Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Досуг как сфера социально-культурной деятельностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Социальная сущность досуга
В современной литературе досуг не представлен как целостный объект анализа. Само понятие "досуг" часто толкуется и понимается как отдых, развлечение, удовольствие, игра, свободное время, нерабочая деятельность, свобода, рекреация и т.д. В основе идеи социально открытой культурно-досуговой деятельности заложена в принципе весьма простая мысль: современная семья, каждый человек обретает в сфере досуга совершенно новый уровень потребностей. В условиях расширения международных контактов в области культуры, творчества, отдыха между многими странами Европы и Америки досуг становится частью цивилизованной жизни, улучшает духовное самочувствие нации. Хотя специалисты насчитывают более 600 форм и видов досуговых занятий, у значительной части социально-демографических групп населения преобладают совершенно определенные стандарты, стереотипы досуговых занятий, досугового поведения. Для многих подростков, молодых людей, взрослых характерны узкий набор и жесткие временные рамки досуговых занятий. В современной социально-культурной ситуации досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей — в целях социально-экономического развития и духовного обновления всей нашей жизни. С этих позиций и формируется "внешний" социальный заказ на освоение свободного времени, на проектирование досуговых программ, центров и зон досуга. В настоящее время происходит существенная переоценка значения досуга как социально-культурной категории в жизни общества. Выполнявший в течение многих лет роль придатка производственной сферы досуг становится все более широкой сферой социально-культурной деятельности, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала общества. В современной теории и практике термин "досуг" наиболее часто употребляется в трех значениях: как синоним свободного времени (его части), как синоним нерабочей (свободной) деятельности с различными модификациями, как синоним состояния или психологического переживания человека на данный момент. Внутри указанных значений существуют самые различные научные дефиниции, в наибольшей степени это относится ко второму значению, поскольку досуг как деятельность обладает обширной типологией. Здесь число отечественных и зарубежных исследователей, предлагающих свои дефиниции, особенно велико. Отсюда следует, что для того, чтобы понятие "досуг" отвечало тем или иным практическим и научным целям, необходимо прежде всего уточнить его содержательную сторону и в рамках этого содержания выстраивать соответствующую цепочку подходов, методик и критериев оценки, без которых не мыслится создание полноценного социально-культурного проекта. Существенным представляется вопрос о пропорциях, соотношении между специфическим назначением досуга как социально-культурного явления и тем содержанием, которое привносится в досуг на разных исторических этапах государственными и общественными структурами. Категория содержания досуга при всей ее многомерности и инвариантности всегда сохраняет свою изначальную заданность, целевой характер и адекватность назначению досуга. Об этом, в частности, свидетельствует развернутый анализ более 200 социально-культурных проектов, авторами которых являлись как студенты МГИК, Московского института управления, Рязанского филиала МГИК, так и школьные педагоги, социальные педагоги, работники культуры — представители более 100 экспериментальных площадок ВНИК "Школа—микрорайон" (1988— 1991 гг.). Как западные, так и наши исследователи обращаются к проблемам массовой культуры, досуга и его цивилизации, досуговых ценностей, досуговой миграции населения, бизнеса и культуры. По их мнению, рассматривать досуг можно лишь в контексте исторических и социальных наук. При этом выдвигается интересная задача: поставить в центр научных исследований досуга условия, в которых осуществляется досуговая деятельность людей. Закономерен подход к анализу, например, понятия "индустрия досуга", вбирающего в себя и условия досуговой деятельности, и уровень материально-технической базы, и финансово-организационные средства, и товары и услуги, производимые и поставляемые сферой досуга. Ученых в одинаковой мере волнует социальное неравенство различных социально-демографических групп в культурно-досуговой сфере: детей, подростков, престарелых, женщин, лиц с ограниченными физическими и умственными возможностями. Многие определения, составляющие понятийный аппарат досуга как отрасли научного знания, получили разработку только в последние 10—15 лет. Это относится к понятиям "досуговая деятельность", "социально-культурная деятельность", "социальные институты", "социализация личности", "социальная педагогика", "индустрия досуга", "чистый досуг", "полудосуг" и др. Исходя из природы досуга ученые рассматривают и его специфические дефиниции. С 50—60 гг. досуг характеризуется как часть времени, свободного от обычной или сверхурочной работы, а также от времени, затраченного на поездку на работу и другие действия. Они происходят за пределами деятельности, направленной на заработки: удовлетворение личных потребностей в еде, сон, забота о здоровье и внешности, а также многочисленные семейные, социальные, гражданские и религиозные обязанности, которые человек выполняет в свое свободное время. В настоящее время большинство ученых не разделяет, а, наоборот, более полно идентифицирует понятия "досуг" и "свободное время". Практически они слились. Являясь основной сферой социально-культурной деятельности людей, досуг предстает как та часть общего бюджета времени человека, которая остается после вычета необходимых временных затрат на работу (учебу), удовлетворение физиологических потребностей (сон, питание и т.д.) и реализацию неотложных домашних, семейных обязанностей. Международной энциклопедией социальных наук досуг трактуется как результат свободного выбора. Досуг подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий. Но досуговая деятельность, как и любая другая, подчиняется закону физической и социальной необходимости. Досуг — необходимый и неотъемлемый элемент образа жизни каждого человека. Поэтому досуг всегда предстает перед нами в контексте реализации интересов личности, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением и т.п. Это не означает, что досуг — это синоним понятия "свобода", и было бы неправильно заявить, что обязанности не играют никакой роли в досуге. Хотя досуг включает свободу от определенного круга обязанностей, тем не менее, подобно другим социальным явлениям он подвержен воздействию социальных сил. Поскольку досуг идентифицируется с действием, активностью, он зависит от социальных отношений, а отсюда — и от межличностных обязательств, таких, например, как контракты и даже договоренности. •'Досуг может содержать в себе и предъявлять человеку определенные требования, которые вменяются в обязанности любой социально-культурной общности, от спортивных команд до кинообществ, с целью реализации своих досуговых потребностей. Досуг в его семейном контексте неотделим от множества проблем, которые сопровождают развитие современной семьи — динамики демографических характеристик семьи, ее социально-экономического положения и адаптации к новым экономическим условиям, содержания и направленности семейной политики. Можно с уверенностью утверждать, что досуг в известном смысле строит семью, семейную жизнь. Реализация этой жизнестроительной концепции в сфере досуга имеет огромное социальное значение. Если досуг не способствует нормальному воспроизводству населения, воспитанию детей, продолжению традиций, семья не сможет нормально функционировать в обществе, окажется на пути к моральной, духовной и физической деградации. В современной отечественной и зарубежной науке термины "досуг" и "рекреация" фигурируют как родственные ключевые понятия. Слово "досуг" очень часто употребляется в самых различных смыслах: как отдых, развлечение, удовольствие, игра, свободное время, нерабочая деятельность, свобода, рекреация и т.д. Наиболее достоверной является трактовка досуга как временной категории, как свободного времени человека. Что касается рекреации, то этот термин представляет собой совокупность следующих этимологических значений: отдых и восстановление. Таким образом подразумевается, что рекреация, рекреационная деятельность осуществляется в рамках досуга, свободного времени. Чтобы уточнить сущность досуга как временной категории, обратимся к самому понятию "время". В философии оно определяется как величина, которой свойственны однородность, одномерность, упорядоченность, непрерывность, однонаправленность, необратимость. Среди разновидностей времени (физического, химического, биологического, социального) высшей формой является социальное время, которое включает в себя рабочее, нерабочее и — в рамках последнего — свободное время. Рабочее время рассматривается как время общественно необходимого производства материальных и духовных благ в процессе труда. Нерабочее время включает затраты времени, связанные с работой на производстве (передвижение к месту работы и обратно, затраты времени на предприятиях, не входящие в состав оплачиваемого рабочего времени, и др.), на домашний труд и самообслуживание, удовлетворение физиологических потребностей. Свободное время представляет собой "часть внерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающееся у человека (группы, общества) за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат", в частности сон, уход за детьми, занятия домашним хозяйством, бытовые заботы. Отсюда следует, что досуг как свободное время выступает в качестве определенного временного отрезка для осуществления той или иной рекреационной, восстановительной деятельности. Величина свободного времени далеко неоднородна у различных социальных групп. Большая часть забот по домашнему хозяйству ложится на плечи женщин. По всем социальным группам (кроме учащихся) женщины имеют собственно свободного времени на треть меньше мужчин. Для некоторых социальных групп (работающие женщины с детьми, сельские жители, маятниковые мигранты) фонд свободного времени, особенно в нынешней экономической ситуации, оказывается ниже социально необходимой границы, что ведет к опасной деформации их образа жизни в целом. Значительное свободное время есть у пенсионеров, женщин с взрослыми детьми, подростков, бездетной молодежи, одиноких людей. Досуговый потенциал этих групп значительно превосходит их досуговую квалификацию. Не будучи в состоянии культурно освоить это время, многие представители этих групп прибегают к деструктивным — в социальном, психологическом и личностном плане — формам его освоения. Характерными чертами досуга, свободного времени являются его у неразрывная связь с содержанием труда человека, его семейно-бытовыми условиями, индивидуальными особенностями. В общих границах социального времени, которое измеряется такими единицами, как жизнь (детство, зрелость, старость), год, неделя, сутки, досуг отличается различными отрезками свободного времени. В суточный период, присущий обычному трудовому дню, включены компактные периоды нерабочего времени — до работы, во время обеденного перерыва, после работы. Недельный период, кроме этих интервалов нерабочего времени, включает в себя время "уик-энда", обычно совпадающего с днями субботне-воскресного отдыха. Годовой период включает еще один-два интервала компактного нерабочего времени — это отпускное время. Для учащихся вместо отпуска выделяется время каникул (от двух до четырех интервалов в год). Жизненный период охватывает всю жизнь человека, включая и то время, когда человек не занят на производстве, — детство, пенсионный период. Каждый из этих этапов отличается разнообразием использования свободного времени, досуговых занятий. Соотношение между продолжительностью рабочего и нерабочего времени в течение дня, недели, года в условиях рыночной экономики определяется не государственными актами или рекомендациями ученых, а в результате договора, соглашения между работодателем и исполнителем работы. Таким образом, досуг, досуговое (или рекреационное) время — это часть социального времени личности, группы или общества в целом, которая используется для сохранения восстановления и развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования. Наибольшими объемами досугового времени обладают дети и пенсионеры — весьма многочисленная категория населения. Это время дает им возможность удовлетворить потребность в общении и увлечениях, решении хозяйственных и бытовых вопросов, активном отдыхе и т.д.
Исторические корни досуга
Проблема досуга как социально-культурной категории не относится к ряду извечных проблем человечества. Она возникла в определенную историческую эпоху в связи с распадом традиционного ритуализированного отношения к работе и отдыху, праздникам и будням[5]. Мы не ставим своей задачей дать полный анализ развития понятия "досуг". Заметим лишь, что осмысление историко-культурных основ просветительства и досуга в России, теории социально-культурной деятельности, в том числе культурно-досуговой, ориентирует нас на исследование этого явления в его историческом аспекте, на поиски первородного понятия "досуг". Слово "досуг" со значением свободного или удобного времени (по досугу — по умению, при случае) употреблялось в Русском государстве еще в середине XV в. В научной литературе по славянской этимологии, а также в ряде толковых словарей слово "досуг" трактуется довольно широко и означает время, достаточное для какой-либо цели, праздное, свободное от нужных дел время, свободное от работы или занятий, досужее время по умению или при случае и даже безделье. В толковом "Словаре живого великорусского языка" В.И. Даля читаем: "Досуг — свободное, незанятое время, гулянки, гулячая пора, простор от дела". Следовательно, уже в XIX в. слово "досуг" имело современное нам толкование. Об этом говорят и употреблявшиеся в то время пословицы, приводимые В. И. Далем: "Был бы друг, будет и досуг"; "Работе время, а досугу час" и др. Но здесь же мы находим и иное значение этого слова, образованное от того же корня: "Досужий, умеющий, способный к делу, ловкий, искусный, хороший мастер своего дела или мастер на все руки". Близкое толкование слова "досуг" мы находим и в современном словаре русского языка С. И. Ожегова: "Досуг — свободное от работы время. В часы досуга. На досуге (в св. вр.); досужий — свободный от дела, праздный. Досужее время. Появляющийся на досуге, от безделья. Досужие мысли. Досужие сплетни". Многие исследователи, высказывая различные взгляды на историю досуга, размышляют и о его природе. Они утверждают, что в древние времена, еще в первобытных сообществах, игра и работа являлись частью ритуала, через который люди искали возможность общения с духами предков. Эти два вида деятельности, хотя их функции различались на практическом уровне, имели одинаковое значение в существе жизни сообщества. Религиозные празднества охватывали как работу, так и игру. Более того, работа и игра часто сочетались, конфликт между ними был несуществен, поскольку игра входила в работу и становилась ее частью. Что касается термина "досуг", то, по мнению целого ряда ученых, его нельзя ассоциировать ни с древними, архаичными, ни с более поздними, аграрными периодами истории человека. Как в аграрный период, трудовой год проходил под знаком каждого проходящего дня или времени года. В хорошую погоду работали упорно, в плохую — ослабляли работу либо совсем не работали. Работа имела свой естественный цикл, отмечаемый отдыхом, песнями, играми и обрядами; это была естественная часть ежедневного быта. Нередко работа начиналась с восходом солнца и заканчивалась только на закате. После работы наступало время отдыха, и трудно сказать, где заканчивалось одно и начиналось другое. В центральных и северных районах с континентальным климатом в течение долгих зимних месяцев период работы сменялся своеобразным полуактивным существованием, во время которого продолжалась борьба за выживание. Предопределенность содержания и форм досуга сменой времени года является господствующей чертой традиционной культуры каждого народа. Досуг подчинен логике народного календаря. И хотя сегодня мы менее зависим от природных явлений, необходимо в процессе социально-культурного проектирования и реализации досуговых программ постоянно ориентироваться и учитывать вековые традиции опоры на календарь природы, профессионально глубоко освоить этот принцип "календарного" функционирования традиционных народных культур, находить адекватные календарю виды и формы социально-культурной деятельности, досугового культуротворчества. Смена времен года обычно сопровождалась серией религиозных и чисто бытовых праздников, ритуалов и церемоний. Так, например, наряду с существованием семейной обрядности, характеризующей огромный культурно-воспитательный потенциал семьи — этой самой устойчивой социокультурной общности, широкое распространение имеет и общекультурная обрядность, коллективное общение "всем миром", иначе сказать, "общемирская обрядность". В то же время между этими двумя видами обрядности издавна располагалась своеобразная цепь общественно-семейных обрядов. Общих, "мирских" обрядов было, как правило, не более трех-четырех в году. У славян это, к примеру, масленица, святки и т.д. Однако такой обряд, как свадьба, проистекающий из семейной обрядности, как известно, и сегодня часто охватывает все село или его часть. К числу переходно-промежуточных досуговых традиционных форм относились посиделки и вечерки, где собирались не только взрослые, но и молодежь. Характерно, что с давних пор многие обрядово-ритуальные мероприятия своими корнями уходили в религию, а не в досуг. Соответственно этому большинство, например, европейских цивилизаций имело более 150 свободных от работы дней в году. Анализируя это свободное время, ученые отнюдь не ассоциируют его с досугом. Дело в том, что многие из этих праздников и, по существу, неработающих дней часто навязывались церковью против воли крестьян и ремесленников для того, чтобы осуществлять духовные обязательства. Бедняк в одной из басен известного. французского поэта XVII в. Ж. Лафонтена, например, жалуется: "...монсеньор кюре всегда нагружает нас проповедью о каких-то новых святых". К концу XVII в. французские крестьяне и ремесленники, составлявшие 95% рабочей силы, должны были мириться со 164 свободными днями в году, которые не были добровольно избранными, а были навязаны либо религиозными требованиями, либо отсутствием работы. Что касается аристократических кругов, то их свободное времяпрепровождение не может быть охарактеризовано термином "досуг". Финансово и социально привилегированные классы оплачивали собственное безделье работой своих рабов, крестьян или слуг. Подобное безделье никак не ассоциируется с досугом, поскольку такой "досуг" не является ни результатом, ни вознаграждением за работу, а скорее всего занимает место самой работы. В осмыслении досуга как социального явления с полным основанием можно положиться на народные культурно-педагогические идеи и традиции. Они, в частности, прямо указывают на тесную зависимость досуга от качества и уровня организации труда, степени его результативности и полезности, от психологической удовлетворенности человека своей основной трудовой деятельностью. Словом, только хорошо, плодотворно поработавший человек способен полноценно, с полной самоотдачей веселиться, отдыхать, расходовать свое досуговое время. Пословица "Рукам работа — душе праздник" убедительно подчеркивает, что всякая досуговая деятельность — некоторого рода продолжение радости труда. Вряд ли правомерно отождествлять досуг с бездельем. Если "безделье — мать всех пороков", то досуг несет в себе через особым образом организованное общение глубокий социальный, часто педагогический смысл, выполняет культурно-образовательное, развивающее назначение. Досуг позволяет раскрыть физический, духовно-нравственный, эстетический потенциал человека. Это и путь его активного продвижения к культуре, освоению социокультурного наследия. Об этом свидетельствует опыт изучения традиционных национальных культур. В досуговой сфере всегда зримо или незримо присутствует трудовое начало. "Не учи безделью, учи рукоделью" — эта заповедь указывает на возможность соединения труда и развлечения, например, на посиделках и вечеринках. За этим тезисом, по существу, стоит один из наиболее важных принципов народной культуры: органическое сочетание в одном действии двух начал: утилитарно-практического и досугового, часто художественно-творческого, эстетического. Наиболее характерный признак овладения традиционно культурой заключен в умении человека соединить в своей жизни труд и отдых, в гармонизации двух этих полюсов. "Мешай дело с бездельем — проживешь век с весельем" — гласит пословица. Современные исследователи отмечают необходимость ряда условий в самом обществе для обеспечения досуга в жизни большинства занятого населения. Отметим два наиболее существенных. Во-первых, общество перестает управлять организацией досуга посредством общих ритуальных обязанностей. По крайней мере, некоторые из видов досуговой деятельности должны не попадать под категорию коллективного обязательного ритуала, а стать неотъемлемой заботой каждого индивидуума даже тогда, когда выбор его в этом вопросе может детерминироваться социальными необходимостями. Во-вторых, деятельность, которой человек зарабатывает на жизнь, стоит в стороне от других ее видов. В самом деле, она и сегодня организуется таким образом, что ее легко можно отделить как теоретически, так и практически от свободного времени. Эти два необходимых условия характерны для образа жизни людей только в индустриальном и постиндустриальном обществе. Их отсутствие в древней и средневековой аграрной формациях многие ученые склонны рассматривать как отсутствие досуга. Проникновение концепции досуга в современный сельский (аграрный) социум они объясняют тем, что во-первых, аграрный труд развивается по промышленной модели, а во-вторых, тем, что сельская жизнь уже пронизана и насыщена традиционными городскими ценностями. То же самое можно сказать и о досуге в аграрных обществах развивающихся стран, входящих сегодня в предындустриальный период. Таким образом, досуг как современное понятие сформировался в период индустриального и постиндустриального развития общества. Именно в рамках этого периода сократилось рабочее и увеличилось свободное время, оказались четко разделенными, регламентированными досуг и труд, досуг и учеба.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 2098; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.130.151 (0.017 с.) |