Местные органы исполнительной власти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Местные органы исполнительной власти



Важным звеном в системе органов государственного управ­ления (исполнительной власти) являются местные органы го­сударственного управления.

 

Реализация управленческих функций местными органами в нашем государстве осуществляется как в форме местного yправления, так и в форме самоуправления.

 

Правовой статус органов местного управления и самоуправ­ления закреплен в разделе 5 Конституции Республики Беларусь, Законе Республики Беларусь «О местном управлении и самоуп­равлении в Республике Беларусь» и других нормативных право­вых актах. При уяснении правового статуса органов местного самоуправления целесообразно учитывать положения Европейс­кой Хартии местного управления и самоуправления, принятой Советом Европы 15 октября1985г

 

Основные принципы местного управления и самоуправления:

 

народовластие, участие граждан в местном управлении и са­моуправлении;

 

законность, социальная справедливость, гуманизм, защита прав и охраняемых законом интересов граждан;

 

взаимодействие органов местного управления и самоуправле­ния;

 

разграничение компетенции представительных и исполнитель­ных органов;

 

единство и целостность системы местного управления и са­моуправления;

 

самостоятельность и независимость Советов, других органов местного самоуправления в пределах своих полномочий в решении вопросов местной жизни;

 

выборность Советов, других органов местного самоуправле­ния, их подотчетность населению;

 

гласность и учет общественного мнения, постоянное инфор­мирование населения о принимаемых мерах по важнейшим вопросам и результатах их выполнения, предоставление каж­дому гражданину возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и законные интересы;

 

сочетание местных и общегосударственных интересов, учас­тие органов местного управления и самоуправления в реше­нии вышестоящими органами вопросов, затрагивающих ин­тересы населения соответствующей территории;

 

ответственность за законность и обоснованность принимае­мых решений.

 

Несмотря на общность принципов, наличие общих целей деятельности, общую правовую базу, местное управление и мест­ное самоуправление - понятия не равнозначные.

 

Местное управление - это форма организации и деятельно­сти местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения, исходя из общегосудар­ственных интересов населения, проживающего на соответствую­щей территории.

 

Единая система местных органов управления на территории Республики Беларусь состоит из областных, городских, район­ных, поселковых и сельских исполкомов, а также местных адми­нистраций.

 

Необходимо подчеркнуть, что указанные исполкомы и мест­ные администрации входят в единую систему органов исполни­тельной власти (в отличие от органов местного самоуправления, среди которых, например, местные Советы депутатов являются представительными органами).

 

В соответствии со ст. 9 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Бела­русь» исполнительным и распорядительным органом на терри­тории области, района, города, поселка, сельсовета является ис­полнительный комитет с правами юридического лица. В дан­ной статье определены три вида исполнительных комитетов.

 

1. Первичный уровень - сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения) исполнительные комитеты.

2. Базовый уровень - городские (городов областного подчи­нения) исполнительные комитеты.

3. Областной уровень - областные и Минский городской исполнительные комитеты.

 

Таким образом, основным исполнительным и распоряди­тельным органом на территории административно-территори­альной единицы является местный исполком. Это коллеги­альный орган управления общей компетенции. Он обеспечива­ет решение всех вопросов управления. В состав исполнительного комитета входят: председатель исполкома, его заместители, управляющий делами (или секретарь) и члены исполнительно­го комитета.

 

Первый заместитель председателя, заместители председате­ля, управляющий делами и члены областного (Минского город­ского) исполнительного комитета назначаются на должность и освобождаются от должности председателем исполнительного комитета по согласованию с Президентом Республики Беларусь; первый заместитель председателя, заместители (заместитель) председателя, управляющий делами (секретарь) и члены район­ного, городского, поселкового, сельского исполнительного коми­тета - председателем соответствующего исполнительного коми­тета по согласованию с вышестоящим исполнительным коми­тетом.

 

Областные (Минский городской) исполнительные комитеты подотчетны и подконтрольны Президенту Республики Беларусь и Совету Министров Республики Беларусь по вопросам, входя­щим в компетенцию Правительства Республики Беларусь; исполнительные комитеты первичного и базового уровней - Пре­зиденту Республики Беларусь и вышестоящим исполнительным и распорядительным органам. Исполнительный комитет ответ­ствен перед соответствующим Советом по вопросам, отнесен­ным к компетенции Совета.

 

Исполнительный комитет в пределах своих полномочий принимает решения. Решения исполнительного комитета при­нимаются простым большинством голосов от установленного состава исполнительного комитета, подписываются председате­лем исполнительного комитета и управляющим делами (секре­тарем) исполнительного комитета.

 

Заседания исполнительного комитета созываются председа­телем исполнительного комитета по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и считаются правомочными, если в них принимает участие не менее двух третей членов от установлен­ного состава исполнительного комитета.

 

Исполнительный комитет по мере необходимости, но не реже одного раза в год докладывает о своей деятельности Совету, а также информирует граждан на собраниях трудовых коллекти­вов и по месту жительства.

 

Исполнительный комитет:

 

• разрабатывает и вносит для утверждения в Совет схему уп­равления местным хозяйством и коммунальной собственно­стью, предложения по организации охраны общественного по­рядка и защиты прав граждан;

• разрабатывает и вносит для утверждения в Совет проекты программ экономического и социального развития местного бюджета, принимает меры по осуществлению программ и ис­полнению местного бюджета, представляет Совету отчеты об их выполнении;

• обеспечивает на соответствующей территории соблюдение Конституции Республики Беларусь, законов Республики Бе­ларусь, выполнение решений Совета и решений вышестоя­щих государственных органов, принятых в пределах их ком­петенции;

• организует получение доходов местного бюджета и их ис­пользование по целевому назначению, принимает решения о выпуске местных ценных бумаг и проведении аукционов;

• распоряжается коммунальной собственностью администра­тивно-территориальной единицы в порядке, установленном Советом;

• принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации предприятий, организаций, учреждений и объединений ком­мунальной собственности; в порядке, определенном соответ­ствующим Советом, утверждает режим работы таких пред­приятий, организаций, учреждений и объединений, а также согласовывает режим работы других предприятий, организа­ций, учреждений и объединений, независимо от форм соб­ственности, расположенных на подведомственной ему терри­тории, если иное не предусмотрено законодательством Рес­публики Беларусь; дает согласие на размещение на подве­домственной ему территории предприятий, организаций, уч­реждений и объединений, не находящихся в коммунальной собственности соответствующей административно-территори­альной единицы;

• осуществляет в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, контроль на подведомственной ему тер­ритории за использованием коммунальной собственности;

• образует по вопросам своей деятельности комиссии, опреде­ляет их полномочия и руководит их деятельностью;

• принимает меры по обеспечению и защите интересов террито­рии, местного хозяйства в судебном порядке;

• обеспечивает законность и общественную безопасность на со­ответствующей территории;

• оказывает нижестоящим исполнительным комитетам и мест­ным администрациям необходимую помощь;

• содействует развитию народных традиций и обычаев на под­ведомственной территории;

• обеспечивает исполнение законодательства Республики Бе­ларусь по вопросам военной службы всеми должностными лицами и гражданами;

• решает возложенные на него законодательством задачи по организации выборов и референдумов, а также обсуждения других важнейших вопросов местного и республиканского зна­чения;

• осуществляет иные полномочия.

 

Исполнительный комитет непосредственно руководит дея­тельностью всех своих управлений, отделов, иных органов. Не­посредственно и через подчиненные ему органы исполком на­правляет и контролирует деятельность объектов местного хо­зяйства по вопросам, перечисленным в законодательстве. В не­которых случаях исполкомы областных и Минского городского Советов могут устанавливать нормы поведения, обязательные для всех должностных лиц и граждан, находящихся на подве­домственной территории.

 

Отделы и управления исполкомов - это местные органы от­раслевой или межотраслевой компетенции, например, финансо­вый отдел, отдел социального обеспечения, отдел записи актов гражданского состояния и т.д. Они возглавляются начальника­ми или заведующими. Это единоначальные органы. Их руково­дители принимают управленческие решения в окончательном варианте в пределах своей компетенции.

 

Поселковые, сельские исполкомы отделов и управлений не имеют.

 

При исполкомах создаются различного рода комиссии: административные, по делам несовершеннолетних, наблюдательные.

 

Это юрисдикционные и надзорно-контрольные органы, ко­торые могут рассматривать дела об административных право­нарушениях, налагать административные взыскания за их со­вершение и следить за соблюдением правил в области исполни­тельной и распорядительной деятельности.

 

Кроме вышеназванных исполнительных органов, в системе исполнительно-распорядительных органов имеются также мест­ные органы государственного управления, которые организаци­онно не подчиняются исполкомам. Это местные территориаль­ные органы министерства обороны, комитета государственной безопасности, министерства транспорта и коммуникаций, мини­стерства по налогам и сборам и др. Образуются такие местные органы управления в соответствии с действующим законода­тельством соответствующими министерствами. В своей деятель­ности по управлению непосредственно подчиненными объекта­ми эти органы сотрудничают с соответствующими исполнитель­ными комитетами.

 

Особым видом органов местного управления является мест­ная администрация. В соответствии со ст. 11 Закона Республи­ки Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Рес­публике Беларусь» она является исполнительным и распоряди­тельным органом на территории района в городе.

 

Местные администрации обладают правом юридического лица, входят в систему органов исполнительной власти и явля­ются органами местного управления.

 

Местная администрация - коллегиальный орган общей ком­петенции, состоящий из главы местной администрации, его за­местителей и членов местной администрации. Она была обра­зована в соответствии с Указом Президента Республики Бела­русь «О проведении реформы органов местного управления и самоуправления» после ликвидации в городах районных Сове­тов депутатов и их органов.

 

Полномочия местной администрации во многом совпадают с полномочиями районных исполнительных комитетов.

 

Глава местной администрации назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь в установленном порядке.

 

Глава местной администрации:

 

• руководит деятельностью местной администрации;

• утверждает по согласованию с председателем городского ис­полнительного комитета персональный состав местной ад­министрации, за исключением заместителей главы местной администрации;

• организует работу по подготовке заседаний местной админи­страции, ведет эти заседания;

• организует и контролирует выполнение решений местной администрации;

• распределяет функции между своими заместителями, другими сотрудниками местной администрации;

• подписывает договоры, финансовые и банковские документы, является распорядителем кредитов;

• применяет к сотрудникам местной администрации меры по­ощрения, налагает на них в соответствии с законодатель­ством Республики Беларусь дисциплинарные взыскания;

• представляет местную администрацию в отношениях с други­ми государственными органами, предприятиями, организаци­ями, учреждениями, объединениями и гражданами;

• подписывает решения местной администрации и протоколы ее заседаний, издает в пределах своей компетенции распоря­жения;

• осуществляет иные полномочия, предусмотренные законода­тельством Республики Беларусь.

 

Местная администрация подотчетна и подконтрольна испол­нительному городскому комитету. Городские Советы по предло­жению соответствующих исполнительных комитетов утвержда­ют сметы расходов местных администраций, а также отчеты об их исполнении.

 

Местная администрация не реже одного раза в год отчиты­вается о своей работе перед городским исполнительным коми­тетом, а также информирует граждан о своей деятельности.

 

Структура и штатная численность местной администрации утверждаются исполнительным городским комитетом.

 

Таким образом, понятие «органы местного управления» вклю­чает в себя исполнительные местные комитеты, местные администрации,

отделы и управления исполкомов (местных админи­страций). Данные органы осуществляют исполнительную власть на территории области, района, города, поселка, сельсовета, т.е. осуществляют местное управление как один из видов государ­ственного управления. В обобщенном виде главной задачей их деятельности является решение вопросов местного значения с учетом общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории.

 

Местное самоуправление в Республике Беларусь - форма организации и деятельности граждан для самостоятельного ре­шения непосредственно или через избираемые ими органы соци­альных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особеннос­тей развития административно-территориальных единиц на ос­нове собственной материально-финансовой базы и привлечен­ных средств (ст. 2 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»).

 

Система местного самоуправления включает местные Сове­ты депутатов (далее - Совет) и органы территориального обще­ственного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, посел­ковые, сельские комитеты и другие органы, в том числе едино­личные).

 

Местное самоуправление осуществляется также путем про­ведения местных референдумов, собраний (сходов) граждан и через иные формы прямого участия граждан в государственных и общественных делах.

 

Таким образом, местное самоуправление в Республике Бе­ларусь осуществляется как непосредственно народом, обществен­ностью (прямая демократия), так и государственными органами Советами депутатов (представительная демократия). По распро­страненности и количеству решаемых вопросов представитель­ная демократия превалирует над прямой.

 

Глава 8



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 547; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.173.221.132 (0.061 с.)