Система и разграничение компетенции органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система и разграничение компетенции органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях



Определение круга органов (должностных лиц), уполномо­ченных рассматривать и решать дела об административных пра­вонарушениях, имеет большое значение для обеспечения спра­ведливого и законного привлечения правонарушителей к адми­нистративной ответственности.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях невозможно сосредоточить в каком-либо одном органе, как это сделано при осуществлении правосудия, которое осуществляет только суд, так как от правосудия административный процесс отличается оперативностью и относительной простотой. Чтобы оперативно рассматривать многочисленные и разнообразные ад­министративные дела (а их разнообразие связано с наличием многочисленных отраслей административной деятельности и существующих в них отношений), нужно обладать специальны­ми знаниями и быть компетентным в данной области.

Оперативность рассмотрения административных дел мно­гочисленными органами и должностными лицами достигается еще и тем, что эти лее органы и должностные лица системати­чески осуществляют контроль за соблюдением соответствую­щих правил.

Органы, уполномоченные рассматривать дела об админист­ративных правонарушениях, отличаются также и неоднородностью субъектов.

 

 

Отдельные из них созданы специально для раз­решения дел об административных правонарушениях (напри­мер, административные комиссии), другие выполняют эту рабо­ту наряду с осуществлением своих основных функций (напри­мер, суды общей юрисдикции и хозяйственные суды), у третьих, как правило, контрольно-надзорных органов, эта деятельность составляет их основное, хотя и не единственное функциональ­ное назначение (например, государственные инспекции).

Система органов, осуществляющих административную юрис­дикцию, строится по территориально-отраслевому принципу. Суть его заключается в том, что указанные органы выполняют юрисдикционные полномочия с учетом как территориальных осо­бенностей, так и специфики их совершения в отдельных отрас­лях и сферах государственного управления.

К территориальным органам, функционирующим в пределах той или иной административно-территориальной единицы, относятся прежде всего административные комиссии районного (городского) исполнительного комитета или администрации рай­она в городе; районные (городские) суды; хозяйственные суды; сельские, поселковые исполнительные комитеты и др.

Отраслевые органы, уполномоченные рассматривать дела об 1 административных правонарушениях, непосредственно связаны с отраслями исполнительной власти и функционируют на осно­вании специализации и четкой иерархичности юрисдикцион-ной подведомственности. Например, органы государственного санитарного надзора рассматривают дела об административных правонарушениях, связанных с засорением или загрязнением вод, нарушением правил водопользования, нарушением законо­дательства об отходах и т.п. От имени органов государственно­го санитарного надзора дела об административных правонару­шениях вправе рассматривать Главный государственный сани­тарный врач Республики Беларусь, главные государственные санитарные врачи Министерства обороны Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, Государ­ственного пограничного комитета Республики Беларусь, Управ­ления делами Президента Республики Беларусь, главные госу­дарственные санитарные врачи областей, городов, районов, райо­нов в городах и их заместители.

 

 

Отраслевой принцип на практике сочетается с территори­альным. Как правило, орган (должностное лицо) осуществляет свои полномочия не только в рамках какой-либо отрасли, но и на определенной территории. Однако органы межтерриториаль­ного действия осуществляют свои надзорные и юрисдикционные полномочия на территории, границы которой не совпадают с административно-территориальным делением, например органы железнодорожного транспорта, пограничные войска Республики Беларусь и др.

Основными органами, рассматривающими дела об админист­ративных правонарушениях, в настоящее время являются об­щие суды. Так, в их компетенцию входит рассмотрение и разре­шение дел об административных правонарушениях, предусмот­ренных 252 статьями (или их отдельными частями) Особенной части КоАП, что составляет или 56,5 % от числа всех статей Особенной части, тогда как по КоАП 1984 г. к подведомствен­ности общих судов относились дела об административных пра­вонарушениях, предусмотренных лишь 82 статьями.

Впервые к органам административной юрисдикции отнесе­ны хозяйственные суды, судьи которых единолично рассматри­вают дела о правонарушениях, предусмотренных 38 статьями (или их отдельными частями), что составляет 8,5 % от числа всех статей.

Таким образом, подведомственность общих и хозяйствен­ных судов является преобладающей. Они взяли на себя рас­смотрение дел об административных правонарушениях, предус­мотренных 65 % статей Особенной части КоАП.

Конечно, это не означает, что именно на суды падет основ­ной груз рассмотрения дел об административных правонаруше­ниях. То, что они рассматривают дела о правонарушениях, пре­дусмотренных 65 % статей, совсем не означает, что это 65 % от числа всех дел об административных правонарушениях. Как известно, некоторые статьи применяются постоянно и в боль­ших количествах, а по некоторым встречаются лишь единич­ные случаи. Поэтому точно определить, какое фактически коли­чество дел об административных правонарушениях рассматри­вают суды, а какое - иные уполномоченные органы, достаточно сложно.

 

Наряду с судами, к числу тех, кто уполномочен рассматривать дела об административных правонарушениях, отнесены 25 видов государственных органов и органов местного управле­ния. Это:

1) сельские, поселковые исполнительные комитеты;

2) административные комиссии районных (городских) исполни­тельных комитетов или администраций районов в городе;

3) районные (городские), районные в городах комиссии по де­лам несовершеннолетних;

4) органы внутренних дел;

5) органы Комитета государственного контроля Республики Бе­ларусь;

6) Государственная инспекция охраны животного и раститель­ного мира при Президенте Республики Беларусь;

7) органы государственного пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь;

8) органы государственного санитарного надзора;

9) пограничные войска Республики Беларусь;

10) таможенные органы;

11) налоговые органы;

12) Департамент ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь;

13) органы Министерства финансов Республики Беларусь и финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов;

14) органы Национального банка Республики Беларусь;

15) органы Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь;

16) органы железнодорожного транспорта;

17) органы Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь;

18) органы Министерства природных ресурсов и охраны окру­жающей среды Республики Беларусь;

19) Департамент по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь;

20) органы государственного энергетического и газового надзора Министерства энергетики Республики Беларусь;

21) органы Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Бе­ларусь;

22) органы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь;

23) органы государственной безопасности;

24) государственные природоохранные учреждения, осуществ­ляющие управление заповедниками и национальными пар­ками;

25) органы Министерства юстиции Республики Беларусь.

 

ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ

ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

 

Подведомственность в широком смысле слова - это опреде­ление объектов, на которые распространяется власть субъек­тов - носителей властных полномочий.

Что же касается подведомственности дел об администра­тивных правонарушениях, то она представляет собой распре­деление (закрепление) всех дел об административных правона­рушениях между органами административной юрисдикции, ко­торые уполномочены рассматривать дела, отнесенные законом к их компетенции, и налагать на виновных лиц административ­ные взыскания.

При определении подведомственности дел об администра­тивных правонарушениях необходимо учитывать существова­ние различных видов подведомственности и порядок их после­довательного выявления.

Выделяют следующие основные виды подведомственности дел об административных правонарушениях:

видовая подведомственность;

территориальная подведомственность;

должностная подведомственность.

Видовая подведомственность - это административная под­ведомственность, правила которой определяют, какой вид госу­дарственных органов или иных общественно-государственных объединений (к которым можно отнести, например, комиссии по делам несовершеннолетних) занимается рассмотрением кон­кретных видов административных дел (ст. 3.2-3.27 ПИКоАП). Видовая подведомственность закрепляется чаще всего однознач­но (дело рассматривается, например, только судом). Иногда за­конодательством допускается рассмотрение дела альтернатив­но, т.е. одним или другим органом (например, дела об админи­стративных правонарушениях, предусмотренных ст. 13.13, 17.6, 18.20, 18.23 и др. КоАП, может быть рассмотрено должност­ным лицом органа внутренних дел или судьей).

Определив видовую подведомственность, необходимо решить вопрос о территориальной подведомственности. Территориаль­ная подведомственность - это административная подведом­ственность, правила которой устанавливают, какой из органов одного вида ведает делами: по месту жительства, по месту со­вершения, по месту обнаружения или по месту нахождения.

В соответствии со ст. 3.31 ПИКоАП административный процесс ведется, как правило, по месту совершения администра­тивного правонарушения, находящемуся в границах соответству­ющей административно-территориальной единицы.

Допускаются и изъятия из этого правила. Так, в целях обес­печения оперативности, объективности и полноты администра­тивного процесса он может проводиться по месту обнаружения или выявления правонарушения, по месту нахождения органа, ведущего административный процесс, а также по месту житель­ства (месту нахождения) лица, в отношении которого ведется административный процесс, или большинства свидетелей.

Дела об административных правонарушениях, предусмот­ренных ст. 15.50, 17.3, 18.7, 18.9, 18.12-18.27, 18.29, 18.35, частью 4 ст. 18.36, ст. 18.38 КоАП, рассматриваются по месту совершения административного правонарушения или по месту жительства (месту нахождения) лица, в отношении которого ведется административный процесс.

Комиссиями по делам несовершеннолетних дела об админи­стративных правонарушениях рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется административ­ный процесс.

Дела об административных таможенных правонарушениях рассматриваются судом по месту расположения таможенного органа, должностным лицом которого был составлен протокол об административном правонарушении.

Дела об административных правонарушениях, влекущих лишение права управления транспортным средством, могут быть рассмотрены по месту регистрации транспортного средства.

Дела об административных правонарушениях, предусмот­ренных ст. 23.29-23.32, 23.55 КоАП, рассматриваются по мес­ту расположения соединений, частей и подразделений погра­ничных войск Республики Беларусь.

Получив или собрав (подготовив) материалы дела об адми­нистративном правонарушении, следует определить тех долж­ностных лиц, кто имеет право и должен в государственном органе заниматься рассмотрением конкретного дела. Это и есть долж­ностная подведомственность. То есть должностная подведом­ственность - это административная подведомственность, допус­кающая, что в рамках органа контролировать, ведать, решать и т.д. могут разные должностные лица.

Она закреплена в статьях главы 3 ПИКоАП, определяющих компетенцию конкретных государственных органов, обладающих юрисдикционными полномочиями. Например, ч. 2 ст. 3.26 ПИКоАП предусматривает, что от имени государственных при­родоохранных учреждений, осуществляющих управление запо­ведниками и национальными парками, дела об административ­ных правонарушениях вправе рассматривать директор (генераль­ный директор) государственного природоохранного учреждения и его заместители.

Глава 18



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 807; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.024 с.)