Понятия административной деликтности и административной деликтологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятия административной деликтности и административной деликтологии.



МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. Я. Кикотя

Кафедра административного права

 

Утверждаю

Начальник кафедры

административного права

полковник полиции

___________ С.Н. Бочаров

 

 

Авторы: профессор кафедры АП, кандидат юридических наук, доцент полковник полиции Шурухнова Д.Н; доцент кафедры АП, кандидат юридических наук, доцент, подполковник полиции Сущинская С.И.

 

ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ

по административному праву России

 

Тема №22: «Обстоятельства, исключающие деликтность деяния, и обстоятельства, освобождающие от административной ответственности»

 

 

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры

протокол № 3

от «25» ноября 2014 г.

 

Москва 2014

 

 

Вопросы:

Введение

1. Понятия административной деликтности и административной деликтологии.

2. Отсутствие события административного правонарушения.

3. Отсутствие состава административного правонарушения.

4. Действия лица в состоянии крайней необходимости.

5. Издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания.

6. Отмена закона, установившего административную ответственность.

7. Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.

8. Наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела.

9. Смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

10. Понятие института освобождения от юридической ответственности

11. Освобождение от административной ответственности по законодательству об административных правонарушениях

12. Сравнительно-правовой анализ институтов освобождения от юридической ответственности в уголовном и административном праве

Заключение


Введение

 

Административные проступки совершаются гораздо чаще преступлений и составляют большую по численности группу деликтов, чем уголовно наказуемые деяния. Кроме того, приходится признать, что административные правонарушения в России превратились в одну из самых типичных асоциальных и противоправных явлений. Правонарушения общественно вредны тем, что они дезорганизуют нормальный ритм жизнедеятельности общества, направлены против устоявшихся общественных отношений, вносят в них элементы социальной напряженности и конфликтности.

Административная деликтность в современной России становится фактором, оказывающим существенное влияние на социальные процессы и на государственное управление. Государство, осуществляя свою правоохранительную функцию, устанавливает разнообразные административно-правовые запреты и меры административной ответственности за их нарушение, т. е. осуществляет деликтолизацию определенных деяний.

Совершение правонарушения предполагает обязанность виновного лица претерпеть определенные ограничения, то есть возлагает на него юридическую ответственность. Действие принципов справедливости, гуманизма и индивидуализации юридической ответственности непосредственно обусловливает существование института освобождения от юридической ответственности. Применение института освобождения от ответственности является исключением из общего правила наступления ответственности за совершенное правонарушение. Освобождение от юридической ответственности есть снятие необходимости (обязанности) восстанавливать право, возмещать вред либо претерпевать меры возмездия (кары, наказания) за совершенное правонарушение.

Отсутствие события административного правонарушения.

Данное обстоятельство означает, что не установлено наличие противоправного деяния, то есть факт совершения правонарушения не подтвержден. Отсутствие события административного правонарушения может выражаться в следующем:

- события, послужившего основанием для возбуждения производства, в действительности не было (например, «потерпевший» обнаружил у себя «украденную» вещь).

- событие как таковое было, но явилось результатом действий природных факторов, несчастного случая и т.п.

 

Издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 Конституции Российской Федерации объявление амнистии отнесено к исключительному ведению Государ­ственной думы. Амнистия объявляется Государственной думой в отно­шении индивидуально не определенного круга лиц. Но, как правило, по акту амнистии выносятся постановления о прекращении уголовных дел. Так, согласно положению п. 7 Постановления Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации от 16 апреля 2010 года №3521-5 ГД "О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в связи с 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" "лица, подпадающие под действие Постановления об амнистии, не освобождаются от административных наказаний и от обя­занности возместить вред, причиненный в результате совершенных ими противоправных действий".

 

Отмена закона, установившего административную ответственность.

Осуществление мер применения административных наказаний сопряжено с ограничением прав и свобод человека. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации это допускается только федераль­ным законом. Отмена федерального закона, устанавливающего админи­стративную ответственность, устраняет противоправность данного дея­ния, совершение которого не является административным правонару­шением и соответственно не влечет применения санкций.

Отмена предписаний КоАП РФ, устанавливающих администра­тивную ответственность, допускается только федеральным законодатель­ством. Аналогично нормы закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть отменены соответству­ющим законом субъекта Российской Федерации. При этом необходимо учитывать принцип действия законодательства об административных правонарушениях во времени и пространстве, провозглашенный в ст. 1.7 КоАП РФ.

 

Наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела

Если по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вынесено постановление о назначении административного наказания либо постановление о прекращении производства по делу, либо постановление о возбуждении уголовного дела, то производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, a начатое производство подлежит прекращению, поскольку за одно административное правонарушение может быть назначено только одно основное (либо основное и дополнительное) административное наказание. Если же по факту противоправного деяния возбуждено уголовное дело, то следовательно, данное деяние рассматривается в качестве преступления, но не административного правонарушения.

 

Смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении

Смерть физического лица, в отношении которого ведется произ­водство по делу, влечет прекращение производства, поскольку в этом случае отсутствует обязательный элемент состава административного правонарушения – субъект.

Заключение

Обстоятельства, исключающие деликтность деяния, играют важную роль в механизме административно-правового регулирования. Посредством их закрепления создаются необходимые юридические гарантии, обеспечивающие охрану граждан от необоснованного наложения административных взысканий за совершение деяний, внешне хотя и подпадающих под признаки административных проступков, но не имеющих общественно вредного характера. Наряду с этим такие обстоятельства имеют стимулирующее значение в сфере административно-правового регулирования, способствуют совершению правовых действий, отвечающих интересам государства и общества.

Под основанием освобождения от юридической ответственности следует понимать юридические факты или фактические обстоятельства, при наличии которых в силу норм права снимается обязанность претерпевать меры государственного принудительного воздействия за совершенное правонарушение.

Выделяют полное и частичное освобождение от правовой ответственности. Кроме того, выделяют две группы оснований освобождения от юридической ответственности - основные, действующие для всех отраслей права, и дополнительные, присущих конкретным отраслям права.

Понятие «освобождение от юридической ответственности» надо отличать от понятия «исключение юридической ответственности», а также от понятия «освобождение от наказания».

Кодексом об административных правонарушениях предусмотрены следующие виды освобождения от административной ответственности:

- в связи с малозначительностью проступка (ст. 2.9);

- в связи с заменой административной ответственности другим видом ответственности (ст. 2.5);

- в связи с истечением срока давности (ст. 4.5);

- в связи с применением к несовершеннолетним мер воспитательного воздействия (ст. 2.3, ч. 2).

- Все они были подробно рассмотрены в рамках данной лекции.

Сравнительный анализ обстоятельств освобождения от административной и уголовной ответственности позволяет выделить основания, которые полностью или частично являются одинаковыми как для уголовного, так и для административного права; основания, которые являются специфичными для уголовной ответственности или для административной ответственности.

Литература.

Основная литература:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 года №195-ФЗ, в редакции Федерального закона от 31.05.2010 года №108-ФЗ.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 (ред. от 04.06.2011).

3. Уголовный кодекс Российской Федерации (ред. от 29.12.2010).

4. Федеральный закон РФ от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 13.10.2009) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»// СЗ РФ. 28.06.99, № 26, Ст. 3177.

5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судей при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Российская газета, № 80, 19.04.2005.

6. Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 (ред. от 20.11.2008) «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»//Вестник ВАС РФ, 2004, № 8.

7. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный), Москва, Книжный мир, 2009.

 

Дополнительная литература:

1. Федеральный закон от 21.05.1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в редакции Федерального закона №233-ФЗ от 13.10.2009 г.).

2. Постановление Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации от 16 апреля 2010 года №3521-5 ГД "О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в связи с 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов".

3. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.09.2005 по делу №26-2019/2005-24.

4. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.09.2005 по делу №44-2143/2005-15.

5. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.09.2005 по делу №66-11924/2004.

6. Административное право: Учебник. Под ред. Л.Л. Попова, М.: Юристъ, 2002.

7. Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности. 2-е издание, исправленное и дополненное. М.: "НОРМА", 2009.

8. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. М.: Инфра – М, 2002.

9. Кузьмичева Г.А., Калинина Л.А. Административная ответственность. М.: Юриспруденция, 2000.

10. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Под ред. Ю.М. Козлова. М., Юристъ, 2002.

11. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Ред коллегия Веремеенко И.И., Салищева Н.Г., Сидоренко Е.Н., Якимов А.Ю. М.: ООО «ТК Велби», 2002.

12. Курс советского уголовного права в 6 томах. Т. 3. М.: Наука.

13. Ольков А.В. Проблемы административного законодательства//Законность, 2010, № 7, С. 53-54.

14. Теория государства и права: Учебник. Под ред. В.К. Бабаева. М.: Юристъ, 2002.

15. Уголовное право России. Общая часть. Отв. ред. Б.В. Здравомыслов. М.: Юристъ, 1996. С. 435.

16. Теория государства и права: Учебник. Под ред. В.К. Бабаева. М.: Юристъ, 2002. С. 519-520.

17. Подробнее об обстоятельствах, исключающих деликтность деяния см. тему № 25.

18. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. М.: Инфра – М, 2002, С. 42-43.

 

 

Последние изменения были внесены в данную фондовую лекцию 23.10.2014 г.


[1] Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности. 2-е издание, исправленное и дополненное. М.: "НОРМА", 2009.

[2] См.: Тихоненко И.Н. Основания освобождения от юридической ответственности: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 1995.

[3] Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности. 2-е издание, исправленное и дополненное. М.: "НОРМА", 2009.

[4] Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности. 2-е издание, исправленное и дополненное. М.: "НОРМА", 2009.

[5] Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности. 2-е издание, исправленное и дополненное. М.: "НОРМА", 2009.

[6] Постановление Конституционного Суда РФ от 05.07.2001 № 11-П "По делу о проверке конституционности Постановления Государственной Думы от 28 июня 2000 года N 492-III ГД "О внесении изменения в Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" в связи с запросом Советского районного суда города Челябинска и жалобами ряда граждан"

[7] Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности. 2-е издание, исправленное и дополненное. М.: "НОРМА", 2009.

 

[8] Теория государства и права: Учебник. Под ред. В.К. Бабаева. М.: Юристъ, 2002. С. 519-520.

[9] Федеральный закон РФ от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 22.04.2005) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»// СЗ РФ. 28.06.99, № 26, Ст. 3177.

[10] Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Под ред. Ю.М. Козлова. М., Юристъ, 2002, С 130-131.

[11] Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Под ред. Ю.М. Козлова. М., Юристъ, 2002, С. 135.

[12] Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. М.: Инфра – М, 2002, С. 42-43.

[13] Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 (ред. от 20.11.2008) «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»//Вестник ВАС РФ, 2004, № 8.

[14] Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.09.2005 по делу №26-2019/2005-24.

[15] Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.09.2005 по делу №44-2143/2005-15.

[16] Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.09.2005 по делу №66-11924/2004

[17] Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Под ред. Ю.М. Козлова. М., Юристъ, 2002, С. 140-141.

[18] Постановление Конституционного Суда РФ от 13.07.2010 № 15-П «По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 4.5, части 1 статьи 16.2 и части 2 статьи 27.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами граждан В.В. Баталова, Л.Н. Валуевой, З.Я. Ганиевой, О.А. Красной и И.В. Эпова»

[19] Данная норма была введена Федеральным законом от 17.07.2009 N 160-ФЗ

[20] Ольков А.В. Проблемы административного законодательства//Законность, 2010, № 7, С. 53-54.

 

[21] Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях./Ред коллегия Веремеенко И.И., Салищева Н.Г., Сидоренко Е.Н., Якимов А.Ю. М.: ООО «ТК Велби», 2002. С.63.

[22] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судей при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Российская газета, № 80, 19.04.2005.

[23] Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Под ред. Ю.М. Козлова. М., Юристъ, 2002, С. 1163.

[24] Курс советского уголовного права в 6 томах. Т. 3. М.: Наука, С. 280.

[25] Уголовное право России. Общая часть. Отв. ред. Б.В. Здравомыслов. М.: Юристъ, 1996. С. 435.

 

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. Я. Кикотя

Кафедра административного права

 

Утверждаю

Начальник кафедры

административного права

полковник полиции

___________ С.Н. Бочаров

 

 

Авторы: профессор кафедры АП, кандидат юридических наук, доцент полковник полиции Шурухнова Д.Н; доцент кафедры АП, кандидат юридических наук, доцент, подполковник полиции Сущинская С.И.

 

ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ

по административному праву России

 

Тема №22: «Обстоятельства, исключающие деликтность деяния, и обстоятельства, освобождающие от административной ответственности»

 

 

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры

протокол № 3

от «25» ноября 2014 г.

 

Москва 2014

 

 

Вопросы:

Введение

1. Понятия административной деликтности и административной деликтологии.

2. Отсутствие события административного правонарушения.

3. Отсутствие состава административного правонарушения.

4. Действия лица в состоянии крайней необходимости.

5. Издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания.

6. Отмена закона, установившего административную ответственность.

7. Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.

8. Наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела.

9. Смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

10. Понятие института освобождения от юридической ответственности

11. Освобождение от административной ответственности по законодательству об административных правонарушениях

12. Сравнительно-правовой анализ институтов освобождения от юридической ответственности в уголовном и административном праве

Заключение


Введение

 

Административные проступки совершаются гораздо чаще преступлений и составляют большую по численности группу деликтов, чем уголовно наказуемые деяния. Кроме того, приходится признать, что административные правонарушения в России превратились в одну из самых типичных асоциальных и противоправных явлений. Правонарушения общественно вредны тем, что они дезорганизуют нормальный ритм жизнедеятельности общества, направлены против устоявшихся общественных отношений, вносят в них элементы социальной напряженности и конфликтности.

Административная деликтность в современной России становится фактором, оказывающим существенное влияние на социальные процессы и на государственное управление. Государство, осуществляя свою правоохранительную функцию, устанавливает разнообразные административно-правовые запреты и меры административной ответственности за их нарушение, т. е. осуществляет деликтолизацию определенных деяний.

Совершение правонарушения предполагает обязанность виновного лица претерпеть определенные ограничения, то есть возлагает на него юридическую ответственность. Действие принципов справедливости, гуманизма и индивидуализации юридической ответственности непосредственно обусловливает существование института освобождения от юридической ответственности. Применение института освобождения от ответственности является исключением из общего правила наступления ответственности за совершенное правонарушение. Освобождение от юридической ответственности есть снятие необходимости (обязанности) восстанавливать право, возмещать вред либо претерпевать меры возмездия (кары, наказания) за совершенное правонарушение.

Понятия административной деликтности и административной деликтологии.

Административный деликт - деяние, обладающее нормативно предусмотренными юридическими признаками. Административному деликту должны быть присущи следующие признаки:

1. противоправность, включающая в себе и запрещенность
законодательством об административных правонарушениях;

2.виновность;

3. наличие административной ответственности за его совершение;

4. отсутствие обстоятельств, исключающих административную
деликтность деяния.

Административная деликтность – сумма административных правонарушений, совершенных на определенной территории за какой-то отрезок времени.

Соответственно можно говорить об административной деликтности в городе, области, России за сутки, месяц, год или иной отрезок времени.

Очень важно различать деликты учтенные и неучтенные, а среди последних латентные (не обнаруженные) и неучтенные сознательно.

Учет выявленных правонарушений осуществляют государственные органы, на которые возложена борьба с ними: таможенные, налоговые, внутренних дел и др. В целом по району, городу, области такой учет систематически не ведется. Поэтому, как правило, государственные, муниципальные органы, население получают сведения только об отдельных видах нарушений на определенной территории за какой-то период времени. Например, о количестве автодорожных нарушений в городе – за сутки, месяц, год.

Хотя административная деликтность представляет систему стихийную, не организованную, между элементами которой не всегда есть связи, тем не менее у нее есть определенные причины, динамика роста и сокращения, закономерности развития. Например, можно выявить причины роста в 90-х гг. в России автодорожных, таможенных, экологических деликтов.

Учет соответствующих правонарушений по видам и в целом в административно-территориальной единице, регионе, России за конкретные отрезки времени важен для анализа административной деликтности. Необходимо знать ее состояние, выявлять причины, тенденции развития. А такой анализ – обязательное условие разработки программ предупреждения деликтов, эффективной борьбы с ними.

Административная деликтность – это отрицательное социальное явление. Она исторически изменчива, неуправляема. Сейчас и в ближайшем будущем искоренить ее невозможно, но можно блокировать развитие, нейтрализовать действие этого негативного фактора, не допустить дальнейшего роста и даже в какой-то мере сократить.

Административные деликты связаны с другими видами правонарушений: преступлениями, дисциплинарными и гражданско-правовыми проступками. Особенно тесно взаимодействие ряда административных проступков с преступлениями. Административная деликтность (пьянство, наркомания, нарушения правил дорожного движения и т. д.) – предпосылка преступности, одна из важных ее причин.

Анализом системы правонарушений, выявлением ее причин и динамики, разработкой мер борьбы с ними призвана заниматься специальная наука – деликтология. Эта составная часть социологии только делает первые шаги, но достаточно развилась ее составная часть, ее ядро – криминология – наука о состоянии, причинах и мерах борьбы с преступностью. Цивилистическая и дисциплинарная деликтологии практически не развиты.

Составная часть деликтологии – административная деликтология – находится в процессе становления. Ее первые шаги связаны с исследованиями в 70–80-х гг. профессоров Е. В. Додина, В. П. Лозбякова, Л. Л. Попова. Ее основоположником стал профессор В. И. Ремнев.

Административная деликтологиянаука о состоянии, динамике, причинах административной деликтности и мерах борьбы с нею. Такая борьба предполагает прежде всего предупреждение нарушений законности, а также их пресечение, раскрытие и наказание виновных. Разработка научно обоснованных программ и методик борьбы с административными проступками и их реализация позволит повысить эффективность правоохранительной деятельности в целом.

Административная деликтология – не правовая наука, а часть социологии. Хотя она и связана с административно-правовыми нормами, основное внимание административная деликтология уделяет явлениям реальной жизни: правонарушениям, их субъектам, причинам и условиям совершения проступков, мерам борьбы с ними. Административная деликтология – «младшая сестра» криминологии, которая использует ее методы, ее выводы и вообще все ее достижения.

Можно выделить четыре составные части деликтологии.

1. Учение об административной деликтности: количестве проступков, их структуре, динамике.

Анализируя структуру, можно использовать отраслевой критерий (на транспорте, в сельском хозяйстве и т. д.), территориальный, связь с пьянством и наркоманией, с экономикой (налоговые, таможенные и т. д.), экологией и иные варианты группировки деликтов. При этом нужно иметь в виду, что существует большое число латентных проступков, которые не могут быть учтены.

2. Учение о субъектах административных правонарушений (деликвентах). Если исследуется деликтность граждан, то важны такие признаки: возраст, пол, место и стаж работы, образование, привлекался ли ранее к ответственности, место жительства, с кем проживает.

Для анализа правонарушений коллективных субъектов важны показатели формы собственности, содержания деятельности, состояния коллектива (размер, кадровый состав, наличие в нем общественных организаций), данные о руководителях.

3. Учение о причинах и условиях административной деликтности в целом и отдельных групп проступков. Среди них можно выделить те, которые связаны:

• с субъектом правонарушения (недостаточная правовая осведомленность, правовой нигилизм, эгоизм, стяжательство, пьянство, наркомания и др.);

• с недостатками в работе организаций (нарушения правил производства и торговли алкогольными напитками, перевозки продукции, плохая организация регистрационного учета граждан, технического осмотра автотранспорта, продажи билетов, недостаток средств, необходимых для выполнения экологических, технических, противопожарных, санитарных правил и т. д.);

• с недостатками в работе правоохранительных органов. Имеется в виду недостаточное внимание к профилактике, борьбе с некоторыми видами правонарушений, волокита, ошибки в применении мер пресечения (задержания, доставления в медицинские вытрезвители, приостановления работ и др.), наложении взысканий, необоснованные запреты и т. д. Нужно учитывать, что на показатели числа административных деликтов влияет и работа правоохранительных органов, которые могут не знать, не учесть определенных правонарушений, ослабить борьбу с ними, исказить данные, увеличив тем самым число латентных проступков;

• с недостатками существующей системы правовых норм: необоснованное установление ответственности, абсолютно определенных санкций, несвоевременное внесение изменений в составы, санкции, систему взысканий, отсутствие необходимых процессуальных норм, спорное решение вопросов о подведомственности дел и др. Так, за последние годы неоднократно вносились изменения в нормы, регулирующие ответственность за нарушение правил дорожного движения, и очень спорна отмена талона предупреждений у водителей. Непонятно также, почему ОВД не доверили рассматривать дела о нарушениях паспортных правил, отнесли их к подведомственности административных комиссии. В результате взыскание и уплата небольшого штрафа за утрату паспорта и иные нарушения норм о паспортах стали для многих граждан «хождением по мукам». А санкции соответствующих норм не стимулируют должного поведения.

4. Главная составная часть административной деликтологии – предложения, программы предупреждения деликтности в целом и ее разновидностей, улучшения правоохранительной деятельности, рекомендации по совершенствованию действующего законодательства.

Учет, изучение структуры и динамики деликтности, ее причин и условий нужны для того, чтобы планировать борьбу с деликтностью, повысить эффективность работы правоохранительных органов, качество действующих правовых норм. Очень важно определить основные направления борьбы с деликтностью в определенное время на соответствующей территории. В России сейчас наиболее актуальна борьба с незаконным оборотом спирта, наркотиков, с налоговыми, дорожными проступками.

Если программ борьбы с деликтностью в целом пока еще не существует, то программы борьбы с отдельными проступками (таможенными, нарушениями правил дорожного движения и т. д.) уже давно используются на практике. В рамках страны их разрабатывают и осуществляют ведомства, в рамках регионов, муниципальных образований – компетентные органы исполнительной власти.

Следует учесть, что программы борьбы даже с отдельными категориями административных деликтов (например, с нарушениями налогового законодательства, правил дорожного движения) требуют согласованной работы многих ведомств, они должны быть межведомственными. И утверждать такие программы должны органы общей компетенции или все руководители участвующих в программе ведомств.

А для того чтобы борьбе с деликтами придать организованный, научный характер, необходимо создать общероссийскую систему учета и информации об административной деликтности. Стране нужны научные коллективы, которые бы профессионально занимались общей и специальной административной деликтологией.

Возвращаясь к термину «Деликт» надо сказать, что данный термин не применяется в законодательстве РФ, но широко используется в научно-правовой литературе. Обстоятельства исключающие деликтность деяния, по содержанию являются не только освобождением от административной ответственности, но и не считают совершенное деяние административным правонарушением. В данной лекции мы ставим знак равенства между обстоятельствами исключающими деликтность деяния и обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении. Перечень обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, шире по сравнению с исключающими деликтность деяния. Статьей 24.5 КоАП РФ «Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении» установлен исчерпывающий перечень обстоятельств, несовместимых с производством по делу об административном правонарушении.

Если исключить из административно-деликтного права обстоятельства, исключающие административную деликтность деяния, то создадутся реальные предпосылки для ограничения гражданской активности человека, его естественного права на самооборону, участие в охране общественного порядка и защиту от произвола власти. При этом надо помнить, что в соответствии с ч.2 ст.45 Конституции РФ «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом».

Не может и не должно восприниматься в качестве административного правонарушения деяние, одобряемое с позиций общечеловеческих и нравственных требований. Именно поэтому институт исключения деликтности деяния должен быть статуирован и в административно-деликтном праве. Соответственно КоАП РФ должен быть представлен нормами рассматриваемого института.

Как уже было сказано, статьей 24.5 КоАП РФ "Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правона­рушении" установлен исчерпывающий перечень обстоятельств, несов­местимых с производством по делу об административном правонарушении.

Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) отсутствие события административного правонарушения;

2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения проти­воправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

3) действия лица в состоянии крайней необходимости;

4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

5) отмена закона, установившего административную ответствен­ность;

6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется про­изводство по делу об административном правонарушении, постановле­ния о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Теперь необходимо рассмотреть более подробно каждое из вышеперечисленных обстоятельств.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 1386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.102 с.)