Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Административно-правовые основы управления социально-культурной сферойСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Социально-культурная сфера - это духовная (нематериальная) по характеру и идеологической направленности деятельность многообразных по своему профилю учреждений, выражающаяся в создании, использовании (распространении) и охране духовных ценностей, ориентированная на воспитание человека, на наиболее полное удовлетворение социально-культурных потребностей населения.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
В ст. 49 Конституции Республики Беларусь закреплено право каждого гражданина на образование. Основанием для реализации этого права является система образования, которая обеспечивает общеобразовательную и профессиональную подготовку. В сфере образования решаются две основные задачи: образование и воспитание. Основным нормативным актом, регулирующим деятельность в сфере образования в государстве, является Закон Республики Беларусь «Об образовании». Он закрепляет доступность и бесплатность дошкольного, среднего, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования; развитие внешкольного, последипломного образования и иных форм обучения. Им же регулируются вопросы предоставления государственных стипендий и льгот ученикам и студентам; социальной защиты воспитанников, учеников, студентов, курсантов, слушателей, стажеров, клинических ординаторов, аспирантов, докторантов и других лиц, независимо от форм их обучения и типов заведений, в которых они обучаются; способы содействия получению образования в домашних условиях и т.д.
По каждому образовательному и образовательно-квалификационному уровню отдельно разрабатываются государственные стандарты образования. Система образования Республики Беларусь состоит из дошкольных учреждений; учреждений, обеспечивающих получение начального, базового, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, повышение квалификации и переподготовку кадров, а также получение специального образования для лиц с особенностями психофизического развития (учебные заведения); учреждений внешкольного воспитания и обучения; социально-педагогических учреждений; специальных учебно-воспитательных учреждений. Структура образования включает в себя: дошкольное образование; общее базовое образование; общее среднее образование; профессионально-техническое образование; среднее специальное образование; высшее образование; послевузовское образование. Государственная политика в области образования заключается в том, что Республика Беларусь признает образование приоритетной сферой социально-экономического, духовного и культурного развития общества. От имени государства в республике политика в области образования реализуется органами государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления. Основными принципами образования являются: приоритетность образования; обязательность общего базового образования; осуществление перехода к обязательному общему среднему образованию; доступность дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования; преемственность и непрерывность уровней и ступеней образования; национально-культурная основа образования; приоритет общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования; научность; экологическая направленность образования; демократический характер управления образованием; светский характер образования. Язык образования в Республике Беларусь определяется Конституцией и Законом «О языках в Республике Беларусь», согласно которым Республика Беларусь гарантирует каждому гражданину Республики Беларусь неотъемлемое право на воспитание и получение образования на белорусском или русском языке. Это право обеспечивается системой дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, средних специальных и высших учебных заведений. Право на воспитание и получение образования на родном языке имеют и лица других национальностей, живущие в республике. Учебно-воспитательный процесс в учебных заведениях свободен от вмешательства политических партий, общественных и религиозных организаций. В организациях системы образования не допускаются создание и деятельность политических партий, иных общественных объединений, преследующих политические цели, а также создание и анонимная или иная противоречащая законодательству деятельность религиозных организаций. Учреждения образования в вопросах воспитательной деятельности на основании письменных заявлений родителей и законных представителей детей (самих совершеннолетних обучающихся во внеучебное время могут взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Порядок, условия, содержание и формы такого взаимодействия определяются Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом. К педагогической деятельности допускаются лица, которые имеют соответствующее образование и профессиональную подготовку. Профессиональные права и обязанности педагогических работников определяются законодательством Республики Беларусь, положениями и уставами соответствующих учреждений образования. Управление образованием в Республике Беларусь осуществляется системой государственных органов и органов местного самоуправления. К органам управления образованием относятся: Министерство образования (Минобразования), другие министерства, которым подчинены учебные заведения, местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Республиканским отраслевым органом государственного управления в области образования является Министерство образования Республики Беларусь. Согласно возложенным на него задачам в сфере прогнозирования и планирования развития образования, разработки организационного и правового механизма его функционирования Минобразования анализирует состояние образования в государстве, прогнозирует и планирует его дальнейшее развитие с учетом потребностей личности, общества, государства; разрабатывает нормативно-правовую базу функционирования системы образования, осуществляет экспертизу проектов общегосударственных, ведомственных, других решений и программ в части, которая касается образования, готовит проекты законодательных актов и правительственных решений; прогнозирует и упорядочивает структуру сети учебно-воспитательных заведений; разрабатывает предложения относительно перечня специальностей и квалификаций; обеспечивает выполнение вузами государственного заказа и договоров на подготовку специалистов; разрабатывает положения об учебно-воспитательных учреждениях образования. В сфере учебно-воспитательного процесса Минобразования определяет требования к содержанию, уровню и объему социально необходимого государственного минимума образования (устанавливает государственные стандарты знаний по каждому предмету), обеспечивает непрерывность образования, интеграцию обучения с наукой и производством, разрабатывает и утверждает соответствующие типовые учебные планы, программы для учебно-воспитательных заведений; разрабатывает условия приема в учебно-воспитательные заведения; обеспечивает издание соответствующей литературы по вопросам образования и др. Минобразования вносит предложения о создании, реорганизации, ликвидации в установленном порядке заведений, организаций, предприятий образования; содействует развитию новых учебно-воспитательных заведений; проводит в установленном порядке аттестацию и аккредитацию образовательных заведений, независимо от форм собственности и подчинения, выдает им лицензии и сертификаты; осуществляет государственное инспектирование учебно-воспитательных заведений; организует повышение квалификации и переподготовку кадров системы образования; осуществляет общее руководство научной деятельностью и др. Для согласованного решения вопросов, которые отнесены к компетенции Минобразования, обсуждения наиболее важных направлений деятельности и развития образования в Минобразовании создается соответствующая коллегия. Акты Минобразования, принятые в пределах его полномочий, обязательны для министерств и госкомитетов и подчиненных им учебных заведений, местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, подчиненных им органов управления образованием, учебных заведений, независимо от форм собственности. Другие министерства, которым также подчинены учебные заведения (МВД, МЧС и др.), осуществляют вместе с Министерством образования государственное управление подчиненными им учебными заведениями путем их финансирования, создания материальной базы, назначения на должность руководителей этих заведений, организации подготовки научных и научно-педагогических кадров, обеспечения организационного и методического руководства; контрольные функции по вопросам соблюдения требований о качестве образования и др. Акты этих органов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, подчиненных им органов управления образованием, учебных заведений соответствующего профиля. Местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, реализуя государственную политику в области образования, в пределах своей компетенции: обеспечивают развитие сети заведений образования, укрепление их материальной базы, хозяйственное обслуживание; осуществляют социальную защиту работников сферы образования, детей, ученической и студенческой молодежи, создают согласно требованиям нормативов материально-технического и финансового обеспечения условия для их воспитания, обучения и работы; организуют учет детей дошкольного и школьного возраста; контролируют соблюдение правил обучения детей в заведениях образования; решают вопросы, связанные с опекой и попечительством несовершеннолетних, оставшихся без родительской заботы, детей-сирот, защитой их прав, предоставлением им материальной и другой помощи; по месту жительства создают надлежащие условия для воспитания детей, молодежи, развития их способностей и удовлетворения их интересов; обеспечивают в сельской местности регулярную и бесплатную доставку к месту обучения и обратно детей дошкольного возраста, учеников и педагогических работников; организуют профессиональную консультацию молодежи и продуктивный труд учащихся; определяют потребности, объемы, разрабатывают предложения по государственному заказу на подготовку трудовых кадров для региона. Для решения этих задач местными органами государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления создаются соответствующие органы управления образованием - отделы образования и управления образования (на областном уровне). Непосредственное управление детским дошкольным заведением (детские ясли, детский сад), школой, внешкольным учебным заведением осуществляет директор (заведующий), который назначается вышестоящим органом управления образования или органом местного самоуправления. Соответствующее образование, стаж работы и наличие организаторских способностей - основные условия назначения на должность руководителя любого образовательного заведения. Руководитель несет персональную ответственность перед государством за организацию и качество учебно-воспитательной работы, укрепление здоровья и физическое развитие учеников и воспитанников, а также за финансово-хозяйственное состояние заведения. В своей деятельности он опирается как на трудовой коллектив, так и на общественные организации, цель которых - предоставление разнообразной помощи учебно-воспитательным заведениям. Полномочия директора (заведующего) регламентируются положениями и уставами учебно-воспитательных заведений. Для обеспечения коллегиального рассмотрения основных вопросов воспитательной и методической работы в учебном заведении действует педагогический совет, который состоит из учителей и представителей общественности. При школах и дошкольных детских заведениях могут создаваться родительские комитеты из числа родителей учеников и воспитанников, которые призваны оказывать помощь учебно-воспитательному заведению, а также семьям в воспитании детей. Управление профессионально-техническим учебным заведением, в котором обеспечиваются первичная профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников, осуществляет директор, которого назначают специально уполномоченный республиканский орган исполнительной власти в сфере профессионально-технического образования, министерства и другие республиканские органы исполнительной власти, которым подчинены профессионально-технические учебные заведения государственной формы собственности. Руководитель профессионально-технического учебного заведения другой (частной) формы собственности назначается учредителем. Управление средним специальным и высшим учебным заведением (техникум, училище, колледж, институт, консерватория, академия, университет) осуществляет его руководитель (ректор, директор и т.д.). Он исполняет следующие функции: самостоятельно в пределах действующего законодательства решает вопросы функционирования заведения; в пределах своих полномочий издает приказы и распоряжения, обязательные для исполнения всеми подразделениями заведения (факультетами, кафедрами, филиалами, отделениями, учебно-консультативными, научно-исследовательскими подразделениями, конструкторско-технологическими бюро и др.); представляет высшее учебное заведение образования в государственных и других органах, отвечает за результаты деятельности заведения перед органом управления, в подчинении которого оно находится; является распорядителем имущества и средств заведения; принимает на работу и освобождает от работы сотрудников заведения; определяет их функциональные обязанности и др. Совещательный орган управления высшего учебного заведения - ученый совет, на который возложены обязанности по координации и контролю за научной, учебной, методической и воспитательной работой в заведении. Все учебные и воспитательные заведения, независимо от форм (собственности и порядка образования, осуществляют оперативный и бухгалтерский учет своей деятельности (как хозяйственной, так и учебно-воспитательной), за правильность которого должностные лица этих заведений несут предусмотренную законодательством дисциплинарную, административную и уголовную ответственность. Контроль за соблюдением требований законодательства заведениями образования в сфере учебно-воспитательной работы осуществляют вышестоящие органы в отношении подчиненных им учебных заведений системы Минобразования, специальные контролирующие органы ведомственной направленности, такие как департамент контроля качества образования, по другим вопросам - в области бюджетной, финансовой дисциплины, соблюдения природоохранительного законодательства - органы местного самоуправления, исполнительной власти и специальные контролирующие органы межведомственного и надведомственного контроля. Основные задачи департамента контроля качества образования: осуществление и совершенствование государственного контроля за функционированием системы образования Республики Беларусь; осуществление контроля качества образования, предоставляемого учебными заведениями всех типов и иными учреждениями образования, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности; разработка нормативных правовых актов в области осуществления контроля качества системы образования; изучение международного опыта совершенствования форм и методов контроля за функционированием системы образования.
УПРАВЛЕНИЕ НАУКОЙ
Государство оказывает приоритетное содействие развитию науки как определяющему источнику экономического роста и неотъемлемой составляющей национальной культуры и образования, создавая необходимые условия для реализации интеллектуального потенциала граждан в сфере научно-технической деятельности, обеспечивая использование достижений науки и техники для решения социальных, экономических, культурных и других проблем. Правовые основы государственной политики в сфере науки и научно-технической деятельности определены в законах Республики Беларусь «Об основах государственной научно-технической политики» и «О научной деятельности». В соответствии с ними развитие науки и техники - определяющий фактор прогресса общества, повышения благосостояния его членов, их духовного и интеллектуального роста. Государственное управление и регулирование научной деятельности осуществляется согласно принципам органичного единства научно-технического, экономического, социального духовного развития общества, централизации и децентрализации управления научной деятельностью; соблюдению требований экологической безопасности; признанию свободы творческой, научной и научно-технической деятельности; сбалансиронному развитию фундаментальных и прикладных исследований; использованию достижений мировой науки, возможностям международного научного сотрудничества; свободе распространения научной и научно-технической информации; открытости для международного научно-технического сотрудничества, обеспечению интеграции белорусской науки в мировую в сочетании с защитой интересов национальной безопасности. Научную деятельность осуществляют ученые, научные и педагогические работники, а также учреждения, организации, высшие учебные заведения, общественные организации. Каждая организационная форма имеет определенные особенности. Непосредственно в сфере организации науки действуют специализированные органы исполнительной власти, а также государственные учреждения. С целью благоприятствования формированию государственной политики развития науки, определения приоритетных научно-технических направлений, выработки стратегии технологического развития, усовершенствования структуры управления наукой и системы подготовки научных кадров создан специальный орган - Государственный комитет по науке и технологиям. Основные задачи этого органа: реализация государственной политики в научной, научно-технической и инновационной деятельности, а также в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности; организационно-экономическое регулирование вопросов развития научной, научно-технической и инновационной деятельности и охраны прав на объекты интеллектуальной собственности; анализ уровня проводимых исследований и разработок, выработка предложений по повышению их экономической эффективности; координация деятельности республиканских органов государственного управления, организаций в сферах научной, научно-технической и инновационной деятельности, а также в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности; совершенствование структуры научно-технического потенциала республики и повышение эффективности его использования; проведение единой государственной политики в области международного научно-технического сотрудничества; развитие инновационной инфраструктуры, создание механизмов поддержки субъектов инновационной деятельности; обеспечение контроля за исполнением законодательства Республики Беларусь по вопросам развития научной, научно-технической, инновационной деятельности и охраны прав на объекты интеллектуальной собственности, а также целевым использованием средств республиканского бюджета, выделяемых на финансирование научной деятельности в Республике Беларусь и международного научно-технического сотрудничества, и т.д. Другие республиканские органы исполнительной власти осуществляют управление наукой и инновационной деятельностью в соответствующих отраслях, направляют и контролируют деятельность подчиненных им научных организаций; организуют производство современной конкурентоспособной продукции; несут ответственность за уровень научно-технического развития соответствующих отраслей. Местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обеспечивают выполнение государственных научных и научно-технических программ, разрабатывают и организовывают выполнение региональных программ. Особое место в системе органов, функционирующих в сфере науки, принадлежит Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь (ВАК). Она реализует государственную политику в области аттестации научных и научно-технических кадров высшей квалификации, присуждает научные степени и присваивает ученые звания, контролирует деятельность специализированных ученых советов и качество аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. Высшая аттестационная комиссия уполномочена принимать в установленном порядке в пределах своей компетенции нормативные акты, обязательные для выполнения всеми учреждения ми, организациями и предприятиями республики, независимо от их подчиненности; получать в установленном порядке от министерств, других органов управления и подведомственных им учреждений, организаций и предприятий информационно-аналитическую, статистическую и другую информацию по вопросам аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации; контролировать деятельность аспирантур, адъюнктур, докторантур, органов по присуждению ученых степеней и присвоению ученых званий, созданных в организациях и учреждениях, независимо от подчиненности и форм собственности, запрашивать от них информацию по вопросам присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий научным и научно-педагогическим работникам; заслушивать отчеты руководителей органов по присуждению ученых степеней и присвоению ученых званий; создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке экспертные советы и советы по защите диссертаций в учреждениях, организациях республики, независимо от их подчиненности; отменять решения советов по защите диссертаций по присуждению ученых степеней и советов учреждений и организаций о присвоении ученых званий, лишать их полномочий в случае нарушения ими установленного порядка присуждения ученых степеней и званий; лишать в установленном порядке научных и научно-педагогических работников и иных лиц ученых степеней и званий; проводить международные и республиканские конференции, конгрессы, совещания и семинары по вопросам подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. В целях сохранения и усиления интеллектуального потенциала, создания благоприятных условий для дальнейшего развития фундаментальной науки, обеспечения со стороны государства финансовой поддержки научных исследований создано высшее научное учреждение Республики Беларусь - Национальная академия наук. Академия наук является высшей государственной научной организацией Республики Беларусь, осуществляющей организацию, проведение и координацию фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок в целях научного обеспечения экономического, социального и культурного развития Республики Беларусь. Академия наук объединяет в своем составе действительных членов (академиков), членов-корреспондентов, почетных и иностранных членов Академии наук, а также отделения и региональные филиалы Академии наук, аппарат Академии наук, научные организации и иные юридические лица, находящиеся в ее ведении, работников этих организаций и юридических лиц.
Основными задачами Академии наук являются: научное обеспечение экономического, социального и государственно-правового развития Республики Беларусь, ее культуры, рационального использования и охраны природы; организация, проведение и координация фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок по важнейшим направлениям естественных, технических, гуманитарных, социальных наук и искусств в целях получения новых знаний о человеке, обществе, природе и увеличения научно-технического, интеллектуального и духовного потенциала Республики Беларусь; определение и внесение для утверждения в установленном законодательством порядке перечней приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований Республики Беларусь; выявление принципиально новых путей научно-технического прогресса, участие в разработке рекомендаций по использованию достижений отечественной и мировой науки на практике; обеспечение развития науки в регионах Республики Беларусь; создание условий для развития научных школ, подготовки научных работников высшей квалификации, повышения квалификации ученых и специалистов, в том числе в зарубежных научных центрах, и т.д. Развитие отраслевой науки также осуществляется в рамках научно-исследовательских, опытно-конструкторских и других учреждений, входящих в систему соответствующих министерств, государственных комитетов и других органов исполнительной власти. Общее руководство отраслевыми научно-исследовательскими институтами осуществляют органы исполнительной власти, в систему которых они входят. Научные исследования в вузах - вузовская наука - организуются в целях: использования научно-технического потенциала высшей школы для определения приоритетных направлений фундаментальных исследований, усиления влияния науки на решение образовательных и воспитательных задач; исследования и разработки теоретических и методологических основ развития образования. Исполнителями научно-исследовательских работ являются профессорско-преподавательский состав, студенты, докторанты, аспиранты, стажеры, научные сотрудники.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 535; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.214.91 (0.011 с.) |