Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система и разграничение компетенции органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушенияхСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Определение круга органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать и решать дела об административных правонарушениях, имеет большое значение для обеспечения справедливого и законного привлечения правонарушителей к административной ответственности. Рассмотрение дел об административных правонарушениях невозможно сосредоточить в каком-либо одном органе, как это сделано при осуществлении правосудия, которое осуществляет только суд, так как от правосудия административный процесс отличается оперативностью и относительной простотой. Чтобы оперативно рассматривать многочисленные и разнообразные административные дела (а их разнообразие связано с наличием многочисленных отраслей административной деятельности и существующих в них отношений), нужно обладать специальными знаниями и быть компетентным в данной области. Оперативность рассмотрения административных дел многочисленными органами и должностными лицами достигается еще и тем, что эти лее органы и должностные лица систематически осуществляют контроль за соблюдением соответствующих правил. Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, отличаются также и неоднородностью субъектов.
Отдельные из них созданы специально для разрешения дел об административных правонарушениях (например, административные комиссии), другие выполняют эту работу наряду с осуществлением своих основных функций (например, суды общей юрисдикции и хозяйственные суды), у третьих, как правило, контрольно-надзорных органов, эта деятельность составляет их основное, хотя и не единственное функциональное назначение (например, государственные инспекции). Система органов, осуществляющих административную юрисдикцию, строится по территориально-отраслевому принципу. Суть его заключается в том, что указанные органы выполняют юрисдикционные полномочия с учетом как территориальных особенностей, так и специфики их совершения в отдельных отраслях и сферах государственного управления. К территориальным органам, функционирующим в пределах той или иной административно-территориальной единицы, относятся прежде всего административные комиссии районного (городского) исполнительного комитета или администрации района в городе; районные (городские) суды; хозяйственные суды; сельские, поселковые исполнительные комитеты и др. Отраслевые органы, уполномоченные рассматривать дела об 1 административных правонарушениях, непосредственно связаны с отраслями исполнительной власти и функционируют на основании специализации и четкой иерархичности юрисдикцион-ной подведомственности. Например, органы государственного санитарного надзора рассматривают дела об административных правонарушениях, связанных с засорением или загрязнением вод, нарушением правил водопользования, нарушением законодательства об отходах и т.п. От имени органов государственного санитарного надзора дела об административных правонарушениях вправе рассматривать Главный государственный санитарный врач Республики Беларусь, главные государственные санитарные врачи Министерства обороны Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, Государственного пограничного комитета Республики Беларусь, Управления делами Президента Республики Беларусь, главные государственные санитарные врачи областей, городов, районов, районов в городах и их заместители.
Отраслевой принцип на практике сочетается с территориальным. Как правило, орган (должностное лицо) осуществляет свои полномочия не только в рамках какой-либо отрасли, но и на определенной территории. Однако органы межтерриториального действия осуществляют свои надзорные и юрисдикционные полномочия на территории, границы которой не совпадают с административно-территориальным делением, например органы железнодорожного транспорта, пограничные войска Республики Беларусь и др. Основными органами, рассматривающими дела об административных правонарушениях, в настоящее время являются общие суды. Так, в их компетенцию входит рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях, предусмотренных 252 статьями (или их отдельными частями) Особенной части КоАП, что составляет или 56,5 % от числа всех статей Особенной части, тогда как по КоАП 1984 г. к подведомственности общих судов относились дела об административных правонарушениях, предусмотренных лишь 82 статьями. Впервые к органам административной юрисдикции отнесены хозяйственные суды, судьи которых единолично рассматривают дела о правонарушениях, предусмотренных 38 статьями (или их отдельными частями), что составляет 8,5 % от числа всех статей. Таким образом, подведомственность общих и хозяйственных судов является преобладающей. Они взяли на себя рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных 65 % статей Особенной части КоАП. Конечно, это не означает, что именно на суды падет основной груз рассмотрения дел об административных правонарушениях. То, что они рассматривают дела о правонарушениях, предусмотренных 65 % статей, совсем не означает, что это 65 % от числа всех дел об административных правонарушениях. Как известно, некоторые статьи применяются постоянно и в больших количествах, а по некоторым встречаются лишь единичные случаи. Поэтому точно определить, какое фактически количество дел об административных правонарушениях рассматривают суды, а какое - иные уполномоченные органы, достаточно сложно.
Наряду с судами, к числу тех, кто уполномочен рассматривать дела об административных правонарушениях, отнесены 25 видов государственных органов и органов местного управления. Это: 1) сельские, поселковые исполнительные комитеты; 2) административные комиссии районных (городских) исполнительных комитетов или администраций районов в городе; 3) районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних; 4) органы внутренних дел; 5) органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь; 6) Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь; 7) органы государственного пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь; 8) органы государственного санитарного надзора; 9) пограничные войска Республики Беларусь; 10) таможенные органы; 11) налоговые органы; 12) Департамент ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь; 13) органы Министерства финансов Республики Беларусь и финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов; 14) органы Национального банка Республики Беларусь; 15) органы Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь; 16) органы железнодорожного транспорта; 17) органы Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь; 18) органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь; 19) Департамент по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь; 20) органы государственного энергетического и газового надзора Министерства энергетики Республики Беларусь; 21) органы Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь; 22) органы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь; 23) органы государственной безопасности; 24) государственные природоохранные учреждения, осуществляющие управление заповедниками и национальными парками; 25) органы Министерства юстиции Республики Беларусь.
ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Подведомственность в широком смысле слова - это определение объектов, на которые распространяется власть субъектов - носителей властных полномочий. Что же касается подведомственности дел об административных правонарушениях, то она представляет собой распределение (закрепление) всех дел об административных правонарушениях между органами административной юрисдикции, которые уполномочены рассматривать дела, отнесенные законом к их компетенции, и налагать на виновных лиц административные взыскания. При определении подведомственности дел об административных правонарушениях необходимо учитывать существование различных видов подведомственности и порядок их последовательного выявления. Выделяют следующие основные виды подведомственности дел об административных правонарушениях: видовая подведомственность; территориальная подведомственность; должностная подведомственность. Видовая подведомственность - это административная подведомственность, правила которой определяют, какой вид государственных органов или иных общественно-государственных объединений (к которым можно отнести, например, комиссии по делам несовершеннолетних) занимается рассмотрением конкретных видов административных дел (ст. 3.2-3.27 ПИКоАП). Видовая подведомственность закрепляется чаще всего однозначно (дело рассматривается, например, только судом). Иногда законодательством допускается рассмотрение дела альтернативно, т.е. одним или другим органом (например, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 13.13, 17.6, 18.20, 18.23 и др. КоАП, может быть рассмотрено должностным лицом органа внутренних дел или судьей). Определив видовую подведомственность, необходимо решить вопрос о территориальной подведомственности. Территориальная подведомственность - это административная подведомственность, правила которой устанавливают, какой из органов одного вида ведает делами: по месту жительства, по месту совершения, по месту обнаружения или по месту нахождения. В соответствии со ст. 3.31 ПИКоАП административный процесс ведется, как правило, по месту совершения административного правонарушения, находящемуся в границах соответствующей административно-территориальной единицы. Допускаются и изъятия из этого правила. Так, в целях обеспечения оперативности, объективности и полноты административного процесса он может проводиться по месту обнаружения или выявления правонарушения, по месту нахождения органа, ведущего административный процесс, а также по месту жительства (месту нахождения) лица, в отношении которого ведется административный процесс, или большинства свидетелей. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.50, 17.3, 18.7, 18.9, 18.12-18.27, 18.29, 18.35, частью 4 ст. 18.36, ст. 18.38 КоАП, рассматриваются по месту совершения административного правонарушения или по месту жительства (месту нахождения) лица, в отношении которого ведется административный процесс. Комиссиями по делам несовершеннолетних дела об административных правонарушениях рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется административный процесс. Дела об административных таможенных правонарушениях рассматриваются судом по месту расположения таможенного органа, должностным лицом которого был составлен протокол об административном правонарушении. Дела об административных правонарушениях, влекущих лишение права управления транспортным средством, могут быть рассмотрены по месту регистрации транспортного средства. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 23.29-23.32, 23.55 КоАП, рассматриваются по месту расположения соединений, частей и подразделений пограничных войск Республики Беларусь. Получив или собрав (подготовив) материалы дела об административном правонарушении, следует определить тех должностных лиц, кто имеет право и должен в государственном органе заниматься рассмотрением конкретного дела. Это и есть должностная подведомственность. То есть должностная подведомственность - это административная подведомственность, допускающая, что в рамках органа контролировать, ведать, решать и т.д. могут разные должностные лица. Она закреплена в статьях главы 3 ПИКоАП, определяющих компетенцию конкретных государственных органов, обладающих юрисдикционными полномочиями. Например, ч. 2 ст. 3.26 ПИКоАП предусматривает, что от имени государственных природоохранных учреждений, осуществляющих управление заповедниками и национальными парками, дела об административных правонарушениях вправе рассматривать директор (генеральный директор) государственного природоохранного учреждения и его заместители. Глава 18
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 862; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.34.78 (0.011 с.) |