Административно-правовые основы управления социально-культурной сферой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Административно-правовые основы управления социально-культурной сферой



Социально-культурная сфера - это духовная (нематериаль­ная) по характеру и идеологической направленности деятель­ность многообразных по своему профилю учреждений, выража­ющаяся в создании, использовании (распространении) и охране духовных ценностей, ориентированная на воспитание человека, на наиболее полное удовлетворение социально-культурных по­требностей населения.

 

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

 

В ст. 49 Конституции Республики Беларусь закреплено пра­во каждого гражданина на образование. Основанием для реали­зации этого права является система образования, которая обес­печивает общеобразовательную и профессиональную подготов­ку. В сфере образования решаются две основные задачи: образо­вание и воспитание.

Основным нормативным актом, регулирующим деятельность в сфере образования в государстве, является Закон Республики Беларусь «Об образовании». Он закрепляет доступность и бес­платность дошкольного, среднего, профессионально-техническо­го и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования; развитие внешкольного, последипломного образова­ния и иных форм обучения. Им же регулируются вопросы предо­ставления государственных стипендий и льгот ученикам и сту­дентам; социальной защиты воспитанников, учеников, студентов, курсантов, слушателей, стажеров, клинических ординаторов, аспи­рантов, докторантов и других лиц, независимо от форм их обуче­ния и типов заведений, в которых они обучаются; способы содействия получению образования в домашних условиях и т.д.

 

По каждому образовательному и образовательно-квалифи­кационному уровню отдельно разрабатываются государственные стандарты образования. Система образования Республики Бела­русь состоит из дошкольных учреждений; учреждений, обеспе­чивающих получение начального, базового, общего среднего, про­фессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, повышение квалификации и пере­подготовку кадров, а также получение специального образова­ния для лиц с особенностями психофизического развития (учеб­ные заведения); учреждений внешкольного воспитания и обуче­ния; социально-педагогических учреждений; специальных учеб­но-воспитательных учреждений.

Структура образования включает в себя: дошкольное обра­зование; общее базовое образование; общее среднее образование; профессионально-техническое образование; среднее специальное образование; высшее образование; послевузовское образование.

Государственная политика в области образования заключа­ется в том, что Республика Беларусь признает образование при­оритетной сферой социально-экономического, духовного и культурного развития общества. От имени государства в республике политика в области образования реализуется органами государ­ственной исполнительной власти и органами местного самоуп­равления. Основными принципами образования являются: при­оритетность образования; обязательность общего базового обра­зования; осуществление перехода к обязательному общему сред­нему образованию; доступность дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования; преемственность и непрерывность уров­ней и ступеней образования; национально-культурная основа образования; приоритет общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования; научность; экологическая направленность образования; демократический характер управления образованием; светский характер образо­вания.

Язык образования в Республике Беларусь определяется Кон­ституцией и Законом «О языках в Республике Беларусь», со­гласно которым Республика Беларусь гарантирует каждому граж­данину Республики Беларусь неотъемлемое право на воспитание и получение образования на белорусском или русском языке.

Это право обеспечивается системой дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, профессионально-технических учи­лищ, средних специальных и высших учебных заведений. Пра­во на воспитание и получение образования на родном языке имеют и лица других национальностей, живущие в республике.

Учебно-воспитательный процесс в учебных заведениях сво­боден от вмешательства политических партий, общественных и религиозных организаций. В организациях системы образова­ния не допускаются создание и деятельность политических партий, иных общественных объединений, преследующих поли­тические цели, а также создание и анонимная или иная проти­воречащая законодательству деятельность религиозных органи­заций.

Учреждения образования в вопросах воспитательной дея­тельности на основании письменных заявлений родителей и законных представителей детей (самих совершеннолетних обу­чающихся во внеучебное время могут взаимодействовать с заре­гистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Порядок, условия, содержа­ние и формы такого взаимодействия определяются Правитель­ством Республики Беларусь по согласованию с Президентом.

К педагогической деятельности допускаются лица, которые имеют соответствующее образование и профессиональную под­готовку. Профессиональные права и обязанности педагогических работников определяются законодательством Республики Беларусь, положениями и уставами соответствующих учрежде­ний образования.

Управление образованием в Республике Беларусь осуществ­ляется системой государственных органов и органов местного самоуправления. К органам управления образованием относят­ся: Министерство образования (Минобразования), другие мини­стерства, которым подчинены учебные заведения, местные орга­ны исполнительной власти и органы местного самоуправления.

Республиканским отраслевым органом государственного управления в области образования является Министерство об­разования Республики Беларусь. Согласно возложенным на него задачам в сфере прогнозирования и планирования развития об­разования, разработки организационного и правового механизма

его функционирования Минобразования анализирует состояние образования в государстве, прогнозирует и планирует его дальнейшее развитие с учетом потребностей личности, обще­ства, государства; разрабатывает нормативно-правовую базу фун­кционирования системы образования, осуществляет экспертизу проектов общегосударственных, ведомственных, других решений и программ в части, которая касается образования, готовит про­екты законодательных актов и правительственных решений; про­гнозирует и упорядочивает структуру сети учебно-воспитатель­ных заведений; разрабатывает предложения относительно пе­речня специальностей и квалификаций; обеспечивает выполне­ние вузами государственного заказа и договоров на подготовку специалистов; разрабатывает положения об учебно-воспитатель­ных учреждениях образования.

В сфере учебно-воспитательного процесса Минобразования определяет требования к содержанию, уровню и объему соци­ально необходимого государственного минимума образования (ус­танавливает государственные стандарты знаний по каждому предмету), обеспечивает непрерывность образования, интеграцию обучения с наукой и производством, разрабатывает и утвержда­ет соответствующие типовые учебные планы, программы для учебно-воспитательных заведений; разрабатывает условия при­ема в учебно-воспитательные заведения; обеспечивает издание соответствующей литературы по вопросам образования и др.

Минобразования вносит предложения о создании, реоргани­зации, ликвидации в установленном порядке заведений, органи­заций, предприятий образования; содействует развитию новых учебно-воспитательных заведений; проводит в установленном порядке аттестацию и аккредитацию образовательных заведе­ний, независимо от форм собственности и подчинения, выдает им лицензии и сертификаты; осуществляет государственное ин­спектирование учебно-воспитательных заведений; организует повышение квалификации и переподготовку кадров системы об­разования; осуществляет общее руководство научной деятель­ностью и др.

Для согласованного решения вопросов, которые отнесены к компетенции Минобразования, обсуждения наиболее важных направлений деятельности и развития образования в Минобразовании создается соответствующая коллегия.

Акты Минобразования, принятые в пределах его полномо­чий, обязательны для министерств и госкомитетов и подчинен­ных им учебных заведений, местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, подчиненных им органов управления образованием, учебных заведений, незави­симо от форм собственности.

Другие министерства, которым также подчинены учебные заведения (МВД, МЧС и др.), осуществляют вместе с Министер­ством образования государственное управление подчиненными им учебными заведениями путем их финансирования, создания материальной базы, назначения на должность руководителей этих заведений, организации подготовки научных и научно-пе­дагогических кадров, обеспечения организационного и методи­ческого руководства; контрольные функции по вопросам соблю­дения требований о качестве образования и др. Акты этих орга­нов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, подчиненных им органов управления образо­ванием, учебных заведений соответствующего профиля.

Местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, реализуя государственную политику в области образования, в пределах своей компетенции: обеспечивают раз­витие сети заведений образования, укрепление их материаль­ной базы, хозяйственное обслуживание; осуществляют соци­альную защиту работников сферы образования, детей, ученичес­кой и студенческой молодежи, создают согласно требованиям нормативов материально-технического и финансового обеспече­ния условия для их воспитания, обучения и работы; организуют учет детей дошкольного и школьного возраста; контролиру­ют соблюдение правил обучения детей в заведениях образова­ния; решают вопросы, связанные с опекой и попечительством несовершеннолетних, оставшихся без родительской заботы, де­тей-сирот, защитой их прав, предоставлением им материаль­ной и другой помощи; по месту жительства создают надлежа­щие условия для воспитания детей, молодежи, развития их спо­собностей и удовлетворения их интересов; обеспечивают в сель­ской местности регулярную и бесплатную доставку к месту обу­чения и обратно детей дошкольного возраста, учеников и педагогических работников; организуют профессиональную консультацию

молодежи и продуктивный труд учащихся; определяют потребности, объемы, разрабатывают предложения по государ­ственному заказу на подготовку трудовых кадров для региона.

Для решения этих задач местными органами государствен­ной исполнительной власти и органами местного самоуправле­ния создаются соответствующие органы управления образова­нием - отделы образования и управления образования (на областном уровне).

Непосредственное управление детским дошкольным заведе­нием (детские ясли, детский сад), школой, внешкольным учеб­ным заведением осуществляет директор (заведующий), который назначается вышестоящим органом управления образования или органом местного самоуправления. Соответствующее образование, стаж работы и наличие организаторских способно­стей - основные условия назначения на должность руководителя любого образовательного заведения. Руководитель несет персональную ответственность перед государством за организацию и качество учебно-воспитательной работы, укрепление здоровья и физическое развитие учеников и воспитанников, а также за финансово-хозяйственное состояние заведения. В своей деятель­ности он опирается как на трудовой коллектив, так и на общественные организации, цель которых - предоставление разнообразной помощи учебно-воспитательным заведениям. Полномо­чия директора (заведующего) регламентируются положениями и уставами учебно-воспитательных заведений.

Для обеспечения коллегиального рассмотрения основных вопросов воспитательной и методической работы в учебном за­ведении действует педагогический совет, который состоит из учителей и представителей общественности. При школах и до­школьных детских заведениях могут создаваться родительские комитеты из числа родителей учеников и воспитанников, которые призваны оказывать помощь учебно-воспитательному заве­дению, а также семьям в воспитании детей.

Управление профессионально-техническим учебным заведе­нием, в котором обеспечиваются первичная профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работ­ников, осуществляет директор, которого назначают специально уполномоченный республиканский орган исполнительной вла­сти в сфере профессионально-технического образования, министерства

и другие республиканские органы исполнительной власти, которым подчинены профессионально-технические учебные заведения государственной формы собственности. Руководитель профессионально-технического учебного заведения другой (част­ной) формы собственности назначается учредителем.

Управление средним специальным и высшим учебным заведением (техникум, училище, колледж, институт, консерватория, академия, университет) осуществляет его руководитель (ректор, директор и т.д.). Он исполняет следующие функции: самостоя­тельно в пределах действующего законодательства решает воп­росы функционирования заведения; в пределах своих полномо­чий издает приказы и распоряжения, обязательные для испол­нения всеми подразделениями заведения (факультетами, кафед­рами, филиалами, отделениями, учебно-консультативными, на­учно-исследовательскими подразделениями, конструкторско-технологическими бюро и др.); представляет высшее учебное заве­дение образования в государственных и других органах, отвеча­ет за результаты деятельности заведения перед органом управ­ления, в подчинении которого оно находится; является распо­рядителем имущества и средств заведения; принимает на рабо­ту и освобождает от работы сотрудников заведения; определяет их функциональные обязанности и др.

Совещательный орган управления высшего учебного заве­дения - ученый совет, на который возложены обязанности по координации и контролю за научной, учебной, методической и воспитательной работой в заведении.

Все учебные и воспитательные заведения, независимо от форм (собственности и порядка образования, осуществляют оператив­ный и бухгалтерский учет своей деятельности (как хозяйствен­ной, так и учебно-воспитательной), за правильность которого должностные лица этих заведений несут предусмотренную законодательством дисциплинарную, административную и уголов­ную ответственность. Контроль за соблюдением требований за­конодательства заведениями образования в сфере учебно-воспи­тательной работы осуществляют вышестоящие органы в отно­шении подчиненных им учебных заведений системы Минобра­зования, специальные контролирующие органы ведомственной направленности, такие как департамент контроля качества об­разования, по другим вопросам - в области бюджетной,

финансовой дисциплины, соблюдения природоохранительного законодательства - органы местного самоуправления, исполнительной власти и специальные контролирующие органы межведомственного и надведомственного контроля.

Основные задачи департамента контроля качества образова­ния: осуществление и совершенствование государственного контроля за функционированием системы образования Республики Беларусь; осуществление контроля качества образования, пре­доставляемого учебными заведениями всех типов и иными учреждениями образования, независимо от ведомственной подчи­ненности и форм собственности; разработка нормативных пра­вовых актов в области осуществления контроля качества систе­мы образования; изучение международного опыта совершенство­вания форм и методов контроля за функционированием систе­мы образования.

 

УПРАВЛЕНИЕ НАУКОЙ

 

Государство оказывает приоритетное содействие развитию науки как определяющему источнику экономического роста и неотъемлемой составляющей национальной культуры и обра­зования, создавая необходимые условия для реализации интел­лектуального потенциала граждан в сфере научно-технической деятельности, обеспечивая использование достижений науки и техники для решения социальных, экономических, культурных и других проблем.

Правовые основы государственной политики в сфере науки и научно-технической деятельности определены в законах Рес­публики Беларусь «Об основах государственной научно-техни­ческой политики» и «О научной деятельности». В соответствии с ними развитие науки и техники - определяющий фактор про­гресса общества, повышения благосостояния его членов, их ду­ховного и интеллектуального роста.

Государственное управление и регулирование научной дея­тельности осуществляется согласно принципам органичного единства научно-технического, экономического, социального духовного развития общества, централизации и децентрализации управления научной деятельностью; соблюдению требований экологической безопасности; признанию свободы творчес­кой, научной и научно-технической деятельности; сбалансиронному развитию фундаментальных и прикладных исследова­ний; использованию достижений мировой науки, возможнос­тям международного научного сотрудничества; свободе распрос­транения научной и научно-технической информации; откры­тости для международного научно-технического сотрудничества, обеспечению интеграции белорусской науки в мировую в соче­тании с защитой интересов национальной безопасности.

Научную деятельность осуществляют ученые, научные и пе­дагогические работники, а также учреждения, организации, выс­шие учебные заведения, общественные организации. Каждая орга­низационная форма имеет определенные особенности. Непосред­ственно в сфере организации науки действуют специализирован­ные органы исполнительной власти, а также государственные учреждения. С целью благоприятствования формированию госу­дарственной политики развития науки, определения приоритетных научно-технических направлений, выработки стратегии тех­нологического развития, усовершенствования структуры управ­ления наукой и системы подготовки научных кадров создан специальный орган - Государственный комитет по науке и технологиям.

Основные задачи этого органа: реализация государственной политики в научной, научно-технической и инновационной де­ятельности, а также в области охраны прав на объекты интел­лектуальной собственности; организационно-экономическое регулирование вопросов развития научной, научно-технической и инновационной деятельности и охраны прав на объекты интел­лектуальной собственности; анализ уровня проводимых иссле­дований и разработок, выработка предложений по повышению их экономической эффективности; координация деятельности республиканских органов государственного управления, органи­заций в сферах научной, научно-технической и инновационной деятельности, а также в области охраны прав на объекты ин­теллектуальной собственности; совершенствование структуры научно-технического потенциала республики и повышение эффективности его использования; проведение единой государствен­ной политики в области международного научно-технического сотрудничества; развитие инновационной инфраструктуры,

создание механизмов поддержки субъектов инновационной дея­тельности; обеспечение контроля за исполнением законодательства Республики Беларусь по вопросам развития научной, науч­но-технической, инновационной деятельности и охраны прав на объекты интеллектуальной собственности, а также целевым использованием средств республиканского бюджета, выделяемых на финансирование научной деятельности в Республике Беларусь и международного научно-технического сотрудничества, и т.д.

Другие республиканские органы исполнительной власти осу­ществляют управление наукой и инновационной деятельностью в соответствующих отраслях, направляют и контролируют деятельность подчиненных им научных организаций; организуют производство современной конкурентоспособной продукции; несут ответственность за уровень научно-технического развития соответствующих отраслей.

Местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обеспе­чивают выполнение государственных научных и научно-техни­ческих программ, разрабатывают и организовывают выполнение региональных программ.

Особое место в системе органов, функционирующих в сфере науки, принадлежит Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь (ВАК). Она реализует государственную поли­тику в области аттестации научных и научно-технических кад­ров высшей квалификации, присуждает научные степени и при­сваивает ученые звания, контролирует деятельность специали­зированных ученых советов и качество аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации.

Высшая аттестационная комиссия уполномочена принимать в установленном порядке в пределах своей компетенции норма­тивные акты, обязательные для выполнения всеми учреждения ми, организациями и предприятиями республики, независимо от их подчиненности; получать в установленном порядке от министерств, других органов управления и подведомственных им уч­реждений, организаций и предприятий информационно-аналитическую, статистическую и другую информацию по вопросам аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации; контролировать деятельность аспирантур,

адъюнктур, докторантур, органов по присуждению ученых степеней и присвоению ученых званий, созданных в организациях и уч­реждениях, независимо от подчиненности и форм собственнос­ти, запрашивать от них информацию по вопросам присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий научным и науч­но-педагогическим работникам; заслушивать отчеты руководи­телей органов по присуждению ученых степеней и присвоению ученых званий; создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке экспертные советы и советы по защите диссертаций в учреждениях, организациях республики, незави­симо от их подчиненности; отменять решения советов по защи­те диссертаций по присуждению ученых степеней и советов уч­реждений и организаций о присвоении ученых званий, лишать их полномочий в случае нарушения ими установленного поряд­ка присуждения ученых степеней и званий; лишать в установ­ленном порядке научных и научно-педагогических работников и иных лиц ученых степеней и званий; проводить международ­ные и республиканские конференции, конгрессы, совещания и семинары по вопросам подготовки и аттестации научных и на­учно-педагогических кадров высшей квалификации.

В целях сохранения и усиления интеллектуального потен­циала, создания благоприятных условий для дальнейшего развития фундаментальной науки, обеспечения со стороны госу­дарства финансовой поддержки научных исследований создано высшее научное учреждение Республики Беларусь - Нацио­нальная академия наук. Академия наук является высшей госу­дарственной научной организацией Республики Беларусь, осу­ществляющей организацию, проведение и координацию фунда­ментальных и прикладных научных исследований и разработок в целях научного обеспечения экономического, социального и культурного развития Республики Беларусь.

Академия наук объединяет в своем составе действительных членов (академиков), членов-корреспондентов, почетных и инос­транных членов Академии наук, а также отделения и регио­нальные филиалы Академии наук, аппарат Академии наук, научные организации и иные юридические лица, находящиеся в ее ведении, работников этих организаций и юридических лиц.

 

 

Основными задачами Академии наук являются: научное обес­печение экономического, социального и государственно-правово­го развития Республики Беларусь, ее культуры, рационального использования и охраны природы; организация, проведение и координация фундаментальных и прикладных научных иссле­дований и разработок по важнейшим направлениям естествен­ных, технических, гуманитарных, социальных наук и искусств в целях получения новых знаний о человеке, обществе, природе и увеличения научно-технического, интеллектуального и духов­ного потенциала Республики Беларусь; определение и внесение для утверждения в установленном законодательством порядке перечней приоритетных направлений фундаментальных и при­кладных научных исследований Республики Беларусь; выявле­ние принципиально новых путей научно-технического прогрес­са, участие в разработке рекомендаций по использованию дос­тижений отечественной и мировой науки на практике; обеспе­чение развития науки в регионах Республики Беларусь; созда­ние условий для развития научных школ, подготовки научных работников высшей квалификации, повышения квалификации ученых и специалистов, в том числе в зарубежных научных центрах, и т.д.

Развитие отраслевой науки также осуществляется в рам­ках научно-исследовательских, опытно-конструкторских и дру­гих учреждений, входящих в систему соответствующих мини­стерств, государственных комитетов и других органов исполни­тельной власти. Общее руководство отраслевыми научно-исследовательскими институтами осуществляют органы исполнитель­ной власти, в систему которых они входят.

Научные исследования в вузах - вузовская наука - органи­зуются в целях: использования научно-технического потенциа­ла высшей школы для определения приоритетных направлений фундаментальных исследований, усиления влияния науки на ре­шение образовательных и воспитательных задач; исследования и разработки теоретических и методологических основ развития образования. Исполнителями научно-исследовательских работ являются профессорско-преподавательский состав, студенты, док­торанты, аспиранты, стажеры, научные сотрудники.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.205 (0.05 с.)