Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Местные органы исполнительной властиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Важным звеном в системе органов государственного управления (исполнительной власти) являются местные органы государственного управления.
Реализация управленческих функций местными органами в нашем государстве осуществляется как в форме местного yправления, так и в форме самоуправления.
Правовой статус органов местного управления и самоуправления закреплен в разделе 5 Конституции Республики Беларусь, Законе Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» и других нормативных правовых актах. При уяснении правового статуса органов местного самоуправления целесообразно учитывать положения Европейской Хартии местного управления и самоуправления, принятой Советом Европы 15 октября1985г
Основные принципы местного управления и самоуправления:
народовластие, участие граждан в местном управлении и самоуправлении;
законность, социальная справедливость, гуманизм, защита прав и охраняемых законом интересов граждан;
взаимодействие органов местного управления и самоуправления;
разграничение компетенции представительных и исполнительных органов;
единство и целостность системы местного управления и самоуправления;
самостоятельность и независимость Советов, других органов местного самоуправления в пределах своих полномочий в решении вопросов местной жизни;
выборность Советов, других органов местного самоуправления, их подотчетность населению;
гласность и учет общественного мнения, постоянное информирование населения о принимаемых мерах по важнейшим вопросам и результатах их выполнения, предоставление каждому гражданину возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и законные интересы;
сочетание местных и общегосударственных интересов, участие органов местного управления и самоуправления в решении вышестоящими органами вопросов, затрагивающих интересы населения соответствующей территории;
ответственность за законность и обоснованность принимаемых решений.
Несмотря на общность принципов, наличие общих целей деятельности, общую правовую базу, местное управление и местное самоуправление - понятия не равнозначные.
Местное управление - это форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения, исходя из общегосударственных интересов населения, проживающего на соответствующей территории.
Единая система местных органов управления на территории Республики Беларусь состоит из областных, городских, районных, поселковых и сельских исполкомов, а также местных администраций.
Необходимо подчеркнуть, что указанные исполкомы и местные администрации входят в единую систему органов исполнительной власти (в отличие от органов местного самоуправления, среди которых, например, местные Советы депутатов являются представительными органами).
В соответствии со ст. 9 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» исполнительным и распорядительным органом на территории области, района, города, поселка, сельсовета является исполнительный комитет с правами юридического лица. В данной статье определены три вида исполнительных комитетов.
1. Первичный уровень - сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения) исполнительные комитеты. 2. Базовый уровень - городские (городов областного подчинения) исполнительные комитеты. 3. Областной уровень - областные и Минский городской исполнительные комитеты.
Таким образом, основным исполнительным и распорядительным органом на территории административно-территориальной единицы является местный исполком. Это коллегиальный орган управления общей компетенции. Он обеспечивает решение всех вопросов управления. В состав исполнительного комитета входят: председатель исполкома, его заместители, управляющий делами (или секретарь) и члены исполнительного комитета.
Первый заместитель председателя, заместители председателя, управляющий делами и члены областного (Минского городского) исполнительного комитета назначаются на должность и освобождаются от должности председателем исполнительного комитета по согласованию с Президентом Республики Беларусь; первый заместитель председателя, заместители (заместитель) председателя, управляющий делами (секретарь) и члены районного, городского, поселкового, сельского исполнительного комитета - председателем соответствующего исполнительного комитета по согласованию с вышестоящим исполнительным комитетом.
Областные (Минский городской) исполнительные комитеты подотчетны и подконтрольны Президенту Республики Беларусь и Совету Министров Республики Беларусь по вопросам, входящим в компетенцию Правительства Республики Беларусь; исполнительные комитеты первичного и базового уровней - Президенту Республики Беларусь и вышестоящим исполнительным и распорядительным органам. Исполнительный комитет ответствен перед соответствующим Советом по вопросам, отнесенным к компетенции Совета.
Исполнительный комитет в пределах своих полномочий принимает решения. Решения исполнительного комитета принимаются простым большинством голосов от установленного состава исполнительного комитета, подписываются председателем исполнительного комитета и управляющим делами (секретарем) исполнительного комитета.
Заседания исполнительного комитета созываются председателем исполнительного комитета по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и считаются правомочными, если в них принимает участие не менее двух третей членов от установленного состава исполнительного комитета.
Исполнительный комитет по мере необходимости, но не реже одного раза в год докладывает о своей деятельности Совету, а также информирует граждан на собраниях трудовых коллективов и по месту жительства.
Исполнительный комитет:
• разрабатывает и вносит для утверждения в Совет схему управления местным хозяйством и коммунальной собственностью, предложения по организации охраны общественного порядка и защиты прав граждан; • разрабатывает и вносит для утверждения в Совет проекты программ экономического и социального развития местного бюджета, принимает меры по осуществлению программ и исполнению местного бюджета, представляет Совету отчеты об их выполнении; • обеспечивает на соответствующей территории соблюдение Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, выполнение решений Совета и решений вышестоящих государственных органов, принятых в пределах их компетенции; • организует получение доходов местного бюджета и их использование по целевому назначению, принимает решения о выпуске местных ценных бумаг и проведении аукционов; • распоряжается коммунальной собственностью административно-территориальной единицы в порядке, установленном Советом; • принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации предприятий, организаций, учреждений и объединений коммунальной собственности; в порядке, определенном соответствующим Советом, утверждает режим работы таких предприятий, организаций, учреждений и объединений, а также согласовывает режим работы других предприятий, организаций, учреждений и объединений, независимо от форм собственности, расположенных на подведомственной ему территории, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь; дает согласие на размещение на подведомственной ему территории предприятий, организаций, учреждений и объединений, не находящихся в коммунальной собственности соответствующей административно-территориальной единицы; • осуществляет в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, контроль на подведомственной ему территории за использованием коммунальной собственности; • образует по вопросам своей деятельности комиссии, определяет их полномочия и руководит их деятельностью; • принимает меры по обеспечению и защите интересов территории, местного хозяйства в судебном порядке; • обеспечивает законность и общественную безопасность на соответствующей территории; • оказывает нижестоящим исполнительным комитетам и местным администрациям необходимую помощь; • содействует развитию народных традиций и обычаев на подведомственной территории; • обеспечивает исполнение законодательства Республики Беларусь по вопросам военной службы всеми должностными лицами и гражданами; • решает возложенные на него законодательством задачи по организации выборов и референдумов, а также обсуждения других важнейших вопросов местного и республиканского значения; • осуществляет иные полномочия.
Исполнительный комитет непосредственно руководит деятельностью всех своих управлений, отделов, иных органов. Непосредственно и через подчиненные ему органы исполком направляет и контролирует деятельность объектов местного хозяйства по вопросам, перечисленным в законодательстве. В некоторых случаях исполкомы областных и Минского городского Советов могут устанавливать нормы поведения, обязательные для всех должностных лиц и граждан, находящихся на подведомственной территории.
Отделы и управления исполкомов - это местные органы отраслевой или межотраслевой компетенции, например, финансовый отдел, отдел социального обеспечения, отдел записи актов гражданского состояния и т.д. Они возглавляются начальниками или заведующими. Это единоначальные органы. Их руководители принимают управленческие решения в окончательном варианте в пределах своей компетенции.
Поселковые, сельские исполкомы отделов и управлений не имеют.
При исполкомах создаются различного рода комиссии: административные, по делам несовершеннолетних, наблюдательные.
Это юрисдикционные и надзорно-контрольные органы, которые могут рассматривать дела об административных правонарушениях, налагать административные взыскания за их совершение и следить за соблюдением правил в области исполнительной и распорядительной деятельности.
Кроме вышеназванных исполнительных органов, в системе исполнительно-распорядительных органов имеются также местные органы государственного управления, которые организационно не подчиняются исполкомам. Это местные территориальные органы министерства обороны, комитета государственной безопасности, министерства транспорта и коммуникаций, министерства по налогам и сборам и др. Образуются такие местные органы управления в соответствии с действующим законодательством соответствующими министерствами. В своей деятельности по управлению непосредственно подчиненными объектами эти органы сотрудничают с соответствующими исполнительными комитетами.
Особым видом органов местного управления является местная администрация. В соответствии со ст. 11 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» она является исполнительным и распорядительным органом на территории района в городе.
Местные администрации обладают правом юридического лица, входят в систему органов исполнительной власти и являются органами местного управления.
Местная администрация - коллегиальный орган общей компетенции, состоящий из главы местной администрации, его заместителей и членов местной администрации. Она была образована в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О проведении реформы органов местного управления и самоуправления» после ликвидации в городах районных Советов депутатов и их органов.
Полномочия местной администрации во многом совпадают с полномочиями районных исполнительных комитетов.
Глава местной администрации назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь в установленном порядке.
Глава местной администрации:
• руководит деятельностью местной администрации; • утверждает по согласованию с председателем городского исполнительного комитета персональный состав местной администрации, за исключением заместителей главы местной администрации; • организует работу по подготовке заседаний местной администрации, ведет эти заседания; • организует и контролирует выполнение решений местной администрации; • распределяет функции между своими заместителями, другими сотрудниками местной администрации; • подписывает договоры, финансовые и банковские документы, является распорядителем кредитов; • применяет к сотрудникам местной администрации меры поощрения, налагает на них в соответствии с законодательством Республики Беларусь дисциплинарные взыскания; • представляет местную администрацию в отношениях с другими государственными органами, предприятиями, организациями, учреждениями, объединениями и гражданами; • подписывает решения местной администрации и протоколы ее заседаний, издает в пределах своей компетенции распоряжения; • осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.
Местная администрация подотчетна и подконтрольна исполнительному городскому комитету. Городские Советы по предложению соответствующих исполнительных комитетов утверждают сметы расходов местных администраций, а также отчеты об их исполнении.
Местная администрация не реже одного раза в год отчитывается о своей работе перед городским исполнительным комитетом, а также информирует граждан о своей деятельности.
Структура и штатная численность местной администрации утверждаются исполнительным городским комитетом.
Таким образом, понятие «органы местного управления» включает в себя исполнительные местные комитеты, местные администрации, отделы и управления исполкомов (местных администраций). Данные органы осуществляют исполнительную власть на территории области, района, города, поселка, сельсовета, т.е. осуществляют местное управление как один из видов государственного управления. В обобщенном виде главной задачей их деятельности является решение вопросов местного значения с учетом общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории.
Местное самоуправление в Республике Беларусь - форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств (ст. 2 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»).
Система местного самоуправления включает местные Советы депутатов (далее - Совет) и органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы, в том числе единоличные).
Местное самоуправление осуществляется также путем проведения местных референдумов, собраний (сходов) граждан и через иные формы прямого участия граждан в государственных и общественных делах.
Таким образом, местное самоуправление в Республике Беларусь осуществляется как непосредственно народом, общественностью (прямая демократия), так и государственными органами Советами депутатов (представительная демократия). По распространенности и количеству решаемых вопросов представительная демократия превалирует над прямой.
Глава 8
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 593; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.47.239 (0.012 с.) |