Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Действие административно-правовых нормСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вступление административно-правовой нормы в силу может быть определено специальным актом, принятым соответствующим государственным органом. В то же время возможно индивидуальное решение вопроса о порядке вступления в силу той или иной нормы или нормативного акта в целом.
Действие административно-правовых норм начинается с момента принятия актов, содержащих эти нормы, и доведения их в необходимых случаях до сведения исполнителей. Вместе с тем акты, содержащие нормы, предусматривающие административную ответственность граждан, вступают в силу через определенный срок, как правило, через 10 дней после опубликования. Это сделано для того, чтобы люди могли ознакомиться с содержанием таких решений.
Вопрос об утрате административно-правовой нормой юридической силы решается обычно путем ее официальной отмены специальным актом государственного органа.
Как правило, действие норм рассчитано на неопределенное время. Однако нередко встречаются нормы, действие которых связано с наступлением определенного события (стихийное бедствие, эпидемия и т.д.), с совершением факта, а также с точно определенным сроком (например, «до окончания весенне-летних полевых работ»). В предусмотренных законом случаях действие нормативных актов управления может быть приостановлено на определенное время.
В отношении административно-правовых норм, в особенности норм, устанавливающих или усиливающих ответственность, действует общее правило о том, что обратной силы они не имеют. Однако встречаются случаи, когда действие той или иной нормы распространяется и на ранее возникшие отношения. Такое обстоятельство специально оговаривается в нормативном акте.
Действие административно-правовой нормы в пространстве связано с положением органа, издающего нормативный акт, в системе органов государственного управления. В этой связи различают нормы государственного и местного масштаба, нормы общего характера и нормы отраслевые, а также нормы локальные, действующие в пределах одного предприятия, учреждения.
Действие административно-правовых норм по кругу физических лиц связано с распространением устанавливаемых ими правил на всех граждан либо на их отдельные группы (военнослужащие, пассажиры). Кроме того, многие административно-правовые нормы регулируют лишь деятельность органов, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций. Акты министерств чаще всего действуют лишь в рамках системы данного министерства. Вместе с тем многие правила, устанавливаемые государственными комитетами и некоторыми министерствами, имеют межотраслевой характер и обязательны для исполнения соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их подчиненности.
ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Юридические нормы нуждаются во внешних формах выражения, иначе возникает трудность ознакомления с ними людей, которым они адресованы. Источники административного права - внешнее выражение административно-правовых норм; иными словами - юридические акты различных государственных органов, в которых содержатся административно-правовые нормы.
К основным источникам административного права относятся: • Конституция Республики Беларусь; • законы Республики Беларусь; • декреты, указы Президента Республики Беларусь; • нормативные правовые акты Правительства Республики Беларусь (постановления и распоряжения); • нормативные правовые акты местных Советов депутатов, их исполнительных и распорядительных органов; • международные договоры и нормативные правовые акты, направленные на реализацию международных обязательств Республики Беларусь (акты, заключенные между странами - участницами СНГ, связанные с вопросами обеспечения и безопасности дорожного движения, таможенного контроля и т.д.).
Отдельную группу нормативных правовых актов составляют регламенты, принимаемые (издаваемые) главой государства, органами законодательной, исполнительной, местных властей, содержащие совокупность правил, определяющих процедуру деятельности соответствующих органов.
Источниками административного права внутриорганизационного характера можно назвать нормативные акты руководителей государственных концернов, объединений, предприятий и учреждений (или акты их коллективных органов).
Глава 4 АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Административно-правовые отношения являются разновидностью правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому содержанию, их участникам.
Административно-правовое отношение - это урегулированное административно- правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.
Признаки административно-правовых отношений:
• возникновение на основе норм административного права;
• возникновение в сфере деятельности исполнительной власти;
• наличие обязательного субъекта, наделенного государственно-властными полномочиями;
• участники этих отношений наделены субъективными правами и юридическими обязанностями;
• правовые отношения имеют много разновидностей;
• реализация субъективных прав и исполнение юридических обязанностей обеспечены возможностью государственного принуждения;
• споры, возникающие между сторонами административно-правовых отношений, разрешаются, как правило, в административном (внесудебном) порядке.
Предусматривая возможность возникновения административно-правовых отношений в тех или иных условиях и между теми или иными сторонами, административно-правовая норма заранее устанавливает объем полномочий этих сторон, а также юридическую ответственность за неисполнение обязанностей или нарушение прав. Административно-правовая норма для одной стороны определяет вид и меру возможного поведения, а для другой - вид и меру должного поведения.
Вместе с тем административно-правовые отношения нельзя понимать так, что у одной стороны есть только обязанности, а у другой - только права. Свойственный административно-правовому регулированию метод, хотя и предопределяет юридическое властвование одной из сторон управленческих отношений, однако не превращает вторую сторону в пассивного участника, не имеющего соответствующих прав. Например, гражданин, подавший жалобу в орган управления, вправе требовать ее приема и рассмотрения в определенные сроки. Данному праву соответствует обязанность органа управления принять и зарегистрировать жалобу, рассмотреть ее в установленные сроки. Следовательно, налицо взаимные права и обязанности сторон административно-правового отношения, но при этом у одной из сторон, как правило, есть такие юридические полномочия, которых нет у другой стороны, или их объем менее значителен.
Конкретную реализацию административно-правовые отношения находят в повседневном взаимодействии субъекта и объекта управления. Для них характерно единство содержания, ибо все они являются административными, и единство формы - административно-правовой. Их административные черты выражаются в том, что только одна сторона правомочна принять официальное юридически властное решение. Важно подчеркнуть, что отраженная в административно-правовом отношении властность определяется не усмотрением сторон, а вытекает непосредственно из содержания соответствующей нормы административного права. Субъект государственного управления реализует в административно-правовых отношениях принадлежащие ему юридически властные полномочия в тех случаях, когда в этом возникает необходимость.
Административное правоотношение имеет свою структуру, т.е. состоит из определенных элементов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 2315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.163.144 (0.009 с.) |