, кинематографистои, журналистов, театральных и музыкальных деятелей. Всероссийское общество книголюбов вместе с библиотеками, клубами и другими учреждениями культуры содействует распространению политических и научно-технических знаний, заботится о повышении культуры чтения, формировании и развитии читательских вкусов, наиболее эффективном использовании книжных богатств. Вместе с другими общественными организациями и творческими союзами оно проводит смотры и конкурсы, декады и месячники пропаганды и распространения литературы, книжные выставки, литературные чтения, вечера, конференции. Общество выпускает справочную литературу, периодические и методические издания для первичных организаций. В другом близком по профилю социальном институте — Всероссийском обществе филателистов насчитываются сотни тысяч коллекционеров всех возрастов — от школьников до пенсионеров — и профессий — рабочих, служащих, представителей интеллигенции. Общество оказывает постоянную методическую и консультативную помощь клубам филателистов и отдельным коллекционерам-любителям, организует выставки, издает журнал. Говоря о творческих союзах и организациях, необходимо иметь четкое представление о самом понятии "творческая интеллигенция". К творческой интеллигенции относятся профессиональные деятели литературы и искусства, артисты театров, цирков, филармоний и концертных организаций, студенты вузов и училищ искусства и культуры, большая группа непрофессионалов, делающих свои первые шаги в литературе и искусстве, самодеятельных поэтов, писателей, художников, композиторов. Творческие общества и союзы широко используют клубы, Дома культуры, парки, библиотеки, музеи для пропаганды творчества деятелей литературы и искусства, проведения творческих встреч и отчетов, выставок и других мероприятий. С этой целью созданы и работают специальные рекламные, коммерческие подразделения по организации гастрольных выступлений деятелей литературы и искусства и творческих коллективов, художественных выставок и т.д. Творческие союзы и организации издают большое количество журналов, проспектов, бюллетеней, афиш, плакатов и других рекламных материалов. Просветительными функциями обладает одна из старейших творческих организаций России — Союз театральных деятелей (бывшее Всероссийское театральное общество). Созданное в 1983 г., оно в настоящее время объединяет многотысячную армию деятелей профессионального и самодеятельного театра и ставит своей целью всемерно содействовать развитию театрального искусства, оказывать всестороннюю помощь профессиональным и самодеятельным театральным коллективам, вести широкую театрально-просветительную деятельность. В СТД работают творческие советы, секции и методические кабинеты и лаборатории, библиотеки. Союз'имеет Дома актера, Дома ветеранов сцены, базы отдыха. 12. Современные предприятия и сфера досуга С
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.82.128 (0.02 с.) |