Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кадровый ресурс социально-культурной деятельностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Ведущее место в руководстве социально-культурной сферой занимает кадровая политика. Её основными направлениями являются: 1) кадровое планирование; 2) оценка наличного кадрового (интеллектуального) ресурса; 3) оценка будущих кадровых потребностей; 4) разработка программы удовлетворения будущих потребностей; 5) определение желаемых видов кадрового отбора; 6) определение совокупности целесообразных требований к должностям, занимаемым в социально-культурной сфере; 6) профессиональная подготовка и переподготовка; 7) карьерные передвижения. Для современного специалиста, занятого в сфере культуры, сегодня характерным является не только его широчайшая профессиональная профилизация, обусловленная потребностями рынка услуг, но и несомненный рост его современного юридического, экономического, этического, социального статуса. Как правило, он выступает в одной из следующих доминирующих социально-психологических ролевых функциях: как лидер-организатор (1), лидер-мотиватор (2), лидер-диспетчер (3), лидер-генератор (4). Большинство профессиональных работников, занятых в разных отраслях социально-культурной сферы, выполняют именно эти функции, составляя связующее звено между семьей, различными группами населения и многочисленными государственными и негосударственными социально-культурными институтами, функционирующими в конкретном микросоциуме. Эффективность реализации намеченных целей и задач в социально-культурной деятельности может быть достигнута только при условии обеспечения высокого уровня компетентности и степени профессионализма (профессионального педагогического мастерства) каждого из занятых здесь специалистов. Профессиональную компетентность, как структуру достаточно сложную, характеризует совокупность целого ряда составляющих. В их числе назовем, прежде всего, глубокое понимание теоретических и методологических основ своей профессии или специальности (это так называемая концептуальная компетентность); достаточно полное представление об экономической, социальной, психологической среде (фоне), в которой осуществляется тот или иной социально-культурный проект (контекстуальная компетентность); владение базовыми профессиональными умениями и навыками (технологическая компетентность); способность предвидеть изменения, важные для собственной профессии, и быть готовым приспособиться к ним (адаптивная компетентность); умение эффективно пользоваться различными средствами и способами общения (коммуникативная компетентность); способность сочетать теоретические положения с социально-культурной практикой (интегративная компетентность). В профессиональной деятельности различных категорий специалистов социально-культурной сферы сегодня довольно легко можно выделить общее и особенное, реальное и идеальное, представить динамику изменения их состава по профессиональному, общекультурному, эстетическому и другим параметрам. За последние десятилетия, несмотря на весьма ощутимые социально-экономические трудности, в стране сложилась относительно устойчивая система отбора, допрофессиональной, профессиональной и постпрофессиональной подготовки и аттестации специалистов-организаторов социально-культурной деятельности. Не последнюю роль в стабилизации этой системы сыграл переход обучающихся структур на полное или частичное самофинансирование, внедрение платных услуг. Из широкого диапазона целей и задач, практических навыков и умений, психологических мотивов и установок, интересов и увлечений складывается целая система приоритетов профессиональной деятельности специалистов. Эта система обусловлена наличием целого ряда факторов, но, прежде всего – современным состоянием и перспективами развития социально-культурной среды конкретного региона (области, края, города, региона). Реализация социально-культурной политики в масштабах отдельно взятого региона, проведение в жизнь программно-целевого принципа финансирования объектов культуры и досуга делают необходимым выделение, в рамках кадрового ресурса, еще одной исключительно важной его составляющей – интеллектуального ресурса, того активного потенциала, которым обладают профессионалы и любители, выступающие в качестве авторов многочисленных социально-культурных проектов и программ. Как правило, эти люди представляют различные социальные и профессиональные слои населения. Введение в оборот интеллектуального ресурса, приобщение новых сил к генерированию инновационных проектных идей являются одновременно и средством, и результатом, и свидетельством достаточно сильной и эффективной социально-культурной политики в условиях того или иного региона. Эффективность использования кадрового ресурса самым непосредственным образом связана с вопросом о современном юридическом, экономическом, социальном статусе специалиста социально-культурной сферы. Это связано не только с трансформацией прежнего понятия «культурно-просветительный работник», но и с объективно возрастающей ролью специалиста, непосредственно организующего контакты с семьей, трудовым коллективом, учреждениями культуры, школой и другими социальными институтами региона. В нынешних условиях происходит ярко выраженная дифференциация приоритетных ролевых функций субъектов (основных участников) социально-культурных процессов. Множество взаимодействующих субъектов социально-культурной и индивидуально-культурной деятельности, включая как профессионалов, так и любителей, составляет следующие основные категории: 1) социальные заказчики (ресурсодержатели), выражающие интересы и запросы различных групп населения – потенциальных пользователей социально-культурных проектов и программ, конкретных потребителей культурного продукта, благ и услуг; 2) менеджеры - организаторы социально-культурной сферы, являющиеся, по существу, основными фигурами, руководителями и посредниками в разработке и реализации многочисленных образовательных, художественно-творческих, развлекательно-игровых, спортивно-оздоровительных и других социально-культурных проектов и программ; 3) выступающие в качестве исполнителей специалисты – творческие работники, профессионалы и непрофессионалы, непосредственно занятые созданием социально-культурных ценностей благ и услуг, наполнением содержания конкретных проектов и программ. В каждой из названных категорий широко представлены как отдельные лица, так и многочисленные самодеятельные общности, инициативные группы, ассоциации и т.д. Кардинально меняется и традиционная целевая установка профессионального организатора-методиста. Социально-культурная деятельность объективно становится условием совершенствования социальной действительности, важной формой самовыражения, самореализации личности. Финансируемые за счет муниципальных, коммерческих, общественных структур досуговые программы предназначены для развития территориального своеобразия и самобытности культуры, поддержки новаторских социальных инициатив, новых форм творчества. В качественно новом социальном статусе специалиста доминирующими признаками являются его профессиональная компетентность и высокая квалификация в стимулировании и организации индивидуальной либо семейной, групповой досуговой деятельности. Вместе с тем социальный статус современного организатора досуга сложился в последние годы в условиях опыта, свободного от жесткой регламентации и администрирования. Этот статус определяется социальной ролью специалиста, а поскольку речь идет о множественности таких ролей, правомерно поставить вопрос о модификации самого статуса. Нельзя не учитывать своеобразие, специфические черты социально-культурной деятельности в процессе разработки и реализации тех или иных социально-культурных проектов или досуговых программ. Лидерство как ролевая функция организатора досуга приобретает особую социальную ценность в связи с тем, что в социально-культурной, досуговой сфере центром всеобщего притяжения становятся малые группы, камерные формы познавательной, культурно-творческой, рекреационной деятельности. Именно роль лидера как педагога, мастера, наставника не может не опираться на огромную сумму методических знаний, умений и навыков. Целевой установкой лидера-педагога всегда или почти всегда оказывается развитие у конкретной общности людей (детей, подростков, взрослых) творческих способностей, а также методов, с помощью которых эти способности формируются и реализуются. Наиболее успешна и эффективна такая структура управления деятельностью культурно-досуговых учреждений, которая учитывает социальные условия работающих в них людей, их стремления, ориентации и предпочтения, их духовный настрой. В целевой установке специалиста можно выделить несколько приоритетных позиций, в их числе: · повышение степени самостоятельности ребенка с дошкольного возраста, подростка, взрослого в выборе и реализации досуговых потребностей, их способности контролировать свое свободное время и более эффективно решать возникающие проблемы досуга; · создание условий, в которых и дети, и взрослые могут в максимальной мере проявить досуговую инициативу, творческие возможности; · содействие в адаптации и реадаптации юного или взрослого человека в конкретной досуговой среде, досуговой общности (например, в самодеятельном коллективе). Углублению профилированной подготовки кадров способствует более гибкая система высшего и среднего специального образования, характеризующаяся многообразием форм и каналов подготовки специалистов. При определении перспектив развития профилирующего образования важно предусмотреть, привлекая зарубежный опыт, возможности подготовки кадров в вузах культуры с увеличением до 5 лет срока обучения, подготовку специалистов, по своим задачам и функциям замыкающихся на культурно-досуговой сфере (культурологи, социологи, специалисты культурно-досуговой сферы, социальные педагоги – организаторы культурно-досуговой деятельности и др.), организацию подготовки специалистов для культурно-досуговой сферы в педагогических, физкультурных и других вузах, а также с сокращенным сроком обучения в вузах культуры специалистов на базе высшего непрофильного и среднего культурно-просветительного образования. Широкие перспективы открывают налаживание контактов с зарубежными, международными общественными, учебными, развивающими центрами, содействие росту молодых лидеров любительских движений, многочисленных досуговых инициатив. Особое значение приобретает непрерывная работа по повышению квалификации кадров социально-культурной сферы. Непрерывность повышения квалификации, необходимость обеспечения цельности и сбалансированности всех звеньев ее системы, а также охвата всех типов социально-культурных институтов и всех категорий занятых в них работников требуют дальнейших структурных изменений, в том числе пополнения системы новыми звеньями. Таким образом, специфика социально-культурной деятельности требует разработки соответствующего механизма хозяйствования и управления ею.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.157.133 (0.008 с.) |