Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Субъекты социально-культурной деятельностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
К субъектам социально-культурной деятельности относятся многочисленные социально-культурные институты, учреждения и организации, с помощью которых осуществляются накопление и трансляция (передача) культурного опыта, освоение культурных форм общественной жизни, приобретение громадного объема культурологических знаний., "Социально-культурные институты" — одно, из ключевых понятий курса. В самом широком смысле оно относится к любому из государственных, общественных образований (центров, комплексов, одно- или многопрофильных организаций, учреждений и т.д.), обладающих социальной значимостью, целенаправленностью, организованной структурой, достаточной временной устойчивостью. Попытаемся конкретизировать понятие "социально-культурный институт" применительно к целям и содержанию предмета социально-культурной деятельности. Философия под социальным институтом понимает элемент социальной структуры, исторические формы организации и регулирования общественной жизни[6]. Прежде всего необходимо подчеркнуть широкий диапазон термина "социально-культурный институт". Им обозначаются семья, государственные и муниципальные структуры, производственные объединения и предприятия, негосударственные общественные и коммерческие организации, система народного образования, средства массовой информации и многочисленные специальные учреждения социально-культурного профиля: театры, музеи, концертные и выставочные залы, цирки и другие концертно-зрелищные учреждения, клубы и библиотеки, спортивно-оздоровительные, курортно-санаторные учреждения и т.д. Каждый из этих институтов придает совместной социально-культурной деятельности людей качественную определенность, значимость как для отдельной личности, так и для групп людей, для общества в целом. Суть социально-культурного института состоит в том, что он организованно объединяет людей для совместной деятельности по удовлетворению социально-культурных потребностей человека или решению конкретных социально-культурных задач. Подобное целостное образование, возникающее и функционирующее, как правило, в сфере досуга, и называется социально-культурным институтом. Однако среди социально-культурных институтов существует внутренняя градация. Одни из них официально учреждены и организационно оформлены (например, система общего образования, система специального, профессионального образования, сеть клубных, библиотечных и других культурно-досуговых учреждений), имеют общественную значимость и выполняют свои функции в масштабах всего общества, в широком социально-культурном контексте. Другие не учреждаются специально, а складываются постепенно в процессе длительной совместной социально-культурной деятельности, часто составляющем целую историческую эпоху. К ним, например, относятся возникающие на групповом, локальном уровне многочисленные неформальные объединения и досуговые общности, традиционные праздники, обряды, ритуалы и другие своеобразные социально-культурные стереотипные формы. Они добровольно избираются теми или иными социально-культурными группами: детьми, подростками, молодежью, жителями микрорайона, студентами, военными и т.д. Таким образом, массу и официально "узаконенных", и стихийно сложившихся общественных институтов неправомерно делить либо на только социальные, либо на.только культурные. По своей сути они одновременно и социальные, и культурные структуры. Традиции, обычаи, обряды, ритуалы, бытующие в том или ином регионе, представляют собой крайне подвижную, динамичную социально-культурную структуру. Именно здесь, в каждой социально значимой ситуации, происходит активный взаимообмен индивидуальным и коллективным опытом. Многие обряды и ритуалы как бы провозглашают изменение социального статуса каждого члена сообщества. Например, свадьба является свидетельством общественного признания новой семьи; ритуал крещения способствует сохранению чувства принадлежности человека к сообществу верующих; традиционная клятва Гиппократа рождает у молодых медиков ощущение коллективной сопричастности к исполнению своего профессионального долга. Каждый из традиционных обрядов и ритуалов привносит что-то свое, очень важное и необходимое в духовную жизнь сообщества, социальной группы, слоя, отдельно взятой семьи. Благодаря традициям, обрядам, ритуалам складываются определенные навыки поведения и общения людей в социально значимых обыденных ситуациях. Причем эти навыки распространяются на все виды и способы социально-культурной деятельности, воспитания детей, проведения досуга и т.п. Взаимодействие субъектов социально-культурной деятельности предполагает их единство в решении той или иной острой проблемы, как, например, социальная реабилитация инвалидов средствами культуры и искусства. Реализация социокультурной политики по отношению к инвалидам осуществляется на нескольких уровнях. Первый — государственный, бюджетный, поскольку в социальной реабилитации участвуют массовые и специализированные учреждения культуры и образования — клубы, библиотеки, школы-интернаты, театры и др. Второй уровень — негосударственный, неформальный — многочисленные общественные организации, занятые социально-культурной деятельностью среди инвалидов и их семей, главным образом по месту жительства. Это благотворительные фонды и организации, досуговые, спортивные, реабилитационные центры, клубы и т.д. Третий уровень общения — семья, на которой лежит нелегкая, но святая обязанность, связанная с досугом и духовным ростом людей больных, с физическими недостатками. Несовершенство социокультурной политики по отношению к инвалидам во многом объясняется тем, что в обществе пока не сложилась многоуровневая система социальной реабилитации инвалидов средствами культуры и искусства, не определено необходимое соотношение федеральных и местных, региональных сил, средств и полномочий. Многочисленные социальные институты, действующие в обществе, тесно связаны не только с экономической, социально-политической, но и с духовной сферой жизни людей. Чрезвычайно важная сторона их деятельности — непрерывно возрастающая социально-культурная функция, осуществляемая ими как в общегосударственном, так и в местном, локальном масштабе — в производственной, учебно-воспитательной, бытовой, досуговых сферах. При этом одни социальные институты и объединения по характеру своей деятельности целиком или в большей степени связаны с культурно-досуговой сферой, другие — косвенно или в меньшей степени. Каждый общественный институт, имея свое назначение, действует в социально-культурной сфере в рамках только ему присущих функций, отличающих его от других институтов. Однако эта обособленность относительна: каждый из них, непосредственно и прямо или опосредованно входя в социально-культурную сферу, обладает широкими возможностями для творческих связей и сотрудничества с государственными, общественными, частными, кооперативными структурами. Организационные формы взаимодействия социально-культурных институтов разнообразны. Это заключение на региональном уровне договоров, контрактов, соглашений по "освоению" социально-культурной сферы, проведение совместных мероприятий, широкое представление общественных организаций в административных и общественных органах руководства культурно-просветительной работой, благотворительная помощь нуждающимся организациям со стороны государственных органов и учреждений культуры в реализации их культурно-просветительных, воспитательных функций. Однако уровень взаимосвязей различных социально-культурных институтов в регионах далеко не одинаков. Выделяют несколько наиболее характерных показателей этого уровня: связи прочны и постоянны; связи содержательны и предметны; контакты носят эпизодический характер; партнеры почти не сотрудничают; партнеры работают вообще обособлено. Причинами эпизодичности контактов между социально-культурными институтами региона являются, как правило, отсутствие ясного представления о содержании и формах совместной работы, малый опыт этого сотрудничества, отсутствие четкой программы, недостаточность внимания со стороны муниципальных органов и т.д. В современном процессе развития и укрепления сотрудничества многочисленных общностей и структур социально-культурной сферы; можно выделить две тенденции. С одной стороны, каждый социально-культурный институт, исходя из своего профиля и характера, стремится максимально активизировать свои творческие и коммерческие возможности, с другой — усиливаются их совместные, согласованные и скоординированные действия на основе общих, совпадающих функций социально-культурной деятельности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.159 (0.009 с.) |