Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественно-добровольные формирования

Поиск

 

В сфере организации социально-культурной, в частности досуговой, деятельности в последние годы появилось множество однородных, параллельных структурных элементов — институтов, действующих автономно и самостоятельно. Особенно это относится к многочисленным общественно-добровольным формированиям типа социально-культурных фондов, движений, инициатив. При этом многочисленность организационных субъектов не всегда приводит к адекватному качественному обогащению и многообразию досуга и видов досуговой деятельности, не способствует ощутимым переменам в структуре и технологиях социально-культурной сферы.

Увеличение количества общественно-добровольных формирований далеко не во всех случаях сопровождается расширением ассортимента предложений услуг рекреационного характера.

Тем не менее сам по себе факт появления большого числа общественно-добровольных формирований и инициатив дает основание рассматривать их как реальную социальную силу, обладающую качественными чертами самодвижения, саморазвития, самоорганизации.

Общественно-добровольные движения, инициативы и начинания, непрерывно возникающие в рамках свободного времени людей, — сегодня один из самых привычных, постоянных элементов культурной среды каждого города и села. Они являются и результатом, и необходимым условием непосредственного общения разных поколений, детей, подростков, взрослых. Их возникновение обусловлено живой потребностью человека участвовать в общественно-полезных делах.

По сути дела, мы имеем перед собой коллективные усилия многих десятков, сотен тысяч людей, чья социально-культурная активность, с одной стороны, не ограничивается узкими семейными рамками, чисто домашним кругом, а с другой — по тем или иным причинам носит стихийный, спонтанный характер и не всегда "вписывается" в деятельность существующих социально-культурных институтов.

Нет такой социальной группы, отдельного человека в нашей стране, чей образ жизни не был бы связан с общественными формированиями — массовыми движениями, организациями, фондами и т.д. В своей совокупности они захватывают почти все взрослое население страны. Практически каждый человек является членом какого-либо одного, а чаще — нескольких фондов, движений, объединений. Государство гарантирует общественным формированиям все условия для успешного выполнения ими своих уставных задач.

Общественные формирования дают человеку возможность применить свои силы и способности в различных видах социально-культурной деятельности, начиная с выполнения простейших поручений и обязанностей.

Массовые общественные формирования (фонды, движения и объединения) тесно связаны с политической, экономической, духовной жизнью людей. Чрезвычайно важная сторона их деятельности — это их непрерывно возрастающие социально-культурные функции. Эти функции осуществляются как на общегосударственном уровне, так и в муниципальном, местном, локальном масштабе — в производственной,.учебно-воспитательной, бытовой, досуговой сферах. При этом одни общественные формирования по характеру своей деятельности связаны с ней целиком или в большей степени, другие — в меньшей степени или косвенно. Каждое общественное формирование, фонд, движение имеет свое социокультурное назначение, действует в своей сфере, в рамках только ему присущих функций, которые и отличают его от других организаций. Но эта обособленность относительна. То непосредственно и прямо, то опосредованно каждое из них имеет "выход" в социально-культурную, досуговую среду, обладает широкими возможностями для творческих связей и сотрудничества с государственными, общественными, коммерческими структурами.

Организационные формы их взаимодействия в сфере досуга, просвещения, спорта, туризма, искусства разнообразны. Это выработка и реализация на том или ином региональном уровне совместных социально-культурных инициатив в рациональном использовании свободного времени населения; проведение совместных мероприятий; широкое представительство общественных формирований в государственных, муниципальных структурах, органах управления социально-культурной сферой; помощь общественным формированиям со стороны государственных органов и учреждений в реализации их социально-культурных функций.

Как показывают исследования, уровни взаимосвязей государственных и общественных структур в социально-культурной сфере далеко не одинаковы. Можно выделить несколько наиболее характерных показателей: связи прочны и постоянны; связи содержательны и предметны; контакты носят эпизодический характер; партнеры почти не сотрудничают; партнеры работают обособленно.

Причинами эпизодичности контактов между социально-культурными институтами и общественными формированиями региона являются, как правило, отсутствие достаточно полного представления о целях, содержании и формах сотрудничества, малый опыт самой работы, отсутствие плана, недостаточность внимания со стороны муниципальных органов.

В процессе развития и укрепления сотрудничества учреждений культуры, общественных организаций и добровольных обществ в сфере культурно-просветительной работы выделяются две существенные тенденции. С одной стороны, у общественных формирований выделяются сугубо свои обязанности в выполнении социально-культурных функций, что обусловлено профилем и характером этих формирований. С другой стороны, усиливается единство их совместных, согласованных и скоординированных действий на базе общих, совпадающих функций. Каждое общественное формирование, опираясь на свое основное социальное назначение, связанное с той или иной сферой общественной жизни, выступает с теми или иными досуговыми инициативами совместно с социально-культурными институтами, близкими им по направлению или возрастным, социальным, профессиональным категориям населения.

Одной из наиболее массовых общественных организаций, объединяющей многочисленные слои трудящихся, являются профсоюзы. Долгое время господствовали идеологические штампы о неуклонном росте культуры рабочих, о процессе культурного сближения классов и социальных групп, огульное приписывание рабочему классу черт, непомерно возвышающих этот класс над другими классами и слоями общества. В то же время историки проходили мимо негативных явлений, таких, как рост числа алкоголиков, высокая текучесть кадров, размывание квалификационного уровня рабочего класса и самого существенного — серьезной деформации его национальной социально-классовой структуры. Поскольку о качественных сдвигах в культурном росте рабочего класса на фоне низкой производительности труда, большой доли тяжелого ручного труда, высокого уровня занятости женщин на производстве не могло быть и речи, многие исследователи ограничивались анализом количественных изменений: рост уровня образованности, развитие сети клубов, школ, библиотек, количество участников художественной самодеятельности и т.д.

Необходимо серьезно разобраться в глубоких качественных изменениях, происходящих в деятельности профсоюзных организаций на современном этапе, дать современное объяснение этим процессам, сформулировать конкретные выводы и рекомендации, столь необходимые сегодня, когда профсоюзы возвращаются к своим исконным функциям.

Существует определенная закономерность взаимодействия трудящихся и профсоюзов: чем выше общая и политическая культура работающих, тем активнее позиция профсоюзного органа, а значит, и больше возможностей влиять на формирование благоприятных условий труда, быта и отдыха, защиту интересов людей. Любое несоответствие элементов этого механизма, как известно, приводит к конфликту между трудящимися и их профсоюзами. Поэтому изучать явления, которые позволяют не только предупреждать, но и разрешать эти конфликты и противоречия, сегодня актуально и необходимо.

Профсоюзные организации проводят большую работу по созданию необходимых условий для развития уровня культуры трудящихся, по эффективному использованию материально-технического и кадрового потенциала культурно-досуговой сферы. Со второй половины 80-х гг. обновлена нормативно-правовая база деятельности профсоюзных клубов и библиотек, на развитие досуговой сферы стало выделяться больше средств из профсоюзного бюджета. Возросли объем и качество платных услуг населения. Профсоюзы были заняты поиском эффективных форм кооперирования сил и средств различных организаций и учреждений в рациональном использовании материальной базы досуга, эксплуатации досуговых центров на долевых началах. Многое было сделано и для решения кадровой проблемы. Совершенствовалось материальное стимулирование труда работников культуры. Учреждения культуры эффективно используют свое право самостоятельно определять структуру и штаты, оплачивать труд специалистов, проводить платные мероприятия и самостоятельно расходовать полученные за это средства на производственное и социальное развитие и оплату труда.

В системе подготовки и повышения квалификации работников культуры много внимания уделяется проблемному обучению, поиску эффективных форм организации учебного процесса.

Достигнуты некоторые позитивные сдвиги в развитии художественного творчества и воспитания у трудящихся культуры межнациональных отношений. Проделана значительная работа по оживлению подлинно народных, национальных фольклорных ансамблей, в художественную самодеятельность включились самобытные исполнители, семейные коллективы, многое делается для развития самодеятельных молодежных эстрадных ансамблей и групп. Профсоюзным организациям удалось учесть в культурно-воспитательной работе обострение межнациональных отношений и во многом смягчить его. Национально-культурные центры, создаваемые при непосредственном участии профсоюзов и трудовых коллективов, организация неповторимых по колориту национальных и межнациональных праздников и массовых гуляний придают большинству форм и жанров досуга и творчества ярко выраженную направленность на воспитание у трудящихся культуры межнационального общения и уважительного отношения к языку, обычаям и традициям разных народов.

Несмотря на комплекс принятых мер, профсоюзам не удалось избежать обострения кризисных тенденций в культурно-досуговой сфере, преодолеть остаточный принцип выделения средств на культуру. Строительство и ремонт учреждений культуры затягиваются на долгие годы, плохо обеспечиваются они необходимым оборудованием — инструментами, инвентарем. Отказ некоторых трудовых коллективов финансировать их деятельность, неудачи в использовании культурно-спортивных комплексов для преодоления ведомственной разобщенности, объединения материальных ресурсов, финансовых средств и организаторских усилий различных организаций и учреждений сделали нищенским состояние материальных баз клубов, библиотек, музеев, театров.

Не произошло кардинального улучшения и в решении кадровой проблемы. Не только в сельской местности, но и в городской резко снизился удельный вес дипломированных специалистов, высокой осталась текучесть кадров, недостаточно справляются со своими обязанностями методические службы организации досуга и самодеятельного творчества, далеко не всегда и не везде используется набор эффективных методов и приемов повышения квалификации.

Сохраняется влияние административно-командных методов регулирования процессов досуга и самодеятельного творчества, остаются сильными тенденции жесткой регламентации, силового давления на практических работников на местах. Остается устойчивой зависимость самодеятельного коллектива от внимания и поддержки профкома, его взаимодействия с администрацией, компетентности и инициативы клубного руководителя, состояния и использования материальной базы, контактов с творческими союзами и т.д. Наблюдаются значительный спад в традиционных жанрах самодеятельности и ощутимое сокращение числа ее участников. Перед лицом необходимости существенного обновления межнациональных отношений в современных условиях многие профсоюзные органы не определили своих позиций, проявляют растерянность, излишнюю осторожность, приверженность руководящих структур старым идеологизированным стереотипам и подходам.

Профсоюзам с большим трудом удается принципиальный переход от роли "участника и организатора" культурного развития трудящихся к роли непосредственного защитника человека труда в культурном процессе. Вопросы материальной базы досуга успешно решаются профсоюзами только на основе жестких договорных отношений и контроля

за их соблюдением. Проблема закрепления кадров при существующей их текучести может быть решена через преодоление "экстенсивного", "затратного" характера работы действующей системы учебных заведений и центров повышения квалификации в сфере культуры. Наиболее перспективным является создание таких социальных и экономических условий для специалистов, при которых возможно их привлечение в культурно-досуговые центры на конкурсной или контрактной основе.

Благодаря социально-культурной деятельности, осуществляемой общественными движениями, начинаниями и инициативами, в культурной среде социума постоянно пополняется сплав житейского опыта, всевозможных знаний — от технических и агрономических до астрологии и изобретений, культурно-бытовых обычаев и традиций, общепринятых и новых форм художественного творчества и т.д.

Создание социально-культурной среды предполагает обеспечение благоприятного психологического климата, высокого эмоционального тонуса для повседневного досугового общения, творчества, развлечений детей, подростков, взрослых, семей.

Расширение границ социально-культурной среды неизбежно сопровождается постепенным привлечением все большего числа субъектов в лице фирм, предприятий, учреждений, общественных фондов региона к участию в стимулировании культурной жизни, создании необходимых условий для организации досуга населения.

Увеличение числа субъектов, втянутых в воспитательную досуговую деятельность, связано с тем, что в нынешних условиях более интенсивными становятся социально-культурные связи, взаимный обмен досу-говым потенциалом между городом и селом.

С одной стороны, сельская местность все больше приобретает в глазах городских семей, некоторых родителей, детей и подростков значительную ценность в качестве рекреационной зоны; развитие садово-огороднической деятельности, создание лагерей, пансионатов и баз отдыха городских предприятий в сельской местности, бесспорно, увеличивает нагрузку на сельскую социокультурную инфраструктуру. В связи с этим правомерно ставится вопрос о планомерном привлечении средств как горожан, так и городских предприятий для развития сельской социально-культурной инфраструктуры — сооружения объектов культуры и спорта, расширения диапазона активных форм рационального использования свободного времени и др.

Актуальной задачей было и остается обеспечение вариативности условий для реализации социально-культурной деятельности в регионе. Решение этой проблемы осуществляется также различными методами. Одним из них является профилизация социально-культурных центров, расположенных в микрорайоне: Домов музыки, ремесел, науки и техники, рекреационно-оздоровительных центров и т.д.

Вариативность тесно связана и со специфическими условиями города и села. В городских условиях формы социально-культурного комплекса или центра носят более выраженный урбанизированный характер (компьютерные центры, Дома технического творчества и др.). В сельской местности используются природно-ландшафтные преимущества. Широкие возможности открывает развитие индивидуальной трудовой деятельности, арендных отношений, создание различных форм кооперации в социально-культурной сфере.

Вариативность достигается и посредством гибкого сочетания домашних и внедомашних форм социально-культурной деятельности. Одним из действенных направлений взаимодействия здесь является социально-культурная ось "социальный работник — семья — досуговый центр". Такое взаимодействие выступает эффективным средством формирования социально-культурной среды, единой социально-территориальной общности, коллективного общественного мнения по актуальным для жителей проблемам, повышения социальной активности детей, подростков и взрослых.

Многие исследователи справедливо подчеркивают особое значение общественно-добровольных формирований и инициатив для культурной среды средних и малых городов, сельских поселений. Через развитие самостоятельного культуротворчества, движений в защиту историко-культурных памятников, окружающей среды, детства и т.д. в этих регионах практически утверждается их местная, локальная самобытность.

Результатом развития социально-культурных движений и инициатив здесь может стать и действительно становится уверенное преодоление своеобразного комплекса провинциальности[7]. Примечательна оценка роли инициативного движения в культуротворческих процессах, которую дает французский исследователь В. Боан: "Рост числа успешных мероприятий местного масштаба со скромным бюджетом является прямым ответом на реальные нужды общины и в каком-то смысле спонтанной, нередко агрессивной реакцией на сверхгигантские культурные центры, которые порождают лишь ничем не заполненную пустоту"[8].

По мере дальнейшего ослабления административного нажима и давления централизованных структур усиливаются местные, региональные акценты в практике общественно-добровольных формирований, расширяются благоприятные условия как для выработки, так и для реализации полноценного социально-культурного заказа. На этой стадии у представителей культурного актива рождаются интереснейшие проектные идеи, для осуществления которых особенно нужны люди с высокой деловой инициативой.

Общественно-добровольные формирования как субъект инноваций в сфере культуры и досуга нуждаются в достаточно глубоких социально-педагогических исследованиях. Многие психологические, экономические, этнические аспекты этого интересного общественного явления остаются пока не раскрытыми.

Одной из ключевых проблем курса является выбор оптимальных путей и способов взаимодействия государственных структур и общественных сил (групп, кругов, формирований, отдельных лиц) в процессе социально-культурной деятельности. При этом следует отметить, что общественные группы и формирования представляют сегодня не только реальную социальную силу, но и достаточно мощный культуротворческий потенциал общества.

В социально-культурной сфере на уровне государства и отдельно взятого региона вместе с досуговыми учреждениями сотрудничает множество международных, общероссийских и региональных (местных) добровольных обществ, фондов, ассоциаций, движений. Все они совместно с государственными структурами активно участвуют в формировании в России целостного и мощного социального комплекса по оказанию медико-социальной, психологической, социально-педагогической, социально-правовой, реабилитационной, профилактической, социально-бытовой помощи семье, материнству, детству. Разнообразная, современная, квалифицированная и доступная социальная помощь оказывается нуждающимся в ней людям независимо от возраста, материального положения, социального статуса и других показателей.

В основе этой помощи лежит осознание обществом кризисного состояния семьи, опасных тенденций изменения демократической ситуации в Российской Федерации. Хотя многие общественные формирования разных территорий носят различные названия, по-разному подходят к решению семейных, демографических и сугубо досуговых проблем, все они в своей социальной деятельности руководствуются принципом гуманизма и милосердия.

Сферы их социально-культурной деятельности очень разнообразны. Здесь и стремление видеть себя в числе лидеров, возглавляющих проведение политических, социально-экономических, культурных реформ в обществе, и практическое участие в реализации программ милосердия, борьбы за права человека, в воссоздании историко-культурных памятников, охране окружающей среды. Отсюда неоднозначность в оценках и подходах ко многим современным явлениям, альтернативность мнений по тем или иным актуальным проблемам. В составе общественных формирований можно встретить сотни тысяч людей разных возрастов и профессий: старшеклассников, студентов, молодых рабочих и специалистов, работников искусства, домохозяек, пенсионеров.

Для большинства общественных формирований характерно активное сотрудничество в социально-культурной сфере. Пожелания и предложения, своего рода "социально-культурный заказ" различных инициатив, движений, фондов, ассоциаций диктуются местными условиями, программными требованиями каждой организации, их конкретным отношением к путям выхода общества из серьезного политического, экономического и духовного кризиса. Эти формирования, без которых нельзя представит себе полноценную организацию социально-культурной деятельности в регионе, можно классифицировать главным образом по функциональному, признаку.

Первую группу составляют государственные и общественные службы социальной защиты и социальной помощи семье, материнству, детству: соответствующие структуры (отделы, управления) муниципальных органов; координационные общественные советы содействия семье, материнству, детству; государственно-общественные центры (комплексы) социальной помощи детям, подросткам, семьям, инвалидам, престарелым; благотворительные фонды и движения, фонды социализации, попечительские организации; городские консультации и службы по вопросам семьи и брака; региональные союзы родителей, подростков, детей-инвалидов и т.д.

Вторая группа объединяет многочисленную сеть центров и служб социально-медицинской реабилитации, включающую: центры социального выживания, социально-медицинские центры, комплексы, консультации; социальные и семейные гостиные; наркологические службы и центры; социально-педагогические центры адаптации, реадаптации и реабилитации воспитанников и выпускников детских домов и школ-интернатов.

В третьей группе представлены центры и службы психологической помощи детям, подросткам, семьям, одиноким, престарелым, инвалидам; центры психологического здоровья; психодиагностические кабинеты; телефоны и службы доверия; центры психокоординации и др.

Четвертая группа — государственно-общественная система содержания воспитания детей-сирот. Она включает в себя различные учреждения интернатного типа (интернатуры): детские дома, школы-интернаты и специальные интернаты, социальные (в том числе детские) приюты, дома ребенка, приюты-убежища для бездомных детей, семейные детдома, спецприемники-распределители с реабилитационными функциями, центры усыновления для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, центры здоровья для детей-сирот и т.д.

^ В пятую группу входят неформальные группы и объединения, в которых ассоциируются различные социальные и возрастные категории населения: объединения социальной инициативы (политические, экологические, национально-культурные, культурозащитные и т.п.); объединения, отличающиеся демонстративным характером и эпатажным поведением (металлисты, фанаты, хиппи, панки, рокеры, люберы, качки, мажоры и др.); объединения любительские и клубы по интересам (спорт, оздоровление, восточные единоборства, народная медицина, йога, авторская песня, филателия и т.д.).

К шестой группе относятся общества и ассоциации, объединяющие профессиональных работников, занятых в сфере социальной защиты и социальной помощи: Всероссийская ассоциация работников социальных служб; ассоциация социальных педагогов; Российская ассоциация школ социальных работников; Всероссийское общество Красного Креста; ассоциация "Семья и здоровье" и др.

Седьмую группу образуют общества и объединения лиц, нуждающихся в социальной помощи и социальной защите: Всероссийское общество инвалидов; Всероссийское общество слепых, Всероссийское общество трезвости и здоровья; Союз женщин-инвалидов и т.д.

Наконец, к восьмой группе представлены разнообразные учебно-развивающие и социально-просветительные центры и институты: государственные и коммерческие учебные центры социального развития и творчества; социально-педагогические и психокоординационные колледжи и лицеи; очно-заочные и экстернатные формы подготовки и переподготовки кадров социальных работников и педагогов—организаторов досуговой деятельности.

Кроме общественных формирований с ярко выраженной социально-защитной направленностью, постоянно функционирует большое число общественных организаций, фондов и движений, гарантирующих широкое поле для социального, научно-технического, художественного и прикладного творчества, приложения творческих сил и знаний различных групп населения. По существу эти формирования являются поприщем активной социальной деятельности для каждого человека, его участия в сфере научных исследований, изобретательства и рационализаторства, литературы и искусства. Главной их особенностью является социально развивающее начало.

Их социальная значимость состоит в том, что здесь человек развивает свои склонности и способности, удовлетворяет свои интересы, как правило, в тех сферах, которые не связаны непосредственно с его профессиональной деятельностью. Участие в общественных формированиях дает возможность каждому человеку разумно использовать скромный бюджет своего свободного времени.

Классификация добровольных обществ, фондов, движений и творческих союзов основана на специфических особенностях профиля и содержания работы, состава участников, форм и методов деятельности.

Многие из общественных формирований имеют сеть собственных культурных центров и филиалов, клубов, библиотек, выпускают свои периодические издания, активно сотрудничают с государственными и общественными структурами.

Среди них прежде всего выделяются научные, научно-технические и научно-просветительные общества и объединения: философское, математическое, физическое, педагогическое, психологическое, научно-медицинские, научно-технические и другие отраслевые общества, общество рационализаторов и изобретателей, общества охраны природы, охраны па-мятников истории и культуры.

Научные общества являются добровольными объединениями ученых, специалистов и других лиц, ведущих большую исследовательскую и популяризаторскую работу. Главная их цель — обмен информацией, издание трудов, в том числе отраслевых журналов и ежегодных сборников, координация исследований. Они активно пропагандируют науку, используя в этих целях культурно-досуговую сферу; участвуют в организации различных научных выставок и экспедиций; представляют отечественную науку в международных научных организациях, на международных научных конгрессах и симпозиумах.

Научно-технические общества традиционно создавались по производственному признаку. Свою историю они ведут от Русского технического общества (возникшего в России в 1866 г.), в котором сотрудничали многие известные русские ученые — Д. И. Менделеев, А. С. Попов, Н. Е. Жуковский, А. М. Бутлеров и др.

Главная задача членов научно-технических обществ — содействие внедрению достижений науки и техники в практику. Они помогают осваивать образцы новой продукции, вводить в действие механизированные, поточные и автоматические линии, автоматические системы управления технологическими процессами, проводить отраслевые научно-практические конференции. Научно-технические общества являются инициаторами и организаторами различных мероприятий по экономической пропаганде, народных университетов технического прогресса, школ передового опыта, выставок новой техники.

Общества рационализаторов и изобретателей привлекают широкие слои населения к техническому творчеству, осуществляют общественный контроль за своевременным рассмотрением, разработкой и использованием изобретений и рационализаторских предложений, оказывают правовую и техническую (консультационную) помощь авторам разработок, заботятся о повышении уровня их знаний. Члены общества входят в состав общественных конструкторских и патентных бюро, комплексных творческих бригад. Общество издает свои журналы, информационные бюллетени.

Научно-просветительное общество "Знание" призвано распространять общественно-политические и научные знания. Учрежденное в 1947 г. общество объединяет ученых, специалистов, преподавателей вузов, деятелей культуры. С учреждениями культуры, через средства массовой информации оно организует по всем отраслям знаний публичные лекции, творческие отчеты ученых и научных коллективов, проводит конференции и семинары, выпускает много изданий и научно-популярных фильмов.

В ведении общества находятся также Политехнический музей и Центральная политехническая библиотека, центральные и местные лектории, планетарии, Дома научно-технической пропаганды.

Сегодня популярны самые разнообразные общественные институты социально-культурной деятельности, помогающие "раздвинуть рамки окружающего мира", обеспечивающие "наиболее активное и прямое самовыражение, реализацию своих убеждений, воздействие на окружающий мир", позволяющие людям "устанавливать... свободные и доверительно искренние отношения"[9]. Истоки подобной популярности общественных институтов в ценностной открытости, естественном, непроизвольном характере, в их способности дать возможность человеку проявить поисковую активность, реализовать заложенную в нем от природы потребность в поиске.

Действующая система общественных организаций, фондов, движений и других институтов служит, по существу, благоприятной средой, питающей социально-культурную активность людей, дающей простор инициативе, поиску, творчеству. Такая среда позволяет поддерживать максимально высокий уровень спонтанной активности людей в сфере культуры и досуга.

Тесно связана с социально-культурной сферой и общественная организация "За социальную экологию человека через массовое творчество", более известная как "синее движение". Возникло это движение в 1981 г. По своему содержанию и характеру это социально-культурное объединение, охватывающее большое число ученых, специалистов, студенчество, научную молодежь, включает в себя более 60 структурных подразделений, функционирующих на хозрасчетной основе, — любительских объединений и клубов по интересам, многочисленных ассоциаций и кооперативных фирм. "Синее движение" активно участвует в массовых просветительских акциях (праздниках, вечерах, дискуссиях и т.д.) и выступает в поддержку программы ООН "За развитие культуры в 1988—1995 гг.", программ ЮНЕСКО и др.

С социально-культурной сферой активно взаимодействует и сотрудничает Общество охраны природы. Основное назначение это старейшее в России общество видит в том, чтобы содействовать государственным и общественным организациям в рациональном использовании и воспроизводстве природных ресурсов, защите окружающей среды от загрязнений и нарушений экологического равновесия, контроле за соблюдением законодательства об охране природы.

Совместная программа мероприятий социально-культурных институтов и первичных организаций общества объединяется общей темой — "Человек и природа". В ее реализации участвуют охотники и рыболовы, туристы, автолюбители, самодеятельные художники и фотографы, учащиеся школ и техникумов, домохозяйки, владельцы садовых участков и др.

Еще один влиятельный социально-культурный институт — Общество охраны памятников истории и культуры — ведет активную работу по защите, ремонту, реставрации памятников, выявляет их и проводит первичный учет. Его местные организации руководят общественной инспекцией, оказывают большую помощь в финансировании реставрационных работ, издают тематические сборники, журналы, информационные бюллетени. Члены Общества выступают с лекциями и докладами в учреждениях культуры, участвуют в организации праздников, обрядов, ритуалов, концертов фольклорных самодеятельных коллективов.

В России действует широкая сеть добровольных физкультурно-спор-тивных клубов и обществ, деятельность которых сосредоточена на подготовке талантливых спортсменов в рамках единой государственной спортивной классификации и осуществлении многопрофильной программы массовой физкультурно-оздоровительной работы среди различных возрастных, социальных, профессиональных и других групп населения. Вместе с учреждениями культуры физкультурно-спортивные общества и клубь ведут пропагандистскую работу.

Многочисленна сеть и других общественных формирований социально-культурное профиля. Это общества книголюбов, филателистов, кино- и фотолюбителей, охотников и рыболовов, автолюбителей, туристов, творческие союзы и организации, объединяющие различные слои художественной интеллигенции: писателей, художников, архитекторов, кинематографистои, журналистов, театральных и музыкальных деятелей.

Всероссийское общество книголюбов вместе с библиотеками, клубами и другими учреждениями культуры содействует распространению политических и научно-технических знаний, заботится о повышении культуры чтения, формировании и развитии читательских вкусов, наиболее эффективном использовании книжных богатств. Вместе с другими общественными организациями и творческими союзами оно проводит смотры и конкурсы, декады и месячники пропаганды и распространения литературы, книжные выставки, литературные чтения, вечера, конференции. Общество выпускает справочную литературу, периодические и методические издания для первичных организаций.

В другом близком по профилю социальном институте — Всероссийском обществе филателистов насчитываются сотни тысяч коллекционеров всех возрастов — от школьников до пенсионеров — и профессий — рабочих, служащих, представителей интеллигенции. Общество оказывает постоянную методическую и консультативную помощь клубам филателистов и отдельным коллекционерам-любителям, организует выставки, издает журнал.

Говоря о творческих союзах и организациях, необходимо иметь четкое представление о самом понятии "творческая интеллигенция". К творческой интеллигенции относятся профессиональные деятели литературы и искусства, артисты театров, цирков, филармоний и концертных организаций, студенты вузов и училищ искусства и культуры, большая группа непрофессионалов, делающих свои первые шаги в литературе и искусстве, самодеятельных поэтов, писателей, художников, композиторов.

Творческие общества и союзы широко используют клубы, Дома культуры, парки, библиотеки, музеи для пропаганды творчества деятелей литературы и искусства, проведения творческих встреч и отчетов, выставок и других мероприятий. С этой целью созданы и работают специальные рекламные, коммерческие подразделения по организации гастрольных выступлений деятелей литературы и искусства и творческих коллективов, художественных выставок и т.д. Творческие союзы и организации издают большое количество журналов, проспектов, бюллетеней, афиш, плакатов и других рекламных материалов.

Просветительными функциями обладает одна из старейших творческих организаций России — Союз театральных деятелей (бывшее Всероссийское театральное общество). Созданное в 1983 г., оно в настоящее время объединяет многотысячную армию деятелей профессионального и самодеятельного театра и ставит своей целью всемерно содействовать развитию театрального искусства, оказывать всестороннюю помощь профессиональным и самодеятельным театральным коллективам, вести широкую театрально-просветительную деятельность. В СТД работают творческие советы, секции и методические кабинеты и лаборатории, библиотеки. Союз'имеет Дома актера, Дома ветеранов сцены, базы отдыха.

12. Современные предприятия и сфера досуга

С



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.82.128 (0.02 с.)