Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Административно-правовые основы управления отдельными отраслями экономики

Поиск

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И СОДЕРЖАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРОЙ

Из всех отраслей и сфер, регулируемых административно-правовыми нормами, наиболее сложны те, которые касаются эко­номики. Эффективная национальная экономика служит гаран­тией независимости государства.

Переход к рыночному механизму регулирования экономи­ческих отношений предусматривает постоянное углубление правового влияния на экономические процессы, расширение сферы применения общегосударственных программ развития экономи­ки, приватизации государственной и коммунальной собствен­ности, демонополизации, конкуренции, безотходных технологий (экологизация общественного производства).

При таких условиях, особенно в нынешней экономической ситуации, государственное управление не только необходимо, наоборот, его значение возрастает. Только государство в лице его органов власти может: осуществлять экономическую и со­циальную политику с целью обеспечения интересов всех слоев населения; смягчать стихийные процессы рыночной саморегу­ляции с целью предотвращения хаоса в экономике; стимулиро­вать рыночную экономику, обеспечивать эффективность ее фун­кционирования с одновременным ограничением и предупрежде­нием негативных последствий экономической власти собствен­ников, особенно монополистов; гарантировать защиту нацио­нальных интересов и внутреннего рынка от внешней экономи­ческой и политической экспансии.

В государственном управлении экономикой речь идет не о возобновлении административно-командной системы, а о созда­нии новой системы управления, которая осуществляла бы

исполнительную власть на принципах регулирования, координа­ции, поощрения выбора наиболее приоритетных направлений деятельности, самостоятельности в поисках вариантов решения различных проблем.

Государственное руководство в сфере экономики должно иметь целью создание механизма демократического управления, который направлялся бы и контролировался исполнительной властью.

Государственное руководство в сфере экономики сочетает органичное объединение мер экономического роста и финансо­вой стабилизации с активной социальной политикой, стабили­зацией и повышением жизненного уровня населения, его пла­тежеспособного спроса. Главные направления, которые охватываются государственным руководством в сфере экономики: фи­нансовая политика и ее стабилизация; денежно-кредитная политика и укрепление банковской системы; инновационно-инве­стиционная деятельность; ускорение приватизационных процес­сов; усиление управления государственным сектором экономи­ки; внешнеэкономическая политика и привлечение иностран­ных инвестиций; преодоление платежного кризиса; политика доходов и регулирования заработной платы; стимулирование малого бизнеса; налоговая политика; социальная политика (пен­сионная реформа, занятость населения и др.).

Административно-правовое регулирование экономической сферы осуществляется в нескольких направлениях. Оно вклю­чает разработку и реализацию системы мероприятий програм­много руководства, прогнозирования, структурного преобразова­ния народного хозяйства, государственную поддержку экономи­ческого и научно-технического потенциала, а с другой - созда­ние правовой и экономической основ социально ориентирован­ного функционирования предприятий, хозяйственных объедине­ний, других организационно-хозяйственных структур, эффектив­ного управления государственным имуществом.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ

Промышленность - ведущая отрасль народнохозяйственно­го комплекса государства, ставящая своей целью добычу и пе­реработку природных богатств. От состояния и развития

промышленности зависят состояние и развитие других отраслей народного хозяйства, социально-культурного и административ­но-политического строительства, а следовательно, и уровень жизни граждан, развития общества, государства в целом.

Управление промышленностью осуществляется по отраслевому принципу с учетом территориального и межотраслевого управления. Оно направлено на координацию и дальнейшее раз-питие производственных сил общества и государства, повыше­ние эффективности труда, снижение себестоимости продукции, повышение ее качества и конкурентоспособности на мировом рынке, защиту и наполнение внутреннего рынка отечественны­ми товарами, услугами и т.д.

Наряду с промышленными предприятиями государственного сектора в новых экономических условиях дальнейшее развитие получают промышленные предприятия негосударственных форм собственности - акционерные, частные, совместные (в том числе и с международным капиталом) и др. Государственное управле­ние ими существенно отличается от управления промышленны­ми предприятиями общегосударственной и коммунальной соб­ственности и сводится к воздействию на них экономическими мерами (налоговой, таможенной, финансовой политикой и др.), контролем за их деятельностью.

Система органов управления промышленностью включает: промышленные министерства; государственные комитеты, кото­рые имеют свои промышленные объекты; местные советы и их исполкомы (по вопросам, делегированным им государством); администрации промышленных объединений и промышленных предприятий.

Общее управление промышленностью в Республике Бела­русь, проведение государственной политики в этом направле­нии возложены на Совет Министров, который управляет объек­тами государственной собственности, направляет и координи­рует работу министерств, иных органов исполнительной влас­ти и др.

Центральное место среди органов управления промышлен­ностью занимают промышленные министерства, на которые воз­ложены задачи по непосредственной практической реализации государственной политики в соответствующих отраслях.

К промышленным относятся такие республиканские орга­ны исполнительной власти, как Министерство промышленнос­ти, Министерство энергетики, Государственный военно-промыш­ленный комитет и др. Разделение министерств и государствен­ных комитетов на чисто промышленные и другие достаточно условно, поскольку промышленные предприятия имеют и неко­торые иные министерства и комитеты, а также негосударствен­ные (общественные) образования. Это Министерство экономики, Министерство транспорта и коммуникаций, различные обществен­ные объединения (профсоюзы) и др.

В соответствии со своей компетенцией эти государственные органы принимают участие в формировании и реализации госу­дарственной политики как в целом, так и по соответствующим направлениям; разрабатывают и применяют на практике механизм такой политики; обеспечивают всестороннее развитие под­чиненной им подотрасли; повышают эффективность производ­ства и качество продукции на подведомственных им предприя­тиях; в пределах полномочий, предусмотренных законодатель­ством, осуществляют функции управления имуществом пред­приятий, которые отнесены к сфере управления соответствую­щего центрального органа; разрабатывают необходимые финан­сово-экономические и другие нормативы, механизмы их внедре­ния; утверждают отраслевые стандарты и следят за их соблюде­нием и т.д.

В систему органов управления промышленностью входят также органы министерств, государственных комитетов, иных органов государственного управления на местах, которые дей­ствуют на основании соответствующих положений о них, и ад­министрации государственных промышленных объединений, про­мышленных предприятий. Это говорит о том, что управление отраслями и подотраслями промышленности организуется, как правило, по трехзвенной системе: министерство - областное уп­равление - предприятие. В ряде случаев (при управлении боль­шими промышленными образованиями - объединениями или при управлении предприятиями, которые имеют особо важное для народного хозяйства или отрасли значение) используется двухзвенная система: министерство - промышленное предприя­тие или объединение.

Непосредственное руководство основным производственным звеном промышленности - промышленным предприятием - осуществляет вышестоящий (относительно него) орган - админис­трация объединения - для предприятия, которое входит в его Состав, или непосредственно министерство - для объединений и некоторых наиболее важных предприятий министерства, а так­же предприятий, которые напрямую подчинены министерству.

Промышленные предприятия и их объединения - основные (первичные) звенья промышленности. Именно они являются непосредственными производителями промышленной продукции. Их деятельность соединяет в себе как централизованное руководство, так и самостоятельность и инициативу в принятии кон­кретных решений в пределах своих полномочий и в соответ­ствии с прогнозами экономического и социального развития от­расли, предписаний вышестоящих органов.

Предприятие осуществляет любые виды хозяйственной дея­тельности, если они не запрещены законодательством Респуб­лики Беларусь и соответствуют целям, предусмотренным уста-ном предприятия. Государство гарантирует соблюдение прав и законных интересов предприятия.

Управление промышленным предприятием осуществляется в соответствии с его уставом на основании объединения прав собственника относительно хозяйственного использования сво­его имущества и принципов самоуправления трудового коллек­тива. Предприятие самостоятельно определяет структуру управ­ления, устанавливает штаты.

Собственник осуществляет свои права по управлению пред­приятием непосредственно или через уполномоченные им орга­ны. Собственник или уполномоченные им органы могут делеги­ровать эти права совету предприятия (правлению) или иному органу, который предусмотрен уставом предприятия и представ­ляет интересы собственника и трудового коллектива.

Наем (назначение, избрание) руководителя предприятия яв­ляется правом собственника (собственников) имущества пред­приятия и реализуется непосредственно или через уполномочен­ные им органы.

Администрацию промышленного предприятия в соответ­ствии с принципом единоначалия возглавляет его руководитель. При найме (назначении, избрании) собственником или уполно­моченным им органом руководителя предприятия на должность заключается контракт, в котором определяются права, сроки найма, обязанности и ответственность руководителя предприя­тия перед собственником и трудовым коллективом, условия его материального обеспечения и увольнения с должности с учетом гарантий, предусмотренных контрактом и законодательством Республики Беларусь.

Руководитель предприятия (как правило, это генеральный директор (директор) или начальник, управляющий) самостоя­тельно без доверенности действует от лица предприятия, решает вопросы хозяйственной, финансовой, социальной и иных видов деятельности (за исключением отнесенных уставом к компе­тенции других органов управления данного предприятия). Его полномочия производны от задач и прав предприятия, которое он возглавляет. В пределах своей компетенции руководитель издает обязательные для исполнения приказы по предприятию, зачисляет в штат и увольняет работников, применяет к ним меры поощрения и налагает на них дисциплинарные взыска­ния. Члены администрации предприятия - заместители руково­дителя предприятия, руководители и специалисты подразделе­ний аппарата управления и структурных подразделений (про­изводств, цехов, отделов, отделений, участков, и других анало­гичных подразделений предприятий), а также мастера и стар­шие мастера назначаются на должность и освобождаются от должности руководителем предприятия.

Полномочия производственных подразделений и их руководителей регулируются уставом промышленного предприятия, положениями о них.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.70 (0.01 с.)