Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и юридическое значение правовых актов управленияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Правовые акты управления - один из видов правовых актов государства.
В процессе государственного управления возникает потребность в детализации норм законов, которая осуществляется путем издания нормативных актов управления.
В юридической литературе актами государственного управления признаются:
• волевые действия, направленные на установление правовых норм, или же влекущие за собой возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений; • официальные решения; • основные формы реализации исполнительной власти; • юридические документы; • средства и т.д.
Акт государственного управления - это подзаконное официальное решение, принятое органом управления (должностным лицом) в одностороннем властном порядке и с соблюдением установленной процедуры по тому или иному вопросу, отнесенному к его компетенции, облеченное в предусмотренную законом форму и порождающее юридические последствия.
С помощью актов управления осуществляется реализация норм права в ходе управленческой деятельности.
Отличительные черты правовых актов управления:
1)возникают в процессе деятельности органа (должностного лица) исполнительной власти, в интересах реализации задач и функций этой власти выражают волю государства, влекут юридически значимые последствия; 2) издаются только полномочными субъектами исполнительной власти; являются односторонними властными волеизъявлениями; 3) носят подзаконный характер; 4) императивны: содержат в себе юридически-властное предписание субъекта исполнительной власти, обязательное для адресата; 5) определяют правила должного поведения в сфере управления; 6) должны быть надлежащим образом оформлены для придания им формы правового акта; 7) могут быть в установленном порядке опротестованы или обжалованы; 8) в случае несоблюдения содержащихся в них юридически властных предписаний наступает ответственность виновной стороны.
В учебном пособии мы рассматриваем только те правовые акты управления, издание которых вызывает юридические последствия в виде установления (изменения, отмены) правовых норм или изменения, прекращения конкретных правоотношений в сфере государственного управления, и только те из них, которые издаются органами исполнительной власти, т.е. основная их группа.
При этом необходимо учитывать, что наравне с правовыми актами управления могут издаваться акты государственного управления, не имеющие юридического значения. Такие акты обладают признаками управленческих действий, являются официальными документами, оформляются в виде приказов, решений и т.д. Эти акты называются техническими нормативными актами. К ним относятся: государственные и межгосударственные стандарты, правила техники безопасности, государственные строительные нормы и правила, формы государственной статистической отчетности и указания по их заполнению и т.д.
Издание государственным органом правовых актов управления, влекущих юридические последствия, отличает его правовую деятельность от материально-технических операций и от организационных мероприятий (совещание, показ передового опыта, инструктирование и т.д.). Наличие в акте предписаний,
направленных на установление (изменение, отмену) правовых норм, или возникновение (изменение, прекращение) конкретных правоотношений - свойства правового акта, позволяющие отграничить его от других актов. Акт управления может содержать предписания о создании новых правовых норм, об изменении или отмене ранее действовавших и т.д.; содержать предписания, обязывающие соответствующие органы издать другой нормативный акт управления или изменить какой-либо из таких актов.
Характер юридических последствий каждого акта управления зависит от места органа, издавшего акт, в системе органов государства, от выполняемой им при издании акта управленческой функции.
Акты управления - волевые акты. Они выражают волю органа управления. В актах управления может выражаться как индивидуальная воля одного должностного лица, так и общая воля группы должностных лиц, где синтезируется воля каждого из членов коллегиального органа.
Во всех случаях воля, выраженная в актах управления, является государственной. Издавая правовые акты, органы исполнительной власти выступают как носители государственно-властных полномочий. Отсюда властный характер актов управления, обязательность содержащихся в них предписаний.
Властный характер имеют не все действия государственных органов, в результате которых возникают, изменяются или прекращаются конкретные правоотношения в сфере государственного управления. Например, заключение органами государственного управления гражданско-правовых сделок дает юридический эффект, но подобные акты не являются властными. Властный характер присущ лишь тем правовым актам государственных органов, которые издаются ими в одностороннем порядке и содержат обязательные к исполнению предписания.
Властный характер актов управления не означает, что государственные органы, издающие их, действуют вне всяких рамок, только по своему усмотрению. Одним из незыблемых принципов деятельности всех органов государства является принцип законности. Как принцип государственного управления, он находит свое выражение в подзаконности управленческой деятельности. Акты управления имеют подзаконный характер. Содержание
их подзаконности определяется не только верховенством законов в системе правовых актов государства, но и наличием иерархии правовых актов, соответствующей иерархии органов исполнительной власти. Подзаконность актов управления означает, что они должны соответствовать требованиям законов и иных актов вышестоящих органов по содержанию, форме и порядку их издания.
В отдельных, предусмотренных законом случаях акты управления издаются на основании актов судебных и прокурорских органов. Например, решение исполкома об аннулировании незаконно выданного ордера может быть принято на основании решения суда.
Анализ характерных признаков актов управления позволяет сформулировать следующее определение.
Правовые акты государственного управления — это волевые, государственно-властные, в ряде случаев документально оформленные действия государственных органов и должностных лиц, совершаемые в соответствии с законом в процессе выполнения функций исполнительной власти и направленные на установление, изменение или отмену правовых норм или на возникновение, прекращение, изменение конкретных правоотношений.
Издание правовых актов управления в отличие от организационных мероприятий и материально-технических операций всегда направлено на получение юридического результата.
Таким образом, юридическое значение актов управления заключается в том, что они могут:
• служить основанием для издания иных актов управления (решение облисполкома на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь); • иметь юрисдикционный характер (постановления о наложении различных видов взысканий, иные результаты разрешения споров); • служить основанием для возбуждения судебного дела (приказ об увольнении с работы); • играть роль доказательств при рассмотрении некоторых категорий дел в суде и органах управления (постановления о привлечении к административной ответственности, подтверждающие повторность совершения правонарушения; приказ, подтверждающий, что должностное лицо находилось в отпуске, и т.д.); • служить юридическим обоснованием для возникновения отношений, регулируемых нормами трудового, гражданского, земельного, финансового права (решение исполкома о выделении земельного участка).
Акты органов исполнительной власти имеют свою специфику и отличаются от законов, судебных актов и гражданско-правовых договоров.
Закон определяет круг отношений, регламентируемых актами различных государственных органов, устанавливает порядок издания, отмены, изменения и приостановления многих актов и их форму; служит источником для всех других государственных актов, в том числе и актов управления.
Отличие актов управления от судебных актов заключается в том, что последние в соответствии с задачами судов издаются, как правило, в связи с нарушением правовой нормы. Акты управления издаются не только и не столько в связи с нарушением правовой нормы, с их помощью решается широкий круг вопросов, возникающих в ходе повседневного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством. Судебные акты издаются на основании закона и правосознания судей. В соответствии с Конституцией судьи независимы и подчиняются только закону. Следовательно, ни один орган государства (должностное лицо) не вправе обязать суд принять по какому-либо делу то или иное решение.
Судебные акты всегда являются актами применения норм права в связи с каким-либо фактом, спором, событием. Суды не устанавливают правовых норм. Акты же управления могут быть как актами применения норм права, так и содержать в себе новые правовые нормы.
Судебные акты принимаются в особом, установленном законом процессуальном порядке. Процедура их принятия, формы, порядок вступления в силу, отмены и приостановления строго регламентируются нормами закона. Порядок издания, вступления в силу, приостановления и отмены актов управления иной и регламентируется не только законами, но и актами управления. Судебные акты принимаются в коллегиальном порядке. Большая часть актов управления принимается на основе единоначалия.
Акты управления - односторонние властные действия, а гражданско-правовой договор — результат взаимного соглашения двух (или нескольких) субъектов. Лишь в отдельных случаях изданию акта управления предшествует взаимное соглашение сторон - участников будущих административно-правовых и иных отношений, например, при издании приказа о зачислении на должность в государственное учреждение. Но в этих случаях соответствующие правоотношения возникают не с момента соглашения сторон, а с момента вступления в силу акта управления.
За незаконный акт управления ответственность, как правило, несет орган или должностное лицо, издавшее такой акт. При заключении гражданско-правового договора обе стороны несут равную ответственность.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 654; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.165.234 (0.012 с.) |