Режим охраны государственной границы Республики Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Режим охраны государственной границы Республики Беларусь



Государственная граница является неотъемлемым атрибу­том государственности республики, ее независимости и суверен­ности. Понятие «государственная граница» неоднозначное и включает в себя три критерия: фактический, юридический и технический.

Фактически Государственная граница есть линия и прохо­дящая по этой линии вертикальная поверхность, определяю­щие пределы территории Республики Беларусь - суши, вод, недр и воздушного пространства.

Юридическая граница Республики Беларусь закрепляется международными договорами и иными законодательными акта­ми. Участки Государственной границы с сопредельными госу­дарствами, не оформленные в международно-правовом отноше­нии, подлежат их договорному закреплению.

С технической точки зрения Государственная граница дол­жна быть обозначена соответствующей линией на местности. Технический критерий предусматривает также определенное обустройство границы, организацию ее охраны.

В правовом отношении режим Государственной границы обеспечивается Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О Государственной границе», указами Президента Республики Беларусь, нормативными актами, регла­ментирующими деятельность различных государственных орга­нов, связанных с охраной границы. К таким органам относят­ся: Государственный пограничный комитет, Министерство ино­странных дел, Министерство внутренних дел, Комитет государ­ственной безопасности, Таможенный комитет, республиканские органы государственного управления, осуществляющие в преде­лах своей компетенции на Государственной границе санитарно-карантинный, ветеринарный, фитосанитарный, экологический и иные виды контроля, и др.

Режим охраны границы состоит из следующих элементов:

режим Государственной границы;

пограничный режим;

режим в пунктах пропуска.

Можно также выделить режим особых полномочий органов пограничной службы и войск ПВО.

Режим Государственной границы включает правила:

содержания Государственной границы;

пересечения Государственной границы лицами и транспорт­ными средствами;

перемещения через Государственную границу грузов, това­ров и животных (далее - товары);

плавания и пребывания невоенных и военных плавсредств в части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов,

принадлежащих Республике Беларусь, захода иностранных плав­средств в порты Республики Беларусь и пребывания в них;

ведения на Государственной границе либо вблизи нее на территории Республики Беларусь хозяйственной и иной дея­тельности;

разрешения инцидентов, связанных с нарушением режима Государственной границы.

С учетом взаимных интересов Республики Беларусь и со­предельных государств отдельные правила режима Государствен­ной границы могут не устанавливаться, а характер устанавли­ваемых правил может быть упрощенным.

Пограничный режим ~ режим пограничной зоны, устанав­ливаемый в интересах создания необходимых условий для ох­раны Государственной границы.

Пограничный режим включает правила:

въезда, временного пребывания, передвижения лиц и транс­портных средств в пограничной зоне;

производства работ в пограничной зоне;

учета и содержания самоходных и несамоходных плавсредств на пристанях, причалах, в портах и иных пунктах базирования, их плавания и нахождения во внутренних водах Республики Беларусь в пределах пограничной зоны и в принадлежащей Республике Беларусь части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов.

Установление иных правил пограничного режима не допус­кается. Всякое ограничение граждан в их правах и свободах допустимо только на основании и в порядке, предусмотренных Законом. Лица, виновные в нарушении пограничного режима, несут ответственность, установленную законодательными акта­ми Республики Беларусь.

В целях обеспечения на Государственной границе надлежа­щего порядка Советом Министров Республики Беларусь уста­навливаются пограничная зона и пограничная полоса.

Пограничная полоса - полоса местности, непосредственно прилегающая к Государственной границе на ее границе на ее

сухопутных участках или вдоль берегов пограничных рек, озер и иных водных объектов.

Пограничная зона устанавливается, как правило, в пределах прилегающей к Государственной границе территории района, города, поселка, сельсовета. В состав пограничной зоны (там, где! она устанавливается) включаются также принадлежащая Рес­публике Беларусь часть вод пограничных рек, озер и иных вод­ных объектов и расположенные в этих водах острова. В погра­ничную зону могут не включаться территории населенных пунк­тов, санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреж­дений, учреждений (объектов) культуры, а также места массово­го отдыха, водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан.

Пределы пограничной зоны определяются решениями област­ных исполнительных комитетов по представлению Государствен­ного пограничного комитета Республики Беларусь.

Режим, в пунктах пропуска включает правила въезда в эти пункты, пребывания, передвижения и выезда из них лиц и транспортных средств.

Режим в пунктах пропуска устанавливается Советом Ми­нистров Республики Беларусь, поддерживается и контролирует­ся органами пограничной службы Республики Беларусь исклю­чительно в интересах создания необходимых условий для осу­ществления пограничного, таможенного и иных видов контроля.

Под пунктом пропуска через Государственную границу по­нимается территория в пределах железнодорожного, автомобиль­ного вокзала, станции, речного порта, аэропорта, аэродрома, от­крытая для международных сообщений, а также иное, специаль­но оборудованное место, где осуществляется пограничный, а при необходимости и другие виды контроля и пропуск через государ­ственную границу лиц, транспортных средств, товаров и живот­ных.

В помещениях пунктов пропуска и местах, где осуществля­ется пограничный контроль, командирами соединений (частей) органов пограничной службы Республики Беларусь вводятся дополнительные режимные правила.

 

ТАМОЖЕННЫЕ РЕЖИМЫ

 

Правовое обеспечение таможенных режимов осуществляет­ся Конституцией Республики Беларусь, Таможенным кодексом, Кодексом Республики Беларусь об административных правона­рушениях, Положением о Государственном таможенном коми­тете, нормативными актами Таможенного комитета и др.

Согласно ст. 18 Таможенного кодекса Республики Беларусь таможенный режим - это совокупность положений, определяю­щих статус товаров и транспортных средств, перемещенных че­рез таможенную границу Республики Беларусь для таможенных целей.

Таможенным кодексом введено 15 видов таможенных ре­жимов: выпуск для свободного обращения; реимпорт; транзит; торговля; переработка на таможенной территории; переработка под таможенным контролем; временный ввоз (вывоз); свобод­ная таможенная зона; свободный склад; переработка вне тамо­женной территории; экспорт; реэкспорт; уничтожение; отказ в пользу государства.

Лицо, перемещающее товары, вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой, неза­висимо от характера, количества, страны происхождения или назначения товаров и транспортных средств, если иное не пре­дусмотрено актами законодательства Республики Беларусь по таможенному делу. Окончательное решение о помещении това­ров под тот или иной режим принимает таможенный орган, который и выдает соответствующее разрешение.

В отдельных случаях изменение одного таможенного режи­ма на другой не допускается. Например, после установления таможенного режима свободного обращения нельзя вернуть уп­лаченные таможенные платежи даже при условии выяснения заявителем впоследствии того, что полученный им товар утра­тил свои потребительские свойства более чем на 50 %.

В ходе обеспечения таможенного режима Государственный таможенный комитет Республики Беларусь преследует следую­щие цели:

1) экономическую - пополнение доходной части бюджета страны;

2) защитную - обеспечение экономической, санитарной безопас­ности государства, защита здоровья населения, общественно­го порядка, культурных и исторических ценностей и т.д.

К элементам общего таможенного режима относят: меры экономической политики, т.е. административное воздействие на ввоз и вывоз товаров путем запретов или ограничений, что пред­полагает лицензирование, квотирование и применение иных ад­министративных рычагов регулирования экономических процес­сов; таможенное оформление; таможенные платежи; таможен­ный контроль; правила пользования и распоряжения таможенными товарами и транспортными средствами. В зависимости от этих элементов выделяют разновидности общего таможенного режима: льготный, обычный, усиленный.

По признаку объекта общий таможенный режим делится на три вида: режим товаров; режим транспортных средств; ре-1 жим валюты и валютных ценностей.

РЕЖИМ СЕКРЕТНОСТИ (ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА)

Государственные секреты - сведения, защищаемые госу­дарством в целях предотвращения их несанкционированного распространения и создания угрозы национальной безопаснос­ти Республики Беларусь, а также конституционным правам и свободам граждан.

Иными словами, государственной тайной являются защищаемые государством сведения в области военной, экономичес­кой, внешнеэкономической, разведывательной и другой деятель­ности, разглашение которых может нанести существенный вред безопасности Республики Беларусь.

Признаки государственной тайны:

важнейшие сведения в любой сфере государственной деятельности;

 

разглашение сведении (тайны) причиняет существенный ущерб или наносит вред государству;

сведения, составляющие государственную тайну, закрепляются законом;

государственная тайна охраняется соответствующими статьями Уголовного кодекса Республики Беларусь;

режим государственной тайны обеспечивается специальным государственным органом управления - Комитетом государственной безопасности Республики Беларусь;

режим государственной тайны распространяется на лиц, которые обладают сведениями, составляющими государственную тайну, и имеют отношение к ее охране (защите).

Республиканские органы государственного управления, иные государственные органы и организации, наделенные полномочиями по отнесению сведений к государственным секретам и их пищите, на основании Перечня сведений, составляющих госу­дарственную тайну Республики Беларусь, утвержденного Прези­дентом Республики Беларусь, составляют перечни сведений, подлежащих засекречиванию.

Перечни сведений, подлежащих засекречиванию, утверждаются руководителями республиканских органов государственно­го управления, иных государственных органов и организаций, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государ­ственным секретам и их защите, по согласованию с органами государственной безопасности Республики Беларусь и пересмат­риваются по мере необходимости, но не реже, чем каждые пять лет.

Государственные секреты делятся на два вида: государствен­ная тайна и служебная тайна.

Государственная тайна - государственные секреты, разгла­шение или утрата которых могут повлечь тяжкие последствия для национальной безопасности Республики Беларусь, а также создать угрозу безопасности граждан либо их конституционным правам и свободам.

Служебная тайна - государственные секреты, разглашение или утрата которых могут причинить существенный вред наци­ональной безопасности Республики Беларусь, а также конституционным

правам и свободам граждан. Сведения, составляющие служебную тайну, имеют характер отдельных данных, входящих в состав сведений, составляющих государственную тайну и не раскрывающих ее в целом.

В зависимости от категории сведений, составляющих государственные секреты, характера и объема мер, необходимых для обеспечения их сохранности и защиты, устанавливаются три степени секретности сведений: особой важности, совершенно секретно, секретно.

В соответствии со степенью секретности сведений, составляющих государственные секреты, присваиваются соответствую­щие грифы секретности:

для носителей государственной тайны - «Особой важности», «Совершенно секретно»;

для носителей служебной тайны - «секретно».

Присвоение носителям государственных секретов иных грифов запрещается.

Допуск физического лица к государственным секретам осуществляется после заключения с ним договора о допуске к госу­дарственным секретам.

Типовая форма договора о допуске к государственным секретам и порядок его заключения определяются Советом Мини­стров Республики Беларусь.

Для получения физическим лицом допуска к государствен­ным секретам необходимо:

письменное согласие на проведение в отношении его органа­ми государственной безопасности Республики Беларусь прове­рочных мероприятий, подтверждающих отсутствие оснований, предусмотренных ст. 24 Закона Республики Беларусь «О госу­дарственных секретах». При этом срок проведения провероч­ных мероприятий не должен превышать одного месяца;

письменное согласие на частичные временные ограничения его прав в соответствии со ст. 29 указанного Закона и принятие на себя в связи с этим соответствующих обязательств перед государством;

ознакомление с актами законодательства Республики Бела­русь о государственных секретах, а также с нормативными правовыми актами Республики Беларусь, предусматривающими ответственность за нарушение законодательства о государствен­ных секретах;

принятие обязательства перед государством по выполнению установленных актами законодательства Республики Беларусь требований в сфере защиты государственных секретов;

определение видов и размеров компенсаций за ограничение его прав, установление порядка предоставления компенсаций;

принятие руководителем юридического лица решения о до­пуске физического лица к государственным секретам.

Необходимость заключения с физическим лицом договора о допуске к государственным секретам определяется перед назна­чением его на должность.

В зависимости от степени секретности сведений, составляю­щих государственные секреты, устанавливаются три формы до­пуска к государственным секретам, соответствующие степени секретности этих сведений:

форма № 1 - форма допуска к сведениям особой важности и их носителям;

форма № 2 - форма допуска к совершенно секретным сведе­ниям и их носителям;

форма № 3 - форма допуска к секретным сведениям и их носителям.

Наличие допуска формы № 1 является основанием для дос­тупа к сведениям допуска формы № 2 и допуска формы № 3, а наличие допуска формы № 2 является основанием для доступа к сведениям допуска формы № 3.

Обстоятельства, порядок и сроки перерегистрации либо из­менения формы допуска физических лиц к государственным сек­ретам устанавливаются Советом Министров Республики Бела­русь.

Доступ к государственным секретам без оформления допус­ка предоставляется:

Президенту Республики Беларусь - с момента вступления его в должность;

Премьер-министру Республики Беларусь - с момента назна­чения его на должность;

депутатам Палаты представителей Национального собра­ния Республики Беларусь, депутатам местных Советов депутатов, членам Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь - с момента признания их полномочий;

судьям - с момента назначения их на должность.

По истечении полномочий указанных лиц их доступ к государственным секретам прекращается.

Участники уголовного, гражданского и (или) административного процессов, кроме судей, получают без оформления допуска доступ к материалам дел, содержащим государственные секреты, на период участия в этих делах в порядке и объеме, предусмотренных процессуальным законодательством Республики Беларусь.

Ограничение прав физического лица, имеющего либо имев­шего доступ к государственным секретам, в соответствии с За­коном «О государственных секретах» может касаться прав:

на выезд за границу, если физическое лицо осведомлено о сведениях, составляющих государственную тайну, - до истече­ния срока, указанного в договоре о допуске к государственным секретам;

на распространение сведений, составляющих государствен­ные секреты, и (или) использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения, - до рассекречивания этих сведе­ний;

на неприкосновенность личной жизни - до окончания про­ведения проверочных мероприятий.

За нарушение законодательства Республики Беларусь о государственных секретах виновные лица несут ответственность в) соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Надзор за точным и единообразным исполнением законо­дательства Республики Беларусь о государственных секретах осуществляют Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры в пределах их компетенции.

 

Часть II (Особенная)

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО

УПРАВЛЕНИЯ

 

Глава 22



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1031; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.51.117 (0.03 с.)