Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Административно-правовые основы управления отдельными отраслями экономикиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И СОДЕРЖАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРОЙ Из всех отраслей и сфер, регулируемых административно-правовыми нормами, наиболее сложны те, которые касаются экономики. Эффективная национальная экономика служит гарантией независимости государства. Переход к рыночному механизму регулирования экономических отношений предусматривает постоянное углубление правового влияния на экономические процессы, расширение сферы применения общегосударственных программ развития экономики, приватизации государственной и коммунальной собственности, демонополизации, конкуренции, безотходных технологий (экологизация общественного производства). При таких условиях, особенно в нынешней экономической ситуации, государственное управление не только необходимо, наоборот, его значение возрастает. Только государство в лице его органов власти может: осуществлять экономическую и социальную политику с целью обеспечения интересов всех слоев населения; смягчать стихийные процессы рыночной саморегуляции с целью предотвращения хаоса в экономике; стимулировать рыночную экономику, обеспечивать эффективность ее функционирования с одновременным ограничением и предупреждением негативных последствий экономической власти собственников, особенно монополистов; гарантировать защиту национальных интересов и внутреннего рынка от внешней экономической и политической экспансии. В государственном управлении экономикой речь идет не о возобновлении административно-командной системы, а о создании новой системы управления, которая осуществляла бы исполнительную власть на принципах регулирования, координации, поощрения выбора наиболее приоритетных направлений деятельности, самостоятельности в поисках вариантов решения различных проблем. Государственное руководство в сфере экономики должно иметь целью создание механизма демократического управления, который направлялся бы и контролировался исполнительной властью. Государственное руководство в сфере экономики сочетает органичное объединение мер экономического роста и финансовой стабилизации с активной социальной политикой, стабилизацией и повышением жизненного уровня населения, его платежеспособного спроса. Главные направления, которые охватываются государственным руководством в сфере экономики: финансовая политика и ее стабилизация; денежно-кредитная политика и укрепление банковской системы; инновационно-инвестиционная деятельность; ускорение приватизационных процессов; усиление управления государственным сектором экономики; внешнеэкономическая политика и привлечение иностранных инвестиций; преодоление платежного кризиса; политика доходов и регулирования заработной платы; стимулирование малого бизнеса; налоговая политика; социальная политика (пенсионная реформа, занятость населения и др.). Административно-правовое регулирование экономической сферы осуществляется в нескольких направлениях. Оно включает разработку и реализацию системы мероприятий программного руководства, прогнозирования, структурного преобразования народного хозяйства, государственную поддержку экономического и научно-технического потенциала, а с другой - создание правовой и экономической основ социально ориентированного функционирования предприятий, хозяйственных объединений, других организационно-хозяйственных структур, эффективного управления государственным имуществом. УПРАВЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ Промышленность - ведущая отрасль народнохозяйственного комплекса государства, ставящая своей целью добычу и переработку природных богатств. От состояния и развития промышленности зависят состояние и развитие других отраслей народного хозяйства, социально-культурного и административно-политического строительства, а следовательно, и уровень жизни граждан, развития общества, государства в целом. Управление промышленностью осуществляется по отраслевому принципу с учетом территориального и межотраслевого управления. Оно направлено на координацию и дальнейшее раз-питие производственных сил общества и государства, повышение эффективности труда, снижение себестоимости продукции, повышение ее качества и конкурентоспособности на мировом рынке, защиту и наполнение внутреннего рынка отечественными товарами, услугами и т.д. Наряду с промышленными предприятиями государственного сектора в новых экономических условиях дальнейшее развитие получают промышленные предприятия негосударственных форм собственности - акционерные, частные, совместные (в том числе и с международным капиталом) и др. Государственное управление ими существенно отличается от управления промышленными предприятиями общегосударственной и коммунальной собственности и сводится к воздействию на них экономическими мерами (налоговой, таможенной, финансовой политикой и др.), контролем за их деятельностью. Система органов управления промышленностью включает: промышленные министерства; государственные комитеты, которые имеют свои промышленные объекты; местные советы и их исполкомы (по вопросам, делегированным им государством); администрации промышленных объединений и промышленных предприятий. Общее управление промышленностью в Республике Беларусь, проведение государственной политики в этом направлении возложены на Совет Министров, который управляет объектами государственной собственности, направляет и координирует работу министерств, иных органов исполнительной власти и др. Центральное место среди органов управления промышленностью занимают промышленные министерства, на которые возложены задачи по непосредственной практической реализации государственной политики в соответствующих отраслях. К промышленным относятся такие республиканские органы исполнительной власти, как Министерство промышленности, Министерство энергетики, Государственный военно-промышленный комитет и др. Разделение министерств и государственных комитетов на чисто промышленные и другие достаточно условно, поскольку промышленные предприятия имеют и некоторые иные министерства и комитеты, а также негосударственные (общественные) образования. Это Министерство экономики, Министерство транспорта и коммуникаций, различные общественные объединения (профсоюзы) и др. В соответствии со своей компетенцией эти государственные органы принимают участие в формировании и реализации государственной политики как в целом, так и по соответствующим направлениям; разрабатывают и применяют на практике механизм такой политики; обеспечивают всестороннее развитие подчиненной им подотрасли; повышают эффективность производства и качество продукции на подведомственных им предприятиях; в пределах полномочий, предусмотренных законодательством, осуществляют функции управления имуществом предприятий, которые отнесены к сфере управления соответствующего центрального органа; разрабатывают необходимые финансово-экономические и другие нормативы, механизмы их внедрения; утверждают отраслевые стандарты и следят за их соблюдением и т.д. В систему органов управления промышленностью входят также органы министерств, государственных комитетов, иных органов государственного управления на местах, которые действуют на основании соответствующих положений о них, и администрации государственных промышленных объединений, промышленных предприятий. Это говорит о том, что управление отраслями и подотраслями промышленности организуется, как правило, по трехзвенной системе: министерство - областное управление - предприятие. В ряде случаев (при управлении большими промышленными образованиями - объединениями или при управлении предприятиями, которые имеют особо важное для народного хозяйства или отрасли значение) используется двухзвенная система: министерство - промышленное предприятие или объединение. Непосредственное руководство основным производственным звеном промышленности - промышленным предприятием - осуществляет вышестоящий (относительно него) орган - администрация объединения - для предприятия, которое входит в его Состав, или непосредственно министерство - для объединений и некоторых наиболее важных предприятий министерства, а также предприятий, которые напрямую подчинены министерству. Промышленные предприятия и их объединения - основные (первичные) звенья промышленности. Именно они являются непосредственными производителями промышленной продукции. Их деятельность соединяет в себе как централизованное руководство, так и самостоятельность и инициативу в принятии конкретных решений в пределах своих полномочий и в соответствии с прогнозами экономического и социального развития отрасли, предписаний вышестоящих органов. Предприятие осуществляет любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законодательством Республики Беларусь и соответствуют целям, предусмотренным уста-ном предприятия. Государство гарантирует соблюдение прав и законных интересов предприятия. Управление промышленным предприятием осуществляется в соответствии с его уставом на основании объединения прав собственника относительно хозяйственного использования своего имущества и принципов самоуправления трудового коллектива. Предприятие самостоятельно определяет структуру управления, устанавливает штаты. Собственник осуществляет свои права по управлению предприятием непосредственно или через уполномоченные им органы. Собственник или уполномоченные им органы могут делегировать эти права совету предприятия (правлению) или иному органу, который предусмотрен уставом предприятия и представляет интересы собственника и трудового коллектива. Наем (назначение, избрание) руководителя предприятия является правом собственника (собственников) имущества предприятия и реализуется непосредственно или через уполномоченные им органы. Администрацию промышленного предприятия в соответствии с принципом единоначалия возглавляет его руководитель. При найме (назначении, избрании) собственником или уполномоченным им органом руководителя предприятия на должность заключается контракт, в котором определяются права, сроки найма, обязанности и ответственность руководителя предприятия перед собственником и трудовым коллективом, условия его материального обеспечения и увольнения с должности с учетом гарантий, предусмотренных контрактом и законодательством Республики Беларусь. Руководитель предприятия (как правило, это генеральный директор (директор) или начальник, управляющий) самостоятельно без доверенности действует от лица предприятия, решает вопросы хозяйственной, финансовой, социальной и иных видов деятельности (за исключением отнесенных уставом к компетенции других органов управления данного предприятия). Его полномочия производны от задач и прав предприятия, которое он возглавляет. В пределах своей компетенции руководитель издает обязательные для исполнения приказы по предприятию, зачисляет в штат и увольняет работников, применяет к ним меры поощрения и налагает на них дисциплинарные взыскания. Члены администрации предприятия - заместители руководителя предприятия, руководители и специалисты подразделений аппарата управления и структурных подразделений (производств, цехов, отделов, отделений, участков, и других аналогичных подразделений предприятий), а также мастера и старшие мастера назначаются на должность и освобождаются от должности руководителем предприятия. Полномочия производственных подразделений и их руководителей регулируются уставом промышленного предприятия, положениями о них.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.70 (0.01 с.) |