Стимулы деятельности государственных служащих 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стимулы деятельности государственных служащих



 

Стимулы деятельности государственных служащих можно разделить на три группы: а) льготы; б) меры поощрения; в) меры ответственности.

 

Льготы весьма различны и, как правило, устанавливаются применительно к тем или иным категориям государственных служащих. Например, оплата стоимости проезда к месту отдыха

и обратно, медицинское обслуживание, льготы по налогооб­ложению, предоставление государственного служебного жилья и т.д. Предусмотрены надбавки к должностным окладам за осо­бые условия службы, выслугу лет, классный чин, а также де­нежные выплаты по итогам службы за квартал, год и др.

 

Под поощрением понимается применение государственны­ми, общественными органами и должностными лицами специ­альных форм положительной оценки и одобрения достигнутых успехов в работе и поведении отдельных граждан и коллекти­вов. Поощрения государственных служащих предназначены для стимулирования их служебной деятельности, укрепления по­рядка и государственной дисциплины.

 

Меры поощрения делятся на общие и специальные. Общие меры поощрения установлены законодательством о труде, спе­циальные - правовыми актами, предусматривающими особенно­сти правового статуса конкретных категорий государственных служащих.

 

Общими мерами поощрения являются: денежная премия, объявление благодарности, награждение ценным подарком и др.

 

К служащим могут быть применены также меры поощре­ния в виде награждения орденами и медалями, присвоения по­четных званий, присуждения государственных премий.

 

Специальные меры поощрения также разнообразны: досроч­ное присвоение специального звания, классного чина, повыше­ние в классе и т.д.

 

Ответственность государственных служащих - это примене­ние к ним государственными органами и должностными лица­ми установленных государством мер воздействия за плохую ра­боту, нарушение государственной дисциплины и законности.

 

В зависимости от характера правонарушений, совершенных государственными служащими, последние могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной и уголовной ответственности.

 

Дисциплинарная ответственность - это применение мер дисциплинарного или общественного воздействия к государствен­ным служащим в порядке служебного подчинения за виновные нарушения обязанностей службы, в частности трудовой дис­циплины, не преследуемые в уголовном порядке.

 

Отдельные категории государственных служащих подлежат дисциплинарной ответственности и за проступки, хотя и не яв­ляющиеся нарушениями обязанностей службы, но не совмести­мые с их достоинством и назначением ввиду особого характера выполняемых обязанностей.

 

Установлены три вида дисциплинарной ответственности: 1) в порядке подчиненности; 2) в порядке, установленном уста­вами и положениями о дисциплине, действующими в ряде ми­нистерств, государственных комитетов; 3) в порядке, установ­ленном правилами внутреннего трудового распорядка. Виды дис­циплинарной ответственности отличаются друг от друга кру­гом лиц, привлекаемых к ответственности, и лиц, наделенных дисциплинарной властью, а также перечнем взысканий, поряд­ком их наложения и обжалования.

 

Дисциплинарную ответственность в порядке подчиненности несут лишь руководящие работники (лица, пользующиеся пра­вом найма и увольнения, распорядители кредитов, ответствен­ные работники иных категорий, а также служащие, занимающие выборные должности). Дисциплинарное взыскание в порядке подчиненности налагается лицом или органом, от которых, со­гласно существующим правилам, зависит назначение служаще­го на должность, либо лицами или органами, вышестоящими по линии подчиненности. Могут быть наложены такие взыскания, как замечание, выговор, увольнение.

 

По уставам и положениям о дисциплине несут ответствен­ность военнослужащие, работники органов внутренних дел, гос­безопасности, служащие на транспорте и связи. В уставах о дис­циплине предусмотрен круг лиц, на которые они распространя­ются. Это строго определенный, ограниченный круг работни­ков. Определены должностные лица, применяющие дисципли­нарные взыскания, и меры взысканий, которые имеют опреде­ленную специфику, обусловленную профессиональными особен­ностями труда этих служащих.

 

По Типовым правилам внутреннего трудового распорядка несут дисциплинарную ответственность все остальные служа­щие, за исключением тех, кто отвечает в порядке подчиненности и но уставам и положениям о дисциплине. Дисциплинарные изыскания налагаются руководителем предприятия, учреждения, организации, а также другими должностными лицами, которым может быть предоставлено это право министерством

и госкоми­тетом. Типовыми правилами предусмотрены следующие взыска­ния: замечание, выговор, увольнение.

 

Законодательством предусмотрен ряд гарантий законности привлечения служащих к дисциплинарной ответственности. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение служащего. До наложения взыскания администрация обязана затребовать от нарушителя объяснения в письменном виде. Взыскание на­лагается не позднее одного месяца со дня обнаружения проступ­ка и шести месяцев со дня его совершения.

 

За каждое нарушение трудовой дисциплины может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание. Оно снима­ется автоматически, если в течение года со дня его применения служащий не будет подвергнут новому дисциплинарному взыс­канию.

 

Административную ответственность государственные слу­жащие несут за совершение административного правонаруше­ния (проступка) в общем порядке, т.е. как все граждане. Что касается должностных лиц, то они привлекаются к ответствен­ности и в тех случаях, когда в совершении правонарушения признается виновным юридическое лицо, т.е., если будет уста­новлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена администра­тивная ответственность, и данным лицом не были приняты меры по их соблюдению. При этом наложение взыскания на юридическое лицо не освобождает от административной ответ­ственности за данное правонарушение виновное должностное лицо юридического лица, равно как и привлечение к административ­ной ответственности должностного лица юридического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

 

Административное взыскание может налагаться независимо от дисциплинарного взыскания.

 

Материальная ответственность государственных служа­щих наступает за служебный проступок, в результате которого причинен материальный ущерб предприятию, учреждению, орга­низации, гражданам. Ответственность выражается в возмещении служащим причиненного им имущественного ущерба. Воз­мещение этого ущерба не рассматривается в качестве дисципли­нарного взыскания и может применяться наряду с ним. Этот вид юридической ответственности наступает либо по суду (на основании норм трудового и гражданского права), либо в адми­нистративном порядке (например, отчисление из заработной платы служащего на основании решения администрации).

 

Уголовная ответственность государственных служащих наступает за совершение ими преступлений. Особо закон выде­ляет общие виды должностных преступлений: злоупотребление властью или служебным положением, превышение власти или служебных полномочий, халатность, получение взятки, дача взят­ки, посредничество во взяточничестве, должностной подлог. Пре­дусматривается также уголовная ответственность должностных лиц за преследование граждан, выступающих с критикой. Все эти вопросы подробно изучаются в курсе уголовного права.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.150.80 (0.005 с.)